Какие признаки позволяют говорить об упадке папства в xiv в кратко

Обновлено: 03.07.2024

Широкое движение за реформу католической церкви развернулось во второй половине XIV в. в Англии. Оно нашло выражение в принятии королем и парламентом в 1343, 1351 и 1353 гг. постановлений, близких к соответствующим указам Филиппа Красивого и предусматривавших ограничение церковных поборов и запрещение обращаться в папский суд. Идеи самостоятельности национальной церкви, независимо от папской власти, вдохновляли Яна Гуса в Чехии, где в XV в.

Ярким выражением глубокого кризиса, в котором оказалась церковь, стала так называемая великая схизма (1378—1417) — самый длительный раскол в истории католической церкви. Раздоры в курии и вмешательство европейских монархов привели к появлению сначала двух, а затем и трех пап. Не гнушаясь никакими средствами, они боролись за престол св. Петра. Все государи католического мира, ведущие университеты, миряне оказались втянутыми в этот конфликт, нанесший непоправимый ущерб авторитету Рима.

Соборное движение, не достигнув главных целей, способствовало тем не менее усилению автономии церквей ряда стран (Франция, Англия, Чехия). Победа папства была эфемерной. Не допустив реформирования церкви сверху, своевременного приспособления ее к сильно изменившимся условиям, оно, само того не замечая, шло навстречу куда более серьезной, чем соборы, опасности — массовому антипапскому движению, Реформации.

Поддержка папства и переход под его юрисдикцию

Поддержка папства и переход под его юрисдикцию К тому же университеты нашли могущественного защитника — папство. В Париже Целестин III в 1194 г. даровал университетской корпорации первые привилегии, а Иннокентий III и Григорий IX утвердили ее автономию. В 1215 г. кардинал и

Восточная экспансия папства и разделение церквей

Восточная экспансия папства и разделение церквей В середине IX в. при папе Николае I (858— 867) столкновения между западной и восточной церковью приобрели особую остроту. Территориальные домогательства папства и появление в Болгарии папских легатов вызвали конфликт между

Упадок папства в IX—XI вв. Клюнийское движение

Упадок папства в IX—XI вв. Клюнийское движение Со второй половины IX в. наступает почти двухсотлетний период упадка папства. После раздела Каролингской империи Италия оказалась политически раздробленной. Как феодальный государь папа являлся далеко не самым

Глава 5 УСПЕХИ РЕФОРМАТОРСКОГО ПАПСТВА ПРИ АЛЕКСАНДРЕ II

Глава 5 УСПЕХИ РЕФОРМАТОРСКОГО ПАПСТВА ПРИ АЛЕКСАНДРЕ II После синода в Мантуе Александр II стал неоспоримым правителем западной церкви. Он продолжил путь, выбранный реформаторской партией начиная с правления Стефана IX. Непосредственным руководителем папской политики

Упадок папства в эпоху Просвещения, просвещенного абсолютизма и буржуазных революций (1648–1815)

Упадок папства в эпоху Просвещения, просвещенного абсолютизма и буржуазных революций (1648–1815) С середины XVII века (со времени заключения Вестфальского мира) религии уже не оказывают всеохватывающего влияния на общество. Вера постепенно оттесняется в сферу личной жизни.

1. Глубокий упадок папства. — Инвектива галльских епископов против Рима. — Враждебное отношение поместных соборов. — Кресцентий присваивает себе светскую власть. — Бегство Иоанна XV. — Римляне вторично признают его. — Смерть его в 996 г. — Григорий V, первый папа германского происхождения. — Подчине

1. Глубокий упадок папства. — Инвектива галльских епископов против Рима. — Враждебное отношение поместных соборов. — Кресцентий присваивает себе светскую власть. — Бегство Иоанна XV. — Римляне вторично признают его. — Смерть его в 996 г. — Григорий V, первый папа

1. XIV век. — Упадок папства. — Гвельфы и гибеллины. — Новоклассическая культура. — Флоренция и Рим. — Положение дел в Риме с 1305 г. — Народный совет Тринадцати. — Климент V получает городскую власть. — Авиньон. — Пожар Латеранской базилики. — Анархия и изолированность Рима. — Папа предоставляет на

1. XIV век. — Упадок папства. — Гвельфы и гибеллины. — Новоклассическая культура. — Флоренция и Рим. — Положение дел в Риме с 1305 г. — Народный совет Тринадцати. — Климент V получает городскую власть. — Авиньон. — Пожар Латеранской базилики. — Анархия и изолированность Рима.

Международное положение папства.

Международное положение папства. Приемы римской дипломатии распространялись среди варварских королевств не только Византией, но и носительницей римских традиций — папской курией, которая сохра­нила многое из обычаев и приемов императорской канцелярии. Влияние

Возникновение папства

Возникновение папства Христианская религия зародилась в древней Римской империи и была при своем возникновении религией рабов, религией порабощенных и угнетенных. Римская империя держалась на труде рабов. «При рабовладельческом строе основой производственных

Народные движения против папства

Народные движения против папства Средневековье, когда сила и влияние католической церкви были особенно велики, полно в то же время непрерывной борьбы и против папства, и против церкви. Эта борьба нашла свое выражение и в литературных произведениях, и в массовых народных

Отношение папства ко Второй империалистической войне

Отношение папства ко Второй империалистической войне Церковь в каждой стране поддерживает империалистическую политику своей буржуазии, захват ею чужих стран, закабаление других народов. Захват колоний попы оправдывали тем, что он будто бы совершался ради насаждения в

АПОФЕОЗ ПАПСТВА: ИННОКЕНТИЙ III

АПОФЕОЗ ПАПСТВА: ИННОКЕНТИЙ III Умирая, Целестин прочил в понтифики своего друга кардинала Колонну, но его не послушали. К этому времени курия была почти единодушна в выборе лидера — Джованни Лотарио Конти, известного в истории как Иннокентий III (ок.

Причиной ослабления папства в 14-15 веках стало формирование национальных государств и национального самосознания в странах Западной Европы.А наиболее наглядным свидетельством было "авиньонское пленение пап " продолжавшееся 70 лет(1309-1378 года) и 40 -летняя схизма после этого.Централизация государств,укрепление королевской власти способствовало напрямую этому упадку.То что духовенство,папская курия "зажрались" в глазах простого народа тоже было немаловажным фактором способствующим этому.

Очень многие открытия, которые имели огромное значение в Средние века, и которые не потеряли своей уникальности в современности были сделаны в странах Азии, в том числе в Китае. Об изобретениях Америки известно мало - там даже не знали колеса, хотя имели точный календарь и строили грандиозные сооружения.

Поэтому прежде всего вспомним компас, бумагу, зонтик, порох, фарфор, фейерверк - все это было придумано китайскими изобретателями.

Арабские цифры были придуманы в Индии.

А вот из Америки мы восприняли только сельскохозяйственные продукты - томаты, картофель, перец, табак и прочее. Это конечно тоже немало, все эти продукты стали основой современной кухни.

В средние века на территории Африки существовало несколько крупных и процветающих цивилизаций, некоторые из которых пришли в упадок сами собой, другие были уничтожены уже европейцами.

Развитию этих государств прежде всего помогала и мешала сама природа. С одной стороны постоянно теплый, даже жаркий климат позволял меньше заботиться о сохранении тепла, не строить теплые дома и не носить теплую одежду. С другой стороны обработка земли в таких условиях была очень сложным занятием - либо вокруг были пустыни с недостатком воды, либо непроходимые джунгли, которые мигом захватывали отвоеванные человеком территории.

Кирилл- имя, принятое им в монашестве. Дома в миру его звали Константином. Старшим братом Константина был Мефодий. Братья не пошли по стопам отца-крупного военачальника, а стали сподвижниками-просветителями. Погрузившись в мир манускриптов, свитков Константин стал энциклопедически образованным человеком. За ним закрепилось прозвище Философ. Раннее средневековье. С корабля в Херсонесе сошел Константин-Кирилл Философ. И именно ему, так как в те времена философом считали истолкователя веры, комментатора Священного писания и богослужебных книг, приехавшему из Византии принес неизвестный русин книги, написанные русскими письменами. Константин, одержимый страстью к познанию, познакомился с книгами и с его чуткостью к языкам он не мог не заметить, что славянской речи свойственны звуки, которые не знакомы другим языкам. Азбука, созданная им позднее, содержала буквы, из которых большинство были взяты из греческого алфавита. И теперь Херсонесу предстояло передать огонь Алфавита в руки тех, кто понесет его славянскому миру. Рукопись стала творением печати и таким образом размножилась. Есть предположение, что азбуке Кирилл положил начало именно с этих книг и даже воспользовался ими, переводя вместе с Мефодием избранные отрывки из Евангелия. В славянских землях появились книги, переписанные последователями Кирилла и Мефодия. И теперь День славянской письменности, или день Кирилла и Мефодия отмечается в Софие, Киеве, Минске, Москве. А разве не с книг, не с знания и познания развивается культура?

Карл Мартелл, майордом и фактический король франков, и Альфред Великий, король Уэссекса, оказались в весьма схожих условиях. Ситуация требовала от них проведения военной реформы и создания не ополчения, а полупрофессиональной армии, поскольку первый вел войны с арабами, а второй с датчанами. Оба правителя поступили в данной ситуации схожим образом. Мартелл ввел в стране систему бенифициев и начал выдавать дружинникам земли в ленное владение, Альфред Великий также сделал своих дружинников землевладельцами и дал им крестьян, чтобы воины не отвлекались на ведение сельского хозяйства.

Таким образом, правителями была введена система, по которой от определенного владения должны были выставляться определенное количество обученных и снаряженных воинов. В этом сходство этих военных реформ.


Часть Китая монголы отхапали. Но те территории, где кончалась степь, монголам были не нужны так что полностью Китай не захватывали. Просто время от времени воевали, пока Орда не развалилась окончательно.

А с Японией Монголы вообще не контачили. Думаю, что у них и кораблей-то не было. К тому же все время, что существовала Великая Орда, в Японии шли постоянные феодальные войны. Так что Орде там было нечего ловить. А после этого Япония попала в сферу интересов Европы.

В начале XIV в. политическая ситуация в Западной Европе коренным образом изменилась. Далеко продвинулся процесс государственной централизации. Начали формироваться национальные государства. Королевская власть подчиняла своему господству феодальную знать – светскую и церковную. Духовенство лишалось привилегий – освобождения от налогов и права особой церковной юрисдикции. Вставал вопрос о создании национальной церкви, независимой от римской курии. Приходил конец папской теократии.

Одной из основных задач соборного движения и поводом к нему было стремление католической иерархии преодолеть схизму и укрепить авторитет церкви. Пизанский собор 1409 г. отстранил обоих пап – авиньонского и римского – и избрал нового папу – Александра V. Однако это не устранило схизмы. Вместо двух теперь уже стало три папы.

Папа Евгений IV не подчинился Базельскому собору и созвал свой особый собор в Ферраре. В 1439 г. этот собор был перенесен во Флоренцию, где была заключена уния между католической и православной церквами. Византийский император и константинопольский патриарх надеялись получить с Запада военную помощь против турок и пошли на большие уступки католицизму и папе. Но население и значительная часть духовенства отвергли унию. Ее удалось провести позже только в западных областях Украины и Белоруссии, находившихся под владычеством Литвы и Польши.

Раскол продолжался, и только на заседании собора в Лозанне (1449 г.) было достигнуто соглашение о восстановлении единства: последний антипапа Феликс V отказался от своих притязаний на престол и Николай V остался единым главой церкви. [6; 243]

6. Церковная юрисдикция. Инквизиция

Одна из наиболее важных привилегий церкви заключалась в праве на собственную юрисдикцию, на свой собственный суд. Лица, принадлежащие к церкви, будь то монахи или крестьяне, работавшие на монастырской земле, должны были судиться в церковных судах (за некоторыми исключениями) не только по гражданским спорам, но и за уголовные преступления.

На основе весьма неопределенного положения о том, Что все преступления, связанные с грехом, подлежат суду церкви, последняя присвоила себе подсудность по таким преступлениям, как ересь, вероотступничество, – колдовство, святотатство (кража церковного имущества, а также насилие над священником), нарушение супружеской верности, кровосмешение, двоеженство, лжесвидетельство, клевета, подделка документов, ложная присяга, ростовщичество.

Поскольку договоры весьма часто скреплялись религиозными клятвами, церковь объявила своей компетенцией область обязательственных отношений, настаивая на том, что всякое обязательство, даже если оно противоречит праву, должно исполняться для спасения души обязавшегося.

В области брачно-семейных отношений христианская церковь присвоила себе право контролировать распределение имущества между законными наследниками и исполнение завещаний. Из всего этого церковь научилась извлекать немалые выгоды. Она приняла на себя полицейские функции и внимательно следила за тем, как живет ее паства. Всякому, кто решался на критику церкви или ее служителей, даже самую малую, грозило отлучение от церкви.

С появлением в том или ином городе инквизитора жителям предписывалось явиться и сообщить о лицах, которых они подозревают в вероотступничестве. Каждый, кто уклонялся от доноса, объявлялся отлученным от церкви. Инквизиция могла возбуждать преследование и по слухам.

В инквизиционном процессе одно и то же лицо вело предварительное расследование и выносило приговор. Таким образом, вместо проверки доказательств и их оценки суд только подтверждал уже сложившееся мнение.

Отвечая только за мягкость, но не за жестокость, следователь не жалел сил для того, чтобы добиться признания обвиняемого. Чем каверзнее вопрос, чем скорее он мог запутать допрашиваемого, тем считалось лучше.

Судоговорение было, как правило, тайным, сопровождалось мрачным, наводящим ужас ритуалом.

Понимали ли инквизиторы, что пыткой можно добиться ложного вынужденного признания? Без сомнения. Но им было нужно создать обстановку всеобщего ужаса, позволяющего властвовать неограниченно. Один из самых жестоких гонителей духа Конрад Марбурский (XIII в.) считал, что лучше убить 60 невиновных, чем дать ускользнуть одному виновному. Этот инквизитор послал на смерть сотни людей по простому подозрению. Пытка развращала и самих судей: жестокость становилась привычкой.

За признанием следовало так называемое примирение с церковью, заключавшееся в отпущении грехов. Обвиняемый должен был подтвердить протокол допроса, указав непременно на то, что сделанное им признание является добровольным, а не вынужденным (после пытки).

Среди политических процессов, принявших религиозную оболочку, особенно выделяется суд над Жанной д'Арк, девушкой из народа, героиней Столетней войны между. Францией и Англией (XV в.), сожженной на костре по решению продажного французского духовенства.

Роль католической церкви в феодальном обществе определялась в значительной мере тем, что она была крупнейшим земельным собственником. Помимо того церковь получала десятину, узаконенную еще Карлом Великим, т.е. налог в виде десятой части дохода крестьянского двора. Во многих государствах, особенно в Германии и Италии, католическая церковь располагала территориями, на которых она осуществляла государственную власть. Церковь была главным представителем той идеологии, которая освящала феодальный порядок.

Совсем не случайно, что все массовые выступления против феодализма, включая великие крестьянские войны, были неразрывно связаны с критикой господствующей религии, с посягательствами на церковь. Нельзя было, очевидно, ликвидировать феодальный строй, не дискредитировав прежде всего ту силу, которая его оправдывала.

С развитием буржуазных отношений религиозные преследования принимали все более неприкрытый политический характер. Ими пытались бороться не столько с критикой религии, сколько с критикой феодализма, желанием перемен, тягой к образованию, к свободе мысли и слова.

На кострах инквизиции сгорели выдающиеся представители науки и культуры, национальные деятели, выступавшие в защиту народных интересов, такие, как Ян Гус и Джордано Бруно.

1. Всеобщая история государства и права зарубежных стран / Под ред. К.И. Батыра. – М.: Наука, 1996. – 358 с.

2. Всеобщая история государства и права. – В 2 т.. – Т.2 / Под ред. Карпова С.П.. – М.: Инфра – М, 1998. – 640 с.

3. Всеобщая история государства и права. – В 2 ч.. – Ч. 2. – М.: Юриздат, 1947. – 378 с.

4. История государства и права зарубежных стран. – В2 Ч.. – ч. 1 / Под ред. Крашенников Н.А.. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. – 624 с.

5. История государства и права зарубежных стран / Под ред. С.А. Жидкова, И.А. Крашенинниковой. Ч.П. – М., 1998.

6. История средних веков / Под ред. Колесницкого Н.Ф. – М.: Просвящение, 1986. – 574 с.

7. Історія держави і права зарубіжних країн / під ред. Джужи О.М.. – К.: НАВСУ, 2000. – 352 с.

8. Макарчук В.С. Загальна історія держави і права зарубіжних країн. – К.: Атіка, 2001. – 592 с.

9. Семенов В.Ф. История средних веков. – М.: Прсвящение, 1970. – 427 с.

10. Страхов М.М. Історія держави і права зарубіжних країн. – Харків: Право, 2001. – 416 с.

11. Федоров К.Г. Історія держави і права зарубіжних країн. – К.: Вищ шк, 1994. – 464 с.

Читайте также: