Какие типичные искажения при восприятии вы знаете ответ кратко

Обновлено: 30.06.2024

В процессе восприятия возможны искажения воспринимае­мого образа, которые обусловлены социально-психологическими эффектами межличностного восприятия, носят объективный ха­рактер и требуют определенных усилий воспринимающей личности.

Наиболее значимой информацией о ком-то является первая и последняя, это выражается в эффекте первичности и новизны.

Эффект первичности и новизны подчеркивает важность определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем.

Ø при противоречивой информации о незнакомом человеке боль­ший вес придается данным, полученным вначале,

Ø при общении со старыми знакомыми больше доверяем последней информации.

Важной сферой исследования социальной перцепции являет­ся изучение процесса формирования первого впечатления о дру­гом человеке.

На то, каким оно будет, могут оказывать влияние многие факторы, наиболее существенные из них:

§ превосходство партнера по общению,

§ привлекательность партнера по общению,

§ и отношение к наблю­дателю.

Ø Фактор привлекательности - реализует схему, связанную с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне.

Ø Фактор отношения к наблюдателю - ставит в зависи­мость восприятие партнера по общению от его отношения к на­блюдателю: людей, которые к нам хорошо относятся или разде­ляют важные для нас идеи, мы склонны оценивать позитивно.

Большое значение на формирование первого впечатления о человеке оказывает эффект положительного или отрицательного ореола.

Эффект ореола заключается в приписывании несущест­вующих черт человеку в зависимости от полученной информа­ции.

Австралийский психолог Пауль Р. Уилсон провел экспери­мент. Он представил пяти группам студентов Мельбурнского университета одного и того же человека, каждый раз присваивая ему новые звания и титулы, а затем попросил студентов опреде­лить на глаз его рост. Результаты оказались поралельными. Ко­гда человек был представлен студентом, его рост определялся в среднем 171 см, ассистентом кафедры - до 176. При звании старший лектор ему был приписан рост 180 и наконец, рост профессора равнялся 184 см.

Таким образом на восприятие дру­гого человека часто оказывает влияние занимаемое им положение.

Эффект проекции связан с приписыванием собеседнику сво­их достоинств или недостатков.

Например. когда у человека за­мечательное расположение духа, все окружаюшие кажутся ему милейшими людьми.

Эффект стереотипизации обусловлен наличием специфических образов, имеющихся в опыте человека, - стереотипов.

Это чрез­мерное обобщение какого-либо явления, переходящее в устойчивое убеждение и влияющее на отношения человека, суждения, способы поведения и т.д.

Они играют как положительную, так и отрицатель­ную роль:

Ø помогают принимать решения в типичной, повторяющей­ся ситуации, сокращая время реагирования и ускоряя процесс по­знания.

Ø в то же время стереотипное поведение препятствует приня­тию новых решений.

Умение преодолевать мешающие стереотипы является важным условием социальной адаптации.

В результате стереотипизации формируется социальнаая уста­новка - предрасположенность, готовность человека восприни­мать что-то определенным образом и действовать тем или иным способом.

Сформировавшиеся социальные установки обладают устойчивостью и ведут к облегчению, алгоритмизации познания, а также приобщению индивида к системе норм и ценностей дан­ной социальной среды.

Ж. Годфруа выделил три основных этапа в формировании социальных установок у человека в процессе социализации:

I. Первый этап - период детства до 12 лет. Уста­новки, развивающиеся в этот период, соответствуют родитель­ским моделям.

II. Второй этап с 12 до 20 лет установки приобретают более кон­кретную форму. На этом этапе формирование установок связано с усвоением социальных ролей.

III.Третий этап охватывает период от 20 до 30 лет и характеризуется кристаллизацией социальных установок, формированием на их основе системы убеждений.




К 30 годам установки человека приобретают стабильность и фиксированность.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что на форми­рование модели партнера по общению влияют субъективные факторы (схема 2).

Процесс общения и отношение к партнеру задается целью об­щения.

Например, студент обращается к препода­вателю с просьбой пересдать экзамен, считая, что он справедливый, значит, разрешит.

Возникает эффект ореола - перенос уже извест­ных качеств на всю личность, что искажает восприятие.

Ø Если обще­ние нужно партнеру, то мы подстраиваемся к нему сверху (взгляд сверху вниз).

При этом предполагается, что тот, кому нужно, дол­жен вести себя соответственно, то есть смотреть на нас снизу вверх, в интонации должна слышаться просьба.

На формирование впечатления о партнере определенное влияние оказывает соотношение ролей и статусов.

Например, роль преподавателя, студента, декана.

Чем больше различия в статусах, тем больше искажается восприятие.

За счет установки идет достраивание образа партнера и по­строение своих ожиданий.

Посредством механизмов социальной перцепции (идентификация, эмпатия, аттракция, стереотипиза­ция, рефлексия, каузальная атрибуция) мы интерпретируем действия, понимаем и оцениваем другого человека.

Например: успех на экзамене однокурсника

§ мы можем приписывать его высоким умственным способностям (личностная атрибуция),

§ а можем приписывать факту, что билет достался легкий (объективная

ат­рибуция),

§ или что во время экзамена удалось воспользоваться шпаргалкой (обстоятельственная атрибуция).

Знание закономерностей влияния субъективных факторов на восприятие партнера по общению помогает эффективному нала­живанию отношений.

В процессе восприятия возможны искажения воспринимае­мого образа, которые обусловлены социально-психологическими эффектами межличностного восприятия, носят объективный ха­рактер и требуют определенных усилий воспринимающей личности.

Наиболее значимой информацией о ком-то является первая и последняя, это выражается в эффекте первичности и новизны.

Эффект первичности и новизны подчеркивает важность определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем.

Ø при противоречивой информации о незнакомом человеке боль­ший вес придается данным, полученным вначале,

Ø при общении со старыми знакомыми больше доверяем последней информации.

Важной сферой исследования социальной перцепции являет­ся изучение процесса формирования первого впечатления о дру­гом человеке.

На то, каким оно будет, могут оказывать влияние многие факторы, наиболее существенные из них:

§ превосходство партнера по общению,

§ привлекательность партнера по общению,

§ и отношение к наблю­дателю.

Ø Фактор привлекательности - реализует схему, связанную с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне.

Ø Фактор отношения к наблюдателю - ставит в зависи­мость восприятие партнера по общению от его отношения к на­блюдателю: людей, которые к нам хорошо относятся или разде­ляют важные для нас идеи, мы склонны оценивать позитивно.

Большое значение на формирование первого впечатления о человеке оказывает эффект положительного или отрицательного ореола.

Эффект ореола заключается в приписывании несущест­вующих черт человеку в зависимости от полученной информа­ции.

Австралийский психолог Пауль Р. Уилсон провел экспери­мент. Он представил пяти группам студентов Мельбурнского университета одного и того же человека, каждый раз присваивая ему новые звания и титулы, а затем попросил студентов опреде­лить на глаз его рост. Результаты оказались поралельными. Ко­гда человек был представлен студентом, его рост определялся в среднем 171 см, ассистентом кафедры - до 176. При звании старший лектор ему был приписан рост 180 и наконец, рост профессора равнялся 184 см.

Таким образом на восприятие дру­гого человека часто оказывает влияние занимаемое им положение.

Эффект проекции связан с приписыванием собеседнику сво­их достоинств или недостатков.

Например. когда у человека за­мечательное расположение духа, все окружаюшие кажутся ему милейшими людьми.

Эффект стереотипизации обусловлен наличием специфических образов, имеющихся в опыте человека, - стереотипов.

Это чрез­мерное обобщение какого-либо явления, переходящее в устойчивое убеждение и влияющее на отношения человека, суждения, способы поведения и т.д.

Они играют как положительную, так и отрицатель­ную роль:

Ø помогают принимать решения в типичной, повторяющей­ся ситуации, сокращая время реагирования и ускоряя процесс по­знания.

Ø в то же время стереотипное поведение препятствует приня­тию новых решений.

Умение преодолевать мешающие стереотипы является важным условием социальной адаптации.

В результате стереотипизации формируется социальнаая уста­новка - предрасположенность, готовность человека восприни­мать что-то определенным образом и действовать тем или иным способом.

Сформировавшиеся социальные установки обладают устойчивостью и ведут к облегчению, алгоритмизации познания, а также приобщению индивида к системе норм и ценностей дан­ной социальной среды.

Ж. Годфруа выделил три основных этапа в формировании социальных установок у человека в процессе социализации:

I. Первый этап - период детства до 12 лет. Уста­новки, развивающиеся в этот период, соответствуют родитель­ским моделям.

II. Второй этап с 12 до 20 лет установки приобретают более кон­кретную форму. На этом этапе формирование установок связано с усвоением социальных ролей.

III.Третий этап охватывает период от 20 до 30 лет и характеризуется кристаллизацией социальных установок, формированием на их основе системы убеждений.

К 30 годам установки человека приобретают стабильность и фиксированность.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что на форми­рование модели партнера по общению влияют субъективные факторы (схема 2).

Процесс общения и отношение к партнеру задается целью об­щения.

Например, студент обращается к препода­вателю с просьбой пересдать экзамен, считая, что он справедливый, значит, разрешит.

Возникает эффект ореола - перенос уже извест­ных качеств на всю личность, что искажает восприятие.

Ø Если обще­ние нужно партнеру, то мы подстраиваемся к нему сверху (взгляд сверху вниз).

При этом предполагается, что тот, кому нужно, дол­жен вести себя соответственно, то есть смотреть на нас снизу вверх, в интонации должна слышаться просьба.

На формирование впечатления о партнере определенное влияние оказывает соотношение ролей и статусов.

Например, роль преподавателя, студента, декана.

Чем больше различия в статусах, тем больше искажается восприятие.

За счет установки идет достраивание образа партнера и по­строение своих ожиданий.

Посредством механизмов социальной перцепции (идентификация, эмпатия, аттракция, стереотипиза­ция, рефлексия, каузальная атрибуция) мы интерпретируем действия, понимаем и оцениваем другого человека.

Например: успех на экзамене однокурсника

§ мы можем приписывать его высоким умственным способностям (личностная атрибуция),

§ а можем приписывать факту, что билет достался легкий (объективная

ат­рибуция),

§ или что во время экзамена удалось воспользоваться шпаргалкой (обстоятельственная атрибуция).

Знание закономерностей влияния субъективных факторов на восприятие партнера по общению помогает эффективному нала­живанию отношений.

Искажения восприятия и понимания в процессе общения

При знакомстве с человеком в нашей психике приходят в движение десятки самых разных механизмов, причем все это происходит за секунды, то есть порой подсознательно. Процесс восприятия собеседника очень сложный, в этой статье мы попробуем выяснить главные моменты того, как человек принимает решение о том, нравится ли ему партнер по общению.

В социальной психологии, восприятие человека человеком – это процесс построения образа другого, разворачивающегося при непосредственном общении с ним. Он имеет особые временные характеристики и включает в себя все уровни психического отражения.

Если говорить о сознательном восприятии, то в первую очередь человек обращает внимание на внешность собеседника: прическу, глаза, экспрессию и симметричность лица, выразительные движения тела, прочие особенности. Во время диалога формируются представления о его способностях, чертах характера, эмоциональных состояниях, интересах – все это очень часто группируется между собой.

Сознательное восприятие формируется из четырех составляющих, которые применяются при оценке и восприятии другого человека:

  1. Эмоциональная: мы составляем мнение о человеке, исходя из его привлекательности или непривлекательности. Особенно важно, комфортно ли с ним. Если да, то мы даем ему положительную оценку.
  2. Аналитическая: здесь каждый элемент внешности воспринимается как форма проявления свойства личности. Неряшливо одет и с бородой – программист, носит очки – ученый или ботаник.
  3. Социально-ассоциативная: мы приписываем черты характера и особенности личности человеку, исходя из той социальной группы, к которой он принадлежит.
  4. Перцептивно-ассоциативная: мы воспринимаем человека исходя из его схожести с нашими знакомыми или публичными личностями (первая любовь, враг, известный актер).

Однако это всего лишь сознательное восприятие, а есть еще неосознанные – вот почему этот процесс настолько замысловатый. О нем мы поговорим позже.

Этот процесс может проходить на трех уровнях (в зависимости от ситуации):

  • Я смотрю на него и вижу, что он смотрит на меня.
  • Я смотрю на него и, видя, что его глаза устремлены на меня, пытаюсь представить, какое я произвожу впечатление.
  • Я смотрю на него и, видя, что его глаза устремлены на меня, пытаюсь представить, какое я произвожу впечатление, а также то, как он представляет себе впечатление, которое я на него произвожу.

Можно убрать самый сложный уровень и выделить шесть образных фигур, которые появляются, когда участие в диалоге принимают условные Игорь и Александр:

  • реальный Александр;
  • представление Александра о самом себе;
  • представление Игоря об Александре;
  • реальный Игорь;
  • представление Игоря о самом себе;
  • представление Александра об Игоре;

Очевидно, что человеческий мозг не в состоянии отдельно и адекватно обрабатывать такую сложную структуру, из-за чего в голове возникает полный хаос. Подобные многоярусные представления способны вызвать неверные представления. Например, любой мимический жест на лице собеседника может интерпретироваться совершенно неправильно и затруднит как коммуникацию, так и получение верного впечатления о человеке.

Установки восприятия

Мы достаточно часто ошибочно и искаженно воспринимаем личность, действия и поведение других людей. Бывает так, что у нас словно открываются глаза на истинную сущность человека, хотя, скорее всего, он всегда был таким, а мы лишь позволяли себе не замечать этого.

Психологи считают, что существует три типа установки на восприятие другого человека: позитивная, негативная и адекватная. При позитивной установке мы слишком переоцениваем положительные качества собеседника и даем небольшой аванс, хотя на самом деле ведем себя доверчиво и не осознаем этого.

При негативной установке мы склонны преувеличивать недостатки конкретного человека, а его достоинства приуменьшать или не брать в расчет. Здесь мы имеем дело со стереотипами, когнитивными искажениями и предубеждением. Возникает недоверчивость и подозрительность.

Правильная установка – адекватная. В этом случае мы понимаем, что нет сугубо черного или белого, и оцениваем как положительные, так и негативные качества человека. Нам, скорее, интересна сама личность и ее уникальность.

Эти установки формируются под воздействием:

  • личного опыта, который нарабатывается в многократно повторяющихся ситуациях;
  • родителей, друзей, СМИ, окружения, социальных норм, принятых в культурной среде.

Данные установки имеют три измерения:

  • Аффективное измерение: положительные или отрицательные эмоции, отношение к конкретному человеку или информации.
  • Когнитивное измерение: убеждения и мнения, которых придерживается человек относительно какого-либо человека или предмета.
  • Поведенческое измерение: готовность к определенным реакциям поведения, соответствующим убеждениям и переживаниям человека.

Очень важно то, как мы интерпретируем информацию, которая проникает в наши органы чувств (в основном, визуальные) и мозг. Предубеждения и предвзятое отношение формируются именно на этапе интерпретации, потому что до этого мир объективен.

Событие или человек в нашей жизни сами по себе ничего не значат, но мы придаем им значения при помощи интерпретации. А она, в свою очередь, зависит от множества факторов. О внешних мы поговорили, теперь обсудим внутренние.

Все наши установки принимают вид стереотипов и когнитивных искажений. Начав вести с ними ожесточенную борьбу, вы научитесь воспринимать людей максимально объективно и избегать многих заблуждений.

Стереотипы и когнитивные искажения

Стереотип — это упрощенное, зачастую искаженное, характерное для сферы обыденного сознания представление о какой-либо социальной группе или отдельном человеке, принадлежащем к той или иной общности.

Возникают стереотипы по двум причинам: ментальной лени и недостатке информации и времени. К примеру, у нас есть несколько секунд для того, чтобы либо довериться человеку, либо закрыться от него: мы используем внешние, поверхностные характеристики, смотрим на его расу, пол и возраст. Стереотипы, собственно, и формируют установки.

Изменяют наше восприятие также когнитивные искажения. Это систематические ошибки в мышлении или шаблоны отклонений в суждениях, происходящие в определенных ситуациях. Их существование было подтверждено многими экспериментами, так что это уже давно не теория.

Мы много писали о когнитивных искажениях, поэтому сейчас просто приведем три типичных примера:

  • Эффект первичности: первая услышанная или увиденная информация о человеке становится очень существенной. Причем имеет значение, в каком настроении вы в это время находились.
  • Эффект новизны: когда речь заходит о вашем знакомом, определяющей информацией в восприятии становится последняя, новая. Любое неожиданное действие, нестандартный поступок близкого человека заставляют делать вывод о наличии неких личностных черт, которые были не замечены ранее.
  • Эффект Пигмалиона: вы получаете ту обратную связь от человека в процессе разговора, на которую рассчитывали. Хотели замкнутого собеседника (или очень боялись этого) – он с большой долей вероятности будет таким или же будет восприниматься вами таковым.

Проанализируйте свои мысли на предмет наличия в них стереотипов и когнитивных искажений. Для этого вспомните несколько последних встреч с незнакомцами или знакомым. Будьте предельно откровенны.

Как быть объективным?

Мы дадим вам три совета, придерживаясь которых, вы сможете воспринимать человека (или событие) более адекватно и объективно.

Если вы хотите общаться с людьми и делать это максимально эффективно, вам нужно быть объективным, но помимо этого – понимать, как вас воспринимают другие. Порой мы не можем достичь согласия только по этой причине, поэтому практикуйтесь как можно чаще.

Желаем вам удачи!

Эффект первичности.
Мнение, сложившееся вначале очень часто надолго определяет отношение к человеку или событию. Первое впечатление возникает в первые 15-20 секунд общения с человеком.

Эффект последовательности. Состоит в том, что на суждение о незнакомом человеке наибольшее влияние оказывают те сведения, которые предъявлены в первую очередь, а если дело касается знакомого человека, то самые последние сведения о нем.

Эффект проекции.
Не осознаваемая тенденция переносить (проецировать) нежелательные для себя качества и свойства на другого человека.

Эффект предварительной информации.
Предварительная информация автоматически формирует установку на поиск, восприятие во внешних данных и поведении человека того, что подтверждает имеющуюся информацию, полученную от других лиц или из документов.

Алёна7

Можете ли вы сказать наверняка, какой человек перед вами? Вы точно видите суть личности и выносите свой вердикт , опираясь на известные вам детали? Не спешите с выводами)), ибо они могут оказаться ошибочными.

Мы довольно часто искаженно воспринимаем личность, поведение, действия других людей. Есть некоторые факторы, которые мешают правильно анализировать окружающих. Основные из них таковы:

1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия другого человека.

2. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее причисляются к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.

4. Безотчетное структурирование личности другого проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные индивидуальные черты и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается;

8. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.

Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают друг друга, имеет явление каузальной атрибуции .

Каузальная атрибуция - то или иное понимание поведения человека вследствие того, что мы о нем надумали и ему приписали.

Каузальная - причинная, вследствие той или иной причины. Атрибуция — приписывание, приписывание характеристик себе или другому человеку. Под каузальной атрибуцией понимают интерпретацию поведения партнера по общению путем выдвижения предположений о его мотивах, намерениях, эмоциях, причинах поведения, качествах личности с последующим их приписыванием партнеру.

Чем меньше мы о человеке знаем, тем более склонны по поводу него ошибаться, придумывать о нем. Обычному, распространенному поведению людей мы чаще приписываем ситуационные мотивы ("это из-за ситуации!"), а нестандартному — личные ("это его решение или особенности"). Самая распространенная ошибка - объяснение поведения личными особенностями человека там, где оно на самом деле определялось ситуацией.

"Ты нарочно!" - "Нет, пойми, просто сложилась такая ситуация. " - "Я тебе не верю! Не вали все на ситуацию!"

Свои успехи мы чаще приписываем себе, неудачи объясняем такой ситуацией. Для чужих успехов и неудач - всё прямо наоборот.

Стереотипы редко бывают плодом личного опыта, чаще мы их приобретаем от той группы, к которой принадлежим, от родителей, учителей в детстве, средств массовой информации. Стереотипы стираются, если люди разных групп начинают тесно взаимодействовать, узнавать больше друг о друге, добиваться общих целей .

На восприятие влияют и предубеждения — эмоциональная оценка каких-либо людей как хороших или плохих, даже не зная ни их самих, ни мотивов их поступков.

На понимание влияют установки — неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и оценивать и реагировать заранее сформированным способом без полного анализа конкретной ситуации.

Установки имеют три измерения:

• когнитивное измерение — мнения, убеждения, которых придерживается человек относительно какого-либо субъекта или предмета;

• аффективное измерение — положительные или отрицательные эмоции, отношение к конкретному человеку или информации;

• поведенческое измерение — готовность к определенным реакциям поведения, соответствующим убеждениям и переживаниям человека.

Установки формируются: 1) под влиянием других людей (родителей, СМИ) и шлифуются к возрасту между 20 и 30 годами, а затем меняются с трудом; 2) на основе личного опыта в многократно повторяющихся ситуациях.

Для того, чтобы изменить убеждение, часто требуются более сильные доказательства, чем те, которые требовались для его создания.

Отзывы о работе - читайте тут

Посетите мой подфорум и откройте там свою тему с подробным описанием вашего состояния.

Читайте также: