Какие вещи стали символом обломовщины кратко

Обновлено: 02.07.2024

Создавая образ Обломова, Иван Гончаров хотел изобразить апатичного человека, который безропотно передвигается по жизни и только в мечтах своих начинает что-то делать. Писатель использовал несколько вещей, которые были символами “обломовщины”. Ими стали домашние тапочки, халат и диван.

Хотел Илья Ильич сбросить свой домашний халат, выбраться из уютных домашних тапочек и встать с дивана. Хотел изменить свою жизнь, покончить с уютной и беспечной обстановкой. Но не сумел. Зона комфорта ему нравилась больше. Обломов вновь облачился в халат, надел тапочки и беспечно опустился на удобный диван.

Из вещей, характерных для Обломова и ставших его обязательным символом, можно привести его халат, мягкий и уютный, в котором удобно лежать дома на диване и ничего не делать. Это символ его бездеятельности и инертности, ведь халат прежде всего домашняя одежда, предполагающая, что его владелец нечасто выходит из дома и не особенно следит за своим внешним видом, каждый день нося только свой любимый халат. В непродолжительный период отношений с Ольгой, Обломов перестал его носить, но когда эта история так ничем и не кончилась, он вновь вспоминает про халат и образ жизни его возвращается к прежнему.

Разумеется, говоря о предметах-символах никак нельзя обойтив ниманием знаменитый диван Обломова, на котором он проводит большую часть своей жизни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2. Что превратило Обломова в апатичного лежебоку?

Лень, боязнь движения и жизни, неспособность к практиче­ской деятельности, подмена жизни расплывчатой мечтательно­стью превратили Обломова из человека в придаток халата и ди­вана.

В эпилоге рассказывается о смерти Обломова, что позволило проследить всю жизнь героя от рождения до конца.

7. Почему морально чистый, честный Обломов умирает нрав­ственно?

Привычка получать все от жизни, не прикладывая к этому никаких усилий, развила в Обломове апатию, инертность, сде­лала рабом собственной лени. В конечном счете в этом повинна крепостническая система и порожденное ею домашнее воспита­ние.

Крепостничество развращает не только господ, но и рабов. Пример тому — судьба Захара. Он так же ленив, как Обломов. При жизни барина он довольствуется своим положением. После смерти Обломова Захару некуда идти — он становится нищим.

10. Почему попытка Ольги Ильинской возродить Обломова не имела успеха?

Полюбив Обломова, Ольга пытается перевоспитать его, пере­ломить его лень. Но его апатия лишает ее веры в будущего Обло­мова. Лень Обломова была выше и сильнее любви.

Штольц вряд ли является положительным героем. Хотя, на первый взгляд, это новый, прогрессивный человек, деятельный и активный, но есть в нем что-то от машины, всегда бесстраст­ной, рациональной. Он схематизированный, неестественный че­ловек.

Символами “обломовщины” стали халат, домашние тапочки, диван.

2. Что превратило Обломова в апатичного лежебоку?

Лень, боязнь движения и жизни, неспособность к практической деятельности, подмена жизни расплывчатой мечтательностью превратили Обломова из человека в придаток халата и дивана.

3. Какова функция сна Обломова в романе И. А. Гончарова “Обломов”?

Глава “Сон Обломова” рисует идиллию патриархальной крепостной деревни, в которой только и мог вырасти такой

Обломов. Обломовцы показаны как спящие богатыри, а Обломовка – как сонное царство. Сон показывает условия русской жизни, порождавшие “обломовщину”.

4. Можно ли Обломова назвать “лишним человеком”?

Н. А. Добролюбов отмечал в статье “Что такое Обломовщина?”, что черты обломовщины были свойственны в какой-то мере и Онегину, и Печорину, то есть “лишним людям”. Но “лишние люди” предшествующей литературы были окружены неким романтическим ореолом, казались сильными людьми, исковерканными действительностью. Обломов же тоже “лишний”, но “сведен с красивого пьедестала

А. И. Герцен говорил, что Онегины и Печорины относятся к Обломову, как отцы к детям.

5. В чем состоит особенность композиции романа И. А. Гончарова “Обломов”?

Вся первая часть романа представляет собой обширную экспозицию, знакомящую с героем уже в зрелом возрасте.

6. Какую роль играет в романе И. А. Гончарова “Обломов” эпилог?

В эпилоге рассказывается о смерти Обломова, что позволило проследить всю жизнь героя от рождения до конца.

7. Почему морально чистый, честный Обломов умирает нравственно?

Привычка получать все от жизни, не прикладывая к этому никаких усилий, развила в Обломове апатию, инертность, сделала рабом собственной лени. В конечном счете в этом повинна крепостническая система и порожденное ею домашнее воспитание.

8. Как в романе И. А. Гончарова “Обломов” показана сложная взаимосвязь рабства и барства?

Крепостничество развращает не только господ, но и рабов. Пример тому – судьба Захара. Он так же ленив, как Обломов. При жизни барина он довольствуется своим положением.

После смерти Обломова Захару некуда идти – он становится нищим.

9. Что такое “обломовщина”?

“Обломовщина” – социальное явление, заключающееся в лени, апатии, инертности, презрении к труду и всепоглощающем стремлении к покою.

10. Почему попытка Ольги Ильинской возродить Обломова не имела успеха?

Полюбив Обломова, Ольга пытается перевоспитать его, переломить его лень. Но его апатия лишает ее веры в будущего Обломова. Лень Обломова была выше и сильнее любви.

11. Можно ли считать Штольца положительным героем романа И. А. Гончарова “Обломов”?

Штольц вряд ли является положительным героем. Хотя, на первый взгляд, это новый, прогрессивный человек, деятельный и активный, но есть в нем что-то от машины, всегда бесстрастной, рациональной. Он схематизированный, неестественный человек.

12. Охарактеризуйте Штольца из романа И. А. Гончарова “Обломов”.

Штольц – антипод Обломова. Он активный, деятельный человек, буржуазный делец. Он предприимчив, всегда к чему-то стремится. Взгляд на жизнь характеризуют слова: “Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей”.

Но Штольц не способен испытывать сильные чувства, от него веет рассчитанностью каждого шага. Образ Штольца в художественном отношении схематичнее и декларативнее образа Обломова.

Читайте также: