Какие угрозы психическому здоровью могут возникнуть в жизни подростка обж кратко

Обновлено: 02.07.2024

Что происходит с психикой современных подростков, как изменился их характер, и какие бытовые факторы к этому приводят? Ведущий детский психиатр нашей клиники и кандидат наук Ирина Лабутьева отвечает на эти вопросы и рассказывает, как родители могут помочь ребенку в это непростое время.

Как изменилась психика подростков?

Результат такого ретроспективного исследования врачей весьма показательный.

Естественно, на первый план вышло влияние современных гаджетов (компьютеров, смартфонов) и информационных технологий (интернет-СМИ, соцсетей) – они накладывают неизгладимый отпечаток на развитие характера и работу психики молодых людей.

Наиболее примечательные изменения у современной молодежи:

Особенно популярны у подростков экстремальные селфи - они выглядят максимально эффектно, демонстрируют смелость, вызывают уважение сверстников. Но статистика пугает - Россия на втором месте в мире по количеству смертей во время селфи. Источник: Яндекс-картинки

Особенно популярны у подростков экстремальные селфи - они выглядят максимально эффектно, демонстрируют смелость, вызывают уважение сверстников. Но статистика пугает - Россия на втором месте в мире по количеству смертей во время селфи. Источник: Яндекс-картинки

  • Эгоцентризм. Опять же, из-за повышенного запроса на внимание со стороны общества картина мира современных подростков строится вокруг них самих. Растет болезненное эго, жаждущее признания – отсюда часто проблемы с самооценкой и привычка сравнивать себя с окружающими . Также из-за эгоцентризма подростки хуже понимают мотивы, поведение и чувства окружающих, им труднее социализироваться.

Какие нарушения психики беспокоят современных подростков?

Еще одно исследование нашего детского психиатра совместно с другими специалистами Минздрава РФ показывает:

У 76,9% обследованных подростков выявлены пограничные нарушения психики.

Чаще всего у молодежи встречаются невротические расстройства – 46,5% обследованных. При этом неврозы атонического типа – с повышенной утомляемостью, вялостью, нарушениями концентрации, расстройствами сна – встречаются чаще и составляют 25%.

Также широко распространена подростковая химическая зависимость – 15% обследуемых. Из них 73% отдали предпочтение алкоголизму, а 27% − наркомании и токсикомании .

При этом компьютерная зависимость была обнаружена лишь у 3% обследованных подростков . Источник: Яндекс-картинки

При этом компьютерная зависимость была обнаружена лишь у 3% обследованных подростков . Источник: Яндекс-картинки

А эпизодический прием алкоголя обнаружился у 79,5% обследованных детей.

Нередко встречаются и более серьезные нарушения − 6,6% психопатии, 2,5% шизотипических расстройств.

Топ-4 фактора риска подростковой психики

Врач называет всего 4 главных фактора риска, которые вызывают такие изменения характера и приводят к развитию пограничных психопатологий:

  • Использование гаджетов больше 3 часов в день
  • Дополнительная нагрузка в виде интеллектуальных или физических занятий более 3 часов в день
  • Сон менее чем 6 часов в сутки
  • Отсутствие умеренных физических нагрузок, или их наличие менее 3 часов в неделю

Как адекватно помочь ребенку?

Такой радикализм лишь ухудшает ситуацию – резкий отрыв от психологически значимой и комфортной виртуальной зоны в сочетании с повышенными нагрузками лишь усиливают стресс и стимулируют развитие невротической патологии.

К тому же, дети не остаются в долгу и делятся друг с другом информацией о том, как противостоять родителям - например, где искать спрятанный гаджет, или как самому спрятать его от мамы. И такая война лишь отдаляет ребенка от родных. Источник: Яндекс-картинки

К тому же, дети не остаются в долгу и делятся друг с другом информацией о том, как противостоять родителям - например, где искать спрятанный гаджет, или как самому спрятать его от мамы. И такая война лишь отдаляет ребенка от родных. Источник: Яндекс-картинки

Вот как не допустить этих ошибок и обеспечить ребенку действительно эффективную помощь:

Будьте на одной стороне

Разгрузите ребенка

Пример из практики доктора

Чтобы решить проблему, мы занялись проработкой нагрузки у девочки. Составили комфортный индивидуальный график − например, мама поговорила с учителями, и они стали отпускать девочку с 6-7 уроков домой для дневного отдыха и сна. Мама переборола болезненные завышенные ожидания о поступлении дочки на бюджет, снизила ее нагрузку по дополнительным занятиям. Спортивную нагрузку тоже уменьшили – танцы убрали, оставили посещения бассейна для поддержания здоровья. Параллельно девочка проходила поддерживающую терапию, работала с психологом.

Другие статьи по теме:

Также очень ждем от вас комментарии и обратную связь, ведь вся наша работа построена на обратной связи, и мы пишем статьи по вашим запросам. Задавайте вопросы и высказывайте мнение, это важно для нас!

Каждый шестой человек находится в возрастной группе 10–19 лет. Подростковый возраст – уникальный, определяющий период формирования личности. Физические, эмоциональные и социальные изменения, в том числе жизнь в нищете, жестокое обращение и насилие, могут усиливать уязвимость подростков к проблемам психического здоровья. Защита подростков от неблагоприятных факторов, содействие формированию социально-эмоциональных навыков и психологическому благополучию и обеспечение доступа к психиатрической помощи крайне важны для их здоровья и благополучия в подростковом и взрослом возрасте.

По оценкам, психическими расстройствами страдает каждый седьмой подросток в возрасте 10–19 лет в мире (14%) (1); но эти проблемы остаются в значительной степени непризнанными и остаются без лечения.

Подростки с нарушениями психического здоровья особенно уязвимы для таких явлений, как социальная изоляция, дискриминация, стигматизация (ограничивающие их готовность обращаться за помощью), трудности в учебе, рискованные формы поведения, физическое нездоровье и нарушения прав человека.

Детерминанты психического здоровья

Подростковый возраст – важнейший период развития социальных и эмоциональных навыков, важных для психического благополучия. К ним относятся формирование здорового режима сна; регулярная физическая активность; развитие навыков в области преодоления трудных ситуаций, решения проблем и межличностного общения; и обучение эмоциональному самоконтролю. Большое значение имеют безопасные, благоприятные условия в семье, школе и сообществе в целом.

На психическое здоровье подростка влияет целый ряд факторов. Увеличение числа воздействующих на подростка факторов риска усугубляет их потенциальные последствия для его психического здоровья. Повышать уровень стресса в подростковом возрасте могут, в частности, воздействие неблагоприятных факторов, желание быть таким же, как ровесники, и поиск идентичности. Влияние СМИ и гендерных норм может усугублять несоответствие между действительностью, в которой живет подросток, и его устремлениями или представлениями о будущем. Другими значимыми детерминантами психического здоровья являются качество жизни в семье и взаимоотношения со сверстниками. Признанными факторами риска для психического здоровья являются насилие (особенно сексуальное насилие и издевательства со стороны сверстников), жесткие методы родительского воспитания и социально-экономические проблемы.

Некоторые подростки подвергаются повышенному риску нарушений психического здоровья из-за условий жизни, стигматизации, дискриминации, социальной изоляции либо отсутствия доступа к качественной помощи и услугам. В эту категорию входят подростки, живущие в условиях гуманитарных кризисов и нестабильности; подростки, страдающие хроническими заболеваниями, расстройством аутистического спектра, нарушениями интеллектуального развития и другими неврологическими расстройствами; беременные подростки, подростки, ставшие родителями или вступившие в ранний или принудительный брак; сироты; и подростки из числа этнических или сексуальных меньшинств либо других дискриминируемых групп населения.

Эмоциональные расстройства

В подростковом возрасте распространены эмоциональные расстройства. Наиболее распространены в этой возрастной группе тревожные расстройства (которые могут включать панику или чрезмерное беспокойство); они чаще встречаются в старшем, чем в младшем подростковом возрасте. По оценкам, тревожное расстройство развивается у 3,6% подростков 10–14 лет и у 4,6% подростков 15–19 лет. Депрессия встречается у 1,1% подростков в возрасте 10–14 лет и у 2,8% подростков в возрасте 15–19 лет. У депрессии и тревожности есть ряд общих симптомов, включая быстрые, неожиданные изменения настроения.

Тревожные и депрессивные расстройства могут привести к серьезному снижению посещаемости и успеваемости в школе. Социальная отчужденность может усугублять изоляцию и ощущение одиночества. Депрессия может приводить к самоубийству.

Поведенческие нарушения

Поведенческие нарушения чаще встречаются у младших, чем у старших подростков. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), характеризующийся трудностями с концентрацией внимания, чрезмерной активностью и действиями без учета последствий, встречается у 3,1% подростков 10–14 лет и у 2,4% подростков 15‑19 лет (1). Расстройство поведения (при котором возникают такие симптомы, как деструктивное, проблемное поведение) встречается у 3,6% подростков 10–14 лет и у 2,4% подростков 15–19 лет (1). Поведенческие нарушения могут негативно влиять на обучение подростков, а расстройство поведения может становиться причиной противоправного поведения.

Расстройства пищевого поведения

Расстройства пищевого поведения, такие как нервная анорексия и нервная булимия, обычно возникают в подростковом и юношеском возрасте. При расстройствах пищевого поведения наблюдаются аномальное пищевое поведение и фиксация на теме еды, которые в большинстве случаев сопровождаются беспокойством по поводу массы тела и физической формы. Нервная анорексия может быть причиной преждевременной смерти, часто вследствие осложнений, требующих медицинского вмешательства, или самоубийства, и смертность от нее выше, чем от любого другого психического расстройства.

Психотические расстройства

Расстройства, характеризующиеся психотическими симптомами, чаще всего возникают в позднем подростковом или раннем взрослом возрасте. В число симптомов могут входить галлюцинации и бред. Психотические состояния могут серьезно нарушать способность подростка участвовать в повседневной жизни и получать образование. Во многих случаях они приводят к стигматизации и нарушениям прав человека.

Самоубийство и самоповреждение

Самоубийства – четвертая по значимости причина смертности в старшем подростковом возрасте (15–19 лет) (2). Факторы риска самоубийства разнообразны и включают пагубное употребление алкоголя, жестокое обращение в детстве, стигматизацию при обращении за помощью, препятствия для получения помощи и доступность средств совершения самоубийства. Цифровые СМИ, как и любые другие средства массовой информации, могут играть значительную роль в усилении или ослаблении усилий по профилактике самоубийств.

Рискованные формы поведения

В 2016 г. распространенность тяжелого эпизодического употребления алкоголя среди подростков в возрасте 15–19 лет в мире составляла 13,6%, представляя наибольшую угрозу для мальчиков и юношей (3).

Обеспокоенность вызывает также употребление табака и конопли. Многие взрослые курильщики попробовали свою первую сигарету в возрасте до 18 лет. Каннабис – наркотик, употребление которого наиболее распространено среди молодежи: в 2018 г. его хотя бы раз употребляли около 4,7% подростков 15–16 лет (4).

Совершение насилия представляет собой рискованную форму поведения, которая может повышать вероятность низкой успеваемости, травматизма, вовлечения в противоправную деятельность или смерти. В 2019 г. межличностное насилие было признано одной из основных причин смертности юношей старшего подросткового возраста (5).

Укрепление психического здоровья и профилактика

Меры укрепления психического здоровья и профилактики призваны усилить способность человека контролировать свои эмоции, расширить круг альтернатив рискованным формам поведения, выработать жизнестойкость, позволяющую успешно справляться с трудными ситуациями и неблагоприятными факторами, а также способствовать формированию благоприятной социальной среды и системы социальных взаимоотношений.

Эти программы должны осуществляться на многих уровнях с использованием различных платформ, например через электронные СМИ, в учреждениях здравоохранения и социальной сферы, на базе учебных заведений или среди местного населения, а также различных стратегий, обеспечивающих охват ими подростков, особенно наиболее уязвимых.

Раннее выявление и лечение

Реагировать на нужды подростков с нарушениями психического здоровья крайне важно. Основные принципы работы в сфере психического здоровья подростков заключаются в том, чтобы избегать направления их в специализированные учреждения и назначения им избыточного количества лекарственных препаратов, в первую очередь использовать нефармакологические методы и соблюдать права детей в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах ребенка и другими документами по правам человека.

Действия ВОЗ

ВОЗ разрабатывает стратегии, программы и инструменты для оказания содействия правительствам в предоставлении подросткам необходимой медицинской помощи.

ВОЗ разработала модуль по психическим и поведенческим расстройствам у детей и подростков для версии 2.0 Руководства по мероприятиям в рамках mhGAP. В Руководство вошли научно обоснованные клинические протоколы оценки и лечения ряда психических заболеваний в неспециализированных медицинских учреждениях.

Кроме того, ВОЗ разрабатывает и опробует масштабируемые психологические мероприятия для купирования эмоциональных расстройств у подростков и руководство по оказанию услуг в области психического здоровья, ориентированных на подростков.

Региональное бюро ВОЗ для стран Восточного Средиземноморья разработало комплект учебных материалов по психическому здоровью для педагогов с целью улучшения понимания важности психического здоровья в учебных заведениях и выработки ориентиров для осуществления стратегий по укреплению, защите и восстановлению психического здоровья учащихся. В комплект входят учебные пособия и материалы, которые помогут увеличить число школ, где ведется работа по укреплению психического здоровья.

(1) Institute of health Metrics and Evaluation. Global Health Data Exchange (GHDx)


Понятие угроза понимается как риск, т.е. предполагаемое событие (вероятность) способное нанести ущерб здоровью и жизни человека. С позиции предмета нашего исследования, это вероятность нежелательных событий в социальной среде по отношению к школьникам, способных нанести ущерб его психическому здоровью. Дети наиболее подвержены опасностям в виду того, что психика еще не до конца сформирована и процесс социализации не прошел, а еще только в стадии бурного течения. Так же стоит подчеркнуть, что не да конца сформировался ряд качеств личности, например волевые, что еще более усугубляет ситуацию и требует должного внимания со стороны взрослых и педагогов.

К угрозам социально-психологического характера в социальной среде, в том числе в образовательном учреждении относятся: рост психологической напряженности вследствие увеличения стрессовых ситуаций в обществе, в коллективах образовательных учреждений, в семьях; повышение психологической напряженности вследствие усиления ощущения социальной незащищенности: от невозможности понимания происходящего в мире; необеспеченных слоев населения - от отсутствия материальной обеспеченности.

Можно выделить следующие факторы способствующие возникновению психологических угроз:

1) индивидуально-личностные особенности персонала, участвующего в образовательном процессе и ежедневно вступающего во взаимодействие с детьми;

2) межличностные отношения детей в группе и враждебность окружающей среды (в данном случае социальной);

3) интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней;

4) неправильная организация общения;

5) невнимательность со стороны родителей;

6) открытый доступ к нежелательной информации. Большинство ребят имеет доступ к интернету, а это источник как полезной, так и опасной, деструктивной информации. Контроль же со стороны взрослых либо не осуществляется совсем, либо осуществляется, но частично;

7) потеря интереса к деятельности кружков и секций.

На этом фоне усугубляются:

- противопоставление поколений на базе различия в условиях целей и мотиваций;

- изменение жизненных ценностей учащихся в сторону потребительской и индивидуалистической (эгоцентрической) психологии;

- рост числа психических заболеваний подростков, родителей и педагогов;

- рост потребления алкоголя, распространение наркома-нии;

- формирование в СМИ культа богатства и потребления (за счет его приобретения любыми средствами), агрессии и насилия, как наиболее современных жизненных ценностей, и, как следствие этого, потеря ориентации на нравственные, духовные и культурные ценности.

Реализация угроз психологического характера в современном социуме может привести: к нарушению психического здоровья; к увеличению количества психических заболеваний, самоубийств и преступлений.

Все это, на наш взгляд оказывает существенное влияние на личность школьника, а соответственно и безопасность этой личности. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что только при должном внимании со стороны взрослых и оптимальных - с точки зрения эффективности совместной жизни и деятельности отношениях мы можем рассчитывать на грамотное осуществление безопасности будущего поколения, а соответственно и будущего государства.

Каждый шестой человек находится в возрастной группе 10–19 лет.

На долю нарушений психического здоровья приходится 16% глобального бремени болезней и травматизма среди лиц в возрасте 10–19 лет.

Половина всех нарушений психического здоровья возникают до наступления 14-летнего возраста, однако такие случаи в большинстве своем не выявляются и остаются без лечения.

Депрессия является одной из ведущих причин заболеваемости и инвалидности среди подростков во всем мире.

Самоубийства являются третьей по значимости ведущей причиной смертности в возрастной группе 15–19 лет.

Игнорирование нарушений психического здоровья в подростковый период чревато последствиями, которые продолжаются во взрослом возрасте, негативно влияя как на физическое, так и на психическое здоровье и ограничивая возможности для полноценной взрослой жизни.

Укрепление психического здоровья и профилактика — ключевые факторы, способствующие благополучию подростков.

Подростковый возраст (10–19 лет) является уникальным периодом формирования личности. Большинство подростков обладают хорошим психическим здоровьем, однако самые разнообразные физические, эмоциональные и социальные изменения, в том числе столкновение с бедностью, жестоким обращением или насилием, могут делать их уязвимыми перед лицом психических проблем. Улучшение психологического самочувствия подростков и защита их от негативных переживаний и факторов риска, которые могут сказаться на их способности к успешному развитию, является не только залогом их благополучия в подростковом возрасте, но и их физического и психического здоровья во взрослой жизни.

Детерминанты психического здоровья

Подростковый возраст — решающий период развития и закрепления социальных и эмоциональных привычек, имеющих важное значение для психического благополучия. К ним относятся формирование здорового режима сна; регулярная физическая активность; развитие навыков в области преодоления трудных ситуаций, решения проблем и межличностного общения; и воспитание способности к эмоциональному самоконтролю. Важное значение также имеют благоприятные условия в семье, школе и окружающем обществе в целом.

В каждый момент времени состояние психического здоровья подростка определяется целым рядом факторов. Увеличение числа воздействующих на подростка факторов риска усугубляет их потенциальные последствия для его психического здоровья. Факторы, способные повышать уровень стресса в подростковом возрасте, включают в себя стремление к большей самостоятельности, желание соответствовать ожиданиям сверстников, поиск сексуальной идентичности и возрастающую доступность и применение технических средств. Влияние СМИ и гендерных норм может усугублять несоответствие между действительностью, в которой живет подросток, и его устремлениями или представлениями о будущем. Другими значимыми детерминантами психического здоровья подростков являются качество их домашней жизни и их взаимоотношения со сверстниками. Признанными рисками для психического здоровья являются насилие (в том числе жесткие методы родительского воспитания и издевательства со стороны сверстников) и социально-экономические проблемы. Дети и подростки особенно уязвимы перед лицом сексуального насилия, которое безусловно имеет отношение к ухудшению психического здоровья.

Некоторые подростки подвергаются повышенному риску нарушений психического здоровья из-за окружающих их материально-бытовых условий, стигматизации, дискриминации или неприятия, либо отсутствия доступа к качественной помощи и услугам. Это, в частности, относится к подросткам, живущим в условиях гуманитарных кризисов и нестабильности; подросткам, страдающим хроническими заболеваниями, расстройством аутистического спектра, умственной отсталостью или другими неврологическими расстройствами; беременным подросткам, подросткам, ставшим родителями или вступившим в ранний и/или принудительный брак; сиротам; и подросткам из числа этнических или сексуальных меньшинств либо других дискриминируемых групп населения.

Подростки с нарушениями психического здоровья, в свою очередь, особенно уязвимы перед лицом таких явлений, как социальная исключенность, дискриминация, стигматизация (ограничивающая их готовность обращаться за помощью), трудности в учебе, рискованные формы поведения, физическое нездоровье и нарушения прав человека.

Нарушения психического здоровья у подростков

Согласно оценкам, 10–20% подростков во всем мире сталкиваются с нарушениями психического здоровья, но не проходят диагностику и лечение. Признаки ухудшения психического здоровья могут остаться незамеченными по целому ряду причин, таких как незнание или непонимание специфики психического здоровья работниками здравоохранения и стигматизация, удерживающая подростка от обращения за помощью.

Эмоциональные расстройства

В подростковом возрасте нередко развиваются эмоциональные расстройства. Помимо депрессии или тревожности подростки с расстройствами эмоциональной сферы могут также испытывать повышенную раздражительность, недовольство или гнев. Симптомы могут напоминать сразу несколько эмоциональных расстройств и характеризоваться неожиданными переменами настроения и вспышками эмоций. У подростков младшего возраста могут дополнительно возникать эмоционально обусловленные физические симптомы, такие как боль в желудке, головная боль или тошнота.

Депрессия занимает девятое место в мире среди ведущих причин заболеваемости и инвалидности среди подростков; на восьмом месте стоит тревожное расстройство. Эмоциональные расстройства могут сильно ограничивать функциональные возможности подростков, сказываясь на учебе и посещаемости. Изоляция и ощущение одиночества могут усугубляться отчужденностью или избеганием семьи, сверстников или социального окружения. В наихудшем случае депрессия может приводить к самоубийству.

Детские расстройства поведения

Детские расстройства поведения являются шестой по значимости ведущей причиной бремени болезней среди подростков. В этом возрасте подросток нередко испытывает на прочность существующие правила, запреты и ограничения. Детские расстройства поведения, однако, представляют собой повторяющиеся, тяжелые и не характерные для этого возраста формы поведения, такие как гиперактивность и невнимательность (например, при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью) либо деструктивное или вызывающее поведение (например, при кондуктивном расстройстве). Детские расстройства поведения негативно влияют на обучение подростков, а иногда дают повод для вмешательства со стороны органов правосудия.

Расстройства приема пищи

Расстройства приема пищи обычно возникают в подростковом и юношеском возрасте. Большинство расстройств приема пищи возникают у девочек и девушек чаще, нежели у мальчиков и юношей. Такие расстройства приема пищи, как нервная анорексия, нервная булимия и компульсивное переедание характеризуются вредными для здоровья формами поведения, связанными с питанием, в частности, ограничением потребления калорий или бесконтрольным поглощением пищи. Нервная анорексия и нервная булимия также проявляются в виде озабоченности своим рационом питания, фигурой или весом наряду с такими поведенческими проявлениями, как чрезмерные гимнастические упражнения или вызывание у себя рвоты, призванное компенсировать потребление калорий. Для страдающих нервной анорексией характерна сниженная масса тела и повышенный страх набрать вес. Компульсивное переедание может сопровождаться подавленным состоянием, чувством вины или отвращения к себе при неумеренном поглощении пищи. Расстройства приема пищи пагубно влияют на здоровье и нередко сосуществуют с депрессией, тревожным расстройством и/или злоупотреблением психоактивными веществами.

Психоз

Расстройства, характеризующиеся психотическими симптомами, чаще всего возникают в позднем подростковом или юношеском возрасте. Симптомы психозов могут включать в себя галлюцинации (такие как слуховое или зрительное восприятие несуществующих вещей) или бредовые расстройства (включая стойкие заблуждения). Психотические эпизоды могут серьезно нарушить способность подростка участвовать в повседневной жизни или получать образование. Во многих ситуациях подростки, страдающие психозами, подвергаются жестокой стигматизации и риску нарушения их прав.

Самоубийство и самоповреждение

Согласно оценкам, в 2016 г. самоповреждения стали причиной смерти 62 000 подростков. Самоубийства стоят на третьем месте среди ведущих причин смертности подростков старшего возраста (15–19 лет). Почти 90% подростков в мире проживают в странах с низким или средним уровнем доходов, однако среди проживающих в этих странах подростков совершается более 90% подростковых самоубийств. Попытки самоубийства могут совершаться импульсивно или быть вызваны ощущением безысходности или одиночества. Факторы риска самоубийств разнообразны и включают в себя вредное употребление алкоголя, жестокое обращение в детстве, стигматизацию при обращении за помощью, препятствия к получению помощи и доступность средств совершения самоубийства. С данной возрастной группой связана растущая обеспокоенность распространением информации о суицидальном поведении через цифровые средства коммуникации.

Рискованные формы поведения

Серьезной проблемой во многих странах является употребление психоактивных веществ (таких как алкоголь и наркотики) с вредными последствиями. В 2016 г. распространенность тяжелого эпизодического употребления алкоголя среди подростков в возрасте 15-19 лет составляла 13,6% и больше всего угрожала мальчикам и юношам. Употребление психоактивных веществ с вредными последствиями среди подростков повышает вероятность дальнейшего рискованного поведения в таких формах, как небезопасный секс. Рискованное сексуальное поведение, в свою очередь, повышает в среде подростков риск инфекций, передаваемых половым путем, и ранней беременности — ведущей причины смерти девушек старшего подросткового возраста и молодых женщин (в том числе во время родов и в результате небезопасных абортов).

Дополнительную обеспокоенность вызывает употребление табака и конопли. В 2016 г. на основе имеющихся данных из 130 стран были получены оценки, согласно которым 5,6% подростков в возрасте 15–16 лет употребляли каннабис по крайней мере один раз в течение предыдущего года. Многие взрослые курильщики попробовали свою первую сигарету до наступления восемнадцатилетия.

Совершение насилия представляет собой рискованную форму поведения, которая может повышать вероятность неполучения достаточного образования, травматизма, вовлечения в противоправную деятельность или смерти. В 2016 г. межличностное насилие было признано второй по значимости ведущей причиной смертности юношей старшего подросткового возраста.

Укрепление психического здоровья и профилактика

Меры по укреплению психического здоровья подростков призваны усилить защитные факторы и расширить круг альтернатив рискованным формам поведения. Укрепление психического здоровья и благополучия помогает сформировать у подростков адаптивность, позволяющую им успешно справляться с трудными ситуациями или неблагоприятными факторами. Программы укрепления психического здоровья, рассчитанные на всех подростков, и профилактические программы для подростков, подверженных риску расстройств психического здоровья, должны осуществляться на многих уровнях с использованием самых различных платформ, например, через цифровые средства коммуникации, в учреждениях здравоохранения и социальной сферы, на базе учебных заведений и среди местного населения.

Примеры мероприятий по укреплению психического здоровья и профилактике:

-психологические занятия, проводимые индивидуально, в группах или автономно онлайн;

-семейно-ориентированные мероприятия, такие как обучение лиц, осуществляющих уход, включая меры по обеспечению потребностей таких лиц;

-мероприятия на базе школ, в частности:

· внедрение организационных изменений в интересах создания безопасной, защищенной и позитивной психологической среды;

· обучение по вопросам психического здоровья и воспитания жизненно необходимых навыков;

· обучение персонала выявлению риска самоубийств и оказанию базовой помощи;

· школьные профилактические программы для подростков, подверженных риску расстройств психического здоровья;

-мероприятия на уровне местных сообществ, в частности, программы воспитания лидеров и наставников в подростковой среде;

-программы профилактики, ориентированные на подростков, находящихся в уязвимом положения, например, затронутых гуманитарными кризисами или нестабильностью, а также меньшинства и дискриминируемые категории населения;

-программы по предотвращению и смягчению последствий сексуального насилия в отношении подростков;

-многосекторальные программы профилактики самоубийств;

-многоуровневые мероприятия по профилактике злоупотребления алкоголем и психоактивными веществами;

-всеобъемлющее половое воспитание в целях предупреждения рискованных форм сексуального поведения;

-программы профилактики насилия.

Раннее выявление и лечение

Крайне важно реагировать на нужды подростков с установленными нарушениями психического здоровья. Ключевые принципы работы с подростками заключаются в том, чтобы избегать направления их в специализированные учреждения, в первоочередном порядке использовать нефармакологические методы и обеспечивать соблюдение прав детей в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах ребенка и другими документами по правам человека.

При выборе мер помощи подросткам следует учитывать следующие соображения:

-важность раннего обнаружения психических и наркологических расстройств и принятия научно обоснованных мер. Программа действий ВОЗ по ликвидации пробелов в области психического здоровья (mhGAP) содержит основанные на фактических данных руководящие указания для неспециалистов, позволяющие им более эффективно выявлять приоритетные расстройства психического здоровья и оказывать помощь в условиях недостатка ресурсов;

-использование трансдиагностических методов, в частности, одновременно ориентированных на несколько проблем психического здоровья;

-оказание помощи персоналом, действующим под контролем и обученным решать специфические проблемы подростков;

-привлечение при необходимости лиц, осуществляющих уход, укрепление их потенциала и изучение предпочтений подростков;

применение методов самопомощи в режиме личного общения, а также в самостоятельном режиме по указаниям специалиста, в том числе с использованием электронных каналов оказания психиатрической помощи. С учетом стигматизации или невозможности доступа к услугам приемлемым вариантом для подростков могут оказаться методы самопомощи, не требующие контроля со стороны специалиста;

-психотропные препараты следует применять крайне осторожно и предлагать подросткам с умеренно-тяжелыми нарушениями психического здоровья в тех случаях, когда психосоциальные методы оказываются неэффективными, и только при наличии клинических показаний и информированного согласия. Лечение должно проводиться под контролем специалиста и с пристальным клиническим отслеживанием возможных побочных реакций.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Психическое здоровье человека Выполнил Перов Борис ученик 8 г класса

Описание презентации по отдельным слайдам:

Психическое здоровье человека Выполнил Перов Борис ученик 8 г класса

Психическое здоровье человека Выполнил Перов Борис ученик 8 г класса

Что такое здоровье ? Здоровье – это не отсутствие болезней как таковой или фи.

Что такое здоровье ? Здоровье – это не отсутствие болезней как таковой или физических недостатков а, состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Что такое психическое здоровье человека ? Психическое здоровье – это состояни.

Что такое психическое здоровье человека ? Психическое здоровье – это состояние благополучия, при котором человек способен реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего общества.

День психического здоровья День психического здоровья отмечается с 1992 года.

День психического здоровья День психического здоровья отмечается с 1992 года. Установлен по инициативе Всемирной федерации психического здоровья при поддержке Всемирной организации здравоохранения. Целью является борьба с депрессивным состоянием и осознание людьми важности проблем, связанных с психическим здоровьем.

Компоненты психического здоровья : Состояние психического развития и душевног.

Компоненты психического здоровья : Состояние психического развития и душевного комфорта человека. Адекватное социальное поведение. Умение понимать себя и других. Более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности. Умение делать выбор и нести за него ответственность.

Причины нарушения психического здоровья Нарушения психики могут объясняться с.

Причины нарушения психического здоровья Нарушения психики могут объясняться самыми разными факторами, которые в целом можно разделить на экзогенные (факторы внешнего воздействия, к примеру, прием опасных отравляющих веществ, вирусные недуги и травматические поражения)и эндогенные (внутренние причины представлены хромосомными мутациями, наследственными и генными недугами, а также расстройствами психического развития). К типичным причинам, вызывающим нарушения психики, относят неврозы, неврастению, депрессивные состояния, агрессивное воздействие химических либо токсических элементов, а также травматические поражения головы и наследственный фактор.

Влияние компьютера на психику человека Часто длительная работа за компьютером.

Влияние компьютера на психику человека Часто длительная работа за компьютером может быть причиной головных болей. Известно несколько типов головных болей, которые могут быть спровоцированы работой за компьютером. Одним из факторов провоцирующим появление головных болей является хроническое перенапряжение, важное значение имеет и постоянное напряжение черепных мышц и мышц лица. Расстройства внимания невозможность концентрироваться являются следствием хронического переутомления. Иногда из-за длительной работы за компьютером может возникнуть шум в ушах головокружение.

Гигиена психики Будь доволен, стремись к душевному спокойствию. Исключи из св.

Гигиена психики Будь доволен, стремись к душевному спокойствию. Исключи из своей жизни гнев, зависть. Несите людям добро и радость Во всём соблюдайте умеренность.

10 способов укрепления психического здоровья. Делайте одновременно только одн.

10 способов укрепления психического здоровья. Делайте одновременно только одну вещь. Тренируйтесь. Заведите хобби. Мечтайте. Коллекционируйте позитивные эмоции. Транслируйте положительные ожидания. Установите личные цели. Юмор. Помогайте другим. Заведите дневник.

Музыкотерапия Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновеси.

Музыкотерапия Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Если сравнивать музыку с лекарствами, то религиозная музыка – анальгетик в мире звуков, то есть она облегчает боль.

Психогимнастика Цель: сохранение психического здоровья, коррекция и предупреж.

Психогимнастика Цель: сохранение психического здоровья, коррекция и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. Передай ритм по кругу Передай чувство по кругу Движение по кругу Разговор через стекло Изобрази эмоцию Зеркало

Польза от эмоций: Положительные – улучшают жизнедеятельность организма. Отриц.

Польза от эмоций: Положительные – улучшают жизнедеятельность организма. Отрицательные: гнев – инструмент для отстаивания своих прав; отвращение - помогает человеку избегать пищи, которой можно отравиться; страх – мобилизует внутренние резервы организма, возбуждает эндокринную систему, заставляет работать надпочечники, пробуждая их выработке стрессовых гормонов, в первую очередь адреналина, чем освобождает организм от шлаков, токсинов.

Читайте также: