Какие территории могут быть объявлены зонами чрезвычайной экологической ситуации ответ кратко

Обновлено: 02.07.2024

Экологически опасная ситуация - это ситуация, характеризующаяся наличием негативного изменения состояния окружающей среды под влиянием антропогенных и природных воздействий, в том числе обусловленных бедствием и катастрофами, включая стихийные, как правило, сопровождаемые социальными и экономическими потерями.

Авария - чрезвычайная ситуация техногенного характера, происшедшая по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам либо из-за случайных внешних воздействий заключающаяся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений.

Катастрофа - крупная авария, повлекшая человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

Стихийное бедствие - катастрофическое природное явление (или процесс), которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

Экологическое бедствие (экологическая катастрофа) - чрезвычайное событие особо крупных масштабов, вызванное изменением (под воздействием антропогенных факторов) состояния суши, атмосферы, гидросферы и биосферы и отрицательно повлиявшее на здоровье людей, их духовное состояние, среду обитания, экономику или генофонд. Экологические бедствия часто сопровождаются необратимыми изменениями окружающей среды.

Зонами чрезвычайной экологической ситуации являются участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.

Зонами экологического бедствия являются участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

Экологическая обстановка классифицируется по возрастанию степени экологического неблагополучия следующим образом: 1) относительно удовлетворительная; 2) напряженная; 3) критическая; 4) кризисная (или зона чрезвычайной экологической ситуации); 5) катастрофическая (или зона экологического бедствия).

Признаками зоны чрезвычайной экологической ситуации являются: 1) устойчивые отрицательные изменения окружающей среды; 2) угроза здоровью населения (увеличение частоты обратимых нарушений здоровья); 3) устойчивые отрицательные изменения состояния естественных экосистем (уменьшение видового разнообразия, исчезновение отдельных видов растений и животных, деградация генофонда).

Признаками зоны экологического бедствия являются: 1) глубокие необратимые изменения окружающей среды (происходящие в течении жизни одного поколения); 2) существенное ухудшение здоровья населения (увеличение необратимых, не совместимых с жизнью нарушений здоровья, изменение структуры причин смерти, появление специфических заболеваний, вызванных загрязнением окружающей среды); 3) разрушение естественных экосистем (нарушение природного равновесия, .деградация флоры и фауны, потеря генофонда).

В оценку среды обитания и здоровья населения включены: 1) атмосферный воздух; 2) питьевая вода; 3) продукты питания; 4) ионизирующее излучение.

Экологически опасная ситуация - это ситуация, характеризующаяся наличием негативного изменения состояния окружающей среды под влиянием антропогенных и природных воздействий, в том числе обусловленных бедствием и катастрофами, включая стихийные, как правило, сопровождаемые социальными и экономическими потерями.

Авария - чрезвычайная ситуация техногенного характера, происшедшая по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам либо из-за случайных внешних воздействий заключающаяся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений.

Катастрофа - крупная авария, повлекшая человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.




Стихийное бедствие - катастрофическое природное явление (или процесс), которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

Экологическое бедствие (экологическая катастрофа) - чрезвычайное событие особо крупных масштабов, вызванное изменением (под воздействием антропогенных факторов) состояния суши, атмосферы, гидросферы и биосферы и отрицательно повлиявшее на здоровье людей, их духовное состояние, среду обитания, экономику или генофонд. Экологические бедствия часто сопровождаются необратимыми изменениями окружающей среды.

Зонами чрезвычайной экологической ситуации являются участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.

Зонами экологического бедствия являются участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

Экологическая обстановка классифицируется по возрастанию степени экологического неблагополучия следующим образом: 1) относительно удовлетворительная; 2) напряженная; 3) критическая; 4) кризисная (или зона чрезвычайной экологической ситуации); 5) катастрофическая (или зона экологического бедствия).

Признаками зоны чрезвычайной экологической ситуации являются: 1) устойчивые отрицательные изменения окружающей среды; 2) угроза здоровью населения (увеличение частоты обратимых нарушений здоровья); 3) устойчивые отрицательные изменения состояния естественных экосистем (уменьшение видового разнообразия, исчезновение отдельных видов растений и животных, деградация генофонда).

Признаками зоны экологического бедствия являются: 1) глубокие необратимые изменения окружающей среды (происходящие в течении жизни одного поколения); 2) существенное ухудшение здоровья населения (увеличение необратимых, не совместимых с жизнью нарушений здоровья, изменение структуры причин смерти, появление специфических заболеваний, вызванных загрязнением окружающей среды); 3) разрушение естественных экосистем (нарушение природного равновесия, .деградация флоры и фауны, потеря генофонда).

В оценку среды обитания и здоровья населения включены: 1) атмосферный воздух; 2) питьевая вода; 3) продукты питания; 4) ионизирующее излучение.

ЗОНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ — распространенное название, имеющее в виду зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия, предусмотренные в ст. 58 и 59 Закона об охране окружающей природной среды.[ . ]

Зонами чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия могут объявляться водные объекты, их части и их водосборные площади, где в результате хозяйственной деятельности или природных процессов происходят изменения, угрожающие здоровью людей, животному миру, состоянию окружающей природной среды.[ . ]

ЗОНА ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ — участки территорий, где в результате хозяйственной или иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения окружающей среды, влекущие за собой нарушение здоровья населения, равновесия естественных экосистем, прежде всего повреждение генетических фондов растений и животных.[ . ]

Зоны чрезвычайной экологической ситуации или зоны экологического бедствия устанавливаются по одггому или нескольким основным и дополнительным показателям, отражающим более высокую степень экологического неблагополучия.[ . ]

В зоне чрезвычайной экологической ситуации состояние экосистем характеризуется изменением соотношения биомассы основных трофических звеньев при снижении (или увеличении) удельной массы одного из звеньев в пределах 20—50%. Происходит нарушение взаимосвязей внутри экосистемы, но процессы деградации являются обратимыми.[ . ]

К зонам чрезвычайной экологической ситуации относят территории, на которых в результате воздействия негативных антропогенных факторов происходят устойчивые отрицательные изменения окружающей среды, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экосистем, генофондам растений и животных.[ . ]

Тяжелая экологическая ситуация в России, множество территорий, где техногенное преобразование и загрязнение среды привели к деградации экосистем, ухудшению здоровья населения и связанным с этим значительным экономическим потерям, вызвали необходимость районирования территории страны по признакам экологической напряженности и разработки критериев выделения зон чрезвычайных экологических ситуаций и зон экологического бедствия.[ . ]

Очень острые экологические ситуации возникают там, где состояние природной среды начинает прямо угрожать условиям жизни населения, а отдельные экологические проблемы или их совокупность достигают критической, кризисной и даже катастрофической степени остроты, создавая зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия.[ . ]

Порядок действий в чрезвычайных экологических ситуациях и на особо охраняемых природных территориях узаконен в VIII и IX разделах. Зоны чрезвычайной экологической ситуации, экологического бедствия устанавливаются высшими органами власти РФ по представлению специально уполномоченных государственных органов. По их же представлению создаются и государственные природные заповедники, заказники, национальные парки, где запрещается хозяйственная и иная деятельность, противоречащая целям их создания.[ . ]

Весьма информативными при экологических оценках водных экосистем являются характеристики состояния и развития всех экологических групп водного сообщества. При выделении зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия используются показатели по бактериопланкто-ну, фитопланктону, зоопланктону и ихтиофауне. Определение степени токсичности вод проводится также на основе биотестирования преимущественно на низших ракообразных. При этом уровень токсичности водной массы должен определяться на всех основных фазах гидрологического цикла. Параметры предложенных показателей должны наблюдаться на данной территории постоянно на протяжении достаточно длительного времени с минимальным периодом не менее 3 лет.[ . ]

Поверхностные воды. Сформировавшиеся зоны чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия выявляют по химическим и биологическим показателям. В качестве основных показателей оценки состояния поверхностных вод выбраны токсичные, приоритетные загрязняющие вещества, в том числе обладающие кумулятивными свойствами накапливаться в органах и тканях гидробионтов (табл. 63).[ . ]

В данном документе предложены критерии для выделения зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия.[ . ]

Заинтересованность населения в отнесении отдельных территорий к зонам чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия продиктована прежде всего приоритетным выделением со стороны Правительства России дополнительных капитальных вложений и материальных ресурсов по возведению природоохранных объектов, ускорению решения социальных и бытовых нужд, строительству дополнительных лечебно-оздоровительных объектов, введению льготного пенсионного обеспечения и т. д.[ . ]

В России с каждым годом становится все больше регионов, где состояние окружающей природной среды приближается к экологической катастрофе, что делает жизнь людей крайне опасной. И население вправе требовать, чтобы эти регионы были объявлены зонами чрезвычайной экологической ситуации или зонами экологического бедствия. Например, такими зонами официально названы особо загрязненные в результате чернобыльской катастрофы регионы России и районы тяжелого радиоактивного загрязнения на Южном Урале. К зонам экологического бедствия, несомненно, должны быть отнесены некоторые территории Поволжья, Урала, Кузбасса, Центральной Якутии, Приамурья, Красноярского края, Кольского п-ова. Практически во всех республиках, краях и областях могут быть выделены собственные зоны экологического неблагополучия и бедствия.[ . ]

В Законе об охране окружающей природной среды указаны объекты и территории охраны, которые должны иметь свои границы, зоны; предусмотрено создание различного рода санитарных, санитарно-защит-ных, других охранных зон, округов, сейсмически опасных зон, зон чрезвычайных экологических ситуаций и зон экологического бедствия.[ . ]

В целях законодательного определения территорий России, имеющих государственный статус территорий с неблагоприятной экологической обстановкой, отдельным разделом закона дана правовая характеристика зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия. Эти зоны по представлению специально уполномоченных государственных органов объявляются правительственными постановлениями или указами Президента Российской Федерации. Для этих территорий устанавливается особый режим проживания населения и функционирования промышленных и сельскохозяйственных предприятий.[ . ]

Понятно, что и почвенно-географические и почвенно-генетические изменения, отмеченные при широкомасштабной распашке территории, ведут к не менее значимым почвенно-экологическим последствиям. При этом самым очевидным и экологически значимым следствием можно считать сокращение площадей гидроморфных экосистем и часто очень сильную их деградацию. Исследования показывают, что при 40 - 50%-й распашке территории оставшиеся нетронутыми экосистемы лесостепной, и тем более степной, зоны оказываются, как правило, антропогенно деградированными.[ . ]

Основываясь на результатах геоэкологической съемки и других документах, характеризующих состояние окружающей среды и здоровье населения на картируемой территории, Правительство России приняло Постановление о присвоении Нижнему Тагилу статуса “Зоны чрезвычайной экологической ситуации” [11].[ . ]

К органам общего управления относятся Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления (муниципальные образования). Компетенция звеньев этой подсистемы определена в Конституции РФ и конституциях субъектов Федерации (базовая), а также в общих и специальных актах экологического законодательства, в которых, как правило, имеются главы о полномочиях соответствующих субъектов. Иногда в литературе их называют государственными органами общей компетенции. Деятельность Президента и Правительства в сфере экологического управления сосредоточена в первую очередь на определении и реализации экологической политики, нормотворчестве, стратегическом и ином крупномасштабном планировании, определении приоритетности задач охраны окружающей среды, обеспечении экологической безопасности и рационального природопользования, общем руководстве и управлении природоохранной деятельностью, на общем контроле за ними. Наглядным примером может служить принятие указами Президента РФ ряда документов целеполагающего и системообразующего характера в форме доктрин, концепций и стратегий — Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию от 1 апреля 1996 г., Концепции национальной безопасности Российской Федерации в ред. от 10 января 2000 г., Доктрины информационной безопасности Российской Федерации от 9 сентября 2000 г., Морской доктрины Российской Федерации от 28 июля 2000 г. В отдельных случаях при особых обстоятельствах или по специальному указанию в законе Президент и Правительство наделяются иными функциями (например, заключение концессионных договоров на разработку лесных или иных ресурсов России Правительством РФ, объявление участка территории РФ зоной чрезвычайной (экологической) ситуации Президентом РФ).[ . ]

Учитывая его публикацию, в настоящей книге он изложен в кратком виде, чтобы не только не повторяться, но и из-за ограниченного числа читателей. Этим документом располагают все республиканские, краевые и областные комитеты по экологии. Однако, учитывая рассматриваемую остроту проблемы, считаем необходимым напомнить читателям, что разработка обоснования того или иного региона к зонам чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия — вопрос не простой, требующий длительного времени и привлечения многих научных и исследовательских коллективов министерств и ведомств, ведущих научно-исследовательских институтов Российской академии наук, отраслевых научно-исследовательских и проектных институтов, лабораторий, а также сбора и обработки огромного количества статистических данных и т. д.[ . ]

Зона чрезвычайной ситуации — это территория, на которой возникла чрезвычайная ситуация. Чрезвычайная ситуация — это обстановка, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые повлекли или могут повлечь за собой человеческие жертвы, вред здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Зонами чрезвычайной экологической ситуации могут объявляться участки территории РБ, где в результате хозяйственной и иной деятельности, разрушительного влияния стихийных сил природы происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью людей, состоянию естественных экологических систем, природному генетическому фонду.
В зоне чрезвычайной экологической ситуации приостанавливается деятельность объектов, отрицательно влияющих на окружающую среду и здоровье человека, принимаются оперативные меры по восстановлению экологической ситуации.
Чрезвычайные ситуации подразделяются на: локальные и местные (региональные, республ, гос)
Лица, виновные в несоблюдении законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей, несут ответственность в соответствии с законодательством РБ. Так, в соответствии УК РБ сокрытие либо умышленное искажение должностным лицом, сведений об авариях с экологическими последствиями, или другом опасном для жизни и здоровья людей загрязнении окружающей среды является уголовным преступлением.
К экологически неблагоприятным территориям относятся: зоны экологического риска, зоны экологического кризиса, зоны экологического бедствия.
Зоны экологического риска – это отдельные участки территории РБ, на которых в результате хозяйственной и иной деятельности сложилась неблагоприятная экологическая ситуация, начали происходить устойчивые отрицательные изменения окружающей среды, угрожающие безопасности жизни и здоровья граждан. В зонах экологического риска проводятся мероприятия по предотвращению вредного воздействия на окружающую среду и ее восстановлению.
Зоны экологического кризиса – это отдельные участки территории РБ, на которых в результате хозяйственной и иной деятельности, аварии, катастрофы, стихийного бедствия или иных обстоятельств произошли устойчивые отрицательные изменения окружающей среды, угрожающие безопасности жизни и здоровья граждан.

Зонами экологического бедствия объявляются территории РБ, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения среды, ведущие к существенному ухудшению здоровья населения, нарушению природного равновесия. В отличие от зон чрезвычайной экологической ситуации зоны экологического бедствия возникают не в результате внезапного катастрофического явления, а являются следствием развития деградации окружающей среды в результате антропогенного воздействия.

1. Зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.

2. Зоны чрезвычайной экологической ситуации объявляются постановлениями Верховного Совета Российской Федерации либо указами Президента Российской Федерации по представлению специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды на основании заключения государственной экологической экспертизы.

ГАРАНТ:

О материалах, необходимых для представления на государственную экологическую экспертизу для отнесения определенной территории к зоне чрезвычайной экологической ситуации, см. приказ Минприроды РФ от 28 марта 1996 г. N 113

3. В зоне чрезвычайной экологической ситуации прекращается деятельность, отрицательно влияющая на окружающую природную среду, приостанавливается работа предприятий, учреждений, организаций, цехов, агрегатов, оборудования, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье человека, его генетический фонд и окружающую природную среду, ограничиваются отдельные виды природопользования, проводятся оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов.

4. Финансирование мероприятий по оздоровлению зон чрезвычайной экологической ситуации производится, в первую очередь, за счет средств министерств и ведомств, предприятий, учреждений, организаций - непосредственных виновников деградации природной среды, аварий или катастроф, а также за счет целевых средств федерального и республиканских бюджетов.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Читайте также: