Какие психологические качества должен в себе воспитывать будущий командир кратко

Обновлено: 05.07.2024

Наши подписчики прислали много историй про армию, публикую некоторые из них:

**
Казарменное положение было все четыре курса. Распорядок дня первого и четвёртого курсов не отличался ни на один пункт. Исключение было всего одно - четвёртый курс не ходил в наряд на кухню и всё.

Конечно, уклад жизни отличался, так как к четвёртому курсу опыт был колоссальный. Да и жизнь такая стала настолько привычной, что казалась единственно нормальной.

В отношении того, кто каким будет командиром, видно было ещё в училище. У многих, действительно, просто отсутствовали личные качества для этого. Есть одно качество, без которого, убеждён, трудно стать хорошим руководителем, но только почему-то на него не обращают особого внимания при проф. отборе. Качество это - коммуникабельность. Умение общаться с людьми - качество врождённое. Оно либо есть, либо нет.

Ну, и бесспорно, должен быть у человека твёрдый характер. Но вот это качество уже можно и воспитать. Если человек мягкий и уступчивый, то на нём личный состав будет ездить.

Не соглашусь, что офицеры в будущем будут из другого социального слоя. Всё же военные вузы больше привлекают ребят отнюдь не из мегаполисов, да и не детей толстосумов и власть имущих.

А вот то, что не живут в условиях, в которых живёт и служит простой боец, будущий их подчинённый, это очень плохо. Тогда вот действительно таким командирам очень трудно понять солдата, так как не были в его шкуре.

**
Про закалку. Заканчивал Казанское ВВКИУ РВ, начиная с температуры воздуха плюс 5 зарядка с голым торсом, а ниже в кителе, все передвижения зимой внутри училища без шинели (кроме построений на плацу), после минус 30 шинель разрешали, вода в казарме только холодная, так все 5 лет, завтра выпуск, а начальник курса нас на зарядку утром поднял, правда уже в спортивной форме, зато больных почти не было.

**
Служил и курсантом и солдатом. Солдата принижают по "молодости". Работать приходится больше на хозяйственных работах. А курсантом в разы труднее. Мы каждое утро все пять лет бегали кросс по утрам 10 км. Это не считая плановых занятий по физической подготовке и ещё кроссов во время самоподготовки пару раз в неделю.

А ещё три пары занятий каждый день. В перерывах все просто лежали на партах. Хоть десять минут поспать. И кормили почему-то в училище хуже, чем солдат. Хотя паёк по нормам лучше. Бывало каши кусок разломишь, а там сырой овёс. И все пять лет одна и та же варёная рыба на ужин непонятной породы.

**
Сейчас курсанты это почти студенты в форме. С третьего курса в город с 19.00 в "гражданке" и не важно, как служишь и учишься. Столовая гражданская, роты убирает уборщица, гарнизонных караулов, как и гауптвахты нет. Наряды на работы до 3 курса и до отбоя. Ночью крепкий сон все 5 лет с 23 до 7, если на дискотеке только не поспят. На выходе "нежный", "цифровой" офицер.

Присылайте свои истории про армию, также прошу подписаться на мой канал, дальше будет интересно! Делитесь статьёй в социальных сетях и ставьте лайки.

Наши подписчики прислали много историй про армию, публикую некоторые из них:

**
Казарменное положение было все четыре курса. Распорядок дня первого и четвёртого курсов не отличался ни на один пункт. Исключение было всего одно - четвёртый курс не ходил в наряд на кухню и всё.

Конечно, уклад жизни отличался, так как к четвёртому курсу опыт был колоссальный. Да и жизнь такая стала настолько привычной, что казалась единственно нормальной.

В отношении того, кто каким будет командиром, видно было ещё в училище. У многих, действительно, просто отсутствовали личные качества для этого. Есть одно качество, без которого, убеждён, трудно стать хорошим руководителем, но только почему-то на него не обращают особого внимания при проф. отборе. Качество это - коммуникабельность. Умение общаться с людьми - качество врождённое. Оно либо есть, либо нет.

Ну, и бесспорно, должен быть у человека твёрдый характер. Но вот это качество уже можно и воспитать. Если человек мягкий и уступчивый, то на нём личный состав будет ездить.

Не соглашусь, что офицеры в будущем будут из другого социального слоя. Всё же военные вузы больше привлекают ребят отнюдь не из мегаполисов, да и не детей толстосумов и власть имущих.

А вот то, что не живут в условиях, в которых живёт и служит простой боец, будущий их подчинённый, это очень плохо. Тогда вот действительно таким командирам очень трудно понять солдата, так как не были в его шкуре.

**
Про закалку. Заканчивал Казанское ВВКИУ РВ, начиная с температуры воздуха плюс 5 зарядка с голым торсом, а ниже в кителе, все передвижения зимой внутри училища без шинели (кроме построений на плацу), после минус 30 шинель разрешали, вода в казарме только холодная, так все 5 лет, завтра выпуск, а начальник курса нас на зарядку утром поднял, правда уже в спортивной форме, зато больных почти не было.

**
Служил и курсантом и солдатом. Солдата принижают по "молодости". Работать приходится больше на хозяйственных работах. А курсантом в разы труднее. Мы каждое утро все пять лет бегали кросс по утрам 10 км. Это не считая плановых занятий по физической подготовке и ещё кроссов во время самоподготовки пару раз в неделю.

А ещё три пары занятий каждый день. В перерывах все просто лежали на партах. Хоть десять минут поспать. И кормили почему-то в училище хуже, чем солдат. Хотя паёк по нормам лучше. Бывало каши кусок разломишь, а там сырой овёс. И все пять лет одна и та же варёная рыба на ужин непонятной породы.

**
Сейчас курсанты это почти студенты в форме. С третьего курса в город с 19.00 в "гражданке" и не важно, как служишь и учишься. Столовая гражданская, роты убирает уборщица, гарнизонных караулов, как и гауптвахты нет. Наряды на работы до 3 курса и до отбоя. Ночью крепкий сон все 5 лет с 23 до 7, если на дискотеке только не поспят. На выходе "нежный", "цифровой" офицер.

Присылайте свои истории про армию, также прошу подписаться на мой канал, дальше будет интересно! Делитесь статьёй в социальных сетях и ставьте лайки.


Сфера психологической и педагогической практики представлена для него деятельностью психологов воинских частей и деятельностью специалистов органов воспитательной работы, регулируемой соответствующими нормативными документами.

Выпускники любого военного вуза должны понимать, что в своей будущей командирской профессии по управлению подчиненными, знания законов психологии и педагогики является составной частью деятельности профессионального военного.

Из этого следует, что не существует какой-то одной военной психологии или одной военной педагогики, а есть система, включающая как минимум три достаточно самостоятельные формы существования того и другого:

- военная психология и военная педагогика как научное знание, создаваемое и развиваемое силами ученых-исследователей;

- военная психология и военная педагогика как определенная сфера практики деятельности специалистов, реализуемой практическими психологами (в армии - психологи частей) и педагогами-практиками (офицеры органов по работе с личным составом);

- военная психология и военная педагогика как составная часть профессиональной деятельности офицеров - не профессиональных психологов и не профессиональных педагогов.

Для нас деятельность офицера - это достаточно широкое понятие, ни в коем случае не сводимое к объему функциональных обязанностей его первичной офицерской должности. Профессия офицера выступает, прежде всего, как сложное структурное образование, в котором представлено несколько самостоятельных видов деятельности:

управление подразделением в бою;

руководство подразделением в мирное время;

психологическая работа в подразделении;

воспитательная работа в подразделении;

регуляция своей психики в интересах службы.

Для молодого офицера вхождение в указанные виды деятельности связано с вхождением в уже сложившуюся организационную структуру, в рамках которой ему предстоит следовать уже оформленным нормам и правилам деятельности.

Сущностное содержание каждого из этих видов деятельности включает в себя деятельность по управлению подразделением в бою предполагает в первую очередь наличие вооруженного сопротивления со стороны противника. При этом главная задача любого командира состоит в уничтожении живой силы, техники и вооружения противника. Тем самым объектом воздействия являются боевые силы противника, а в качестве средства его разгрома (тем самым и средства деятельности командира) выступает подчиненный ему личный состав. Сама же деятельность офицера в бою состоит, прежде всего, в выявлении боевых возможностей и планов противника, в их соотнесении с реальными возможностями своих сил. Сравнительная оценка этих факторов и составляет основу для принятия управленческого решения на ведение боевых действий. Свое непосредственное выражение управленческое решение находит в боевом приказе командира на выполнение боевой задачи. Таким образом, деятельность офицера в бою может быть представлена как процесс организации и управления воздействием своих сил и средств на живую силу и технику противника. Существующая при этом непосредственная угроза жизни самого офицера и его подчиненных предъявляет повышенные требования к психологической устойчивости офицера и его готовности преодолевать воздействия экстремальных ситуаций. Непрерывность ведения боевых действий предполагает возможность возникновение значительных перегрузок на физическое состояние и работоспособность офицера.

Деятельность по руководству подразделением (в мирное время) направляется на обеспечение функционирования воинских подразделений в состоянии постоянной готовности к вступлению в бой и ведению боевых действий. Для этого создается специальная система требований и норм (приказов, директив, правил и др.), призванная в мирных условиях “имитировать“ наличие противника. Цель офицера в процессе руководства состоит в постоянном выявлении основных параметров деятельности подразделения и их соотнесении с требованиями этих норм. Тем самым достигается поддержание боевой готовности подразделений в мирное время на уровне требований боевой обстановки.

Деятельность по обучению воинского подразделения отличается от деятельности по руководству характером деятельности, осуществляемой подчиненными. Руководство - это всегда регулирование реальной деятельности подразделения. Обучение - это всегда подготовка к такому виду деятельности, которого сегодня еще нет в реальной практике деятельности обучаемых. В армейских условиях мирного времени все обучение направлено на подготовку к деятельности в боевой обстановке. Для того чтобы это стало возможным, в рамках реальной системы (воинского подразделения, воинской части) создается модельная подсистема, призванная воссоздать основные черты будущей деятельности. Так, в части создаются учебные классы, полигоны, учебные поля и т. д

Осуществление обучения подчиненных предполагает организацию определенного взаимодействия между тем, кто обучает и теми, кого обучают. Сложность такого взаимодействия состоит в том, что его истинные результаты, как правило, не могут быть оценены сиюминутно, а имеют “отсроченный” характер, т.е. могут проявиться в полной мере только в условиях реальной деятельности. В процессе обучения и обучающий, и обучаемые лишены непосредственной возможности соотносить результаты своей педагогической деятельности с истинной целью обучения. Вследствие этого управление педагогическим процессом строится, как правило, на основе обобщенных требований, выработанных в результате анализа многочисленных педагогических ситуаций.

То есть существуют определенные механизмы запоминания и мышления, внимания и воли, учет которых позволяет более качественно осуществлять педагогическое воздействие на воина. Поэтому каждый офицер должен соотносить свои педагогические воздействия с возможностями психики человека.

Деятельность по осуществлению воспитательной работы предполагает педагогическое взаимодействие между командирами и подчиненными, направленное на достижение воспитательных целей в подразделении. Тем самым воспитание, как и обучение, призвано подготавливать человека к осуществлению отношений с окружающими (командиры , сослуживцы, гражданский персонал, местное население) каких пока еще нет в его личной практике. И в этом плане между обучением и воспитанием много общего. Только в первом случае человек готовится к пока еще неизвестной деятельности, а во втором - к пока еще неосвоенным отношениям. В воспитании в качестве средства воздействия необходимо использовать то, что способно влиять на содержание и характер реализуемых человеком отношений. В качестве основного фактора, опосредующего изменение отношения человека к миру, выступают его интересы, ценности, установки. Как правило выделяют три основных вида ценностей: духовные (наиболее полно они представлены в различных вероучениях); идеологические (их основным выразителем являются специальные государственные структуры); архетипические (то, что формируется народом и передается из поколения в поколение).

Механизм воспитательного взаимодействия оказывается в принципе таким же, что и в обучении: в рамках реальных отношений воинов моделируются “искусственные воспитательные ситуации”, призванные вовлечь воспитуемых в освоение новых типов мотивационно-смысловых отношений через изменение их места в системе коллективной деятельности. Для этого офицер-воспитатель предлагает воспитуемым на некоторое время включиться в специально созданную педагогическую форму взаимодействия. Основными признаками такой ситуации являются: общественно значимая цель деятельности, индивидуально привлекательные способы деятельности, управляемый характер взаимодействия, обязательный контроль и оценка результатов деятельности. В итоге воспитуемые получают реальный опыт проживания новых отношений в условиях прежнего непосредственного окружения, что позволяет надеяться на достижение требуемых изменений в отношении человека к миру людей и миру вещей.

По своей сложности воспитательный процесс значительно превосходит другие процессы и требует для своего осуществления высокого уровня педагогического профессионализма. Формирование такого качества у офицера связано прежде всего с изучением основных положений педагогической науки. Именно в ней представлены обобщенные требования к целям, способам и средствам воспитательного взаимодействия в современных условиях. Кроме этого, важную роль в осуществлении воспитания играют понимание и учет основных факторов индивидуальной психики воина и психологии воинского коллектива.

Психологическая работа в подразделении проводится в интересах обеспечения здорового морально-психологического климата в воинских коллективах, формирования у военнослужащих требуемых психологических качеств, сохранения психического здоровья личного состава. Тем самым она выступает как система регулирования в подразделении особого типа процессов - психологических и социально-психологических. Если сравнивать с теми видами деятельности, с которыми мы уже познакомились, то можно заметить следующее: управление направлено на реальную внешнюю деятельность субъектов воинской службы; обучение и воспитание - на осуществление изменений в будущей внешней деятельности и будущих внешних отношениях воинов; психологическая работа - на формирование в интересах службы изменений в реальной “внутренней деятельности” воинов, т.е. в их психике и в психике воинских коллективов.

Регуляция психической деятельности офицера представляет собой необходимый компонент жизнедеятельности. Она предполагает наличие у каждого из нас особого качества - психики человека (сознания), которая обеспечивает отражение окружающего мира и регуляцию человеком деятельности по изменению этого мира. Свое непосредственное выражение психика человека находит в таких проявлениях, как образы восприятия окружающей действительности (“я вижу”, “я слышу”, “я ощущаю” и др.), как деятельность по запоминанию и речевому воспроизведению определенной информации, как эмоциональные переживания (“я смеюсь”, “я огорчен” и др.) и т. д. Все это называется “внутренней” или “психической” деятельностью человека. Человека всегда интересует он сам как носитель и выразитель тех или иных психических функций. Это проявляется в попытках человека понять и объяснить себе причины собственных поступков, в поиске внутренних резервов для достижения трудных целей, в целенаправленном воздействии на себя в интересах развития определенных качеств и способностей. Все это связано с формированием и развитием особого психического образования - “самосознания”, которое обеспечивает человеку понимание самого себя как носителя сознания.

Таким образом, мы видим, что деятельность офицера - будущая деятельность выпускника военного ВУЗа - предполагает осуществление целостной системы взаимосвязанных видов психолого-педагогической деятельности и исключительную важность в повседневной деятельность войск.

Броневицкий Г.А., Зуев Ю.П., Столяренко А.И.Основы военной педагогики и психологии. М.: Воениздат, 1997.

Костенецкий О.В., Орловский П.Н. Психолого-педагогические основы воспитания военнослужащих. Воронеж: ВВАИИ, 2001. 132 с.

Психология и педагогика. Военная психология (под ред. А.Г. Маклакова). СПб.: Питер, 2008. 464 с.

Подласый И.П. Педагогика. Учебник для педагогических вузов: Кн.1. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999. 572 с.

В военном деле более чем где-либо требуется строжайшее единство действий людей, подчиненных воле одного человека - командира.

Единоначалие ликвидирует обезличку, возлагая на командира персональную ответственность за все стороны жизни и деятельности войск. Оно создает условия для высокой организованности , строгой воинской дисциплины и твердого порядка - слагаемых в бою.

Командиры - единоначальники несут ответственность перед государством за постоянную боевую и мобилизационную готовность вверенных им войск, боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину и морально-психологическое состояние личного состава, за состояние вооружения, боевой техники, транспорта, материально-бытовое и медицинское обеспечение воинов.

Поэтому командир обязан постоянно совершенствовать методы управления частью(подразделением), настойчиво работать над развитием своих организаторских способностей и совершенствованием методических навыков, изучать и внедрять в практику все новое, передовое, способствующее повышению эффективности обучения, воспитания подчиненных.

Основное содержание деятельности командира сводится к выполнению следующих воинских функций:

- руководителя повседневной службы.

Следовательно, командир в одном лице совмещает роли военного руководителя, администратора и педагога. А это предъявляет большие требования к морально-психологическим, нравственным, педагогическим, организаторским, боевым качествам командира.

А.С. Макаренко писал: " Воспитатель, не имеющий авторитета, не может быть воспитателем ".

Авторитет офицера-воспитателя есть степень его влияния на подчиненных, основанного на признании ими его личных достоинств. Чем выше авторитет офицера, тем более сильное влияние он оказывает на подчиненных, тем охотнее подчиняются ему люди, старательнее выполняют его приказы и распоряжения, внимательнее прислушиваются к его голосу. Одни и те же слова производят на воинов различное впечатление в зависимости от того, кто их сказал - авторитетный или малоавторитетный начальник. Поэтому личные качества командира играют огромную, определяющую роль в процессе воспитания и обучения подчиненных.

Личные качества, которые лежат в основе авторитета офицера:

- готовность и способность точно и своевременно выполнять решение.

Руководство педагогическим процессом требует от офицера хорошо развитых организаторских способностей: умение хорошо планировать боевую подготовку, своевременно выполнять все боевые и хозяйственные работы, снабжать подразделения, часть всеми видами довольствия. Хорошего организатора отмечает умение обеспечить четкий порядок в подразделении, части, расставлять людей и определять задания в соответствии с их способностями и возможностями, мобилизовать подчиненных на лучшее выполнение стоящих перед ними задач, осуществлять постоянный контроль за их деятельностью, вовремя оказывать им необходимую помощь.

Офицеру необходимо обладать развитыми морально-волевыми качествами, такими как: целеустремленность, мужество, смелость, инициативность, решительность, выдержка, самообладание, настойчивость.

Воины высоко ценят сильную волю командира. Особенно важно, когда он на вспыльчивость, горячность подчиненного отвечает хладнокровной рассудительностью, проявляет твердость характера. В этом они видят одно из достоинств командира.

Однако сильные волевые качества и высокая требовательность командира не имеют ничего общего с разносом и оскорблением подчиненных.

Важной предпосылкой успешной учебно-воспитательной работы является нравственная чистота офицера - честность, правдивость, трудолюбие, скромность, достойное поведение в быту, в семье. Чтобы осуществлять нравственное воспитание подчиненных, офицер сам должен служить для них образцом соблюдения моральных норм, всех требований военной присяги и уставов.

Педагогический труд требует от офицера высокого мастерства, развитого мышления, творческого отношения к выбору педагогических средств, приемов и методов, применение которых основывается на учете сложившейся ситуации, индивидуальных особенностей подчиненных. характера взаимоотношений в воинском коллективе. Поэтому не случайно воспитание считается искусством.

Внешний вид офицера, его аккуратность, подтянутость, культура речи, обстановка, в которой проводится педагогическое мероприятие, - все это составные части педагогической техники, и мастер-педагог всегда ими пользуется.

Таким образом, высокие личные качества командира-единоначальника, его педагогическое мышление, такт и мастерство, высокая общая культура, личный пример являются той силой, которая оказывает решающее влияние на результаты воспитания и обучения личного состава.

2. Методы анализа морально-психологического состояния личного состава.

Планирование воспитательной работы.

В комплексе проблем, решаемых сегодня Управлением воспитательной работы ВС РБ, командирами и их заместителями по воспитательной работе особое место занимает выработка простой и эффективной методики анализа и управления морально-психологическим состоянием всех категорий военнослужащих.

Во-первых, морально-психологическое состояние отражает психологическую готовность военнослужащего, воинского коллектива выполнять учебно-боевые задачи. Следовательно, моральный дух - та основа, не учитывая и не влияя на которую, командир (начальник) не может быть полностью уверен, что эти задачи будут выполнены;

во-вторых, отсутствие в войсках единого понимания этой категории и как следствие - искусственное выпячивание отдельных его составляющих и недооценка других;

в-третьих, исключительно важным значением выработки подходов к решению этой проблемы не только для повседневной практики войск, но и для боевой обстановки, когда зависимость достижения победы над агрессором от боевого духа личного состава усиливается многократно.

Из множества выработанных на сегодняшний день методов оценки морально-психологического состояния личного состава рассмотрим лишь некоторые.

Читайте также: