Какие районы россии являются ведущими по уровню развития машиностроения кратко

Обновлено: 06.07.2024

Из всех промышленных комплексов России, машиностроительный комплекс является одним из ведущих, как по величине, так и по значению.

В машиностроении занято около 30% от всех работающих в стране, оно производит 1/5 часть всей промышленной продукции России.

Продукция комплекса используется повсюду – в разных отраслях промышленности, в сельскохозяйственном производстве, в транспортной сфере, в военном деле, в быту и др. Кроме этого, машиностроение вместе с энергетикой и химической промышленностью определяют темпы инновационного развития страны.

Общий уровень развития экономики, обороноспособности страны, уровень жизни населения, зависят от мощи и совершенства машиностроительной продукции.

Перед современным машиностроением стоит главная задача – обеспечить хозяйство страны новыми и совершенными машинами.

Российский машиностроительный комплекс включает в свой состав несколько десятков отраслей, каждая из которых занимается производством продукции определенного назначения, и по роли которых в хозяйстве страны их объединяют в четыре взаимосвязанные группы: тяжелое, общее, среднее, точное машиностроение.

Тяжелое машиностроение производит крупнотоннажную и крупногабаритную продукцию, например, тяжелое кузнечнопрессовое и энергетическое оборудование, подъемно-транспортные машины, машины для горнодобывающей промышленности и др.

Для выпуска таких машин требуется большое количество металла, поэтому предприятия тяжелого машиностроения тяготеют как к потребителю, так и к металлургическим базам.

Главным районом тяжелого машиностроения является Уральский район – Екатеринбург, Орск, Копейск, Нижний Тагил.

Общее машиностроение характеризуется высокой или средней металлоемкостью и невысокой трудоемкостью. Предприятия этой группы производят суда, авиаракетно-космическую технику, машины для сельского хозяйства, оборудование для различных отраслей промышленности, поэтому ориентируются на потребителя, но если выпускаемая продукция требует большого количества металла, тогда они будут тяготеть к металлургическим базам.

Готовые работы на аналогичную тему

Среднее машиностроение занимается производством станков и инструментов, автомобилей, тракторов, производит оборудование для легкой и пищевой промышленности. К среднему машиностроению относятся предприятия военно-промышленного комплекса.

Металлоемкость, трудоемкость фондоёмкость в этой группе отраслей машиностроения сравнительно невысокая. Главным ориентиром предприятий является потребитель и наличие кадров высокой квалификации.

Точное машиностроение опирается на науку и сравнительно высокую трудоёмкость, поэтому в данной группе отраслей, включающих электротехническую, радиотехническую, электронную, оптико-механическую промышленность и приборостроение, требуется очень высокий уровень квалификации, дисциплина труда и аккуратность в выполнении той или иной операции.

Для выполнения главной задачи, машиностроение должно развиваться опережающими темпами по сравнению со всем хозяйством страны, но это условие пока не соблюдается.

Факторы размещения предприятий машиностроения

Факторы размещения машиностроения – это те особенности региона, благодаря которым в нем целесообразно открыть машиностроительное предприятие.

Особенностей может быть много, начиная от ландшафта и кончая социально-экономической структурой региона и плотностью населения. Очень важной составляющей является ресурсная и кадровая доступность.

Машиностроение относится к очень трудной отрасли производства, на реализацию которой работают несколько предприятий и тысячи обученных кадров.

Главными в машиностроении являются следующие факторы:

  • Наукоёмкость, поскольку современные типы машиностроения опираются на производство сложных механизмов электроники, радиотехники, авиакосмической и атомной промышленности, то обязательно должны присутствовать квалифицированные научные кадры и соответствующее оборудование;
  • Трудоёмкость – для производства многих машин требуются большие трудовые затраты, например, чтобы изготовить ткацкий станок, требуется 1000 часов рабочего времени, поэтому такие предприятия важно размещать в районах с высокой плотностью населения и наличием квалифицированных кадров. Особенно это важно в производстве станков и приборов;
  • Металлоёмкость является важным фактором при производстве тяжелых машин для энергетической, металлургической, горнодобывающей отраслей, требующих большого количества металла. Естественно, что предприятия, выпускающие подобные машины, будут размещаться в районах металлургических баз. Так, например, энергетическое машиностроение получило развитие в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге;
  • Военно-стратегический фактор учитывается для тех предприятий, которые выпускают оборонную продукцию. Как правило, такие предприятия должны учитывать интересы национальной безопасности и быть удалены от государственных границ страны. Многие такие предприятия располагаются в городах с ограниченным доступом.

Любая машина состоит из множества деталей, которые невозможно изготовить на одном предприятии, например, в электровозе насчитывается около 250 тыс. деталей. Отдельные части машин дешевле и проще производить на специализированных предприятиях. Для того чтобы собрать готовую машину, между этими предприятиями необходимо установить кооперационные связи.

Предприятия по сборке готовых машин размещаются в районах с благоприятным экономико-географическим положением для организации кооперирования. Эти предприятия специализируются на выпуске определенных деталей и в некоторых отраслях машиностроения сформировалась очень узкая специализация, что стало причиной монополизации производства.

Кроме указанных факторов, надо назвать ещё транспортный и потребительский факторы. Значимость этих факторов зависит от типа выпускаемых машин.

Таким образом, основными факторами размещения предприятий машиностроения является доступность природных ресурсов, наличие квалифицированных кадров, уровень развития отрасли в конкретном регионе, экономическая целесообразность развития отрасли.

География машиностроения

Предприятия машиностроения по территории страны размещаются иначе, чем предприятия других отраслей.

Многообразие и повсеместное потребление продукции машиностроения, позволили развивать его во всех регионах страны, хотя географические различия в уровне развития машиностроения в разных регионах все же имеются.

Прежде всего, различия существуют между западной и восточной частями страны – эти различия касаются уровня развития машиностроения.

Машиностроение исторически развивалось в европейской части России, а в годы Великой Отечественной войны значительная часть машиностроительных заводов была эвакуирована в восточные регионы.

Со временем в этой восточной части построили предприятия в основном оборонного характера. Однако, несмотря на это, почти 90% продукции машиностроения производится по-прежнему в европейской части России.

Кроме этого, запад и восток страны сильно различаются по уровню развития машиностроения, т.е. их доля в производстве продукции неодинакова. Так, на Центральную Россию приходится 35% производства, на Поволжье и Урал около 20%.

Помимо того, предприятия российского машиностроения сосредоточены в таких крупных городах как:

  • Москва,
  • Санкт-Петербург,
  • Екатеринбург,
  • Новосибирск и др.

На Европейском Севере, где есть металлургическая база и потребитель, машиностроительные предприятия производят оборудование для целлюлозно-бумажной промышленности, суда, трелевочные тракторы. В перспективе в этом регионе надо углубить сложившуюся специализацию.

В Центральной России с высокоразвитой наукой и промышленностью, наличием кадров высокой квалификации, густой транспортной сетью, мощной металлургической базой, предприятия машиностроения специализируются на производстве автомобилей, станков, инструментов, приборов. Есть здесь и предприятия тяжелого машиностроения и сельскохозяйственного машиностроения.

Европейский Юго-восток, куда входят Поволжье и Северный Кавказ тоже имеют высокоразвитую промышленность, квалифицированные кадры и выгодное экономико-географическое положение. Исходя из этого, регион будет специализироваться на производстве автомобильной, электротехнической, тракторной, сельскохозяйственной продукции. Есть в регионе предприятия приборостроения, химического и нефтехимического машиностроения.

Выгодное экономико-географическое положение занимает и Урал, где создана мощная металлургическая база, есть научные центры и высокоразвитая промышленность. Регион специализируется на производстве автомобилей, транспортном, тяжелом, энергетическом, нефтехимическом машиностроении. На предприятиях Урала производят дорожно-строительную технику, выпускают тракторы.

Что касается Сибири и Дальнего Востока, то здесь отмечается высокая обеспеченность энергией и водой, но очень сложные условия и дефицит трудовых ресурсов. Азиатская часть России дает 10% продукции машиностроения и производит электротехническое оборудование, машины для сельского хозяйства, суда. Есть отдельные производства энергетического и химического машиностроения. В перспективе этот регион должен развивать металло - энерго- и нетрудоёмкие отрасли машиностроения.

Машиностроение – это очень важная отрасль экономики страны. В России машиностроение получило развитие, но, по мнению экспертов, в недостаточной степени. Это крупная отрасль промышленности, которая производит разнообразную продукцию, от мелких деталей, до очень объемных машин и оборудования.

На размещение машиностроительных предприятий влияют многие факторы:

  • наукоёмкость;
  • трудоёмкость (фактор квалифицированных трудовых ресурсов);
  • металлоёмкость (сырьевой);
  • транспортный;
  • потребительский;
  • ЭГП.

Выделяют тяжёлые отрасли машиностроения и лёгкие. Первые при размещении ориентируются на наличие сырья (металла). Вторая группа отраслей учитывает прежде наличие в непосредственной близости научной базы и подготовленные трудовые ресурсы.

На территории России развиты традиционные отрасли(старые): производство оборудования для добывающих отраслей, сельскохозяйственное машиностроение и другие отрасли.

Вместе с тем получили развитие и новые отрасли: автомобилестроение, электротехническая промышленность, электронная, приборостроение и другие.

Машиностроение развито во всех районах России. Но все же основная часть продукции выпускается на европейской части, около 90%.


В ходе данного урока мы узнаем, где находятся основные центры машиностроения в России, а также подробно рассмотрим влияние машиностроения на экологию нашей страны.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "География машиностроения"

Машиностроение создаёт машины и оборудование, аппараты и приборы, различного рода механизмы для материального производства, науки, культуры, сферы услуг.

Объекты машиностроительного комплекса чаще всего размещаются в крупных индустриальных центрах России. Для успешной деятельности машиностроение нуждается в обеспечении своих объектов топливно-энергетическими ресурсами, металлами, водными ресурсами, рабочей силой и транспортными сетями. Развитая инфраструктура крупных городов и наличие других сопутствующих производств позволяют предприятиям машиностроения получать для своего развития все нужные для производства ресурсы.


Машиностроение и металлообработка – одна из старейших отраслей промышленности России. Ещё в царской России она развивалась преимущественно в Центральном, Петербургском и Уральском районах. Во время индустриализации машиностроительные производства переместились в восточные районы, а именно Сибирь и Дальний Восток.

Научно-технический прогресс существенно изменил отраслевую структуру, повысил роль среднего и точного машиностроения.

Из-за многообразия факторов размещения и повсеместности потребления продукции машиностроение развито во всех районах России. Однако уровень развития не одинаков. И географические различия в уровне и особенностях развития машиностроения довольно значительны.

Во-первых, велики различия в уровне развития машиностроения между западной (европейской) и восточной (азиатской) частями страны.

Исторически машиностроение в России развивалось преимущественно в европейской части страны. В годы Великой Отечественной войны огромное число машиностроительных предприятий перебазировали в восточные районы. В дальнейшем здесь построили много новых производств, преимущественно оборонного характера. Но несмотря на это 85 % продукции машиностроения по-прежнему производится в европейской части Российской Федерации.

Во-вторых, районы России сильно различаются по уровню развития машиностроения:

· неодинакова их доля в производстве машиностроительной продукции;

· в промышленности районов машиностроение играет разную роль;

· различаются районы и по специализации машиностроения.

В-третьих, российское машиностроение сосредоточено главным образом в крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и др.

Машиностроение имеет довольно широкую географию и характеризуется богатым спектром выпускаемой продукции.

Основу современного машиностроения России составляет производство транспортных средств: автомобилестроение, железнодорожное машиностроение, судостроение и авиастроение. Основные центры перечисленных производств были сформированы в совецкий период экономического развития России. Автомобильная промышленность выпускает легковые и грузовые автомобили, автобусы и троллейбусы.

Приведём примеры наиболее значительных центров производства машиностроительной продукции. Производство легковых автомобилей сосредоточено в Поволжье (Тольятти, Нижний Новгород), в Центральной России (Москва, Санкт-Петербург, Калининград), на Кавказе (Аргун, Черкесск), на Дальнем Востоке (Владивосток).

Центры производства легковых автомобилей


В Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Набережных Челнах, а также в Миасе выпускаются грузовые автомобили.

Центры производства грузовых автомобилей


Автобусные заводы действуют в Павлово (Нижегородская область), Ликино -Дулёво (Московская область), в городе Курган. Производство троллейбусов налажено в городе Энгельс (Саратовская область) и Вологда. Имеется также ряд предприятий по производству двигателей (Ярославль, Москва, Барнаул, Екатеринбург, Каспийск) и других автомобильных узлов и агрегатов. Начиная с 2000-х годов в российское автомобилестроение активно проникает иностранный капитал, создаются совместные производства по сборке автомобилей зарубежных фирм. Было открыто несколько десятков автомобильных заводов, выпускающих автомобили под марками известных производителей, среди которых Volkswagen, Skoda, BMW, Ford, Renault, Toyota, Chevrolet, Автомобильный альянс Peugeot-Citroen-Mitsubishi, Nissan, Opel, Kia, Volvo Truck и некоторые другие. Открытие новых заводов продолжается.

Производство локомотивов, вагонов сосредоточено в Центральной России (Тихвин, Коломна, Брянск, Тверь, Торжок), на Северном Кавказе (Новочеркасск), Урале (Нижний Тагил), в Сибири (Абакан, Новоалтайск).

Центры производства локомотивов и вагонов


В Мытищах (под Москвой) выпускают вагоны для метрополитена.

Судостроение и судоремонт приурочены к крупным морским и речным портам. Производятся как гражданские, так и военные суда. Основные морские порты – Санкт-Петербург, Астрахань, Мурманск, Владивосток и речные порты – Нижний Новгород, Волгоград, Тобольск.

Авиастроение специализируется на выпуске гражданских и военных самолётов и сосредоточено в крупных промышленных центрах (Москва, Самара, Воронеж, Улан-Удэ, Смоленск, Арсеньев и другие).


Немаловажную роль в машиностроении играет производство машин и оборудования для сельского хозяйства. Тракторные заводы размещаются в основных сельскохозяйственных районах или вблизи металлургических баз, а именно в Поволжье (Волгоград, Чебоксары), в Центральной России (Владимир, Липецк (убрать), Санкт-Петербург), на Урале (Челябинск) и в Сибири (Барнаул).

Крупный и единственный завод по производству зерноуборочных комбайнов находится в Ростове-на-Дону.

К машиностроению относится и военно-промышленный комплекс (ВПК), деятельность которого и размещения предприятий до недавнего времени считались государственной тайной. Основные районы сосредоточения предприятий военно-промышленного комплекса - Уральский (20 %), Центральный (17 %), Волго-Вятский (13 %), Северный и Северо-Западный районы России (10 %). В Москве треть предприятий и почти половина научных учреждений связана с военным производством. После распада СССР ВПК подвергся значительной перестройке в связи с конверсией, т. е. переводом предприятий оборонных отраслей на выпуск гражданской продукции.

Тяжёлое машиностроение, а именно производство горного и подъёмно-транспортного оборудования, тепловозостроение, вагоностроение, турбостроение, атомное и полиграфическое оборудование, тяготеет к металлургическим базам, поэтому в основном концентрируется на Урале (Екатеринбург, Орск), в Сибири (Красноярск, Иркутск), в Центральной России (Белгород). Историческим центром энергетического машиностроения является Санкт-Петербург.

Предприятия тяжёлого машиностроения


Станкостроение исторически сложилось в Центральной России (Москва, Санкт-Петербург), а сейчас развито повсеместно, часто определяя специализацию экономического района, узла, центра.

Отрасли точного машиностроения – приборостроение, электроника, электротехника, а также новейшие производства (робототехника, ракетно-космическая промышленность и прочие) концентрируются в районах с развитым научным потенциалом, обеспеченным кадрами высокой квалификации - в Центральной России (Москва, Санкт-Петербург), на Урале (Екатеринбург), в Сибири (Новосибирск).

Среди таких экологических проблем, как истощение сырьевых ресурсов и климатические изменения, наиболее угрожающих размеров достигла проблема загрязнения воды, почвы и воздуха отходами промышленного производства. Более двадцати тысяч предприятий промышленности России с хорошо развитыми технологическими процессами играют заметную роль в загрязнении окружающей среды. В некоторых промышленных районах с наиболее опасными производствами вредные выбросы иногда превышают все санитарные нормы.

Машиностроительный комплекс ежегодно выбрасывает в атмосферу 32 % промышленных загрязнений от своих стационарных источников. А очистным оборудованием машиностроение оснащено всего лишь на 30–50 %.

Из всех отраслей машиностроения наиболее сильно загрязняет окружающую среду – тяжёлое и энергетическое.

Загрязнение окружающего пространства ведётся по трём направлениям:

1. Атмосфера. От выбросов предприятий в воздухе можно обнаружить такие вредные вещества, как диоксид серы и оксид углерода, оксид азота, фенол, свинец, а также копоть и пыль. Одно из самых опасных веществ — это шестивалентный хром — наиболее часто встречается в выбросах именно машиностроительных предприятий.

2. Водные источники. Со сточными водами в водоёмы попадают опасные для окружающей среды вещества — сульфаты, хлориды, нефтепродукты, цианиды, соли никеля, хрома, фосфора, кадмия и многие другие. В районе рек, на берегу которых расположены большие машиностроительные предприятия, можно обнаружить ионы тяжёлых металлов.

3. Почва. Твёрдые отходы загрязняют почву в виде опилок, стружки, золы, шлаков, пыли и осадков. После модернизации оборудования остаются многочисленные горы металлолома.

На государственном уровне ведутся работы по улучшению экологической ситуации вокруг промышленных производств в нескольких направлениях:

· повышение эффективности очистительных объектов для промышленных выбросов и сточных вод;

2003203

Машиностроение — визитная карточка уровня научно-технического прогресса любого государства. Способность производить высокотехнологичные машины, оборудование, приборы позволяет планомерно развивать любые отрасли экономики, свести к минимуму зависимость от внешних факторов.

Общие сведения о машиностроении в России

Российское машиностроение входит в состав промышленного производства, имеет собственную отраслевую структуру. Получили развитие практически все сегменты: производство оборонной и космической техники, авто — и судостроение, авиационное и сельскохозяйственное направления, приборостроение и ряд других. В общей сложности машиностроительные комплексы страны включают в себя 19 отраслей, более 110 подотраслей и профильных производств. Машиностроительные заводы выпускают около 12% всего объема промышленной продукции.

Годы перестройки и приватизация нанесли серьезный урон отечественному машиностроению, Была разрушена целостность самой структуры машиностроения, разорвана взаимосвязь между профильными научно-исследовательскими институтами, специализированными опытно-конструкторскими бюро и производственными площадками, между ними были воздвигнуты финансовые барьеры.

Отсутствие полноценной научной подпитки производственных мощностей, безусловно, сказалось на конкурентоспособности производимых механизмов и оборудования, привело к системному спаду производства, потере лидирующих позиций особенно в гражданских отраслях, закрытию целого ряда производств.

Тем не менее, сегодня машиностроительная отрасль продолжает играть значительную роль в экономике российских регионов.

Машиностроение в Северо-Западном регионе России

Машиностроение, несомненно, является базовой отраслью экономики региона. Его вклад составляет примерно 25% всей выпускаемой в этом районе продукции и около 15% экспорта России.

В Северо-Западной зоне сконцентрированы все основные машиностроительные отрасли:

  • общее машиностроение;
  • среднее машиностроение;
  • тяжелое машиностроение.

Крупные промышленные предприятия сосредоточены в Ленинградской, Псковской, Новгородской областях.

Среди развитых промышленных зон других городов несомненно выделяется Санкт-Петербург. В этом индустриальном центре сетью заводов представлено и приборостроение, и судостроение, и станкостроение, и выпуск изделий электроники.

2003203

В составе экспортного выпуска доминирует энергетическое и металлургическое оборудование, сельскохозяйственная техника.

Несмотря на эти достижения уровень развития машиностроения недостаточен. Анализ показывает, что для поступательного развития экономики, доля продукции машиностроения должна быть более 38%, потому что именно через нее материализуется научно-технический потенциал остальных отраслей экономики. Этот подход, безусловно, распространяется и на другие регионы, учитывая масштабы нашего государства.

Машиностроение в Центральном регионе России

Крупные машиностроительные комплексы изначально сложились в центральной части России. И сегодня машиностроение центрального региона лидирует по объему выпускаемой продукции и численности занятого в нем персонала. На предприятиях региона производиться около 41% всей машиностроительной продукции России.

Приоритетные направления в регионе получили авиастроение и ракетно-космическая отрасль, электронное машиностроение, производство железнодорожной техники, робототехника, оборонные заказы. Причем предприятия радиоэлектроники и приборостроения выпускают порядка 75% российских электронных изделий.

В сферах точного, тяжелого и среднего машиностроения выделяются заводы Московской области по производству всевозможного оборудования для нужд оборонного комплекса, а также:

  • кузнечно-прессового;
  • металлургического;
  • нефтехимического;
  • подъемно-транспортного.

Выпускаемая продукция разнообразна по номенклатуре: оборудование для транспорта, вагоностроения, горной металлургии, строительства, энергетики, сельского хозяйства, приборостроения. Это единственный регион, где выпускаются магистральные тепловозы.

Развитые машиностроительные комплексы функционируют в Тверской, Костромской, Рязанской, Тульской, Смоленской областях. Там налажен выпуск бурового, горно-рудного, дорожно-строительного оборудования, железнодорожной техники, развернуты сборочные производства автомобилестроения.

Белгородскую область характеризует котлостроение, производство оборудования для автотракторной аппаратуры, пищевой промышленности.

В Брянской области налажен выпуск дизельных агрегатов, тепловозов, дорожно-строительной техники.

Большая доля продукции машиностроения принадлежит Владимирской области. Здесь выпускаются трактора, тепловозы, экскаваторы, приборы точного машиностроения, большой ассортимент бытовой техники: мотоциклы, холодильники, телевизоры.

Воронежская область занимает нишу самолетостроения, в больших объемах выпускаются технологические установки для химической промышленности.

Ивановская область получила широкую известность благодаря выпуску разнообразной подъемной техники, автокранам, признанным на мировом рынке.

Орловская область специализируется на выпуске станков и механизмов для текстильной, пищевой, стекольной промышленности, налажен выпуск дорожной автотехники, вычислительных машин.

В сфере наукоемкого машиностроения явным лидером является Москва. Здесь сконцентрирован выпуск оборудования для аэрокосмической промышленности, автомобиле — и станкостроения, радиоэлектроники и приборостроения и много других более мелких специализированных производств.

Машиностроение в Южном регионе

В Южном регионе машиностроение географически менее распространено, крупные машиностроительные центры расположены в Волгоградской, Ростовской, Астраханской областях, Краснодарском крае. Отраслевая структура хорошо развита: судо — и авиастроение, производство автомобилей и металлообрабатывающих станков, электроника, уникальное производство вертолетов и гидросамолетов, специализированные производства оборонного назначения.

В Южном регионе производиться до 18% всей выпускаемой машиностроительной продукции.

Машиностроение в Уральском регионе

Машиностроительный комплекс Урала насчитывает более 150 предприятий разного профиля. Они выпускают почти 19% российского машиностроения. В этом регионе наблюдается еще большая концентрация машиностроительных производств. Большая часть их находится в областных центрах: Екатеринбурге, Ижевске, Челябинске, в городах Оренбургской области.

Инфраструктура машиностроения развита: тяжелое и химическое машиностроение, транспортное, электротехническое, производство сельскохозяйственных машин, бытовой техники, авто — и мототехники.

Строительство уральских машиностроительных гигантов начиналось в 30 годы ХХ века, заводы гордятся своей историей. К сожалению, есть и обратная сторона — изношенные основные фонды, устаревшая производственная база, замедленное внедрение современных технологий.

Все это требует технического перевооружения и реновации многих предприятий.

Машиностроение в Сибирском регионе

Машиностроение в Сибири сформировалось в годы второй мировой войны за счет эвакуации на ее территорию более 140 машиностроительных заводов из других областей.

В отраслевом плане сибирское машиностроение отличается некоторой диспропорцией. В основном, машиностроительный комплекс Сибири ориентирован на изготовление оборудования для энергетиков, сельскохозяйственной техники, станков, приборостроение. На эти отрасли задействован практически весь потенциал сибирского машиностроения. В регионе слабо развито инструментальное производство, производство специализированной оснастки.

Продукция машиностроительного комплекса Сибири составляет только 7% общероссийского выпуска, причем из-за узкой специализации заводов свыше 70% выпускаемой продукции вывозится за пределы региона, а собственные нужды покрываются поставками машин и оборудования из других областей.

Крупные машиностроительные предприятия сконцентрированы в Новосибирской, Красноярской, Иркутской, Томской, Тюменской и Омской областях.

Машиностроение в Дальневосточном регионе

Машиностроительный комплекс Дальнего Востока наименее развит. Его часть в общероссийском выпуске продукции машиностроения всего 3%. Отраслевая структура комплекса очень специфична и ориентирована на авиастроение, вагоностроение, судостроение и автомобилестроение.

Машиностроительные заводы размещены во Владивостоке, Благовещенске, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Николаевске-на-Амуре. Стабильность работы предприятий обеспечена оборонными заказами. Однако высокая зависимость от госзаказа одновременно является сдерживающим фактором для увеличения экспортной доли на азиатских рынках.

Следует отметить, что машиностроительная отрасль России так и не оправилась от кризисных явлений. Необходимо признать, что в отрасли практически нет эффективных частных инвестиций, направленных на оснащение заводов передовой техникой и современными технологиями.

Для выпуска продукции машиностроительного сегмента способной конкурировать на мировых рынках крайне необходима интеграция и кооперация всех ресурсов, задействованных в машиностроительном секторе, большой объем капиталовложений.

Читайте также: