Какие сюжеты стали включаться в религиозную живопись в 16 веке 7 класс кратко

Обновлено: 30.06.2024

Религиозный жанр — раздел искусства, в котором художник с помощью образов и форм воплощает в произведении веру в существование высших сил и поклонение им. Религиозный жанр существует не только в живописи, графике, скульптуре и архитектуре, но и в литературе, музыке, хореографии, кинематографе и различных видах декоративно-прикладного искусства. Основное предназначение произведений религиозной направленности — передача зрителю глубоких моральных посланий и укрепление веры человека в Бога.

Религиозный жанр в европейской христианской живописи традиционно считается важнейшей частью исторического жанра. Он объединяет все произведения художников на библейскую тематику, независимо от стиля и времени написания.

Особенности проявления религиозного жанра в разных религиях

Религиозный жанр в искусстве присутствует во всех мировых системах вероисповедания, но в разных проявлениях. С древних времен в торжественных культовых мероприятиях используются всевозможные выразительные формы искусства:

  • декламационное чтение священных текстов и хоровое пение;
  • театрализованные процессии и ритуальные танцы;
  • специальное освещение и музыка.

Важнейшим изобразительным видом искусства для укрепления веры людей в Бога была и остается архитектура. Величественные храмовые комплексы выдающиеся зодчие создавали во все времена:

  • в Древнем Египте и Месопотамии;
  • в Индии и Китае;
  • в Африке и Америке;
  • в Древней Греции и Риме;
  • в христианской Европе и мусульманских государствах.

В христианской культуре, помимо архитектуры, тематика высших сил также широко использовалась в живописи:

  • иконописи;
  • художественной росписи стен храмов и алтарей; ; .

В Исламе из-за ограничения на изображения людей и животных для художественного украшения мечетей архитекторы использовали геометрические узоры, арабески и каллиграфические элементы.

История религиозного жанра в европейском искусстве

История религиозного жанра в христианской культуре берет свое начало со II века нашей эры. В те времена христиане повергались гонениям со стороны языческих правителей Римской Империи, поэтому творчество мастеров было ограничено созданием рукописных иллюстрированных библейских текстов и росписями стен в катакомбах.

В 312 году Константин Великий перешел в христианскую веру и перенес столицу Римской Империи в Новый Рим — Константинополь. С этого момента начинается бурное развитие жанра в архитектуре, живописи и скульптуре.

В Византийской Империи вплоть до ее гибели в 1453 года происходит масштабное строительство величественных храмов, стремительно набирает популярность фресковая роспись стен, формируется уникальная школа иконописи, создаются мозаики на библейскую тематику.

Из Византии религиозный жанр вместе с принятием христианства постепенно проникает во все страны Западной и Восточной Европы. В Киевской Руси, а позже — в Московском княжестве иконопись становится важнейшим видом живописи.

Огромный вклад в развитие религиозного жанра в древнерусском государстве внес Андрей Рублев. Гениальный мастер, причисленный ныне православной церковью к лику святых, создавал глубоко духовные иконы и фресковые росписи. К сожалению, большинство его работ не сохранились до наших дней.

На территории Западной Европы в Средние века жанр полностью господствует в изобразительном искусстве. В Париже, Кельне, Реймсе, Амьене, Йорке и других городах строятся уникальные готические соборы, прославляющие величие Бога.

В эпоху Ренессанса стремительно возрастает интерес к живописи и скульптуре на библейскую тематику. Представители церкви становятся крупнейшими заказчиками у прославленных мастеров вплоть до начала XVII века. Величайшие гении того времени большую часть жизни посвящают созданию:

  • масштабных фресок;
  • уникальных алтарных росписей;
  • скульптурных композиций и барельефов;
  • картин, гравюр и иллюстраций к Святому писанию.

В середине XVII века ситуация на рынке искусства начинает быстро меняться. Появляются новые богатые заказчики из числа успешных коммерсантов и правителей. Религиозный жанр стремительно теряет господствующие позиции. Растет спрос на портреты, пейзажи, произведения на батальную, историческую и мифологическую тематики.

В последующие века интерес со стороны заказчиков к картинам и скульптурам с библейскими сюжетами продолжает угасать. Художники предпочитают создавать произведения на другие темы, которые быстрее находят своего покупателя и отображают текущие запросы общества. Эта тенденция продолжается и в наши дни.

Известные художники религиозного жанра

К числу известных художников религиозного жанра можно причислить десятки гениев живописи и скульптуры. К этой тематике в своем творчестве постоянно обращались крупнейшие мастера эпохи Ренессанса. Среди них:

Шедевральные произведения искусства религиозного жанра и сегодня вызывают у зрителей чувства восхищения и духовного трепета. Они заставляют людей глубоко задуматься о вечных истинах и дарят надежду.

На портале Very Important Lot коллекционеры и ценители старинного искусства могут принять участие в арт-аукционах и побороться за право покупки уникальных предметов антиквариата. Сайт также предоставляет возможность всем желающим напрямую купить картины, скульптуры, иконы у современных художников.

В XVI в. Москва стала объединять местные художественные школы, что стало естественной реакцией в искусстве на объединение страны. В результате самые отдалённые русские земли смогли воспринять высшие достижения столичного искусства, и в какой-нибудь глухой северной веси из-под кисти патриархального сельского мастера появлялась икона, написанная по композиции Андрея Рублёва. А искусство самой Москвы обогащалось творческим опытом Новгорода, Пскова, Твери и других высокоразвитых русских центров.

В XVI в. существенно стала расширяться тематика древнерусской живописи. Гораздо чаще, чем раньше, художники обращаются к сюжетам и образам Ветхого завета, к назидательным повествованиям притч и, что особенно важно, к легендарно-историческому жанру.

2. Знаменитые иконы этого периода

Икона Цеpковь воинствующая

Сегодня широко известна фреска с изображением Благоверного Царя Иоанна IV из Грановитой палаты Московского Кремля. Однако кроме нее существует еще несколько изображений XVI-XVII вв., на которых мы можем увидеть этого Государя.

Первой и ключевой в этом ряду является икона “Благословенно воинство Небесного Царя” (позднее название “Церковь воинствующая”) находящаяся в настоящее время в экспозиции Государственной Третьяковской Галереи.

Икона создавалась для Успенского собора Московского Кремля. Вскоре после венчания на царство (1547 г.) по заказу Царя было выполнено и установлено В Успенском соборе Царское молебнов место (1551 г.). Некогда подобное молебнов место находилось в главном соборе Византийской империи - Святой Софии в Константинополе. На него восходил Император после свершения над ним Таинства Миропомазания при Священном венчании на царство. Икона составляла с Царским местом единый идеологический и культурный комплекс. Расположенная вблизи Царского места, она во время Богослужения всегда была доступна взору первого Русского Царя — Помазанника Божиего. Однако она служила не для “вспоминания” о величайшей победе Государя, а для постоянного, ежедневного напоминания Помазаннику Божиему о его обязанности перед Церковью Христовой и народом Божиим: защищать чистоту Православной веры, служить защитником православных во всем мире.

Эта миссия иллюстрируется изображенным на иконе исходом Церкви — народа Божиего — из Града обреченного в Новый, небесный Иерусалим. Апокалиптические мотивы соединяются в иконе с воспоминанием о конкретном историческом событии: завоевании Казанского царства.

Весь облик фигуры в центре иконы свидетельствует, что перед нами Царь [Иоанн Грозный]. Значительная часть Святых, изображенных на иконе — это Святые князья северо-западной, Владимирской Руси, предки Иоанна IV. Вся логика заложенной в эту икону идеи требует, чтобы в ее центре находился не греческий Царь, пусть даже Св. равноапостольный Константин Великий, не Владимир Мономах, а московский Царь, первый Помазанник Божий на русском престоле. Вся архитектура, вся живопись этого периода задумана и создана как памятник, прославляющий величайшее событие в истории Московской Руси: венчание на царство Иоанна IV, знаменовавшее завершение длившегося сто лет осмысления русским народом процесса перехода миссии “удерживающего” от Константинополя к Москве.

Без сомнения, образ Царя идеализирован и в нем присутствуют черты его предков и предтечей в служении Церкви Христовой, в том числе и черты Св. Царя Константина, и Святого равноапостольного кн. Владимира, и Владимира Мономаха. Это сходство органично вытекает из идеи, согласно которой “православный Государь был призван внести в тьму и хаос языческой казанской земли Священный миропорядок”. Так же, как несли его Царь Константин — в Римскую Империю, Св. кн. Владимир — в языческую Русь. То идеальное, что сопутствует этому служению, наложило свой отпечаток на изображение всех Святых правителей. …

Крест в руке делает еще более вероятным идентификацию этой фигуры как Иоанна IV. То, что крест имеет значение не исповедания веры, а инсигнации Царской Власти, заменяющей скипетр на вышеописанных изображениях московских князей XIV-XV вв., лишь подтверждает возможность того, что эта иконописная традиция была сохранена и при написании данного изображения. Кроме того, мы, знаем, что, отправляясь в Казанский поход, Иоанн приказал утвердить на Царском знамени с Нерукотворенным Спасом крест. Едва ли современник-иконописец мог пройти мимо такого факта. И нет ничего странного в том, что он (а надо помнить, что весьма вероятно и то, что эскиз был составлен рукой самого свт. Макария) отразил этот факт в “художественном” описании Казанского похода — иконе “Благословенно воинство Небесного Царя”. Нелишне упомянуть здесь и о том, что на иконе XVII века “Святой Благоверный царевич Димитрий, угличский и московский чудотворец”, сын Иоанна Грозного изображен с точно таким же крестом. Во всяком случае, крест в Царских руках еще больше подтверждает версию о том, что это изображение Иоанна Грозного. …

Еще одна деталь императорской одежды обращает на себя внимание. Это “лорос” — лента, одеваемая поверх далматика и перекинутая через руку царственной фигуры наподобие ораря иподиакона. Такая же лента изображалась и на иконах Святых — византийских Императоров… Иоанн Грозный так же воспринимался Императором не только его подданными, но и подданными некоторых других государств. С точки зрения Вселенской Православной Церкви … он и был Императором единственной на земле православной Империи. Таким образом, Царь Иоанн имел все права на лорос.

На иконе “Благословенно воинство Небесного Царя” изображение Архангела Михаила принадлежит к “воинскому” типу — он вооружен обнаженным мечом и облачен в доспехи. Зато фигура Царя несет те атрибуты, которые полагаются Архистратигу: посох-крест и лорос. Если вспомнить, что Иоанн Васильевич составил “Канон Ангелу Грозному воеводе”, а самого его прозвали Грозным за Казанский поход, то аналогия напрашивается сама собой. Архистратиг Михаил возглавляет воинство Небесное, а Царь-архистратиг — воинство земное.

Если вспомнить, какое значение имела Казанская победа для всего Русского государства, какую роль сыграл в ней Царь Иоанн и о том, что эта победа стала поводом для написания иконы, то нет ничего странного, что добрая, византийская традиция была возрождена на русской земле.

Икона Успение Богородицы

С райской символикой в XVI веке связано и размещение сцены Успения в росписях храмов. Так, в декорации Архангельского собора Московского Кремля и Успенском собора в Свияжске этот сюжет помещен над конхой алтаря, что позволяет трактовать эту композицию, исходя из представлений о символике алтарного пространства как места горнего, райского.

Икона Чудо Георгия о Змие

Чудо Георгия о змие — описанное в житии святого великомученика Георгия Победоносца спасение им царевны от змея (дракона), совершенное им, согласно большинству указаний, уже после смерти. Получило отражение в иконографии данного святого, став самым узнаваемым его изображением.

Легенда об убийстве Георгием змия имеет восточное происхождение. Отмечают, что она восходит к дохристианским культам. Античная мифология знает ряд сходных сюжетов: Зевс побеждает Тифона, имевшего на затылке сто драконовых голов, Аполлон одержал победу над драконом Пифоном, а Геракл над Лернейской гидрой. Наиболее близким по сюжету к чуду Георгия о зиме является миф о Персее и Андромеде: Персей побеждает морское чудовище и спасает царевну Андромеду, отданную ему на съедение.

"Чудо святого Георгия о змие" стало одним из излюбленных сюжетов древнерусской живописи. Как все сюжеты, он был строго канонизирован, и иконописный подлинник говорит о том, как надо этот эпизод изображать на иконах:

"Чудо святого Георгия, како избави девицу от змия, пишется тако: святый мученик Георгий седит на коне белом, в руке имеяше копие и оным колол змия в гортань; а змий вышел из езера вельми страшен и велик; езеро велико, подле езера гора, а на другой стране гора же, а на брезе езера стоит девица, царская дщерь, одеяние на ней царское вельми преизрядное, поясом держит змия и ведет поясом змия во град, а другая девица ворота градския затворяет; град кругом его ограда и башня, с башни смотрит царь, образом рус, брада невелика и с ним царица, а за ними боляре, воины и народ с секирами и копиями".

Иконописный подлинник дает канву, общие положения изображаемого эпизода, но если мы сравним иконы XIV, XV, XVI веков, изображающие "Чудо Георгия о змие", то поразимся тому, как русские мастера в рамках заданного содержания и канонической формы сумели создать столь разные, столь непохожие друг на друга произведения.

Сюжет легко узнаваем: всадник в красном плаще на белом коне колет копьем змея. Здесь есть простор для фантазии древ них мастеров, есть поэтичность, сказочность, и вместе с тем общечеловеческий смысл: добро побеждает зло. Недаром на этих иконах Георгий Победоносец ". дается носителем доброго, светлого начала. В его ослепительном блистании есть нечто грозовое, нечто такое, что уподобляет его сверкающей молнии. И невольно кажется, что нет такой силы в мире, которая смогла бы остановить стремительный бег этого победоносного воителя".

Композиция икон "Чудо Георгия о змие" бывает в сокращенном варианте и в расширенном. Сокращенный вариант изображает только Георгия на коне, поражающего змия. В правом углу обычно присутствует сегмент неба, в котором — или Христос, благословляющий Победоносца, или Его рука.

В расширенном варианте есть и царевна, ведущая усмиренное чудовище на своем пояске в город; и башня с царем, царицей и приближенными, наблюдающими с высоты за происходящими событиями, и народ, дивящийся чуду. Иногда у головы Георгия летит ангел, венчающий Победоносца короной.

Икона примечательна еще и тем, что вокруг средника размещены клейма с житием святого, причем большинство из них посвящено его мучениям: Георгия четвертуют, бьют, кладут на него камни, сажают в котел с кипятком, пилят голову, жгут свечами. Великомученик тверд в своей вере, и лик его в каждом клейме остается неизменно спокойным.

Или вот другая новгородская икона "Чудо Георгия о змие" 16 века из Третьяковской галереи. Здесь сюжет дается в краткой редакции: св. Георгий на белом коне, полуобернувшись назад, колет змея копьем в пасть. Больше на иконе ничего нет, только в правом верхнем углу из сегмента неба видна благословляющая рука Господа. Но как выразительна, как прекрасна эта икона! Описывая ее, известный искусствовед М.В. Алпатов поражается удивительной смелости мастера в обращении с традиционными иконографическими мотивами, неистощимости его фантазии, богатству и целостности созданного им живописного образа.

". Красный плащ развевается на иконе, как алое знамя, трепещет, как огненное пламя, — он наглядно выражает "пламенную страсть" героя, и по контрасту к плащу белый конь выглядит как символ его душевной чистоты. Вместе с тем своим силуэтом всадник сливается со знаменем, и оттого фигура его кажется как бы окрыленной. ".

За спиной Георгия — щит, украшенный человеческой маской и вместе с тем похожий на солнце. Возможно, в этой детали иконы 16 века нашли отражение древние верования славян: ведь Георгий пришел на смену языческим богам, причем одни считают его наследником Ярилы-Солнца, другие — Перуна и Дажбога, третьи — Святовита, а четвертые связывают христианского святого с солнечным конным богом Хорсом.

Скорее всего, на русской почве св. Георгий вобрал в себя самые чистые и светлые качества многих древних языческих богов.

Икона Сретение Господне

К первому варианту относятся икона из иконостаса Троицкого собора Троице - Сергиевой Лавры, икона из собрания Павла Корина (обе - XV в.), икона Сретения из праздничного чина церкви Николы в Любятове (к.1530-х - 1540-е гг.). В последней на престоле изображены ветхозаветные скрижали, что указывает на исполнение ветхозаветного законодательства и подчеркивает значение события как связи Ветхого и Нового заветов. Многочисленны примеры изображений на престоле Евангелия. Эта иконографическая деталь, не соответствующая исторической действительности и ветхозаветному богослужению, подчеркивает наступление Новозаветной эры, ознаменовавшейся явлением в мир Искупителя. (ил.3) В Сретении на Васильевских вратах, выполненных в сложной технике золотой наводки по медным пластинам (1336 г., Троицкий собор г. Александрова), на престоле находится не только Евангелие с крестом на лицевой стороне, но и другие богослужебные предметы - потир и звездица.

Чаще всего изображенный алтарь покрыт красной тканью. На новгородской иконе XVI века из собрания икон в Амстердаме на ткани изображен семиконечный крест. Уникальность иконографии образа заключается в трогательной подробности - в руках, сложенных на груди в знак смирения, Христос держит одного из жертвенных голубей. В древнерусском искусстве известен еще один пример изображения Младенца Христа с птицей в руке. На чудотворной Коневской иконе Божией Матери, известной в России с XIV века и, по преданию, принесенной св. Антонием с Афона, Иисус в левой руке держит голубя.

Русская живопись 16 века кратко и понятно – главное и важное

Русская живопись 16 века кратко и понятно – главное и важное

Основным жанром русской живописи в 16 веке остается иконопись. 16 век русской живописи открыл нам замечательного иконописца Дионисия. Дионисий был гениальным художником, он продолжал лучшие традиции Андрея Рублева, но и не забывал о собственной индивидуальности.

Дионисий создал свой собственный художественный метод, которой во многом остается загадкой для наших современников – исследователей. Иконы Дионисия отличаются особой праздничностью. С середины 16 века усиливается контроль над русской церковной живописью .

Вместе с этим в русскую церковную живопись 16 века проникает мотивы прославления государства. Зарождается новая, Строгановская школа, отличающая в себе миниатюрность, тонкость рисунка и изящество в русской иконописи. Усиливается декоративность и усложняется композиция рисунка. Наиболее известными мастерами русской живописи 16 века стали Прокопий Чирин и Истома Савин.

Свою нишу в русской живописи 16 века занимает и светская живопись, явление относительно новое. Роспись золотой палаты в Кремле является памятником русской светской живописи 16 века.


Здесь вы найдете статьи об искусстве, истории, книгах, биографии художников, посещенных мною выставках, музеях да и просто о том, что интересует меня в мире культуры и творчества.

Что может дать вам изучение искусства?

Познание и исследование искусства может дать вам не только знания, но и помочь обрести чувство прекрасного, привить художественный вкус, внутренне обогатить, научить наблюдательности, принести духовный рост и развитие своей личности.

Если это интересно вам, подписывайтесь на мой блог об искусстве 🙂

Контакты

религиозные сюжеты в живописи

  • Posted by Монахова Карина
  • 05.06.2020
  • 6 мин на чтение
  • 0 Comments

В этой статье я расскажу о христианском мире в живописи, о наиболее распространенных сюжетах, которые выбирали художники в эпоху Средневековья и Ренессанса. Религиозные сюжеты в живописи – это истории из Нового Завета . Среди них детство и юность Иисуса Христа, образы Девы Марии с Младенцем, изображение святых и мучеников.

Чтобы научиться читать религиозную живопись и понимать, что изображено на христианских полотнах, нужно просто знать о сюжетах, иллюстрируемых в то время, и популярных образах. Именно о них я дам вам знать. Так, вам не сложно будет распознавать произведения искусства прошлых столетий и разбираться в религиозном искусстве.

Образы мучеников

Самый известный раннехристианский мученик – Святой Себастьян. От греческого “мученик” означает “свидетель своей веры” . Мученики жертвовали своей жизнью во имя веры. Так произошло с Себастьяном. В III веке он стал начальником гвардии, которая лично охраняла римского императора Диоклетиана. Когда ему стало известно, что Себастьян стал христианином, Диоклетиан потребовал отказаться от веры. Потому что он считал, что служить и Богу, и ему, великому императору невозможно. Диоклетиан был настолько жесток, что угрожал Себастьяну, обещал казнить, если тот ослушается его.

Себастьян остался преданным своей вере. За что был насильно привязан к столбу. В него воткнули острые стрелы и оставили умирать, истекать кровью. Но случилось невообразимое чудо – Себастьян выжил. Придя к императору, он молил о снисхождении к христианам. Но это только сделало хуже для самого Себастьяна. Его забили камнями.

Жизнь Иисуса Христа

Одна из самых распространенных тем из жизни Иисуса Христа – сцена Благовещения. В Евангелии говорится о том, как Ангел приносит весть Деве Марии, что у нее родится Сын Иисус. Впоследствии он отдаст свою жизнь, чтобы искупить первородных грех Адама и Евы. Придет спасение через страдания Сына Всевышнего.

религиозные сюжеты в живописи

Джованни ди Паоло “Благовещение. Изгнание из Рая” (ок. 1435)

Дева Мария, мать Иисуса, изображалась скромной и благочестивой. Иногда несколько потрясенной внезапным появлением Ангела. Рядом мог присутствовать муж Девы Марии Иосиф и Бог Отец, следящий за изгнанием Адама и Евы из Эдемского сада.

Следующим одним из самых впечатляющих сюжетов является изгнание из рая Адамы и Евы за нарушение запрета Бога. Нельзя было вкушать плод дерева познания. Мазаччо передает отчаяние этой сцены на своей фреске с невероятной глубиной и сопереживанием.

Для изображения Евы на фреске Мазаччо взял за образец античную статую Венеры Капитолийской, добавив ей характерные жесты и мимику.

Рождество

В рождественских сценах обычно изображается новорожденный Иисус и любующуюся им мать Деву Марию. В этом сюжете выражается поклонение Младенцу. Часто на полотнах присутствуют муж Марии, Иосиф, и двое животных: вол и осел, причина изображения которых до сих пор не совсем понятна.

В центре картины Иеронима Босха “Поклонение волхвов”, как и у одноименной картины Яна Госсарта, изображена Дева Мария с Младенцем на коленях.

Слева изображен Иосиф, муж Девы Марии, как мы уже знаем, а за ним сидящий вол и спина осла. Мудрецы, которых довольно часто изображали на картинах в эпоху Ренессанса – волхвы. Один из них всегда молод, второй – зрел, а третий – стар. Часто двое из волхвов изображались белокожими, а третий – темнокожим. Все они преподносили дары Иисусу. Волхвы выражают свое почтение новорожденному.

Дева Мария сидит на золотом ковре, указывающим на то, что, несмотря на скромность окружающей обстановки, эта женщина является Матерью Божией.

Сьюзен Вудфорд

Крещение

Иисус был крещен Иоанном. Он погрузил его в воды Иордановы. Как только Христос вышел из воды, он увидел, как небеса засияли и спустился к нему Святой Дух в обличие голубя. Раздался голос “Ты Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение” (Евангелие от Марка, 11 строчка)

Византийские мозаики с изображением Христа примечательны тем, что воды не до конца прикрывают наготу Иисуса.

Распятие

После сотворение чудес Иисус прибыл в Иерусалим. Там он отпраздновал светлую Пасху вместе со своими учениками. Это была последняя трапеза перед тем, как его предали. Именно на Тайной вечере он установил таинство Евхаристии (причастился, освятил хлеб и вино, после чего употребил их). Этот сюжет повествуется в знаменитой картине Леонардо да Винчи “Тайная вечеря”.

После того, как трапеза завершилась, Иисус помолился в последний раз. Потому что знал, что на утро он будет предан.

религиозные сюжеты в живописи

Виктор Михайлович Васнецов “Распятый Иисус Христос”
Плафон главного нефа. Эскиз росписи для Владимирского собора в Киеве.

Христос принял мученическую смерть во спасение человечества. Поэтому Распятие является главным символом христианской веры.

Сьюзен Вудфорд

Художники по-разному изображали сюжет Распятия. Одни хотели показать все мучения и страдания, которые перенес Иисус, передать его физическую, невыносимую боль. Другие художники стремились донести до зрителей духовный смысл Распятия. Поэтому в их картинах Иисус изображался не чудовищно истекающим кровью, а чистым и прекрасным. Подходы к изображению абсолютно разные.

Воскрешение

Интересный факт, что ни в одном из Евангелий не описывается Воскрешение Христа. В нем лишь говорится, что через три дня после Распятия гробница Иисуса оказалась пуста. Но художники фантазируют на эту тему с глубочайшим интересом. Они пытаются представить, как же Иисус воскрес из мертвых. Кому-то этот сюжет удавалась передать наиболее зрелищно. Например, Антонис все Дэйк изобразил Христа, воскресающего в лучах Солнца.

Во фреске художника Пьеро делла Франческа Христос изображен в центре и смотрит прямо на зрителя. На переднем плане спят стражники. А на заднем – с одной стороны, мертвые деревья и бесплодная земля, а с другой, правой стороны – все зазеленело. Какой передается контраст между жизнью и смертью.

Чудо, во всей его величественной неизбежности, свершилось тихо

Сьюзен Вудфорд



Каковы особенности живописи России XVI века? Чем они обусловлены? Работы живописцев данного времени: Дионисия и его сыновей, Прокопия Чирина, Истомы Савина и других. Об этом материал данной статьи.

Особенности живописи России XVI века.

Дионисий и его сыновья Владимир и Феодосий.

Дионисий (1440-1502 )г. Начало 16-го века- это последние годы мастера. Основными сюжетами в его живописи оста­вались сюжеты из Библии и Евангелия, лики святых. Однако в отличие от Рублёва, в работах Дионисия прослеживается стремле­ние к внешней красоте, пышности.

Особенности работ Дионисия:

- изображение стройных, гибких фигур;

- светлые, словно ликующие краски;

- наличие пёстрых узоров

Творческая манера отличается тяготением к миниатюрным формам и каллиграфической тонкости письма, поэтичностью религиозного чувства .

Дионисий.


Росписи Ферапонтова монастыря.


Димитрий Прилуцкий с житием из Спасо-Прилуцкого монастыря.

Ок. 1503 г. Музей Волгограда.


Росписи Ферапонтова монастыря.








Царевич Дмитрий и князь Роман Угличский







Читайте также: