Какие жанры и идеи были характерны для литературы 14 15 веков кратко

Обновлено: 02.07.2024

2) В Священный союз изначально входили: Россия, Пруссия, Австро-Венгрия. Позже к нему присоединились практически все европейские страны, кроме Папской области, Османской Империи и Англии (несогласие подписывать договор).
1) Основные решения Венского конгресса.
Для России: Россия получила земли, отошедшие к Австрии и Пруссии в результате Третьего раздела (Мазовия, Подляшье, северная часть Малой Польши и Червонной Руси), за исключением Кракова, объявленного вольным городом, а также Куявию и основную часть Великой Польши. Часть созданного Наполеоном герцогства Варшавского вошла в состав Российской империи под названием Царство Польское , а русский император Александр I становился и польским королём.
Для Польши: период т.н. "четвертого раздела".
3) Определение новых границ государств Европы.
Восстановление феодально-абсолютистских монархий, разрушенных французской революцией 1789 года и наполеоновскими войнами.

1каковы особенности развития русской культуры в 14веке-15веку
2как развивалось в этот период книжное дело? каково значение начала книго печатания
3 какие традиции устного народного творчества сохранились в 14-16 века? что появилось нового?
4какие жанры и идеи были характерны для литературы 14-16 веков? ?
5какие изменения происходятв литературе 16 века
(если что история 6 класс пораграф 26

С начала 14 в. наметился новый подъем КУЛЬТУРЫ в русских землях, который продолжался в течение 14-15 в.

Во всех крупных городах, таких, как Москва, Новгород, Тверь, Ростов, Псков, Нижний Новгород и других, расширялись и восстанавливались монастырские школы и училища,
в монастырях продолжалась переписка старых и создание новых книг, которых становилось все больше.

Сохранившиеся до нашего времени Новгородские берестяные грамоты свидетельствуют
о наличии высокого уровня грамотности среди городского населения.
В устном НАРОДНОМ творчестве произошло заметное распространение былин, которые относились к более раннему историческому периоду.

Наряду с ними появились и новые легенды (например, "Сказание о граде Китеже").
В XIV в. дорогой пергамент стал заменяться бумагой, в обиход входит более беглое и свободное письмо - полуустав.

Одним из самых распространенных литературных жанров были исторические повести:
"О битве на Калке", "О разорении Рязани Батыем", "О мамаевом побоище", "Задонщина". Выдающимся памятником русской культуры XV в. явилось "Хождение за три моря" тверского купца Афанасия Никитина (наблюдения об Индии и др. странах, лежащих между Индией и Русью) .
Ценные географические описания других территорий представлены в "хождениях" новгородца Стефана и смолянина Игнатия в Царьград.

Церковная "житийная" ЛИТЕРАТУРА также получила широкое распространение.
Возобновляется активное каменное строительство.
При Дмитрии Донском в Москве строится белокаменный Кремль, в XV в. - кирпичный
Кремль при помощи итальянских мастеров.
В 15 в. строятся Успенский собор (архитектор - Аристотель Феораванти) , Архангельский собор (усыпальница московских князей) , Благовещенский собор, Грановитная палата.

Создаются новые ЛЕТОПИСНЫЕ своды. Первый общерусский летописный свод -
"Троицкая летопись", созданная в Москве в 1408 г. (погибла в Московском пожаре 1812 г.) .

К 1480 г. относится создание Московского летописного свода.
В 1442г. появился первый русский Хронограф, составленный Пахомием Лагофетом, в котором своеобразно рассматривалась всемирная история, включавшая историю Руси.

Русская ЖИВОПИСЬ 14-15 в. поднялась на высшую ступень развития.
В Новгороде, при росписи Волотовской церкви, позднее в Москве начале 15 в.
работал выдающийся художник Феофан Грек.
Он расписал вместе с Симеоном Черным московскую церковь Рождества Богородицы, участвовал в оформлении Архангельского собора в Москве. Крупнейшим русским художником был Андрей Рублев.
Он расписал совместно с Феофаном Греком и живописцем Прохором из Городца Благовещенский собор во Владимире и Троицкий собор в Троице-Сергиевом
монастыре. Рублев создал знаменитое произведение "Троицу".

Большого развития достигло русское ПРИКЛАДНОЕ Искусство. Сохранились выдающиеся образцы ювелирных изделий, резьбы по дереву и камню, деревянной скульптуры, произведений шелкового шитья.
Подъем русской КУЛЬТУРЫ отражал развитие великорусской народности.

Литература 16 в. отличалась публицистичностью.
Один из самых ярких публицистов 16 в. Иван Пересветов.
Он выступил с проектами реформ, имеющих целью создание сильной самодержавной власти.
С середины 16 в. начинает свою историю российское КНИГОпечатание.
Издание книг в Москве началось еще в 1553 г. Выходили так называемые анонимные издания. В 1563 г. в Москве приступил к работе Иван Федоров.
Он был не только издателем, но и редактором книг. Первые его издания в Москве - книги Святого писания.

Высокого уровня достигает в этот период АРХИТЕКТУРА.
В 1-й пол. 16 в. в России идет интенсивное строительство каменных церквей и
крепостей. Своеобразие русского ЗОДЧЕСТВА связано появлением в 16 в. шатрового
стиля : покрытие ХРАМА делалось в форме многогранной пирамиды - шатра.

Большое развитие в РОССИИ получило ЛИТЕЙНОЕ дело. В конце 15 в. в Москве стал действовать государст. Пушечный двор.
В 1586 г. он отлили знаменитую Царь- пушку весом 40 т, длиной 5 м и диаметром 890 м.
16 в. время неблагоп. дл

Ну напиши сохранились сказки, поговорки, песни, появились, например, письменное творчество. Всё равно всё враньё будет, что ни напишешь.

Главной темой литературных произведений становится не только борьба с иноземными захватчиками, но и идея укрепления единого государства и царской власти.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

В то время как в Италии процветала культура и литература Высокого Возрождения, а на севере Европы, в Германии и Голландии подошел к апогею Северный Ренессанс, в России уровень развития искусства и литературы был очень низким.

В 14-15 веках Русские княжества только начали стряхивать со своих плеч тлен долгого и мучительного татаро-монгольского ига. Неудивительно, что литература этого времени немногим отличается от летописей Темных веков.

Ранняя русская литература

Средневековая литература русских княжеств в основном состоит из летописей, значительная часть которых анонимны, и жизнеописаний святых. Устная народная литература средневековой России состояла из былин и песен. Литература 14-15 веков, соответственно, состоит из устного творчества, летописей и житий. Во второй половине 15-го века появился интерес к зарубежным сказаниям и мирскому творчеству.

литература 14 15 веков

Устное творчество (или фольклор) – это коллективное народное творчество, передающееся из уст в уста. Фольклор передает традиции и мировосприятие народа, создавая уникальные образы и речевые обороты. Среди основных жанров русского народного творчества особое влияние на дальнейшее развитие литературы оказали былины, сказки и исторические песни.

Жанры устного народного творчества

В отличие от письменной литературы, которая была однообразна и практически полностью секуляризирована, устная литература 14-15 веков на Руси пестрела разнообразием форм и жанров. До наших дней дошли произведения, принадлежащие к ритуальным песнопениям, былинному эпосу, сказкам, и конечно, широко известные пословицы, поговорки, потешные и колыбельные песни.

Былины – самобытный жанр русского устного народного творчества, своеобразный вариант героического эпоса, в котором отражаются реальные исторические свершения и люди. Былины зачастую дополнены элементами вымысла и гиперболизируют силу героев.

литература 14 15 веков на руси

Сказки – вымышленные истории или былины, пересказанные простым языком и фокусирующиеся на одном действии или подвиге, насыщенные мифическими персонажами и волшебством.

Исторические песни – жанр устного народного творчества, оформившийся в 14-м веке и представляющий собой переосмысленную былину. Воспеваются важные исторические события и личности, связанные с ними.

Письменная литература

Литература 14-15 веков обладала уникальной формой – все произведения, включая массивные летописи, переписывались монахами от руки. Книг было немного, и они практически не были распространены вне церкви.

Кроме сложности копирования работ, литература 14-15 веков на Руси практически не сталкивалась с понятием авторского права – любой монах, переписывающий работу, мог добавить или изъять ту часть, которую на тот момент считал необходимым. Таким образом, не существует ни одного произведения, написанного до середины 16-го века, которое было бы одинаковым в двух экземплярах.

русская литература 14 15 веков

Многие лингвисты и литературоведы подозревают, что некоторые летописи являются продуктом коллективного творчества. Основанием тому служит языковое и стилистическое несоответствие внутри одной и той же работы. Это касается не только летописей, но и жизнеописаний святых.

Жанровое постоянство и эмоциональная насыщенность

Литература России 14-15 веков, и даже вплоть до 17-18 веков, развивалась очень консервативно. Литературные традиции и условности требовали написания работ в определенном жанре. Поэтому стилистические и жанровые характеристики произведений менялись не резко, а плавно, словно вытекая один из другого. Именно так сухая и строгая церковная литература стала эмоциональной и приближенной к народу.

литература россии 14 15 веков

Пагубное влияние татаро-монгольского ига до глубины души потрясло как простого крестьянина или ремесленника, так и ученого, набожного монаха. В едином плаче, общей скорби и вечной непокорности родилась новая русская литература 14-15 веков, объединившая в себе сухую манеру изложения летописей, богатый язык житий, а также образы и народность устного творчества.

Наследие ранней литературы

Как и христианство, письменность и литература пришли в русские княжества извне, вероятно, поэтому первые летописи и жития так похожи на Византийские и так разительно отличаются от устного народного творчества. В то время как язык летописей сух и сложен, народные песни, сказки и былины, несмотря на просторечие, пестрят яркими образами и с легкостью запоминаются.

Многие академики и критики, особенно славянофилы и приверженцы их идей, считают, что русская литература нового времени, в том числе золотой ее век, обязана своей самобытностью не столько уникальности русской души, сколько странному, неожиданному сочетанию сухого изложения фактов, глубокой набожности и богатой образности древней литературы. То, что в 11-м веке было несочетаемо, как небо и земля, в 14-15 веках стало перемешиваться.

Ранняя литература является источником того самого русского духа. Национальные идеи, народность и самобытная мораль, все то, что отличает сегодня русскую литературу, пришло из самых первых веков ее существования. Именно литература 14-15 веков проложила дорогу для великолепных сказок Пушкина, невероятных повестей Гоголя и поэм Лермонтова, которые, в свою очередь, оказали формирующее влияние на будущее русской культуры.

+

10 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 10

+

Исторические песни, летописи, былины, хождения

Летописи приобретали государственную значимость, но многое что сгорало

Ответ

+

1) Культура Московской Руси.
Со 2-й половины 14в начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и победой в Куликовской битве (1380). Возрастает влияние Москвы как одного из культурных центров.

Широкое развитие получило зодчество, в первую очередь в Пскове и Новгороде (крупнейший центр культурной жизни) . Традиции русского зодчества опирались на традиции архитектуры домонгольского периода, облик церкви на Ковалеве 1345, образец нового стиля 2-й половины 14в – церковь Федора Стратилата на Ручье 1360-61.
Одновременно с храмовым, в Новгороде велось крупное гражданское строительство, совместно с немцами построили Грановитую палату 1433 для торжественных приемов и заседаний совета господ. В 1302г в Новгороде заложен каменный кремль.
Другим крупным центром был Псков, вся архитектура носила облик крепости. Строители создали особую систему перекрытия зданий со взаимно перекрещивающимися арками, псковские мастера завоевали известность.
В Москве каменное строительство началось во 2-й четверти 14 в. – сооружение белокаменной крепости Московского Кремля, затем на территории были сооружены храмы и здания.
Велось строительство в Коломне (Успенский собор) , Серпухове, Звенигороде (успенский собор) .

Феофан Грек – фрески, иконы, отличаются монументальностью, силой и драматической выразительностью образов, смелой живописной манерой. В его творчестве выделяются 2 периода: новгородский (создает редкие по одухотворенности пр-ния) и московский (спокойные и уравновешенные) . В Новгороде церковь Преображения на Ильине Улице 1378. В Москве – церковь Рождества Богородицы 1395-96, Архангельский собор в Кремле. Вместе с Прохором и Андреем Рублевым – Благовещенский собор в Кремле 1405г. Его искусство определило развитие московской школы живописи.

Андрей Рублев – канонизирован русской православной церковью. Его творчество знаменовало подъем русской культуры, постигает расцвета московская школа живописи. Его работы отличают глубокая человечность, одухотворенность образов, совершенство художественной формы, отличие от Грека – персонажи мягче, человечнее. фрески на тему страшный суд в Успенском соборе во Владимире 1408, Иконостас в Троице-Сергиевом монастыре 1424-26, иконы - Апостол Павел, Архангел Гавриил. , Троица (в Третьяковской галерее).

Читайте также: