Какие существуют стратегии поведения в конфликте какую из них ты считаешь самой лучшей почему кратко

Обновлено: 02.07.2024

Любой конфликт вызывает и сопровождается определенным поведением его участников. Оно представляет собой взаимодействие человека с окружающей средой в виде внешней (двигательной, выразительной) и внутренней (психической) активности.

Существует много видов поведения , которые классифицируются по разным критериям. По психологическим механизмам его разделяют на:

Поведение людей в условиях конфликта выражается в основном в акцентуированной форме и представляет собой результат проявления психики конфликтующих людей и итог их деятельности.

Внутренним содержанием конфликтного поведения выступают: цель , порождающая образ его результата и обеспечивающая основу для управления им; ряд продуманных и правильно организованных мыслительных действий , направленных на активизацию в памяти прошлого опыта, связанного с подобными ситуациями и их оценкой; выбор типового плана достижения цели ; волевое управление , обеспечивающее пуск и прекращение поведения; обратная связь , реализующаяся в контроле за исполнением плана и достижением намеченной цели.

Если отсутствует хотя бы один из элементов этой функциональной последовательности, то поведение становится невозможным и распадается.

Внешним проявлением конфликтного поведения являются его стратегии, состоящие в выборе и воплощении в жизнь конкретных тактик межличностного взаимодействия.

Стратегия поведения в конфликте – это ориентация человека по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта.

В конфликтной ситуации человек выбирает ту или иную стратегию поведения. Выбор может быть сознательным, но зачастую, он бывает неосознанным и носит спонтанный характер в силу эмоционального напряжения.

Выделяют пять основных стратегий поведения в конфликте: соперничество, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество.

Графически двухмерная модель стратегий поведения в конфликте Томаса-Килмена представлена на рисунке.

Image

+

Характеристика основных стратегий поведения

    • соперничество (противодействие), т.е. стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другим людям;
    • сотрудничество, когда участники конфликта приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон;
    • избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденций к достижению собственных целей;
    • приспособление, означающее уступчивость в противовес сотрудничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
    • компромисс, реализующийся в частном достижении целей партнеров ради условного равенства.
    • Нельзя однозначно утверждать, какая стратегия поведения лучше. Важно учитывать особенности ситуации: то, что подойдет в одном случае, может не подойти в другом.

    Характеристика основных стратегий поведения

    1. Соперничество (принуждение, противоборство, борьба)

    Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего исходит из оценки личных интересов в конфликте как высоких, а интересов своего соперника – как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения.

    Соперничество, противоборство, борьба, принуждение, конкуренция

    2. Избегание (уклонение, уход)

    Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. Это по сути дела взаимная уступка.
    При анализе данной стратегии важно учитывать два варианта ее проявления:

    а) когда предмет конфликта не имеет существенного значения ни для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликтной ситуации;
    б) когда предмет спора имеет существенное значение для одной или обеих сторон, но занижен в образах конфликтной ситуации, то есть субъекты конфликтного взаимодействия воспринимают предмет конфликта как несущественный. В первом случае стратегией ухода конфликт исчерпывается, а во втором случае он может иметь рецидив.

    Межличностные отношения при выборе данной стратегии не подвергаются серьезным изменениям.

    Избегание, уход, уклонение, стратегия поведения в конфликте

    3. Приспособление (уступка)

    Стратегия уступки имеет некоторое сходство и со стратегией принуждения. Это сходство заключено в выборе между ценностью предмета конфликта и ценностью межличностных отношений. В отличие от стратегии борьбы, в стратегии уступки приоритет отдается межличностным отношениям.

    При анализе данной стратегии следует учитывать некоторые моменты.

    Приспособление, уступка, сохранение доверительных отношений, стратегия поведения в конфликте

    Возможно вам это будет интересно:

    Управление конфликтом

    Управление конфликтом

    Управление конфликтом – это деятельность по обеспечению развития конфликтного взаимодействия.

    Приемы преодоления барьеров в общении

    Приемы преодоления барьеров в общении

     Техники управления эмоциональным состоянием в конфликтной ситуации

    Техники управления эмоциональным состоянием в конфликтной ситуации

    Конфликт – это индикатор человеческих.

    Как распознать манипуляции и противостоять им

    Как распознать манипуляции и противостоять им

    Манипуляции вызывают неприязнь и портят отношения. Но зачастую и манипулятор.

    4. Компромисс

    Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки.

    Стратегия компромисса не портит межличностные отношения. Более того, она способствует их положительному развитию.

    При анализе данной стратегии важно иметь в виду ряд существенных моментов.

    Анализируя стратегию компромисса, следует иметь в виду и то, что условия компромисса могут быть мнимыми, когда субъекты конфликтного взаимодействия достигли компромисса на основе неадекватных образов конфликтной ситуации.

    Компромисс, стратегия поведения, конфликт, баланс интересов, взаимная уступка

    5. Сотрудничество

    Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений.

    Анализируя стратегию сотрудничества в конфликтном взаимодействии, следует учитывать некоторые обстоятельства.
    Особое место в выборе данной стратегии занимает предмет конфликта. Если предмет конфликта имеет жизненно важное значение для одного или обоих субъектов конфликтного взаимодействия, то о сотрудничестве не может быть и речи. В этом случае возможен лишь выбор борьбы, соперничества. Сотрудничество возможно лишь в том случае, когда сложный предмет конфликта допускает маневр интересов противоборствующих сторон, обеспечивая их сосуществование в рамках возникшей проблемы и развитие событий в благоприятном направлении.

    Стратегия сотрудничества включает в себя все другие стратегии (уход, уступка, компромисс, противоборство). При этом другие стратегии в сложном процессе сотрудничества играют подчиненную роль, они в большей степени выступают психологическими факторами развития взаимоотношений между субъектами конфликта. Например, противоборство может быть использовано одним из участников конфликта как демонстрация своей принципиальной позиции в адекватной ситуации.

    Являясь одной из самых сложных стратегий, стратегия сотрудничества отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему.

    Сотрудничество, ценность межличностных отношений, стратегия поведения, решение конфликта, разрешение конфликта

    Наиболее перспективной представляется стратегия сотрудничества, однако она требует очень много времени на разрешение конфликта и неприемлема в условиях жестко лимитированного времени. Преимущества сотрудничества в том, что оно позволяет до конца разрешить проблему , разобраться со всеми потребностями всех участников конфликта и выбрать наилучшее решение, полностью устраивающее все стороны. Недостатками данного способа являются большие временные затраты и невозможность в некоторых случаях найти решение, до конца удовлетворяющее все стороны конфликта.

    Соперничество предполагает максимальный учет своих интересов и потребностей и применяется тогда, когда надо быстро разрешить проблему в свою пользу. Достоинством этой стратегии является выявление наиболее динамичного участника. Примерами подобной стратегии служат различные конкурсы и соревнования. К недостаткам соперничества относятся проигрыш одной или нескольких, а иногда и всех сторон конфликта, высокий уровень напряжения и возможный разрыв всяких взаимоотношений сторон конфликта.

    Избегание полезно в тех случаях, когда нет времени или возможности разрешить конфликт немедленно. К негативной стороне этой стратегии можно отнести то, что конфликт при применении данной стратегии не разрешается.

    Достоинством приспособления считается сохранение отношений с оппонентом. К недостаткам — отказ от удовлетворения своих интересов и потребностей. Данная стратегия применяется, когда у индивида имеется мало шансов на победу или когда ситуация незначима для индивида и важно сохранить отношения.

    Компромисс требует гораздо меньше времени и меньше усилий на решение вопроса, в целом устраивающего стороны конфликта. В этом состоят преимущества компромисса. К недостаткам его относится остаточная неудовлетворенность сторон, пожертвовавших какими-либо своими интересами.

    Сотрудничество, компромис, избегание и приспособление. Я считаю, что компромис считается самой лучшей , т.к. нужны уступки обеих сторон.

    Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

    • Написать правильный и достоверный ответ;
    • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
    • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

    Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
    1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
    2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
    3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
    4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

    Возникновение конфликтной ситуации (какое-то высказывание приятеля кажется тебе несправедливым). Осознание конфликта. Проявление конфликтного появления. Углубление конфликта. Разрешение конфликта.

    1. Какие существуют стратегии поведения в конфликте? Какую из них ты считаешь самой лучшей? Почему?

    Сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление. Я считаю, что компромисс считается самой лучшей, т.к. нужны уступки обеих сторон.

    1. Чем полезен в разрешении конфликта посредник?

    Он может правильно оценить ситуацию, и провести расследование всех обстоятельств конфликта без эмоций. Он может быть беспристрастным и помочь участникам конфликта мирно и спокойно его решить, т.к. часто участники поддаются эмоциям и видят все не так как есть на самом деле.

    В классе и дома.

    1. Проанализируй ситуацию, выдели в ней: — причины конфликта; — инцидент. Вчера Кирилл рассказал лучшему другу Илье о том, что боится кататься с высокой горы, поэтому предпочитает гулять подальше от неё. Собираясь на прогулку, Илья посмеялся над страхами Кирилла в присутствии группы одноклассников. Среди них был Сергей, которого Кирилл недолюбливал за его ехидный язык. Между Кириллом и Сергеем произошла ссора. Илья промолчал.

    1 — стычка, неполадки, нелады;

    2 — ссора, разногласия, спор;

    10 — брань, сражение, потасовка.

    1. Что ты посоветовал бы другу, с которым поссорился, изменить в своих взаимоотношениях, чтобы в следующий раз избежать конфликта? Что бы ты посоветовал при этом самому себе?

    В первую очередь нужно уметь слушать других. В дружбе важно понимание, умение поддержать и выслушать. Разговор между людьми сможет показать, что другому человеку не нравится в вас, а также вам высказать (вежливо и терпеливо) что вас не устраивает в отношении человека к вам.

    7 конфликтных стратегий

    Вы когда-нибудь пробовали найти двух абсолютно идентичных людей? Даже если найдутся те, кто может ответить на этот вопрос утвердительно, вероятность того, что их поиски увенчались успехом, очень мала, ведь двух одинаковых людей, так же как и двух одинаковых отпечатков пальцев или двух одинаковых радужек глаз, быть не может. Это и является, пожалуй, одной из причин, по которым время от времени между людьми возникают конфликты.

    И для того чтобы иметь возможность эффективно разрешать конфликтные ситуации, человеку просто необходимо знать о том, как нужно себя вести при их возникновении, т.е. уметь подобрать такую манеру поведения, которая в наибольшей степени подойдёт к особенностям каждой конкретной ситуации. Но многие люди во время конфликтного взаимодействия ведут себя всегда одинаково, совершенно не имея понятия о том, что можно изменить стратегию своего поведения. Именно о стратегиях поведения в конфликте мы и расскажем сегодня.

    Но сперва стоит сказать о том, что один из наиболее выдающихся конфликтологов Кеннет Томас разделил все типы поведения в конфликтных ситуациях на два основных направления – это стремление субъекта конфликта отстоять свои личные интересы и стремление субъекта конфликта учитывать интересы других людей. Именно на основании данных критериев можно выделить основные стратегии поведения людей в конфликте. Всего их выделяется пять:

    • Соперничество
    • Приспособление
    • Уклонение
    • Компромисс
    • Сотрудничество

    Мы, конечно же, рассмотрим их все. Но в то время как для большинства подобных работ эти пять стратегий являются исчерпывающими, мы с вами разберём ещё две эффективные стратегии. А именно:

    Основные стратегии поведения в конфликте

    И первая стратегия, которую мы рассмотрим – это соперничество.

    Соперничество

    • Жёсткий контроль над действиями оппонента
    • Постоянное и преднамеренное давление на оппонента любыми способами
    • Применение обмана, хитростей для создания перевеса в свою сторону
    • Провокация оппонента на совершение ошибок и непродуманных шагов
    • Нежелание вступать в конструктивный диалог по причине самоуверенности

    Жёсткое отстаивание своей позиции, конечно же, может помочь субъекту одержать верх в случае конфликта. Но такая стратегия не может быть применима, если последующее взаимодействие людей подразумевает длительные отношения, например, совместную работу, дружбу, любовь. Ведь отношения могут развиваться и вообще иметь право на существование только в том случае, когда в расчёт берутся желания и интересы всех людей, а поражение одного будет означать поражение для каждого. Поэтому, если человек, с которым у вас возник конфликт, дорог вам или отношения с ним по какой-либо причине для вас важны, стратегию соперничества для разрешения конфликта лучше не применять.

    Приспособление

    Приспособление как способ поведения в конфликте характеризуется тем, что субъект готов убрать на задний план свои потребности, желания и интересы и пойти на уступки оппоненту, чтобы не допустить конфронтации. Подобную стратегию нередко выбирают люди с заниженной самооценкой, неуверенные в себе и считающие, что их позиция и мнение не должны браться в расчёт.

    • Постоянное соглашение с требованиями оппонента в угоду ему
    • Активная демонстрация пассивной позиции
    • Отсутствие претензии на победу и сопротивление
    • Лесть, потакание оппоненту

    В том случае, если предмет конфликта не представляет особой важности, а главным является сохранение конструктивного взаимодействия, позволить человеку одержать верх, тем самым самоутвердившись, может стать самым эффективным способом разрешения конфликта. Однако если причиной конфликта является нечто существенное, что-то, что затрагивает чувства всех вовлечённых в конфликт людей, то такая стратегия не принесёт должного результата. В этом случае итогом станут только негативные эмоции того, кто пошёл на уступки, а между участниками может вовсе исчезнуть всякое доверие, взаимопонимание и уважение.

    Избегание

    Суть данной стратегии заключается в том, что человек старается сделать всё возможное, чтобы отложить конфликт и принятие важных решений на потом. При такой стратегии человек не только не отстаивает свои интересы, но и не проявляет внимания к интересам оппонента.

    • Отказ от взаимодействия с оппонентом
    • Тактика демонстративного ухода
    • Отказ от применения силовых методов
    • Игнорирование любой информации от оппонента, отказ от сбора фактов
    • Отрицание важности и серьёзности конфликта
    • Преднамеренное замедление в принятии решений
    • Страх сделать ответный ход

    Компромисс

    Компромисс является частичным удовлетворением интересов всех субъектов конфликтного взаимодействия.

    • Ориентированность на равенство позиций
    • Предложение своих вариантов в ответ на предложение вариантов оппонента
    • Иногда использование хитрости или лести с целью вызова у оппонента благожелательного отношения
    • Стремление к поиску взаимовыгодного решения

    Несмотря на то, что компромисс подразумевает удовлетворение интересов всех субъектов конфликтного взаимодействия, что, по сути, является справедливым, важно иметь в виду, что в большинстве ситуаций данная стратегия должна рассматриваться только в качестве промежуточного этапа разрешения ситуации, предшествующего поиску наиболее оптимального решения, полностью устраивающего конфликтующие стороны.

    Сотрудничество

    Выбирая стратегию сотрудничества, субъект конфликта настроен на разрешение конфликта таким образом, чтобы это было выгодно всем участникам. Причём, здесь не просто учитывается позиция оппонента или оппонентов, но и присутствует стремление к тому, чтобы их требования были максимально удовлетворены, как и свои собственные.

    • Сбор информации об оппоненте, предмете конфликта и самом конфликте
    • Подсчёт ресурсов всех участников взаимодействия с целью выработать альтернативные предложения
    • Открытое обсуждение конфликта, стремление его опредметить
    • Рассмотрение предложений оппонента

    Таковы пять основных стратегий поведения в конфликте. Как правило, именно их принято использовать при конфронтации с другими людьми. И это вполне оправданно, т.к. их эффективность неоспорима. Но, вместе с этим, для урегулирования конфликтов можно применять и другие не менее эффективные стратегии, такие как подавление и переговоры.

    Дополнительные стратегии поведения в конфликте

    Рассмотрим каждую из них отдельно.

    Подавление

    • Целенаправленное и последовательное сокращение количества оппонентов
    • Разработка и применение системы норм и правил, способных упорядочить отношения между оппонентами
    • Создание и поддержание условий, препятствующих или затрудняющих конфликтное взаимодействие сторон

    Переговоры

    Проведение переговоров является одной из наиболее распространённых стратегий разрешения конфликтов. При помощи переговоров разрешаются как микроконфликты (в семьях, организациях), так и конфликты макроуровня, т.е. конфликты мирового и государственного масштаба.

    • Ориентированность на поиск взаимовыгодного решения
    • Прекращение любых агрессивных действий
    • Проявление внимания к позиции оппонента
    • Тщательное обдумывание последующих действий
    • Использование посредника

    Читайте также: