Какие стадии развития культуры выдвинул л морган кратко

Обновлено: 04.07.2024

Предмет первобытной истории и ее место в системе наук. Сторонники теории прогресса в развитии человечества (гегельянцы, эволюционисты, марксисты, неоэволюционисты и др.) выделяют ряд восходящих ступеней развития. Таких ступеней, или исторических типов общества, насчитывают неодинаковое количество. Но как бы различные исследователи ни относились к членению исторического процесса, ни у кого нет сомнений в том, что начальным этапом этого процесса был первобытнообщинный строй (первобытное общество, древнейшее общество, догосударственное общество), охватывающий весь огромный период времени — от появления на Земле человека до становления первых классовых обществ и государств, а также обычно сопутствующего им возникновения упорядоченной письменности.

Этот начальный этап существования человечества и есть предмет первобытной истории

Значение первобытной истории. Множество явлений человеческой жизни, в том числе и современной жизни, возникло или стало возникать в седой древности первобытного общества. Назовем только некоторые: жилище и одежда, земледелие и скотоводство, общественное разделение труда, брак и семья, нравственность и этикет, полезные знания, искусство и религиозные верования. Чтобы правильно разобраться в эволюции ряда элементов материальной культуры, социальных норм или идеологических представлений, часто приходится обращаться к их истокам. В этом познавательное значение первобытной истории.

В числе проблем, целиком или частично исследуемых на материалах первобытной истории, немало таких, в решении которых десятилетиями проходил, а подчас и теперь проходит водораздел между разными мировоззренческими позициями. Как появился на Земле сам человек: в результате закономерной эволюции органической природы или божественным промыслом? Каково происхождение человеческих рас и дает ли оно основания для расистских идей о их неравноценности? Обоснованна ли коллективистическая концепция первобытного общества — этого первого звена в развитии человечества? Как и когда возникли частная собственность, общественное неравенство и государственное принуждение? Имманентны ли они всякому человеческому обществу или исторически обусловлены, а тем самым и преходящи? Извечна ли такая специфичная форма миропонимания, как религия, и, в частности, религия в ее монотеистической форме? Идеологическая масштабность этих вопросов очевидна. Таким образом, первобытная история имеет также и большое мировоззренческое значение.

Еще один аспект первобытно-исторических знаний не лишен непосредственно практического значения. Ведь многие народы Азии, Африки, Латинской Америки, Океании еще совсем недавно находились или продолжают находиться на различных ступенях разложения первобытнообщинного строя. Черты и остатки этого строя в их жизни требуют анализа, оценки, учета в государственном, экономическом и культурном строительстве, и наука, в том числе первобытно-историческая, не стоит от этого в стороне.

Хронология и периодизация первобытной истории. Общая характеристика основных этапов первобытной истории.

Хронология Первобытнообщинный строй был самым длительным по времени — более миллиона лет — этапом истории человечества. Определить его нижнюю грань сколько-нибудь точно нелегко, так как во вновь обнаруживаемых костных остатках наших далеких предков большинство специалистов видит то предчеловека, то человека, и время от времени преобладающее мнение меняется. В настоящее время одни ученые считают, что древнейший человек (а тем самым и первобытное общество) возник 1,5—1 млн. лет назад, другие относят его появление ко времени более 2,5 млн. лет назад. Верхняя грань первобытнообщинного строя колеблется в пределах последних 5 тыс. лет, различаясь на разных континентах. В Азии и Африке первые классовые общества и государства сложились на рубеже 4 и 3 тысячелетий до н. э., в Америке — в 1 тысячелетии н. э., в других областях ойкумены* —еще позднее.

Периодизация

Геологич. периодизация: эра – Кайнозой (56 млн.л.н. – наше время); период – Четвертичный (с 2,5-2 млн.л.н.); эпохи – Плейстоцен– Ледниковый Период (2,5-2 млн.л.н. – 10 т.л.д.н.э.) и Голоцен (10 т.л.д.н.э. – наше время).

Дунай (ок. 2 млн.л.н.) - эоплейстоцен;
Гюнц (1 млн. – 700 т.л.н.) – эоплейстоцен.
Миндель (Окское) (500 – 350 т.л.н.) – нижний плейстоцен
Рисс (Днепровское) (250-200 – 120 т.л.н.) – средний плейстоцен.
Вюрм (Валдайское) (80 – 11 т.л.н.) – верхний плейстоцен.

Археологическая Палеолит(древний камен. век): 3 млн. л.н. – 10 т.л.д.н.э. Делится на след эпохи: Нижний (олдувай: 3 млн. – 700-800 т.л.н., ашель: 800 т. – 120-100 т.л.н.), Средний (мустье: 120-100 – 40 т.л.н.) и Верхний a.k.a. Поздний (40 т.л.н.– 10 т.л.b.c.);
Мезолит(средний): 10-9 т.л.д.н.э. – 7 т.л.д.н.э.;
Неолит(новый): 6-5 – 3 т.л.д.н.э.
Медный век(энеолит) - 4-3 д.н.э.
Бронзовый век: 3-1 тыс. Ранний, средний (25-19 вв.), поздний (до 10 в.)

Периодизация первобытной истории Л.Г. Моргана

Дикость. Присваивающие отрасли хозяйства (собирательство, охота, рыболовство)

Варварство. Производящие отрасли хозяйства (земледелие, скотоводств).

Австралопитеки (5 -1 млн лет назад) → Архантропы (150 тыс. лет назад) (синантропы, питекантропы, гейдельбергский человек, атлантроп) → Палеоантропы (неандертальцы) → Неоантроп (кроманьонец).

Критерий: смена форм хозяйственной деятельности человека.

  1. Присваивающее хозяйство (собирательство, рыболовство и т.д.)
  2. Производящее хозяйство

Общая характеристика
Первобытная история начинается с эпохи праобщины (первобытного человеческого стада, антропосоциогенеза). Эта эпоха открывается появлением целеполагающей орудийной деятельности и, следовательно, возникновением древнейших людей-архантропов, образующих первые, пока еще более или менее аморфные производственные коллективы. Основное содержание эпохи — преодоление в процессе трудовой деятельности остатков животного состояния, унаследованных от стад человекообразных обезьян и предлюдей, упрочение социальных связей, а вместе с тем и завершение биологического развития самого человека.

Эпоха первобытной общиныоткрывается возникновением первых упорядоченных форм социальной организации — рода и родовой общины.Именно здесь получают полное выражение основные черты первобытнообщинного строя—более или менее последовательный коллективизм в производстве и потреблении, общая собственность и уравнительное распределение.Эти черты особенно ярко выражены на стадии раннепервобытной общины и сохраняются, хотя уже не господствуют, на стадии позднепервобытной общины. Нижняя граница эпохи — средний палеолит (время палеоантропов) или верхний палеолит (время неоантропов), верхняя —как правило, неолит.

эпоха классообразования—время распада первобытнообщинного строя

Эта последняя эпоха повсюду знаменуется прогрессирующим развитием всех отраслей хозяйственной деятельности и ростом избыточного продукта. Общая собственность общины начинает вытесняться обособленной собственностью отдельных домохозяйств, уравнительное распределение вытесняется трудовым, общинно-родовые связи рвутся и уступают место общинно-соседским в их ранней, первобытной форме. Появляются начальные формы эксплуатации, вместе с которыми избыточный продукт начинает превращаться в прибавочный, происходит зарождение частной собственности, общественных классов и государственности.Нижняя граница эпохи в более продвинутых обществах приходится на время позднего неолита, в менее продвинутых — по большей части на время металлов.Верхняя граница—появление классовых обществ и государств — наиболее продвинутыми обществами перейдена около 5 тыс. лет назад, наиболее отставшими в своем развитии не перейдена и до настоящего времени.

Социокультурная эволюция О. Конта

Согласно теории Огюста Конта, все народы в своем развитии проходят тождественные стадии. Социокультурная эволюция является интеллектуальной: тип интеллекта определяет тип культуры.

1. Первобытный тип культуры строится на основе мифа и религии.

2. Средневековый тип культуры основан на метафизике.

3. Новейший (позитивный) тип культуры основан на науке, которая отвергает религию, метафизику и объясняет мир путем установления естественных, эмпирически наблюдаемых взаимозависимостей.


1.1.2. Эволюционная теория культуры Г. Спенсера

На основе этого закона ученый объясняет многообразный мир культуры.

В ходе однолинейной эволюции культура каждого общества приобретает более сложный.

Это происходит потому, что сознание человека меняется под воздействием господства науки и техники.

Сам по себе человек является продуктом поэтапного развития культуры.

Основные положения эволюционизма

1. Существует общий, универсальный закон развития человеческих культур.

2. Человеческий род един, поэтому все люди имеют примерно одни и те же умственные способности и в сходных ситуациях будут принимать примерно аналогичные решения, что в свою очередь определяет единство человечества и единообразие его культуры на сходных ступенях развития.

3. В человеческом обществе имеет место непрерывный прогресс, т.е. прямолинейный процесс перехода от простого ко все более сложному. Таким образом общественное развитие идёт по законам эволюции.

4. Культурные различия народов вызваны их различными ступенями развития, а все народы и все культуры соединены между собой в один непрерывный развивающийся эволюционный ряд.

5. Первобытное общество имело единые для всех народов социальные, культурные и экономические модели.

Теория матриархата И. Бахофена

Известность Иоганну Бахофену принесла его теория матриархата, поставившая под сомнение традиционные представления об обществе.

Бахофен утверждал, что исторически матриархат предшествовал устройству семьи и общества, основанного на примате отцовства.

Три наиболее значительных для человека небесных тела (земля, луна и солнце) воплощают определенные этапы развития человеческой истории (например, земля – материнское, солнце – отцовское начало).

Движение от материнского начала к отцовскому Бахофен метафорически разделяет на три стадии:

Господствующая роль женщины в родственных отношениях, религиозном культе и в общественной и правовой жизни определяет первую ступень человеческой истории.

Теория эволюции Л.Г. Моргана

Ядром теории Моргана является идея об едином прогрессивном пути развития человечества.

Морган предложил периодизацию истории, включающую три этапа:

– дикость;

– варварство;

– цивилизацию.

На стадии дикости в человеческой деятельности господствовали охота, рыболовство и собирательство, отсутствовала частная собственность, существовало равенство.

На стадии варварства появляется земледелие и скотоводство, возникает частная собственность и социальная иерархия.

Третья стадия связана с возникновением государства, классового общества, городов, письменности и т. д.

Это открытие сыграло революционную роль в развитии этнологии и истории первобытности.

Согласно Моргану, семейно-брачные отношения проходят в своем развитии следующий путь:

1) промискуитет (беспорядочная половая связь со многими партнёрами);

2) кровнородственная семья (половое общение разрешено лишь между теми, кто принадлежит к одному поколению );

3) пуналуальная семья (форма группового брака, исключающая половую связь между единоутробными братьями и сёстрами, а также братьями и сёстрами более дальних степеней родства);

4) синдиасмическая семья (один мужчина живет с одной женщиной; брачные узы легко расторгаются, дети остаются с матерью; впервые становится известен действительный биологический отец);

5) моногамия (отличается тесной связью между мужчиной и женщиной, которая может быть расторгнута только по воле мужчины).

Несмотря на то что гипотезы Моргана о существовании кровнородственный семьи и семьи пуналуа были опровергнуты, в целом его идеи о материнском роде и общей логике развития семьи стали общепризнанными.

Эволюционизм - система взглядов в изучении истории жизни, подразумевающая всеобщее постепенное (упорядоченное) и закономерное (последовательное) развитие.

Эволюционизм - направление, являвшейся наукой о человеческой культуре. Самостоятельная дисциплина, исследовавшая историческое развитие культур, осуществляла сравнительный анализ их различных типов, изучала закономерности функционирования, взаимодействие с природными условиями.

Почти одновременно в Германии, Франции, Англии и США появились первые эволюционистские концепции культуры. Основные черты этого подхода : идея единства человеческого рода и единообразия развития культур (все народы идут по одному пути развития), прямая однолинейность этого развития - от простого к сложному, психологическое обоснование явлений культуры, идеи прогресса в общественном развитии.

Идея первых исследователей культур - это идея создания общей науки о человеке и культуре. В природе существует единство человеческого рода, поэтому все люди имеют примерно одни и те же умственные способности, и в одинаковых ситуациях будут принимать примерно аналогичные решения.

К главным предметным областям исследований следует отнести: стадии развития культур, исторические формы брака и семьи, выяснение причин ряда запретов (табу), обычаев (экзогамия), анализ культурного своеобразия первых форм религии.

Морган, делит всю историю человеческого общества на три эпохи: дикость, варварство, цивилизацию.

Концепция Дж. Фрезера - автор работ, посвященных изучению верований, мифов, обрядов, ритуалов самых различных культур. "Золотая ветвь" и "Фольклор в Ветхом завете" . книги "Тотемизм и экзогамия", "Почитание природы" и др.

Фрезер одним из первых предпринял сравнительно-историческое изучение сюжетов Ветхого завета в сравнении с мифологией других народов. Был одним из создателей исторического подхода к Священному Писанию. Он является автором концепции эволюционных стадий в умственном развитии человечества.

Согласно Фрезер, существуют три стадии такого развития: магия, религия, наука. На первой стадии развития человек верил в свои способности, в свою колдовскую силу приманивать зверя, наносить вред врагу на расстоянии и т. д. Затем человек стал приписывать сверхъестественные способности уже богам. К ним он стал обращаться с молитвами. На последней стадии своего развития человек пришел к выводу, что ни духи, ни он сам не управляют развитием и функционированием природы. Место богов заняли законы. Не лишено основания мнение о том, что в современной культуре сосуществуют все три типа умственно-культурного развития, выделенные Фрезером.

22.Неоэволюционистские направление развития культуры (Л. Уайт, Ж.Стюард, Э. Сервис).

Неоэволюционизм возник в середине 50-х годов XX века благодаря работам американского этнолога Лесли Уайта и антрополога Джулиана Стюарда. Они рассматривали историю общества как совокупность замкнутых систем, развивающихся в разных направлениях.

Идеи неоэволюционизма получили особое распространение в США и наиболее полно разработаны в трудах Лесли Элвина Уайта (1900-1972). По его мнению, культура представляет собой независимую систему, функция и цель которой - делать жизнь безопасной и пригодной для человечества. Согласно его концепции, мерой и источником любого процесса развития является энергия. Культура - это система, развивающаяся через определенные стадии в зависимости от накопления или затрат энергии.

Л. Э. Уайт в этой системе различал три подсистемы: технологическую (орудия производства, оружие, одежда, жилища и т.п.); социальную (все виды индивидуального или коллективного поведения людей); идеологическую (знания, идеи, верования).

Значительное место в концепции Л. Э. Уайта занимает теория символов.

Дж. Стюард (1902-1972) был убежден, что различные виды окружающей среды требуют различных форм адаптации к ним, поэтому и культуры развиваются в разных направлениях. Он ввел понятие: культурная экология - процесс адаптации и взаимоотношения культуры с окружающей средой. Это процесс непрерывный, поскольку ни одна культура не смогла оптимально приспособиться к окружающей среде.

Стюард Элман Сервис (Service) (Sahlins, род. 1930) разработал новую классификацию единиц социальной интеграции на разных уровнях, разных ступенях культурно-исторического процесса. Критериями послужили формы обмена и т. п. Существенным было введение между племенем и государством промежуточной ступени, которую они назвали "вождество" (в какой-то мере вождество соответствует "военной демократии" Энгельса). Схема получилась такой: band - tribe - chiefdom - state (орда - племя - вождество - государство).

Морган использовал сложившееся еще в XVIII веке деление исторического процесса на стадии дикости, варварства и цивилизации. В свою очередь каждую из этих стадий он подразделял на низшую, среднюю и высшую ступени. Низшая ступень дикости начинается с возникновения человека и членораздельной речи. Средняя - с возникновения рыболовства и использования огня. Верхняя - с использования лука и стрел. Низшее варварство начинается с изобретением гончарства. Средняя - ведение земледелия и животноводства. Высшая - с открытия железа. Эпоха цивилизации не подразделяется на ступени. Она начинается с изобретением буквенного письма и записи при помощи его устного словесного творчества.

Основной критерий для определения периодов - это уровень развития производительных сил; "прогресс изобретений и открытий, прогресс в производстве средств к жизни" по словам самого Моргана.

Энгельс дал высокую оценку работе Моргана, назвав ту "замечательным примером материалистического исследования истории первобытности на настоящий момент"

Энгельс дал эпохе дикости наименования периода присваивающего хозяйства, а варварства - производящего хозяйства. Вскоре выявились недостатки, главный из которых - это то, что она не была периодизацией собственно общества.

Признаком нового этапа в развитии общества является не развитие производственных сил как таковых, а вызванное этим изменение общественных отношений.

Специальные периодизации ИПО есть археологическая, антропологическая, палеоклиматическая (геологическая). Эти специальные периодизации не заменяют общеисторическую периодизацию, которая является основной.

Археологическая периодизация основана на изменении материала, из которого изготовлено большинство орудий труда, а также изменение способа его обработки.

Выделяются следующие стадии в рамках археологической периодизации:

i. Ранний (нижний) - около 3 млн. лет назад - 35(30) тыс. лет назад

1. Эпоха Олдовай - около 3 млн. лет назад. - 700 тыс. лет назад

2. Эпоха Ашель - 700 тыс. лет назад - 135 тыс. лет назад

3. Эпоха Мустье - 135 тыс. лет назад - 35(30) тыс. лет назад

ii. Поздний - 35(30) тыс. лет назад - 10(12) тыс. лет назад

b. Мезолит - 10(8) тыс. лет назад - 6 тыс. лет назад

c. Неолит 6(4) тыс. лет назад - 3 тыс. лет назад

i. Ранний неолит

ii. Высокий неолит (энеолит - медно-каменный век)

2. Бронзовый век 3(2) тыс. лет назад - 1 тыс. лет до н.э.

3. Железный век. Пер. пол. 1 тыс. до н.э. - сер 1 тыс. н.э.

Археологическая культура - это историческая общность археологических памятников одного времени, имеющих общие характерные черты и объединенных общностью территории.

Название культур дается либо по характерному признаку ("штрихованной керамики"), либо по названию населенного пункта, где впервые были найдены памятники данной культуры ("милоградская культура")

Антропологическая периодизация основана на изменении антропологического типа человека.

Периодизация по антропологии:

1. Древнейшие африканские гоминиды

4. Homo sapiens sapiens

Геологическая периодизация базируется над методом наблюдения за слоями почвы, их характером, характером культурного слоя - методом стратиграфии. Геология помогает установлению времени бытования т.н. "мостов суши"

Геологическая переодизация базируется на изменении флоры и фауны и выделяет пять эр. Наша эра - последняя, кайнозойская. Эта эра характеризуется широким распространением млекопитающих, птиц, цветковых растений и подразделяетя на палеоген, неоген и антропоген. Под палео- и неогеном раньше понимали т.н. "третичный период", а антропоген "четвертичным периодом", после первичного, когда создавалась земля, и вторичного, когда создавалась жизнь. Однако эти термины теперь не используются.

Антропоген - период, который характеризуется возникновением человека. "Период, когда биосферу дополнила ноосфера (сфера разума)" (В. Вернадский).

Характерной чертой антропогена является неоднократное развитие ледника. В этой связи выделяются следующие стадии:

1. Эоплестоцент (доледниковая эпоха)

2. Плестоцент (ледниковая эпоха)

3. Голоцент (постледниковая эпоха) - период мезолита

Общей шкалы оледенений не существует, но есть свои шкалы для каждого региона, н-р альпийская для Зап.Европы, выделяющие 5 оледенений, разделенных межледниковыми периодами (интерстадиалами):

1. Дунайское оледенение

Для Русской равнины Минделю соответствует Окское, Рисскому - Днепровское, Вюрмскому - Валдайское.

На Беларуси своя схема, где выделяются моренные комплексы Нарвского, Березинского, Днепровского, Сожского и Поозерского оледенений.

Общеисторическая периодизация - это периодизация, в основу которой положен социальный фактор развития общества.

Периоды общеисторической периодизации:

1. Первобытное человеческое стадо (праобщина) - нижний палеолит

2. Раннеродовая община охотников, рыболовов и собирателей - верхний палеолит и мезолит

3. Поздняя родовая община земледельцев и животноводов - неолит

4. Соседская община

Периодизация по Алексееву, предложенная в 1990-е, основанная на взаимодействии природы и человека

1. Палеолит, присвоение готовых предметов природы, гармонично сочетающая потребности развития человеческого общества и природы. Закончилась по причине экологического кризиса

2. Мезолит - до 3 тыс. до н.э. - период освоения природы, земледелия и животноводства, зарождения первых металлургических центров. От наличия или отсутствия ресурсов зависело развитие хозяйства.

3. 3 тыс. до н.э. - рубеж н.э. - период организации городской среды, которая создавала новую психологию, породила государство

4. Рубеж н.э. - до XIX века. Время широкого движения людей и идей с запад на восток и обратно. Время техногенных миграций

5. С конца XIX века. Колоссальный демографический взрыв, приводит к попаданию человечества на грань гибели вследствие нового экологического кризиса, вызванного антропогенным фактором.

Читайте также: