Какие растения называют лианами и каковы условия их произрастания 6 класс кратко

Обновлено: 07.07.2024

зерновка пшеницы? 4. Чем различаются зародыши двудольных и однодольных растений?

Ответ или решение 1

1.
• Двудольные растения-у этих растения зародыши семян имеют две семядоли(вишня, капуста, горох и др.)
•Однодольные растения-у этих растений зародыши семян имеют одну семядолю (кукуруза, пшеница, овёс и др.)
2. Состоит из: 2 семядоли, зародышевый корешок, зародышевый стебелёк, зародышевая почка, пора для прохода воздуха и воды.
3. Сверху покрыта сросшимся околоплодником и семенной кожурой. Большинство пространства внутренней части зерновки занимает эндосперм, где запасаются питательные вещества для зародыша. А зародыш же состоит из 1 семядоли, почечки, стебелька и зародышевого корешка.
4.
•Корневая система: Однодольные-мочковатая, Двудольные-стержневая
•Листья: Однодольные-параллельные и дуговые жилки, Двудольные-перистые и пальчатые жилки
•Семядоли: Однодольные-1 семядоля, Двудольные-2 семядоли

Нажмите ☆ , чтобы добавить сайт в избранное.

ГДЗ ответы по биологии учебник 5-6 класс Пасечник - ГДЗ к учебнику биологии 5-6 класс Пасечник, ответы к § 16 Высшие споровые растения

ВСПОМНИТЕ

1. Что такое спора?

Спора — это особый тип клетки с очень плотными оболочками. Споры могут длительное время находиться в состоянии покоя. В таком виде они способны пережидать холод, жару, высыхание, избыток влаги. Когда же наступают благоприятные условия, они прорастают, делятся, и из них образуются новые особи.

2. Какие растения, относящиеся к высшим, вам известны?

К высшим споровым растениям относятся Моховидные, Папоротниковидные, Хвощевидные и Плауновидные. Все эти растения размножаются с помощью спор.

1. Перечислите высшие споровые растения.

К высшим споровым растениям относятся Моховидные, Папоротниковидные, Хвощевидные и Плауновидные.

2. Что такое спорангий?

Спорангий - орган бесполого размножения, в котором созревают споры.

3. Чем характеризуется жизненный цикл высших споровых растений?

В жизненном цикле высших споровых растений чередуются представители разных поколений, размножающихся бесполым и половым способами. Жизненный цикл обеспечивает непрерывность существования определённого вида организмов.

4. Какие поколения чередуются в жизненном цикле высших споровых растений?

Бесполое и половое поколение. Особи бесполого поколения формируют споры. Из спор развиваются особи полового поколения, на которых образуются женские и мужские половые органы. В них развиваются соответственно женские и мужские гаметы — яйцеклетки и сперматозоиды. После оплодотворения из зиготы развивается зародыш. Он прорастает и пре-вращается в особь бесполого поколения, размножающуюся спорами.

5. В чём принципиальное различие значения спор в жизни бактерий и жизни растений?

Споры растений служат для размножения. Бактерии образуют споры в неблагоприятных для жизни условиях, чтобы сохранить и защитить себя.

ПОДУМАЙТЕ! Чем похожи водоросли и высшие споровые растения? Чем они различаются?

Водоросли при бесполом размножении так же образуют споры.

Природное сообщество — это группа микроорганизмов, растений и животных, адаптированных у условиям существования на какой-либо территории. Они оказывают непрерывное воздействие друг на друга и на срежу своего обитания.

2. Какую роль играют растения в природном сообществе?

Растения в природном сообществе выполняют целый ряд важных и незаменимых функций:

  • растения образуют убежище для животных и других живых организмов, являются для них домом;
  • растения являются пищей для огромного количества животных и микроорганизмов, это начальное звено в цепи питания природного сообщества;
  • растения поставляют всем живым организмам кислород для дыхания и перерабатывают углекислый газ;
  • отмершие растения перерабатываются и формируют новый слой плодородной почвы, необходимой для жизни многих природных сообществ.

Вопросы в конце параграфа

1. Что называют растительным сообществом?

Растительное сообщество, или фитоценоз, — это естественное скопление, заросли или группировки растений, растущие не изолированно друг от друга, а совместно.

2. Какие растительные сообщества вы знаете?

К растительным сообществам относятся:

  • еловые леса;
  • сосновые леса — сосновые боры;
  • лиственные леса;
  • берёзовые рощи;
  • дубовые леса — дубравы;
  • смешанные леса.

3. В чём особенности сообществ дубового и соснового лесов?

Сообщества сосновых лесов (боров) возникают преимущественно на песчаных почвах. В таких лесах достаточно света, но мало питательных веществ для развития бурной растительности. Обычно в сосновых лесах произрастают мхи, лишайники, ягодные кустарники (черника, костяника), папоротники, плауны, и травы (например, грушанка круглолистная, буквица лекарственная, вереск и т.д.).

Сообщества дубовых лесов возникают обычно на богатых минеральными веществами почвах. Здесь значительно меньше света, чем в сосновых лесах, но намного более богатая растительность. Так в дубраве почву покрывает зелёный ковёр из самых разнообразных трав с насыщенными зелёными листьями, среди дубов растёт множество кустарниковых растений (жимолость лесная, орешник, бересклет), а в почве имеется разветвлённая сеть грибниц разнообразных грибов.

4. Что такое растительность?

Растительностью называют совокупность растительных сообществ, которые существуют на общей территории.

5. Как влияют друг на друга растения в сообществе?

Растения в сообществе могут по разному взаимодействовать друг с другом:

  • растения могут жить в симбиозе, то есть тесно взаимодействовать друг и другом и приносить друг другу пользу;
  • растения могут конкурировать друг с другом за солнечный свет, влагу, минеральные и органические вещества;
  • растения могут паразитировать на других растениях или быть полупаразитами, то есть при взаимодействии двух растений одно из них получает пользу, а другое — вред.

6. Почему в ряде случаев на месте берёзового леса вырастает еловый?

Смена берёзового леса на еловый бор происходит благодаря постоянному развитию растительного сообщества и ярусности леса. Так, в условиях берёзового леса нижний ярус становится оптимальным местом для развития елей: здесь имеется плодородная почва и достаточное затенение благодаря широким кронам берёз.

Со временем старые берёзы гибнут, а ели становятся всё выше. Молодые берёзки же плохо растут в тени елей и постепенно берё становится все меньше, а елей — все больше. Вместе с тем меняется и остальная растительность сообщества — земляника, колокольчики, злаки и лапчатки заменяются на кустики черники, кислицы, грушанки и других растений, характерных для ельника.

7. Какое влияние оказывает хозяйственная деятельность человека на естественные природные сообщества?

Хозяйственная деятельность человека может очень легко нарушить сложившееся растительное сообщество и даже погубить его. Например, при заготовках древесины вырубаются огромные участки леса и на их восстановление требуется несколько десятков лет. Кроме того, человек часто осушает болота, орошает засушливые районы и распахивает степи для обустройства полей с культурными растениями. Это нарушает жизнь естественных растительных сообществ и приводит к их гибели.

Подумайте

Почему различающиеся своими биологическими особенностями растения могут расти в одном сообществе?

Наличие в растительном сообществе растений с различными биологическими особенностями помогает сообществу эффективней использовать питательные вещества и солнечную энергию, получаемую данной территорией. Например, раннее распускание цветков орешника необходимо для беспрепятственного ветроопыления этого растения, поскольку после распускания листьев других деревьев это было бы уже проблематично.

Растения же, которые опыляются насекомыми, расцветают позднее, когда насекомые энергично могут переносить пыльцу с цветка на цветок, а наличие ветра не только не помогает оплодотворению насекомоопыляемых растений, но иногда и мешает ему. Осенью же, когда насекомых становится меньше, многие лесные кустарники и деревья готовы поделиться с птицами своими сочными созревшими плодами. Птицы с удовольствием дополняют свой рацион лесными ягодами и, тем самым, распространяют семена кустарников по обширным территориям.

Задания

1. Приведите примеры растительных сообществ, встречающихся в вашей местности.

В средней полосе России можно встретить различные типы растительных сообществ: берёзовые рощи, лиственные леса, осинники, дубравы, ельники и сосновые боры.

2. Изучите влияние хозяйственной деятельности человека на растительные сообщества вашей местности. Соберите материал о редких растениях вашей местности.

Фенологические наблюдения

Понаблюдайте за изменениями, происходящими в одном из растительных сообществ вашей местности в течение лета.

В начале лета все деревья, находящиеся в верхнем ярусе, уже покрыты листвой, а большинство плодово-ягодных кустарников, расположенных во втором и третьем ярусе, уже отцвело. Начинается время цветения в четвёртом ярусе смешанного леса: цветут травянистые растения, папоротники, заканчивает цветение лесная земляника.

К середине июня нижние ярусы смешанного леса уже хорошо затенены и увлажнены. В это время начинают активно расти мхи и разрастается грибница лесных грибов. Травы тоже активно идут в рост и цветки остаются только на насекомоопыляемых растениях. Они своим ароматным запахом и яркими красками привлекают множество насекомых: пчёл, ос, стрекоз, бабочек и шмелей.

К концу июня начинают созревать лесные ягоды, например земляника. Кустики растения выбрасывают многочисленные усы и занимают новые территории. На кустарниках и деревьях продолжается период созревания плодов, но до спелости им ещё далеко.

К середине июля начинают зацветать некоторые растения первого яруса. Например, на липах распускаются душистые цветки, которые буквально притягивают к себе насекомых. В среднем лесном ярусе созревают первые плоды кустарников, например жимолости, а в нижнем появляются первые грибы, но их ещё очень мало.

В августе лиственный лес полон самых разнообразных спелых плодов. Созревает шиповник, орешник, кизил. В лесу все еще можно встретить насекомоопыляемые цветки трав, но они уже начинают теряться в густой высокой траве. Самых разнообразных грибов с каждым днём становится все больше. Особенно если лето выдалось дождливым. Папоротники становятся выше и мощнее, а мхи и лишайники покрывают не только почву и пни, но и стволы деревьев.

К концу лета с усиливающимися порывами ветра начинают разлетаться плоды липы и клёна. Кустарники выбрасывают новую поросль — побеги, развивающиеся из боковых и придаточных корней растений. Цветы отцветают, а травы начинают увядать. Деревья понемногу начинают сбрасывать листву и на поверхности почвы образуется слой увядших трав и опавших листьев.

Образуется благоприятная среда для развития самых разнообразных грибов, поскольку почва под упавшими листьями становится особенно влажной и насыщенной органическими веществами. Плоды кустарников и трав опадают, чтобы из их семян, зёрен и косточек в будущем году смогло вырасти новое поколение лесной растительности.

Словарик

Растительное сообщество — это группа растений разного вида, которые совместно образуют скопления, заросли и группировки.

Типы растительных сообществ — это группы растений, которые взаимосвязаны между собой и произрастают на одной территории с постоянными условиями окружающей среды.

Растительность — это все растительные сообщества, произрастающие на определённой территории.

Типы растительности — это большие группы растительных сообществ, которые существуют в определённых условиях окружающей среды: болота, леса, степи, тундры и т.д.

Ярусность — это способность сосуществования на одной территории растений с разными жизненными формами. Существует надземная и подземная ярусность.

Смена сообществ — это процесс, в ходе которого растительное сообщество, занимающее определённую территорию, под воздействием внешних и внутренних факторов начинает приобретать признаки иного растительного сообщества и постепенно полностью изменяется тип растительного сообщества, находящегося на данной территории.


Для разных местностей характерно наличие конкретного растительного сообщества. Возможность растений существовать в определённых условиях формирует неравномерный растительный покров планеты.

Определение

Чтобы понять, как сосуществуют растения на планете, следует знать, что такое растительное сообщество в биологии. Сообществом называют совокупность и взаимодействие растений, произрастающих на одной территории в определённых климатических и геологических условиях. По-научному сообщество называется фитоценозом.

Для конкретного сообщества свойственны определённые виды растений схожие между собой. В зависимости от условий (продолжительная или короткая зима, засушливость, скалистость) для каждой местности характерно незначительное или богатое видовое разнообразие.

Сообщества растений наряду с зооценозом (разнообразие животных) и микробиоценозом (совокупность растительных и животных микроорганизмов) составляют биоценоз. Это понятие означает совокупность всех живых организмов, населяющих определённую местность.

Условия

Основными условиям формирования сообщества растений являются:

  • рельеф местности;
  • влажность;
  • температура;
  • продолжительность светового дня;
  • вид почвы;
  • ветреность;
  • насыщенной атмосферы кислородом.

Все растения растительного сообщества приспосабливаются к определённым условиям и взаимному сосуществованию. Одни растения могут влиять на жизнь других, конкурируя и создавая иерархию или ярусность сообщества.

которые читают вместе с этой


Больше всего ярусов наблюдается в лесу. Здесь идёт борьба за солнечный свет. Более успешными являются деревья с большими кронами. Они поглощают больше света и затеняют другие растения, затрудняя их рост. В засушливых зонах растения конкурируют за воду, проникая глубже в почву и мешая укорениться соседям.

Ярусы растительного сообщества

Рис. 1. Ярусы растительного сообщества.

Разнообразие

Выделяют несколько сообществ растений:

Сообщество может формироваться естественным и искусственным путями. В первом случае процесс происходит спонтанно и занимает продолжительное время от сотен до нескольких тысяч лет. Искусственное сообщество создаётся человеком за непродолжительное время. К таким сообществам относятся парки, огороды, сады, посевные поля. Человек сам формирует условия, внося необходимые удобрения, создавая парники, увлажняя почву.

Смена

Сообщество может меняться. Природная смена происходит вследствие лесных пожаров, селей, осыпей. Деятельность человека также способствует изменению. Уничтожение растительности скотом, вырубка леса, возделывание сельскохозяйственных земель, осушение болот и озёр заменяют одно сообщество на другое (например, лес на луг).

Вырубка лесов – изменение сообщества

Рис. 3. Вырубка лесов – изменение сообщества.

Смена сообщества человеком может приводить к исчезновению видов растений и животных. Для естественного восстановления биоценоза понадобится ни одна сотня лет. Поэтому важна охрана окружающей среды.

Сообщество является фундаментом биоценоза. Растения, являясь источником питания и местом проживания, создают условия обитания для других организмов и определяют их видовое разнообразие.

Что мы узнали?

Из статьи 6 класса биологии мы кратко узнали о формировании, разнообразии и смене сообществ растений. Узнали о важности сохранения естественных сообществ в их первозданном виде.

Читайте также: