Какие требования предъявляет к речи классическая риторика кратко

Обновлено: 07.07.2024

Лекция № 3 .

Общая риторика

Переходим к рассмотрению риторического канона.

Подготовка и произнесение речи требует напряжения всех интеллектуальных сил оратора. Что надо сделать, чтобы выступление было успешным? Как сделать так, чтобы действия были более рациональными? Какова последовательность этих действий?

Этот образец показывает, что для достижения цели оратору надо пройти 5 этапов:

I этап – инве́нция (лат. – invention – изобретение) – изобретение содержание речи. На этом этапе говорящий создаёт общий план будущей речи, обдумывает предмет, о котором собирается говорить, вычленяет самое важное в теме, осуществляет подбор и систематизацию материалов, выбирает способы доказательств.

II этап – диспози́ция (лат. dispositio – расположение) – расположение изобретённого в надлежащем порядке. На этом этапе говорящий думает о порядке расположения мыслей в речи, составляет план, размышляет о том, как начать и закончить речь.

III этап – элоку́ция (лат. elocutio – словесное выражение) – речевое оформление текста. Этап, на котором оратор выражает собственные мысли в конкретных словах и предложениях, заботится не только о правильности, ясности, уместности использования языковых единиц, но и украшает речь, используя фигуры и тропы.

IV этап – мемо́рио (лат. memorio – запоминание) – запоминание речи и подготовка к её произнесению. На этом этапе оратор готовит текст к произнесению, подбирает вспомогательные приёмы, запоминает текст и репетирует.

V этап – а́кцио (лат. actio – произнесение) – произнесение речи. На последнем этапе оратор вступает в контакт со слушателями, применяет все подготовленные приёмы, разыгрывает речь, используя мимику, жесты, телодвижения, устанавливает и поддерживает контакт со слушателями.

Тема № 1. Изобретение

Изобретением называется создание содержания высказывания. Создать содержание высказывания значит ясно и четко определить: что, кому, с какой целью, каким образом, в какой форме, при каких обстоятельствах надлежит сообщить и о чем следует умолчать.

Изобретение является важнейшей частью риторики. Приступить к публичной речи, не обдумав предварительно ее содержание - значит в лучшем случае пустословить, но обычно безответственные, бессодержательные и бесцельные высказывания влекут за собой отрицательные последствия. И чем совершеннее по форме оказываются такие необдуманные речи, тем больший вред они наносят.

Изобретение включает: 1) анализ проблемной ситуации, определение предмета речи и создание темы высказывания; 2) развертывание темы, нахождение, отбор и согласование аргументов.

Анализ проблемной ситуации, нахождение и формулировка темы

Аудитория - совокупность лиц, к которым обращается ритор. Аудитория представляет собой не случайное стечение людей, но их объединение на основе общих целей и интересов. В зависимости от объема и уместных средств общения (устного, письменного, печатного, электронного) аудитории подразделяются на сосредоточенные ораторские (малые, средние, большие) и рассредоточенные - аудитории письменной и печатной речи, сложные образования с точки зрения содержания речи и соотношения видов и форм словесности.

К малым относятся аудитории, в которых возможен непосредственный диалог. Особенности работы в малых аудиториях состоят в том, что каждый участник общения легко включается в речь. Поэтому малые аудитории используются для обучения, собеседований, совещаний. Конкретные решения принимаются обыкновенно в малых аудиториях. Работа с малой аудиторией требует от ритора значительных усилий и хорошей общей подготовки, поскольку диалогическая речь содержит импровизацию.

К средним относятся аудитории, в которых ритор может создавать границу между ним и слушающими. Для ритора средняя аудитория наиболее благоприятна, потому что легко обозрима, не требует максимального использования ресурсов голоса и тем самым допускает маневр темпом и громкостью речи, интонацией, взглядом и жестом. Непосредственный диалог в средних аудиториях затруднен, поэтому для организации диалогической речи они членятся на группы по несколько человек.

Средние аудитории, как и малые, предпочтительны как для преподавания и проповеди, в которых сочетаются монолог и диалог, так и для оратории, то есть однократной неповторяющейся речи. Публичные выступления в средних аудиториях предполагают конкретную подготовку.

К большим относятся аудитории до нескольких сот и даже тысяч человек. Возможности ораторской речи в больших аудиториях ограничены, поскольку сильное напряжение голоса, как и использование аппаратуры, стесняет маневр громкостью звука, темпом речи и интонацией, а видно ритора плохо. Диалогическая речь и сложная аргументация в больших аудиториях невозможны.

Большие аудитории слабо организованы и подвержены коллективной эмоции. Поэтому выступление перед ними требует в основном личной энергии, мощного голоса и умения сообщить в простой образной форме то, что публике хорошо известно и по поводу чего она готова выразить всеобщее мнение возгласами одобрения или порицания.

Рассредоточенные аудитории представляют собой среду общения, которая образуется в основном средствами печатной речи или радиотелевизионной (компьютерной) передачи информации. Общение с такого рода аудиторией не будет являться главной составляющей нашей непосредственной миссионерской деятельности, но тем не менее навык работы и с такой аудиторией должен быть также присущ миссионерам.

Проблемой высказывания называется реальная трудность, противоречие, конфликт, в разрешении которых заинтересована аудитория и к рассмотрению которых обращается ритор. Задача ритора состоит в том, чтобы усмотреть существующую проблему, выделить ее, оценить ее значение, но ни в коем случае не создавать проблему там, где ее нет. Существенной особенностью проблемы как объекта риторического высказывания является ее принципиальная разрешимость силами или, по крайней мере, участием аудитории, к которой обращается ритор. Аудитория должна быть заинтересована в проблеме, способна и готова к ее решению. Поэтому главная задача ритора состоит в том, чтобы сформулировать проблему, раскрыть ее значение, предложить и обосновать путь ее решения, побудить аудиторию к действию.

Статус проблемы представляет собой вопрос, исходя из которого ритор строит тему и развивает аргументацию.

Если проблема заключается в самом факте и рассматривается круг вопросов о том, что именно произошло, то мы имеем дело со статусом установления - обсуждаем, устанавливаем и излагаем конкретный факт. Если факты установлены, но спорным остается вопрос о том, что они собой представляют, к какой области реальности относятся, мы имеем дело со статусом определения. Если установлены факты и определено, что они собой представляют, но спорным является смысл, квалификация факта - неясно, какое конкретно решение следует принять, то мы имеем дело со статусом оценки.

Если проблемы обсуждаются непоследовательно и мысль перескакивает к новому вопросу, не разрешив поставленные прежде, то окончательное решение, если даже оно будет принято, окажется поверхностным и несовершенным. Очевидно, например, к чему может привести обсуждение вины человека, если не установлено, совершил ли он в действительности поступок, который ему приписывают.

Правило последовательности мысли относится к любой проблеме: например, о том, что в воспитании самое трудное дело - направление свободы воли, можно говорить только в том случае, если не нужно доказывать, что свобода воли существует и что молодых людей нужно воспитывать. Если же аудитория сомневается в этом, то очевидно, что обсуждение темы придется начать с вопросов о необходимости воспитания (статус определения) или о наличии у человека свободы воли (статус установления).

Предмет высказывания - мысленное содержание речи, суждение о котором может быть истинным или ложным.

Предмет высказывания определяется исходя из особенностей аудитории и из тех идей, которые ей свойственны и интересны. Предмет речи определяется таким образом, чтобы он мог быть значимым и актуальным.

Всякая разумная, грамотная, целесообразная речь, независимо от ее объема, содержания, формы, будь то ораторское выступление, историческое сочинение, научный трактат, художественное произведение, содержит одну и только одну тему, из которой развертывается все ее содержание. В свою очередь, тема представляет собой высказывание, речь, свернутую до одного предложения и потому имеющая в качестве предмета речи одно понятие или образ.

Правильно сформулированная тема отвечает следующим основным требованиям.

1. Тема представляет собой по возможности простое и завершенное предложение.

2. Тема должна быть краткой и легко воспроизводимой.

3. Тема должна быть понятной как аудитории, так и самому ритору. Поэтому при формулировке темы следует избегать необычных слов, специальных терминов или слов с неопределенным значением.

4. Тема должна быть приемлемой для аудитории. Поэтому при ее формулировке следует избегать резких, оскорбительных и нелитературных слов и оборотов.

5. Тема должна быть интересной и актуальной. Поэтому ритор, формулируя тему, стремится привлечь к ней внимание и интерес аудитории.

6. Формулировка темы должна быть проблемной. Очевидные и бесспорные суждения тривиальны и мало кому интересны.

Для классической риторики основными структурными и содержательными разделами являются инвенция, диспозиция, элокуция, элоквенция, мемория и акция.

Диспозиция (от лат. dispositio – размещаю, располагаю) – второй этап построения речи и раздел риторики, в котором формируются основные понятия про предмет выступления, а также определяется последовательность и структура подачи и использования основных понятий в высказывании. Хорошая диспозиция – это правильная последовательность положений, которые не противоречат друг другу, а одно гармонически переходит в другое и логически, и эмоционально переходит к выводам и заключению. Диспозиция предполагает выбор логических операций способствующих гармонизации композиции речи, так снимается также возможная непоследовательность и противоречия в высказывании.

Элокуция (лат. eloguor – высказываюсь, излагаю) – третий раздел классической риторики, где используются законы языка для материального выражения речи. Элокуция является составляющей не только классической, но и современной риторики (учение о тропах, стилях и фигурах).

Подготовительные этапы – инвенция и диспозиция, материализуются языковыми средствами в элокуции. В результате замысел, воплощенный в языке, приобретает новые содержательные, эмоциональные, оценочные, волевые оттенки основного содержания речи. Если первый и второй этапы прошли успешно и правильно, то языковой материал легко ложится на подготовленную структуру. Возможно, при необходимости использование разнообразных фигур речи. Такие выходы за пределы логического построения (смещение логики – паралогика) могут сделать речь эффектной и чрезвычайно убедительной.

Элокуция даёт возможность использовать все потенциальные силы языкового воздействия, которое интерпретирует логические и мыслительные конструкции. На этапе элокуции используются функциональные стили языка. Этот раздел риторики открывает простор для языкового творчества.

Элоквенция – подраздел элокуции, предметом рассмотрения в этом разделе являются фигуры слова (тропы) и фигуры мысли (риторические фигуры). В классической риторике со времён Горгия за топами закреплена функция украшательства. Это сослужило плохую службу риторике в ХІХ столетии, когда её в результате злоупотреблением украшательством критиковали за перегруженность тропами и бессодержательность.

В современном мире риторики тропы и фигуры как элементы паралогики способны эффективнее и творчески преподнести слушателю информацию, показать оригинальности видения и восприятия мира, сделать свою речь запоминающейся. Тропы присутствуют во множестве стилей и типах текстов, обогащают живой язык, многие их них утрачивают украшательские функции, обогащают научные, художественные, публицистические стили. Например, ушко иглы, искристый мрамор, вороненая сталь.

Подобные стилистические фигуры возникают в результате сложных языковых и мыслительных процессов, раз возникнув, они могут сохраняться в языке веками. Потому тропы и фигуральные выражения являются оригинальными и универсальными единицами общения, несущими определённую смысловую и оценочную нагрузку. Не следует считать фигуры речи и мысли пустым украшательством, но способом отражения мира.

Мемория (лат. memoria – память, воспоминание) – раздел риторики, состоящий из системы правил и приёмов, помогающих запомнить основные части высказывания. Оратор не должен забывать слова и путаться в фактах, а также в образных фигурах. А значит, память необходимо тренировать: развивать оперативную память, научится быстро вспоминать необходимую информацию.

Акция (лат. actio – действие, разрешение) – раздел классической риторики, назначение которого в подготовке оратора к выступлению. Чаще всего дурную службу оратору сослужит нервозность и волнение, так тщательно подготовленная речь рискует провалиться, если оратор психологически не готов. Большое значение имеет самоконтроль и умение импровизировать, ориентироваться на аудиторию и соответственно что-то изменять.




Акция требует от оратора выглядеть в соответствии с ситуацией, чтобы произвести нужное впечатление на аудиторию. Желательны хорошая дикция, выразительная и умеренная мимика, умение держать паузу. После самого выступления оратору необходим хороший отдых, релаксация. То есть требуется снять то величайшее эмоциональное, физическое, психологическое напряжение, которое сопровождает оратора во время произнесения речи.

Риторика в классическом её понимании реализуется в таких основных понятиях, как логос, этос, пафос, топос.

Логос считается одной из основных категорий классической риторики и понимается как мастерство соединять воедино мысль и слово. То есть слова, расположенные линейно и имеющие определённый смысл, должны выражать мысль и идти от этой мысли и содержания к следующей.

Создатель такой концепции логоса Аристотель, разделял два направления:

    (выводы, идущие от общего к частному); (сокращенный, неразвернутый силлогизм, где ход рассуждений скрыт, а дан только результат).

В современной риторике логичность является одним из основных требований к высказыванию и тексту.

В дальнейшем в российской риторике Феофан Прокопович разработал содержательную сторону этоса. Он выделил такие качества, как мудрость, справедливость, храбрость, чувство такта. Каждое такое качество этоса понималось им как комплекс черт, правил поведения, присущих оратору. Кроме того, эти черты оратор постоянно в себе культивирует, совершенствует и умножает.

Пренебрежение этосом в риторике ведёт к упадку этого искусства. Так, кризис риторики в советские времена, продлившийся более 70 лет, как раз и был связан с пренебрежением моральными и этическими нормами.

Риторику как технологию речи можно обратить и во зло, можно манипулировать разумом и чувствами слушателей, однако рано или поздно это обернётся во вред самому оратору. И моральность ценилась в риторике во все века. Риторическая наука и практика ратовала за высокие мысли и чистые помыслы.

В античной риторике категория этоса трактовалась очень широко. Следуя Аристотелю, каждый вид речей (судебная, совещательная, похвальная) обладал своим этосом. В судебной речи определяющей была справедливость и несправедливость, в совещательной – польза или вред, а в похвальной – хвала или хула.

Пафос разрабатывается в эстетике и, случается, диктует стиль жизни. Настоящее искусство красноречия создаётся пафосом, он определяет степень мастерства произносимой речи. Удачно взятый пафос в речи находит отклик в сердцах слушателей. Каждый человек чувствует искренность и силу заразительности такого пафоса и принимает его вместе с содержанием речи.

Определённые идеи могут настолько завладеть разумом и душой человека, что становятся определяющими в его жизни и творчестве. И поэтому проблема пафоса заключается в разделении пафоса и оратора: личности, жизненной программы и пафоса произносимой речи. Вопрос в том, насколько автор текста может проявлять свои собственные чувства и верования в речи. Как можно соотносить свой пафос и пафос речи, чтобы автор речи не выглядел смешным или неискренним. Техники риторики предусмотрели целую серию специальных приёмов, чтобы правильно определить речевое поведение.

Итак, имеются три основные категории классической риторики: логос, этос, пафос. Эти три важных для науки критерия, которые используются во многих других дисциплинах. Так в риторике до сегодняшнего дня действуют критерии истинности (логос), искренности (этос), соответствия языкового поведения (пафос).

Оригинальность и топос в речи должны находиться в гармонии, только так возможно создание удачного, оригинального и содержательного текста.

Необходимо уметь ориентироваться не только в знакомых, но и в новых для человека речевых ситуациях.

Для классической риторики основными структурными и содержательными разделами являются инвенция, диспозиция, элокуция, элоквенция, мемория и акция.

Диспозиция (от лат. dispositio – размещаю, располагаю) – второй этап построения речи и раздел риторики, в котором формируются основные понятия про предмет выступления, а также определяется последовательность и структура подачи и использования основных понятий в высказывании. Хорошая диспозиция – это правильная последовательность положений, которые не противоречат друг другу, а одно гармонически переходит в другое и логически, и эмоционально переходит к выводам и заключению. Диспозиция предполагает выбор логических операций способствующих гармонизации композиции речи, так снимается также возможная непоследовательность и противоречия в высказывании.

Элокуция (лат. eloguor – высказываюсь, излагаю) – третий раздел классической риторики, где используются законы языка для материального выражения речи. Элокуция является составляющей не только классической, но и современной риторики (учение о тропах, стилях и фигурах).

Подготовительные этапы – инвенция и диспозиция, материализуются языковыми средствами в элокуции. В результате замысел, воплощенный в языке, приобретает новые содержательные, эмоциональные, оценочные, волевые оттенки основного содержания речи. Если первый и второй этапы прошли успешно и правильно, то языковой материал легко ложится на подготовленную структуру. Возможно, при необходимости использование разнообразных фигур речи. Такие выходы за пределы логического построения (смещение логики – паралогика) могут сделать речь эффектной и чрезвычайно убедительной.

Элокуция даёт возможность использовать все потенциальные силы языкового воздействия, которое интерпретирует логические и мыслительные конструкции. На этапе элокуции используются функциональные стили языка. Этот раздел риторики открывает простор для языкового творчества.

Элоквенция – подраздел элокуции, предметом рассмотрения в этом разделе являются фигуры слова (тропы) и фигуры мысли (риторические фигуры). В классической риторике со времён Горгия за топами закреплена функция украшательства. Это сослужило плохую службу риторике в ХІХ столетии, когда её в результате злоупотреблением украшательством критиковали за перегруженность тропами и бессодержательность.

В современном мире риторики тропы и фигуры как элементы паралогики способны эффективнее и творчески преподнести слушателю информацию, показать оригинальности видения и восприятия мира, сделать свою речь запоминающейся. Тропы присутствуют во множестве стилей и типах текстов, обогащают живой язык, многие их них утрачивают украшательские функции, обогащают научные, художественные, публицистические стили. Например, ушко иглы, искристый мрамор, вороненая сталь.

Подобные стилистические фигуры возникают в результате сложных языковых и мыслительных процессов, раз возникнув, они могут сохраняться в языке веками. Потому тропы и фигуральные выражения являются оригинальными и универсальными единицами общения, несущими определённую смысловую и оценочную нагрузку. Не следует считать фигуры речи и мысли пустым украшательством, но способом отражения мира.

Мемория (лат. memoria – память, воспоминание) – раздел риторики, состоящий из системы правил и приёмов, помогающих запомнить основные части высказывания. Оратор не должен забывать слова и путаться в фактах, а также в образных фигурах. А значит, память необходимо тренировать: развивать оперативную память, научится быстро вспоминать необходимую информацию.

Акция (лат. actio – действие, разрешение) – раздел классической риторики, назначение которого в подготовке оратора к выступлению. Чаще всего дурную службу оратору сослужит нервозность и волнение, так тщательно подготовленная речь рискует провалиться, если оратор психологически не готов. Большое значение имеет самоконтроль и умение импровизировать, ориентироваться на аудиторию и соответственно что-то изменять.

Акция требует от оратора выглядеть в соответствии с ситуацией, чтобы произвести нужное впечатление на аудиторию. Желательны хорошая дикция, выразительная и умеренная мимика, умение держать паузу. После самого выступления оратору необходим хороший отдых, релаксация. То есть требуется снять то величайшее эмоциональное, физическое, психологическое напряжение, которое сопровождает оратора во время произнесения речи.

Риторика в классическом её понимании реализуется в таких основных понятиях, как логос, этос, пафос, топос.

Логос считается одной из основных категорий классической риторики и понимается как мастерство соединять воедино мысль и слово. То есть слова, расположенные линейно и имеющие определённый смысл, должны выражать мысль и идти от этой мысли и содержания к следующей.

Создатель такой концепции логоса Аристотель, разделял два направления:

    (выводы, идущие от общего к частному); (сокращенный, неразвернутый силлогизм, где ход рассуждений скрыт, а дан только результат).

В современной риторике логичность является одним из основных требований к высказыванию и тексту.

В дальнейшем в российской риторике Феофан Прокопович разработал содержательную сторону этоса. Он выделил такие качества, как мудрость, справедливость, храбрость, чувство такта. Каждое такое качество этоса понималось им как комплекс черт, правил поведения, присущих оратору. Кроме того, эти черты оратор постоянно в себе культивирует, совершенствует и умножает.

Пренебрежение этосом в риторике ведёт к упадку этого искусства. Так, кризис риторики в советские времена, продлившийся более 70 лет, как раз и был связан с пренебрежением моральными и этическими нормами.

Риторику как технологию речи можно обратить и во зло, можно манипулировать разумом и чувствами слушателей, однако рано или поздно это обернётся во вред самому оратору. И моральность ценилась в риторике во все века. Риторическая наука и практика ратовала за высокие мысли и чистые помыслы.

В античной риторике категория этоса трактовалась очень широко. Следуя Аристотелю, каждый вид речей (судебная, совещательная, похвальная) обладал своим этосом. В судебной речи определяющей была справедливость и несправедливость, в совещательной – польза или вред, а в похвальной – хвала или хула.

Пафос разрабатывается в эстетике и, случается, диктует стиль жизни. Настоящее искусство красноречия создаётся пафосом, он определяет степень мастерства произносимой речи. Удачно взятый пафос в речи находит отклик в сердцах слушателей. Каждый человек чувствует искренность и силу заразительности такого пафоса и принимает его вместе с содержанием речи.

Определённые идеи могут настолько завладеть разумом и душой человека, что становятся определяющими в его жизни и творчестве. И поэтому проблема пафоса заключается в разделении пафоса и оратора: личности, жизненной программы и пафоса произносимой речи. Вопрос в том, насколько автор текста может проявлять свои собственные чувства и верования в речи. Как можно соотносить свой пафос и пафос речи, чтобы автор речи не выглядел смешным или неискренним. Техники риторики предусмотрели целую серию специальных приёмов, чтобы правильно определить речевое поведение.

Итак, имеются три основные категории классической риторики: логос, этос, пафос. Эти три важных для науки критерия, которые используются во многих других дисциплинах. Так в риторике до сегодняшнего дня действуют критерии истинности (логос), искренности (этос), соответствия языкового поведения (пафос).

Оригинальность и топос в речи должны находиться в гармонии, только так возможно создание удачного, оригинального и содержательного текста.

Необходимо уметь ориентироваться не только в знакомых, но и в новых для человека речевых ситуациях.

Законы и правила

Какие именно они бывают, в каких случаях применяются, поможет понять данная статья.

Основные законы риторики

Для чего в современном мире нужна такая, казалось бы, устаревшая дисциплина, как риторика? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять саму суть науки, предмет которой – человеческая речь, во всех ее проявлениях.

Из этого ясно, что владеть риторикой – значит, уметь говорить красиво, ясно, убедительно. В ряде профессий такое качество является необходимым, одним из основополагающих, но и вне рабочей деятельности человек, владеющий искусством отстаивать свою позицию в разговоре, оставаясь в рамках безупречной вежливости и последовательности, вызывает уважение, заставляет прислушаться к себе внимательней.

Все вместе эти принципы служат базой для построения речи по четырем законам риторики:

  • гармонизирующего диалога;
  • продвижения и ориентации адресата; ;
  • удовольствия.

Внимание! К основным законам риторики не относится закон краткости.

Основные

Закон гармонизирующего диалога

Гармонизирующий диалог создается путем успешного сочетания принципов тактики, аналитики и эффективности. Прежде всего, оратор должен четко понимать, перед какой аудиторией он будет говорить, что может захватить и увлечь ее, какие приемы красноречия, какие доводы следует употребить для наибольшего воздействия на сознание публики.

Первый из законов общей риторики учит заранее изучать свою публику, чтобы уметь соответствовать ее ожиданиям, говорить на ее языке. Ведь главной целью публичного выступления является двусторонний контакт, приводящий к заранее намеченному результату. Изложение мыслей выступающего должно быть максимально ясным, четким, конкретным и – что самое важное – волнующим конкретно собравшихся людей.

Итого, можно выделить несколько базовых императивов первого закона:

  1. направленность на адресата;
  2. актуальность (затронутые проблемы должны волновать);
  3. наглядность (иллюстрация доводов примерами из жизни, известными слушателям);
  4. обоюдность.

Уже из самого названия проистекает то, что является главнейшей целью – стремление к диалогу. Слушатель должен реагировать на слова оратора, цель говорящего – вызвать эту реакцию путем апеллирования к злободневным вопросам, к тому, что интересует его аудиторию. Посредством этого привести к решению заданных в речи проблем через обсуждение.

Закон гармонизирующего

Закон продвижения и ориентации адресата

Для этого при составлении текста выступления употребляют инструмент периодизации.

Внимание! Отдельные фразы также должны быть четкими, завершенными, конкретными. Следует, по возможности, избегать размытых, пространных, неконкретных высказываний, которые можно истолковать двояко. У слушателя не должно оставаться впечатления недосказанности.

Законы современной риторики продиктованы динамическим движением нашего времени, и таким должен быть спич, чтобы достигнуть максимального воздействия. Последовательно продвигать слушателей от одного пункта к другому оратору помогут заранее грамотно подобранные тезисы, корректная расстановка акцентов, которая осуществляется посредством пауз, изменением темпа речи.

Закон эмоциональности

Все 4 закона риторики требуют определенной вовлеченности, личной заинтересованности в предмете речи от оратора для установления необходимого контакта с аудиторией. Третий закон, сложившийся еще во времена античности, особенно выделяет необходимости эмоционального подъема самого трибуна.

Внимание! Речь ни в коем случае не должна быть сухой, формальной, если ожидается вызвать ответную реакцию. Слушатели должны ощутить, насколько предмет волнует говорящего, задевает его лично.

Достигается это как путем применения выразительных средств языка (метафор, гипербол), так и невербальными средствами, на которые аудитория обращает внимание в первую очередь, как-то:

  • экспрессия голоса;
  • выразительность движений;
  • прямое обращение к слушателям, как к своим друзьям, соратникам.

Закон

Закон удовольствия

Слушатель должен внимать спикеру с наслаждением – вот к чему подводят все законы и правила риторики. Приятный для публики трибун скорее добьется желаемого, чем тот, кто говорит неинтересно, не обращает внимания на потребности аудитории.

Сделать свою речь занимательной можно при помощи таких инструментов:

  1. языковая игра – применяя парадоксы и каламбуры, можно завладеть вниманием публики;
  2. наводящие вопросы – зная ответ, слушатель легче ощущает свою сопричастность, выступление становится для него увлекательным;
  3. апелляция к известному – это помогает сплотить публику в одно, несет элемент узнавания.

В заключение

Навык красноречия высоко ценился с древних времен, овладеть красноречием не так сложно. Среди множества тем достаточно выбрать одну, применив законы риторики, превратить свою речь в торжество словесного искусства.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Четыре закона риторики. Какие качества оратора определяют его успех? Охарактеризуйте основные функционально целевые виды речи. Какие вербальные средства речевой выразительности Вы считаете наиболее эффективными в педагогической деятельности учителя начальных классов и почему?

Риторика изучает закономерности речевого поведения в различных ситуациях общения и сферах деятельности и дает практические рекомендации для повышения эффективности речевого

Предметом риторики является превращение мысли в речь и речи в мысль. Человек мыслит образами и вербализует их в слова. Вербализация может быть внутренней и внешней. Слово — оболочка, форма идеи, а идея — смысловое содержание слова.

Законы общей риторики.

1. Закон гармонического диалога оратора и слушателей предполагает осведомленность слушателей в данной теме и их заинтересованность в ней; общую ценностную ориентацию оратора и слушателей; доходчивость, конкретность и наглядность изложения.

2. Закон ориентации адресата в структуре речи. Важно не только

дать слушателям тему речи и ее план, но и периодически давать им понять, в каком месте речевого маршрута находятся в данный момент оратор и слушатели. Важно выделить структурные части выступления особыми фразами, интонацией и жестами.

3. Закон эмоциональности речи требует от говорящего работы чувства, субъективного переживания по поводу предмета речи и умения выразить свои эмоции в речи, сделать ее выразительнее — экспрессивной. Закон эмоциональности речи реализуется с помощью обилия выразительных специальных средств.

4. Закон положительной психологической настройки слушателей. Внешний облик может помочь оратору в первые минуты, дальнейший же интерес слушателей может удержать только интересное и занимательное выступление.

Качества оратора, предопределяющие успех:

 заинтересованность предметом речи;

 знание четырех законов общей риторики.

Уверенность - слушатели не станут доверять оратору, который не уверен сам в себе. Чем более четко и однозначно сформулирована речь и чем тверже она звучит, тем больше эффект внушения. Вместе с тем, любая речь – своего рода экзамен, а на экзамене главное – знать предмет. Чем больше знаний, тем меньше волнения. Кроме того, не следует настраиваться, как на чересчур благоприятный, так и на заведомо неудачный результат вашей речи.

Дружелюбие - каков оратор в своем отношении к слушателям, таковы и они к нему. Хотите нажить врагов – атакуйте слушателей, хотите обрести друзей – уважайте их. Ищите общее между собой и потенциальными союзниками, а разное старайтесь пригасить.

Искренность - это качество или его отсутствие в ораторе выявляются любой аудиторией мгновенно и, как правило, безошибочно. Лживую речь любые словесные ухищрения сделают ее лишь еще более искусственной и отталкивающей. Искреннему же оратору слушатель прощает многие недостатки не только формы, но и содержания речи.

Объективность - т.е. честность в изложении чужой позиции, недопущение вольных или невольных подтасовок, утрирований, окарикатуриваний, приписывания мнимых действий или намерений, подмены фактов и логики эмоциями, бранными или хвалебными ярлыками.

Заинтересованность предметом речи - только магнит притянет железо. Скучает оратор – скучает и публика, и актуальность обсуждаемой темы лишь отчасти компенсирует его вялость.

Основные функционально-целевые виды речи:

 информирующая речь — сообщает знания;

 аргументирующая речь — прививает убеждения;

 эмоциональная речь — создает настроение.

При условии, когда совпадают только общие цели оратора и слушателей, а предлагаемое и ожидаемое содержания принципиально расходятся, то речь успеха иметь не будет. Допустим, слушатель пришел посмеяться, и конферансье тоже хочет его повеселить, но говорит не то, что угодно слушателю, и терпит фиаско. Получается, что общая цель одна – смех, но конкретное обеспечение ее (содержание) оказалось негодным.

Бывает наоборот: слушатель вполне остался доволен содержанием речи, но сделал из нее совсем не те выводы, на которые рассчитывал оратор - убедил его не в том, что хотел, а обратном. Здесь предложенное и ожидаемое содержания совпали, а общие цели – нет, и последствия речи оказались иными, нежели предполагал оратор.

На мой взгляд, наиболее эффективными в педагогической деятельности являются следующие средства выразительности:

Техника речи. Дикция. Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произношение каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз.

Техника речи – один из разделов культуры речи, она является базой речевой культуры .

Для достижения выразительности речи необходимо четко и ясно говорить с равной быстротой. Этому способствует работа над скороговорками. Учителю приходится сталкиваться также и с вопросами темпа речи. На уроках иногда требуется быстрая, легкая речь, четкость которой должна быть предельной.

Поэтому работа над скороговоркой – средство к достижению четкости речи в любом темпе. Механическое, монотонное зазубривание скороговорок никогда не даст практической пользы.

Основываясь на смысле фразы, варьируя его на ходу, соответственно меняя интонацию, оратору легко будет пользоваться различными темпами речи.

ИНТОНАЦИЯ — лингвистический термин, применяемый в двух значениях. В более точном смысле под И. понимается система изменений относительной высоты тона в слоге, слове и целом высказывании (словосочетании). Это единство взаимосвязанных компонентов речи: мелодики, силы голоса (интенсивности), длительности, темпа речи, тембра голоса, пауз и ударений. Одной из важнейших функций интонации целого словосочетания является определение законченности или незаконченности высказывания; именно — законченность интонация отделяет фразу, завершенное выражение мысли от части предложения, от группы слов.

Логические ударения.

Большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно (в полном соответствии со значением предложения) делать логические ударения. Для того, чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение.

Эктосемантичность - это невербальный язык речи педагога, средство передачи информации с помощью жестов, мимики, позы. По мнению некоторых исследований, жест несёт 40% информации.

Пластика, жесты, артикуляция, должны привлекать и очаровывать, создавать впечатление красоты и изящества, а не раздражать учеников, и не вызывать у них насмешку. Пластическая мелодичность создаёт впечатление лёгкости изучаемой темы. Слушающие преодолевают свою внутреннюю и внешнюю неуверенность, общаясь с раскрепощённым педагогом.

Читайте также: