Какие простые правила следует соблюдать чтобы избежать травматизма физкультура 8 класс кратко

Обновлено: 03.07.2024

Травматизм на занятиях физической культуры - явление, не совместимое с оздоровительными целями физической культуры и спорта.

В установленном законодательством РФ порядке школа несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся. Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев на занятиях физической культурой является одной из важнейших задач учителя, инструктора по физической культуре, администрации школы.

ПРИЧИНЫ СПОРТИВНОГО ТРАВМАТИЗМА

Основными причинами травматизма являются организационные недостатки при проведении занятий. Это нарушения инструкций о проведение уроков физической культуры, соревнований, неправильное составление программы соревнований, нарушений их правил, неправильное размещение участников. При проведении уроков по метаниям, неправильно проложенная лыжня или неподготовленная трасса для кросса; неправильное комплектование групп (по уровню подготовленности, возрасту, полу), многочисленность групп, занимающихся сложными в техническом отношении видами спорта в зале, на площадке; неорганизованная смена снаряда и переход с места занятий в отсутствие преподавателя.

Ошибки в методике проведения занятий, которые связаны с нарушением дидактических принципов обучения, отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, физической и технической подготовленности школьников.

Причиной повреждения является пренебрежительное отношение к вводной части урока, неправильное обучение технике физических упражнений, отсутствие страховки, неправильное ее применение, частое применение максимальных нагрузок: перенос средств и методов тренировки спортсменов на учащихся средней школы.

Недостаточное материально-техническое оснащение занятий: малые спортивные залы, отсутствие зон безопасности на спортивных площадках, жесткое покрытие легкоатлетических дорожек и секторов, отсутствие табельного инвентаря и оборудования (жесткие маты), неправильно выбранные трассы для кроссов и лыжных гонок. Причинами травм являются плохое снаряжение занимающихся (плохое крепление снарядов, невыявленные дефекты снарядов, несоответствие массы снаряда возрасту занимающихся).

Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов и площадок: плохая вентиляция, недостаточное освещение мест занятий, запыленность, неправильно спроектированные и построенные спортивные площадки (лучи солнечного света бьют в глаза), низкая температура воздуха в бассейне. Неблагоприятные метеорологические условия: высокая влажность и температура воздуха, дождь, снег, сильный ветер. Недостаточная акклиматизация учащихся.

Низкий уровень воспитательной работы. Зачастую этому способствует либерализм учителей. Отсутствие медицинского контроля. Причинами травм, могут стать допуск к занятиям учащихся без прохождения врачебного осмотра, невыполнение учителем и учениками врачебных рекомендаций по срокам возобновления занятий после заболевания и травм, по ограничению интенсивности нагрузок, комплектованию групп.

Подводя итог причинам травматизма можно выделить следующие группы:

  • Неправильные организация и методика проведения учебно-тренировочных занятий;
  • Выполнение сложных, незнакомых упражнений;
  • Занятие без разминки или недостаточной разминки;
  • Отсутствие сосредоточенности и внимания у занимающихся.
  • Отсутствие должной квалификации у учителя;
  • Проведение занятия без преподавателя;
  • Нарушение правил содержания мест занятий и условий безопасности;
  • Неудовлетворительная воспитательная работа со спортсменами;
  • Нарушение правил врачебного контроля;
  • Неблагоприятные метеорологические условия.

ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОГО ТРАВМАТИЗМА

Возникновение спортивных травм зависит от ряда факторов.

У девушек меньше травм, чем у юношей. Чем моложе спортсмены, тем больше происходит случаев травматизма. Чем старше учащийся и выше его спортивная квалификация, тем сильнее он подвержен травматизму. Имеют значение контингент занимающихся, условия проведения, методика занятий. У занимающихся по государственным программам физического воспитания, травмы наблюдаются реже, чем у занимающихся в спортивных секциях по авторским программам.

Механизм возникновения травм разнообразен. Повреждения могут быть вызваны падением, ударом и сжатием, столкновением, резкими изменениями положения тела, предельными сгибаниями, разгибаниями, растяжениями, подвертыванием (стопы), трением о канат и т.п.

У занимающихся физической культурой в 35-40 % случаев травмы связаны с ушибами на уроках: легкой атлетики, баскетбола, волейбола, футбола.

Анализ полученных данных показал, что наибольшее число травм приходится на возрастную группу от 11 до 14 лет, достигая максимума в 13 - 14 лет. Наиболее высокий уровень травматизма приходится на гимнастику.

В начальной школе резко растет двигательная активность и увеличиваются физические возможности ребенка. Что требует от учителя возрастающего внимания за ходом урока. На правильное поведение на уроке, надежно охраняемое ребенка от неосторожного падения, опрометчивых поступков, ведущих к травмам.

О НЕКОТОРЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ ТРАВМАТИЗМА

Причины, которые приводят к несчастью, укладываются в сравнительно небольшое число типичных штатных ситуаций, которые можно предупредить.

Частой причиной возникновения травм являются падения. Это происходит, когда учащиеся затевают игры без оговоренных правил. Травмы, возникающие при падении, могут быть самые разнообразные: переломы конечностей, тяжелые сотрясения головного мозга, разрывы внутренних органов и так далее.

Младшие школьники устраивают игры без правил, не сознавая их опасности. Учащиеся старших классов часто совершают рискованные поступки, неправильно считая их доказательством собственной удали.

Необходимо помнить, что падения, нередко заканчиваются серьезными повреждениями, поэтому требуют определенных спортивных навыков.

Все травмы, связанные с беспечностью, неосторожностью, лихачеством - это беда. Но нередко случается так, что за необузданные, необдуманные поступки одних расплачиваются другие.

Неправильно вырванный мяч у соперника, сильный залом руки назад. Грубая остановка соперника недозволенным приемом. Поставил подножку - в результате тяжелый перелом бедра со смещением. Получил неожиданный удар баскетбольным мячом по голове. Тяжелое сотрясение головного мозга.

ГИПОКИНЕЗИЯ И ТРАВМАТИЗМ

В общеобразовательной школе более 70% детей страдают от последствий малоподвижного образа жизни (доклинические изменения, травматизм).

Малоподвижный образ жизни способствует развитию у учащихся отклонений в состоянии здоровья, таких, как нарушение осанки, зрения, повышенного артериального давления, накопление избыточной массы тела.

Причинную роль гипокинезии в возникновении травм подтвердил и анализ более150 тысяч травм, полученных в школах на уроках физической культуры и при занятиях спортом. Из числа травмированных 84% детей получили травмы при падении с высоты своего роста. Эти дети воспитывались в условиях недостаточной двигательной активности. И только 16% из числа получивших травмы составляли дети с девиантным поведением или форсированной спортивной специализацией.

Регулярные занятия физическими упражнениями в сочетании с твердым режимом дня служат надежным профилактическим средством против травм. Все это способствует мобилизации жизненно важных свойств организма, двигательных способностей (выносливости, силы, быстроты, гибкости, ловкости и координации движений), таких качеств как сила воли, энергичность, собранность, уверенность в себе и своих силах.

Для ликвидации последствий гипокинезии в уроки необходимо включать упражнения на растягивание.

ГИПЕРКИНЕЗИЯ И ТРАВМАТИЗМ

Чрезмерные физические нагрузки отрицательно влияют на состояние здоровья и являются причиной детского травматизма.

Иногда при проведении врачебно-педагогических наблюдений приходится констатировать случаи чрезмерных двигательных нагрузок у детей при плановых уроках физкультуры. Особенно часто это встречается у молодых учителей.

Откуда же перегрузки? Ведь упражнения соответствуют плановым заданиям по программе и по возрасту. Дело в том, что большинство детей вели и продолжают вести малоподвижный образ жизни, поэтому даже нормальный двигательный режим может стать для них на первых порах чрезмерной нагрузкой. Во избежание перегрузок на занятиях физической культуры школьный врач должен определить биологический возраст, адаптацию к физическим нагрузкам учащихся и распределить их по состоянию здоровья на медицинские группы.

Учитель должен получить в начале учебного года от медицинского работника школы полную информацию в письменном виде о состоянии здоровья каждого школьника. В классном журнале до начала занятий медицинский работник заполняет листок здоровья. В дальнейшем учитель совместно с врачом школы регулярно проводят врачебно-педагогические наблюдения в целях определения адаптации детей к физическим нагрузкам, правильного построения урока и назначения индивидуальных заданий на уроке физической культуры. Во время уроков учитель контролирует физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений и по внешним признакам утомления.

Деление на спортивные группы определяет режим занятий и степень физических нагрузок индивидуально для каждого ребенка. А врачебно - педагогические наблюдения способствуют определению рациональной физической нагрузки.

Глубинные механизмы детского спортивного травматизма, связанные с гиперкинезией, справедливо связывают с перенапряжением локомоторного аппарата.

Перенапряжение локомоторного аппарата это по существу, является частным проявлением перенапряжения организма в целом, так как локомоторный аппарат ребенка нередко наиболее слабое звено в общей функциональной системе, формирующейся в организме для достижения высокого результата.

Практика показывает, что для предупреждения срыва этого слабого звена в условиях ранней узкоспециализированной подготовки необходимо использовать сбалансированные нагрузки на все локомоторные структуры.

Поскольку перенапряжение растущего организма и его локальные проявления связаны с нерациональным учебным процессом, неадекватными нагрузками, то рычаги профилактики спортивного травматизма кроются в оптимизации двигательных режимов на уроках физической культуры.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТРАВМАТИЗМА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

  • к занятиям допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по соблюдению правил безопасности на занятиях;
  • при проведении занятий должно соблюдаться расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха;
  • аптечка укомплектованная всем необходимым находится в спортивном зале или у медицинского работника;
  • перед началом занятий необходимо проверить готовность зала:
    • убрать все посторонние и выступающие предметы;
    • проверить чистоту пола;
    • наличие освещения и вентиляции в зале;
    • убедиться в исправности инвентаря;
    • проветрить помещение;
    • проверить температурный режим в зале;

    ПРОФИЛАКТИКА СПОРТИВНОГО ТРАВМАТИЗМА

    В нашей стране проводится много мероприятий по предупреждению травм при занятиях спортом и физической культурой.

    Борьба с детским травматизмом - обязательная составная часть работы школьного учителя или тренера - преподавателя по охране и укреплению здоровья школьников. Травматизм еще занимает значительное место в учебно-тренировочном процессе. Всероссийская Межведомственная комиссия по снижению травматизма и предупреждению травматизма среди школьников отмечает, что низкая эффективность работы по профилактике детского травматизма связана с недостатками систематического воспитания, следствием чего является отсутствие у них прочных навыков правильного поведения в различных ситуациях.

    Во все правила соревнований внесены пункты по охране здоровья спортсменов. Меры предупреждения травм преподаются в учебных заведениях.

    Введены для всех спортивных организаций и других общественных организаций обязательные санитарно - гигиенические требования к содержанию мест занятий и соревнований и условиям их проведения с целью предупреждения травм.

    Большое значение для предупреждения травм имеют тщательный учет, расследование и анализ причин травм.

    В обеспечении мер по предупреждению травм должны участвовать руководители организаций, сами спортсмены, но основная роль отводится тренеру.

    Преподаватель не допускает к занятиям лиц, не прошедших врачебного обследования в установленном порядке.

    Перед началом всех занятий необходима беседа по профилактике травматизма.

    При комплектовании групп, проведении занятий следует учитывать состояние здоровья, физическое здоровье и физическое развитие спортсменов, приспособленность к нагрузкам, пол, возраст, весовые категории, не допускать к занятиям больных.

    Особую ценность в предупреждении травм имеет педагогический контроль, позволяющий определять степень утомления занимающихся в процессе учебно-тренировочного занятия.

    Важно строгое соблюдение учителем методических указаний, определяющих содержание и порядок проведения занятий и соревнований, нарушение которых может причинить вред здоровью учащихся.

    Учитель перед каждым занятием проверяет место занятий и следит за тем, чтобы не было посторонних предметов, посторонних лиц, во время занятий следят за поддержанием нормальной температуры, обеспечением достаточного освещения и вентиляции, контролируют качество инвентаря и оборудования, проверяют защитные приспособления.

    Проверяет соответствие спортивного костюма и обуви учеников.

    Необходимо строгое выполнение принципов рациональной методики обучения занимающихся: постепенности в дозировании нагрузок, последовательности в овладении двигательными навыками; индивидуального подхода; обязательного инструктажа и контроля за выполнением упражнений.

    Нельзя разрешать учащемуся выполнять неподготовленные действия.

    Перед основной частью занятия, перед соревнованиями нужна достаточная разминка. При выполнении ряда упражнений необходима страховка и знание элементов самостраховки.

    Здоровье - залог того, что человек сможет быть полезным членом общества.

    Несмотря на целый ряд мер, направленных на профилактику травматизма, несчастные случаи встречаются часто.

    Строгая дисциплина на занятиях должна быть законом. Недопустимо выполнение физических упражнений учениками при отсутствии учителя, тренера-преподавателя.

    Для сохранения здоровья, быстрого восстановления организма после перенесенной травмы большое значение имеет правильное и своевременное оказание первой доврачебной помощи. Каждый учитель, должен уметь определить характер травмы, знать ее признаки, а также хорошо владеть приемами оказания первой помощи.

    1. Знание и соблюдение правил Техники Безопасности.
    2. Врачебный контроль.
    3. Правила личной гигиены.
    4. Качественная разминка и разогрев мышц.
    5. Правильное выполнение техники движений.
    6. Адекватный расчет сил и возможностей, соблюдение режима дня.
    7. Баланс между силой и гибкостью.
    8. Соблюдение методических принципов.
    9. Квалификация учителя.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Во время физкультурных занятий, разумеется, правильно организованных, воспитывается характер, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность. Все эти качества, так необходимы для предупреждения травматизма. При этом важно, чтобы сами игры не только интересовали школьников, но и чтобы в них были заложены элементы творчества.

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

    Познание мира

    Краткосрочный план урока № 15.

    Познание мира

    ФИО учителя:

    присутствующих:

    отсутствующих:

    Раздел (сквозная тема):

    Как избежать травм при занятиях спортом?

    Цели обучения, которым посвящен урок:

    4.1.4.1 исследовать причины травматизма в различных видах спорта

    4.1.4.2 предлагать меры по профилактике и способы снижения травмоопасности при занятиях различными видами спорта

    Развитие навыков:

    1.4 Здоровье и безопасность

    Предполагаемый результат:

    Все учащиеся будут:

    – объяснять причины травматизма при занятиях спортом и физической куль-турой;

    – называть виды травм.

    Многие учащиеся будут:

    – объяснять, что можно, а что нельзя делать при разных травмах.

    Некоторые учащиеся будут:

    – составлять памятку, в которой укажут меры по профилактике травматизма в выбранном ими виде спорта;

    – находить в дополнительных источниках (Интернет, спортивная литература). материал для подготовки данной памятки.

    Языковая цель

    Ключевые слова. Т равма; травматизм; профилактика.

    Предметная лексика и терминология. Виды травм: ушибы, вывихи, переломы, рана, растяжение связок. Меры по профилактике травматизма.

    Серия полезных фраз для диалога/письма. Любую травму можно предотвратить. Разработка мер по предупреждению травматизма. При серьезных травмах надо быстро доставить пострадавшего в больницу.

    Вопросы для обсуждения.

    – Каковы причины травматизма при занятиях спортом и физкультурой?

    – Как уберечь себя от травм?

    – Что делать, если случилась травма?

    – Какие вы знаете меры по профилактике травматизма в спорте, котором вы занимаетесь?

    Письмо. В тетради заполнить пропуски в тексте.

    Материал прошедших уроков:

    Виды спорта, базовые и свои данные для занятия тем или иным видом спорта

    Этапы урока

    Запланированная деятельность на уроке

    Создание положительного эмоционального настроя:

    Вот звонок нам дал сигнал:

    Он учиться нас позвал,

    А мы время не теряем

    И урок наш начинаем.

    – Проверим готовность к уроку

    В комнате находится старинная прялка.

    - Ребята, перед вами красивая старинная вещь. В старину каждая хозяйка умела пользоваться прялкой. Я сейчас попрошу каждого из вас привязать на колесо цветную ленточку.

    А теперь по очереди крутаните колесо прялки и скажите для всех доброе пожелание на сегодняшний урок.

    Педагог тоже крутит колесо прялки говорит всем пожелание:

    Середина урока

    (К) Актуализация знаний. Целепологание.

    - Проверка домашнего задания.

    Работа над лексической и грамматической темой урока.

    (П) Формулирование темы и цели урока.

    (К) Работа с учебником.

    (И) Работа с учебником.

    - Беседа и обсуждение.

    Травмы можно получить на производстве, в быту, на транспорте, при занятиях спортом .

    hello_html_70f69f59.jpg

    Объясните по картинке, что может быть причинами травматизма на занятиях физической культурой и спортом. Какие ещё причины вы бы назвали?

    (П) Работа в парах. Исследуем.

    Назовите по схеме виды травм. Как бы вы дополнили эту схему?

    hello_html_53f5d18e.jpg

    (Г) Работа с учебником.

    Ещё древние говорили, что любую болезнь легче предотвратить, чем лечить. То же самое можно сказать и о травмах. Задумаемся над вопросом: как себя от них уберечь? Разработаем меры по предупреждению травматизма.

    МЕРЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТРАВМАТИЗМА

    - Необходимо соблюдать порядок и дисциплину на занятии или тренировке.

    - Слушать советы и команды учителя физкультуры или тренера.

    - Заниматься спортом в спортивной одежде и обуви, в специально отведенных для этого местах.

    - Быть осторожными по отношению друг к другу на занятиях.

    - Помнить правила безопасного пользования спортивными снарядами.

    - Чередовать нагрузку и отдых во время занятия.

    - Следует избегать столкновений, толчков, ударов во время занятий.

    Как можно дополнить этот перечень?

    (К) Физминутка.

    Сначала буду маленьким,

    К коленочкам прижмусь.

    Потом я вырасту большим,

    До лампы дотянусь.

    Дом построен у сугроба.

    Вот такой вышины.

    Белый коврик у порога.

    Вот такой ширины.

    Погляди-ка, потолки ледяные,

    Мы по лестнице шагаем,

    Выше ноги, топ-топ.

    Двери комнат отворяем,

    Справа – хлоп, слева – хлоп.

    (И) Работа в группах.

    (П) Работа в парах.

    Что делать, если всё же травма случилась? Прочитайте советы опытного доктора. Работая в парах, объясните друг другу, что можно, а что нельзя делать при разных травмах.

    (П) Работа в парах.

    hello_html_m2c517e1.jpg

    hello_html_39e07fea.jpg

    При серьёзных травмах надо постараться быстро и бережно доставить пострадавшего в ближайшую больницу!

    Данная статья подготовлена для молодых, начинающих учителей, которые могут столкнуться с о спецификой работы на уроке физкультуры, при работе в зале с 2 классами одновременно.

    ВложениеРазмер
    profilaktika_travmatizma_na_urokah_fizicheskoy_kultury.docx 17.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Профилактика травматизма на уроках физической культуры

    Урок физической культуры отличается от других высокой двигательной активностью занимающихся, поэтому в силу специфики предмета, школьники входят в группу риска, которая подвержена травматизму. Профилактика детского травматизма – одна из важнейших задач современного общества, которая должна быть достигнута, в первую очередь, соблюдением техники безопасности на занятиях физкультуры.

    Следуя общепринятым нормам и стандартам, учитель физкультуры должен всегда четко знать инструкцию по техники безопасности. В соблюдении техники безопасности как учителем, так и школьниками должны быть обязательно соблюдены все установленные пункты, которые должны быть обязательными для каждого учителя физкультуры при организации проведении учебных и внеклассных занятий по физической культуре и спорту.

    Общие требования по технике безопасности, относящиеся непосредственно к учителю по физической культуре:

    • Учителя физкультуры в своей практической деятельности по физическому воспитанию должны руководствоваться инструкцией по технике безопасности, государственными актами и документами по охране труда, разработанными Министерством образования РФ, и осуществлять контроль за соблюдением учащимися правил и инструкций по охране труда.

    Каковы основные причины травматизма? Если говорить о занятиях по физическому воспитанию, то это, во-первых, недостаточность учебных площадей. Во многих школах педагоги вынуждены проводить в одном спортивном зале занятия со старшими и младшими школьниками одновременно . Отсюда скученность, невозможность отследить сразу всех учащихся, подстраховать их при выполнении особенно рискованных упражнений, вовремя обратить внимание на их самочувствие.

    Третий фактор травмо опасности – низкий уровень квалификации многих учителей физкультуры. Он обусловлен в первую очередь недостаточным опытом работы в школе , плохим знанием методик физического воспитания, педагогических основ. Да и сами методические рекомендации, точнее некоторые из них, устарели и требуют новой редакции.

    И наконец, четвертая причина – медицинская. Врачебное обслуживание во многих школах находится в неудовлетворительном состоянии, главным образом из-за низкой зарплаты медицинского персонала, нехватки кадров. Медицинское обследование школьников проводится с запозданием. Распределение обучающихся по медицинским группам для занятий физкультурой своевременно не вносится в классный журнал.

    Никогда не стоит забывать о том, что учителю, а прежде всего – физической культуры, доверено самое ценное – здоровье ребенка. Поэтому так важно стремиться устранить причины, вызывающие несчастные случаи на уроках физической культуры.

    Что же нужно делать для того, чтобы исключить опасность травматизма на уроках физической культуры?

    • продумывать содержание каждого урока, комплекс средств и методов обучения;
    • тщательно проверять исправность спортивного инвентаря;
    • уделять внимание разминке, предварительной проработке мускулатуры с помощью подготовительных упражнений в подготовительной части урока;
    • требовать от школьников строгого соблюдения правил поведения на уроке, а в случае нарушения дисциплины не приступать к занятиям до тех пор, пока не будет восстановлен порядок;
    • владеть приемами страховки, совершенствовать свои навыки в страховке учащихся, выполняющих упражнения на снарядах;
    • во время проведения урока выбирать себе такое место, чтобы хорошо были видны все занимающиеся, а самому находиться около отделения, где наиболее вероятны срывы и падения;
    • правильно регулировать физическую нагрузку, наблюдая за утомляемостью учащихся; требовать от школьников, чтобы они приходили в спортивной форме, запрещать занятия на снарядах в повседневной одежде;
    • тщательно подготавливать места занятий, не пользоваться инвентарем, которые по своему весу и размеру не соответствует возрастным особенностям учащихся;
    • не оставлять без наблюдения спортивный инвентарь, который в данный момент не используется на уроке;
    • не проводить занятий на необорудованных, плохо спланированных (с неровной поверхностью) площадках подбирать такие места для занятий, которые соответствовали бы требованиям программы по физической культуре.

    Родители должны напоминать своему ребёнку, чтобы он был особенно внимателен и дисциплинирован на уроках физической культуры, точно выполнял все команды учителя и правила техники безопасности. Многие практически здоровые учащиеся плохо защищены от социально- психологических стрессов, подвержены аллергическим реакциям, переутомляются в школе и не восстанавливаются за ночной отдых. Правильная организация режима дня ребенка и контроль родителей за его соблюдением улучшат работоспособность школьника и снизят риск бытового и спортивного травматизма.

    Повреждением или травмой называют воздействие на организм человека внешнего фактора, нарушающего строение и целостность тканей и нормальное течение физиологических процессов.

    В зависимости от характера травмируемой ткани различают кожные (ушибы, раны, подкожные (разрывы связок, переломы костей и пр.) и полостные (ушибы, кровоизлияния, ранения груди, живота, суставов) повреждения. Травмы бывают открытые – с нарушением целостности, и закрытые, когда изменение органов и тканей происходит при неповрежденной коже и слизистой оболочке.

    По тяжести травмы делятся на тяжелые, средней тяжести и легкие.

    Тяжелые травмы – это травмы, вызывающие резко выраженные нарушения здоровья и приводящие к потере учебной и спортивной деятельности сроком выше 30 дней.

    Травмы средней тяжести – это травмы с выраженным изменением в организме, приведшие к учебной и спортивной нетрудоспособности сроком от 10 до 30дней.

    Легкие травмы – это травмы, не вызывающие значительные нарушения в организме и потери общей и спортивной трудоспособности. К ним относятся ссадины, потертости, поверхностные раны, легкие ушибы, растяжения 1-й степени и др., при которых травмированному оказывается первая врачебная помощь, а также возможно сочетание назначенного врачом лечения сроком до 10 дней с тренировками и занятиями пониженной интенсивности.

    Кроме того, выделяют острые и хронические травмы.

    Острые травмы возникают в результате внезапного воздействия того или иного травмирующего фактора. Хронические травмы являются результатом многократного действия одного и того же травмирующего фактора на определенную область тела.

    Существует еще один вид травмы – микротравмы. Это повреждения, полученные клетками тканей в результате однократного (или чаще повреждающегося) воздействия, незначительно превышающего пределы физиологического сопротивления тканей и вызывающие нарушение их функций и структуры.

    Среди видов спортивных повреждений ушибы наиболее часто встречаются в футболе, хоккее, боксе, борьбе, конькобежном спорте, спортивных играх.

    Повреждения мышц и сухожилий часто наблюдаются при занятиях штангой, легкой атлетикой, гимнастикой.

    Растяжение связок – преимущественно при занятиях штангой, борьбой и легкой атлетикой, гимнастикой, спортивными играми и боксом.

    Переломы костей относительно часто встречаются у борцов, конькобежцев, велосипедистов, хоккеистов, боксеров, горнолыжников, футболистов.

    Раны, ссадины, потертости преобладают при занятиях велосипедным, лыжным, конькобежным спортом, хоккеем, греблей.

    Сотрясения мозга наиболее часто встречаются у боксеров, велосипедистов, футболистов, представителей горнолыжного спорта.

    По локализации повреждений у физкультурников и спортсменов чаще всего наблюдаются травмы конечностей, среди них преобладают повреждения суставов, особенно коленного и голеностопного. Среди спортивных травм, как правило, высокий процент травм средней и тяжелой степени.

    Каковы же причины спортивного травматизма на занятиях по физической культуре?

    Основными причинами травматизма являются организационные недостатки при проведении занятий. Это нарушения инструкций о проведении занятий по физической культуре, соревнований, неправильное составление программы соревнований, нарушение их правил, неправильное размещение участников. При проведении занятий: неправильное комплектование групп (по уровню подготовленности, возрасту, полу, многочисленность групп, занимающихся сложными в техническом отношении упражнениями или видами спорта, неорганизованная смена снаряда и переход с места занятий в отсутствие преподавателя и т. п.

    Ошибки в методике проведения занятий, которые связаны с нарушением дидактических принципов обучения, отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, физической и технической подготовленности детей.

    Причинами травмы является также пренебрежительное отношение к подготовительной части занятия, неправильное обучение технике физических упражнений, отсутствие страховки или неправильное ее применение, частое применение максимальных нагрузок.

    К травмам также может привести недостаточное материально-техническое оснащение занятий, плохое снаряжение (ненадежное крепление спортивного оборудования и инвентаря, невыявленные дефекты спортивных снарядов, несоответствие их возрасту занимающихся, неправильно подобранная трасса и т. п., неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов и площадок, отсутствие медицинского контроля.

    Причинами травм могут стать допуск к занятиям воспитанников или учащихся без прохождения врачебного осмотра, невыполнение врачебных рекомендаций по срокам возобновления занятий после заболеваний или травм, по ограничению интенсивности нагрузок.

    Существуют и внутренние факторы, вызывающие спортивные травмы: состояние утомления, переутомления, хронические очаги инфекций, индивидуальные особенности организма, перерывы в занятиях.

    Подводя итог причинам травматизма, можно выделить следующие группы:

    Причины методического характера:

    • неправильная организация и методика проведения учебно-тренировочных занятий;

    • выполнение сложных, незнакомых упражнений;

    • занятия без разминки или недостаточная разминка;

    • отсутствие сосредоточенности и внимания у занимающихся.

    Причины организационного характера:

    • отсутствие должной квалификации у преподавателя;

    • проведение занятий без преподавателя;

    • нарушение правил содержания мест занятий и условий безопасности;

    • неудовлетворительная воспитательная работа с обучаемыми;

    • нарушение правил врачебного контроля;

    • неблагоприятные метеорологические условия при проведении занятий или соревнований.

    Зная причины возникновения повреждений и травматизма на занятиях физкультурой и спортом, необходимо разработать меры по их предупреждению.

    Меры безопасности на занятиях физкультурой и спортом.

    Предупреждение травматизма основано на принципах профилактики повреждений на занятиях физкультурой и спортом.

    Общие требования безопасности.

    Настоящие требования являются обязательными для преподавателей и обучаемых при организации и проведении занятий по физической культуре и спорту.

    Преподаватель по физической культуре несет ответственность за сохранение жизни и здоровья обучающихся.

    Преподаватель по физической культуре должен:

    - проходить курсы по охране труда не реже 1 раза в пять лет;

    - принимать участие в испытании гимнастических снарядов и оборудования;

    - вносить предложения по улучшению условий проведения образовательного процесса;

    - организовывать изучение воспитанниками правил безопасности на занятиях по физической культуре.

    Преподаватель должен знать:

    - подготовленность и функциональные возможности каждого воспитанника;

    - медицинскую группу, к которой отнесены воспитанники по результатам медосмотра;

    - воспитанников, освобожденных врачом от физических занятий после болезни;

    Требования безопасности перед началом проведения занятий.

    Преподаватель по физической культуре должен:

    - проветрить спортивный зал, проверить исправность и надежность установки и крепления спортивного инвентаря и оборудования, провести тщательный осмотр места проведения занятий;

    - при недостаточном естественном освещении включить осветительные приборы;

    - убедиться, что все воспитанники переоделись в спортивную форму;

    - обеспечить безопасное проведение образовательного процесса;

    - проверить готовность воспитанников к занятию и сделать опрос о состоянии здоровья.

    Требования безопасности во время проведения занятий.

    Преподаватель по физической культуре должен:

    - соблюдать принцип доступности, последовательности при обучении воспитанников, индивидуально подбирать упражнения и физическую нагрузку;

    - снизить нагрузку при появлении у обучаемых признаков утомления;

    - обеспечить страховку при выполнении сложных технических элементов;

    - следить за соблюдением обучаемыми инструкций, правил поведения на занятиях, точного выполнения команд преподавателя, принимать решения об отстранении воспитанников от участия в образовательном процессе при грубом и систематическом нарушении правил безопасности на занятиях по физической культуре;

    - выполнять правила по охране труда, технике безопасности, соблюдать санитарно-гигиенические нормы.

    Требования безопасности в аварийных ситуациях.

    Преподаватель по физической культуре должен:

    - при возникновении неисправности в работе спортивного оборудования или его поломки прекратить занятия, сообщить об этом администрации. Занятия продолжить только после устранения неисправности.

    - при возникновении пожара срочно эвакуировать детей из физкультурного зала, доложить о пожаре администрации детского сада, в пожарную охрану и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения (при отсутствии опасности для жизни и здоровья людей).

    Требования безопасности по окончании занятий.

    - организованно вывести воспитанников с места проведения занятий;

    - проветрить физкультурный зал, закрыть окна, форточки;

    - привести в порядок рабочее место, убрать физкультурный инвентарь в отведенное для него место.

    - выключить электроосвещение, электроаппаратуру, закрыть помещение;

    - обо всех недостатках, отмеченных во время работы, сообщить администрации.

    Профессиональные компетенции учителя по физической культуре Профессиональные компетенции учителя по физической культуре. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным.

    Портфолио инструктора по физической культуре

    Портфолио инструктора по физической культуре Инструктор по физической культуре 1. Ф. И. О. Зыкова Любовь Васильевна 2. Дата рождения: 23 мая 1959 г. 3. Образование: среднее специальное.

    Читайте также: