Какие условия необходимо соблюдать при выставлении отметки в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Нормы выставления оценок в начальных классах

Критерии оценивания контрольных работ по русскому языку

Учёт ошибок в диктанте :

Ошибкой считается :

Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;

Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.

При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность её выполнения. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.

Грамматическое задание

Контрольное списывание

Допустимое количество ошибок

Один недочёт графического характера.

1 - 2 исправления

1 - 2 исправления

1 - 2 исправления

Словарный диктант

Сочинение и изложение

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая - за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.

Обе оценки считаются оценками по русскому языку.

Отметка за содержание и речевое оформление:

Отметка " 5 " – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст.

Отметка " 4 " – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.

Отметка " 3 " – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.

Отметка " 2 " – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.

Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:

Отметка " 5 " – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.

Отметка " 4 " – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.

Отметка " 3 " – имеются 3-6 орфографические ошибки и 1-2 исправления.

Отметка " 2 " – имеются более 6 орфографических ошибок.

Отметка за содержание и речевое оформление:

Отметка " 5 " – логически последовательно раскрыта тема.

Отметка " 4 " – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.

Отметка " 3 " – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.

Отметка " 2 " – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.

Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:

Отметка " 5 " – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.

Отметка " 4 " – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.

Отметка " 3 " – имеются 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

Отметка " 2 " – имеются более 6 орфографических ошибок.

Формы контроля уровня достижений и критерии оценки по литературному чтению

Чтение наизусть

Оценка "5" - твёрдо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.

Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвёрдое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст

Выразительное чтение текста

Требования к выразительному чтению:

1. Правильная постановка логического ударения

2. Соблюдение пауз

3. Правильный выбор темпа

4. Соблюдение нужной интонации

5. Безошибочное чтение

Оценка "5" - выполнены правильно все требования

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования

Оценка "3" - допущены ошибки по трём требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки более чем по трём требованиям

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

1. Своевременно начинать читать свои слова

2. Подбирать правильную интонацию

3. Читать безошибочно

4. Читать выразительно

Оценка "5" - выполнены все требования

Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки по трём требованиям

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.

Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.

Критерии оценивания контрольных работ по математике

Работа, состоящая из выражений :

Работа, состоящая из задач :

Комбинированная работа :

Грубые ошибки :

Вычислительные ошибки в выражениях и задачах.

Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий.

Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия).

Не решенная до конца задача или выражение.

Негрубые ошибки :

Нерациональный прием вычислений.

Неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи.

Неверно сформулированный ответ задачи.

Неправильное списывание данных (чисел, знаков).

Недоведение до конца преобразований.

В контрольной работе:

задания должны быть одного уровня для всего класса;

оценка не снижается, если есть грамматические ошибки и аккуратные исправления;

за грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается;

Формы контроля уровня достижений и критерии оценки по окружающему миру

Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе:

"5" - выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочёт, ученик может привести примеры из дополнительной литературы.

"4" - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.

"3" - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.

"2" - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.

Ошибки и недоч ё ты, влияющие на снижение оценки :

неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной;

нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной;

неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного явления, процесса;

неумение сравнивать объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам;

незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;

неумение ориентироваться по карте, правильно показывать изучаемые объекты.

преобладание при описании объекта несущественных признаков;

неточности в определении назначения прибора, его использование;

неточности при нахождении объектов на карте.

Критерии оценивания практических работ по технологии

тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;

задание выполнено качественно, без нарушения соответствующей технологии;

правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;

полностью соблюдались правила техники безопасности.

допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

задание выполнено с небольшими отклонениями (в пределах нормы) от соответствующей технологии изготовления;

в основном правильно выполняются приемы труда;

работа выполнялась самостоятельно;

норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;

полностью соблюдались правила техники безопасности.

имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

задание выполнено с серьезными замечаниями по соответствующей технологии изготовления;

отдельные приемы труда выполнялись неправильно;

самостоятельность в работе была низкой;

норма времени недовыполнена на 15-20 %;

не полностью соблюдались правила техники безопасности.

имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

неправильно выполнялись многие приемы труда;

самостоятельность в работе почти отсутствовала;

норма времени недовыполнена на 20-30 %;

не соблюдались многие правила техники безопасности.

Критерии оценивания практических работ по ИЗО

Критерии оценивания предметных умений

1.1.Настоящее «Положение об оценивании учебных достижений обучающихся в ГБОУ средняя школа №127 (далее – Положение) является локальным актом Государственного бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 127 с углубленным изучением английского языка Красногвардейского района Санкт-Петербурга (далее – Школа).

1.2.Положение регулирует вопросы оценивания результатов учебной деятельности обучающихся по предметам базисной и инвариантной части учебного

1.3. Положение разработано в соответствии с:

‒Федеральным государственным стандартом основного и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;

1.4.Положение составлено на основании:

‒Устава ГБОУ средняя школа №127;

‒Основной образовательной программы ГБОУ средняя школа №127.

1.5. Настоящее Положение является обязательным для исполнения всеми участниками образовательного процесса.

1.6.Настоящее Положение и изменения к нему утверждаются директором школы. Срок действия данного Положения не ограничен. При изменении законодательной базы (п.1.3, п.1.4 настоящего Положения) издается Дополнительное положение к данному документу, которое согласовывается с Педагогическим советом и является его

1.7.Цель разработки настоящего Положения: повышение качества образования посредством установления единых требований к отметке и оценке учебных

‒установление фактического уровня знаний, умений, навыков по предметам базисной и инвариантной части учебного плана, соотнесение этого уровня с требованиями образовательного стандарта;

‒контроль выполнения учебных программ и календарных планов изучения отдельных предметов;

‒ формирование положительной учебной мотивации, самооценки обучающихся и помощь в выборе дальнейшей индивидуальной образовательной траектории обучающегося;

‒повышение уровня объективности, гласности в оценивании педагогом учебных достижений обучающегося.

1.9.В Положении использованы следующие понятия и термины:

‒Отметка –это результат процесса оценивания,количественное выражениеучебных достижений обучающихся в цифрах и баллах.

‒Оценка учебных достижений – это процесс,по установлению степенисоответствия реально достигнутых результатов планируемым целям. Оценке подлежат как объем, системность знаний, так и уровень развития интеллекта, навыков, умений, компетенций, характеризующие учебные достижения ученика в учебной деятельности.

‒ Промежуточная аттестация обучающихся –процедура,проводимаяс целью оценки качества усвоения содержания части или всего объема одной учебной дисциплины после завершения ее изучения.

‒Текущий контроль успеваемости–это систематическая проверка знаний,умений, навыков обучающихся, проводимая учителем на текущих занятиях в соответствии с учебной программой.

2.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. При оценивании учебной деятельности обучающегося или ее результата соблюдаются следующие основные принципы:

‒ справедливость и объективность, исключающая личностное отношение к обучающемуся;

‒учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

‒приоритет оценки педагога; итоговой является отметка, выставляемая педагогом;

‒гибкость и вариативность форм оценивания результатов (использование различных процедур и форм оценивания образовательных результатов);

‒уровневый характер контроля и оценивания (разработка средств контроля на основе базового и повышенного уровней достижения образовательных результатов);

‒гласность и прозрачность, т.е. доступность и понятность информации об учебных достижениях обучающихся, возможность любого заинтересованного лица (обучающийся, родитель/законный представитель) проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы. Информация о целях, содержании, формах и методах оценивания должна быть доведена до сведения учащихся и родителей/законных представителей.

- информация об индивидуальных результатах обучения и развития обучающихся должна быть адресной.

2.2. Общие требования к оцениванию результатов учебной деятельности обучающегося:

2.2.1.параметры, критерии и показатели выставления отметок по предметам размещены в электронной образовательной среде (школьной) ;

2.2.2.учитель проводит диагностику обучающегося в один раз в четверть в 5-9 классе и один раз в полугодие в 10-11классе с целью выявления уровня обученности;

2.2.3.учитель использует в своей деятельности различные виды контроля: устный, письменный, тестирование для объективности результата;

2.2.4.учитель комментирует отметку обучающегося (отмечает положительные и отрицательные стороны ответа) как в письменном, так и в устном виде;

2.2.5.обучающийся имеет возможность пересдать слабо усвоенный и ранее пройденный материал в виде проверочной работы или собеседования не менее чем за неделю до окончания четверти (полугодия);

2.2.6.классный руководитель выставляет полученные обучающимися отметки в дневник из электронного журнала с целью своевременного контроля со стороны родителей (законных представителей) не реже 1 раза в месяц;

2.2.7.классный руководитель доводит до сведения родителей (законных представителей) об образовательных достижениях обучающихся.

2.2.8.классный руководитель доводит до сведения родителей (законных представителей) о неудовлетворительных результатах промежуточной аттестации по учебным предметам в письменном виде.

2.2.9.классный руководитель несет персональную ответственность за достоверность выставленных оценок и своевременное информирование родителей (законных представителей) о текущей учебной успеваемости обучающихся.

3.РЕГЛАМЕНТ ОЦЕНКИ И ОЦЕНИВАНИЯ

‒объем, системность знаний, навыков, умений, компетенций, характеризующие учебные достижения ученика в учебной деятельности;

‒личные достижения обучающихся во внеурочной образовательной деятельности (результаты участия в олимпиадах, конкурсах, проектах, в том числе учебно-исследовательских, соревнованиях и т.п. по предмету).

3.3. При выставлении отметки учитель руководствуется критериями и параметрами оценки результатов учебной деятельности, отраженными в рабочих программах по предмету.

4.КРИТЕРИИ ОТМЕТОК ПРИ ОЦЕНИВАНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

4.1.Основой для определения уровня знаний являются критерии оценивания – полнота знаний, их обобщенность и системность:

‒полнота и правильность – это правильный, точный ответ;

‒правильный, но неполный или неточный ответ;

4.2.При выставлении отметок необходимо учитывать классификацию ошибок и их качество:

4.3.Общие критерии отметок при оценивании результатов учебной деятельности обучающихся:

4.5.Оценивание личных достижений обучающихся в очных олимпиадах, конкурсах, проектах, в том числе учебно-исследовательских, соревнованиях различного уровня по предмету:

5.ПОРЯДОК ВЫСТАВЛЕНИЯ ОТМЕТОК

5.1.Отметки обучающимся по учебным предметам выставляются:

- во 2-х классах – со 2 четверти за каждую четверть и за год;

‒в 3-9 классах – за каждую четверть и за год;

‒в 10-11 классах – за каждое полугодие и за год.

5.2.Отметка за четверть / полугодие и год выставляется как среднее арифметическое (округление баллов в пользу обучающегося), принимая во внимание отметку, рекомендованную электронным журналом с учетом приоритета результатов контрольных (проверочных) работ в соответствии со шкалой:

Среднее арифметическое Итоговая оценка
4,6 - 5 5
3,6 – 4,59 4
2,6 – 3,59 3
1,6 – 2, 59 2

5.3.Итоговые отметки учащихся за четверть / полугодие, год должны быть обоснованы, то есть соответствовать успеваемости ученика в зачетный период. Для объективной аттестации учащихся используется следующие критерии:

Кол-во часов в неделю Количество отметок в четверть Количество отметок в полугодие
1 – 2 часа Не менее 3 отметок Не менее 5 отметок
Более 2 часов Не менее 5 – 7 отметок Не менее 7 отметок

5.4.Итоговая отметка по учебному предмету в переводных классах выставляется учителем в соответствии с годовой отметкой, кроме учащихся имеющих академическую задолженность.

5.5. Итоговая отметка по учебному предмету в переводных классах учащимся, имеющих академическую задолженность выставляется на основе работы по ликвидации академической задолженности.

5.6. Итоговые отметки выпускникам 9-го класса по общеобразовательным предметам входящих в ОГЭ выставляются как среднее арифметическое годовой и экзаменационной отметки в пользу обучающегося, а по остальным общеобразовательным предметам соответствует годовой отметке.

5.7.Итоговые отметки по общеобразовательным предметам выпускникам 11 класса, выставляются на основе среднего арифметического полугодовых, годовых отметок за 10 – 11 класс и экзаменационных отметок (при наличии) с применением правил математического округления.

5.9. Обучающийся имеет академическую задолженность за четверть (полугодие), если он не выполнил 2/3 (67%) обязательных заданий. Если задания не выполнены по уважительной причине (болезнь, санаторно-курортное лечение, официальный вызов на соревнования, участие в концертной деятельности и т.п.) обучающемуся предоставляется график индивидуальных консультаций на каникулах или в дополнительное время, о чѐм в письменной форме уведомляют обучающегося и его родителей (законных представителей). При этом ответственность за прохождение пропущенного учебного материала возлагается на родителей (законных представителей).

5.10.Обучающиеся, находящиеся на лечении и обучавшиеся в лечебных учреждениях, аттестуются (на основании соответствующего документа, справки) с учетом отметок, полученных в соответствующих образовательных учреждениях.

5.11.Ученики 2-8, 10 классов, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно с обязательной ликвидацией задолженности по предмету в течение

5.12.Обучающиеся основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, оставляются на повторное обучение с согласия родителей (законных представителей), или могут выбрать иную форму получения образования.

5.13.Обучающиеся 10 класса, имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, не оставляются на повторное обучение, им предлагается иная форма получения образования.

6.ОСОБЕННОСТИ ВЫСТАВЛЕНИЯ ОТМЕТОК ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ОБУЧАЮЩИМСЯ, ОТНЕСЕННЫМ К РАЗЛИЧНЫМ ГРУППАМ ЗДОРОВЬЯ

6.1.По физической культуре обучающимся, отнесенным к основной группе, выставляются текущие и итоговые отметки с учетом состояния здоровья обучающихся, их природных физических данных и личных достижений за

определенный учебный период.

6.2.Оценка успеваемости школьников, относящихся к подготовительной медицинской группе, отраженной в медицинской карте, проводится на общих основаниях, за

исключением оценки выполнения тех движений, которые им противопоказаны.

6.3.Временное освобождение от уроков физической культуры допускается лишь с разрешения врача на основании медицинской справки.

6.4.При длительных пропусках уроков по учебному предмету обучающемуся могут быть назначены дополнительные учебные занятия (в том числе и во время каникул) до

конца учебного периода (до начала зачетной/экзаменационной сессии).

6.5.Итоговая отметка в этом случае выставляется с учетом показанных умений (и / или выполнения обучающимся практических действий по физической культуре) на дополнительных занятиях.

6.6.Для учащихся, отнесенных к специальной и подготовительной группам, отметка отражает их успехи в формировании навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима, на основании документа из поликлиники, где обучающийся включен в группу здоровья или лечебной физкультуры, а также на базе школы в составе группы лечебной физкультуры.

6.7.При выставлении текущей отметки обучающемся специальной и подготовительной группы необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижать достоинства ученика, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала на дальнейшие занятия физической

6.8.В случае, если обучающемуся полностью противопоказаны занятия физической культурой, а также, если он пропустил большое количество уроков по уважительной причине, то в течение учебной четверти он сдаѐт реферат или проектную работу по

тематике курса. Тематика определяется учителем совместно с обучающимся.

6.9. Учитель, работающий с обучающимися специальной и подготовительной группы, обязательно учитывает противопоказания и ограничения, руководствуется

рекомендациями, несѐт персональную ответственность за обучающихся.

6.10.Обучающиеся, имеющие спортивные разряды, профессионально занимающиеся спортом, предоставляют справку из спортивной организации, где указаны его результаты. Оценивание таких обучающихся происходит в индивидуальном порядке. 6.11. Освобожденные обучающиеся находятся в спортивном зале, являются участниками образовательного процесса с ограничением в соответствии с медицинскими показаниями (могут осуществлять посильную помощь учителю при проведении урока (например, судейство). Учитель физической культуры несет за их жизнь и здоровье персональную ответственность.

7.Права и обязанности субъектов оценочной деятельности

7.1.Отношения между учителями, обучающимися, родителями (законными представителями) обучающихся и администрацией школы выстраиваются на основе сотрудничества. Каждый из участников такого сотрудничества имеет право, прежде всего на самооценку своей деятельности, на свое особое аргументированное мнение

по поводу оценки результатов деятельности одного субъекта другим.

7.2.Права и обязанности обучающихся.

7.2.1. Обучающиеся имеют право:

‒на собственную оценку своих достижений;

‒на оценку своих достижений учителем;

‒на оценку проявления творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни;

‒определенное время для ликвидации неудовлетворительных результатов обучения;

‒на предоставление и публичную защиту результатов своей деятельности.

7.2.2. Обучающиеся обязаны:

‒по возможности проявлять оценочную самостоятельность в учебной работе;

‒овладевать способами оценивания, принятыми в школы,

‒проходить промежуточную и итоговую аттестацию,

- посещать дополнительные занятия, организованные для повышения качества знаний.

7.3. Права и обязанности учителя:

7.3.1. Учитель имеет право:

‒на свое оценочное суждение по поводу учебных достижений

обучающихся, на основе разработанных критериев;

‒оценивать деятельность обучающихся на основе выработанных критериев;

‒фиксировать динамику развития и обучения ученика только относительно

его собственных возможностей и достижений.

7.3.2. Учитель обязан:

‒соблюдать педагогический такт при оценке результатов деятельности обучающихся;

‒работать над формированием у обучающихся самоконтроля и самооценки;

‒ доводить до сведения родителей (законных представителей) информацию о результатах учебной деятельности детей, их достижениях, успехах трудностях.

7.4.Права и обязанности родителей/законных представителей:

7.4.1.Родитель имеет право:

‒знать о принципах и способах оценивания в Школе;

‒получать достоверную информацию о результатах учебной деятельности

детей, их достижениях, успехах и трудностях;

‒ получать индивидуальные консультации учителей-предметников и социальным педагогом по преодолению проблем и трудностей,

возникающих у ребенка в обучении, на основании личного запроса.

‒соблюдать такт по отношению к ребенку и учителю, любому участнику образовательного процесса;

‒ информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с которыми родитель сталкивается в домашних условиях;

‒посещать родительские собрания и иные мероприятия предусмотренные годовым планом работы школы.

7.5.Несоблюдение субъектами образовательного процесса отдельных пунктов данного Положения может повлечь за собой невыполнение основной задачи школы – формирования ключевых компетенций школьников.

7.6.При нарушении основных принципов обучения одной из сторон образовательного процесса другая сторона имеет право обратиться к администрации школы с целью защиты своих прав в установленном Уставом школы порядке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контроль знаний учащихся тесно связан с оценкой. Более того, это необходимый элемент контроля знаний учащихся. От объективности оценки, положительной мотивации зависит об­щий настрой учащегося, его желание заниматься в дальнейшем, а значит и качество приобре­таемых знаний.

При оценке знаний необходимо учитывать основные качественные характеристики овла­дения учебным материалом: имеющиеся у учащихся фактические знания и умения, их полноту, прочность, умение применять на практике в различных ситуациях, владение терминологией и специфическими способами обозначения и записи.

Результат оценки зависит от наличия и характера погрешностей, допущенных при устном ответе или в письменной работе. Среди погрешностей можно выделить ошибки, недочеты и мелкие погрешности.

Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и умениями и их применением.

К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно прочном ус­воении основных знаний и умений или отсутствии знаний, которые в соответствии с програм­мой не считаются основными. Недочетом также считается погрешность, которая могла бы рас­цениваться как ошибка, но допущена в одних случаях и не допущена в других аналогичных случаях. К недочетам относятся погрешности, объясняемые рассеянностью или недосмотром, небрежная запись.

К мелким погрешностям относятся погрешности в устной и письменной речи, не иска­жающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Вопрос об отнесении погрешности к ошибкам, недочетам или мелким погрешностям ре­шается учителем в соответствии с требованиями к усвоению материала на данном этапе обучения.

К ошибкам, например, относятся: неправильное использование служебных слов алгорит­мического языка; неверное указание аргументов и результатов; присваивание величине одного типа значения другого типа; нарушение порядка выполнения команд при исполнении алгорит­ма и т.п.

Примеры недочетов: пропуск или неправильная запись служебного слова алгоритмиче­ского языка; неполное описание промежуточных величин; случайные вычислительные погреш­ности при проверке условий составных команд; небрежное оформление записи алгоритма и т.п.

Если одна и та же ошибка (недочет) встречается несколько раз, то это рассматривается как одна ошибка (один недочет).

Зачеркивания и исправления ошибкой считать не следует.

Задание считается выполненным безупречно, если содержание ответа точно соответст­вует вопросу, указывает на наличие у школьника необходимых теоретических знаний и прак­тических навыков, окончательный ответ дан при правильном ходе решения и аккуратном оформлении.

Задание считается невыполненным, если ученик не приступил к его выполнению или до­пустил в нем погрешность, считающуюся в соответствии с целью работы ошибкой.

Оценка за усвоение темы выставляется на основе всех текущих отметок. Особый вес придается оценкам за итоговую контрольную работу или ответы учащихся на зачетном занятии по всей теме.

При выставлении тематической оценки учитель может не учитывать текущих отметок, если по результатам тематической контрольной работы или зачета эти отметки учащимися не подтверждены (например, неудовлетворительные оценки, полученные за пробелы в знаниях и умениях, которые затем были ликвидированы).

Годовая оценка должна отражать фактический уровень знаний учащихся на конец учеб­ного года.

В процессе обучения учитель обязан комментировать выставляемые оценки на основе критериев, сформулированных в ГОС.

В школах России принято оценивать результаты обучения по пятибальной системе. Можно пользоваться следующими примерными нормами оценок.

Конкретизировать критерии выставления фиксированной отметки можно следующим об­разом:

- безошибочно излагает материал устно или письменно;

- обнаружил усвоение всего объема знаний, умений и практических навыков в соответст­вии с программой;

- сознательно излагает материал устно и письменно, выделяет главные положения в тек­сте, легко дает ответы на видоизмененные вопросы;

- точно воспроизводит весь материал, не допускает ошибок в письменных работах;

- свободно применяет полученные знания на практике.

- обнаружил знание программного материала;

- осознанно излагает материал, но не всегда может выделить существенные его стороны;

- обладает умением применять знания на практике, но испытывает затруднения при отве­те на видоизмененные вопросы;

- в устных и письменных ответах допускает неточности, легко устраняет замеченные учителем недостатки.

- обнаружил знание программного материала, но испытывает затруднения при его само­стоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя;

На поведение человека влияют общепринятые нормы, которые подтверждены морально и нравственно. Если по каким-то причинам личность их намеренно нарушает, это имеет свое определение — асоциальное поведение. Его способны проявлять абсолютно все, независимо от образования, возраста и материального достатка.

Асоциальное поведение – устойчивое отклонение от общепринятых норм.

Виды асоциального поведения

  • Неодобряемое – эпизодическое озорство и шалости.
  • Порицаемое – вызывает систематическое осуждение со стороны взрослых.
  • Девиантное – аморальные и безнравственные поступки.
  • Аддиктивное – поступки, совершаемые под действием алкоголя и наркотиков.
  • Делинквентное – предпреступное, административно-деликатное.

Преступное – противоправное, нарушение предписаний законодательства

Противозаконные действия могут заключаться в мелких кражах, угонах, а также оскорблении людей. За такие поступки человек не несет уголовной ответственности, но он является потенциальным преступником. Аморальные поступки часто осуждаются общественностью, хоть и не несут в себе прямой угрозы. Антисоциальное поведение подразумевает беспорядочные половые связи, попрошайничество и бродяжничество.

Причины появления у детей

Биологические. Префронтальная кора головного мозга, ответственная за когнитивный контроль, только начинает развиваться. Поэтому при принятии решений мозг задействует лимбическую систему, ответственную за сферу эмоций. Поступки подростка кажутся взрослым нелогичными. В действительности маленький человек еще просто не в состоянии контролировать эмоциональные перепады и потребность в сильных ощущениях.

Социальные – влияние СМИ и гендерных норм, психологический климат в семье и роль в среде сверстников. Жестокие методы воспитания, сексуальное насилие, дискриминация и социальная изоляция, издевательства и социально-экономические проблемы повышают риски асоциального поведения.

Группы риска – сироты, члены меньшинств, подростки, рано ставшие родителями или вступившие в брак, в том числе принудительно.

Педагогические – воспитательная стратегия родителей и педагогов (например, гипоопека или гиперопека).

Психологические – сидром дефицита внимания и гиперреактивности, неврологические и соматоформные расстройства, расстройства аутического спектра, умственная отсталость.

Признаки асоциального поведения у детей

У ребенка дошкольного возраста антисоциальное поведение характеризуется агрессией, а также неумением нормально контактировать с другими людьми. Дети школьного возраста отличаются непослушанием. Основными причинами таких расстройств могут быть:

  1. Наследственная предрасположенность.
  2. Неправильные действия родителей при воспитании.
  3. Психологические факторы, которые могут сформироваться за счет неправильного воспитания или медицинских патологий.
  4. Материальное и социальное неравенство.

Когда проблема игнорируется родителями, это приводит к девиантному поведению, а в дальнейшем — к деликвентному.

Проявления в подростковом возрасте

Чаще всего к асоциальности склонны подростки, поведение которых не поддавалось коррекции в младшем возрасте. Часто такая молодежь гордится своим антиобщественным поведением и безнаказанностью со стороны родителей и преподавателей. Для них характерными являются создание хулиганских групп, пристрастие к алкоголю, сигаретам и наркотикам.

Бывают случаи, когда вести себя подобным образом начинают подростки из благополучных семей. На такое поведение влияют следующие факторы:

  • деградация личности из-за плохого примера родителей;
  • влияние современных субкультур;
  • желание самоутвердиться;
  • физические проблемы из-за перенесенной болезни.

Причины девиантного поведения подростков

Причины девиаций у подростков могут быть объединены в две большие группы. Первая – особенности социальной среды:

  • Неполные семьи. В условиях воспитания одним родителем высок риск формирования патологических отношений с ребенком, основанных на требовании безусловного подчинения, недостаточном участии, непонимании. Отсутствует образец взаимодействий с противоположным полом.
  • Конфликтные, асоциальные семьи. Напряженность между родителями, частые ссоры, отсутствие взаимопонимания негативно отражаются на воспитательном процессе. Преобладание антиобщественных тенденций, паразитический образ жизни, алкоголизм становятся образцом действий.
  • Учебно-воспитательные ошибки. Недостаточное внимание педагогов, неумение установить контакт с подростком становится основой для формирования неуспеваемости, конфликтов с классом, учителями.

Второй группой причин, приводящих к формированию девиантного поведения подростков, являются медико-биологические факторы. Физиологической основой отклонений служат:

  • Отягощенная наследственность. Развитию девиаций способствуют сниженные защитные механизмы, ограниченные приспособительные функции личности. Данные особенности наблюдаются при наследовании умственной недостаточности, аномальных черт характера, склонности к алкоголизму, наркомании.
  • Патологии центральной нервной системы. Биологическая неполноценность нервных клеток мозга развивается при тяжелых заболеваниях на первых годах жизни, черепно-мозговых травмах. Она проявляется эмоциональной неустойчивостью, снижением адаптивных возможностей.
  • Особенности пубертатного периода. Гормональная перестройка организма, активное созревание отделов коры головного мозга, формирование высших психических функций может проявляться заострением характерологических черт, асоциальными поступками.

Профилактика и предупреждение асоциального поведения несовершеннолетних

Направлена на укрепление психического здоровья. Призвана усилить способность контролировать эмоции, отказаться от рискованных форм поведения в пользу альтернатив, выработать жизнестойкость, чтобы справляться с трудными ситуациями. Помогает сформировать благоприятную социальную среду и систему взаимоотношений.

Основными профилактическими действиями являются правильные примеры, хорошее воспитание и удовлетворение потребностей ребенка, включая и эмоциональные. В данном случае нужно быть настроенным на формирование просоциального поведения. Кроме того, ребенку необходимо помогать развивать мозг, когнитивные функции и интеллектуальные способности.

Практические советы родителям

Доверьте ребенку бытовые обязанности, это тренирует ответственность и адекватную самооценку. Дети, следящие за чистотой своей одежды, быстрее наводят порядок в отношениях и делах. Когда ребенок знает, сколько пыли скапливается в комнате за неделю, он начинает ценить труд родителей и соблюдать собственные границы поведения.

Заранее установите правила и санкции за их нарушения. Случайные наказания неэффективны. Кроме того, крик – это демотиватор, а физические наказания – насилие. Они разрушают эмоциональный контакт. В то же время, обсуждать негатив благодушным тоном не совсем логично – подростка просто запутают ваши сигналы. Вы вправе говорит тоном, адекватным ситуации, но не выходя за рамки. Следовать установленным правилам нужно обязательно.

Не используйте в качестве наказания запрет на общение с друзьями. Социальная жизнь и стремление соответствовать ожиданиям сверстников крайне важны для подростка.

С медицинской точки зрения, подросток – еще ребенок. Приобщение к вредным привычкам – это желание испытать новые сильные эмоции. Поэтому не читайте ему морали о здоровье и своих переживаниях, а давайте простые и рациональные объяснения последствий его поступков.

По возможности контролируйте поступление необходимого адреналина – например, путем совместного просмотра фильмов ужасов или катанием на американских горках.

Не принижайте проблемы ребенка и не сваливайте на него свои. Вместо этого выслушивайте, обсуждайте его чувства и делитесь опытом.

Если ребенок найдет понимание в семье, то не будет искать его в альтернативных сообществах.

Психологические требования к оцениванию деятельности учащихся

Система требований к педагогической оценке.
Оценка учителя должна быть:
объективной – непредвзятой, беспристрастной; в педагогической оценке не должны содержаться субъективные мнения учителя о конкретном ребенке;
адекватной – соответствовать реальным показателям конечного результата – количественным и качественным, а также вложенным в его достижение усилиям;
мотивированной – содержащей четкое обоснование того, почему она выражена тем или иным баллом; для этого учитель должен прибегнуть к доводам, доказательствам, обоснованию и убеждению, показателям того, что оценка убедительно выступает фактом совпадения оценки педагога с самооценкой ученика;
критической – содержащей указания на определенные недостатки в работе, ориентирующей ученика на эталоны, образец; воспитывающей чувство неудовлетворенности;
стимулирующей – побуждающей к продвижению вперед, к намеченной перспективе, содержащей оптимистическое начало;
дифференцированной – состоящей из отдельных частных оценок, содержащих в себе четкие указания;
заинтересованной – выражающей интерес к личности ребенка, радость по поводу его успехов, веру в его возможности;
выразительной – показывающей искренность мнения педагога, убеждающей школьника как в значимости оценки, так и в получении результатов;
понятной – четкой и просто сформулированной, доступной пониманию ребенка, без иносказаний и заумностей;
уважительной – вежливой, не оскорбляющей чувство собственного достоинства ребенка, признающей его права на собственные ошибки.


Почему же отметка и оценка так важны в жизни ребенка?

Прежде всего потому, что она тесным образом связана с такими психологическими характеристиками как:
• самооценка,
• мотивация достижения,
• тревожность,
• эмоциональной комфорт,
• взаимоотношения с окружающими,
• творчество.
1. Психологами давно доказано, что успешно действует и достигает результатов человек, у которого сформирована адекватная высокая самооценка своей личности и менее успешны в жизни, как правило, люди с низкой самооценкой. Мнение педагога о ребенке формирует его самовосприятие. Каждый сниженный балл уменьшает в глазах ребенка его собственную ценность. Не отделяя себя от продукта своей деятельности, ребенок видит утверждение в сниженной оценке, что он плохой. И тут включаются механизмы психологической защиты: если человек не успешен в одной области, то он будет искать успеха в другой, иногда не самой лучшей (дворовые компании и т. д.). И, наоборот, при высоких отметках ребенок ощущает себя способным, любимым - тем самым формируется высокая самооценка.
2. Оценочная деятельность педагога также может оказывать воздействие и на мотивацию достижения. Мотивация достижения - это стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей.
Идя в школу трепетным первоклассником, каждый ребенок видит себя отличником и по началу искренне стремится им стать. Однако если учитель - сторонник строгости при выставлении отметок, уже в младших классах школьник понимает, что у него ничего не получилось, некоторое время горюет … и решает махнуть рукой. У такого ребенка потребность в достижении цели не сформируется, т. к. достигать чего - то любой человек стремиться только при положительной оценке своей деятельности.
3. Школьная тревожность, которую психологи часто выявляют у учеников, также напрямую связана с оцениванием и отметками. Причем тревожен может быть и отличник и двоечник. Ребенок может бояться не соответствовать ожиданиям окружающих, иногда возникает страх самовыражения, страх перед конкретным учителем, с именем которого связан негативный опыт. Как показывают исследования, самый большой страх в школе - это страх проверки знаний.
4. Огромное влияние оказывает оценивание на развитие творческих способностей ребенка. Очень часто ребенок мыслящий нестандартно сталкивается в школе с непониманием: "Тебе что, больше всех надо", - говорят ему одноклассники; "Ты делаешь не так, как все и не так, как я требую" - говорит учитель. Результат, отличающийся от стандарта, далеко не всегда заслуживает высокой оценки. Естественно, скоро ученику становится понятно, что процесс хорош, если он приводит к получению хорошей отметки. Тем самым закладываются основы стиля поведения, при котором главное - цель, а средства ее достижения второстепенны, причём стандартные - лучше. Смена внутренней мотивации на внешнюю происходит очень быстро. Может быть внешняя мотивация не так уж и плоха, если приводит к повышению образовательного уровня? Но нельзя образовывать не воспитывая. Ведь заложенная в школе мотивация основной деятельности определяет качество всей последующей жизни. От этой мотивации зависит, будет ли человек делать свою работу только за зарплату или, исходя из внутренней мотивации, раскроется в полную силу своих возможностей (см. тест "Направленность на отметку", "Направленность на приобретение знаний").
5. И, наконец, значительное влияние оказывает оценивание на взаимоотношения детей с окружающими. Отметки могут быть и причиной высокого и низкого авторитета среди сверстников, источником конфликта и в самом страшном проявлении отметка может быть причиной суицида.
Коммуникативный фактор оценки и отметки очень важен. О чём спрашивает родитель свое чадо, вернувшееся из школы? - об отметках. О чем больше всего говорит учитель, сообщая результаты проверенных работ? - об отметках. Что большую часть времени обсуждают педагоги? - отметки.
Отметки превратились в некий язык, понятный всем. Там, где от них отказались, родители часто жалуются, что им трудно понять требования педагога и представить себе уровень достижения ребенка. Казалось бы, в качестве средства коммуникации отметка имеет немало положительных качеств. С другой стороны, такое упрощение грозит потерей основного смысла общения родителей и педагога, предполагающего взаимопомощь в воспитании ребенка.
Исходя из вышесказанного, хотелось бы подчеркнуть, что в ваших руках, в руках учителя великая сила, которая может двигать вперед развитие ребенка, заставить его верить в свои силы, а может и уничтожить.
Поэтому особую важность приобретает психологический аспект оценивания.
Психологические аспекты оценивания.
Может возникнуть вопрос, что же теперь вообще плохих отметок не ставить? Нет, ставить иногда надо, но отметки и оценки должны быть объективны.
Существует ряд психологических факторов, которые могут повлиять на объективность оценивания:
А) При оценивании свою роль может сыграть негативная установка. Представьте себе такую ситуацию: к вам приходит новый ученик, его бывший учитель рассказывает вам о нем предварительно, как о лентяе, глупце. И при оценивании ребенка вы можете невольно опираться на эту оценку личности ребенка, что может найти отражение в отметках.
Б) Существует так называемый "эффект ореола". Например, ребенок несимпатичный внешне, неопрятный, из неблагополучной среды может в нашем сознании связаться с образом ученика неспособного.
Для того чтобы ребенок даже отрицательную отметку воспринял как справедливую, необидную можно использовать простые правила:
• при оценивании сначала человеку говорится хорошее, то положительное, что есть в его деятельности. Затем преподносится критика в очень тактичной форме, не затрагивая личность (нельзя говорить: "Ты глупый, ты лентяй"). Оценивается только действие, а не личность: не "Ты лентяй", а "Ты поленился" (Чувствуете разницу?) Здесь имеет смысл объяснить, почему именно такая отметка поставлена. И далее следует показать ребенку перспективу, т. е. что надо делать, чтобы результат улучшить и обязательно выразить веру в силы ребенка: "У тебя обязательно получится", "Я верю в тебя" - такие слава педагога способны совершить переворот в душе ученика.
• Хвалите! Похвала должна возникать спонтанно, ее не стоит планировать. Похвала должна быть заслуженна. Похвала должна быть точно адресованной. Благодарность получить всегда приятнее, если она адресована не в общую массу, а тебе одному теплыми словами. Обращайтесь к самолюбию. Нет людей, согласных ходить всю жизнь в неудачниках. Заставьте ученика произнести: "И я не хуже других!"
• Извлекайте максимум стимулов из ошибок: "Прекрасная ошибка! Твое мнение не совсем правильно, но дает пищу для размышлений". Необходимо помнить, что любой человек имеет право на ошибку.
• Есть еще одно психологическое правило, которое должно стать законом для любого учителя: ребенок сравнивается только с самим собой, а не с другими детьми.
• Стрессовой ситуацией для детей являются контрольные работы. Травмирующее влияние можно уменьшить. Важен психологический настрой на работу. Для этого иногда достаточно улыбнуться, встречая детей у дверей класса, тепло поприветствовать, выразить веру в их силы. Во время контрольной работы учитель может подойти к ученику, который испытывает затруднение (степень помощи фиксируется учителем), иногда можно дать дополнительное время на работу (особенно касается учеников-флегматиков).Каждая работа должна завершаться самопроверкой. Самостоятельно найденные и исправленные ошибки не являются поводом для снижения отметки.
Когда нельзя ставить отрицательные отметки:
• нельзя наказывать отметкой (ставится "2" за плохое поведение);
• если мы знаем, что у ребенка в данный момент сложная жизненная ситуация, которая сама по себе травмирующая, то относится к отметкам надо предельно осторожно, чтобы не спровоцировать суицид или неблагоприятную спонтанную реакцию;
• если отметка спорная, то ставим в пользу ребенка.

Читайте также: