Какие требования предъявляются секретарю референту кратко
Обновлено: 05.07.2024
Ни одно учреждение, организация, предприятие, фирма не могут существовать без руководителя, осуществляющего организационно-распоря-дительную деятельность. В то же время руководитель нуждается в секретаре-референте, берущем на себя его организационное и информационное обслуживание, освобождающем его от нерациональной траты времени и умеющем поддержать высокий авторитет руководителя.
Секретарь связывает руководителя с внешним миром и сотрудниками фирмы, организует прием посетителей, телефонные переговоры, совещания, вовремя получает, обрабатывает, докладывает информацию и документы, оформляет их, хранит и предоставляет по требованию. Высококвалифицированному секретарю-референту поручается и подготовка документов.
Секретарь-референт должен знать:
— Правовые основы управления:
· административное, трудовое и хозяйственное право;
· законодательно-правовые акты, определяющие порядок работы организации того типа, где он работает.
· систему органов власти и управления в стране;
· принципы организации государственных, общественных, кооперативных и частных организаций;
· отрасль, в которой он работает, ее взаимосвязи;
· функции, задачи, структуру организации, в которой он работает, ее связи.
— Основы научной организации управленческого труда:
· нормативно-методические документы по информационно-документа-ционному обеспечению управленческой деятельности;
· нормативы времени на отдельные виды выполняемых работ.
— Вычислительную и организационную технику.
— Основы общей социальной психологии.
— Основы этики и эстетики.
· методы создания и оформления документов;
· организацию работ с документами;
На основе этих знаний секретарь-референт должен обеспечивать эффективную работу руководителя (фирмы):
· оказывать помощь в планировании рабочего дня;
· организовывать место руководителя;
· вести сроковый контроль за поручениями руководства;
— Вести информационное обслуживание руководителя (фирмы):
— Организовывать прием посетителей.
— Устанавливать деловые контакты.
— Организовывать и обеспечивать работу совещания.
— Составлять и оформлять документы, пользуясь компьютером.
— Оперативно размножать документы.
— Обеспечивать быструю передачу информации с помощью средств связи (в том числе факс, электронная почта).
— Вести работу с документами:
· прием, отправка, первичная обработка документов, распределение, регистрация, контроль, информационно-справочная работа по документам, текущее хранение, уничтожение.
К деловым качествам секретаря-референта относятся и такие профессиональные качества, как самоорганизованность, инициативность, умение сохранять служебную тайну, пунктуальность, предвидеть выход из напряженных ситуаций, быть преданным работе [3].
К личным качествам секретаря-референта относятся
— умение адаптироваться, т. е. переключаться с одного вида работ на другой;
— быть коммуникабельным, т. е. устанавливать деловые контакты, связи;
— быть любезным, вежливым, доброжелательным;
— внешний вид должен отличаться опрятностью, умением одеваться с учетом деловой обстановки;
— постоянно совершенствовать свой профессиональный и культурный уровень.
Вопросы для самопроверки
1. Когда возникли документы?
2. Когда появилось приказное делопроизводство?
3. Когда возникло коллежское делопроизводство?
4. Когда возник указ о замене коллежского делопроизводства исполнительным делопроизводством?
5. Какое значение имеет делопроизводство в деятельности организации?
6. В каких документах отражается распорядительная деятельность предприятия? Коллегиальная? Производственно-хозяйственная?
8. Что должен знать и уметь секретарь?
9. Какими деловыми и личными качествами должен обладать секретарь?
Ни одно учреждение, организация, предприятие, фирма не могут существовать без руководителя, осуществляющего организационно-распоря-дительную деятельность. В то же время руководитель нуждается в секретаре-референте, берущем на себя его организационное и информационное обслуживание, освобождающем его от нерациональной траты времени и умеющем поддержать высокий авторитет руководителя.
Секретарь связывает руководителя с внешним миром и сотрудниками фирмы, организует прием посетителей, телефонные переговоры, совещания, вовремя получает, обрабатывает, докладывает информацию и документы, оформляет их, хранит и предоставляет по требованию. Высококвалифицированному секретарю-референту поручается и подготовка документов.
Секретарь-референт должен знать:
— Правовые основы управления:
· административное, трудовое и хозяйственное право;
· законодательно-правовые акты, определяющие порядок работы организации того типа, где он работает.
· систему органов власти и управления в стране;
· принципы организации государственных, общественных, кооперативных и частных организаций;
· отрасль, в которой он работает, ее взаимосвязи;
· функции, задачи, структуру организации, в которой он работает, ее связи.
— Основы научной организации управленческого труда:
· нормативно-методические документы по информационно-документа-ционному обеспечению управленческой деятельности;
· нормативы времени на отдельные виды выполняемых работ.
— Вычислительную и организационную технику.
— Основы общей социальной психологии.
— Основы этики и эстетики.
· методы создания и оформления документов;
· организацию работ с документами;
На основе этих знаний секретарь-референт должен обеспечивать эффективную работу руководителя (фирмы):
· оказывать помощь в планировании рабочего дня;
· организовывать место руководителя;
· вести сроковый контроль за поручениями руководства;
— Вести информационное обслуживание руководителя (фирмы):
— Организовывать прием посетителей.
— Устанавливать деловые контакты.
— Организовывать и обеспечивать работу совещания.
— Составлять и оформлять документы, пользуясь компьютером.
— Оперативно размножать документы.
— Обеспечивать быструю передачу информации с помощью средств связи (в том числе факс, электронная почта).
— Вести работу с документами:
· прием, отправка, первичная обработка документов, распределение, регистрация, контроль, информационно-справочная работа по документам, текущее хранение, уничтожение.
К деловым качествам секретаря-референта относятся и такие профессиональные качества, как самоорганизованность, инициативность, умение сохранять служебную тайну, пунктуальность, предвидеть выход из напряженных ситуаций, быть преданным работе [3].
К личным качествам секретаря-референта относятся
— умение адаптироваться, т. е. переключаться с одного вида работ на другой;
— быть коммуникабельным, т. е. устанавливать деловые контакты, связи;
— быть любезным, вежливым, доброжелательным;
— внешний вид должен отличаться опрятностью, умением одеваться с учетом деловой обстановки;
— постоянно совершенствовать свой профессиональный и культурный уровень.
Вопросы для самопроверки
1. Когда возникли документы?
2. Когда появилось приказное делопроизводство?
3. Когда возникло коллежское делопроизводство?
4. Когда возник указ о замене коллежского делопроизводства исполнительным делопроизводством?
5. Какое значение имеет делопроизводство в деятельности организации?
6. В каких документах отражается распорядительная деятельность предприятия? Коллегиальная? Производственно-хозяйственная?
Должностные обязанности секретаря включают в себя обеспечение деятельности руководителя организации по следующим направлениям:
- организационное;
- документационное;
- информационно-аналитическое.
Требования к секретарю
В настоящее время должность секретаря утратила статус технического исполнителя. Качественно изменились характеристики:
- требуемый уровень образования;
- социальный статус;
- престижность профессии;
- оплата труда;
- перспективы профессионального роста.
В соответствии с ЕКС и профстандартом, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 15.06.2020 № 333н, должности секретарь-референт или офис-менеджер, работа секретарем директора или помощником относятся к категории:
- специалист;
- или руководителям среднего и низшего звена.
Секретари малых предприятий часто совмещают функции. Они ведут кадровое делопроизводство, налоговую отчетность, проводят инструктаж по охране труда и выполняют функции прочих специалистов, нанимать которых на полную ставку нерентабельно.
ЕКС относит секретарей к специалистам и описывает необходимые знания, уровень образования и опыт.
Требования профессионального стандарта 07.002, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 15.06.2020 № 333, выглядят более современно. Учитывается переход на двухуровневую систему образования и возможность изменять профессиональную траекторию с помощью программ профессиональной переподготовки.
Обязанности секретаря
В зависимости от структуры организации, уровня руководителя и линейной подчиненности, функции помощников разнообразны — от технических до информационно-аналитических, распорядительных и руководящих. Должностные обязанности при работе секретарем в ЕКС приведены списком и по видам функций не классифицируются.
В профстандарте 07.002 через обобщенные трудовые функции прослеживаются возможные стадии профессионального роста. Требуемый уровень образования — от среднего профессионального до высшего с программами профпереподготовки и стажем от 3 лет по организационному, документационному и информационному обеспечению деятельности руководителя организации.
Организационное обеспечение деятельности организации
Организационное, документационное и информационное обеспечение деятельности руководителя организации
Информационно-аналитическая и организационно-административная поддержка деятельности руководителя организации
Бакалавриат или ВО непрофильное и ДПО по профилю деятельности
СПО или СПО непрофильное и ДПО по профильным программам профпереподготовки
Радел, описывающий, чем занимается секретарь, его должностные обязанности, подготовленный на основе профессионального стандарта, имеет особую структуру — трудовые действия (должностные обязанности) раскрывают содержание выполняемых трудовых функций сотрудника.
Права и ответственность и заключительные положения
Эти разделы должностной инструкции не имеют особенностей. Текстовая часть выполнена в соответствии с законодательством. Заключительные положения содержат ссылку на использованный при разработке профстандарт, НПА и порядок ознакомления работника с ЛНА.
Специалист имеет право:
4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений, в совещаниях по их подготовке и выполнению.
4.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.
4.3. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.
4.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.
4.5. Выносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.
4.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
4.7. ……… (другие права)
5.1. Работник привлекается к ответственности:
за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
за правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей трудовой деятельности, — в порядке, установленном действующим административным и уголовным законодательством Российской Федерации;
за причинение ущерба организации — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. ……… (другие положения об ответственности)
6. Заключительные положения
6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается ……… (подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с должностными инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом).
В таблице 1 приведены квалификационные требования к секретарям.
Таблица 1
Однако существующие государственные критерии неполно и чрезмерно общо описывают требования к секретарям. Кроме того, в современных коммерческих структурах нет четкого разделения секретарей по квалификации, как это предусмотрено Квалификационным справочником, а термин секретарь используется для наименования секретарей различного уровня. Секретарь в зависимости от сферы деятельности организации, ее корпоративной культуры, организационной структуры, количества сотрудников, стиля управления имеет различные функциональные обязанности, эффективное выполнение которых требует разного уровня профессиональных знаний, навыков, способностей и личностных качеств.
Многие специалисты пытаются сформулировать перечень квалификационных требований к современному секретарю. Наиболее комплексно и систематизированно квалификационные требования к секретарям с учетом современных условий, требований работодателей, возможности карьерного роста сформулированы специалистами Методического Центра бизнеса, торговли, внешнеэкономической деятельности (МЦБ) (см. табл. 2).
Квалификационные характеристики могут применяться в качестве нормативных документов прямого действия или служить основой для разработки внутренних организационно-распорядительных документов – должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности.
Внутрифирменные профессиональные стандарты
Для определения требований к служащим конкретного предприятия необходимо адаптировать стандарты к конкретным условиям производства.
В последние годы наряду с должностными инструкциями получили распространение внутрифирменные профессиональные стандарты. В отличие от должностной инструкции, которая регламентирует процесс разделения труда, внутрифирменный профессиональный стандарт регламентирует требования к качеству персонала.
Таким образом, внутрифирменный профессиональный стандарт специалиста – это требования к профессиональным качествам, предъявляемые организацией к своим сотрудникам.
Целями внутрифирменного профессионального стандарта являются:
• формулировка требований к персоналу в соответствии с используемыми на предприятии технологиями и уровнем организационной культуры;
• создание системы критериев внутрифирменной оценки персонала;
• подтверждение квалификации персонала;
• стимулирование индивидуального профессионального роста работников;
• определение направлений внутрифирменной профессиональной подготовки.
Сертификация качества работы секретаря
В настоящее время разрабатывается серия международных стандартов по сертификации качества персонала. Так, в ГОСТ Р ИСО 9001-2001 сформулированы основные требования к компетентности, осведомленности, вовлечению работников. В ГОСТ Р ИСО 9004-2001 регламентировано, что руководящему составу организации следует определять "необходимую компетенция для персонала и поддерживать в рабочем состоянии записи об образовании, подготовке, навыках, опыте работников".
Ряд международных стандартов на базе стандарта ИСО 10015 регламентирует систему сертификации качества персонала.
Сертификация проводится с целью оценки профессиональных навыков специалистов. В настоящее время в России создано несколько организаций, осуществляющих сертификацию качества секретарей. Так, например, сертификация секретарей проводится Российской Квалификационной Комиссией творческих достижений, созданной на базе МЦБ, которая имеет аккредитацию как орган по сертификации услуг в системе сертификации качества.
Сертификация проводится на соответствие квалификационным требованиям. Оцениваются также обучаемость, возможность оперативного принятия оптимального решения, психологические особенности и опыт работы секретаря. Сертификация проводится по методике академика Минина Б.А. путем оценки соответствия и степени превышения фактических значений уровня подготовки относительно принятых за базовые.
Рассмотрим в качестве примера требования и разделы тестирования секретаря директора.
Требования: специальное образование или опыт работы от одного года
· Организация делопроизводства: технология создания, обработки, передачи и хранения документов
· Навыки работы с Word , Excel
· Навыки работы с оргтехникой: телефон, факс, ксерокс, сканер, мини-АТС
· Ведение телефонных и деловых переговоров, техника общения
· Умение поддерживать профессиональный имидж: профессиональная этика, деловой имидж, деловой этикет, психологические особенности
· Правила техники безопасности, приемы оказания первой медицинской помощи
По результатам тестирования выдается " Sertifikate - V " на русском и английском языках.
Европейские требования к квалификации секретаря
Европейская ассоциация профессиональных секретарей (EAPS) разработала нормативный документ "Ступени карьеры и повышение квалификации секретаря " , который определяет уровень подготовки и требования к профессиональным и личностным качествам секретарей.
EAPS выделяет четыре профессиональных уровня секретарей, которые можно соотнести с наименованиями должностей секретарей в российской практике (см. табл. 3)
Таблица 3
В последней редакции этого документа был отменен уровень А как не соответствующий современному уровню требований, поскольку внедрение современной компьютерной техники исключило существование секретарей этого уровня. Секретари уровней C и D имеют право быть членами EAPS.
В отличие от российских нормативных документов EAPS регламентирует не только квалификационные требования и профессиональные навыки, но и личностные качества секретарей, которые во многом определяют эффективность их труда.
1. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. М., 2001.
2. Архипова Н.И., Седова О.Л. Эффективность труда и качества секретаря // Секретарское дело. 2001. № 2. С. 55–57.
3. Григорьев В., Дюзимова Е., Топалян А. Универсальный ключ // Служба кадров. 2001. № 4. С. 15–19.
Неуважительной манерой секретарей-референтов является распространенная привычка, сняв трубку телефона, продолжать с кем-то говорить, кто находится поблизости.
Работа секретарей, секретарей-референтов, помощников руководителей, относящихся к разряду ''штабного персонала'', имеет важное значение для организаций. Если проследить тенденции развития самых различных фирм, компаний и т.п. в течение последнего столетия, то можно отметить, что количество обслуживающего персонала постоянно росло. Это относилось в основном к зарубежным организациям. Следует отметить, что такое явление не расценивалось как простое раздувание штатов, поскольку эффективно работающая организация требует сведения к минимуму денежных издержек и полной загрузке всех участников трудового процесса.
В этом отношении показателен опыт американских компаний. Владельцы самых различных компаний, используя четкий экономический расчет, говорили: ''Мы не можем позволить себе роскошь, чтобы квалифицированный работник тратил время на то, что может сделать лицо, умеющее только читать и писать. Иначе мы разоримся''.
В современных развитых странах, а также в совместных российско-иностранных фирмах и новых российских коммерческих структурах серьезное значение придается подбору квалифицированных секретарей-референтов. Для их поиска используются различные методы: реклама, проведение психодиагностических процедур для оценки профессиональной пригодности кандидатов на должности секретарей-референтов, проведение специализированных бесед психологами-практиками.
Основная задача работы секретаря-референта современных фирм заключается в оказании помощи и облегчении деятельности руководителя для освобождения части его времени на решение значимых задач управления, за которые он несет ответственность. Секретари-референты являются также работниками, помогающими наиболее быстрому прохождению информации через различные структурные подразделения фирм, что является чрезвычайно важным условием их нормального функционирования.
Для определения психологических аспектов выбора секретарей-референтов прежде всего необходим психологический анализ их деятельности. На основании такого анализа выявляются требования, предъявляемые профессией к кандидатам на эту должность. Выделение профессионально важных качеств (ПВК) для секретарей-референтов является основой определения профессиональной пригодности. Подобные работы уже не являются чем-то исключительно новым. Однако в практических целях отбора секретарей-референтов можно напомнить о них для тех, кто занимается этой проблемой.
Вкратце обозначим наиболее значимые из профессионально важных качеств для секретарей-референтов. К ним относятся:
а) развитый интеллект,
б) знание профессиональных особенностей данной профессии,
в) высокий уровень исполнительской дисциплины,
г) умение общаться с людьми,
д) наличие эмпатии,
е) соблюдение этических норм поведения,
ж) наличие общекультурных навыков поведения,
з) доброжелательное отношение к людям,
и) гибкий интеллект,
к) адекватное восприятие требований со стороны руководства.
Отсутствие вышеперечисленных качеств дает основание говорить о профессиональной непригодности к данному виду деятельности. Описание психологических требований к деятельности секретаря-референта и субъективные требования руководителей, которых можно расценивать как экспертов, составляют основу для профессиографического описания данной профессии.
Обязательным для секретарей-референтов является выполнение должностных инструкций, включающих два блока работы:
а) по делопроизводству и б) по оперативной работе. В первый блок по делопроизводству включены: а) работа с почтой (регистрация, распределение писем), б) осуществление особых полномочий, делегированных руководителем в связи с особенностями работы данной фирмы, в) подготовка совещаний, в частности, оповещение заместителей руководителей, менеджеров, специалистов и др., г) оформление командировочных документов, д) работа на телефоне, прием посетителей, использование компьютера.
При подборе секретарей-референтов следует отметить, что он в некоторой степени отличается от зарубежного подхода, хотя наши отечественные структуры, так же, как и западные, обращаются в посреднические фирмы по подбору персонала. Однако для экономии денежных средств российские фирмы часто для решения задачи подбора секретарей-референтов используют личные контакты, дают объявление в газеты, например, такие, как ''Из рук в руки'', ''Работа для Вас'' и т.п.
Для того чтобы ответить на поставленный в этой работе вопрос о психологических аспектах подбора секретарей-референтов, остановимся еще на вопросе, характеризующем требования самого руководителя современных фирм относительно того, каким должен быть секретарь-референт. Показательно, что эти требования далеко не всегда совпадают с профессионально важными качествами, предъявляемыми к данной профессии, которыми, в частности, пользуются в Центрах занятости населения или в фирмах по подбору персонала.
В связи со сказанным выше следует отметить, что каждый руководитель фирмы исходит из своего субъективного представления о типе требуемого для него секретаря-референта. Определенный опыт контактов автора этой статьи с руководителями коммерческих структур ''Стэнли'' и ''Хоббит'' показал, что требования современных руководителей новых структур укладываются в рамки определенной схемы относительно качеств, которыми должен обладать секретарь-референт. Среди них отмечались такие, как:
· четкое соблюдение требований, которые идут от самого руководителя;
· беспрекословная подчиненность руководителю;
· хорошие личные контакты с руководителем;
· быстрота и качество выполняемой работы;
· владение машинописью, хорошая память;
· умение работать с документами;
В целях избежания возможных ошибок при выборе секретарей-референтов одной из практических рекомендаций является принятие на эту должность лица, отвечающего требованиям данной профессии и обладающего профессионально важными качествами применительно к данном виду деятельности, с определенным испытательным сроком.
Другой практической рекомендацией при решении задачи выбора секретаря-референта для конкретной фирмы является необходимость самооценки руководителем своей личности и особенностей своего поведения. Несмотря на кажущуюся простоту этого требования, эта рекомендация важна, поскольку часто руководители фирм даже не задумываются над тем, что они делают что-либо не так, как нужно по отношению к подчиненным, включая и штабной персонал. Любая фирма только выиграет в решении поставленных ею задач, если выбор секретаря-референта будет осуществляться при использовании знаний об их профессиональной пригодности и учете личностных и поведенческих характеристик этой категории персонала практическими психологами.
Читайте также:
- Психолого педагогические условия развития воспитания и обучения детей раннего возраста кратко
- Разработайте план позволяющий внедрить актуальные идеи современного школьного воспитания
- Почти как бьюик краткое содержание
- В чем сходство и различие хищничества и паразитизма кратко
- Маршак вот какой рассеянный краткое содержание для читательского дневника