Каким философским учениям и школам древнего востока соответствует принципы и идеи

Обновлено: 02.07.2024

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.

Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

в) разработаны стадии совершенствования человека и общества с целью достижения всеобщего благоденствия;

г) исследуются причины происхождения жизни на земле.

36 В логическом позитивизме утверждается:

а) философия не имеет предмета исследования, так как не является наукой о реальности;

б) то, что считается философией в одной эпохе, становится здравым смыслом в следующей эпохе;

в) научное познание создает лишь схемы, упрощая богатейшую картину мира;

37 Структура личности (по Фрейду):

38 Теория истолкования текстов – а) герменевтика;

39 Согласно экзистенциализму, человек… а) мера всех вещей – существования существующих и несуществования несуществующих;

в) арена беспощадной борьбы между сознанием и бессознательным, стремлением к жизни и стремлением к смерти;

40 В основе философского учения Вл. Соловьева лежит идея… а) всеединства;

б) национальной самобытности России;

в) непротивления злу насилием;

г) эмбриогении истории.

41 Представителями русского космизма были… а) А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин;

б) Вл. С. Соловьев, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский;

в) митрополит Иларион, Владимир Мономах, Юрий Крижанич;

г) Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский.

в) утверждали необходимость прохождения Россией тех же этапов развития, что прошла Западная Европа;

г) представляли будущее России в качестве центра особого мира Евразии.

Ответьте на вопросы 1 Определите, какие из приведенных ниже философско-религиозных учений по своему происхождению были: а) древнекитайскими; б) древнеиндийскими:

1) конфуцианство; 2) легизм; 3) ньяя; 4) моизм; 5) буддизм; 6) вайшешика; 7) веданта; 8) даосизм; 9) йога; 10) джайнизм; 11) адживика.

б) бытие состоит из материи;

в) материя – действительное бытие всех форм;

г) материальное единство мира означает полное тождество свойств и закономерностей всех вещей и явлений.

2 Атрибутами материи являются… а) структурность, несотворимость и неуничтожимость;

б) нерасчлененная целостность, случайный порядок связи элементов;

в) непознаваемость и сотворенность;

г) конечность во времени и бесконечность в пространстве.

3 Формы движения материи – механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная – различают по… а) методу их познания и степени изученности;

б) соответствию уровню структурной организации материального объекта;

в) сложности функционирования;

г) скорости протекания изменений.

4 Субстанциональная концепция пространства и времени трактует их как… а) формы координации сосуществующих объектов и состояний материи;

в) субъективные восприятия человеческого сознания;

г) атрибуты мира, сотворенного Богом.

Там все, что здесь, в объеме сжатом, Но также то, чего здесь нет.

Их меры малы, но все та же Их бесконечность, как и здесь;

Там скорбь и страсть, как здесь, и даже Там та же мировая спесь.

Их мудрецы, свой мир бескрайний Поставив центром бытия, Спешат проникнуть в искры тайны И умствуют, как ныне я;

б) ступени эволюции форм отражения в живой материи;

в) свойства любых живых существ;

г) формы чувственного познания.

2 Какое философское направление рассматривает сознание как свойство высокоорганизованной материи а) объективный идеализм;

б) субъективный идеализм;

в) диалектический материализм;

3 Какое из приведенных определений самосознания является наиболее исчерпывающим а) осознание себя как мыслящего, чувствующего и деятельного субъекта и эмоциональноценностное отношение к себе;

б) познание физической самотождественности, определение границ своего тела по отношению к другим телам;

в) осознание собственных психических свойств – особенностей темперамента и характера;

г) понимание своего места среди других людей.

Ответьте на вопросы 1 Каким философским учениям принадлежат определения сознания (или души), приведенные в первом столбце таблицы Сознание – такой же материальный психоанализ Фрейда продукт деятельности мозга, как желчь – продукт печени Сознание человека – это этап в раз- Платон витии Абсолютной Идеи, на котором она приближается к самой себе Сознание – верхушка айсберга Бес- буддизм сознательного Продолжение табл.

Вся природа одухотворена анимизм 2 Согласны ли Вы с суждением: «Мысль – это движение, а движение есть свойство всей материи.

б) утверждение, что все в мире относительно;

в) учение о всеобщей связи и развитии;

г) наука о предметах, постигаемых чувственным путем.

б) отрицание развития и признание внешнего толчка единственным источником движения;

в) учение о самоорганизации хаоса;

г) теория исторического процесса.

б) скорее ущербность человеческого разума, нежели его преимущество;

в) диалектическую взаимообусловленность разума и рассудка, их взаимосвязь;

г) прогресс в осознании процесса истории.

2 Теория познания иначе называется… а) гносеология или эпистемология;

3 Художественное познание является… а) иррациональным;

4 Заблуждение – это… а) содержание сознания не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное;

вопрос опубликован 14.01.2017 07:40:38

"благородный муж" - легизм
"не-деяние" - даосизм
психический тренинг - йога
освобождение от страданий и спасение - буддизм
строгий аскетизм и ахимса - джайнизм
религиозное освящение логики и философии - конфуцианство
эволюция материи и сознания - санкхья
загробного мира не существует - чарвака
мир вечер и неподвижен - ньяя

Если сомневаешься в правильности ответа или его просто нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие вопросы по предмету Другие предметы либо задай свой вопрос и получи ответ в течении нескольких минут.

При всем многообразии и богатстве философской мысли Древнего Востока ей присуще внутреннее единство, отличающее ее от европейской философии:

• влияние религиозно-мифологического мировоззрения, слабая ориентация на рационалистическую методологию, характерная для мифологического мышления образность, метафоричность языка;

• традиционализм, который несмотря на разнообразие школ, демонстрирует постоянство и преемственность, показывает, что великие истины не зависят от времени, а новое есть более точный комментарий авторитетного текста;

• отсутствие персонального философского творчества; некая безликость историко-философского процесса, опирающегося на национальную традицию;

• направленность философских исканий не на внешнюю действительность и объективную реальность, а на обретение гармонии, равновесия с окружающим миром, на самопознание.

В основе учений лежит идея реинкарнации, т. е. переселения, перевоплощения души (сансара), которая происходит в соответствии с законом воздаяния за поступки человека (карма). Неуклонное следование добродетели, нормам поведения в конечном счете приводит к спасению души или освобождению от колеса сансары (мокша).

В зависимости от отношения к Ведам выделяют две группы школ:

1) ортодоксальные, или астика, признающие авторитет Вед: Веданта, Миманса, Санкхья, Ньяя, Йога, Вайшешика;

2) неортодоксальные, или настика, не признающие высшего авторитета Вед и особый статус касты (варны) брахманов как единственных хранителей священного знания: Буддизм, Джайнизм, Адживика, Локаята.

Обретя знание, человек постигает то, что за всем многообразием мира явлений стоит единый Брахман. За этим и следует освобождение (мокша) и достигается изначальное тождество индивидуального духовного начала (Атмана) и всеобщего сознания (Брахмана), Атман растворяется в Брахмане, сливается с ним; исчезает противопоставление субьективного и обьективного, Я и не-Я.

Наибольшее развитие древнеиндийской философии астики в контексте изучения человеческой сущности, преодоления психологических и физических страданий человеком, гармонии души и тела представлено в школе йоги. Эта школа создала свою систему практик, которые становятся особенно популярными в европейской традиции начиная с XX в. Основателем школы считается мудрец Патанджали. Йога – это философско-этическая концепция, требующая исполнения предписаний Вед, наставлений брахманов. Главная задача практики йоги – освобождение ума от всего ложного, достижение его ясности путем физических и психических упражнений. Только с прекращением смен душевных состояний приходит спокойствие, чистота ума, человек погружается в недеятельное состояние. Это достигается следующими средствами (так называемый восьмиступенчатый путь освобождения): 1) воздержание – преодоление порочных стремлений; 2) развитие в себе культурного человека – формирование положительных привычек: соблюдение моральных и гигиенических правил, выработка положительных качеств, чувств, стремлений (например, дружелюбие, бодрость), привычка довольствоваться малым, строгое соблюдение религиозных обетов и т. д.; 3) дисциплина тела (асана); 4) контроль ума над чувствами; 5) внимание; 6) контроль за дыханием; 7) созерцание объекта; 8) сосредоточение. Конечной целью практики йоги является блаженство самосознания, погружение в себя, освобождение души. Весьма интересны в йоге разработки психологических проблем, психотерапии, аутотренинга, попытки понять связь между психическим и соматическим.

Ядром учения Будды становятся четыре благородные истины.

1. Страдание есть универсальное свойство человеческой жизни. Оно охватывает все без исключения ее стороны и этапы: рождение, старость, болезни, смерть, стремление к обладанию вещами и их потеря, что, согласно буддизму, проникнуто страданием. Сам мир страданий только иллюзия, порождение неведения.

2. Имеется причина человеческих страданий. Это его желания, безмерная привязанность человека к жизни, жажда бытия, могущества, удовлетворение своих чувственных страстей.

1) правильные взгляды, признание четырех благородных истин как фундаментальной основы внутреннего самосовершенствования;

2) правильную решимость как отказ от дурных намерений, вражды к ближним и т. п.;

3) правильную речь – результат правильной решимости, воздержания в речи от лжи, клеветы, оскорблений, пустой болтовни и т. п.;

4) правильное поведение как отказ от причинения зла всему живому, воровства, половой распущенности;

5) правильный образ жизни – обеспечение своих потребностей честным трудом, мирно;

6) правильное усилие – постоянное вытеснение дурных намерений и идей и замена их добрыми намерениями, т. е. самовоспитание и самообладание;

7) правильное внимание – активная бдительность сознания, наблюдение за состоянием тела, ощущений и ума и объектами, на которых сосредоточивается ум, чтобы их контролировать;

8) правильное сосредоточение – верные методы созерцания и медитации.

Философия Древнего Востока основывается на учениях мыслителей Египта, Китая, Индии. Их идеи формировались не одновременно, оказывали влияние друг на друга, изменялись с течением времени, имели противоречия.

Тем не менее, при изучении догм и постулатов древних философов разных стран, можно увидеть много общего.

Общие черты древневосточной философии

Древневосточную философию пронизывали мистические образы. Люди верили в существование духов, богов, поклонялись силам природы. Даже при возникновении науки они не отказывались от подобного мышления.

002

На Древнем Востоке уважали предков, а значит и знания, переданные ими. Люди не опровергали их, а слепо доверяли, не сомневаясь в их правдивости.

На первом месте стояло именно развитие общества, взаимоотношения между жителями. Уделялось внимание политическому устройству, и искались пути верного взаимодействия между правителями и обычными людьми.

Человек был неразрывно связан с природой, а его внутренний мир занимал центральное положение в философии, неразрывно связанной с религией. Поэтому много говорилось об эмоциях человека, его чувствах и способах самосовершенствования, поиске гармонии.

Ключевые моменты философии Древнего Китая

В Древнем Китае существовали две философские школы, учения которых сформировали менталитет народа и отразились на его историческом развитии. Рассмотрим их.

Даосизм

Основоположник учения – Лао Цзы.

Лао-Цзы

Центральное место в философии занимает Дао, это путь, которому должен следовать человек. Он не может ничего изменить в мире, ему остается только плыть по течению, не мешая законам вселенной. Человек не должен проявлять индивидуальность, смиряясь с происходящим вокруг.

Центральная идея философии Лао Цзы

От страстей и желаний нужно отказаться, освободиться. Дао – закон, единый для всех, не только для людей, но и для Земли и Неба. Нужно познать его, слиться с ним - только так можно достичь гармонии и счастья.

Конфуцианство

Основатель философского учения Кун Фу Цзы, известный как Конфуций.

Конфуций

Великий философ говорил о необходимости соответствия звания человека его поведению. Если его наделяют определенными обязанностями, он должен выполнять их, делать то, что предписывает должность.

Основные положения конфуцианства

Так, правитель заботится о жителях, руководя страной, муж – обустраивает дом и зарабатывает средства, нужные для жизни, любит жену и детей. Задача императора, по мнению Конфуция, объяснять людям, что от них требуется, разговаривать, проявляя уважение. Тогда они будут любить его и выполнять принятые им законы.

Самое главное – нельзя прибегать к наказаниям, чтобы добиться послушания. Необходимо создать общество, где все будут почитать друг друга.

Легизм

В противовес Конфуцианству существовал легизм, основали который Шань Ян и Хань Фэй. Они считали, что в стране должна быть жесткая иерархия, признавали тиранию и деспотизм. Посмотрим на основные черты:

Чтобы в обществе был порядок, насилия не избежать.

Правительство занимается не только государственными делами, но и вмешивается в личную жизнь граждан. Оно следит за их поведением, поощряя и наказывая.

Сущность философии Древней Индии

Основное учение Древней Индии – буддизм. Оно было основано Буддой Шакьямуни, названного при рождении Сиддхартха Гуатама.

Будда Шакьямуни

Он считал, что смысл человеческой жизни заключается в стремлении к нирване. Это состояние наивысшего блаженства. Чтобы достичь его, нужно отказаться от мирских наслаждений, похоти и стремления к славе. Ведь именно люди своим образом жизни и желаниями не дают свершиться собственному счастью.

Чтобы стать просветленным, необходимо следовать постулатам. Кратко их можно описать следующим образом:

действовать только в согласии с собой, не причиняя никому зла;

быть честным, усердным и трудолюбивым;

контролировать свои мысли и постоянно работать над улучшением жизни.

Древнее учение джайнизм также говорило о стремлении к нирване. Его основателем считается Джина Махавира. Философия призывала заниматься самосовершенствованием души. Только это приведет к всезнанию и всеведению.

Душа есть не только у людей, ей наделено все живое в мире. Поэтому важно относиться ко всему с добром и любовью, также как к себе. Это обязательно воздастся в будущем.

Основой индуизма, одного из популярных в мире религиозно-философских учений, является ведизм, появившийся еще во II-I тысячелетии до нашей эры.

Индуизм

Он основан на ритуалах и мифологических образах. Ведизм опирался на обожествление природных сил.

Позже он развился в брахманизм. Он основан на ведах, сборниках мантр, применяемых в качестве молитв. Брахманы же – это наставники, представители высшей варны или сословия Древней Индии.

Школы, признававшие веды священными книгами, названы ортодоксальными. Среди них Веданта, Санхья, Вайшешика. Все они говорили о существовании материального и духовного начала и верили в продолжение жизни после смерти.

Ключевые особенности философии Древнего Египта

Философия Древнего Египта представляет собой совмещение философских и мифологических мыслей. Она обучала управлению и тесно была связана с правосудием. Она призывала людей контролировать свои эмоции, управлять ими.

Философия Древнего Египта

Практичность – еще одна черта древних учений. Классовые отношения и цивилизация в Египте зародились намного раньше, чем в других странах.

Основу философии составляли:

мифы, объясняющие устройство мира и рассказывающее о том, что происходит с человеком после смерти;

учения о происхождении космоса и небесных тел.

Одним из священных символов Древнего Египта был Сфинкс - бык с головой человека. У него крылья орла и когти льва. Такое сочетание говорит о единстве стихий земли, воды, воздуха и огня.

Египетские пирамиды и сфинкс

Это словно божественный проводник, символизирующий единение человека и природы. Также считается, что Сфинкс – воплощение богини Египта Исиды. Она олицетворяет женственность и материнство.

Но философы Древнего Египта не забывали и о материальной стороне жизни. На научных знаниях основаны великие творения местного народа – пирамиды. Математические доказательства и формулы заставляли задуматься о характеристиках объектов, единстве количества и качества.

Среди мыслителей Древнего Египта известны имена:

Имхотеп – мудрец и астролог, впоследствии почитаемый как бог медицины.

Птаххотеп – мыслитель, говоривший о том, что богатство и жадность мешают человеку. Они не помогут после смерти, не изменят моральной облик человека, представшего перед судом Осириса, бога возрождения и царя загробного мира.

Заключение

Философия Древнего Востока – основа религиозной мысли и научных идей не только жителей Китая, Индии и Египта. Через предания и мифы раскрывалась тайна мироздания, роль человека во вселенной, его предназначение.

Постулаты древних мыслителей легли в основу правовых отношений людей и управления государством.

Философы создавали облик идеального человека, к которому должен стремиться каждый в своей жизни, будь он правителем или обычным жителем. Считалось, что только так можно достичь гармонии и счастья.


К Древневосточной, как правило, относят философию Древней Индии и Древнего Китая. Восточная философия значительно отличается от западной в си-лу различий культур, верований и традиций данных народов. Начало индийской философии принято относить к VIв. до н.э. Школы индийской философии по критерию отношения к ведической традиции принято разделять на 2 группы: ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика).

Ортодоксальные школы признают авторитет Вед, существование Бога, бессмертие души, жизнь после смерти, колесо сансары. К ним относят следующие: санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса, веданта. Все названные школы имеют идеалистическую направленность.

Неортодоксальные школы не признают авторитета Вед. Это: адживика, чарвака (локаята), имеющие материалистическую направленность; джайнизм, буддизм, критически настроенные к ритуальности и об-рядности ведических практик. Несмотря на то, что в Древней Индии получили развитие несколько десятков школ и направлений, они имеют ряд общих черт, которые в тоже время, отличают ее как от Древнекитайской, так и от западной философии. К их числу относятся следующие:

•Толерантное сосуществование множества различных школ и течений.

•Преобладание духовной проблематики, тесная связь с религией.

•Философия имеет практический характер.

•Высшая цель жизни человека – освобождение от материальных оков земного мира.

•Все школы (за исключением чарваки) убеждены в существовании высшей упорядоченности и справедливости.

•Незнание оценивается как причина страданий. Освобождение от них возможно через постижение высшего знания о реальности.

•Отсутствует противопоставление Бога и человека.

•Идеалистическая направленность (исключение – чарвака).

•Умозрительность, тяготение к субъективизму.

•Приверженность традиции, традиционность.

Первый источник информации о жизни древнеиндийского общества, имеющийся в распоряжении ученых – это ведическая литература, которая представляет собой обширный набор тестов, преимущественно религиозного содержания, которые составлялись в течение 9-и столетий (1500 гг. до н.э. – 600 гг. н.э. ).

Важнейшей темой ведической литературы является концепция круговорота жизни (самсара) и связанный с ней закон воздаяния (карма). Согласно ведической литературе, причиной мироздания является Брахман, понимаемый сначала чисто религиозно – как личностное божество, а позже философски – как высшее Абсолютное начало объективной реальности. Мироздание состоит из трех миров – земного и высших божественных. Человек – есть творение богов и часть природы. Он наделен атманом – духовным началом субъективного характера, которое является основой его бессмертной души. Душа включена в круговорот постоянных перевоплощений (колесо сансары), которые определяются кармой (законом воздаяния). Жизнь понимается как бесконечная цепь перерождений. Закон кармы утверждает, что будущее рождение является результатом деяний всех предшествующих жизней. Толь-ко тот, кто в предыдущих инкарнациях совершает благие деяния, родится представителем 3-х высших каст. Бытие в земном мире отягчается негативной кармой, ведущей к страданиям. Преодоление негативной кармы и достижение мокши (освобождения) считаются высшими целями религиозной практики.

В данном учении предпринимается попытка объяснить имущественное и социальное неравенство людей как следствие этического результата их деятельности в прошлых жизнях.

В середине I тысячелетия до н.э. значительное развитие получают аграрное и ремесленное производство, торговля, что ведет ко все более углубляющемуся неравенству. Но это также и время поиска в религиозной сфере: возникает ряд новых доктрин, независимых от ведической идеологии. Среди них можно выделить такие направления неортодоксальной философии как джайнизм и буддизм.

Джайнизм, возникнув в VI в. до н.э. , долгое время существовал в устной традиции, письменные источники появились только в V в. н.э. В джайнизме религиозные воззрения смешиваются с философскими рас-суждениями.

В онтологическом плане джайны придерживаются дуалистической позиции: признают одновременное существование двух независимых субстанций – материи и духа.

Значительное внимание в джайнизме уделяется проблеме человека. Сущность личности также определяется с позиции дуализма: личность двояка, она включает в себя как материальную (физическую) основу, так и духовную составляющую. Связывает их между собой карма. К появлению индивида приводит лишь соединение материи духа.

Джайны различают восемь видов карм, которые подразделяются на злые, негативно влияющие на свойства души, и добрые, удерживающие душу в круговороте перерождений. Смыслом существования человека является высвобождение души из колеса сансары, ее единение с брахманом – неким абсолютным мировым духом. Освобождение души из-под влияния кармы возможно лишь при помощи аскезы и совершения благих деяний. Поэтому в джайнизме большое внимание уделяется этике.

Этика джайнизма говорит о необходимости правильного понимания человеком сущности вещей и явлений. К правильному пониманию может привести правильная вера, ориентирующая человека на правильное познание. Правильное познание способствует получению правильных знаний, которые, в свою очередь, обеспечивают возможность правильной жизни.

Рассуждая о бытии мира, джайны приходили к заключению о вечности Космоса. По их мнению, он ни-когда не был создан и не может быть уничтожен. Построения джайнов в большинстве своем умозрительны, они не имеют под собой научной или рациональной основы.

Таким образом, буддизм концентрируется на проблеме человека, освобождении его души, все прочие вопросы лишь косвенно затрагиваются в рамках данно го учения. Среди ортодоксальных религиозно-философских школ Древний Индии наибольшего внимания заслуживают йога, вайшешика и ньяя.

Вайшешика берет свое начало в I в. н.э. и придерживается четких материалистических тенденций. Основной тезис данной школы состоит в том, что мир представляет собой вечный циклический процесс возникновения и упадка. В этом процессе существуют устойчивые элементы – атомы – вечные, неуничтожимые и никем не созданные. Всего их 17. Они обладают различными качествами, но все имеют шаровидную форму. Все, что мы можем ощутить при помощи органов чувств (как неодушевленные предметы, таки и одушевленные существа) – состоит из атомов в различных сочетаниях.

Тесно связана с вайшешикой ньяя: они взаимно дополняют друг друга. Однако в ньяе больше внимания, в отличие от вайшешики, уделяется проблемам логики и гносеологии, а в частности, средствам достоверного познания. Сторонники данного направления выделяют три таких средства: чувствование, умозаключение и умозаключение посредством аналогии. Ньяи провозглашали объективное существование окружающего мира: он существует независимо от человека, от его познания и сознания. Равно как и большинство древнеиндийских религиозно-философских направлений, ньяя стремилась освободить душу человека от телесных оков. Душа (атман) здесь понималась как самостоятельная субстанция, не наделенная при этом ни разумом, ни сознанием. Последнее она способна приобрести посредством чувственного восприятия окружающего мира, то есть сознание не является атрибутом души, это лишь случайно приобретаемое свойство. Освобождение души от тела – есть высвобождение из круга сансары. Оно сопряжено с прекращением всех страданий, стремлений и желаний, оно не хорошо и не плохо, оно не связано ни со счастьем, ни с несчастьем. Освобождение – есть смысл человеческого существования и достижимо оно посредством приобретения истинных знаний об объектах окружающего мира.

Основные черты философии Древнего Китая состоят в следующем.

•Сильный традиционализм, который проявляется в форме ритуала.

•Толерантное сосуществование различных школ и направлений.

•Преобладание практической философии, направленной на решение проблем управления обществом и жизни человека.

•Осмысление действительности на основе символического и структурно-числового методов восприятия.

•Слабое развитие логики.

•Несистематизированность философии, ее слабая связь с наукой.

•Сквозная ориентация на принцип Дао.

На протяжении древнекитайской истории существовало множество философских школ и направлений. Особое внимание следует обратить на:

•Конфуцианство. Основатель – Кун Фу-цзы (Конфуций).

•Даосизм (дао дэ цзя). Основатель – Лао-цзы.

•Моизм (мо-цзя) Основатель – Мо-цзы.

Человечность, по Конфуцию, включает три правила:

• помогай другим достичь того, чего бы сам хотел достичь,

• чего не желаешь себе – не делай другим,

• люби других сильнее, чем себя самого.

Конфуций проповедовал уважительное, почтительное отношение к старшим и вышестоящим, полагая, что только таким образом возможно добиться стабильного функционирования общества. Государство он уподоблял большой семье, где правитель относится к подвластным так, как отец должен относиться к своим детям: строго, справедливо, защищая от невзгод. Под-властные же должны относиться к правителю как дети к отцу: почтительно повинуясь его приказам.

Итак, в центре внимания Конфуция и его последователей находятся проблемы взаимоотношений между людьми, проблемы воспитания и управления. Данного мыслителя также называют первым социальным реформатором, поскольку он, негативно относясь к социальной действительности, предлагал пути ее совершенствования, но, интересно то, что общественный идеал он видел не в будущем, а в прошлом.

Даосизм был основан в II в. до н.э. , авторство основных его текстов принадлежит Лао-цзы (учителю Лао). В центре внимания даосов находятся природа, космос и человек. Природа и космос существуют в постоянном движении, изменяются без каких-либо причин.

Центральным понятием данной доктрины является дао, которое понимается двояко. Во-первых, дао – есть первооснова мира, первосубстанция, являющаяся источников всех вещей, сама же ни от чего не зависящая, никем не созданная и неуничтожимая. Во-вторых, дао следует понимать как путь, которым движется человек и мир. То есть дао – это единство абсолюта и закона его существования. Оно присутствует везде и во всем, дает жизнь всему и все, погибнув, в него возвращается. Дао определяется, соответственно как изначальное небытие, из которого возникает бытие. Дао обладает некой внутренней высокоморальной и нравственной силой –дэ, через которую оно проявляется в воспринимаемом человеком мире.

Жизнь человека также подчинена дао. Каждый человек встает на путь дао, стремится познать его, достичь единства с ним. В этом и состоит цель бытия человека, согласно даосам. Смысл жизни человека заключается в достижении единения его души с космосом. Основной задачей человека, следовательно, становится действие, направленное на слияние души и космоса. Для ее осуществления необходимо четкое следование пути У-вэй.

Моизм – религиозно философское течение Древнего Китая, возникшее в IV–I II в до н.э.и получившее свое название от имени основателя Мо Ди. После смерти учителя моизм распался на три течения, приобретших самостоятельное существование.

Мо Ди был оппозиционно настроен по отношению к конфуцианству, он критиковал его обрядность и церемониальность, отрицал конфуцианское предопределение и полагал, что люди по природе своей свободны. Человек для моистов – самодостаточная прекрасная личность, а не функция или винтик общественного механизма.

Основным предметом познания для моистов является окружающий мир. Информацию о нем человек получает через чувства, но подобные знания стихийны, случайны и несистемны. Для получения достоверных знаний об окружающей нас действительности необходимо систематическое наблюдение. Результаты наблюдений нуждаются в осмыслении. Лишь размышление позволяет человеку отделить истину от лжи.

Итак, философия Древнего Востока очень разнообразна и своеобразна, но, несмотря на ряд уникальных особенностей, является кладезем мудрости и неотъемлемой частью мировой философской мысли.

Читайте также: