Какие вечные проблемы поднимает пушкин в капитанской дочке в чем современное звучание романа кратко

Обновлено: 05.07.2024

А.С.Пушкин поднимает различные проблемы в романе "Капитанская дочка".Можно рассмотреть проблему дружбы. Гринёв является персонажем положительным,добрым и отзывчивым. Швабрин -противоположение Гринёва. Несмотря на дружбу с Гринёвым,он пытается отбить невесту друга и переходит на сторону врага.Также в романе говорится о проблеме любви.Можно привести в пример Машу Миронову и Гринёва. Эти герои дополняют друг друга.Когда Гринёву грозила опасность,Маша не побоялась просить пощады для возлюбленного у самой императрицы.Это является ярким примером настоящей любви.Также и Пётр защищает свою любимую,ведь любовь только улучшает их.

В романе Пушкин поднимает вечные вопросы любви , ненависти , право сильного , беззаконие власть имущих и богатых . Эти проблемы человечества возникали всегда , есть сейчас и будут всегда , пока есть классовое расслоение общества . Богатые и властные всегда захотят использовать свое положение в корыстных целях . Такова человеческая натура .
И сейчас олигархи обходят законы , отцы выдают насильно своих жён замуж за нелюбимых . И сейчас олигархи и “ денежные тузы ” чудачат , но только в цивилизованных , более человечных рамках .

Что написать в эссе по теме: В чем современное звучание романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка"?

В историческом романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка" есть все то, что сохранило свою актуальность и в современное для нас время: вечные проблемы добра и зла, моральные нормы и личностные отношения. Автор касался тем любви и чести, коварства и великодушия, предательства и отваги.

Герои А. Пушкина живут и действуют в непростые времена – в дни восстания Емельяна Пугачева. На фоне грандиозных исторических событий в романе развивается трогательная любовь молодого офицера Петра Гринева и дочери коменданта крепости Марии Мироновой.

Абсолютным противопоставлением честному и прямому Петру Гриневу стал его соперник Алексей Швабрин, который всеми способами препятствовал любви Гринева к Маше Мироновой, сплетая интриги, и желая, расправившись со своим соперником, насильно женить на себе девушку, которая его не любит. Кроме того он оказался предателем и перешел на сторону врага,

Именно на образах Петра Гринёва и Маши Мироновой автор раскрывает актуальные во все времена значение нравственности, настоящей любви, преданности Отечеству, чувства долга, защиты чести и достоинства.

Александр Сергеевич Пушкин поднимает в своём произведении вечные темы: преданность своему долгу, предательство, любовь, честь и достоинство, которое сохранили герои в любой ситуации, недовольство народа своей жизнью и жестокий бунт.

Молодые люди смогли пронести своё чувство через все испытания, сначала Гринев спас жизнь Маше, вызволив ее из пугачевского плена, затем она, преодолев природную застенчивость и робость, поехала к императрице просить за освобождение любимого.

Истинная любовь и преданность - одна из главных ценностей в любые времена.

В произведении "Капитанская дочка" А.С. Пушкин поднимает проблемы любви, совести, предательства, верности и чести. Эти проблемы всегда актуальны и даже на современном этапе жизни.

На примере Петра Гринева автор показывает нам каким честным должен быть человек, как должен поступать, какими достоинствами должен обладать.

А вот на другом главном герое Швабрине, который является полной противоположностью Гринева, он показывает, каким человек может быть. Он спокойно предает свою Родину, является предателем и завистливым человеком.

Еще одна актуальная проблема, которая и на современном этапе тоже является важной - проблемы отцов и детей. Отец отправляет сына, чтобы он вырос настоящим мужчиной, а сын не может ослушаться отца и выполняет то, что ему говорит отец.

gNND99MVJ9DI5bIWlxlH9Qe3SrKGM8v.jpg

Современное звучание повести Пушкина "Капитанская дочка".

Александр Сергеевич Пущкин поднял в своей повести две темы, которые будут оставаться актуальными для многих поколений, много веков.

Это тема любви и это тема народного бунта.

Тема любви раскрыта Пушкиным на примере отношений между Машей Мироновой и Петром Гриневым. Это вечная тема любви между мужчиной и женщиной, которая зарождается во время страшных испытаний и проходит испытание на верность. Гринев спасает Машу, Маша спасает Гринева. Молодые люди своей самоотверженностью заслуживают свое право на счастье.

Эта тема высокой любви актуальна всегда и для всех.

Вторая тема - народный бунт раскрыта автором с помощью образа Емельяна Пугачева, вожака этого бунта. Всегда, когда власть становится антинародной, когда она думает о собственной наживе, в обществе возникает социальная напряженность, которая часто заканчивается взрывом. Причины бунта бывают разными, но последствия почти всегда одни и те же - страшная жестокость и море крови.

К сожалению мы живем в такое время, когда волнения в обществе достаточно велики и ни одна стран в мире не застрахована от социальных потрясений. Это говорит о том, что не так что-то в наших государствах.

Можно конечно вспомнить и о теме верности долгу, которая также является вечной и актуальной, но мне кажется, что это просто норма поведения, на которой можно и не заострять внимание отдельно.

Капитанская дочка — одно из немногих прозаических произведений великого русского поэта А. С. Пушкина. Это книга, повествующая о крупном крестьянском восстании, которое потрясло Российскую империю в семидесятых годах восемнадцатого века. Значение романа столь велико, что многие люди уже в наше время воспринимают те давние события именно через творение Пушкина.

История создания

Специально ради этого Пушкин отправился в путешествие по Уралу, чтобы лично встретиться с очевидцами тех событий. Во время поездки были найдены прототипы главных героев романа. Пётр Гринёв был скопирован с офицера Вашарина — ярого борца с пугачёвщиной, служившего под командованием генерала Михельсона. Прототипом Швабрина стал присягнувший на верность Пугачёву подпоручик Шванович. Образ Марии Мироновой был рождён под впечатлением от встречи с молодой дворянкой Марией Васильевной Борисовой.

Жанр, направление

Этот роман сочетает в себе элементы как романтизма, так и реализма. Несмотря на некую идеализацию главного героя и даже его антипода (Швабрин добивался брака с Марьей, хотя мог добиться своего и без венчания, будучи единственным и полновластным хозяином крепости), Пушкин в первую очередь стремится к созданию достоверной атмосферы тех событий и органичному вплетению в неё своих персонажей.

Смысл названия и эпиграфа

Композиция

Всё повествование построено на контрасте. Положение героев по отношению друг к другу меняется по ходу сюжета. Вначале зависимый от Гринёва простой казак Пугачёв в середине романа сам получает неограниченную власть над судьбой молодого человека. Мария Миронова, которая в начале романа была несравненно ниже Гринёва, в конце романа становится уважаемой дочерью героя, в то время как Пётр становится бесправным заключённым, обвиняемым в измене.

Суть и конфликт

Молодой дворянин Пётр Гринёв отправлен своим строгим отцом на офицерскую службу в район Оренбурга. В пути главный герой попадает в снежную бурю, от которой его спас простой казак Емельян Пугачёв.

После прибытия на место службы, Пётр влюбляется в дочь коменданта Белогорской крепости — Марию Миронову. Симпатия к девушке доводит героя до дуэли с другим офицером — Алексеем Швабриным.

Чуть позже крепость захватывают восставшие во главе с Пугачёвым. Выжившим предлагают присягнуть на верность лидеру мятежников. Комендант погибает, отказавшись предать свою честь. Швабрин же изменяет присяге. Гринёв отказывается и готовится принять смерть, однако Емельян узнаёт его и отпускает из-за личной симпатии.

Гринёв возвращается к своим и участвует в обороне Оренбурга. Во время осады он узнаёт, что его возлюбленная Маша находится в Белогорской крепости и подвергается истязанию голодом со стороны изменника Швабрина. Пётр отправляется в стан врага и просит у Пугачёва помочь. Емельян соглашается, спасает Миронову и отпускает пару восвояси.

После поражения восстания Пугачёва казнят, а Швабрин сообщает правительству об отношениях Гринёва с лидером мятежников. Петра арестовывают, но Маша вымаливает прощение для него в личном разговоре с императрицей Екатериной II и выходит за Гринёва замуж. Подробнее обо всех этих перипетиях Вы можете узнать из краткого содержания по главам от Многомудрого Литрекона.

Главные герои и их характеристика

  1. Пётр Гринёв — молодой дворянин и офицер. Превыше всего ценит свою честь. Лично знал Пугачёва, и проникся к нему уважением, оставшись при этом убеждённым противником вооружённого мятежа. Позиционируется Пушкиным как образец для подражания. Этот образ раскрывается в возрастных метаморфозах: сначала Петр был безответственным и весьма ограниченным недорослем, даже по пути на фронт он совершает детские ошибки и попадает в курьезные ситуации; потом любовь преображает героя, он становится сильным и гордым; затем штурм крепости и смертельная опасность показывают истинного Петра — мужественного, храброго и честного; в финале перед нами не недоросль, а ответственный и готовый ко всему солдат, знающий не понаслышке, что такое честь.
  2. Марья Миронова — дочь коменданта Белогорской крепости. Отказалась выйти за Швабрина, готова была умереть голодной смертью, оставшись верной Петру. Приложила все усилия для спасения любимого даже после того, как на него махнул рукой собственный отец. Идеал женщины (для Пушкина). Ее характер украшают бескорыстие, смелость, преданность и сила духа. Даже несмотря на то, что шанс выйти замуж без приданного был минимален, она не согласилась стать супругой нелюбимого человека.
  3. Иван Миронов — бедный офицер, отдавший армии 40 лет жизни. Честный, добрый, исполнительный человек, но мягкосердечный и уступчивый в быту (поэтому многие из его людей не были готовы к осаде, а кое-кто и вовсе перешел на сторону мятежников). Самоотверженно оборонял крепость и принял смерть от рук мятежников, отказавшись изменить присяге. Вот эссе, которое поможет Вам узнать капитана получше.
  4. Василиса Миронова — властная и хозяйственная жена коменданта. Почтенная старушка. Заботливая мать и добросовестная супруга, которая отказалась покинуть крепость, ведь не хотела бросать мужа. Была безжалостно убита восставшими. Подробнее о ее характере расскажет эссе.
  5. Емельян Пугачёв — мятежный казак, лидер восстания, самозванный император Пётр III. Безжалостный убийца и бескомпромиссный бунтарь. Не лишён благородства, способен помнить добро. Уважает Петра Гринёва за его честность и простоту. Изначально понимая печальные перспективы своей авантюры, идёт до самого конца, смиряясь со своей судьбой. Вот его описание, таблица с характеристикой и образ.
  6. Алексей Швабрин — молодой и талантливый офицер. Вопреки внешнему сходству с Гринёвым, оказывается его полной противоположностью. Подлый и низкий человек, который стремиться лишь к собственному благополучию и выживанию. Изменяет присяге, подвергает мучениям Марию Миронову, после ареста клевещет на Петра в мелочном желании навредить тому, кто лучше, чем он.
  7. Екатерина II — императрица России. Приятная и сострадательная женщина. Милосердно снимает с Гринёва все обвинения и обеспечивает счастье его и Маши.
  8. Савельич — старый слуга Петра Гринева, ставший его верным спутником и другом. Это хозяйственный и ворчливый старик, привыкший экономить и во всем блюсти барские интересы. В то же время этот человек искренне предан Гриневу и любит его как сына. Вот его сочинение-рассуждение, посвященное раскрытию его образа.

Проблемы

Главная мысль

Историзм

В целом Пушкин довольно точно отобразил происходившие в то время события, вроде осады Оренбурга. Изменению подверглись названия некоторых городов, так, Белогорская крепость на самом деле называлась Татищевской.

Мораль

Роман учит нас всегда оставаться человеком, отстаивать свои убеждения и держать слово. В конце концов, именно такие люди достигнут вполне заслуженного счастья, как показывает финал романа.

Гуманизм и человечность возможны в любой ситуации, и наш долг — не забывать об этом. Таков простой вывод, который следует из данного произведения.

Критика

Произведение Пушкина было высоко оценено, как современниками поэта, так и потомками. О романе с восхищением отзывались Достоевский и Гоголь.

Эту точку зрения разделял и А. М. Скабичевский, который подробно прокомментировал образ Петра Гринева:

В наше время роман кажется излишне прямолинейным и простым, но так или иначе является повсеместно узнаваемым образцом литературного творчества Пушкина.

Автор: Михаил Щепин

Автор: Самый Зелёный · Published 18.09.2019 · Last modified 12.11.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 30.09.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 03.06.2019

комментариев 6

Восстание было в 70-е года восемнадцатого, а не девятнадцатого века

Проблема милосердия неправильная, Пугачев оставил их в живых не потому что он добрый, а потому что Гринев помог ему дав заячий тулуп.

Здравствуйте. Мы все-таки думаем, что заячий тулуп, вещь, бесспорно, стоящая, не был достаточным поводом для сохранения жизни в такой ситуации. Кроме того, тулуп был наградой Пугачеву за то, что он вывел путников к поселению и тем самым спас жизни Петра и Савельича. Они в расчете. Напомним, что герои заблудились в буране и могли бы замерзнуть насмерть, несмотря на обилие меховой одежды. Следовательно, между ними не могло быть уже никаких счетов. Храбрость Савельича, напомнившего в порыве страха за барина о тулупе, восхитила Пугачева, как и мужество Петра, согласившегося на казнь. Тогда он проявил милосердие — сохранил жизнь врагу, к которому проникся уважением.

Большое спасибо за Ваши анализы! Это лучший контент для самостоятельной (и не только) подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Спасибо, очень приятно)

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Проблематика повести А.С. Пушкина

Проблематика

Все что связано с долгом и честью, соотносится с главным героем повести Петром Гриневым, которому родители, обедневшие дворяне, не смогли дать ничего кроме мудрых наставлений о чувстве долга, ответственном отношении к делу, которым собрался заниматься, и чести, которую надлежало хранить смолоду как платье снову. Как всякий молодой человек, только что покинувший отчий дом, Петр учится на своих ошибках и все-таки свято хранит в душе отеческие заветы. Поэтому искренне и от души награждает незнакомца за помощь, подарив ему заячий тулуп, несмотря на возражения Савельича, которого уважал и любил.

Знакомство со Швабриным дает возможность Гриневу повзрослеть в разы быстрее – беспринципный и бесчестный Швабрин показывает Петру каким не должен быть человек. Гринев больше никогда не перейдет ту грань, которая сможет уронить его честь и чувство собственного достоинства.

Верность долгу – еще один показатель, по которому можно оценить образ Гринева. Присягнув один раз императрице, он не собирается изменять ей, даже под страхом смертной казни. И снова его антиподом становится Швабрин, постоянно меняющий свои взгляды и мечущийся между государством и самозванцем Пугачевым, руководствуясь исключительно собственной выгодой. У выходца из народа Пугачева намного больше развиты благородные чувства свойственные высшему сословию, нежели у того же Швабрина, и это импонирует Гриневу, который хоть и должен противостоять самозванцу, все-таки принимает государственного преступника как человека, которому знакомы понятия долга и чести.

Семейство Мироновых тоже удивляет своей порядочностью, и хоть главенствует в семье Василиса Егоровна, она, увидев гибель своего мужа, в последний раз признается ему в любви, а потом покоряется неизбежному и погибает вслед за ним.

Высокие моральные принципы Маши не могут не вызывать уважения читателя. И она представляется идеальной русской женщиной, верной женой и в будущем добродетельной матерью большого семейства. Вообще, женские образы в повести отражают проблему женского самопожертвования любви, долгу, порядочности и доброты. Так, несмотря на внутренний страх, попадья укрывает у себя Машу, рискуя навлечь на свою голову гнев Пугачева. Порядочность присуща и императрице, благосклонно выслушавшей несчастную девушку и оказавшей ей высочайшую помощь и поддержку.

Читайте также: