Каким должно быть финансовое обеспечение социального государства кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ключевые слова: Отсутствуют

Ссылка для цитирования:

В широком понимании демографическая политика — это предлагаемый и реализуемый государственными институтами и общественными организациями комплекс целей, мер и средств, которые направлены на изменение существующей демографической ситуации. Целью демографической политики является влияние на процессы воспроизводства населения в соответствии с поставленными задачами социально-экономического развития и сохранения целостности государства. Для достижения цели демографической политики, необходимо добиться эффективного функционирования всей системы государственного управления демографическими процессами[1].

С начала кризиса 1990-х гг., в России демографическая проблема стоит довольно остро. Демографическая ситуация играет все большую роль в развитии экономики страны, внутренней и внешней политике, социальной сфере, поэтому сложившаяся демографическая ситуация вызывает серьезное беспокойство. Последние десятилетия отмечается общий спад численности постоянного населения, естественная убыль населения, общее старение населения.

На сегодняшний день существует ряд проблем как на уровне нормативно-правового обеспечения, так и на уровне реализации полномочий в деятельности конкретных структур. Назрела необходимость системного решения демографической проблемы.

В демографической политике можно выделить три основных направления:

  1. семейное — регулирование рождаемости и сохранение семьи как социального института;
  2. здравоохранительное — укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни населения;
  3. миграционное — регулирование миграционных процессов.

Стабильно положительная демографическая ситуация является необходимым условием повышения уровня жизни населения.

В нашей стране рождаемость населения должна стимулироваться и включать в себя комплекс мер поддержки молодой семьи. Одним из важных критериев социального государства является защита материнства, а так же помощь и защита семьи.

  1. выполнение обязательств государства по социальной поддержке граждан;
  2. обеспечение потребности граждан старшего возраста, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей в социальном обслуживании;
  3. создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей;
  4. повышение роли сектора негосударственных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг.

Данная госпрограмма направлена на решение социально-экономических проблем, представленных на рисунке 1.


Рисунок 1. Социально-экономические проблемы населения Российской Федерации

Сроки реализации программы: 1 января 2013 года - 31 декабря 2020 года.

Госпрограмма реализуется за счет федерального бюджета, общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета составляет 9472766244 тыс. рублей (см. рис. 2) [3], в том числе:

на 2013 год - 925492816,9 тыс. рублей;

на 2014 год - 1088731322,4 тыс. рублей;

на 2015 год - 1161189735,9 тыс. рублей;

на 2016 год - 1178101868,8 тыс. рублей;

на 2017 год - 1257056400 тыс. рублей;

на 2018 год - 1304865400 тыс. рублей;

на 2019 год - 1297618900 тыс. рублей;

на 2020 год - 1259709800 тыс. рублей


Рисунок 2. Финансирование государственной программы

В результате реализации госпрограммы ожидается:

  • рост рождаемости;
  • снижение бедности среди получателей мер социальной поддержки на основе расширения сферы применения адресного принципа ее предоставления;
  • создание прозрачной и конкурентной среды в сфере социального обслуживания населения;
  • преобладание к 2020 году семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
  • удовлетворение к 2020 г. потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов, включая детей-инвалидов, в постоянном постороннем уходе в сфере социального обслуживания населения;
  • решение проблемы беспризорности;
  • повышение к 2018 г. средней заработной платы социальных работников до 100 % от средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • обеспечение эффективности и финансовой устойчивости социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • увеличение объемов социальных услуг, оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями.

- уменьшение численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (в % от общей численности населения):

- увеличение доли граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения:

Также стоит отметить, что программа состоит из четырех подпрограмм, а именно:

Задача: повышение адресности при предоставлении мер социальной поддержки

  • увеличение количества граждан - получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта, преодолевших трудную жизненную ситуацию;
  • снижение бедности отдельных категорий граждан - получателей мер социальной поддержки;
  • увеличение количества малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта.
  • развитие сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих социальное обслуживание населения;
  • укрепление материальной базы учреждений системы социального обслуживания населения;
  • повышение к 2018 г. средней заработной платы социальных работников до 100 % от средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • развитие конкуренции в сфере социального обслуживания населения.
  • решение к 2020 году проблемы удовлетворения потребности граждан пожилого возраста и инвалидов в постоянном постороннем уходе
  • формирование демонополизированного рынка услуг в сфере социального обслуживания населения
  • обеспечение доступности, качества и безопасности социального обслуживания населения
  • повышение престижа профессии "социальный работник", приток молодых специалистов, сокращение дефицита социальных работников в сфере социального обслуживания населения.
  • снижение семейного неблагополучия, беспризорности и безнадзорности, социального сиротства;
  • обеспечение отдыха и оздоровления детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • повышение уровня социального обслуживания детей-инвалидов;
  • рост рождаемости;
  • совершенствование системы поддержки социально уязвимых семей с детьми и детей.
  • повышение уровня жизни семей с детьми;
  • решение проблемы беспризорности;
  • преобладание к 2020 году семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
  • увеличение количества детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, охваченных отдыхом и оздоровлением;
  • расширение охвата детей-инвалидов социальным обслуживанием;
  • повышение суммарного коэффициента рождаемости к 2018 г. до 1,753.
  • развитие механизмов привлечения социально ориентированных некоммерческих организаций к оказанию социальных услуг на конкурентной основе, а также конкурсного финансирования инновационных программ и проектов указанных организаций;
  • оказание за счет средств федерального бюджета финансовой поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, направленной на достижение конкретных значений показателей результативности;
  • содействие развитию прозрачности и конкурентности системы финансовой и имущественной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в субъектах Российской Федерации;
  • развитие инфраструктуры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе содействие привлечению социально ориентированными некоммерческими организациями труда добровольцев;
  • обеспечение открытости информации о государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций.
  • создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • повышение эффективности и финансовой устойчивости социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • увеличение объемов и повышение качества социальных услуг, оказываемых социальноориентированными некоммерческими организациями[2].

Далее следует перейти к оценке эффективности реализации государственной программы.

Оценка эффективности реализации госполитики будет произведена по следующим критериям:

1.1 Адекватность показателей и целей госпрограммы

1.1.1 Соответствие целей и показателей госпрограммы и ее подпрограмм установленным параметрам в стратегических документах, Указах Президента РФ от 7 мая 2012 г., а также параметрам долгосрочного прогноза социально-экономического развития РФ на период до 2030 года:

Цели, задачи и индикаторы проекта программы соответствуют стратегическим документам:

Цели и показатели, указанные в госпрограмме в целом соответствуют приоритетам и целям госполитики в сфере социальной поддержки граждан, установленным в стратегических документах, перечисленных выше.

1.1.2. Достаточный набор показателей госпрограммы и подпрограмм(по возможности достижения целей и соблюдения баланса интересов при разработке и реализации госполитики в сфере реализации государственной программы):

Система индикаторов, которые предложены в данной госпрограмме, учитывает интересы не всех заинтересованных сторон при реализации госполитики в сфере социальной поддержки граждан.

1.2. Оптимальность набора подпрограмм по их полноте, а также по управлению и мониторингу их реализации:

С точки зрения достижения цели и решения задач госпрограммы, состав подпрограмм является достаточным. Сферы реализации подпрограмм в целом соответствуют сферам реализации госпрограммы. Подпрограммы имеют самостоятельные результаты, которые являются значимыми для достижения целей и решения задач всей госпрограммы.

1.3. Необходимость и достаточность мероприятий для достижения целей реализации госпрограммы:

Мероприятия, которые предлагаются для реализации в рамках госпрограммы, можно считать достаточными для достижения цели.

Эффективность реализации госпрограммы во многом зависит от взаимодействия федерального и регионального уровней власти, так как сфера реализации госпрограммы относится к сферам совместного ведения РФ и субъектов РФ.

1.5. Достаточность финансового обеспечения для достижения целей госпрограммы:

Объем ресурсного обеспечения реализации госпрограммы определен до 2020 года с учетом прогнозируемой участниками динамики численности получателей мер социальной поддержки в 2013-2020 годах, а также показателей прогноза уровня инфляции.

Однако стоит отметить, что не представляется возможным оценить обоснованность заявленных объемов бюджетных ассигнований, потому что необходимые расчеты и документы отсутствуют. Министерству труда и социальной защиты РФ необходимо предоставить данную информацию.

2. Анализ соответствия госпрограммы и подпрограмм установленным нормативным и методическим требованиям:

2.1. Соответствие целей и показателей госпрограмм и подпрограмм установленным методическим и нормативным требованиям

2.1.1. Формулировка целей и системы показателей госпрограммы соответствуют требованиям, установленным Методическими указаниями по разработке и реализации госпрограмм РФ[4].

Стоит также обратить внимание на то, что достижение поставленной цели в большей степени будет за счет мер госполитики в области повышения доходов граждан (увеличение заработной платы, обеспечение занятости, развитие предпринимательской деятельности и др.), а не с помощью мероприятий госпрограммы, которые предусматривают социальную поддержку населения.

В целом показатели можно считать соответствующими требованиям, которые предъявляются в Методических указаниях (объективность, адекватность, точность, однозначность, достоверность, сопоставимость, экономичность, регулярность и своевременность). Показатели, которые характеризуют конечные общественно значимые результаты, уровень удовлетворенности потребителей оказываемыми исполнителями госуслугами и непосредственные результаты включены в общее число показателей. Показатели подпрограмм также связаны с показателями, которые характеризуют достижение целей и решение задач госпрограммы.

Требуется более детально уточнить задачи и показатели, ставящиеся в подпрограммах.

2.2. Соответствие содержания и структуры госпрограммы и подпрограмм методическим требованиям:

Структура и содержание государственной программы в целом соответствует Методическим указаниям. На титульном листе госпрограммы следует добавить подпись руководителя федерального органа исполнительной власти, который является ответственным исполнителем госпрограммы или его заместителя.

2.3. Наличие информации о согласовании проекта госпрограммы с соисполнителями и участниками госпрограммы

В проекте госпрограммы отсутствует информация о согласовании данного проекта Министерством финансов России и Министерством юстиций России.

Часть участников госпрограммы согласовали проект госпрограммы с замечаниями, не учтенными в представленном документе (Министерство здравоохранения России, МВД России, Министерство спорта России, ФСКН России).

На основе проведенного анализа, можно выработать предложения по совершенствованию проекта госпрограммы:

1) Корректировка или уточнение целей госпрограммы и подпрограмм:

2) Корректировка состава показателей госпрограммы:

С целью проверки достижения цели по модернизации и развитию социального обслуживания населения целесообразным было бы предусмотреть индикатор степени удовлетворенности качеством услуг, которые получены в рамках предоставления мер социальной поддержки граждан.

3) Корректировка значений индикаторов госпрограммы:

В проекте госпрограммы нет обоснования прогнозных значений показателей и их взаимосвязи с набором мероприятий и выделяемых ресурсов, которые направлены на достижение показателей и целей. Это затрудняет оценку предлагаемых прогнозных значений показателей.

Социальное обеспечение и социальное страхование населения

Социальное обеспечение

Пра­во на со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние – од­но из осн. кон­сти­ту­ци­он­ных прав гра­ж­дан. В гл. 2 Кон­сти­ту­ции РФ, по­свя­щён­ной пра­вам и сво­бо­дам че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на, ему от­ве­де­на спе­ци­аль­ная нор­ма. Со­глас­но ст. 39 ка­ж­до­му га­ран­ти­ру­ет­ся со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние по воз­рас­ту, в слу­чае бо­лез­ни, ин­ва­лид­но­сти, по­те­ри кор­миль­ца, для вос­пи­та­ния де­тей и в иных слу­ча­ях, ус­та­нов­лен­ных за­ко­ном. Там же пре­ду­смот­ре­но, что гос. пен­сии и со­ци­аль­ные по­со­бия ус­та­нав­ли­ва­ют­ся за­ко­ном, по­ощ­ря­ют­ся доб­ро­воль­ное со­ци­аль­ное стра­хо­ва­ние, соз­да­ние до­пол­ни­тель­ных форм со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния и бла­го­тво­ри­тель­ность.

Социальная политика - сфера деятельности государства, связанная с решением проблем, относящихся к жизни людей и их отношениям в обществе. Социальная политика направлена на реализацию социальных функций государства.

Расходы бюджета на социальную политику - это затраты бюджетных средств на реализацию социальной политики, т.е. на оплату социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому и в учреждениях социального обслуживания, а также затраты на социальную помощь малообеспеченным гражданам, осуществление молодежной политики, выплату пенсий военнослужащим, пенсий и пособий работникам правоохранительных органов.

На обеспечение социальной политики государство направляет средства за счет: средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов муниципальных образований, а также государственных внебюджетных фондов.

В зависимости от того, кто главный инициатор (субъект) этих мер, различают виды социальной политики - государственная, региональная, корпоративная.

Цель социальной политики государства состоит в улучшении здоровья нации, в обеспечении достаточного дохода и социальной поддержки в определённых неблагоприятных жизненных ситуациях и, в целом, в создании для населения благоприятной социальной атмосферы в обществе.

В функциональной структуре региональной политики лидирующее положение занимает социальная политика, нацеленная на повышение благосостояния и благополучия людей. Гуманная ориентация регионального развития способствует раскрепощению человека, раскрытию его творческих способностей, совершенствованию общественных отношений. Социальные приоритеты, провозглашаемые правительством и закреплённые нормативно-правовыми актами, требуют активной реализации их в повседневную жизнь. Этому в значительной мере должна способствоватьрегиональная социальная политика.

Внутренняя корпоративная социальная политика - социальная политика, проводимая для работников своей компании, а потому ограниченная рамками данной компании. Она основывается на сложившемся мнении общества о необходимости компании не только обеспечивать прибыль и платить налоги, но и заботиться о своих работниках. Однако общество посылает бизнесу не совсем четкие сигналы, относительно своих пожеланий. Поэтому компания зачастую формирует социальную политику исходя из собственных представлений о данном процессе.

Внешняя корпоративная социальная политика - социальная политика, проводимая для местного сообщества на территории деятельности компании или ее отдельных предприятий.

В зависимости от источника выплаты денежных средств (источника финансирования) на социальное обеспечение граждан выделяют следующие его виды:

- государственное социальное обеспечение (которое осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы, а также за счет внебюджетных государственных социальных фондов).

- негосударственное социальное обеспечение (которое осуществляется за счет средств частных физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, предприятий, организаций).

Виды социального обеспечения: пенсии, пособия различных видов, льготы, социальное обслуживание и натуральное обеспечение.

Пенсии - это наиболее значимый как по числу обеспечиваемых, так и по объему расходуемых средств, вид обеспечения. Субъектом данного вида обеспечения является лицо, признанное нетрудоспособным по причине достижения определенного возраста, по признанию нетрудоспособным по медицинским критериям (инвалидность), либо из-за выполнения каких-либо социальных функций (уход за инвалидом 1-ой гр., ребенком - инвалидов, престарелым и т.д.). Пенсия - это государственная выплата, производимая из пенсионного фонда с целью материального обеспечения нетрудоспособных граждан в связи с их прошлой трудовой и иной общественно-полезной деятельностью в размерах, как правило, соизмеримых с размером прошлого заработка.

Пособия - это ряд видов социального обеспечения, различающихся по целям, источникам выплат, субъектам.

Трудовые пособия выплачиваются лицам, состоящим в трудовых отношениях с предприятием (государственным, муниципальным, кооперативным и т. д.) и утратившим заработную плату временно в связи с нетрудоспособностью. Выплачиваются они за счет средств социального страхования. Наличие трудовых связей между субъектом обеспечения пособием и страхователем, в роли которого выступает предприятие или иной аналогичный объект, обязательно. К числу трудовых пособий относятся, например, пособия по беременности и родам.

Социальные пособия не связаны с трудовой деятельностью. Они выплачиваются в твердых, установленных законодательством размерах. Социальное пособия - это ежемесячные денежные выплаты из специальных государственных фондов в установленные законом случаях нетрудоспособным лицам, которые не работают и не имеют права на трудовые пенсии и другие денежные виды обеспечения (кроме семейных пособий).

Семейные пособия. Субъектами их получения является семьи. Основное социальное назначение семейных пособий - оказание государственной материальной помощи семьям, несущим дополнительные расходы в связи с воспитанием и содержанием несовершеннолетних детей и в некоторых других случаях. К ним относятся пенсии на детей-инвалидов, пособия по уходу за малолетними детьми, одиноким матерям, на детей малообеспеченным семьям, по случаю рождения ребенка, на погребение и т.д.

Предоставление льгот облегчает материальное положение некоторых категорий лиц в результате того, что часть необходимых денежных трат общество берет на себя. Данный вид обеспечения используется достаточно широко. К нему относится частичная оплата лекарственных средств и коммунальных услуг, оплата частичной стоимости путевок для отдыха детей в санаториях и лагерях, содержание детей в детских дошкольных учреждениях и т.д.

Натуральное обеспечение - передача некоторым категориям граждан в собственность или в пользование материальных ценностей. Речь идет о бесплатном обеспечении протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения, лекарственными препаратами некоторых групп инвалидов, о предоставлении жилья за счет государственного жилого фонда.

Расходы на реализацию данной программы из федерального бюджета составили (млн. руб.): 2006 - 38 564,1; 2007 - 62 689,8; 2008 - 131 739,1; 2009 - 88 081,9; 2010 - 62 470,5. Всего - 383 545,6.


Среди либеральных ученых взгляды Штейна разделял Фридрих Науманн. Либералы ставили перед государством задачу не только защищать собственность и социальный порядок, но и материально и морально поднимать низшие классы, проводя масштабные социальные реформы[2].

Идеи социальных реформ, в которых государство рассматривает благосостояние всех граждан как свою главную задачу, традиционно пользовались поддержкой в немецком рабочем движении, его различных обществах, союзах, политических и профсоюзных организациях. Социал-реформистского направления в вопросах государственного строительства придерживалось также и большинство вождей немецкого рабочего класса.

Давление снизу для улучшения социально-экономического положения трудящихся сочеталось в Германии с традицией реформ сверху. В результате во второй половине ХIХ - начале ХХ века в стране был выработан и законодательно закреплен ряд мер государственного и общественного характера по защите социальных интересов низших классов, введено обязательное пенсионное страхование. Борьба трудящихся за свои права, идеологические и научные дискуссии о путях социализации деятельности государства, постепенное введение мер государственного регулирования социальных отношений в этот период имели место и в других индустриальных странах, прежде всего в Англии и Франции.

Толчком для дальнейшего развития социального государства послужили мировой экономический кризис 1929-1933 годов и Вторая мировая война. Политика президента Ф.Рузвельта в США включила в себя законодательное закрепление права рабочих на коллективный договор и организацию профсоюзов, общегосударственные мероприятия по борьбе с безработицей, помощь фермерам, решительные шаги в направлении социального обеспечения, ликвидации детского труда и сокращения рабочего дня, введения пенсии по старости.

После Второй мировой войны начался новый этап в развитии социального государства - его возведение в конституционный принцип, интерпретация как особого типа государства. Впервые социальное государство в качестве конституционного принципа было зафиксировано в Конституции ФРГ 1949 года. В последующие годы практика конституционного закрепления статуса социального государства получила дальнейшее распространение.

В настоящее время все развитые страны мира, независимо от наличия или отсутствия в их законах соответствующих положений, в большей или меньшей степени де-факто являются социальными государствами.

Как показывает анализ конституционного обеспечения и реального функционирования современного социального государства, ему свойственны не только наличие соответствующего принципа в Конституции, продуманная стратегия социальной политики и весомые достижения в ее реализации, но и целый ряд других конституционных положений, раскрывающих принцип социального государства и обеспечивающих его реализацию, а также особые характеристики как социальной, так и всех иных сфер общественной жизни.

Успешное функционирование социального государства возможно лишь на основе высокоразвитой экономики, которая должна быть эффективной, социально ориентированной, служащей интересам всех слоев общества.

В экономической политике социального государства требуется сочетание и мер государственного регулирования, и поощрения конкуренции, и развития личной инициативы граждан по обеспечению своего собственного благосостояния.

В политической сфере необходим консенсус главных политических сил относительно основных целей и задач развития данного общества, сложившейся системы деятельности социальных институтов. Это позволяет обеспечивать преемственность социальной политики государства в случаях демократической смены правящих партий, правительств и высших государственных должностных лиц.

Духовная атмосфера в социальном государстве должна характеризоваться развитым чувством гражданственности, социальной солидарности и гуманизма.

Чрезвычайно важный аспект конституирования и деятельности социального государства, особенно в случае его федеративного устройства, представляет собой его региональное измерение.

И, наконец, необходимо отметить еще одно обстоятельство, характеризующее системную, последовательную реализацию принципа социального государства в конституции страны. Оно проявляется не только в определении целей и задач такого государства, но и в наделении его соответствующими полномочиями и компетенцией.

Таким образом, социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целей и гармонизации отношений государственных институтов и общества.

При подготовке российской Конституции 1993 года перед ее разработчиками стояла сложная проблема определения общественного строя новой России. Конституция провозгласила страну демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Тем самым была заложена конституционная основа для прогрессивного развития государства в соответствии с передовой мировой практикой. Естественно, что ее реализация требует времени и больших усилий

Практическая деятельность государственных институтов по реализации принципа социального государства в строгом смысле слова еще почти не начиналась. Во-первых, она ограничивается лишь собственно социальной сферой и совершенно не распространяется на другие и, прежде всего на экономику. Во-вторых, что является неизбежным следствием первого обстоятельства, даже в этой области далеко не полностью и несвоевременно исполняются уже принятые законодательные акты. Несоответствие между заявленными обязательствами государства в социальной области и отсутствием продуманной политики и реальных усилий по созданию эффективной, социально ориентированной экономики составляет главное противоречие на пути реализации задач социального государства.

Одной из основных причин этого является отождествление социального государства с чрезвычайно высоким уровнем жизни в развитых странах. Однако в данном случае в значительной степени имеет место нарушение последовательности событий и неверная трактовка их причинно-следственной связи.

Социальное государство в России должно иметь свои специфические черты. Поэтому, выработка и реализация именно российской модели социального государства является оптимальным вариантом общественного развития нашей страны в современных условиях. В качестве одного из вариантов подхода к решению этой задачи могли бы послужить следующие основные положения.

Экономический фундамент российского социального государства должна составлять высокоразвитая, социально ориентированная смешанная экономика, обеспечивающая как удовлетворение материальных и духовных потребностей населения, так и сохранение среды обитания и гармонии природы и общества. При таком подходе неизбежно встает вопрос о значительном, закрепленном в Конституции повышении роли и ответственности государства в экономической сфере. Потребуется и вернуться к основательно забытым в годы строительства олигархического и бюрократического капитализма идеям времен конца перестройки и начала реформ о развитии коллективных форм собственности и максимальном увеличении числа собственников, о том, что только экономическая свобода и высокий уровень достатка делают людей действительно свободными. Государство обязано и за счет собственных ресурсов, и путем создания необходимых условий для частного отечественного и зарубежного капитала обеспечить дальнейшее развитие наукоемких и высокотехнологических производств, модернизацию промышленности и агропромышленного производства, фактическую замену запущенной технически и морально устаревшей коммунальной, строительной и дорожно-транспортной инфраструктуры.

В социальной сфере российского социального государства наряду с включением достижений мирового опыта в максимально возможной и целесообразной степени должны быть восстановлены реально обеспечивавшиеся в советское время социальные гарантии граждан. Прежде всего, это означает восстановление гарантий на труд и занятость, своевременное получение заработной платы и пенсий. Государство должно поощрять производительный, социально полезный труд, его справедливую оплату и стремление граждан к росту своего благосостояния законными средствами.

Регулирование социально-экономи-ческих различий между социальными группами общества не только послужит утверждению социальной и политической стабильности, но и повысит платежеспособный спрос населения, создаст дополнительные предпосылки для экономического развития.

Одной из важнейших составляющих социальной сферы должна стать эффективная и гибкая система социального обеспечения граждан. Неотъемлемой составной частью социального обеспечения является пенсионное обеспечение, четкое терминологическое определение которого отсутствует в экономической литературе и дореформенного, и современного периода. Во многом это связано, на наш взгляд, с тем, что среди экономистов нет единого мнения по вопросу содержания общих категорий - социального обеспечения и социального страхования.

Для обоснования авторской позиции на сущность социального обеспечения и социального страхования проанализируем источники социальных выплат и их функции. В валовом внутреннем продукте (ВВП), как известно, выделяется стоимость необходимого и стоимость прибавочного продукта. Выплаты пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, расходы на обучение и трудовое устройство инвалидов, переобучение безработных осуществляются за счет части необходимого продукта. Эти выплаты непосредственно связаны с затратами на воспроизводство рабочей силы, их назначение - предоставить необходимые жизненные блага работнику в период его временной нетрудоспособности либо безработицы.

Пенсионные выплаты обусловлены необходимостью материального обеспечения граждан по достижению определенного возраста, в случае отсутствия или длительной утраты трудоспособности и при потере кормильца. В случае, когда пенсии выплачиваются за счет взносов работодателей и дотаций из бюджетного фонда государства, источником выплат выступает часть прибавочного продукта общества. Если же сами работающие участвуют в формировании пенсионных фондов посредством обязательного или добровольного перечисления части своей заработной платы, источником выплат является часть необходимого продукта. Таким образом, источник одних социальных выплат - необходимый продукт, а других - прибавочный.

Вышеизложенное дает автору основания рассматривать социальное обеспечение в качестве экономической категории, которая выражает систему экономических отношений по поводу перераспределения и потребления части ВВП для удовлетворения потребностей нетрудоспособных по различным причинам членов общества и лиц, не участвующих в трудовом процессе, и для обеспечения в определенной мере расширенного воспроизводства рабочей силы.

В реальной жизни функционирование отношений, связанных с социальным обеспечением граждан, становится возможным на основе образования специальных фондов денежных средств, предназначенных для поддержки граждан, не имеющих или утративших полностью или частично способность трудиться. Названные фонды создаются посредством установленной государством и регулируемой нормами права системы страхования жизненных рисков, связанных с полной или частичной нетрудоспособностью граждан в период рождения и воспитания детей, болезни, инвалидности, лечения после полученной травмы, а также в связи с достижением пенсионного возраста, потерей работы, наступлением смерти кормильца. Поскольку перечисленные риски носят четко выраженный социальный характер, возникающие для снижения или устранения их неблагоприятных последствий страховые отношения правомерно называть социальным страхованием.

Законы о социальном страховании устанавливают обязанность обозначенных в них лиц (главным образом работодателей) уплачивать страховые взносы. При этом размер обязательного страхового взноса не зависит от конкретного страхового риска, которому подвержен отдельный гражданин. Этот размер определяется на основе характеристики риска, присущего всей группе застрахованных лиц. Он устанавливается в определенном фиксированном проценте от заработной платы каждого работающего или общего фонда зарплаты всех работающих.

С учетом огромной социальной значимости для общества всех видов обязательного социального страхования, реализация права застрахованных на получение выплат из фондов государственного социального страхования не должна зависеть от платежеспособности субъектов, которые проводят страхование (ими являются администрации обязательных фондов социального страхования). Поэтому государство несет обязанность по перечислению дополнительных финансовых ресурсов в обязательные фонды социального страхования в случае несбалансированности между поступлениями в них страховых взносов и предусмотренными за счет средств фондов выплатами. Средства обязательных фондов социального страхования являются государственными. Это устанавливает особый правовой режим деятельности администрации названных фондов, с одной стороны, и особый порядок проведения его видов, особые условия и особый порядок выплат лицам, имеющим на это право, - с другой. Каждый в отдельности гражданин или работодатель, участвующий в обязательном социальном страховании, не вправе изменить условия, на которых осуществляется выплата или определяется ее размер.

Исследование сущности социального обеспечения и социального страхования позволяет нам говорить о пенсионном обеспечении как о частной, по отношению к социальному обеспечению, экономической категории, которая выражает систему экономических отношений, связанную с перераспределением и потреблением части ВВП для удовлетворения потребностей пенсионеров. Являясь разновидностью социального страхования, пенсионное страхование снижает или устраняет неблагоприятные последствия жизненных рисков, связанных с достижением пенсионного возраста, наличием инвалидности и наступлением смерти кормильца.

[1] Stein L. von. Gegenwart und Zukunft der Rechts - und Staatswissenschaften Deutschlands. - Stuttgart, 1876, s. 215.

[2] Sheehan J.J. Der deutsche Liberalismus. Von den Anfangen im 18 Jahrhundert bis zum Ersten Weltkrieg 1770-1914. - Munchen, 1983, s. 36-43.

[3] Ritter G. Der Sozialstaat - Entstehung und Entwicklung im internationalen Vergleich. Munchen, 1989, s. 76/

Читайте также: