Какие стороны жизни отражала русская народная песня кратко

Обновлено: 05.07.2024

УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеева, Т.Н. Кичак по музыке для 5 класса.

Цель урока: понять, какие стороны жизни отражала русская народная песня

Задачи урока:

  1. эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
  2. воспитание культуры мышления и речи обучающихся;
  3. формирование вокально-хоровых умений обучающихся.

Предметные компетенции

  • дать представление о жанрах в музыке (народная песня, авторская песня)
  • развивать умение слушать вокальную музыку (сольное, хоровое пение)
  • способствовать развитию понимания смежных видов искусства (музыка, литература, живопись)
  • знакомство с творчеством русских художников (И. Шишкин, В. Поленов, И. Левитан)
  • определить роль средств музыкальной выразительности в создании музыкального образа (мелодия – характер, легато, распевы; звуковая изобразительность аккомпанемента – колокольные звоны)
  • дать представление о музыкальной культуре русского народа
  • способствовать совершенствованию вокально-хоровой грамотности

Информационная компетенция

Социальная компетенция

  • воспитывать толерантное отношение к мнению других людей (выполнение домашнего задания – интервью)
  • развивать письменную культуру в процессе изложения своих мыслей о музыке (Дневник музыкальных наблюдений, С.8)

Коммуникативная компетенция

  • развивать диалогическую и монологическую речь

Личностная компетенция

Музыкальные инструменты: аккордеон, фортепиано

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран

Опыт творческой самореализации обучающихся в процессе изучения народной культуры

Ход урока

Слайд 3

Ноты

С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.

С чего начинается Родина?
С окошек горящих вдали,
Со старой отцовской буденновки,
Что где-то в шкафу мы нашли,
А может, она начинается
Со стука вагонных колес,
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.
С чего начинается Родина?

Учитель: Хорошая песня – это целый мир, который рассказывает о жизни, о людях, о добрых чувствах.

Ученик: Русская песня всегда отражала окружающую жизнь, природу России, её пейзажи.

Ученик: Мир русской песни – это поля и степи, дубы и берёзы, весь просторный русский пейзаж.

Учитель: Какие слова посвятил песне русский поэт XIX века Иван Суриков.

(Учитель предварительно определяет трёх учеников для выразительного чтения стихотворения).

Как кому на свете
Дышится, живётся -
Такова и песня
У него поётся.
Жизнь даёт для песни
Образы и звуки:
Даст ли она радость,
Даст ли скорбь и муки,
Даст ли день роскошный,
Тьму ли без рассвета -
То и отразится
В песне у поэта –

Ученики представляют свои литературные опыты.

Слайд 4

И. Шишкин. Среди долины ровныя

Слайд 5

(Учитель исполняет два куплета песни)

Ноты

Ученик: Народная песня ярко и полно отражала природу и быт, чувства и переживания людей прошлого, рассказывала об их праздниках и буднях.

(Учитель исполняет песню.)

Слайд 6

Ноты

Слайд 7

В. Поленов. Монастырь над рекой

Ученик: Мелодия песни нетороплива как бескрайняя широкая степь, степь раздольная.

Ученик: Мелодия величава как православные монастыри.

Ученик: Вдалеке - бескрайние широкие просторы.

Ученик: Монастырь звучит колокольным звоном над Волгой – матушкой.

Музыкальное рисование в тетради по музыке.

Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,
И как я, с ним навек простясь,
Там слушал звон в последний раз.

Слайд 8

(Учитель играет аккомпанемент).

Какие звоны изображает аккомпанемент песни?

Ученик: колокольные звоны

Ноты

Слайд 9

Ученик: Облик деревянной Руси с её церквами, колокольным звоном до́рог и близок русской душе. Вечерний звон был частью родного края, он навевал воспоминания о юных днях, мечтах, надеждах.

И. Левитан. Вечерний звон

Музыкальное рисование в тетради по музыке.

Ученик: Облик родины, с её широкими степями, реками, колокольным звоном.

Ученик: Звучит душа России с её любовью к Богу, давшую миру богатую культуру колокольного звона.

2. Учитель: Какие стороны жизни отражала русская народная песня?

Слайд 10

Запись в тетради по музыке: Вывод: Русская народная песня отражала:

Ученик: природу России, её пейзажи

Ученик: быт, чувства и переживания людей

Ученик: будни и праздники народа

Домашнее задание: (Дневник музыкальных наблюдений, С.8)

Слайд 11

Расширим вопрос: Какие народные песни ты полюбил ещё в детстве? Кто тебе их пел?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ конспект урока музыки Левикиной.docx

Конспект урока музыки

На этом уроке вы узнаете:

- какие стороны жизни отражала русская народная песня;

- содержание русских народных песен;

- жанры русских народных песен.

Ключевые слова:

- русская народная песня, жанры русской народной песни.

Основное содержание урока

1. Какие стороны жизни отражала русская народная песня?

2. Содержание русских народных песен:

6. Разбор творческого задания.

7. Разбор контрольного задания.

Выбранный для просмотра документ Урок музыки Левикиной.ppt

Мир русской песниУрок музыки в 5 классе Подготовила: учитель музыки в МБОУ «.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Мир русской песниУрок музыки в 5 классе Подготовила: учитель музыки в МБОУ «.

Цели и задачи урока:
формировать регулятивные УУД ( ставить цель, проводить самоконтроль, взаимоконтроль); познавательные ( проводить анализ, синтез), коммуникативные (работать в парах, вести диалог).
Воспитывать целеустремлённость, стремление оказывать помощь.
Планируемые результаты:
- по достижению личностных результатов: развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; оценивать усваиваемое содержание, формирование потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно- нравственного развития.
- по достижению метапредметных результатов: устанавливать рабочие взаимоотношения, выражать свои мысли, идеи; развитие навыков владения разными видами речевой деятельности, применения приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, взаимодействия с окружающими людьми (развитие коммуникативных УУД), регулятивных и познавательных УУД;
- по достижению предметных результатов: слушать и анализировать музыкальные произведения; определять жанровую основу; развивать вокальные и исполнительские способности формировать певческие навыки, эмоционально воспринимать русскую народную песню; формулировать своё отношение к изучаемому произведению; различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке.

2. Модуль объясняющий Материал к уроку взят с сайта https://resh.edu.ru/sub.

3. Модуль тренировочныйМатериал взят с сайта https://learningapps.org/3071319 .

4. Модуль контрольныйМатериал к уроку взят с сайта https://learningapps.org.

Найди соответствие:Лирическая протяжная Солдатская Трудовая Плясовая Хороводн.

Какие народные песни ты знаешь?Ах ты, степь широкая… Русская народная песня В.

Какие народные песни ты знаешь?
Ах ты, степь широкая… Русская народная песня
Вечерний звон. Русская народная песня
Веснянка. Украинская народная песня
Пастушка. Французская народная песня
Камертон. Норвежская народная песня
Кадэ Русель. Французская народная песня

4. Модуль дополнительныйПрограммно-техническое обеспечение: Компьютер. CD-пр.

Агольцева Елена Викторовна

Слово, люди, добро, род, родня, Родина. Много веков живут на Земле эти слова. По ним в старину люди учились читать. Почти с каждой буквы алфавита начиналось главное в жизни каждого человека слово. и песня
"Песня - душа народа", прямо и непосредственно выражает значение народной песни. Она раскрывает такие глубины, такие тайники русского характера, которые невыразимы, непостижимы в иных жизненных ситуациях. Русский пел и поёт почти всегда - в горе и радости, в будни и праздники. Песня настолько полно выражает особенности национального характера, что это было отмечено русскими мыслителями "Покажи мне , как ты веруешь и молишься; как ты поёшь, пляшешь и читаешь стихи, - говорил И.А.Ильин, - скажи мне всё это, а я скажу тебе, какой нации ты сын".
Народная песня - самая доступная всем форма приобщения к музыкальному творчеству. Где, как не в песне, можно постичь характер народа: его безмерную широту, доброту и щедрость, удаль и молодецкий задор. В песне, как в молитве, происходит очищение души, как говорили древнегреческие мудрецы.

Песня - хранилище души народной, а без души и народа не будет. Если перестанет русский народ петь свои песни, то он перестанет и существовать как нация.

Полдневный зной его палил.
И пот с него ручьями лил.

И падал он, и вновь вставал,

И.Тургенев сумел необычайно выразительными художественными средствами показать своеобразие русского национального характера в песенном творчестве.

Слышу песни жаворонка,

Слышу трели соловья.
Это – русская сторонка,

Это – Родина моя!

В русской народной песне воспеты Алтай и Валдай, Урал и Сибирь, Байкал и Русский Север.

Передовые люди России , стремясь сохранить великие богатства устного народного творчества, для будущего, стали записывать песни. Первые сборники песен появились в XVIII веке. Позднее народные песни собирали и записывали композиторы М.Глинка, Балакирев, Римский – Корсаков, Чайковский, Лядов, писатели Тургенев, Л.Толстой, Пушкин, Гоголь.

Использование народных песен придаёт музыкальным произведениям особый колорит, так как в их словах и интонационном строе запечатлены образ времени глубокое своеобразие народной культуры. Народное песенное творчество – это целостный образ страны, её природы, уклада жизни.

Получили известность имена талантливых сказителей – певцов Ирины Федосовой, Марфы Крюковой, Рябининых. Русская народная песня становится ещё более известной и популярной, благодаря великим русским исполнителям, среди которых первые места занимали и занимают Ф. Шаляпин, Н. Плевицкая, Л. Русланова, Л. Зыкина, Д. Хворостовский и многие другие. Они выразили в своем творчестве лучшие свойства русского национального характера.

Песни – воплощение жизни народа, его культуры; является и всегда была выражением искренности, эмоциональности, и выразительности народной души. А как затянешь песню – и тяжелая работа не в тягость, и горе – не горе, и беда – не беда. Для русского человека пение подобно молитве: в песне и напляшешься, и раскаешься, и повинишься, и душу свою облегчишь, и тяжесть с души камнем отвалится.

Русская народная песня всегда была и будет выразительницей русского национального самосознания и русского характера. Русская песня – русская история.

Учитель: Исполнение песни В. Баснера "С чего начинается Родина?" настроит нас на изучение темы "Мир русской песни".

(Учебник "Музыка", С. 56)

Учитель: Хорошая песня - это целый мир, который рассказывает о жизни, о людях, о добрых чувствах.

Учитель: Что всегда отражала русская народная песня? (Ответить на вопрос поможет учебник "Музыка", С. 58)

Ученик: Русская песня всегда отражала окружающую жизнь, природу России, её пейзажи.

Учитель: Что вбирает в себя выражение: "Мир русской песни"?

Ученик: Мир русской песни - это поля и степи, дубы и берёзы, весь просторный русский пейзаж.

Учитель: Какие слова посвятил песне русский поэт XIX века Иван Суриков.

(Учитель предварительно определяет трёх учеников для выразительного чтения стихотворения).

Учитель: Составьте рассказ по иллюстрации (страница 58 учебника "Музыка").

Из вашего рассуждения мы должны узнать: "Как называется живописный сюжет и кто его автор", "Что изобразил художник", "Если бы вы были композитором, какую мелодию бы сочинили"

Ученики представляют свои литературные опыты.

Учитель: Живёт и русская народная песня "Среди долины ровныя". (Учитель исполняет два куплета песни)

Запись в тетради: РНП "Среди долины ровныя"


Учитель: Какие стороны жизни отражала народная песня? (В построении развёрнутого ответа вам поможет наш учебник "Музыка")

Ученик: Народная песня ярко и полно отражала природу и быт, чувства и переживания людей прошлого, рассказывала об их праздниках и буднях.

Запись в тетради по музыке: РНП "Ах, ты, степь широкая:"

Учитель: Познакомимся с нотной записью народной песни "Ах, ты, степь широкая:". Обратите внимание на распевы (на один слог приходится несколько нот: слоги "-ро", "-доль", "-на", "-ма", "-тушь", "-воль"), на легато, слитное исполнение нескольких нот).

(Учитель исполняет песню.)

Учитель: Как вы думаете, что общего между русской народной песней "Ах, ты, степь широкая:" и живописным сюжетом В.Д. Поленова "Монастырь над рекой". (В вашем ответе - "помощь учебника" и ваши наблюдения)

Ученик: Мелодия песни нетороплива как бескрайняя широкая степь, степь раздольная.

Ученик: Мелодия величава как православные монастыри.

Ученик: Вдалеке - бескрайние широкие просторы.

Ученик: Монастырь звучит колокольным звоном над Волгой - матушкой.

Слушание: РНП "Ах, ты, степь широкая:",

CD № 1, фрагмент № 10

"Музыкальное" рисование в тетради по музыке.

Учитель: Иногда народные песни основывались на авторских стихотворениях, близких по характеру словам народных песен. Одно из таких стихотворений - "Вечерний звон" - стало основой известной песни. Его автор И.Козлов. [4, 60]

(Чтение стихотворения всем классом)

Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,
И как я, с ним навек простясь,
Там слушал звон в последний раз.

Запись в тетради по музыке: "Вечерний звон". Стихи И. Козлова

Учитель: Познакомимся с нотной записью № 12, Песня "Вечерний звон".

(Учитель исполняет аккомпанемент).

Что изображает аккомпанемент песни?

Ученик: колокольные звоны


Учитель: Какие образы, звучащие в музыке "Вечернего звона", близки русской душе?

В вашем ответе вам будут помощниками текст учебника "Музыка" и иллюстрация И.Левитана "Вечерний звон". [4, 61]

Ученик: Облик деревянной Руси с её церквами, колокольным звоном дорог и близок русской душе. Вечерний звон был частью родного края, он навевал воспоминания о юных днях, мечтах, надеждах.

Слушание: Песня "Вечерний звон", стихи И. Козлова

CD № 1, фрагмент № 11

"Музыкальное" рисование в тетради по музыке.

Учитель: Есть ли общее в песнях "Ах, ты, степь широкая:" и "Вечерний звон"? В чём оно проявляется? (Читаем вопрос № 2 в учебнике "Музыка", с.61) Наш учебник поможет в нахождении нескольких вариантов ответа.

Ученик: Песни - весь просторный русский пейзаж.

Ученик: Облик родины, с её широкими степями, реками, колокольным звоном.

Ученик: Мелодии песен неторопливы как бескрайняя широкая степь.

Ученик: Мелодии песен величавы.

Ученик: В песнях звучит душа России с её любовью к Богу, давшую миру богатую культуру колокольного звона.

Ученик: Песни рассказывают о жизни народа, пейзажах России.

2. Учитель: Какие стороны жизни отражала русская народная песня?

Запись в тетради по музыке:

  • природу России, её пейзажи
  • быт, чувства и переживания людей
  • будни и праздники народа

Домашнее задание:

(Дневник музыкальных наблюдений, С.8)

Учитель: К выполнению данного задания (ответы на вопросы: "Какие песни ты полюбил ещё в детстве? Кто тебе их пел?") обращались во время изучения темы "Песня - верный спутник человека".

Расширим вопрос: Какие народные песни ты полюбил ещё в детстве? Кто тебе их пел?

(Записать свои размышления, наблюдения, взять интервью в своей семье)

3. Вокально-хоровая деятельность на уроке

С. 38 "Уж ты зимушка - зима" - разучивание

С. 34 "Если другом стала песня"


Источники.

1. Алеев В.В. Музыка. 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.- 6-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2008.- С. 53

2. В.В. Алеев О роли учебника на уроках музыки // Искусство и образование. Журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. № 5 (55).-М.: 2008.- С.71

3. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Дмитрий Иванов.- М.: Чистые пруды, 2007,-С.8.- (Библиотечка "Первого сентября", серия "Воспитание. Образование. Педагогика". Вып.6 (12)).

4. Науменко Т.И., Музыка. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений /Т.И. Науменко, В.В. Алеев.- 7 - е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2006.- 190

5. Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Музыка. 5 кл. Фонохрестоматия.-М.: Дрофа, 2009, 2CD

6. Науменко Т.И., Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 5 кл.: пособие для общеобразоват. Учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.- М.: Дрофа, 2010

7. Т.Н. Науменко, В.В. Алеев Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя.- М.: Дрофа, 2001

8. О. Локтева Дизайн интерьера через призму искусства XX века // Искусство № 14 (446), 15-31 июля 2010. Учебно - методическая газета для учителей МХК, Музыки, ИЗО. Издательский Дом "Первое Сентября".- М. 2010.- С.4

9. С.Л. Островская Как сделать презентацию к уроку? Фестиваль педагогических идей "Открытый урок".- М. Издательский дом "Первое сентября": 2010

10. Русские народные песни. Мелодии и тексты: М: Издательство "Музыка": 1987.- С. 25

11. Русские художники: Энциклопедический словарь.- СПб.: Азбука, 1998.- С.348; С. 480; С.702

12. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех.- М.: Издательство "Первое сентября", 2000.- С.365

13.Способин И.В. Элементарная теория музыки: Учебник для музыкальных училищ.-7-е изд.-М. Музыка, 1979.- С. 27

14. С. Старобинский Урок музыки с книгой в руках // Музыкальное воспитание в школе. Выпуск 13 (составитель О.А. Апраксина) Издательство "Музыка".- М.: 1978,-С. 96

15. Шелонцев В.А., Шелонцева Л.Н. Реализация компетентностного подхода в обучении: Учебное пособие. Омск: БОУ "РИАЦ".-2009.-С. 4; 5; 6; 12; 26

Читайте также: