Какие синтаксические понятия формируются в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Пунктуация - система единых правил, постановки знаков препинания. Пунктуация изучается на синтаксической основе. В начальных кл учащиеся знакомятся с . , ? ! знаками. Пунктуационное правило – особая инструкция, в которой сообщается, при каких условиях ставится или не ставится знак препинания. Работу над правилом надо начинать с выяснения условия его действия. Последовательность работы: 1)введение понятия предложения; 2)знакомство со знаками препинания в конце предложения. Правилами записи предложения (начало предлож начинается с большой буквы, в конце ставится точка, слова пишутся раздельно); 3)отработка интонации предлож в соответствии со знаками препинания; 4)определение количества слов в предложении; 5)изучение видов предлож по цели высказывания; 6)по интонации; 7)знакомство с грамматической структурой предложения. Этапы работы над пунк.правилом: 1)подготовительный (знакомство); 2)объяснение правила; 3)применение правила.

В начальной школе начинается формирование представления о синтаксической системе русского языка, ученики знакомятся с текстом, предложением и словосочетанием — основными единицами синтаксиса.

Ознакомимся с программой по русскому языку для начальной школы.

Целью изучения синтаксиса в начальной школе является формирование представления о словосочетании и предложении, о грамматическом значении этих единиц и их функционировании в речи. За время обучения у школьников формируется умение составлять предложения разных типов, вырабатывается навык использования их в речевой практике, расширяется индивидуальный запас синтаксических конструкций в устной и письменной речи.

При составлении сложных предложений дети могут неверно выбрать средство связи между частями предложения, например: Дуров стоял до тех пор, чтобы девочка вышла из клетки; не согласовать грамматически главные члены сложного предложения: Дом был короче, а сарай длинный; смешать грамматические конструкции: Мама сказала, что, давайте, ребята, отпилим у дерева ветку.

Основные методы, которыми пользуются учителя начальной школы, — это наблюдение над фактами языка, синтаксический разбор, реконструкция и конструирование.

Метод наблюдения над фактами языка тесно перекликается с грамматическим разбором, без которого невозможно понять признаки словосочетания и предложения. Эта работа может быть представлена следующими приемами.

Белеет парус одинокий / В тумане моря голубом. (М. Лермонтов)

Главные члены — подлежащее и сказуемое — называют предмет мысли и: то, что о нем хотел сказать автор: парус белеет. Они равноправно составляют главное смысловое ядро, которое и выражает мысль. Они не подчиняют себе друг друга: автор подбирает их произвольно, но по законам русской грамматики соотносит их формы: парус (м.р., ед.ч.), поэтому глагол белеет в форме 3-го лица ед.ч., остальные слова в предложении уточняют, дополняют, распространяют главные члены. Мы хотим узнать подробности о парусе и спрашиваем: парус (какой?). Ищем ответ на наш вопрос в предложении и находим: одинокий, больше нет ни одного слова, отвечающего на этот вопрос, проверяем и обнаруживаем, что у этих слов и грамматическое значение совпадает — оба слова мужского рода, единственного числа и в именительном падеже. Слово голубом отвечает на вопрос (к а к о м?) предложного падежа и относится к слову в предложном падеже: в тумане. Это закон русского языка: существительное требует от прилагательного согласования с ним в роде, числе и падеже. Больше нет слов, относящихся к подлежащему. Это согласованное определение одинокий уточняет характеристику, важную для автора и позволяющую читателю представить определенный признак этого предмета. Далее рассмотрим группу слов, распространяющих сказуемое: белеет (как? зачем? когда? где?). Вопросов много, но ответ только один: (где?) в тумане, а остальные слова распространяют словоформу в тумане (к а к о м?) голубом, в тумане еще (к а к о м?) моря. Сказуемое, выраженное глаголом, тоже требует от дополняющего (распространяющего) его слова подчинения, т.е. определенной грамматической формы. По-русски неправильно белеет туману, а белеет туманом или белеет туман имеют совсем другое значение, для данного предложения не подходящее.

Разбор предложения по членам базируется на узнавании отношений между словами, их связи, т.е. на словосочетаниях, которые обнаруживаются только в контексте — в предложении.


5. Жесткова Е.А. Использование приемов языковой игры на уроках русского языка как условие формирования коммуникативной компетенции младших школьников / Е.А. Жесткова, А.С. Клычева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 7 – С. 333–335.

7. Лучина Т.И. Взаимосвязь коммуникативного образования и нравственного воспитания современных школьников // Теория и практика социального государства в Российской Федерации: научно-производственный потенциал и социальные технологии: материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Омск, 2015. – С. 149–158.

10. Рамзаева Т.Г. Методические основы языкового образования и литературного развития в младших школьников. – СПб., 2003. – 168 с.

Одной из ключевых, остро стоящих проблем обучения русскому языку является речевое развитие младших школьников. Наиболее актуальным направлением современной методики русского языка является формирование у детей внимательного отношения к слову, к его употреблению, развитие способности воспринимать и оценивать изобразительно-выразительный аспект речевого высказывания и кроме того умело использовать его в своей речи.

Обучение родному языку в младших классах преследует в первую очередь практические цели – воспитание у учеников любви к родному языку и литературе на этом языке, формирование таких личностных качеств, как самостоятельность, инициативность, трудолюбие, упорство в достижении целей, развитие мышления, развитие языковых умений и способностей и др. [1].

У младших школьников становление речи идет в двух ведущих направлениях: во-первых, активно набирается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором общаются окружающие; во-вторых, речь способствует перестройке познавательных процессов (внимания, памяти, воображения, а также мышления).

Развитие речи идет не только лишь за счет тех лингвистических способностей, которые выражаются в чутье самого учащегося по отношению к языку. Младший школьник прислушивается к звучанию слова и дает оценку этого звучания.

Изучение языка в школе – это управляемый процесс, и у педагога есть огромные возможности значительно ускорить речевое развитие младших школьников за счет особой организации учебной работы. Так как речь – это деятельность, то и учить речи нужно как деятельности. Одно из значительных отличий учебной речевой деятельности от речевой деятельности в естественных условиях состоит в том, что цели, мотивы, содержание учебной речи не выливаются именно из желаний, мотивов и деятельности ребёнка в широком смысле слова, а задаются искусственно. Поэтому верно задать тему, заинтересовать ею, вызвать желание принять участие в ее обсуждении, активизировать работу учеников.

Известно, человеческая речь начинается с синтаксиса, с понимания его законов, с усвоения правила построения единиц языка – словосочетания и предложения, с использования в речи данных синтаксических единиц.

Синтаксический строй речи – интегральное качество, в котором проявляется степень общей образованности и культуры личности, её своеобразия, способности овладеть новыми способностями, знаниями и умениями, воплощать приобретённые знания в своей деятельности. Данное понимание синтаксического строя речи способствует выбору методических приёмов, средств изучения синтаксиса в начальной школе, которые решают вопросы развивающего и воспитывающего обучения применительно к каждому ученику.

По словам известного психолога Н.И. Жинкина, письменная речь – это трудная аналитико-синтетическая работа, в которой действуют следующие механизмы: механизм отбора слов, механизм контроля и критики текста [6].

Без специальной работы по составлению вариантов предложений, по образованию словосочетаний, которые необходимо включить в состав предложений, по удержанию в памяти основы предложений, оборотов предложений, словосочетаний невозможно формирование синтаксического строя речи младших школьников.

Синтаксические значения и умения содействуют осознанию текста при его чтении и формированию собственной речи – устной и в особенности письменной. Критерием потребности в синтаксисе служит степень практических умений учащихся: в собственной речи они легко создают и сложные предложения, и прямую речь, в том числе и обособленные обороты, подчинительные конструкции. Всё это нуждается в теоретическом осмыслении и в корректировании с позиций культуры речи.

Наиболее значительные исследования синтаксиса русского языка относятся ко второй половине 19 – началу 20 столетия. Они представлены тремя методическими направлениями: логическими, психологическими, формальными [9].

Данные направления были существенным достижением для лингвистики того времени, однако они страдали односторонностью. Представители каждого направления полагали, что каждый иной поход к синтаксису ошибочен. А.А. Потебня начал создавать собственную синтаксическую систему с критики логической концепции Ф.И. Буслаева. Представители формального направления, приняв некоторые положения психологической концепции, сделали упор на роль форм слова в синтаксической системе [9].

Значимым шагом в изучении русского синтаксиса явился многоаспектный подход к предложению как к синтаксической единице, обладающей и логической, и психологической, и формальными сторонами. Суть диалектического метода состоит в совместном анализе означаемой и означающей сторон синтаксических единиц [4].

В основу описания синтаксических единиц были положены как их грамматическая семантика, так и формальные средства.

В целом для изучения в начальной школе выделены три синтаксические единицы: словосочетание, предложение и сложное предложение, а слово и словоформа отнесены к числу синтаксических объектов, особенности которых выражаются только при связи с другими словами в составе синтаксических единиц [10].

Подобное восприятие синтаксиса, синтаксических единиц, их структуры даёт возможность сделать заключение о значимости и необходимости работы над словосочетанием, предложением, сложным предложением с целью решения задач развития мышления и связной речи, для развития синтаксического строя речи учащихся начальной школы, для освоения синтаксических норм русского языка, для организации взаимосвязи между различными уровнями языка: лексикой, морфологией и синтаксисом.

Являясь наравне со словами компонентом построения предложения, словосочетания представляют собой одну из ведущих синтаксических единиц. Различаются словосочетания синтаксические, которые исследуются в синтаксисе (красная материя, металлическая решетка), и фразеологические, которые изучаются во фразеологии (чёрная смородина, железная дорога). Внутри синтаксических словосочетаний различаются свободные и несвободные. Первые легко разделяются на составные их части (лекция по литературе, необходимая книга), вторые создают синтаксически неразделимое целое (два ученика, несколько цветов).

Неоднозначной считается проблема о разделении словосочетаний на подчинительные (общепризнанный вид словосочетаний) и сочинительные (сочетание однородных членов предложения).

Таким образом, принципиальными вопросами теории словосочетаний считаются следующие:

1) существуют ли словосочетания за пределами предложения, в которое оно входит как функциональный компонент наряду с отдельным словом;

Большинство учёных при решении данных вопросов придерживаются того, что словосочетание – это синтаксическое единство, вычленяемое из предложения, по этой причине вероятны и предикативные словосочетания. Другое заключение, исходя из проблемы, предложил В.В. Виноградов, отталкиваясь при определении словосочетания не из предложения, а из слова.

Предложение – это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически созданное слияние слов, обладающее смысловой и интонационной законченностью.

Большинство типов предложения соотносится с логическим суждением. В суждении что-либо о чём-либо утверждается или же отрицается, и в этом находит свое выражение так называемая предикация, т.е. выявление содержания логического субъекта логическим предикатом.

Таким образом, основным признаком предложения большинство лингвистов считают предикативность, понимая под нею отнесенность содержания предложения к объективной действительности (его реальность или нереальность, возможность или невозможность и т.п.). Так как, выражая собственные мысли, эмоции, чувства, ребёнок совместно с тем высказывает и свое отношение к содержанию излагаемого (его желательность или не желательность, долженствование или условность и т.д.), в этом случае весомым признаком предложения считается также модальность.

Средствами выражения модальности являются категория наклонения (изъявительное, повелительное, условно-желательное) и особые лексическо-грамматические средства (так называемые модальные глаголы и модальные слова и частицы).

Из этого можно сделать вывод, что ключевыми признаками предложения считаются предикативность (отношение содержания к реальности), модальность (отношение рассказчика к высказываемому), интонационная оформленность и относительная смысловая законченность.

В работе над предложением в начальных классах условно можно выделить пять направлений:

2. Изучение структуры предложения (работа над осознанием сущности связи слов в словосочетаниях, понимание грамматической основы предложения, отличительных черт главных и второстепенных членов, прямого и обратного порядка слов, распространённых и нераспространённых предложений).

3. Формирование умения пользоваться в собственной речи предложениями, равными по цели высказывания и по интонации. Овладение соответствующим интонированием предложения.

4. Развитие умения точно употреблять слова в предложениями.

5. Формирование умения оформлять предложения в письменной речи (использование прописной буквы в начале предложения, постановке знаков препинания).

Ключевая задача начального обучения русскому языку – развитие и становление речи и мышления учащихся, понимание компонентов грамматического строя, воспитание любви к русскому языку и привитие заинтересованности к его изучению и постоянному исследованию.

Методика работы над предложением в младших классах учитывает реализацию в практике обучения 2 взаимозависимых направлений:

1) понимание компонентов и структуры предложений;

2) отбор, применение лексики в определённом типе предложения.

Ведущими средствами достижения поставленной задачи можно рассматривать следующие:

1) усвоение ключевых законов сочетания слов в предложении;

2) выяснение смысловых и грамматических отношений между словами предложения;

3) правильное использование форм синтаксической связи слов в устной и в письменной речи;

4) правильное интонационное оформление предложения в устной речи и постановка знаков препинания при письме.

Высшим уровнем языковой системы считается синтаксический уровень. На синтаксическом уровне осуществляется взаимодействие всех уровней языковой системы, так как взаимосвязь лексического значения слова, его морфологических свойств и сочетательных возможностей чётко выражается в строе словосочетания, предложения в связанном тексте. Осуществление регулярной работы по синтаксису содействует повышению орфографической и речевой подготовки учащихся начальной школы, более осознанной деятельности при проведении синтаксического анализа, обеспечивает неразрывную связь между начальной и средней школой в общей системе обучения русскому языку.

Владение синтаксической грамотностью имеет большое общекультурное значение, считается показателем уровня речевого развития человека. С целью этого учитель начальных классов на уроках русского языка обязан владеть методикой обучения синтаксическим умениям, а этому учит методика синтаксиса.

Синтаксис русского языка

Синтаксис воспринимается как высший уровень языковой системы, на котором используются все ресурсы языка. К трактовке термина обращались многие лингвисты. Слово синтаксис образовано от греческого слова "syntaxis", которое переводится как "порядок, построение". Самой распространенной трактовкой понятия "синтаксис" можно назвать следующую:

Синтаксис представляет собой раздел грамматики, который изучает законы организации связной речи, способы соединения слов в речи и основные единицы связной речи (словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое, текст и др.), их строение, значение, функции [1].

В синтаксисе выделяются две части:

  1. учение о словосочетании
  2. учение о предложении.

В синтаксисе языковые явления рассматриваются с трех сторон:

  • по выражаемым смысловым отношениям,
  • по строению (структурный аспект),
  • по характеристике цели высказывания (коммуникативный аспект).

Цели и задачи обучения синтаксису в школе

Лингвистической основой школьного курса синтаксиса является структурно-семантическое направление: рассмотрение единиц языка в единстве их значения, формы, функции.

Цели обучения синтаксису состоят в следующем:

  • на основе сознательного усвоения синтаксических понятий обогащать грамматический строй речи учащихся с учетом норм русского литературного языка;
  • сформировать речевые умения и навыки школьников;
  • способствовать формированию всех видов компетенций.

Задачи обучения синтаксису [2]:

  • познакомить учащихся с синтаксическими единицами – словосочетанием, предложением, сложным синтаксическим целым и на этой основе обеспечить усвоение школьниками знаний о строе русского языка;
  • совершенствовать речь учащихся на основе усвоения синтаксических связей и отношений;
  • формировать умение использовать синтаксические единицы в соответствии с коммуникативной установкой, развивать речь учащихся.
  • обогащать синтаксический строй речи учащихся, научить их употреблять различные синтаксические конструкции, синтаксические синонимы;
  • создать базу для успешного усвоения правил пунктуации.

Обучение синтаксису в школе

Первые сведения по синтаксису учащиеся получают в начальной школе. Они изучают виды предложений по цели высказывания, по интонации; члены предложения; связь между словами в предложении и др.

Учение о предложении рассматривает состав простого и сложного предложения.

Предикативность – это отнесенность содержания предложения к действительности, выраженная грамматическими средствами модальности, времени и лица. Предикативность (сказуемость) в школьной практике обычно отождествляется с понятием грамматической основы, которая составляет структурную основу предложения. Основными показателями предикативной связи являются формы слов и интонация: Высокая елка сверкала дутыми стекляшками. С потолка свисали бумажные фонарики. (Д. Гранин).

Поскольку значение предикативности заключается в главных членах предложения, знакомство с этой категорией поможет школьникам лучше усвоить понятие двусоставного и односоставного предложений, явится основой для осознанного усвоения сложного предложения.

Одним из существенных признаков предложения является интонация, которая проявляется в повышении и понижении тона, убыстрении и замедлении речи. Интонация служит основным средством, выражающим коммуникативное намерение говорящего.

Предложение представляет собой внутреннее единство членов предложения, порядка их расположения и интонации.

В процессе изучения синтаксиса школьники знакомятся с понятием "члены предложения".

Члены предложения – это знаменательные слова (словосочетания) в составе предложения, которые выражают определенные синтаксические отношения и находятся между собой в определенных синтаксических связях.

Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) характеризуются наличием предикативных отношений, являются конструктивным и смысловым центром предложения.

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, дополнение, обстоятельство) зависят от главных членов предложения и служат для пояснения, уточнения или дополнения грамматической основы. В процессе усвоения этого материала основное внимание необходимо уделять анализу смысловых отношений в структуре предложения. При работе над второстепенными членами предложения отмечаются их основные свойства.

Свойства второстепенных членов предложения

Свойства второстепенных членов предложения

Важно, чтобы ученики осознавали, что второстепенные члены предложения в смысловом отношении могут быть гораздо более значимыми, чем главные члены. С этой точки зрения существенную роль приобретает коммуникативный аспект, который проявляется в актуальном членении предложения [2].

Актуальное членение предложения зависит от порядка слов, который устанавливает последовательность различных по коммуникативной значимости частей высказывания, что служит более точной передаче смысла высказывания. При разном порядке слов меняется коммуникативное назначение предложения, его смысл.

Различают обычный, прямой порядок слов и обратный (инверсия). При прямом порядке слов каждый член предложения занимает свое определенное место. Так, подлежащее обычно стоит перед сказуемым. Например: Весна наступила.

Согласованное определение занимает место перед определяемым словом (желтые листья, солнечный день), несогласованное определение – после определяемого слова (листья клена, дом на набережной), обстоятельство образа действия стоит перед сказуемым (громко говорил, звонко смеется), другие виды обстоятельств и дополнение – после сказуемого (вернуться вечером, читать книгу, готовиться к занятиям, подойти к дому):

Заря приближалась! Сборы были короткими. Мы вышли в затон на веслах. Там разъехались в разные стороны. (Г. Троепольский)

Обстоятельства времени и места могут стоять в начале предложения, поясняя, конкретизируя его содержание:

В субботу вечером мы уже сидели на берегу Далекого у костра. (Г. Троепольский)

Обратный порядок слов (инверсия) – это выразительное средство языка, которое используется, чтобы обратить внимание читателя на слово, стоящее на необычном месте, подчеркнуть его значение:

Уходит день. В пыли дорожной горят последние лучи. (А. Блок)

Инверсия может использоваться для оформления вопроса в вопросительных предложениях. Слово, которое требует ответа, обычно ставится на первое место:

Знаете ли вы украинскую ночь? (Н. Гоголь)

Сведения об актуальном членении предложения, порядке слов и логическом ударении усваиваются школьниками в основном в процессе выполнения упражнений.

Принципы обучения синтаксису в школе

Читайте также: