Каким должен быть педагог в коррекционной школе

Обновлено: 02.07.2024

Отработав 27 лет в начальной школе и 4 года заместителем директора по воспитательной работе с преподаванием математики в средней школе, оказалось, непросто перейти на работу в коррекционную школу. Причин ухода было несколько, но пожалуй самая веская – чувство ненужности твоего предмета (математики) для большинства детей средней общеобразовательной школы. Осознание необходимости получения в школе всесторонних знаний, к сожалению, в последнее время утрачивается не только детьми, но и родителями. Этому способствует ряд причин: – Возможность поступления в ВУЗ и окончания его, часто позволяет не запас полученных знаний и умений в общеобразовательной школе, а наличие толстого кошелька родителей. Даже введение ЕГЭ не является решающим фактором, т.к. платное обучение в высшей школе может получить каждый, экзамены для этого не нужны, стоит лишь пройти небольшое собеседование;

– Вокруг много примеров из жизни окружающих, которые, по знакомству устраивают своих детей без необходимого образования на перспективную хорошо оплачиваемую должность;

– Средства массовой информации часто демонстрируют нам фильмы о “золушках” и “принцах”, рекламы сладкой жизни, которые играют немаловажную роль в том, что учащиеся не считают нужным получать образование.

Большинство учителей, отдавших не один год школе, хотят быть нужными своим ученикам и получать радость от своей работы. Они работают по призванию, т.к много лет выдерживают мизерные ставки оплаты своего труда, постоянные проверки различных правоохранительных и административных органов, увеличение должностных обязанностей за одну зарплату, аттестации, аккредитации, лицензирования учебных заведений.

С каждым годом работать становится всё трудней. Что делать? Менять работу! Так случилось со мной. Уйти в другую сферу не получилось (везде ограничение по возрасту), поэтому я решила попробовать себя в коррекционной педагогике. И не ошиблась, сделав такой выбор.

Сначала я испытывала страх перед совершенно неизвестной для меня детской аудиторией. Как я смогу что-то требовать у детей, которые столь обижены природой? Чему я смогу их научить, если не требовать? Смогу ли я морально вынести общение с этими ребятами, ведь их диагнозы самые непредсказуемые?

Всё решилось с первой встречи: дети сами протянули мне руки.

Мои первые впечатления.

– Я попала в совершенно другой мир! Я подумала: с кем труднее работать, со здоровыми детьми из общеобразовательных школ, которые заласканы родителями и учителями, имеют возможность учиться, бегать и прыгать или с детьми с диагнозом церебральный паралич, которые ограничены в движении, речи, зрении, но улыбаются, имеют желание учиться и общаться.

– Низкий поклон педагогам, которые учили моих учеников до меня, особенно учителям начальной школы. Они научили детей не только писать и читать, но и мыслить, знать и применять необходимые правила, пользоваться различными алгоритмами при вычислениях, рассуждать.

– Дети пятых классов успевают за урок больше, чем я ожидала, конечно, с учётом того, что кому-то трудно писать, и он чаще говорит, а у кого-то проблемы с речью, и он лучше выражает свои мысли письменно.

– Дети коррекционных классов требуют больше времени для осознания материала и в этом хорошо помогают дополнительные часы коррекции (индивидуальной работы).

– Особая атмосфера царит в педагогическом коллективе коррекционной школы, не думаю, что только в данной. Отзывчивость, чувство локтя, помощь при первой необходимости. А какие доверительные отношения у педагогов и учащихся! Узнав об этом, учителям позавидовал бы сам Макаренко.

– Настоящая помощь со стороны администрации, которая в данной школе не только контролирует учебный процесс, но и оказывает методическую помощь с первого дня работы, очень порадовала. Этот учебный год коллектив начал в трудных условиях, так как здание школы-интерната поставлено на капитальный ремонт, и работа ведётся на двух площадках других школ района.

– За многие годы работы методическое объединение учителей математики разработало тематическое планирование для обучения в коррекционных классах. Так что мне пришлось начинать не с нуля. Но отработав месяц с учащимися, я поняла, что коррекция планирования необходима даже в процессе учебного года и серьёзная, так как один материал ученики совсем не воспринимают, а другой идёт на “ура”.

– Дети очень часто болеют, много пропускают. Невозможно просить ребёнка самостоятельно дома изучить материал, как это бывало в общеобразовательной школе, необходимо объяснять пройденное каждому, кто пропустил урок.

– Текущие проверочные и контрольные работы плохо воспринимаются учащимися, если написаны на доске. Поэтому требуется напечатать задание каждому, чтобы ученик мог его видеть перед глазами, а с некоторыми учащимися индивидуально писать проверочные и контрольные работы.

– Необходим тщательный отбор и дозирование учебного материала для предупреждения истощения и нервного срыва ребёнка. Причём, иногда даже в процессе урока требуется изменение объёма материала, т.к. уже в начале урока видно, как именно сегодня будет восприниматься материал, подготовленный заранее: быстро или медленно. Это зависит от состояния здоровья и самочувствия детей. Перестраиваться приходится прямо в процессе урока.

– При планировании урока я больше уделяю внимания разнообразию видов деятельности, чем в общеобразовательной школе. Чаще меняю их в процессе урока, чтобы дети не утомлялись.

– На протяжении более тридцати лет своей педагогической деятельности, я ежегодно посещала различные курсы города и района. Оказалось, что знаний, которые я получала, катастрофически не хватает. Я снова стала учиться в Академии постдипломного педагогического образования по программе “ Инновационные технологии в обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья”. Пришлось заняться и самообразованием в области здравоохранения. Теперь, даже мелодрамы и детективы, которые читала перед сном, вытеснены книгами о здоровье.

Необходимость коррекционных школ.

В период работы общеобразовательной школе мне приходилось встречаться с детьми, у которых был церебральный паралич, но они прекрасно двигались, могли себя обслуживать, родители не хотели устраивать ребёнка в специализированную школу, и это было их право. Чаще таких детей переводили на домашнее обучение. Учителя – предметники вынуждены были ходить домой, где ребёнок работал один на один с педагогом. Он не видел своих сверстников, не мог общаться в школьном коллективе. Хорошо, если родители в состоянии купить ребёнку компьютер, и он общается со сверстниками через Интернет. А если нет?

Проработав здесь полгода, я поняла, что плохо объясняла родителям необходимость специализированной школы, не смогла убедить их, а жаль. Ребёнку лучше в специализированной школе и морально и психологически. Да и в учёбе он успешнее, чем в общеобразовательной школе. Там ребёнок отстаёт от сверстников, потому что много уроков пропускает по болезни или по необходимости ежемесячных медицинских обследований. Ребёнку хуже на домашнем обучении, если он способен учиться в классе, ведь это продолжается не месяц, не два, а годы.

В специализированной школе наполняемость класса не более пяти человек в коррекционных классах и десяти человек в общеобразовательных классах. В зависимости от состояния здоровья у нас дети учатся по коррекционной (девятилетней) или по базовой общеобразовательной программе, которая рассчитана на двенадцать лет. Как и все учащиеся страны, только в конце двенадцатого класса, наши дети сдают ЕГЭ по предметам обязательным и выбранным. Поступают в высшие учебные заведения. Сложней детям из коррекционных классов. После девяти лет образования в нашей школе, в дальнейшем всё зависит от состояния здоровья. Но все наши воспитанники успешно адаптируются в обществе, поступают и в средние специальные учебные заведения, и в реабилитационные центры, чувствуя социальную востребованность, находят свое место в жизни.

Задача образования в коррекционной школе не сводится только к вооружению учащихся определённой суммой знаний. Мы формируем у детей умение оперировать приобретёнными знаниями, применять их в быту, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных ситуациях, максимально формируем навыки самостоятельности, учим общаться. В практике нашей школы есть примеры, когда ребёнок попадал к нам в возрасте одиннадцати – двенадцати лет, обучаясь ранее только дома, почти не умел разговаривать, боялся сверстников. Он поступал в среднюю школу и уже через год работы с учителями-предметниками, логопедами, дефектологами, мы видели его улыбку, у него появлялись друзья, он жаждал учиться. Педагогический состав коррекционных школ усилен специалистами по психологии, дефектологии, логопедии, чего так не хватает в общеобразовательной школе. В учебный план школы включены такие необходимые предметы, как социально-бытовая ориентировка, лечебно-физическая культура, психология. Возможны изменения образовательного маршрута после каждой ступени обучения с учетом программ обучения (VI, VII, VIII вид). Необходимость перевода учащегося с одного вида программы на другой решается психолого-медико-педагогической комиссией на основании результатов успеваемости с учетом мнения родителей. При согласии всех сторон ученик обучается по программе соответствующей его уровню развития, образовательный процесс становится для него комфортным.

При школе есть интернат с большим коллективом воспитателей, где с понедельника по пятницу ученики любых классов могут остаться. Это огромная помощь родителям. Дети с удовольствием проводят досуг с одноклассниками в интернате. Им здесь лучше, чем дома, потому что они в коллективе сверстников, где больше живого общения.

Наши дети много занимаются спортом. Результаты говорят сами за себя: – победа в составе сборной команды Санкт-Петербурга по бочче в чемпионате России; – призовые места в первенстве города по плаванию; – IV место на первенстве России по стрельбе из лука.

В интернате проводится большая внеклассная работа. Здесь так же есть успехи: – призовые места в районном конкурсе "Мир фантазий и открытий"; – участие в международном экологическом фестивале; – победа в районном этапе фестиваля-конкурса лидеров детских общественных организаций "Как вести за собой"; – в школе появились лауреаты конкурса молодежного плаката "С чего начинается Родина"; – первое место в городском этапе 9-ой Всероссийской акции "Я – Гражданин России".

Нельзя забывать, что наши дети – инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ведь у них детский церебральный паралич. При работе каждый учитель должен помнить об этом, используя здоровьесберегающие технологии. Главная задача всего персонала – сохранить здоровье, а, по возможности, и скорректировать индивидуальные дефекты обучающихся. Поэтому подготовка к урокам требует больше времени и знаний, чем в общеобразовательной школе. Мне лично помогает мой опыт работы в начальной школе, ведь теперешние мои ученики, даже восьмого класса, чем-то мне напоминают моих первоклашек, иногда бывая такими же беззащитными и наивными.

По распоряжению Комитета по образованию от 19.11.2010 № 1985-р работа нашей школы-интерната осуществляется в режиме экспериментальной площадки с 01.01.2011 по 31.12.2013.по теме “Использование здоровьесберегающих технологий в условиях высокотехнологичной среды образовательного учреждения”. Конечными продуктами опытно экспериментальной работы мы видим:

– Аналитический обзор актуальных здоровьесберегающих технологий для использования в условиях высокотехнологичной среды ОУ.

– Предложения по организации психолого-педагогического сопровождения ОУ с целью предупреждения компьютерной зависимости школьников.

– Методические рекомендации по проведению занятий с применением средств информатизации в здоровьесберегающей среде.

– Диагностические материалы по проведению исследования комфортности и безопасности условий обучения.

– Диагностические материалы по проведению исследования комфортности и безопасности условий обучения.

Подводя итог, всего изложенного, могу сказать: “Я очень рада, что решилась сделать этот шаг: перейти работать в коррекционную школу. Меня не пугают трудности и специфика моей новой работы. Передо мной открывается множество путей для творчества, самообразования, профессионального роста. Я понимаю нужность и необходимость своей работы”.

Проблема профессионализма педагога, его мировоззренческой культуры, духовно-нравственного облика, личностных характеристик - одна из самых актуальных в педагогике и философии образования. И это понятно. Именно от педагога, его личности зависит реализация учебных планов, качество образовательных услуг, воспитание учащихся.

Исключительную важность имеет профессиональная деятельность учителей специальных учебных заведений, связанных с коррекционным направлением обучения и воспитания детей с психофизическими недостатками.

Обеспечение полноценного развития детей с особенностями развития и эффективное функционирование системы специального образования в целом находятся в прямой зависимости от уровня компетентности специальных педагогов, соответствующего уровня развития их личностных профессионально важных качеств.

Деятельность педагога в системе специального образования находится на стыке нескольких наук: педагогика, психология, медицина, социология, философия, специальная техника.

Главная задача всех специалистов, работающих с ребенком, заключается в том, чтобы обеспечить положительные изменения в развитии его как личности, сократить социальную изоляцию ребенка и приобщить его к разным видам социально продуктивной и творческой деятельности.

Целью педагогической деятельности в системе специального образования является организация условий для максимально возможного развития существующих и потенциальных возможностей ребенка и его ранней специализации. Но для этого необходимы не разовые и не односторонние мероприятия, а комплексный, системный подход, который предполагает учет как внешних, так и внутренних факторов, влияющих на формирование личности ребенка. Вот почему деятельность педагога в системе специального образования должна быть многоплановой и включать в себя все основные направления педагогического и коррекционно-реабилитационного процесса.

В настоящее время не существует четких критериев внутренних качеств личности специального педагога, однако успешное решение задач учреждения системы специального образования непосредственно зависит от научно взвешенной организации учебно-воспитательного процесса, от творческого воодушевления каждого педагога.

Высокий уровень профессионального мастерства, совершенное владение методикой преподавания учебной дисциплины обладание широким спектром приемов организации коррекционно-воспитательного процесса представляют неотъемлемую часть профессионально-личностной характеристики педагога. И, конечно, кроме этих профессиональных черт, каждому из педагогов должна быть присущая искренняя любовь к детям.

К каждому педагогу, работающему в системе специального образования с ее описанной выше спецификой, выдвигаются определенные требования. Эффективная педагогическая деятельность не возможна, если у педагога не сформированы соответствующие профессионально значимые качества.

- означает силу, определенную уверенность, которое исходит от чувства собственной успешности и полезности и определяется как психосоциальное качество;

- означает наличие умений, навыков, средства достижения намеченных целей, знание существа выполняемой работы;

- качество человека, который обладает всесторонними знаниями в определенной области.

Вместе с тем, компетентность педагога специального образования предполагает наличие у него непрерывного стремления к повышению квалификации и профессиональных знаний, поскольку область специальной педагогики в современное время получает стремительное развитие, и важно, чтобы педагог был уведомлен о последних достижениях в данной области.

Профессионально значимые качества личности являются одним из важнейших факторов профессиональной пригодности, они не только косвенно характеризуют определенные способности, но и органически входят в их структуру, развиваясь в процессе обучения и деятельности.

Так, в качестве внутренних качеств специального педагога коррекционного образовательного учреждения, которые важны для его профессиональной деятельности, можно выделить :

- информационная компетентность: высокий уровень осведомленности в предмете и методах преподавания, психологическая компетентность, умение вести самостоятельный поиск информации.

- компетенции в организации учебной деятельности: компетентность в установлении субъект- субъектных отношений, компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи и способах деятельности, в использовании современных средств и систем организации учебно-воспитательного процесса;

- мотивация профессиональной деятельности: умение обеспечить успех в деятельности, компетентность в педагогическом оценивании, умение превращать учебную задачу в личностно-значимую;

- постановка целей и задач педагогической деятельности : умение ставить педагогические цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, умение обеспечить успех в деятельности, компетентность в педагогическом оценивании;

- разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений : умение разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты, умение принимать решения в различных педагогических ситуациях;

- индивидуально-личностные качества : вера в силы и возможности обучающихся, интерес к их внутреннему миру, открытость к принятию других позиций, точек зрения, общая культура, эмоциональная устойчивость, позитивная направленность на педагогическую деятельность, уверенность в себе.

Поскольку деятельность специального педагога связана с постоянным контактом с детьми с особенностями в развитии, важным внутренним качеством личности педагога специального образования является наличие внутренней толерантности, а также веры в потенциал развития личности ребенка – то есть педагогический оптимизм.

На протяжении всего занятия, таким педагогам необходимо демонстрировать повышенные показатели терпения, стрессоустойчивости, связанной с повышенным уровнем ответственности за здоровье и благополучие детей, а также внутреннюю мотивацию к качественному оказанию помощи и поддержки ребенку, совместно с выдержкой и терпением.

Ценностные ориентации, мотивы деятельности педагога, понимание им себя и окружающего мира, стиль взаимоотношений с людьми, общая культура, способность к развитию собственного творческого потенциала и стремление к творческому осмыслению своей работы составляют те качества личности, которые обеспечивают профессиональную компетентность специального педагога

Таким образом, внутренние качества специального педагога не являются четко сформированным перечнем необходимых требований, однако необходимы для эффективного и качественного выполнения профессиональных обязанностей с детьми, требующими специальных средств воздействия.

Список использованных источников

• Билле, А. В. Критерии готовности общеобразовательных организаций к внедрению ФГОС образования детей с ОВЗ / А. В. Билле, А. Н. Белова // Методист. – 2016. – № 1. – С. 5–9.

• Денисова, О. А. Стратегия и тактики подготовки педагогов инклюзивного образования / О. А. Денисова, О. Л. Леханова, В. Н. Поникарова // Дефектология. - 2012. - № 3. - С. 81-90.

• Зайцев, И. А. Коррекционная педагогика / Кукушин В. С., Ларин Г. Г. и др. -М. : Март, 2015. – 289 с.

• Маркевич И. Д. Профессиональная компетентность педагога специального (коррекционного) образовательного учреждения как условие эффективности коррекционно-образовательного процесса / И. Д. Маркевич // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров, 2010. – Вып. 1 (3). – С. 29-33.

Обмен опытом, как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности педагога

Обмен опытом, как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности педагога Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Диккенс Ч. Современный педагог делает очень.

Фотоотчет о городских спортивных соревнованиях между детьми дошкольных образовательных учреждениях города Пионерский

Фотоотчет о городских спортивных соревнованиях между детьми дошкольных образовательных учреждениях города Пионерский Этой осенью проходили очередные городские соревнования между детьми детских садов города Пионерский. В них принимали участия дети старших.

Использование нестандартного оборудования в дошкольных учреждениях

Использование нестандартного оборудования в дошкольных учреждениях Использование нестандартного оборудования в дошкольных учреждениях. Лидия Волкова. "Весёлые лужицы". Цель:Развитие мышц нижних конечностей,.

Коррекционная педагогика или как принято еще говорить специальная педагогика – это область педагогической науки, которая ставит перед собой задачу изучить и сформировать условия обучающей и воспитательной деятельности в отношении детей с различными нарушениями в психической и физической сфере для того, чтобы эти дети могли достичь максимально возможного для их состояния развития личности, образования и самостоятельной жизни.

Коррекционная педагогика занимается обучением детей из следующих категорий:

  • с отсутствием или нарушениями слуха
  • слепые или с серьезными нарушениями зрения
  • дети с задержкой в интеллектуальном развитии
  • дети с нарушениями эмоционального развития
  • дети с нарушениями функции ОДА
  • дети с психическими нарушениями

Коррекционная педагогика изучает и разрабатывает методы которые будут эффективными в обучении этих детей и их адаптации к обычной жизни.

Объектами современной коррекционной педагогики являются разного рода ситуации, в которых есть вероятность дефективного развития ребенка, нарушения в процессе адаптации, когда ребенок не может приспособиться к социальной среде, ситуации, когда у ребенка наблюдается социальная, психическая и школьная неприспособленность.

Кто такой коррекционный педагог

Работу с детьми у которых имеются психические, физические, интеллектуальные и другие нарушения ведет такой специалист как коррекционный педагог (или иначе дефектолог). Особенность этих детей состоит в том, что им необходимо не только помощь в обучении, развитии и воспитании, им так же требуется лечение. Ребенок, с которым занимается коррекционный педагог, мог родиться с подобными нарушениями или же эти нарушения могут быть приобретенными.

Готовые работы на аналогичную тему

Перед коррекционным педагогом стоит ряд весьма важных задач, от реализации которых во многом зависит будущее этих детей. Во-первых, коррекционный педагог должен осуществлять педагогический контроль над своими подопечными. При планировании обучающих и воспитательных целей и задач он должен учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Крайне важно, чтобы педагог мог дать оценку процессу воспитательной и образовательной деятельности, при необходимости внести коррективы.

Педагог должен уметь взаимодействовать не только с детьми, но и с их родителями, - благодаря совместной работе как в коррекционном учреждении, так и дома, удастся достичь более высоких результатов.

Для благоприятного развития детей с трудностями в обучении необходимо чтобы на занятии была создана соответствующая предметно-развивающая обстановка. Педагог должен использовать те учебные средства, которые способны повысить результативность занятий.

Подопечные коррекционного педагога – это дети с абсолютно разными нарушениями. Коррекционный педагог работает с детьми, страдающими:

  • глухотой
  • слепотой
  • аутизмом
  • синдромом Дауна
  • гиперреактивностью
  • синдромом нарушения внимания
  • ДЦП и др.

Обычно коррекционный педагог специализируется в одном или нескольких направлениях, чаще всего он имеет и дополнительную специальность, которая ему помогает осуществлять свою деятельность.

Профессиональные и личностные качества коррекционного педагога

Личность педагога состоит из нескольких обязательных элементов:

  • профессиональных качеств
  • компетентности
  • личных качеств

Успех педагогической деятельности в отношении таких детей, посещающих коррекционную школу, во многом зависит от личностных качеств самого педагога. Коррекционный педагог в первую очередь должен обладать следующим набором необходимых в его работе качеств:

  • доброта
  • любовь
  • уважение
  • тактичность
  • честность
  • справедливость
  • инициативность
  • деятельность
  • уверенность

Педагог должен преследовать гуманистические идеалы, для него его подопечные такие же состоявшиеся люди, как и все остальные. Важно чтобы коррекционный педагог всегда сам отслеживал свое психоэмоциональное состояние, так как оно прямым образов влияет на психическое и интеллектуальное состояние учеников.

Работать с особыми детьми крайне непросто. Поведение детей иногда может шокировать неподготовленного человека, потому коррекционный педагог должен проявлять терпение и такт в работе с детьми, должен владеть ситуацией.

Необходимо чтобы педагог поэтапно планировал свою деятельность, ставил посильные задачи, для детей, которые будут способствовать их развитию.

Ученые разработали ряд требований, которым должен соответствовать коррекционный педагог. При работе педагог должен:

  • брать во внимание всю социально-биологическую картину ребёнка
  • обладать как достаточными теоретическими знаниями, так и практическими навыками
  • любить и импонировать детям
  • организовывать внеклассные мероприятия для детей
  • распределять посильные обязанности между детьми
  • планировать совместную работу класса
  • использовать наглядный материал
  • развивать творческое и аналитическое мышление детей
  • использовать собственные системы диагностики и контроля
  • приучать детей к самостоятельной познавательной работе
  • учить детей самоконтролю и саморазвитию
  • учитывать личностные интересы детей при планировании образовательной и воспитательной деятельности
  • находить общий язык и продуктивно взаимодействовать с детьми, обладающие разными способностями
  • предъявлять адекватные требования к своим воспитанникам
  • понятным образом преподносить учебный материал

Педагог не должен быть слишком нервно-возбудимым, не должен демонстрировать негативные эмоции.

Шеметкова Елена Вячеславовна
кандидат психологических наук,
доцент факультета психологии
АНО ВПО «Московский гуманитарно-экономический институт (Тверской филиал)

Тверь, Россия


В статье рассмотрены аспекты профессионально важных качеств педагогов, работающих с умственно отсталыми детьми в условиях коррекционной школы-интерната. В ходе исследования была выявлена специфика профессиональной деятельности педагога школы-интерната, выраженная в требованиях, предъявляемых к субъекту данного труда, т.е. в его профессионально важных качествах (ПВК). С помощью экспертной оценки был определен состав ПВК олигофренопедагога интерната. Выявлена сложная взаимосвязь выраженности стресса, стрессоустойчивости и эффективности труда Проанализирована динамика показателей стресса и стрессоустойчивости по категориям социально-демографических свойств педагогов.

Актуальность темы исследования обусловлена, в первую очередь, тем, что проблема профессионально важных качеств педагога в настоящее время рассматривается как одна из наиболее фундаментальных и актуальных проблем не только психологии труда, но и многих других отраслей психологии (В.А. Бодров, Т.Н. Горобец, О.И. Жданов, А.Н. Занковский, Л.А. Китаев-Смык, А.Б. Леонова, В.Е. Орел, О.Б. Полякова, А.О. Прохоров, Т.В. Темиров, Ю.В. Щербатых, R. Lazarus, С. Мaslach, N. Winner и др.). Большое внимание в отечественных и зарубежных исследованиях уделяется изучению педагогической профессиональной деятельности (А.А. Баранов, Н.А. Березовин, Л.Г. Борисова, Н.В. Гришина, Л.В. Карапетян, Н.В. Клюева, А.К. Осницкий, О.Б. Полякова, А.О. Прохоров, А.А. Реан, С.В. Субботин, Т.В. Темиров, Т.В. Форманюк и др.) Вместе с тем, особенности деятельности педагогов, работающих с умственно отсталыми детьми, изучены в значительно меньшей степени по сравнению с педагогами обычных школ.

В работах А.В. Карпова раскрыта метасистемная психологическая организация педагогической деятельности [3]. В психологической и педагогической литературе большое внимание уделяется изучению различных аспектов труда педагога: профессионально важных качеств, профессиональных способностей и мастерства учителя (Г.В. Брагина, М.М. Кашапов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.А. Реан, Е.И. Рогов, М.М. Рубинштейн и др.), его личностных характеристик и личности в целом (М.Н. Миронова, Н.Л. Регуш, Е.И. Рогов, Е.И. Середа, М.Н. Швецова и др.); оценке эффективности педагогической деятельности (В.И. Андреев, В.Р. Степанов и др.) и ее психической регуляции (М.В. Журавкова, Д.В. Журавлев, Г.Ю. Маштакова и др.); становлению учителя-профессионала и формированию его индивидуального стиля профессиональной деятельности (М.В. Варгамян, Н.А. Звонарева, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Ю.П. Поваренков и др.); формированию необходимых умений и навыков в процессе педагогической деятельности (К.А. Аветисян, Л.В. Занков, Н.А. Трегубова и др.); эффективности взаимодействия педагога с учениками, их родителями, коллегами (В.Г. Вершковский, Г.И. Горлов, О.И. Калмыкова, Е.Ю. Клепцова, К.С. Лисецкий, А.О. Прохоров, М.М. Рыбакова, Е.В. Шестун и др.); психологическим средствам и технологиям труда учителя (В.В. Давыдов, Г.И. Ибрагимов, М.А. Иошанов, М.И. Махмутов, Н.Н. Палтышев, В.И. Панов, Л.С. Подымова, А.А. Попова, А.А. Реан, В.А. Сластенин, Д.Б. Эльконин и др.) и т.д. Но эти вопросы для профессиональной деятельности педагога, работающего с умственно отсталыми детьми, изучены в значительно меньшей степени.

При этом можно констатировать, что социальная значимость профессиональной деятельности олигофренопедагогов (т.е. педагогов, работающих с умственно отсталыми детьми) и актуальность ее изучения постоянно возрастает

Цель данного исследования – выявить профессионально важные качества педагога, работающего с умственно отсталыми детьми в условиях коррекционной школы-интерната.

Специфика профессиональной деятельности педагога школы-интерната для умственно отсталых детей с необходимостью должна проявляться и в требованиях, предъявляемых к субъекту данного труда, т.е. в его профессионально важных качествах (ПВК). Специфика обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии предполагает повышенные требования к профессиональной компетентности, когнитивным и личностным особенностям педагога специальной школы. Рассмотрим ПВК рассматриваемого труда, выделяемые в научной литературе.

Во-первых, педагог коррекционной школы-интерната должен обладать множеством рассмотренных выше ПВК, общих с обычным учителем, в силу педагогической направленности своего труда. Кроме того, в силу серьезных дефектов в психическом, а нередко и физическом развитии воспитанников, деятельность педагога коррекционной школы-интерната для умственно отсталых детей во многом близка к деятельности дефектолога, в состав ПВК которого входят следующие блоки качеств [4. с. 110-112]:

– ПВК, препятствующие профессиональной деятельности: дефекты речи, слуха; необщительность; отсутствие склонности к работе с детьми; эмоциональная неуравновешенность; агрессивность; ригидность мышления (неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации).

Далее рассмотрим ПВК, выделяемые в литературе специально в отношении педагога коррекционной школы для умственно отсталых детей.

В личности педагога специальной школы существенна не только позиция, но и способность к реализации своих отношений, в особенности высокий уровень эмпатийной направленности на аномального ребенка, так как такой педагог работает с десоциализированными личностями, имеющими отклонения от основных социальных требований и отклонения в психическом развитии [3].

Учитель входит в значимый круг людей для умственно отсталых детей, однако, профессиональное дистанцирование учителя не позволяет ему вводить ученика в круг значимых для него людей. Возможно, это является одной из причин, когда учителя специальных школ осуществляют только функцию преподавания, т.е. дидактический процесс, а процесс воспитания заметно отстает в силу социально-перцептивной негативности учителя к взаимодействию с учеником. Следовательно, в состав ПВК педагога коррекционной школы входит отсутствие социально-перцептивной негативности учителя к взаимодействию с учеником.

Психологические и педагогические исследования свидетельствуют о том, что неадекватные педагогические реакции на то или иное негативное поведение ребенка осложняет учебную деятельность, отрицательно влияет на эмоциональную и нравственно-этическую сферу его жизни. Следовательно, в состав ПВК педагога коррекционной школы входит отсутствие неадекватных педагогических реакций на то или иное негативное поведение ребенка.

Состояния психологической декомпенсации с нарушением работоспособности и поведения приводят к тяжелой социальной дезадаптации умственно отсталых учащихся, как в подростковом, так и в более старшем возрасте. И.Л. Шинкарев (1990), изучая школьную дезадаптацию, как фактор формирования личности умственно отсталого подростка-правонарушителя, одним из основных проявлений считает наличие конфликтов с педагогами. Отсутствие действенной помощи в освоении программного материала, постоянная отрицательная оценка успеваемости таких подростков, применение неправильных педагогических приемов коррекции поведения − все эти факторы значительно усиливают дезадаптацию. Следовательно, в состав ПВК педагога коррекционной школы входит отсутствие склонности к личностным конфликтам с учениками.

Многочисленные требования предъявляются и к профессиональной компетентности педагога коррекционной школы. Как было показано выше, в их состав входят: знание специфики возрастного и общего психического развития умственно отсталых детей; знание специфики поведения умственно отсталых детей; специальные дидактические умения и навыки, ориентированные на преодоление перцептивных и мыслительных ограничений умственно отсталых детей; знания, умения и навыки по специфике межличностного восприятия и межличностных отношений умственно отсталых детей.

С учетом этого обстоятельства, в перечень ПВК педагога коррекционной школы для умственно отсталых детей были включены разнородные качества: и такие, для которых существуют надежные измерительные методики, и такие, которые удается оценить только с помощью метода экспертной оценки.

Итак, на основании проведенного анализа в рамках исследования была поставлена задача определения состава и структуры ПВК педагога коррекционной школы-интерната для умственно отсталых детей. Таким образом, в современных условиях имеется объективная и настоятельная необходимость во всестороннем изучении и совершенствовании профессиональной деятельности олигофренопедагогов, работающих в коррекционной школе-интернате, в повышении ее эффективности. Важной и неотъемлемой частью этой проблемы является проблема профессионального стресса олигофренопедагогов, имеющая определенную и недостаточно исследованную специфику по сравнению с аналогичной проблемой профессиональной деятельности обычных педагогов.

С помощью экспертной оценки был определен состав ПВК олигофренопедагога интерната, включающий свойства: индивидуально-типологические (психическая работоспособность), когнитивные (гибкость мышления, вербальный интеллект, переключаемость внимания, оперативная память) и личностные (отсутствие агрессивности, эмоциональная уравновешенность, самоконтроль, сензитивность, педагогическая и социальная направленность, общительность, добросовестность, самостоятельность, лидерские качества, инициативность, дипломатичность, экспрессивность, уверенность в себе).

Установлено, что структура ПВК по группам мужчин и женщин имеет как общие черты, так и различия. Общность обусловлена профессиональной принадлежностью и состоит в следующем: группы не различаются по уровню когнитивных, индивидуально-типологических и многих личностных ПВК; к общим ведущим ПВК относятся педагогическая направленность и самостоятельность, к базовым – психическая работоспособность, инициативность, сензитивность, лидерские качества. Вместе с тем, мужчины имеют более высокие уровни общительности, эмоциональной уравновешенности, сензитивности и творческого воображения (p | Последняя активность сайта | Пожаловаться | Печать страницы | На основе Google Сайтов

Читайте также: