Какие проблемы реализации этого принципа существуют в современной россии кратко

Обновлено: 07.07.2024

Исследование проблемы организации и осуществления государственной власти. Определение основных направлений реализации принципа разделения властей. Выявление проблем реализации принципа разделения властей по горизонтали и вертикали в Российской Федерации.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 15.04.2018
Размер файла 59,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

Российский университет дружбы народов

на тему: Проблема реализации принципа разделения властей Российской Федерации

  • Введение
  • 1. Дискуссия о содержании принципа разделения властей и о видах властей
    • 1.1 Генезис идеи
    • 1.2 Правовая мысль России о разделении властей
    • 1.3 Основные направления реализации принципа разделения властей
    • 2.1 Разделение власти в России по горизонтали
    • 2.2 Разделение власти в России по вертикали
    • 2.3 Основы разделения и взаимодействия органов субъектов Российской Федерации. Элементы разделения властей в структуре органов местного самоуправления

    Введение

    Проблемы организации и осуществления государственной власти вызывали теоретический и практический интерес на протяжении многих веков. Мировой опыт убедительно подтверждает, что важнейшим условием успешного функционирования государственной власти является принцип разделения властей. В этой связи существует необходимость совершенствования механизмов реализации государственной власти в современной России на всем государственном пространстве, как федеральном, так и региональном. Государственная власть всегда материализуется в определенной структуре государственных органов, способы связей между которыми обусловлены соотношением различных политических сил в государстве. В условиях демократического политического режима решающее значение на взаимоотношения органов государственной власти оказывает принцип разделения властей, который является базовым принципом государственного строительства, одним из правовых устоев гражданского общества, а также служит той функциональной основой, которая обеспечивает эффективную деятельность государственного механизма. Как показывает весь ход исторического развития, принцип разделения властей неизменно приобретал актуальность в тех государствах, где проводились демократические преобразования системы государственной власти. В настоящее время принцип разделения властей закреплен в конституциях подавляющего большинства стран мира, однако механизмы его реализации существенно отличаются друг от друга.

    Разделение властей - конституционный принцип правового государства в условиях подлинного гражданского общества. Закрепленное в Конституции РФ правовое государство, права и свободы человека и гражданина, принцип разделения властей содержательно и законодательно взаимосвязаны. Однако потенциал их реальной достижимости еще сравнительно невелик.

    Коренные изменения в жизни нашего общества, начавшиеся во второй половине 80-х годов XX века, обострили внимание к вопросам государственного управления. Государство в состоянии эффективно выполнять свои функции лишь при условии целенаправленной и высокопрофессиональной деятельности системы государственного управления. Важнейшим условием выполнения государством своих задач является адекватное его совершенствование, улучшение взаимодействия органов государственной власти, эффективная реализация ими своих полномочий. Роль государственного управления существенно возрастает в переходные и кризисные периоды общественного развития. Это объясняется тем, что в это время идут бурные процессы перестройки существующих моделей общественных отношений, процессы поиска и создания их новых форм. В Российской Федерации конституционные реформы получили новые ориентиры после принятия Конституции 1993 г., провозгласившей принцип разделения властей. За годы, прошедшие с момента ее принятия, накоплен определенный практический опыт реализации конституционных положений, проявились их достоинства и недостатки, без учета которых невозможны дальнейшие преобразования. Российское государство на современном этапе характеризуется противоречивым состоянием проводимых преобразований, связанных с критической переоценкой своего прошлого и с выбором будущего, необходимостью поиска перспектив общественного развития. Решение проблемы коррекции содержания и форм многих правовых явлений выступает необходимым условием эволюции правовой системы, ее ориентации на общемировые стандарты. В системе таких явлений находится и разделение властей. Актуальность темы представленной курсовой работы обусловлена необходимостью решения, прежде всего, практических задач, возникающих в ходе развития российского общества. С другой стороны, актуальность связана и с потребностью теоретического осмысления правовых норм, регламентирующих вопросы организации и взаимодействия органов государственной власти. Приходится констатировать, что действие этих норм нередко приводит к коллизиям и не устраняет пробелов в нормативно-правовом регулировании соответствующих общественных отношений. Исследование современной системы органов государственной власти Российской Федерации показывает, что ее реформирование осуществляется на базе неразвитого федерального законодательства. В ходе продолжающейся правовой реформы уже приняты различные законодательные акты, однако эта деятельность недостаточно эффективна без внесения изменений в Конституцию.

    Целью исследования представленной курсовой работы - определить основные формы и методы реализации принципа разделения властей в Российской Федерации. В ходе работы для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

    1) определить содержание принципа разделения властей;

    2) изучить дискуссию о содержании принципа разделения властей и о видах властей;

    3) определить основные направления реализации принципа разделения властей;

    4) выявить проблемы реализации принципа разделения властей по горизонтали и вертикали.

    Объект данного исследования -- организация и осуществление государственной власти в Российской Федерации.

    Предмет исследования - реализация принципа разделения властей в организации и функционировании системы органов государственной власти Российской Федерации.

    1. Решетников О.М. Организации в системе госуправления // Вопросы гуманитарных наук. – 2013. – № 6 (69). – С. 100-101.

    4. Решетников О.М. Неформальные объединения в СССР в годы перестройки // Власть. – 2009. – № 11. – С. 28.

    6. Зульфугарзаде Т.Э., Решетников О.М. Особенности правосубъектности политической партии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2012. – № 12-1. – С. 106.

    Реализация принципа разделения властей заключается в установлении правовых норм и возникновении правоотношений, направленных на организацию взаимодействия всех органов государственной власти. В современном мире результаты процесса реализации принципа разделения властей проявляются в разных моделях взаимоотношений органов государственной власти, и исследование этих моделей важно для понимания структурно – функционального соотношения субъектов государственной власти [4].

    Поскольку государственная власть едина, то ее ветви постоянно взаимодействуют, что порождает борьбу, столкновение, соперничество. Чтобы не произошло полного, абсолютного поглощения одной ветви власти другой, была выработана система сдержек и противовесов. Ее сущность состоит в том, чтобы уравновесить власти, не дать возможности каждой из них оставаться бесконтрольной.

    Так, применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии, порядок осуществления: законодательную инициативу, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование. В системе противовесов важную роль призван играть президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя, назначить при необходимости досрочные выборы. Деятельность Конституционного Суда тоже можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституционные акты. Законодатель в своих действиях ограничивается временными рамками, самими принципами права, конституцией, другими юридическими и демократическими нормами и институтами.

    В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства. Сюда же можно отнести установленные в законе определенные сроки президентской власти, вотум недоверия правительству, импичмент, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью.

    Для судебной власти есть свои правоограничивающие средства, установленные в конституции, процессуальном законодательстве, выраженные в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на защиту, равенстве перед законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судьи и т. д.

    Особенностью российской Конституции является то, что Президент не входит ни в одну из ветвей государственной власти, он как бы стоит над ними, выполняя роль арбитра, гаранта обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

    В российском поле взаимодействия ветвей власти речь идет, как правило, о законодательной (представительной) и исполнительной. О судебной власти как одной из ветвей государственной власти, ее месте и роли в системе властей говорят и пишут мало.

    Эта российская особенность отражает традиционный взгляд на судебную власть как на силу, полностью подконтрольную государственной номенклатуре[5]. Судебная власть призвана поддерживать систему правового регулирования в обществе, защищать права и свободы человека. Она обладает такими средствами для реализации данных задач, что способна стать мощным фактором взаимозависимости и взаимодействия различных ветвей власти. Взаимодействие разных ветвей власти есть одна из важных предпосылок их собственного существования и развития, а также обеспечения единства государственной власти, основанного на принципе разделения властей. Если каждая из ветвей государственной власти пытается достичь поставленных целей только на базе собственной автономии, самостоятельности, исключительности, абсолютной независимости от других ветвей власти, то она попадает в поле отчуждения от единства, целостности государственной власти. Нарушается не столько индивидуальный по рядок функционирования конкретной ветви власти, сколько единство, суверенитет, целостность государственной власти. Подобное характерно для взаимодействия ветвей государственной власти России.

    Отсутствие опыта демократизации управления и руководства при постановке цели либерализации демократического процесса привело к децентрализации власти, усилению региональных властей [6].

    С началом реформ в России возникла проблема разделения и перераспределения власти [7]. Причем ее надо было решать параллельно с другими задачами демократических преобразований, что не могло не сказаться на характере и механизме преобразовательного процесса. Приоритет единства системы государственной власти в условиях ее разделения по вертикали и горизонтали главным образом обеспечивается:

    – взаимозависимостью ветвей и уровней государственной власти, их тесными взаимодействиями по определенному правом кругу вопросов; системой сдержек и противовесов; конституционной ответственностью; наличием органов, не входящих в систему разделения властей, но прямо ориентированных на решение общих для нее задач и конфликтных ситуаций;

    Наиболее общими вопросами для всех субъектов РФ при реализации принципа разделения властей являются следующие: социально-экономические возможности субъектов Федерации по реализации собственной компетенции, определение формы парламента субъекта Федерации, выработка и четкое определение элементов системы сдержек и противовесов, определение приоритетности законодательной ветви власти, повышение роли судебной власти в системе разделения властей.

    В системе местного самоуправления возможно использование лишь отдельных элементов разделения властей, способствующих усилению участия населения в решении вопросов местного значения, а также эффективности управления, осуществляемыми местными администрациями. Связывать государственную систему разделения властей с теми элементами, которые могут усмотрены в системе местного самоуправления не следует. Противоположный подход приведет к нарушению конституционного принципа самостоятельности местного самоуправления от органов государственной власти. Публичная власть местного самоуправления неразрывно связана с государственной властью и, порой, прямо является ее продолжением. И хотя автономия местного самоуправления в отношении государственных органов является его неизменной характеристикой, однако сама публичность муниципальной власти подразумевает существование сферы его взаимодействия с государством. В этой сфере приоритетное место занимают контрольные и регулирующие функции государства в отношении местного самоуправления. Нормативно-правовой основой ответственности органов местного самоуправления перед государством являются федеральное и региональное законодательство, а также уставы муниципальных образований. Вертикальное и горизонтальное разделение властей в Российской Федерации имеет не только взаимосвязанный, но и взаимопроникающий характер, обеспечивающий эффективность функционирования государства в целом.

    Нормативно-правовую основу разделения властей в федеративном государстве составляют: федеральная Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы Российской Федерации, регламентирующие основные принципы формирования органов государственной власти на региональном уровне, договоры между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации, конституции (основные законы) субъектов федерации, а также региональные законы. Механизм горизонтального разделения властей в Российской Федерации достаточно оригинален и во многих отношениях не вписывается в рамки более или менее типичных моделей, существующих в других странах [8]. При этом в России явно прослеживаются политико-правовые механизмы, свойственные смешанной форме правления.

    Наибольшую роль во взаимодействии федеральных органов государственной власти играет Президент Российской Федерации, наделенный полномочиями в отношении каждой из ветвей власти и участвующий либо в их функционировании, либо в формировании кадрового состава соответствующих органов [9]. Президент РФ является главой государства; гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

    Особенность разделения власти по вертикали в России определяется тем, что отношения между Федерацией и ее субъектами традиционно строились и продолжают строиться на довольно жесткой, централизованной основе. Поэтому Федерации принадлежат не только те социально-экономические сферы и полномочия, которые необходимы для обеспечения жизнедеятельности единого государства, но и те, которые защищают от полной и окончательной дезинтеграции некогда централизованный политический организм. Необходимым элементом вертикального разделения властей в Российской Федерации, как, впрочем, и в других федеративных государствах является институт федерального воздействия. Его природа и сущность вытекают из вертикальной структуры федерации и наличия у федерального центра особых полномочий, обеспечивающих конституционный правопорядок, территориальную целостность, суверенитет и единство федеративного государства, которые являются приоритетными по отношению к предметам ведения и полномочиям субъектов Федерации.

    [4] Решетников О.М. Организации в системе госуправления // Вопросы гуманитарных наук. – 2013. – № 6 (69). – С. 100-101.

    [5] Решетников О.М. Государство и партии: история взаимоотношений // Власть. – 2013 –. № 1 –. С. 83.

    [6] Решетников О.М. Государство и партии: история взаимоотношений // Власть. – 2013. – № 1. – С. 82.

    Принцип разделения властей – это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

    В современном мире разделение властей - характерная черта, признан­ный атрибут правового демократического государства.

    Теория разделения властей была создана несколькими исследователями политики: идея высказывалась Аристотелем, теоретически была развита и обоснована Дж. Локком, в классическом виде она была разработана Ш. Л. Монтескье и в ее современной фор­ме - Александром Гамильтоном, Джеймсом Мэдисоном, Джоном Джеем.

    Суть данного принципа состоит в том, что единая государственная власть организационно и институцио­нально подразделяется на три относительно самостоятель­ные ветви - законодательную, исполнительную и судеб­ную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдер­жек и противовесов, осуществляя постоянно действую­щий контроль друг за другом. Высшие органы государства, действующие на основе указанного принципа, обладают самостоятельностью. Но среди них все же должен быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, кото­рая может ослабить каждую из ветвей власти и государ­ственную власть в целом. Создатели учения о разделе­нии властей полагали, что лидирующая роль должна принадлежать законодательным (представительным) органам.

    Основные положения теории разделения властейследующие:

    1) разделение властей закрепляетсяконституцией;

    2) согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляютсяразличным людям и органам;

    3) все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устране­на любой другой;

    4) никакая властьне может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;

    5) судебная власть действует независимо от политического влияния, су­дьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит кон­ституции.

    Разделение властей заключается в том, что:

    1) Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства - власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному госоргану, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти - парламент. Законодательная дея­тельностьв Россииосуществляется Федеральным Собранием: федеральные законы при­нимаются Государственной Думой (ст. 105 Конституции), а по вопросам, перечисленным в ст. 106, - Государственной Думой с обязательным последующим рассмотрением в Совете Федерации;

    3) Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. Самой высокой степенью независимости призвана обладать судебная власть (органы правосудия). Особая роль суда обусловлена тем, что он - арбитр в спорах о праве. Органами судебной властив Россииявляются суды, образующие единую систему, возглавляемую Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ.

    4) Согласован­ное функционирование и взаимодействие всех ветвей и органов государственной власти обеспечивается Президентом РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции). Президент РФ, являясь главой государства, не входит в полной мере в систему разделения властей. В России налицо дисбаланс между законодательной и президентской власти, с существенным перевесом послед­ней(контроль Президента за дея­тельностью Правительства, Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, хотя решать его судьбу и в этом случае будет Президент), что в какой-то мере нарушает необходимое равно­весие и устойчивость государственной власти в целом. Можно говорить, что в России существует 4я ветвь власти – президентская.

    Принцип разделения властей в той или иной мере проводится в жизнь во всех демократических странах. Его плодотворность определяется многими факторами:

    2) данный принцип позволяет решить сложнейшую проблему - создать непрерывно действующий конституционный взаимоконтроль высших органов государства, чем предупреждаются сосредоточение власти в руках одного из органов и установление диктатуры.

    3) умелое использование принципа разделения властей взаимоусиливает высшие органы государства и повышает их авторитет в обществе.

    Вместе с тем рассматриваемый принцип открывает немалые возможности для негативных последствий. Нередко законодательные и исполнительные органы стремятся переложить друг на друга ответственность за неудачи и ошибки в работе, между ними возникают острые противоречия и др.

    Практическое воплощение принципа разделения властей в России идет с большим трудом. Как отмечается в литературе, все готовы признать от­дельное существование каждой из трех властей, но никак не их равенство, самостоятельность и независимость. Это отчасти объясняется длительным пе­риодом тоталитарного правления. В истории России не было накоплено ка­кого бы то ни было опыта разделения властей; здесь еще живучи традиции самодержавия и единовластия. Ведь само по себе конституционное разделение властей (на законодательную, исполнительную и судебную) не приводит ав­томатически к порядку в государстве, а борьба за лидерство в этой триаде об­рекает общество на политический хаос. Безусловно, разбалансированность механизма сдержек и противовесов - лишь переходный этап в процессе ста­новления государственности.


    В статье раскрываются практические аспекты реализации принципа народовластия, освещаются особенности участия народа Российской Федерации в процессе формирования органов государственной власти, обосновывается необходимость дальнейшей модернизации законодательства с целью повышения уровня правовой культуры населения.

    Ключевые слова: государственное управление, принципы государственного управления, народовластие, Государственная дума, Совет Федерации, Федеральное собрание, парламент, мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система.

    The article reveals the practical aspects of the implementation of the principle of democracy, highlights the features of the participation of the people of the Russian Federation in the process of formation of state authorities, substantiates the need for further modernization of legislation in order to increase the level of legal culture of the population.

    Keywords: public administration, principles of public administration, democracy, State Duma, Council of Federation, Federal Assembly, parliament, majoritarian electoral system, proportional electoral system.

    Сложившаяся в настоящий момент система государственного управления в Российской Федерации не может в полной мере обеспечивать реализацию демократических идей и принципов. Во многих случаях власть навязывает населению ценности, а не исходит из потребностей общества. Правила и условия должного политического поведения, то есть политические (гражданские) роли определяются государством. Роль государства существенно преувеличивается, а гражданское общество находится на этапе формирования, потому на практике не в полной мере реализуются принципы правового государства.

    Для дальнейшего развития современного российского общества является необходимым совершенствование системы государственного управления. Проводимые преобразования должны носить системный, целостный, последовательный характер, и ориентироваться на основополагающие принципы государственного управления.

    Основополагающие принципы, которые установлены в Конституции РФ должны не только пронизывать всю нормативную правовую базу, регламентирующие общественные правоотношения, но и формировать в сознании людей идеологию высокого правосознания, позитивного отношения к праву как со стороны общества, так и со стороны государственных институтов.

    На современном этапе необходим детальный анализ практических аспектов реализации принципов построения системы государственного управления, выявление законодательных пробелов, устранение которых позволит сформировать наиболее эффективную модель организации и функционирования органов государственной власти.

    Принцип народовластия, закрепленный в ст. 3 Конституции РФ [1], способствует реализации положений о приоритете прав и свобод человека, позволяя посредством реализации принадлежащих народу властных полномочий, обеспечивать его интересы и осуществлять контроль за властными институтами. Суверенитет народа обусловливает необходимость обеспечения его интересов при выборе целей, форм и способов функционирования властных структур всех уровней, направленных на достижении общенародных благ и предопределяет ответственность органов власти перед многонациональным народом.

    При этом, стоит согласиться с Н. П. Петровым [8], что в аспекте современной правовой действительности принцип народовластия в большей мере носит декларативный характер, нежели является реализуемой организационно-правовой доктриной. Одновременно с этим, именно реализация принципа народовластия обеспечивает легитимность государственной власти, отражая отношение народа к органам власти и должностным лицам.

    Народ осуществляет власть через представительный орган власти (парламент). В Российской Федерации функции парламента выполняет Федеральное собрание Российской Федерации, статус которого определён в главе 5 Конституции РФ. Функции и полномочия Федерального собрания распределены между двумя палатами: Государственной думой и Советом Федерации.

    С 2016 года по 2021 год действует Государственная дума VII созыва. По результатам подсчёта голосов, по федеральным спискам в Думу прошли те же четыре парламентские партии, которые работали в Думе VI созыва:

    Как и любая другая, используемая в настоящий момент смешанная избирательная система имеет свои достоинства и недостатки. К бесспорным плюсам данной избирательной системы относится избрание части депутатов по одномандатным округам. Отмечается, что возвращение смешанной избирательной системы предоставило возможность непосредственного выдвижения кандидатов-одномандатников в порядке самовыдвижения, а также политическими партиями. Фактически тем самым устраняется главное препятствие для реализации беспартийными своего конституционного пассивного избирательного права на выборах депутатов Государственной Думы, которое имело место при использования только пропорциональной избирательной системы [6].

    Плюсом смешанной системы является и то, что избрание депутатов по одномандатным округам позволяет даже непопулярным партиям, которые в масштабах всего государства не смогут преодолеть избирательный барьер, добиться представительства в Государственной Думе, так как для победы кандидата в одномандатном округе необходимо получить большее количество голосов по сравнению с другими кандидатами. При этом, избрание депутатов по одномандатным округам увеличивает значение личностных характеристик кандидата.

    Но несмотря на все плюсы смешанной избирательной системы, существующая системы формирования Государственной Думы не позволяет в полной мере использовать инструменты непосредственной демократии, так как выбор кандидатов в депутаты осуществляется самостоятельно политическими партиями, а избиратели осуществляют свое активное избирательное право относительно политических партий и сформированных ими списков кандидатов.

    Наделение полномочиями члена Совета Федерации осуществляется соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основе волеизъявления избирателей данного субъекта Российской Федерации.

    Общее число членов Совета Федерации РФ — 170 (187), по два представителя от каждого субъекта России, которых насчитывается 85, 17 сенаторов назначаются президентом Российской Федерации.

    Совет Федерации является органом, представляющим интересы регионов на федеральном уровне, в чём также получил отражение федеративный принцип государственного устройства. Совет Федерации служит для обеспечения баланса общефедеральных и региональных интересов при принятии решений, направленных на реализацию стратегических целей развития страны. В отличии от Государственной Думы Совет Федерации является постоянно действующим органом.

    Одновременно с чем, в Конституции РФ необходимо закрепить дополнительные положения об обязательствах и обязанностях власти перед многонациональным народом России как носителем власти и субъектом конституционных отношений, а также общенародные и общенациональные цели, на достижение которых должна быть направлена деятельность государства.

    Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Государственная Дума, государственная власть, Совет Федерации, Федеральное Собрание, государственное управление, VII, Конституция РФ, полная мера, смешанная избирательная система.

    Читайте также: