Какие течения были в реформации кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сегодня Германия празднует 500 лет Реформации — события, определившего вектор развития страны на много лет вперед. Рассказываем, кто такой Мартин Лютер и чем лютеранская церковь отличается от католической.

Ч то такое Реформация

Реформация, движение за переосмысление христианской (а если точнее, католической) церкви выходит далеко за рамки религии и касается и общественной, и политической жизни. Хотя Реформация возникла в Германии, она распространилась по всей Европе.

В те времена католическая церковь играла не только религиозную, но и политическую роль, так что причины Реформации лежали далеко за пределами религии. Зарождался новый класс — буржуазия — который противостоял феодалам. Католическая церковь и сама была крупным феодалом и, соответственно, поддерживала сложившуюся иерархию.

Новому классу нужна была новая церковь, и идеи Лютера о простоте и экономии нашли отклик у буржуа. Важно, что представители нового класса не хотели отказываться от христианского мировоззрения.

Мартин Лютер

Кем был Мартин Лютер и почему именно он считается отцом Реформации

Мартин Лютер происходил из семьи крестьянина, который смог разбогатеть. Лютер воспитывался в строгости. Отец стремился дать ему юридическое образование, однако неожиданно для семьи сын стал монахом Августинского ордена, а затем священником. В новом университете города Виттенберга Лютер преподавал и получал степень доктора теологии. Однажды по делам его направили в Рим, где якобы он и увидел развращенность римско-католических священников. Лютер пришел к мысли, что для понимания Бога не нужно папство.

Дальше события развивались стремительно: Лютера вызывают в суд, предают анафеме, а затем и вовсе объявляют еретиком. Лютер публично сжигает папскую буллу в университетском дворе и говорит, что теперь борьба против папства — дело всей немецкой нации.

Лютер прибивает тезисы к двери церкви

Лютер не был казнен. За 62 года своей жизни он успел выпустить несколько трудов и перевести Библию на немецкий — этот перевод сыграл ключевую роль в Реформации и стал основой немецкого литературного языка.

Лютеране и протестанты — в чем разница

Лютеране — это протестантское течение. Вместе с кальвинизмом, анабаптизмом, цвинглианством и англиканством лютеранство относится к церквям Реформации. Также протестантскими считаются различные дореформационные течения (например, гуситы) и церкви, возникшие после Реформации (баптисты и методисты).

Лютеранский собор в Ульме

Лютеранская и католическая церковь — в чем разница

Лютеране не признают духовенство наместниками Бога на земле, однако это не означает, что они полностью отказались от института священства. Лютеранские священники считаются пасторами, то есть проповедниками, которые никак не возвышаются над мирянами. Может ли женщина стать священником в лютеранской церкви? Да, может. И даже женщина-лесбиянка — и этим никого не удивить. В лютеранской Церкви Швеции, например, гомосексуальная пара может заключить такой же брак, как и гетеросексуальная.

Лютеранские церкви зачастую выглядят более современными, чем католические — там нет богатого убранства, икон и картин. Однако это не всегда справедливо — в старинных лютеранских церквях можно встретить и пышное убранство алтаря, и картины, и свечи.

Реформация началась в Германии. Большинство немцев — лютеране?

Нет. Вестфальский мирный договор разделил Германию на две зоны — католическую и лютеранскую.

До сих пор католиков и лютеран в Германии примерно поровну. Евангелическая церковь — объединение лютеранских и реформатских (кальвинистских) земельных церквей — Германии насчитывает около 25 миллионов прихожан.

Это 30% населения страны. Католиков в стране — примерно столько же. Самая влиятельная католическая архиепархия находится в Кёльне.

Философия Реформации имела своей целью реформу католицизма, демократизацию Церкви, установление более справедливых отношений между Богом, Церковью и верующими.

Предпосылками возникновения данного направления были:

• зарождение и укрепление класса торгово-промышленной буржуазии;

• ослабление феодальной раздробленности, становление европейских государств;

• незаинтересованность руководителей данных государств, политической элиты в чрезмерной, национальной, надгосударственной, общеевропейской власти Папы Римского и католической Церкви;

• кризис, моральное разложение католической Церкви, ее оторванность от народа, отставание от жизни, практика выдачи индульгенций;

• распространение в Европе идей гуманизма;

• рост самосознания личности, индивидуализм;

• рост влияния антикатолических религиозно-философских учений, ересей, мистики, гусизма.

В Реформации выделяются два основных течения:

Лидерами бюргерско-евангелической Реформации являлись М. Лютер, У. Цвингли, Ж. Кальвин.

Народная Реформация была представлена движением Т. Мюнцера, анабаптистами, диггерами и др.

Основоположником Реформации считается доктор богословия Мартин Лютер (1483 - 1546). 31 октября 1517 года на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологической (а в ряде стран и вооруженной) борьбе против католицизма.

Основные идеи М. Лютера сводились к следующим:

• общение между Богом и верующими должно происходить напрямую;

• между Богом и верующими не должно быть такого посредника, как католическая Церковь;

• необходимо упрощение обрядов;

• церковь должна стать демократичной, а обряды — понятными людям;

• необходимо уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского и католического духовенства;

• должен быть восстановлен авторитет государственных институтов и светской власти;

• дело служения Богу — не только профессия, которую монополизировало духовенство, но и функция всей жизни верующих христиан;

• необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм;

• необходим запретить индульгенции.

Другим крупным лидером бюргерско-евангелической Реформации был Жан Кальвин (1509 — 1564). Он продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи.

• ключевой идеей протестантизма является идея предопределения;

• смысл данной идеи в том, что людям изначально предопределено Богом либо быть спасенным, либо погибнуть, не состояться в жизни;

• все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению;

• выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия;

• профессия — это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу;

• добросовестное отношение к своему делу — путь к спасению;

• успех в работе — признак богоизбранности;

• вне работы необходимо быть скромным и аскетичным. Кальвин не только выдвинул собственное теоретическое религиозно-философское учение и систематизировал идеи Лютера, но и воплотил протестантизм на практике:

• возглавил реформационное движение в Женеве;

• добился признания реформированной (кальвинистской) Церкви в качестве официальной, упразднил в Женеве католическую Церковь и власть Римского Папы (сам Кальвин получил прозвище "Женевский Папа");

• подчинил кальвинистской Церкви светскую власть;

• провел реформы как внутри собственной Церкви, так и в городе: были запрещены пышные католические обряды, праздники, яркая одежда, развлечения, танцы, ношение украшений, был установлен строгий пасторский надзор за населением, целью которого было воспитание граждан в духе аскетизма, пуританизма, добросовестного отношения к работе.

Результатом теоретических изысканий Кальвина и его практической деятельности стала универсализация Реформации, превращение ее из узкогерманского в международное явление.

Народное направление Реформации возглавил Томас Мюнцер (1490 — 1525). Будучи священником, он первоначально примкнул к Лютеру, стал его сторонником, однако в 1520 г ., через три года после начала Реформации, разошелся с учителем. В целом соглашаясь с Лютером, Мюнцер выдвинул и собственные идеи Реформации, смысл которых в следующем:




• необходимо реформировать не только Церковь, но общество

• цель изенения общества — достижение всеобщей справедливости, "Божьего царства" на земле;

• главная причина всех зол — неравенство, классовое разделение, в основе которого лежат частная собственность и частный интерес;

• частный интерес необходимо подавить, все должно стать общим (имелось в виду прежде всего имущество, новый способ организации производства);

• жизнь и деятельность человека должны быть полностью подчинены интересам общества, что угодно Богу;

• власть и собственность должны принадлежать простому народу — "ремесленникам и пахарям".

В 1524 — 1525 гг. Томас Мюнцер возглавил антикатолическую и революционную по своим социальным целям Крестьянскую войну в Германии. Война была проиграна, а сам Мюнцер погиб.

Значение философии Реформации в том, что она послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и против католицизма, которая продолжалась в течение XVI в. и в дальнейшем почти во всех странах Европы.

Результатом этой борьбы стало падение католицизма в ряде государств и религиозное размежевание в Европе:

• торжество различных направлений протестантизма (лютеранство, кальвинизм и др.) в Северной и Центральной Европе — Германии, Швейцарии, Великобритании, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии;

• сохранение католицизма в странах Южной и Восточной Европы — Испании, Франции, Италии, Хорватии, Польше, Чехии и др.

3. В отличие от философии Реформации, предметом которой были отношения между Богом, Церковью, человеком и государством, политическая философия исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы. Ярким представителем политической философии являлся Никколо Макиавелли (1469 - 1527) - итальянский (флорентийский) политический деятель, философ и писатель. Философия Макиавелли опирается на следующие основные положения:

• человек обладает изначально злой природой;

• движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде;

• совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы;

• для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создается особая организация — государство;

• правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных;

• правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками либо противниками, а казна — промотана);

• ни в коем случае руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей;

• в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества за ее независимость допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.

Философия Макиавелли, основанная на реалистическом отношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков как средневековой, так и последующих эпох.

Философия Реформации имела своей целью реформу католицизма, демократизацию Церкви, установление более справедливых отношений между Богом, Церковью и верующими.

Предпосылками возникновения данного направления были:

• зарождение и укрепление класса торгово-промышленной буржуазии;

• ослабление феодальной раздробленности, становление европейских государств;

• незаинтересованность руководителей данных государств, политической элиты в чрезмерной, национальной, надгосударственной, общеевропейской власти Папы Римского и католической Церкви;

• кризис, моральное разложение католической Церкви, ее оторванность от народа, отставание от жизни, практика выдачи индульгенций;

• распространение в Европе идей гуманизма;

• рост самосознания личности, индивидуализм;

• рост влияния антикатолических религиозно-философских учений, ересей, мистики, гусизма.

В Реформации выделяются два основных течения:

Лидерами бюргерско-евангелической Реформации являлись М. Лютер, У. Цвингли, Ж. Кальвин.

Народная Реформация была представлена движением Т. Мюнцера, анабаптистами, диггерами и др.

Основоположником Реформации считается доктор богословия Мартин Лютер (1483 - 1546). 31 октября 1517 года на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологической (а в ряде стран и вооруженной) борьбе против католицизма.

Основные идеи М. Лютера сводились к следующим:

• общение между Богом и верующими должно происходить напрямую;

• между Богом и верующими не должно быть такого посредника, как католическая Церковь;

• необходимо упрощение обрядов;

• церковь должна стать демократичной, а обряды — понятными людям;

• необходимо уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского и католического духовенства;

• должен быть восстановлен авторитет государственных институтов и светской власти;

• дело служения Богу — не только профессия, которую монополизировало духовенство, но и функция всей жизни верующих христиан;

• необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм;

• необходим запретить индульгенции.

Другим крупным лидером бюргерско-евангелической Реформации был Жан Кальвин (1509 — 1564). Он продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи.

• ключевой идеей протестантизма является идея предопределения;

• смысл данной идеи в том, что людям изначально предопределено Богом либо быть спасенным, либо погибнуть, не состояться в жизни;

• все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению;

• выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия;

• профессия — это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу;

• добросовестное отношение к своему делу — путь к спасению;

• успех в работе — признак богоизбранности;

• вне работы необходимо быть скромным и аскетичным. Кальвин не только выдвинул собственное теоретическое религиозно-философское учение и систематизировал идеи Лютера, но и воплотил протестантизм на практике:

• возглавил реформационное движение в Женеве;

• добился признания реформированной (кальвинистской) Церкви в качестве официальной, упразднил в Женеве католическую Церковь и власть Римского Папы (сам Кальвин получил прозвище "Женевский Папа");

• подчинил кальвинистской Церкви светскую власть;

• провел реформы как внутри собственной Церкви, так и в городе: были запрещены пышные католические обряды, праздники, яркая одежда, развлечения, танцы, ношение украшений, был установлен строгий пасторский надзор за населением, целью которого было воспитание граждан в духе аскетизма, пуританизма, добросовестного отношения к работе.

Результатом теоретических изысканий Кальвина и его практической деятельности стала универсализация Реформации, превращение ее из узкогерманского в международное явление.

Народное направление Реформации возглавил Томас Мюнцер (1490 — 1525). Будучи священником, он первоначально примкнул к Лютеру, стал его сторонником, однако в 1520 г ., через три года после начала Реформации, разошелся с учителем. В целом соглашаясь с Лютером, Мюнцер выдвинул и собственные идеи Реформации, смысл которых в следующем:

• необходимо реформировать не только Церковь, но общество

• цель изенения общества — достижение всеобщей справедливости, "Божьего царства" на земле;

• главная причина всех зол — неравенство, классовое разделение, в основе которого лежат частная собственность и частный интерес;

• частный интерес необходимо подавить, все должно стать общим (имелось в виду прежде всего имущество, новый способ организации производства);

• жизнь и деятельность человека должны быть полностью подчинены интересам общества, что угодно Богу;

• власть и собственность должны принадлежать простому народу — "ремесленникам и пахарям".

В 1524 — 1525 гг. Томас Мюнцер возглавил антикатолическую и революционную по своим социальным целям Крестьянскую войну в Германии. Война была проиграна, а сам Мюнцер погиб.

Значение философии Реформации в том, что она послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и против католицизма, которая продолжалась в течение XVI в. и в дальнейшем почти во всех странах Европы.

Результатом этой борьбы стало падение католицизма в ряде государств и религиозное размежевание в Европе:

• торжество различных направлений протестантизма (лютеранство, кальвинизм и др.) в Северной и Центральной Европе — Германии, Швейцарии, Великобритании, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии;

• сохранение католицизма в странах Южной и Восточной Европы — Испании, Франции, Италии, Хорватии, Польше, Чехии и др.

3. В отличие от философии Реформации, предметом которой были отношения между Богом, Церковью, человеком и государством, политическая философия исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы. Ярким представителем политической философии являлся Никколо Макиавелли (1469 - 1527) - итальянский (флорентийский) политический деятель, философ и писатель. Философия Макиавелли опирается на следующие основные положения:

• человек обладает изначально злой природой;

• движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде;

• совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы;

• для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создается особая организация — государство;

• правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных;

• правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками либо противниками, а казна — промотана);

• ни в коем случае руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей;

• в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества за ее независимость допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.

Философия Макиавелли, основанная на реалистическом отношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков как средневековой, так и последующих эпох.

Реформация – это период подъема творчества и культуры или упадок духовности европейцев?


Назовите религии, существовавшие в Европе в период Средневековья, и регионы их распространения. (История Средних веков, 6 класс) Какие изменения в европейском обществе привели к развитию капитализма и Великим географическим открытиям? (§ 21 и § 23 данного учебного пособия.) Охарактеризуйте основные идеи Реформации. Назовите причины начала религиозных войн. (История Нового времени, 7 класс)

Сайт: Профильное обучение
Курс: Всемирная история с древнейших времен до конца XVIII в. 10 класс
Книга: § 23-1. Особенности реформационного движения и Контрреформация
Напечатано:: Гость
Дата: Воскресенье, 6 Март 2022, 16:22

Оглавление

1. Реформация и крестьянская война в Германии

В XVI в. движение за реформу католической церкви началось в Германии с деятельности выходца из бюргерской среды монаха Мартина Лютера. Именно он положил начало массовому движению за Реформацию, вывесив в октябре 1517 г. на дверях церкви в городе Виттенберге обращение к ученым и духовенству, в котором осуждалась продажа индульгенций и утверждалось, что они не могут ни освободить душу из чистилища, ни отменить совершённый грех. В течение нескольких недель послание Лютера было напечатано и распространено по Европе.

Лютер также упростил религиозные службы и ритуалы. Он выступал за то, чтобы священникам было разрешено жениться, ведь Библия этого не запрещает. Введенные им изменения были приняты лютеранскими церквами, основанными последователями Лютера.


Идеи Лютера получили широкое распространение в Германии. Многие священники поддержали его критику церковных злоупотреблений. Горожане приветствовали реформы Лютера, поскольку были недовольны большими церковными налогами в пользу Рима. Городские власти, вставшие на сторону Лютера, захватывали церковную собственность и основывали независимые церкви.

Германские князья поддержали Лютера и его последователей, так как стремились к независимости от императора Священной Римской империи. Как и горожане, они присваивали церковные земли и прекращали отправлять налоги в Рим.

Реформы Лютера привлекали и крестьян, и городских бедняков. Низшие слои населения стремились освободиться не только от власти католической церкви и тяжелого бремени церковных налогов, но и от всех угнетателей вообще.

В 1524 г. в Германии началась Крестьянская война. Крестьяне в Южной Германии подняли вооруженное восстание против знати и церкви. Они требовали права выбирать собственного священника, собирать дрова и охотиться в хозяйских лесах, прекращения увеличения феодальных повинностей.

Однако Лютер не поддержал крестьянское восстание. Он подчеркивал, что его реформа базируется на покорности существующим порядкам и властям. Лютер встал на сторону знати — князей и дворян, безжалостно подавивших восстание.

Еще одно крестьянское восстание вспыхнуло в 1525 г. в центральной Германии — Тюрингии. Возглавил его священник Томас Мюнцер. Он осудил Лютера за компромисс с феодалами. Мюнцер полагал, что конец света неизбежен и что задача истинных верующих — помочь Богу начать новую историческую эпоху. Восставшие занимали города, отбирали землю у церкви и феодалов и делили ее между собой. Но они не смогли противостоять знати. Восстание было полностью разгромлено, а Мюнцер убит. Крестьянская война 1524–1525 гг. в Германии стала крупнейшим выступлением крестьян в Западной Европе того времени.

2. Протестантизм в Швейцарии и Англии

В первой половине XVI в. лютеранство распространилось в Австрии, Скандинавских странах, странах Балтии, частично в Польше, Венгрии и Франции. Особый размах реформационное движение приобрело в Швейцарии. Здесь возникло новое направление Реформации — кальвинизм.

Как и Лютер, Кальвин отвергал идею о том, что совершённые человеком дела могут гарантировать спасение души. Однако если Лютер учил, что люди могут обрести спасение посредством веры в Бога, то Кальвин утверждал, что только Бог решает, получит ли человек вечную жизнь.

Кальвин верил в предопределение, то есть в то, что Бог заранее определяет, кто из людей получит спасение и блаженство в потустороннем мире, а кто обречен на погибель. Критики Кальвина предупреждали, что идея предопределения может привести к совершению людьми безответственных поступков: зачем вести праведную жизнь, если Бог уже предопределил судьбу? Но Кальвин отвечал, что, если люди добродетельны, набожны и трудолюбивы, это служит показателем благоволения к ним Бога. Кальвинисты проповедовали строгий аскетизм.

Кальвин основал церковь с сильным, дисциплинированным руководством. Новое вероучение необыкновенно быстро распространялось в Европе. Кальвинисты приобрели множество последователей в крупных торговых центрах, таких как Нидерланды. Кальвинизм привлекал горожан среднего достатка, поскольку отражал их веру в то, что люди должны трудиться не покладая рук ради накопления богатств. Позиции французских кальвинистов, названных гугенотами, были сильны в Южной Франции. В 1550-х гг. кальвинистский проповедник Джон Нокс распространял новую веру в Шотландии. Последователи Кальвина распространили свою веру также в Англии, где позднее стали известны как пуритане.

После брака с Екатериной Арагонской, длившегося 18 лет, у Генриха не было сына, который мог бы унаследовать английский трон. Екатерина родила много детей, включая семерых мальчиков, но выжила лишь одна дочь — Мария Тюдор. Когда Генрих попросил папу расторгнуть брак, чтобы иметь возможность вновь жениться, папа ответил отказом. Однако Генрих VIII не признал поражения. Сначала он отказался от обязательной выплаты папскому Риму церковных налогов.

В 1533 г. архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер расторг брак Генриха и Екатерины Арагонской, и король женился на Анне Болейн. В 1534 г. парламент провозгласил короля главой английской церкви, которая начала называться англиканской. Это означало, что английскую церковь возглавил король, а не папа.

Вопрос о расторжении брака был только поводом для разрыва короля Англии с Римом. Истинной причиной прекращения зависимости английской церкви от папы являлось стремление правительства Генриха VIII в полной мере воспользоваться результатами антикатолической пропаганды реформаторов, которая призывала к подчинению церкви королю и конфискации церковных богатств.

Большинство английских протестантов приветствовали политику короля и парламента по отношению к Риму. Тех же, кто отказывался принять англиканство, король приказал казнить (например, Томаса Мора).

Вскоре Генрих предпринял дальнейшие меры, направленные на борьбу против католической церкви. В ходе церковной реформы земельные владения монастырей были секуляризованы в пользу казны и частично проданы знати, богатым горожанам и торговцам. Король сам назначал епископов и распределял церковные доходы.

Служба в церкви начала вестись не на латинском, а на английском языке. Духовенство получило право вступать в брак. В то же время сохранились должности епископов, богатое убранство храмов, многие католические догматы и обряды. В этом смысле англиканская церковь мало чем отличается от католической.


Таким образом, английская Реформация осуществлялась при активном участии абсолютистского государства.

3. Идеи Реформации и восстание в Нидерландах

Идеи Реформации получили широкое распространение в находившихся под испанским господством Нидерландах, имевших высокие доходы от торговли. Испанские монархи рассматривали страну как неиссякаемый источник обогащения, поэтому налоги, которые постоянно росли, стали настоящим бичом для населения. Не удивительно, что и буржуазия, и дворянство, и крестьянство ненавидели испанцев и католическую церковь. В 1550–1560-х гг. в стране усилилось влияние кальвинистов. Повсеместно стали возникать протестантские общины, возглавляемые богатыми горожанами. Дворяне, оппозиционно настроенные к испанским Габсбургам, согласилась защищать кальвинистскую церковь, которая располагала деньгами и имела влияние на народ.

В 1566 г. стихийно началось и быстро охватило всю страну иконоборческое восстание. Восставшие громили католические храмы, монастыри, уничтожали иконы и статуи святых (отсюда название восстания). Напуганная размахом народных волнений, дворянская оппозиция стала помогать испанцам. В итоге иконоборческое восстание было подавлено. Однако оно положило начало длительному периоду вооруженной борьбы Нидерландов против испанского владычества. Наряду с обедневшим дворянством значимую роль в ней сыграла разделявшая взгляды Кальвина буржуазия. Это была настоящая буржуазная революция.

Борьба отличалась жестокостью и необычайной беспощадностью. Инквизиция вынесла уникальный в своем роде приговор: осудила на смерть как еретиков всех жителей Нидерландов. После долгих кровопролитных войн в северной части страны в 1581 г. была провозглашена протестантская Республика Соединенных провинций, которую (по названию одной из провинций) часто называют Голландией, или Голландской Республикой. Южные Нидерланды (современная Бельгия) остались на время под властью испанцев.

4. Религиозные войны во Франции

Гугеноты рассчитывали на помощь английских, голландских и немецких протестантов. Католиков поддерживал испанский король. Борьба между протестантской и католической знатью поставила Францию на грань национальной катастрофы. Страна была практически разрушена. Испанский король Филипп II и папа римский обдумывали возможность возведения на французский трон испанского принца.

В 1589 г. после убийства короля Генриха III династия Валуа прервалась. Генрих Наваррский занял французский трон под именем Генриха IV. Новый король прекрасно осознавал, что необходимо восстановить мир в стране и прекратить религиозные войны. Так как Париж, столица Франции, был католическим, Генрих IV решил принять католичество. Протестанты и католики пошли на примирение. Вельможи обоих вероисповеданий за признание Генриха IV королем получили щедрое вознаграждение.

В 1598 г. Генрих IV издал Нантский эдикт, гарантировавший гугенотам защиту их прав на свободу вероисповедания и проведение публичных богослужений, строительство церквей в определенных местах и сбор церковных съездов. Гугеноты сохраняли за собой крепости и гарнизоны на юге и юго-западе страны.

5. Контрреформация и ее итоги

По мере того как ширилось протестантское движение, католическая церковь принимала меры, чтобы остановить его и вернуть себе духовное лидерство в христианском мире. Сторонников Реформации она объявила еретиками. Эта политика получила название Контрреформации.

Папа римский Павел III был вынужден реформировать католическую церковь. Он стал назначать на высокие должности ученых-богословов, разделявших его взгляды. Он также созвал Вселенский собор католической церкви, чтобы обсудить реформы и объединить все силы, оставшиеся верными Святому престолу. Тридентский собор осудил догматы новых учений, подтвердил верность догматов католицизма и верховенство римских пап над церковными соборами. После собора была введена строгая церковная цензура, усилились гонения на протестантов. Католические правители Испании, Франции и Италии поддержали решения собора. Западное христианство окончательно раскололось на два течения — католицизм и протестантизм.


Были предприняты и другие шаги, чтобы остановить распространение протестантских идей. Так, во многих странах инквизиция еще более жестоко, чем прежде, боролась с протестантами, пытая и сжигая их на кострах за малейшее подозрение в отступничестве от католической веры. Особенно свирепствовала инквизиция в Испании, Португалии и Италии. Кроме того, папа издал список запрещенных для католиков книг, которые сжигались на городских площадях. Таким образом церковь надеялась предотвратить распространение протестантских идей. Этот список постоянно пополнялся произведениями литературы и научными трудами, и на городских площадях продолжали пылать костры из книг.

В ходе Реформации западное христианство раскололось на два течения — католицизм и протестантизм. К 1600 г. граница между католическими и протестантскими регионами Европы была четко определена. Она сохранилась в почти неизменном виде до сегодняшнего дня. Лютеранство, кальвинизм и другие протестантские течения получили распространение в Северной Германии, Англии, Шотландии, Скандинавии. Католики сохранили сильные позиции в Италии, Франции, Испании, Ирландии и Южной Германии.

Вопросы


1. Назовите причины Реформации.

2. Охарактеризуйте движение за реформу католической церкви в Германии. Используйте при этом следующие понятия: Реформация, индульгенция, лютеранство, пасторы, протестантизм, кальвинизм. Назовите причины поражения крестьянского восстания в Германии.

3. Дайте характеристику протестантским вероучениям. Назовите их сходные черты и различия. Определите, чем вызваны различия.

4. Выделите особенности вероучения и устройства англиканской церкви.

5. Какие идеи реформаторского движения были восприняты в Нидерландах? Почему именно они?

6. Сделайте вывод о результативности мер, предпринятых католической церковью для борьбы с Реформацией.

Реформация

Картина, посвящённая Реформации в Европе

Начавшись в Германии, Реформация вскоре прокатилась по всей Европе, навсегда разделив её на католиков и протестантов. Эти события перекроили политический баланс сил и оказали огромное влияние на всю дальнейшую историю, а также заложили предпосылки для религиозных войн.

Причины Реформации

Причины Реформации

Основные причины Реформации

  • Гонения католической церкви на науку. В XVI веке было совершено немало важных научных открытий, которые, однако, часто противоречили церковным догматам. Это стало причиной гонения на учёных, что вызвало недовольство среди многих людей.
  • Вмешательство Церкви в светскую жизнь. Феодалы были недовольны вмешательством духовенства в их дела, а городские власти – поборами на содержание расположенных в них церквей.
  • Сложность и непонятность церковных обрядов. Церковь была страшно далека от народа, стремясь стать посредником между людьми и Богом. Большинство людей же с радостью встретило предложенную Мартином Лютером идею о том, что посредники в этом вопросе не нужны, так как это давало им возможность стать ближе к Богу. Это стало одной из основных причин Реформации в Европе.
  • Кризис Католической церкви. В XV веке она пережила период троепапства, а некоторые порочные практики вроде злоупотребления властью и продажи индульгенций (отпущение грехов за плату) вызывали массовое недовольство. Многие католические священнослужители сами были невежественным, глупы и алчны, что создавало Церкви негативный имидж. Высшие церковные иерархи тем временем жили в роскоши, одновременно напоминая прихожанам о необходимости быть скромными и смиренными, и людей возмущало это двуличие.
  • Формирование класса буржуазии. Эти люди, более обеспеченные, чем простонародье, в массе своей не желали вкладывать деньги в постройку соборов и содержание духовенства. Такие настроения в буржуазной среде также стали одной из причин Реформации.
  • Налоги и коррупция. Церковь забирала свою десятину (одну десятую всех доходов) в виде налогов, а торговля должностями в среде духовенства приняла огромные масштабы. Проще говоря, католическая Церковь погрязла в коррупции.

Русско-японская война

Русско-японская война. Причины, итоги, события, сражения, суть кратко. Таблица.

Польское восстание 1863-1864

Польское восстание 1863 – 1864. Причины, итоги, события, участники, суть кратко.

Суть Реформации

Фактически Реформация стала церковным расколом, в результате которого от Римско-Католической Церкви отделились протестанты, которые, в свою очередь, позднее также раскололись на множество направлений и течений. По сути, Реформация в Европе положила конец безоговорочному владычеству католической Церкви в европейских государствах, так как за какие-то десятки лет многие страны стали целиком или почти целиком протестантскими. Это общественное-политическое и религиозное течение навсегда изменило облик Европы, а порождённый им протестантизм стал одним из трёх основных направлений христианства в мире наряду с католицизмом и православием. При этом суть Реформации была скорее революционной, нежели эволюционной – события развивались стремительно, сопровождаясь массовыми беспорядками, войнами и репрессиями.

Событие, положившее начало Реформации

Официально началом Реформации считается 31 октября 1517 года, тот самый день, когда Мартин Лютер опубликовал свой труд “95 тезисов”, критиковавший католическую Церковь. Некоторые историки, правда, сомневаются, что это событие имело место в реальности. При этом выступления против папской власти случались и раньше, но они были совсем другими: раньше критики рассматривали проблемы Церкви через призму человечности, а Мартин Лютер начал критиковать церковные догмы. Так что публикация его “95 тезисов” считается основным событием, начавшим Реформацию в Европе.

Распространение Реформации в Европе

Распространение Реформации

Некоторые этапы распространения Реформации в странах Европы

Чтобы вспомнить, в каких странах была распространены Реформация, надо вспомнить о том, что началась она в XVI веке в Германии, которая тогда была раздробленным государством, в котором недовольство церковью испытывали представители всех социальных слоёв. Вскоре Реформация распространилась по другим странам – Чехия, Нидерланды, Венгрия, Австрия, Франция, Англия. В ряде случаев это привело к разрушительным военным конфликтам – так, казнь Яна Гуса идеолога чешской реформации, послужила основной причиной гуситских войн, продлившихся 15 лет, а протестантский проповедник Томас Мюнцер фактически начал в Германии крестьянскую войну против несправедливости и угнетения, ставшую крупнейшим восстанием в Европе до Великой Французской революции. Стоит отметить, что распространение Реформации в Европе также сопровождалось частыми погромами и грабежами католических храмов и церквей. Постепенно Реформация охватывала всё новые и новые страны – Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Польша, Литва, Швейцария, Шотландия и др. Русское царство, однако, затронуто Реформацией не было – она представляла собой конфликт между протестантами и католиками, а Россия была православной. Самым заметным последствием Реформации в Европе стала Контрреформация, комплекс мер, призванных ей противодействовать. В итоге часть европейских государств осталась католическими целиком или частично.

Читайте также: