Какие виды ошибок проявляются при освоении техники двигательных действий кратко

Обновлено: 03.07.2024

нается с завершающих фаз, если необходимо предупредить травмирование.

Первые попытки выполнения обычно сопровождаются повышенным

напряжением всего двигательного аппарата, лишними движениями, замедлен-

ным и скованным выполнением. Это вполне нормальная ситуация, так как

ученику необходимо держать под усиленным контролем все основные опор-

ные точки, т.е. те элементы, фазы двигательного действия, которые определя-

ют успешность самого действия и требуют концентрации внимания при ис-

полнении. При первоначальных попытках очень важно своевременно исполь-

зовать методы и приемы обучения, помогающие ориентироваться в управле-

нии движениями. Выполнять действия следует в стандартных условиях, так

как любые изменения могут ухудшать качество исполнения.

При завершении попытки выполнить действие следуют анализ и оценка

его выполнения и постановка задач по совершенствованию действия при сле-

Для практического освоения техники двигательного действия нужны

неоднократные повторения движений с установкой на лучшее разрешение

двигательной задачи, устранение допущенных ошибок, с тем чтобы каче-

ственнее и быстрее осваивать движения.

На этапе начального разучивания наиболее типичны (т.е. имеющие

массовый характер) следующие двигательные ошибки:

– лишние, ненужные движения;

– искажение движения по амплитуде и направлению;

– нарушение ритма двигательного действия;

Причинами ошибок могут быть:

– недостаточно ясное представление о двигательной задаче;

– неправильное выполнение предыдущих действий;

– слабое развитие координационных способностей и других двигатель-

– влияние конкурирующих навыков;

– недостаточность двигательного опыта занимающегося;

– неблагоприятные условия выполнение действий (плохой инвентарь или

– психологические причины: боязнь, невнимательность, неуверенность,

повышенная возбудимость занимающихся и др.

Понимание причин позволит найти наиболее верный способ исправле-

ния. Ошибки рекомендуется исправлять как можно быстрее и тщательнее,

чтобы они не автоматизировались.

Наиболее распространенные правила исправления ошибок:

1. Ошибка должна быть понята. Для этого применяется словесный или

письменный отчет обучаемого о своих движениях и действиях с последую-

щим анализом его вместе с преподавателем.

2. Ошибки следует исправлять не все сразу, а последовательно, по сте-

пени их значимости. Вначале исправляются грубые, искажающие основу тех-

ники действия. Затем исправляются ошибки в деталях техники.

3. Указания преподавателя об исправлении ошибки должно соответ-

ствовать возможностям обучаемого в данный момент.

4. Не рекомендуется показывать ошибки в утрированном виде.

Для повышения эффективности освоения двигательных действий и про-

филактики ошибок большое значение имеет правильный регламент их выпол-

нения. Основными параметрами такого регламента являются число повторе-

ний и интервалы отдыха между ними. Поэтому следует соблюдать следую-

щие общие правила:

– число повторений нового действия определяется возможностями обучаемо-

го улучшать движение при каждой новой попытке;

– повторное выполнение с одними и теми же ошибками является сигналом к

перерыву для отдыха и обдумыванию своих действий;

– интервалы отдыха должны обеспечивать оптимальную готовность к выпол-

нению очередной попытки (готовность как физическую, так и психическую);

– продолжать освоение движений в условиях прогрессирующего утомления

нецелесообразно и даже вредно;

– обучение двигательным действиям целесообразно проводить в начале

основной части занятия.

– интервалы между занятиями рекомендуется делать по возможности ко-

роткими, чтобы избежать угасания ещё не стойких умений.

Продолжительность этапа начального разучивания двигательного дей-

ствия зависит от:

1) степени сложности техники изучаемого действия;

2) уровня подготовленности занимающихся;

3) их индивидуальных особенностей;

4) возможности использовать положительный эффект переноса навы-

2. Этап углубленного разучивания.Цель — сформировать полно-

ценное двигательное умение.

Основные задачи.

1. Уточнить действия во всех основных опорных точках как в основе,

так и в деталях техники (с учетом индивидуальных особенностей занимаю-

2. Добиться целостного выполнения двигательного действия на основе

сознательного контроля пространственных, временных и динамических ха-

3. Устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основном звене.

Данные задачи могут решаться одновременно.

Ведущее значение приобретает метод целостного упражнения. В числе

методов передачи устной информации ведущими становятся анализ и разбор

техники действия, беседа. Широко применяются методы обеспечения нагляд-

ности показ (непосредственный и опосредованный), направленного прочув-

ствование двигательного действия, срочной информации, для создания ощу-

щений правильного исполнения деталей техники. Часто используется метод

Дополнительные ориентиры используемые на первом этапе, постепенно

убирают с тем, чтобы приблизить условия выполнения действия к естествен-

ным. Постепенно устраняются и облегчающая физическая помощь.

Возрастает роль мышечных ощущений в непосредственном управлении

движениями. Следует постепенно усложнять задания по концентрации вни-

мания на ≪опорных точках≫ в каждый момент двигательного акта и последо-

вательному опережающему движения переключению внимания на очередные

≪опорные точки≫. Используются методический приём: выполнение действия

в усложненных условиях сенсорного самоконтроля (ограничивается или пол-

ностью отключается зрительный самоконтроль). Включаются вариативные

В отдельном занятии интенсивность и число повторений изучаемого

действия возрастает. Главный критерий дозирования нагрузки – отсутствие

В рамках одного занятия обучение на этом этапе необходимо планиро-

вать в первой половине основной части урока, когда еще не наступило значи-

3. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования.Цель —

двигательное умение перевести в навык, обладающий возможностью его це-

Основные задачи.

1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения двигательного

2. Довести до необходимой степени совершенства индивидуальные чер-

3. Добиться выполнения двигательного действия в соответствии с тре-

бованиями его практического использования (максимальные усилия и скоро-

сти, экономичность, точность, рациональный ритм и т.д.).

4. Обеспечить вариативное использование действия в зависимости от

конкретных практических обстоятельств.

Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последовательно,

так как все они тесно взаимосвязаны.

На этом этапе увеличивается количество повторений в обычных и но-

вых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык.

В целях совершенствования движений применяют различные методиче-

ские приемы: повышение высоты снарядов, увеличение амплитуды и скоро-

сти движений, поточное выполнение упражнений, повторение в форме со-

ревнования на качество исполнения и результат, в игровой форме и др.

Вариативность действия достигается его многократным воспроизведе-

нием в самых различных условиях, когда оно выполняется с изменениями де-

талей кинематической, динамической и ритмической характеристик движе-

ния. Это может происходить:

а) при усложнении внешних условий (условия опоры, ограничение про-

странства, неблагоприятные метеоусловия);

а) при изменениях в физическом и психическом состоянии занимаю-

щихся (при утомлении, отвлечении внимания, волнения и.т.п.);

в) различных сочетаниях с другими действиями, и в том числе в сочета-

ниях, требующих преодолевать отрицательный перенос навыков;

г) при возрастающих физических усилиях.

Условия выполнения действия усложняется вначале постепенно. Дан-

ный этап характеризуется органическим слиянием процессов совершенство-

вания техники и развития двигательных способностей, обеспечивающих мак-

симальную эффективность действия. Это особенно актуально в спортивной

28. Общая и спе­циальная выносливость и методика их развития.

Выносливость –это способность организма человека преодолевать на-

Общая выносливость– это способность организма человека преодоле-

вать наступающее утомление при выполнении продолжительной физической

работы умеренной интенсивности с функционированием большей части мы-

шечного аппарата (например, ходьба на лыжах, плавание, гребля).

Специальная выносливость –это способность организма человека

преодолевать наступающее утомление при выполнении отдельных видов за-

данной работы.

1. Анаэробно-аэробный режим работы (стайерская выносливость).

2. Анаэробно-гликолитический режим энергообеспечения (мит-тель-

штрековая выносливость).

3. Анаэробно-алактатный режим (спринтерская выносливость).

Факторы влияющие на проявления физической выносливости:

1. Деятельность центральной нервной системы, в частности, такое

её свойство как уравновешенность нервных процессов (возбуждение и тор-

Аэробная и анаэробная производительность организма.

3. Уровень развития двигательных способностей человека и его здоро-

4. Волевые качества человека.

5. Качество техники движений.

Методы. Для развития общей выносливости применяют: равномерный,

переменный и интервальный методы.

Равномерный и переменный методы являются основными при совер-

шенствовании общей выносливости.

Равномерный и переменный методы являются основными при совер-

шенствовании общей выносливости.

Интервальный метод увеличения общей выносливости используется

преимущественно в спортивной тренировке. Он представляет собой достаточ-

но эффективный способ ее совершенствования путем выполнения анаэробной

Методы развития специальной выносливости. Основным в повыше-

нии специальной выносливости является интервальный метод.

Из трех основных типов специальной выносливости остановимся на

рассмотрении анаэробно-гликолитической и анаэробно-алактатной выносли-

вости, т.к. методика смешанной анаэробно-аэробной (стайерской) выносливо-

сти уже раскрыта в разделе развития общей выносливости.

Анаэробно-гликолитический режим развития специальной выносли-

вости направлен на совершенствование способности противостоять неблаго-

приятным сдвигам, в связи с большим кислородным долгом и избытком мо-

лочной кислоты в организме.

Анаэробно-алактатный режим тренировки выносливости связан с со-

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

37. Классификация ошибок при обучении двигательным действиям. Причины возникновения ошибок и пути их устранения.

На протяжении всего процесса обучения выполнение занимающимися физических упражнений может сопровождаться отклонениями фактической техники от заданного образца. Характер и степень отклонений могут быть различными. К ошибкам относят как невыполнение или существенное искажение частей двигательных действий, так и малоэффективные движения, требующие лишь дальнейшего улучшения.

В зависимости от значения, характера и распространенности ошибок их можно подразделить соответственно на три группы: 1) грубые, значительные и незначительные; 2) стабильные и нестабильные; 3) типичные и нетипичные.

Грубыми считаются ошибки, искажающие основу техники двигательного действия. К значительной относят невыполнение общей детали техники. К незначительной – неточное выполнение детали, ведущее к снижению эффективности действия.

Ошибки, возникающие в процессе овладения физическим упражнением по причине недостаточной координации усилий или из-за воздействия временных сбивающих факторов и исчезающие сразу после принятых мер по устранению, называются нестабильными. Закрепленные в навык ошибки называют стабильными. Они возникают в результате многократного повторения неправильных движений в условиях практического применения действия.

К нетипичным относят ошибки, возникающие эпизодически по субъективным причинам. Для типичных ошибок свойственна их распространенность, массовость. Это явление объясняется общностью причин возникновения ошибок для определенного контингента занимающихся, например, влияние стандартных внешних факторов. Очевидно, что одна и та же ошибка при выполнении физического упражнения может быть отнесена к каждой из этих трех групп и одновременно являться значительной, стабильной и типичной.

Причинами ошибок при изучении занимающимися физических упражнений нередко становятся следующие недочеты в преподавании: 1) несоответствие изучаемого образца техники особенностям физической подготовленности занимающихся; 2) неверная последовательность обучения разным двигательным действиям, имеющим одинаковые или похожие элементы; 3) преждевременное создание целостного двигательного представления о физическом упражнении, требующем одновременного управления многими движениями без учета подготовленности обучаемых, в результате чего у них создается неверное представление о способе достижения практической цели действия; 4) недостаточная информация занимающихся в процессе обучения о действительных отклонениях от заданных параметров движений и действий; 5) несоответствие предлагаемых учебных заданий и организуемых условий деятельности способности занимающихся выполнять двигательное действие.

Причинами двигательных ошибок могут быть: 1) недостаточный уровень развития отдельных физических качеств или отсутствие гармонии в их развитии; 2) неуверенность занимающихся в своих силах, боязнь падения и болевых ощущений, а также усталость; 3) недостаточная осознанность учебных заданий и отсюда неправильное понимание двигательной задачи и несовершенство умственного проекта ее решения; 4) неблагоприятные условия внешней среды, а также несоответствующие особенностям занимающихся инвентарь и оборудование; 5) отрицательный перенос навыков.

Важнейшими мерами предупреждения ошибок являются:

1. Соблюдение закономерностей формирования двигательных навыков, принципов дидактики и управления при планировании и осуществлении процесса обучения двигательным действиям. В частности, не следует одновременно или последовательно без перерыва обучать двигательным действиям со сходными подготовительными фазами.

2. Подбор средств, методов и приемов решения частных учебных задач в строгом соответствии с этапом процесса обучения. Учебные задания должны требовать от занимающихся доступных усилий для их решения. Обеспечение надежной страховки, убеждающей занимающихся в безопасности выполняемого упражнения.

3. Заблаговременное предупреждение о возможных ошибках при выполнении движений, определение их причины и путей их предупреждения.

4. Применение словесного отчета занимающихся о своих движениях и действиях.

5. Создание обстановки неотвратимости проверки и оценивания результатов учебного труда на протяжении всего процесса обучения, на каждом занятии. Важно сочетать при этом самооценку ученика с оцениванием его действий преподавателем.

Последовательность исправления ошибок может быть следующая. Вначале исправляются грубые ошибки, нарушающие структуру физического упражнения. Лишь только после этого устраняются ошибки, снижающие эффективность действия (значительные и незначительные). Чем раньше приступают к исправлению ошибок, тем больше вероятность успеха. Это обстоятельство подчеркивает значение срочной информации при обучении физическим упражнениям. Не следует исправлять несколько ошибок. Для исправления возможных ошибок используется большинство изложенных выше методических приемов обучения двигательным действиям.

Путями исправления ошибок являются:

1. Сопоставление ошибочного и правильного выполнения с помощью разбора и объяснения, контрастного показа, демонстрации кинофильма или видеозаписи;

2. Обеспечение направленного прочувствования движений с физической помощью извне, усложнением или упрощением двигательного действия, созданием таких внешних условий, в которых неправильное движение или действие невозможно;

3. Применение подводящих упражнений, обеспечивающих возможность концентрировать внимание на движении, которое в основном действии выполняется неверно;

4. Использование заданий с выполнением движений с разной степенью усилий, с разными отягощениями и сопротивлением, с одновременным измерением результативности действий. Роль самого занимающегося в предупреждении и исправлении ошибок также велика. Вдумчивое наблюдение, внимательное выслушивание объяснений и оценок преподавателя, самоанализ совершаемых попыток выполнить действия и данных, полученных с помощью средств срочной информации, - вот необходимые условия успешного освоения физических упражнений.

Для исправления ошибок, стабилизированных в результате недостаточно квалифицированного обучения, а также при перестройке техники физических упражнений в связи с возросшим уровнем физической подготовленности, могут быть использованы такие приемы:

1. Полное изменение при переучивании всех тех привычных раздражителей внешней среды, которые сопутствовали выработке старого навыка;

2. Прекращение на время выполнения двигательного действия, чтобы затормозить ненужные условно-рефлекторные связи и лишь только после этого вновь приступить к разучиванию;

Выполнить движение сразу правильно, без ошибок в обычных условиях, как правило, оказывается невозможно. Данное обстоятельство очень осложняет процесс освоения движений. Некоторые ошибки обусловлены закономерностями формирования двигательного навыка, другие связаны с отсутствием необходимых представлений, третьи – с несоблюдением определенных условий и т. п.

Успех в освоении движений во многом зависит от того, насколько правильно определены причины происхождения двигательных ошибок и насколько методы их исправления соответствуют истинным причинам их возникновения. Наиболее типичными являются следующие группы ошибок:

внесение в двигательный акт дополнительных ненужных движений;

закрепощенность движений, несоразмерность мышечных усилий, ненужное привлечение дополнительных групп мышц;

отклонения в направлении и амплитуде движений;

искаженность общего ритма двигательного действия;

выполнение движения на недостаточно высокой скорости.

Основными причинами этих ошибок являются:

неправильное или недостаточно полное представление о структуре и двигательном составе осваиваемого двигательного действия;

неправильное или недостаточно полное понимание двигательной задачи;

недостаточность двигательного опыта занимающегося;

недостаточная физическая подготовленность занимающегося;

неуверенность, боязнь, чувство утомления и т. п. ;

неправильная организация процесса освоения двигательного действия.

Для повышения эффективности освоения двигательных действий и профилактики ошибок большое значение имеет правильный регламент их выполнения. Основными параметрами такого регламента являются число повторений и интервалы отдыха между ними. Их конкретные характеристики могут быть самыми различными, так как определяются многими факторами (сложностью движений, этапом освоения, индивидуальными возможностями занимающегося и т. п. ) . Вместе с тем во всех случаях следует помнить и соблюдать следующие общие правила:

число повторений нового действия определяется возможностями занимающегося улучшать движение при каждой новой попытке;

повторное выполнение с одними и теми же ошибками является сигналом к перерыву для отдыха и обдумыванию своих действий;

интервалы отдыха должны обеспечивать оптимальную готовность к выполнению очередной попытки – как физическую, так и психическую;

продолжать освоение движений при сильном утомлении нецелесообразно и даже вредно;

перерывы между занятиями должны быть как можно короче, чтобы не потерять уже приобретенные умения и навыки.

Источник: Лукьяненко В. П. Физическая культура: основы знаний: учебное пособие. 2-е изд. , стереот. – М. : Советский спорт. – 2005.

выполнение действия с искаженной техникой выполнения и есть двигательная ошибка, это происходит от того что чаще всего сегодня у тренера нет времени сидеть на обучении одного из элементов, а проводит его "натаскивание", и спортсмен не узнав технику и выполняя это действие боиться выполнять и как бы себя подстраховывает- нет свободного выполнения, вот и ПОЛУЧАЕТСЯ ДЕЙСТВИЕ С ОШИБКОЙ! УДАЧИ!)))))))

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Главный Попко

Лучший ответ:


Главный Попко

в конкретных двигательных действиях,технологические и двигательные,существенные (грубые) и несущественные (мелкие),постоянные и временные




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Читайте также: