Какие теории развития общества существуют кратко охарактеризуйте каждую из них

Обновлено: 05.07.2024

Законы, которые обуславливают протекание общественного процесса, так же объективны, как и законы общества или природы. В силу этого можно говорить о том, что законы работают вне зависимости от воли или сознания людей, исключительно самостоятельно. При этом следует отметить, что законы общества ограничиваются социальным временем и пространством. Это происходит из-за того, что они появляются и начинают функционировать только с определённого момента развития универсума. С момента, когда общество достигает своей высшей материальной системы.

Законы общества

Общественные законы в значительной степени отличаются от законов природы. Законы общества базируются на деятельности людей. Они существуют сугубо внутри общества и его деятельности, вне этих условий такие законы не могут функционировать. Есть прямая зависимость между тем, насколько глубоко и осознанно человек познаёт законы устройства общества, а также их способы работы и перманентного развития, настолько у него возрастает уровень осознанности при их использовании. Более того это влияет и на то, как протекают исторические и социальные процессы, а также прогрессирует общество.

Знание законов природы и процессов, происходящих в окружающей среде, позволяет человеку достаточно целесообразно использовать природные ресурсы. Точно также и знание общественных законов даёт возможность людям, а именно правящему слою населения, которые вершат судьбы людей, осознанно подходить к процессу. Здесь имеется в виду, что правящая элита должна использовать прогрессивные методы руководства и управления, ведь именно в их руках история. Руководящие лица любой страны должны сначала познавать, а после использовать общественные законы. Это помогает выстраивать им правящую политику не спонтанно, а выверено до каждого шага. При этом опираясь на научные знания и концепции, они разрабатывают программы во всех областях деятельности человека. Следует отметить, что все процессы происходят, базируясь на достижении определённых целей.

Общественные законы носят различный характер и степень проявления. По характеру они делятся на:

  • Законы строения.
  • Законы функционирования.
  • Законы развития.

По степени проявления делятся на:

  • Всеобщие законы.
  • Общие законы.
  • Частные законы.

По своей сути законы строения отражают социальную и общественную организационно-структурную динамику, которая присуща определённому историческому моменту.

Законы функционирования служат определённым толчком, который создаёт условия, для перехода от одного состояния относительной устойчивости к другому. Кроме того законы функционирования сохраняют эту устойчивость общественной системы.

Законы развития создают предпосылки для формирования условий, способствующих изменению меры и перехода в новое состояние.

Степень проявления всеобщих законов отражается в своеобразной триаде законов философии или законов диалектики, которые действуют и в природе, и в обществе.

Существуют следующие виды общих законов:

  • Закон воздействия способа производства на характер общественного процесса. Имеется в виду влияние на формирование, деятельность и развитие областей общественной жизни и сфер производства, строение общества.
  • Закон, который определяет функции общественного бытия по отношению к общественному сознанию, при условии обратных связей.
  • Закон, определяющий уровень персонификации индивида от состояния системы общественных отношений.
  • Закон социализации или другими словами закон, который определяет уровень социальной и общественной преемственности.
  • Закон приоритета общечеловеческих ценностей над групповыми.

Говоря о частных законах, следует отметить, что к ним причисляются законы, которые имеют отношение к определённой сфере жизни человека или области деятельности общества.

В политической сфере или сфере управления работают такие законы: закон разделения власти, закон политического плюрализма, закон приоритета прав человека над правами государства, закон возникновения и развития политических потребностей и т.д.

Общественные законы зачастую выступают скорее тенденциями, нежели законами в первозданном виде. Это происходит в силу некоторых диалектических необходимостей, а иногда даже совершенно случайно. Эти тенденции формируются в субъективных и объективных условиях, проходя препятствия социальных коллизий и хаос, образующийся в моменты столкновения противоположных общественных тенденций. В свою очередь, эти столкновения служат почвой для формирования возможностей их существования в различные исторические периоды. Поэтому сознательное создание условий для существования таких тенденций делает возможным для социума и общества реализацию возможностей в наличествующую реальность в разных сферах жизни и областях производства.

Следует отметить, что существуют определённые условия и сопутствующие факторы для того, чтобы тенденции перешли в ранг законов. Среди таких факторов – достижения научно-технического прогресса. Однако не стоит забывать, что по своей сути научно-технический прогресс является закономерностью общественного развития. Опираясь на данное суждение, можно смело делать вывод, что один из законов общественной деятельности выступает закон соединения реальных возможностей общества с открытиями научно-технического прогресса. Этот закон уходит своими корнями в далёкое историческое прошлое, иными словами он историчен. Имеет объективные характеристики во времени и пространстве, которые базируются на общественных потребностях и способностях, связанных с предметные синтезом науки и техники.

Благодаря своей функциональности, закон проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека в отдельности и общества в целом.

Закон соединение реальных возможностей общества с достижениями научно-технического прогресса открыли в конце XX в. В. П. Петров предложил его выделить в отдельный закон. В Новейшее время, опираясь на знания закона, описанного выше, можно говорить об инновационном прогрессе, условия для которого создаются в обществе.

Возвращаясь к вопросу о том, в чём же истинное отличие законов природы от законов общества, можно сделать вывод, что они имеют различные механизмы реализации.

Очевидно то, что законы природы, также как и законы общества, объективны. Связь между процессами и явлениями в законах обязательно устойчивая, периодически повторяющаяся, существенная и необходимая. Однако различия состоят ещё в и том, что в природе все эти связи происходят по инерции. К примеру, мяч, который подбросили вверх, обязательно упадёт на пол, под действием силы притяжения. В обществе объективизм законов зависит лишь от человека. При условии, что развитие личности влияет на ход истории, поскольку человек может способствовать как прогрессу общественной жизни, так и регрессу. Законы общества носят исторических характер и могут возникать и функционировать в разных исторических условиях по мере проявления определённых факторов для их открытия и деятельности.

Общественные законы действенны только в случае, когда общество и люди, его составляющие имеют цели и стремятся к их достижению. В расколотом обществе или обществе, состоящем из пассивных личностей, общественные законы не проявляются.

К. Маркс высказал мнение о том, что естественноисторический процесс обусловлен именно схожестью и различием между законами общества и законами природы. Это в полной мере характеризует общественное развитие. Естественноисторический процесс необходимый, закономерный, объективный и естественный, как и все природные процессы. При этом он ещё и исторический. В силу того, что он является результатом деятельности множества поколений людей.

Для реализации законов общественного процесса характерны понятия "объективные условия" и "субъективный фактор".

Объективные условия – обстоятельства и феномены социально-экономического характера, которые не зависят от воли и сознания людей, необходимые для формирования определённого исторического явления (к примеру: смена формы общественно экономического направления). Но по своей сути эти условия неполноценны.

Только в купе с субъективным фактором может произойти или нет конкретное историческое или общественное событие. Объективные условия полностью зависят от субъективного фактора.

Субъективный фактор – это имеющая цель, осознанная деятельность общества, социальных групп, общественно-политических движений, правящей элиты, отдельных личностей, которая обращена на трансформацию, созревание или на сохранение объективных условий общественного существования.

Следует заметить, что не всегда субъективный фактор может быть прогрессивным, регрессивный характер тоже присущ ему.

Согласованность объективных условий и субъективного фактора проявляется в том, что история создаётся людьми, но это происходит не по их желанию и взглядам, а в соответствии с определёнными условиями, продиктованными конкретным историческими условиями.

Наполеон, Ф. Рузвельт, В. Ленин, А. Гитлер, И. Сталин, конечно, обуславливали свойства одного исторического периода, но именно этот исторический период породил этих личностей и создал условия для формирования в них определённых качеств и особенностей. Не было бы этих личностей, были бы другие, с иными именами, но с примерно такими же способностями, потребностями и личными качествами, которые всё равно бы сотворили то, что характерно той исторической эпохе.

Концепции развития общества

Сложный и противоречивый общественный процесс может носить характер поступательного развития и скачкообразного движения. Некоторые учёные высказывают мнения о том, что общественное развитие происходит по синусоиде. Это значит, что вначале происходит подъём к пику совершенства, а после процесс идёт на спад опять в начало, таким образом, снова наступает упадок общественного развития.

В силу всех обозначенных фактором можно сделать вывод, что концепции общественного развития имеют формационный и цивилизованный характер.

Формационная концепция

Общественно-экономическая формация – это понятие, которое применяется в марксизме. Основа формации представляет собой способ производства материальных благ.

Общественно-экономическая формация (по Марксу) – это исторически оформленное общество в конкретный период его экономического развития.

Каждая формация – социальный организм со своими особенностями, который формируется и развивается на основе присущих ему закономерностей. При этом общественно-экономическая формация – это определённый этап в развитии общества.

К. Маркс выдвигал мнение о том, что общественное развитие – это стройный порядок нескольких формаций, которые способствуют изменению способа производства, а он, в свою очередь, влечёт за собой перемены в производственных отношениях. В силу этого мнения к. Маркс выделил в истории общества пять общественно-экономических формаций:

  • Первобытнообщинная.
  • Рабовладельческая.
  • Феодальная.
  • Буржуазная.
  • Коммунистическая.

Учёный говорит о том, что перемены формаций происходят в момент, когда обостряются противоречия в определённый момент общественного развития. Назревание этих противоречий характеризуется несоответствием способа производства со сложившимися производственными отношениями. Это создаёт условия для смены одной общественной формации на другую. При этом каждая следующая формация становится более прогрессивной по отношению ко всем предыдущим.

Сегодня мы смело можем говорить, что деление К. Маркса общественной истории на формации несовершенное. Но нельзя не признать тот факт, что это был несомненный вклад в науку об обществе и социальную философию именно в период XIX в.

С современных позиций понимания концепций формации, следует уточнить некоторые моменты. Определённо К. Маркс ничего не говорил о переходных периодах от одной формации к другой, кроме того он никак не характеризовал эти этапы общественного развития. Кроме того, не во всех странах и не все народы смогла пройти все уровни общественной формации.

В России отсутствовал рабовладельческий строй, В Монголии буржуазное общество не достигло высокого уровня развития, Китай от феодальных отношений перешёл в конвергенциональнкю плоскость.

Кроме того в формациях, предложенных К. Марксом, есть недосказанность относительно определения меры производительных сил рабовладельческого и феодального общества. Относительно фазы социализма, которая является частью коммунистической формации, есть специфические суждения. Более того, коммунистическая формация имеет утопический характер.

Проблематика межформационного периода никак не описана и нет суждений о том, что во времена перехода от одной формации к другой существует возможность возврата на этап предыдущей формации или повторения характерных особенностей в течение периода времени, который никак не обозначен с исторической точки зрения.

Опираясь на эти причины, можно говорить о том, что цивилизованная концепция общественного развития представляется достаточно предметной.

Цивилизационная концепция

Автором цивилизационной концепции, с небольшой оговоркой, выступает британский учёный А. Тойнби. "Исследование истории" его труд, включающий в себя двенадцать томов, где он предпринял попытку объяснить смысл исторического процесса, используя метод систематизации множества фактов, прибегая к общенаучной классификации и используя философско-культурологические понятия.

В чём оговорка? В том, что задолго до А. Тойнби раскрыть проблематику периодов общественно-исторического развития пытался русский социолог Н. Я. Данилевский. В своём курсе лекций он обозначил свою позицию по данной проблеме. Кроме того, в своей работе "Россия и Европа", он ещё в XIX в. говорил о теории "культурно-исторических типов" или иными словами цивилизаций, которые развиваются подобно живым организмам.

Н. Я. Данилевский выделяет одиннадцать цивилизаций:

  • Египетский.
  • Китайский.
  • Ассиро-Вавилонско-финикийский.
  • Халдейский.
  • Древнесемитический.
  • Индийский.
  • Иранский.
  • Еврейский.
  • Греческий.
  • Римский.
  • Новосеметический или аравийский.
  • Романо-германский или европейский.

Это деление на цивилизации, предложенное Н. Я. Данилевским, безусловно, является серьёзным вкладом в развитие социальной науки и философии, поэтому игнорировать его вклад в науку естественно несправедливо.

Цивилизация – совокупность духовно-материальных достижений общества.

Современные представления о понятии "цивилизация" так или иначе, опираются на суждения о том, что мир – это целостный объект или единое целое. Очень часто, но весьма ошибочно понятие "цивилизация" соотносят с понятием "культура". Однако культура имеет более широкое применение и находится с цивилизацией в отношениях "общее-единичное".

В философии существует своё понятие цивилизации. В общефилософском смысле её можно определить как меру определённой стадии общественного развития. В свою очередь, в социально-философском смысле всемирно-исторический процесс характеризуется через призму цивилизации и определяет конкретный тип развития общества.

Цивилизация – социальная форма движения материи.

Концепция А. Тойнби представляет собой анализ истории человечества посредством чередования ряда цивилизаций.

Цивилизация по А. Тойнби – стабильное единство людей, которые выбирают одни и тех же религиозные обычаи и географические пределы.

Всемирная история являет собой совокупность цивилизаций:

  • Шумерская.
  • Вавилонская.
  • Минойская.
  • Эллинская.
  • Ортодоксально христианская.
  • Индусская.
  • Исламская.

А. Тойнби высказывает мнение о том, что в истории человечества существовало не менее двух десятков различных локальных цивилизаций.

Основой мировоззрений А. Тойнби были две гипотезы:

  • Процесс развития человеческой истории не может распространяться на все сразу цивилизации, это происходит локально.
  • Цивилизации между собой не взаимосвязаны, в отличие от компонентов, которые их составляют.

А. Тойнби говорит о том, что каждая цивилизация имеет свой путь развития, отличный от пути, который присущ иной цивилизации. В силу этого учёный решается провести анализ исторических факторов общественного развития. Первым делом он поднимает вопрос о "законе вызова и ответа". Здесь имеется в виду само возникновение цивилизации и процесс дальнейшего развития и прогресс, который определяется способностью социума и отдельных личностей, дать целесообразный ответ на вызов, который сформировался в определённых исторических условиях. При этом учитываются и природные, и человеческие факторы.

Вот здесь весьма правильно вспомнить о теории, в которой сказано, что общество развивается по примеру синусоиды. Поскольку если общество не смогло адекватно ответить на вызов исторических условий, социальный организм ждёт упадок. Чтобы этого не произошло, а реакция вписалась в историю правильно развивать условия для формирования "творческого меньшинства". Это и учёные, и политики и творческая элита, которые способны генерировать новые идеи и реализовывать их, привлекая к этому процессу глобальную общественность.

Развитие цивилизации всегда влечёт за собой упадок. Конечно, его можно отсрочить, отодвинуть и даже избежать, но для этого необходимо рационально распоряжаться своими полномочиями, в первую очередь, правящей элите.

Тойнби Арнолд Джозеф (1889-1975гг.). Английский историк, дипломат, общественный деятель, социолог и философ. Уроженец Лондона. На его деятельность оказал огромное влияние О. Шпенглер. Благодаря чему, А. Тойнби стремиться придать новый смысл идеям общественно-политического развития человечества посредством теории круговорота локальных цивилизаций.

Анализ концепций общественного развития

Анализируя все свойства, которые присущи обеим концепциям – формационной и цивилизационной, можно сделать вывод, что они имеют и общее, и различное. Кроме того, при их сравнении видны недостатки и достоинства.

Правда в том, что диалектичность общественно исторического процесса подчинена определённым закономерностям тенденциям развития общества.

В XIX веке возникло два направления теорий социальных изменений, которые по сей день актуальны и представляют объект для дискуссий: теория эволюции, теория социальных циклов. Они все исходят из положения о том, что процесс изменений в обществе носит направленный и эндогенный характер, протекающий закономерным и неизбежным образом, проходящий через ряд этапов.

Социальный эволюционизм, родоначальником которого является Герберт Спенсер (1820-1903), основывается на следующих предпосылках:

Ø детерминизм: каждое состояние общества представляется как этап более широкого процесса, детерминированного более ранними стадиями;

Ø фатализм: социальное развитие – неизбежный, неотвратимый процесс, независящий от людей;

Ø финализм: социальное развитие идет к определенной конечной цели, достижение которой в будущем неизбежно;

Ø прогрессизм: каждое последующее состояние общества лучше прежнего, а то состояние, которое связано с достижением конечной цели, будет абсолютным воплощением добра и счастья;

Ø однолинейность: развитие всегда идет одним и тем же путем, проходит те же самые стадии, перескочить которые невозможно.

В социологии сложились различные интерпретации эволюции. По-разному представляются этапы эволюции, ее основные механизмы и движущие силы. Рассмотрим наиболее известные из них.

Наследуют дух эволюционизма теории модернизации, получившие известность в 1950-60-х годах. Она является ответом на исторический опыт, связанный с обретением свободы и самостоятельности бывшими колониальными странами так называемого третьего мира. Возникла историческая ситуация, когда высокоразвитые страны и отсталые постколониальные сосуществуют друг с другом. Модернизация тем самым представляет собой преодоление пропасти, отделяющей их, выравнивание опоздания.

Социальные изменения рассматриваются в рамках теории модернизации не как постепенные, спонтанные, а как задуманные, направляемые и стимулируемые извне.

Модернизация – совокупность социальных изменений, которые приводят к замене традиционного общества обществом современного типа.

Модернизация, таким образом, напрямую связана с такими тенденциями как научно-техническая революция, секуляризация, индустриализация, урбанизация, демократизация.




Теория социальных циклов утверждает:

Ø ни одно историческое событие не является абсолютно уникальным, ход действий и событий через определенные промежутки времени возвращается к исходному состоянию;

Ø идея направленности и как следствие идея прогресса теряют смысл;

Ø развития общества многолинейно;

Ø существуют определенные уникальные социокультурные системы, которые существуют параллельно и не подчиняются единой логике.

− формирование цивилизации из разобщенных, рассеянных элементов культуры;

− нахождение своей культуры и политической формы;

− стагнация, обусловленная исчерпанием творческого потенциала;

− упадок и гибель цивилизации.

Идеациональный тип исходит из того, что:

· мир вечен, имеет духовную сущность, недоступную для чувственного познания);

· самыми важными являются духовные потребности;

· способ их удовлетворения – минимизация большинства физических потребностей вплоть до отказа от них.

Совершенно иной характер носит чувственная культура, которая опирается на убеждения, что:

· мир материален и доступен познанию его человеческим разумом;

· важнейшими являются физические потребности;

· прогресс заключается в овладении окружением – в господстве над природой и другими людьми.

Таким образом, Сорокин определяет ход истории как волны культурных изменений, цикл приливов и отливов противоположных типов культурного менталитета.

В XIX веке возникло два направления теорий социальных изменений, которые по сей день актуальны и представляют объект для дискуссий: теория эволюции, теория социальных циклов. Они все исходят из положения о том, что процесс изменений в обществе носит направленный и эндогенный характер, протекающий закономерным и неизбежным образом, проходящий через ряд этапов.

Социальный эволюционизм, родоначальником которого является Герберт Спенсер (1820-1903), основывается на следующих предпосылках:

Ø детерминизм: каждое состояние общества представляется как этап более широкого процесса, детерминированного более ранними стадиями;

Ø фатализм: социальное развитие – неизбежный, неотвратимый процесс, независящий от людей;

Ø финализм: социальное развитие идет к определенной конечной цели, достижение которой в будущем неизбежно;

Ø прогрессизм: каждое последующее состояние общества лучше прежнего, а то состояние, которое связано с достижением конечной цели, будет абсолютным воплощением добра и счастья;

Ø однолинейность: развитие всегда идет одним и тем же путем, проходит те же самые стадии, перескочить которые невозможно.

В социологии сложились различные интерпретации эволюции. По-разному представляются этапы эволюции, ее основные механизмы и движущие силы. Рассмотрим наиболее известные из них.

Наследуют дух эволюционизма теории модернизации, получившие известность в 1950-60-х годах. Она является ответом на исторический опыт, связанный с обретением свободы и самостоятельности бывшими колониальными странами так называемого третьего мира. Возникла историческая ситуация, когда высокоразвитые страны и отсталые постколониальные сосуществуют друг с другом. Модернизация тем самым представляет собой преодоление пропасти, отделяющей их, выравнивание опоздания.

Социальные изменения рассматриваются в рамках теории модернизации не как постепенные, спонтанные, а как задуманные, направляемые и стимулируемые извне.

Модернизация – совокупность социальных изменений, которые приводят к замене традиционного общества обществом современного типа.

Модернизация, таким образом, напрямую связана с такими тенденциями как научно-техническая революция, секуляризация, индустриализация, урбанизация, демократизация.

Теория социальных циклов утверждает:

Ø ни одно историческое событие не является абсолютно уникальным, ход действий и событий через определенные промежутки времени возвращается к исходному состоянию;

Ø идея направленности и как следствие идея прогресса теряют смысл;

Ø развития общества многолинейно;

Ø существуют определенные уникальные социокультурные системы, которые существуют параллельно и не подчиняются единой логике.

− формирование цивилизации из разобщенных, рассеянных элементов культуры;

− нахождение своей культуры и политической формы;

− стагнация, обусловленная исчерпанием творческого потенциала;

− упадок и гибель цивилизации.

Идеациональный тип исходит из того, что:

· мир вечен, имеет духовную сущность, недоступную для чувственного познания);

· самыми важными являются духовные потребности;

· способ их удовлетворения – минимизация большинства физических потребностей вплоть до отказа от них.

Совершенно иной характер носит чувственная культура, которая опирается на убеждения, что:

· мир материален и доступен познанию его человеческим разумом;

· важнейшими являются физические потребности;

· прогресс заключается в овладении окружением – в господстве над природой и другими людьми.

Таким образом, Сорокин определяет ход истории как волны культурных изменений, цикл приливов и отливов противоположных типов культурного менталитета.


Человечество находится в непрерывном развитии. Совершаются научные открытия, развивается техника, меняется сознание людей. Общество при этом проходит определённые этапы развития. Разработано несколько их классификаций. Познакомимся с самыми распространёнными из них и рассмотрим основные этапы развития общества.

Формационный подход

Эта классификация ориентируется на способ производства продукции и формы собственности. По Карлу Марксу, автору этой теории, человеческое общество переходит от одной общественно-экономической формации к другой. Учёный выделил пять ступеней:

  • первобытная (общинная форма собственности, отсутствие классового деления, присваивающее хозяйство);
  • рабовладельческая (деление общества на рабов и их хозяев, наличие частной собственности);
  • феодальная (существование феодалов — собственников земли и крестьян);
  • капиталистическая (разделение общества на классы буржуа и пролетариев — рабочих, частная собственность в руках предпринимателей);
  • коммунистическая (отсутствует деление на классы, общественная собственность).

Карл Маркс считал, что движущей силой развития общества является социальная революция как результат классовой борьбы.

Карл Маркс

Рис. 1. Карл Маркс.

Современная классификация

За основу современной классификации, принятой в обществознании, взяты исторические ступени развития общества. Они учитывают средства производства, характер экономической деятельности, формы правления. Согласно этой теории, выделяется три этапа развития общества.

Традиционное (аграрное)

Это общество сложилось в древности. Кратко перечислим его черты:

  • тип общества — первобытное, рабовладельческое, феодальное;
  • натуральное хозяйство;
  • ручной труд;
  • абсолютная монархия, деспотия, тирания;
  • в основе развития лежат традиции;
  • Ведущую роль играют церковь или армия;
  • низкая социальная мобильность;
  • большинство населения не имеет образования.

Трудно представить, но в современном мире существуют племена, сохранившие уклад каменного века. Так, в джунглях Амазонки обитает племя пираха, в котором сохранились традиции первобытного общества. Жители племени противятся всему новому, у них нет чисел, счёта времени, обозначений цветов.

Индустриальное

Окончательно индустриальное общество сложилось к середине прошлого века. Его признаками являются:

  • капитализм или коммунизм;
  • индустриализация, развитие промышленности;
  • разделение труда;
  • ограничение власти, формирование основ демократического общества;
  • прогресс науки и техники;
  • увеличение числа городского населения (урбанизация);
  • деление общества на классы буржуазии (промышленники) и пролетариата (наёмные рабочие).

К индустриальному обществу можно отнести такие страны, как Францию XIX века, СССР.

Сталелитейный завод

Рис. 2. Сталелитейный завод.

Постиндустриальное (информационное)

Начало формирования информационного общества относится ко второй половине XX века. Оно имеет следующие черты:

  • капиталистическое общество;
  • главный фактор производства — информация;
  • автоматизация и роботизация производства;
  • развитое гражданское общество и правовое государство;
  • политический плюрализм;
  • научно-техническая революция;
  • отсутствие классов.

К государствам, находящимся на стадии постиндустриального общества, можно отнести США, Японию, Великобританию.

Что мы узнали?

Существуют разные классификации этапов общественного развития. Теория Карла Маркса основана на выделении общественно-экономических формаций. Согласно современной концепции, изучаемой в 8 классе, основными стадиями развития общества являются традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество.


Существуют разные теории общественного эволюционизма. В неоэволюционизме интерес прежде всего смещается от человечества к отдельным народам, странам, цивилизациям. Главное внимание уделяют причинным механизмам и стадиям эволюционного развития данных систем. Неоэволюционизм широко использует достижения биологических наук.

Среди главных причин социальной эволюции по-прежнему выделяется технико-экономическая система, а политическая и духовная рассматриваются в качестве вторичных и зависимых от нее. Правда, в отличие от марксистских концепций, эти две системы не считаются базисными и надстроечными. В качестве главного критерия деления на стадии истории человечества используется технология. Выделяют следующие стадии развития человечества: охота и собирательство (VII тысячелетие до н. э.); выведение плодовых культур (с VII до III тысячелетия до н. э.); развитие сельского хозяйства (с III тысячелетия до н. э. до 1800 г. н. э.); развитие промышленности (с 1800 г. н. э.).

Напомним, что биологическая эволюция по Дарвину подчиняется следующим принципам:

  • случайных мутаций;
  • отбора (борьбы за существование);
  • выживаемости наиболее приспособленных, в результате чего воспроизводятся способности выдержавших отбор индивидов.

Как применить эти принципы к социальной эволюции и ответить на вопрос о причинах разнообразия многочисленных обществ-народов? Ряд исследователей выдвигают в качестве основного фактора такого разнообразия стечение случайных обстоятельств — причин, условий, поводов. Другие выделяют целенаправленное проектирование изменений правящей элитой на основе неудовлетворенности прежними тинами обществ. Вероятнее всего, и то, и другое объяснение социальных изменений правильны.

Том Берне и Томас Дитц, развивая эти два подхода, конкретизировали их в виде ряда обстоятельств, ведущих к изменению субъективной составляющей социальной деятельности (идеалов, норм, традиций):

  • передача опыта-знаний в словесной форме ведет к неопределенности формулировок и разному смыслу сказанного;
  • применение общих принципов к конкретной ситуации требует их интерпретации, ведущей к искажению их первоначального смысла;
  • эксперименты человека с прежними правилами и поиск новых;
  • знакомство с новыми правилами (других народов).

Что образует механизм отбора тех или иных идеалов, норм, традиций социального поведения? По мнению тех же авторов, — и стремление выжить, и конкуренция, и стремление к большему комфорту.

Теория модернизации не связывается с теорией модернизации общественных формаций (вследствие неразработанности последней), но претендует на универсальность, применимость ко всем странам мира. Согласно ей, все страны мира проходят через одни и те же этапы и типы обществ. Они образуют эволюционный прогресс человечества, ведущий к индустриальному типу общества и соответствующему уровню благосостояния, экономики, политики, духовности. Человечество рассматривают не как систему общественных формаций, а как систему обществ.

К XXI веку стало очевидно, что противоречие между странами Севера (развитыми) и странами Юга (развивающимися) по уровню развития и качеству жизни населения ведет человечество к катастрофе. Модернизация стран Юга идет медленно, носит частичный характер, сопровождается деградацией прежних типов обществ и медленным созданием современных. Разрыв между Севером и Югом не уменьшается, а увеличивается. Противники теории модернизации обвиняют ее в этноцентризме, западничестве и прочих грехах, т. е. в том, что она возводит уникальный опыт стран Севера в универсальную истину. Такая критика поставила под вопрос само понятие модернизации, допуская возможность стабильного существования других (некапиталистических) типов общественного строя.

Циклические теории

Циклический подход к развитию обществ опирается на повторяемость событий: экономических, политических, формационных, цивилизационных. Она похожа на повторяемость природных событий: дня и ночи, времен года, затмений солнца и т. д. Природная цикличность давно определяла жизнь людей, народов. Именно она стала методологической и эмпирической основой возникновения циклически-волнового понимания развития обществ и человечества.

Если речь идет о цикличности в общественном развитии, то имеется в виду повторяемость не буквальная, а сущностная, т. е. воспроизводятся существенные в каком-то отношении черты обществ. Такой подход не отвергает отношение к событиям как к уникальным, но акцентирует внимание на циклическом. Циклический подход к развитию обществ характеризуется следующими чертами: 1) выделением общего, повторяющегося, существенного в развитии; 2) обнаружение циклической связи между историческими событиями на основе некоторого критерия.

Существует множество повторяемых событий в развитии обществ. Выделяют, например, такие циклы (волны) реформ и контрреформ в России (циклы модернизации): реформы Александра I и контрреформы Николая I; реформы Александра II и контрреформы Ааександра III; реформы Витте — Столыпина и контрреформы советской власти; реформы Хрущева — Косыгина и контрреформы Брежнева — Суслова; реформы Горбачева и Ельцина — контрреформы Путина. Эту повторяемость исследовал А. Ахиезер и другие ученые.

Выше я предложил пульсирующую теорию развития обществ — циклами между азиатским (политическим) и европейским (рыночным) типами общественного строя, через смешанный (конвергентный) тип. Я считаю, что развитие разных общественных формаций шло с разных сторон (плановой, рыночной, теократической) к смешанному, гибридному, конвергентному типу обществ, чтобы в конкретно-исторических условиях вновь расщепляться на составляющие их противоположности, а затем опять конвергировать.

Но развитию общественных подсистем, формаций и цивилизаций присуща также несинхронность (рассогласование). Она отчетливо видна в развитии российского общества, где разные общественные системы, формации и субцивилизации созревают не синхронно, соперничают одна с другой. В этой связи следует обратить внимание на важное обстоятельство из жизни биосоциальных организмов — людей: мы созреваем для каких-то потребностей и соответствующей деятельности в определенной последовательности. Когда человек созрел для ходьбы, ему нужно дать возможность сделать первый шаг. Иначе он, как выросший среди животных ребенок, не научиться ходить на двух ногах, а будет передвигаться на четвереньках. И как трагично, когда новая потребность и соответствующее ей умение созрели, а время упущено, мир не востребовал их. И тогда происходит торможение, блокировка, деградация этих потребностей и умений. В такой же последовательности созревают общественные системы, формации, цивилизации: если они оказываются не востребованными правящими элитами, господствующими классами, то деградируют, возможно, навсегда.

Может быть, и в развитии народов (например, российского) тоже возникают такие ситуации: потребность и умение к свободе и нормальной жизни созрели, а правящая элита и государственная власть не идут им навстречу. Русское крестьянство созрело для свободы в петровское время, но его не раскрепостили. Блокировка свободы породила желание и волю, с одной стороны, к безответственному действию, отрицающему интересы прочих слоев, а с другой стороны — к действию ожесточенному, агрессивному, злобному и слепому. Такая воля и проявилась, когда буржуазно-демократическая революция в феврале 1917 г. дала свободу, вылившуюся в озлобленную анархию. Этим воспользовались большевики, которые дали населению выплеснуться в гражданской войне, а затем сковали его индустриально-крепостническими (советскими) формацией и цивилизацией.

Миро-системные теории

Миро-системный социологический анализ включает в себя, но мнению И. Валлерстайна, следующие элементы. Во-первых, глобальность, подход к человечеству как к миросистеме, а не совокупности отдельных обществ. Развитие каждого общества считается результатом процессов как внутри его, так и вне. Во-вторых, исторический подход, рассматривающий человечество как результат взаимодействия всех основных технологических типов обществ. (Идут споры вокруг выделения таких исторических этапов и их критериев.) В-третьих, отказ рассматривать системы общества в качестве автономных: они образуют метасистемы, где взаимодействуют разные типы обществ. В-четвертых, холистический подход: понимание стран, регионов, городов, деревень как целостных образований с качествами, не сводимыми к качествам формирующих их общественных систем. В-пятых — циклически-волновой подход.

В свете миросистемной парадигмы исследования мы решаем следующие задачи. Во-первых, мы выявили разные типы общественных формаций и цивилизаций. Во-вторых, обнаружили у них свою историю, которая не сводится только к истории Запада. В-третьих, далее мы рассмотрели процессы модернизации, конвергенции, гибридизации разных типов обществ, формаций, цивилизаций, которые опосредуют их взаимодействие. В-четвертых, далее мы увидим, что развитие нынешнего человечества как системы обществ не носит линейного характера, полно неопределенности и опасностей.

Читайте также: