Какие виды школ здоровья выделены в соответствии с ок скму

Обновлено: 08.07.2024

Все достижения современной медицины могут остаться нереализованными на практике, если между врачом и пациентом не будет сформировано партнерских отношений и истинного сотрудничества. Ведь в конечном итоге только сам пациент выбирает, что и как ему предпринимать: следовать ли только рекомендациям врача по приему лекарственных препаратов и изменить ли привычный образ жизни.

Одним из путей формирования партнерства врача и пациента является обучение в Школах здоровья. Школы организуются на базе амбулаторно-поликлинического отделения (учреждения), в том числе центра здоровья, дневного стационара или специализированного отделения стационара медицинской организации (терапевтического, эндокринологического, кардиологического, пульмонологического), санатория и т.п.

Школа здоровья — это медицинская профилактическая технология, основанная на совокупности индивидуального и группового воздействия на пациентов и направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению того или иного заболевания, повышение приверженности пациентов к лечению для профилактики осложнений заболевания, улучшения прогноза и повышению качества жизни. В настоящее время сохраняется потребность в обучении пациентов с сахарным диабетом, артериальной гипертонией, бронхиальной астмой и другими социально значимыми заболеваниями.

Цель создания данных Школ — научить пациента сохранить здоровье, уменьшить проявления уже имеющегося заболевания и снизить риск развития осложнений.

Обучение ориентировано на помощь пациентам и их семьям в понимании своего заболевания, эффективном лечении, ведении здорового образа жизни, обучении уходу за собой, сотрудничестве с медицинским персоналом. Все это, в конечном счете, ведет к улучшению качества жизни пациента.

К приоритетным задачам школ здоровья относятся:

  • повышение информированности пациентов о заболевании и его факторах риска;
  • повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья;
  • формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача;
  • формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов;
  • формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек);
  • формирование у пациентов практических навыков по анализу причин, факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.

Преимущество группового профилактического консультирования

  • Усиливается действенность обучения – создается атмосфера коллектива, нивелируется чувство одиночества, улучшается эмоциональный контакт.
  • При групповом обсуждении создаются условия для более эффективного применения основных принципов и приемов обучения взрослого населения с учетом психологии изменения поведения и поведенческих привычек.
  • Эффективность повышается за счет обмена опытом между пациентами, примеров из их жизни и пр.

Основные принципы проведения Школ

Нормативно-правовое регулирование

Для получения более подробной информации о возможности посещения Школ здоровья необходимо обращаться к специалистам кабинетов (отделений) медицинской профилактики медицинских организаций региона.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Государственное автономное профессиональное образовательное

учреждение Новосибирской области

Арсланова Юлия Андреевна

Цели учебного занятия:

Дидактические: Научить студента применять знания и умения по теме:

Развивающие: Развивать творческое мышление, профессиональную речь, умение составлять план и пользоваться им, умение общаться с пациентом, умение оценивать свои действия по отношению к пациенту, контролировать выполнение манипуляции.

Воспитательные: Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию; формировать профессиональный кругозор и общую культуру. ОК 01. понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, ОК 02 осуществлять собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, ОК 03. анализировать рабочую ситуацию, осуществлять коррекцию собственной деятельности, ОК 04. осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, ОК 0.6. работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

Требования к знаниям, умениям, практическому опыту:

Уметь: обучать население принципам ЗОЖ; осуществлять консультирование пациента и его окружения по вопросам рационального и диетического питания при проведении мероприятий по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения; проводить и осуществлять оздоровительные и профилактические мероприятия в рамках урока в школе здоровья; проводить профилактику инфекционных и не инфекционных заболеваний через реализацию профилактических мероприятий при осуществлении сестринского ухода; з адавать вопросы и выслушать пациента с повторным объяснением сути совета (при необходимости) ; исключать двусмысленности, нечеткости и употребления сложных медицинских терминов или сложных объяснений ; проявлять внимание к чувствам других людей и понимать их.

Иметь практический опыт : проведение профилактических мероприятий при осуществлении сестринского ухода

Продолжительность: 180 мин .

Место проведения: терапевтическое отделение.

Образовательные технологии: разноуровневое обучение, обучение в сотрудничестве.

Методы и приемы обучения: объяснительно — иллюстративный метод обучения, репродуктивный метод обучения.

Учебно-наглядные и натуральные пособия, раздаточный материал: тесты, схемы, ситуационные задачи, методические разработки для студентов, тонометры.

Технические средства обучения: Телевизор, DVD.

Электронные ресурсы (мультимедийные презентации, обучающие программы и тренажеры, электронные учебники, интерактивная доска и другие)

Межпредметные и внутрипредметные связи: психология , гигиена, здоровый человек и его окружение, сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению.

Основные учебные издания:

Епифанов В.А. Медико-социальная реабилитация пациентов с различной патологией: учеб. Пособие / В.А. Епифанов, А.В. Епифанов – М. : ГЭОТАР –Медиа, 2017. -592 с.

Католикова О.С. Сестринский ход в педиатрии: МДК 20.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 539 с.

Медико-социальная деятельность: учебник / С.Н. Пузин [и др]; под ред. С.Н. Пузина, М.А. Рычковой. – М. ГЭОТАР – Медиа, 2017. – 416 с

Проведение профилактических мероприятий: учеб.пособие/С.И. Двойников и др; под ред. С.И. Двойников. –М.:ГЭОТАР- Медиа, 2017.- 448с.

Соколова Н. Г. Сестринское дело в педиатрии: практикум/ Н.Г. Соколова, В.Д. Тульчинская; под ред. Р.Ф. Морозовой. Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 382 с.

Смолева Э.В. Терапия с курсом первичной медико-санитарной помощи / Э.В. Смолева, Е.Л.Аподиакос. – Ростов н/Д: Феникс, 2018 – 652 с.

Тульчинская В.Д. Сестринская помощь детям: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 367 с.

Практическое занятие №4

ПМ.01 ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

МДК 01.02 Основы профилактики

Тема: Школы здоровья

Цель учебного занятия: изучить методы работы школ здоровья для пациентов с факторами риска и пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями.

Освоить профессиональные компетенции.

Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, и его окружения

Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения

Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний

от 06 февраля 2017 года N 209

О совершенствовании эффективности деятельности Школ здоровья пациентов в медицинских организациях Республики Крым

В целях совершенствования деятельности Школ здоровья пациентов (далее - Школа здоровья) в медицинских организациях Республики Крым во исполнение требований приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 N 543н "Об утверждении положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" и от 21.12.2012 N 1344н "Об утверждении Порядка проведения диспансерного наблюдения" а также приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 февраля 2015 N 36-ан "Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения"

1.1. Положение о Школе здоровья (приложение N 1).

1.2. Перечень учетно-отчетной документации для Школ здоровья (приложение N 2).

1.3. Требования к составлению и оформлению программы Школы здоровья (приложение N 3).

2. Руководителям медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Крым, организовать:

2.1. работу по созданию новых и обеспечить эффективную работу действующих Школ здоровья на базе кабинетов (отделений) медицинской профилактики, центров здоровья, дневных стационаров амбулаторных отделений медицинских организаций и (или) специализированных стационарных отделений медицинских организаций (терапевтических, кардиологических, эндокринологических, пульмонологических), а так же в санаторных учреждениях;

2.2. предоставление информации о работе Школ здоровья в ГБУЗ РК "Центр медицинской профилактики".

Срок - 1 раз в квартал, до 5 числа
следующего за кварталом.

3. Главному врачу ГБУЗ РК "Центр медицинской профилактики" Вохминцеву Н.М. обеспечить:

3.1. методическое и информационное сопровождение Школ здоровья на базе медицинских учреждений Республики Крым с выездом в города и районы, в соответствии с графиком выездов специалистов (приложение N 4);

3.2. предоставление анализа деятельности Школ здоровья на территории Республики Крым в департамент организации медицинской помощи Министерства здравоохранения Республики Крым.

Срок - 1 раз в квартал до 10 числа
следующего за отчетным месяца.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Заместитель министра
А.А. Шаклунов

06 февраля 2017 года

Приложение N 1
к приказу М3 РК
от 06.02.2017 г. N 209

Положение о Школе здоровья

Хронические неинфекционные заболевания (сердечно-сосудистые, онкологические, хронические бронхо-легочные заболевания, сахарный диабет) в России являются причиной 75% всех смертей взрослого населения. Эти заболевания тесно связаны с образом жизни и факторами риска (курение, неправильное питание, низкая физическая активность, артериальная гипертония, стресс и др.) В этих условиях возрастает роль профилактики заболеваний и их осложнений, что может существенно продлить жизнь пациента и повысить ее качество.

Решению указанных задач способствует создание в системе первичного звена здравоохранения Школ здоровья. Обучение в Школе здоровья определяется как помощь пациентам в приобретении и поддержании навыков, необходимых для максимального управления их жизнью в условиях хронического заболевания, либо в определенные периоды жизни (беременность, кормление новорожденного) Это лечебно-оздоровительный процесс, являющийся полноправной областью здравоохранения, составной и непрерывной частью ведения пациентов.

Терапевтическое обучение сориентировано на пациента, создано с целью оказания помощи пациентам и их семьям в понимании своего заболевания / состояния, эффективном лечении, ведении здорового образа жизни, обучении уходу за собой, сотрудничестве с младшим персоналом, что в конечном счете ведет к улучшению качества жизни пациента.

Основная цель Школы здоровья - оптимизация, совершенствование доступности и улучшение качества оказания медицинской профилактической помощи населению. Результатом обучения в Школе является прогрессивное изменение представлений пациента о заболевании и его лечении, ведущее к изменению поведения, к умению управлять лечением заболевания в активном союзе с врачом.

Школа здоровья - это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по профилактике заболеваний и повышения качества жизни, сохранение здоровья.

Школа здоровья является медицинской профилактической услугой, оказываемой пациентам или лицам с факторами риска в первичном звене здравоохранения, организационной формой профилактического группового консультирования (гигиенического обучения и воспитания - по МКБ-10 в классе XXI, Z70-76).


1. Общие положения

1.1. Школа здоровья создается на базе амбулаторно-поликлинического отделения (учреждения), в том числе центра (кабинета, отделения) медицинской профилактики, центра здоровья, дневного стационара или специализированного (терапевтического, кардиологического, эндокринологического, пульмонологического) отделения стационара учреждения здравоохранения, санатория.

1.2. Школа здоровья организуется приказом главного врача медицинской организации для каждого вида Школ здоровья в рамках штатного расписания. В приказе утверждается руководитель Школы здоровья, порядок и формы направления пациентов на обучение, график проведения Школы здоровья на год, помещение, где будут проходить занятия и перечень необходимого оборудования. В приказе также утверждается расчет заработной платы сотрудников Школы здоровья.

1.3. Руководство Школой здоровья осуществляет врач или медицинская сестра, имеющая специальность "Управление сестринской деятельностью" и необходимую специализацию, в том числе по гигиеническому обучению и воспитанию населения.

1.4. Обязанности руководителя Школы здоровья:

- обеспечение регулярной деятельности Школы здоровья;

- контроль уровня знаний, приобретенных пациентами в Школе здоровья;

- оценка организации и качества обучения в Школе здоровья;

- координация деятельности со специалистами других подразделений;

- ежеквартальное и ежегодное представление отчета о работе Школы здоровья.

1.5. Работа Школы здоровья осуществляется в соответствии с настоящим Положением (приложение N 1).

1.6. Пациенты направляются на занятия в Школу здоровья лечащим врачом, врачом центра здоровья или специалистами любого профиля.

1.7. Учет работы и отчетность по работе Школ здоровья проводятся в соответствии с перечнем учетно-отчетной документации (приложение N 2).

1.9. Каждая Школа здоровья работает по программе, утвержденной главным врачом медицинской организации.

1.10. Продолжительность занятий не должна превышать 1-2 академических часов (45-90 минут). На каждое занятие представляется соответствующая разработка.

1.11. При выборе формы проведения занятия (популярная лекция, лекция - диалог, деловая игра, тренинг) учитывается возраст и уровень подготовки слушателей. В Школе здоровья должен использоваться цикловой метод обучения, а занятия строиться по принципу "от простого к сложному". Предпочтительно обучение пациентов совместно с членами их семьи, имеющих возможность определять образ жизни пациента.

1.12. Организационные модели Школы здоровья включают две схемы: схема N 1 - обучение пациентов на всех занятиях курса проводит один специалист; схема N 2 - обучение пациентов проводится различными специалистами в зависимости от их наличия и квалификации.

В соответствии с тематикой Школы здоровья и конкретного занятия могут принимать участие участковый (семейный) врач, кардиолог, диетолог, врач или инструктор по ЛФК, пульмонолог, эндокринолог, акушер-гинеколог, психотерапевт или психолог и др.


2. Основные цели задачи школ здоровья

2.1. В доступной популярной форме информирование населения о причинах и механизмах развития заболеваний. Ознакомление населения с различными факторами (неуправляемыми, частично управляемыми, управляемыми) и их ролью в формировании заболеваний.

2.2. Повышение ответственности человека за сохранение своего здоровья

2.3. Формирование рационального и активного отношения человека к здоровью, мотивации к оздоровлению приверженности к лечению выполнению рекомендаций врача.

2.4. Формирование у пациентов населения умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризисов.

2.5. Формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих, управляемых факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек).

2.6. Формирование у пациентов практических навыков по анализу причин, факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.

2.7. Повышения взаимопонимания и сотрудничества между врачом и пациентом и всеми членами его семьи в вопросах профилактики заболеваний.

2.8. Ориентирование населения на успех в укреплении здоровья только через формирование здорового образа жизни.


3. Организация занятий в Школе здоровья

3.1. Контингент слушателей для занятий в Школе здоровья отбирается врачом (фельдшером) на основании данных анамнеза, результатов клинико-инструментальных и биохимических исследований с учетом возраста, состояния здоровья и сопутствующих заболеваний.

3.2. Не привлекаются к занятиям в Школе пациенты с нарушением когнитивных функций, наличием острых заболеваний или хронических заболеваний в стадии обострения или декомпенсации.

3.3. Занятия в школе носят циклический характер и проводятся в интерактивной форме.

3.5. Продолжительность обучения пациентов - 1-2 месяца, рекомендуемое число занятий 6-8, продолжительность занятий - 45-90 мин.

3.6. Структура занятий:

20-30% - лекционный материал;

30-50 % - практические занятия:

20-30% - ответы на вопросы, обсуждение, дискуссия;

10% - индивидуальное консультирование.

3.7. Организация самоконтроля - во время занятий обучаемые ведут записи в Дневнике самоконтроля в соответствии с направлением Школы здоровья.


4. Оборудование помещения для проведения занятий

Занятия в Школе должны проводиться в отдельном, специально- оборудованном для данных целей помещении, площадь учебного помещения должна быть в расчете 4 кв.м. на 1 место, общая площадь не менее 24 кв.м..

Оборудование помещения, где проводятся занятия в Школе должно обеспечить возможность реализации основных целей обучения, а также возможность демонстрации материала. Оборудование может быть условно разделено на обязательное и дополнительное (желательное).

4.1. Обязательное оборудование Школы здоровья:

- стол и стулья в достаточном количестве;

- проектор (мультимедиа или оверхед), компьютер, экран;

- Доска (большой блокнот - флипчарт), мелки, бумага, фломастеры, ручки, карандаши.

- Информационные материалы для пациентов (муляжи, дневники, памятки, буклеты, плакаты и др.).

4.2. Дополнительное (желательное) оборудование Школы:

- принтер, ксерокс, программное обеспечение для создания и обновления базы данных на прошедших обучение пациентов;

- аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеоматериалы;

- тренажеры, зал для занятий лечебной и оздоровительной физкультурой.

4.3. Обязательное оснащение в зависимости от профиля Школы здоровья:

- Школа для пациентов с артериальной гипертонией: тонометры (не менее 5 штук, желательно автоматические), фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров), напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии, препараты для лечения гипертонического криза и приступа стенокардии.

Читайте также: