Какие причины могут привести к конфликту обж кратко

Обновлено: 05.07.2024

Конспект по ОБЖ 9 класс - Виды конфликтов. Правила поведения в конфликтных ситуациях

Конфликт — столкновение противоположно направленных целей, позиций, мнений или взглядов двух или нескольких людей. Независимо от того, о чём идёт речь, в конфликте всегда присутствует противоречие, за которым стоит различие ценностей, норм.

Виды конфликтов. Правила поведения в конфликтных ситуациях

Виды конфликтов. Правила поведения в конфликтных ситуациях

9.29.Виды конфликтов. Правила поведения в конфликтных ситуациях

Конфликт — столкновение противоположно направленных целей, позиций, мнений или взглядов двух или нескольких людей

Конфликт — столкновение противоположно направленных целей, позиций, мнений или взглядов двух или нескольких людей

Конфликт — столкновение противоположно направленных целей, позиций, мнений или взглядов двух или нескольких людей. Независимо от того, о чём идёт речь, в конфликте всегда присутствует противоречие, за которым стоит различие ценностей, норм.
В основе любого конфликта лежит ситуация, суть которой — либо противоположные цели или средства их достижения, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов. Чтобы конфликт начал разрастаться, необходим повод, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя (пусть даже неумышленно) интересы другой стороны.
Чаще всего конфликт возникает из мелочи: неудачно сказанное слово — и вот уже бушует конфликт, а из-за чего он возник, часто и вспомнить не могут.
Известно, что в школах верховой езды не хвалят наездника, удержавшегося на вздыбленной лошади, так как знающему человеку понятно: под опытным наездником лошадь не встанет на дыбы. Так же и в конфликте: наибольшей похвалы достоин тот, кто предупреждает конфликты или, по крайней мере, гасит их в зародыше.

Какие бывают конфликты? Конфликт ценностей

Какие бывают конфликты? Конфликт ценностей

Какие бывают конфликты?
Конфликт ценностей. Возникающие в этом случае разногласия касаются взглядов (представлений) на событие. Это совсем не означает, что разные взгляды неизбежно приводят к конфликтам. Люди могут успешно работать вместе и иметь хорошие отношения, несмотря на различие представлений о ценностях.
Конфликт интересов. Возникает, когда разные интересы противоречат друг другу. Взаимодействуя, люди в данной ситуации вольно или невольно становятся помехой друг другу в реализации своих интересов.
Конфликт правил взаимодействия. Один из источников конфликтных ситуаций этого типа связан с тем, что люди при долговременных контактах вступают между собой в более тесное общение, в которое переносят свои взгляды, предрассудки, культурные стереотипы и т. п. Любые разногласия такого рода становятся конфликтами только тогда, когда кто-либо из оппонентов проявляет нетерпимость, пытаясь навязать свою точку зрения другому и требуя соответствия его взглядов своим.

Конфликты делятся на конструктивные (созидательные) и деструктивные(разрушительные)

Конфликты делятся на конструктивные (созидательные) и деструктивные(разрушительные)

Конфликты делятся на конструктивные (созидательные) и деструктивные(разрушительные). Конструктивными конфликты бывают тогда, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Разрешение такого рода конфликтов приводит к развитию отношений между людьми в соответствии с законом диалектики, утверждающим, что борьба противоположностей — источник развития.
Разрушительный конфликт возникает, когда одна из сторон упорно и жёстко настаивает на своей позиции, не желает учитывать интересы другой стороны, прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнёра, дискредитируя и унижая его.
По сфере разрешения конфликты подразделяются на деловые и личностно-эмоциональные. Полное разрешение конфликтов заключается в устранении их объективных причин и восстановлении нормальных личных отношений.
Когда вы находитесь в конфликтной ситуации, для более эффективного решения проблемы необходимо выбрать определённый стиль поведения с учётом вашего собственного стиля, стиля других вовлечённых в конфликт людей, а также природы самого конфликта.

На разных этапах своей истории люди искали способы помочь себе и другим в разрешении различных конфликтных ситуаций, в том числе создавая авторитетные органы (советы старейшин)…

На разных этапах своей истории люди искали способы помочь себе и другим в разрешении различных конфликтных ситуаций, в том числе создавая авторитетные органы (советы старейшин)…

Правила поведения в конфликтной ситуации: 1

Правила поведения в конфликтной ситуации: 1

Правила поведения в конфликтной ситуации:
1. Не стремитесь доминировать во что бы то ни стало.
2. Будьте принципиальны, но не боритесь из принципа.
3. Помните: прямолинейность хороша, но не всегда.
4. Критикуйте, но не критиканствуйте!
5. Чаще улыбайтесь! Улыбка дёшево стоит, но дорого ценится.
6. Традиции бывают хорошие и не очень.
7. Сказать правду тоже надо уметь!
8. Будьте независимы, но не самоуверенны!
9. Не превращайте настойчивость в назойливость!
10.Не ждите справедливости по отношению к себе, если вы несправедливы к другим.
11.Не переоценивайте свои способности и возможности.
12.Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.
13.Проявляйте доброжелательность!
14.Проявляйте выдержку в любой ситуации.
15.Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах!

Учитесь слушать других. Казалось бы, нет ничего проще, чем выслушать собеседника, участника дискуссии-спора, а тем более партнёра по переговорам или противника в конфликте

Учитесь слушать других. Казалось бы, нет ничего проще, чем выслушать собеседника, участника дискуссии-спора, а тем более партнёра по переговорам или противника в конфликте

Семь правил активного слушания: 1

Семь правил активного слушания: 1

Умение управлять чувствами и эмоциями в конфликтной ситуации заключается в использовании корректных приёмов и аргументов и недопущении нелояльных

Умение управлять чувствами и эмоциями в конфликтной ситуации заключается в использовании корректных приёмов и аргументов и недопущении нелояльных

Нелояльными приёмами и аргументами являются: использование недоказанных или даже ложных аргументов в надежде на то, что противник этого не заметит, а может быть, не знает;…

Нелояльными приёмами и аргументами являются: использование недоказанных или даже ложных аргументов в надежде на то, что противник этого не заметит, а может быть, не знает;…

Нелояльными приёмами и аргументами являются:
использование недоказанных или даже ложных аргументов в надежде на то, что противник этого не заметит, а может быть, не знает;
обращение к публике с целью взволновать, наэлектризовать и привлечь на свою сторону окружающих, используя их зависимость, слабые стороны, религиозные и национальные предрассудки или давая какие-либо обещания;
аргументация своей позиции взглядами людей, с которыми противник в силу разных причин не смеет спорить;
угроза или прямое применение мер морального или физического насилия.

Общение с возбуждённым собеседником

Общение с возбуждённым собеседником

Как снять эмоциональное напряжение

Как снять эмоциональное напряжение

Эмоции и достижение цели. Ничто так не способствует возбуждению положительных эмоций, как значительная цель, достижение которой стало органической потребностью человека

Эмоции и достижение цели. Ничто так не способствует возбуждению положительных эмоций, как значительная цель, достижение которой стало органической потребностью человека

Эмоции и достижение цели. Ничто так не способствует возбуждению положительных эмоций, как значительная цель, достижение которой стало органической потребностью человека. Преодолев трудности и достигнув этой цели, человек получает много положительных эмоций. В то же время слишком близкая и доступная цель приводит к разочарованию и пассивности, а отрицательные эмоции сохраняются продолжительнее, чем положительные, и могут повлечь за собой не только неприятные психические состояния и нарушения поведения, но и болезненные процессы типа нагноения, язв на коже, поражения внутренних органов. Поэтому при длительном отсутствии положительных эмоций человек должен научиться ценить себя и время от времени радоваться своим даже скромным успехам. Помните, что ощущение успешности и полезности своих усилий делает человека устойчивее по отношению к последующим нагрузкам.

Что же такое конфликт, каковы условия его зарождения, кто может являться его участником и существуют ли методы его разрешения. Обо всем этом мы как раз и поговорим в продолжении этой публикации. Садитесь поудобнее, мы начинаем.

Конфликт

Что это такое?

  1. ссора;
  2. разногласие;
  3. столкновение;
  4. поединок;
  5. противостояние;
  6. баталия.

Для полного понимания сначала необходимо дать определение указанному социальному явлению.

Итак, конфликт – это способ разрешения противоречий, возникающих на почве несоответствия суждений, целей, интересов, выводов, умозаключений, мнений или взглядов на те или иные аспекты.

Этот процесс характеризуется тремя основными признаками:

Конфликт девушек

  1. Суть заключается в противоборстве двух и более субъектов.
  2. Сопровождается выбросом негативных эмоций со стороны участников, а также действиями, которые могут выходить далеко за рамки общепринятых правил и норм поведения.
  3. Возникает исключительно в процессе социального взаимодействия участников друг с другом.

Конфликт это..

Какие типы и виды конфликтов существуют

В зависимости от метода разрешения конфликты подразделяются на:

  1. Компромиссные. Разрешение конфликтных ситуаций в данном случае осуществляется путем поиска наиболее подходящего обеим сторонам компромисса. При этом одна или обе стороны должны извлечь пользу из ситуации в виде компенсации за моральный вред/материальный ущерб. Пример: за срыв оговоренных сроков поставки продукции поставщик обязуется снизить расценки на свои услуги;
  2. Антогонистичные. Противостояние разрешается путем разрушения структурных конструкций (словесных, поведенческих, эмоциональных) участника, который проиграл противоборство. Второй вариант – отказ стороны от дальнейшего участия в поединке. Пример: победа в предвыборной гонке.

Дурачество

Типы конфликтов различаются по сфере, в которой они проявляются, степени выраженности, направленности, числу сторон, а также потребностям. Но обо всем по порядку.

Сфера проявления конфликтных ситуаций

Из наиболее распространенных типов конфликтов по характеру их проявления можно отметить:

Конфликт на галстуках

  1. организованный (предусмотрена иерархическая структура, обязанности и права сторон четко регламентированы);
  2. экономический (основан на противоречиях экономического характера, борьбы за ресурсы, скидки, права, льготы);
  3. социальный конфликт (противостояние отдельных субъектов, групп или общностей людей с учетом предварительного усиления их интересов относительно спора);
  4. Сглаживание. Стороны (или одна из сторон) демонстрируют друг перед другом свое согласие с выдвинутыми претензиями (требованиями, просьбами). К инструментам метода сглаживания можно отнести клятвы, извинения, согласие на выполнение обязательств, обещания.
  5. Уклонение. Один из субъектов противостояния или обе стороны пытаются избежать непосредственного столкновения. Если оно все-таки произошло, тогда фигуранты (оба или один) будут бездействовать (не идти на переговоры, не соглашаться на обсуждения) в надежде полностью избежать конфликта или отсрочить его возникновение, к примеру, чтобы выиграть время для тщательного анализа обстоятельств.

Рукопожатие

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (7)

Конфликт — это всегда столкновение интересов, люди редко когда могут аргументированно отстаивать свою точку зрения, а другие не всегда способны принять объективную реальность, вот и возникают конфликты.

Хорошо, если это бытовой уровень, но ведь конфликты могут возникать и между государствами, тогда начинается война, а за примером и далеко ходить не надо, недавняя война между Арменией и Азербайджаном, хорошо, что они не ядерные державы.

Я вообще — человек неконфликтный. Не понимаю, почему многие люди вместо того, чтобы нормально всё обсудить начинают друг друга оскорблять или унижать. Может я отстал от жизни? Мне вот интересно, а много ли таких людей, как я?

Нас с детства учат бояться и избегать конфликтов. Это приводит к тому, что люди не могут за себя постоять, предпочитая смириться и подчиниться.

Есть такие люди, которые сами создают конфликты, потом получают по мордасам и бегут жаловаться — настоящие провокаторы.

У некоторых конфликт может и десятилетиями длиться, например Израиль и арабский мир, последний не признает Израиль как государство, по крайней мере, в сегодняшних границах.

Вот с кем точно не надо конфликтовать, так это с начальством, уж слишком в разных весовых категориях находятся руководители и их подчинённые.

По-моему, источник всех конфликтов кроется в человеческой гордыне, эгоизме и амбициях. И каждый считает правильным только своё мнение.

Психологи утверждают, что бояться споров и разногласий не стоит. В процессе возникающих конфликтов люди учатся уступать друг другу, идти на компромисс и толерантно относиться к недостаткам окружающих. Однако в некоторых случаях противоречия могут привести к опасным последствиям. Это происходит, в основном, при ссорах в рабочем коллективе или детском образовательном учреждении (школе, детском саду). Иногда участникам спора требуется помощь профессионального психолога.

Жизнь без ссор и споров – это идеал, которого невозможно достичь

Жизнь без ссор и споров – это идеал, которого невозможно достичь

Что такое причина конфликта

Событие, повлекшее за собой разлад в микро,- или макро коллективе, – это причина конфликта. Данное определение часто используется практикующими психологами. Причины конфликтов бывают разными. Чаще всего разногласия возникают из-за:

  • Неумения уступать друг другу;
  • Разных взглядов на организационные вопросы на работе;
  • Плохого знание особенностей личности партнера и, как следствие, неумение находить с ним общий язык;
  • Желания одного из участников конфликта во что бы то ни стало навязать оппоненту свою точку зрения;
  • Повышенного уровня агрессивности и тревожности.

Также ссоры в коллективе часто возникают из-за плохого воспитания и ограниченности интеллекта отдельных его членов. Мотивом к спору может послужить большая разница в возрасте двух оппонентов, так как пожилые люди многое воспринимают иначе, по сравнению с молодыми.

Основные причины

Чаще всего споры, перерастающие в агрессивное противостояние, происходят по причине личной неприязни оппонентов друг к другу. Чувство неприятия другого человека может быть вызвано:

  • Его непохожестью на других и стремлением выделиться, противопоставить себя коллективу;
  • Чрезмерной концентрацией на собственных чувствах и переживаниях и нежеланием войти в положение другого человека;
  • Вечным противостоянием отцов и детей;
  • Нежеланием прислушаться к полезным советам и рекомендациям окружающих;
  • Недоверчивым и подозрительным отношением к другим людям.

Также существует особый тип легковозбудимых субъектов с неустойчивой психикой, у них спровоцировать ссору может любая мелочь.

Психологическая несовместимость характеров часто приводит к разногласиям

Психологическая несовместимость характеров часто приводит к разногласиям

Межличностные конфликты

Причины межличностных конфликтов – разные точки зрения двух или более участников противоречия на одно и то же явление (политику, воспитание детей, бытовые проблемы). Также разногласия в семье могут быть вызваны неумением слушать и слышать другого человека, отсутствием эмпатии (способности сострадать и сопереживать другому человеку в трудной ситуации).

Профессиональные

Между детьми в школе

Можно ли по предпосылкам предотвратить конфликт

Иногда для предотвращения неприятной ситуации достаточно просто пошутить, и конфликт будет исчерпан

Иногда для предотвращения неприятной ситуации достаточно просто пошутить, и конфликт будет исчерпан

Если говорить кратко, причины возникновения конфликтов зависят от психологического микроклимата в коллективе. Например, если в группе преобладают дружеские, спокойные отношения, внести раздор может появление нового человека. Для того чтобы не допустить перерастания обычной ссоры в серьезную вражду, специалисты в сфере конфликтологии рекомендуют:

  • Никогда не опускаться до взаимных личностных оскорблений, не связанных с темой ссоры;
  • Уважительно относиться к противоположной точке зрения, даже если принять ее невозможно;
  • Тщательно обдумывать каждое произнесенное слово в ходе ссоры;
  • Никогда не повышать голос во время разговора.

Эти простые проверенные методы менеджмента помогут мобилизовать эмоциональные ресурсы и благополучно разрешить конфликтную ситуацию без агрессии и взаимных обвинений.

Внимание! Иногда для предотвращения конфликтной ситуации достаточно лишь обратить все в шутку, проявив чувство юмора. Например, этот метод хорошо работает при условии доверительных отношений с начальством или коллегами по работе. Вовремя рассказанный анекдот поможет разрядить обстановку и успокоит яростных спорщиков.

Причины с точки зрения психологии

Не все знают, почему люди ссорятся, и каковы психологические предпосылки к спорам. С точки зрения психологии, разногласия и споры, в основном, вызваны неумением человека поставить себя на место партнера, в его положение. Чтобы лучше понимать окружающих, главное – представлять, что именно они чувствуют в определенные моменты (примеры – радость, гнев, растерянность). Для этого необходимо проявлять живой интерес к людям и никогда не отказываться от общения.

У некоторых людей любовь к спорам – врожденное свойство характера

У некоторых людей любовь к спорам – врожденное свойство характера

Основные корифеи психологии считают, что быть абсолютно неконфликтным человеком так же вредно, как и заядлым спорщиком. Противоречия между людьми – это естественно. Главное – научиться их регулировать и не дать ссоре перерасти в открытую агрессию. Для этого следует уважительно относиться к оппоненту, и, если он позволяет себе оскорбления и угрозы, не следовать его примеру, а выбрать другой вариант взаимодействия. Создание и развитие ссор на пустом месте могут стать серьезным препятствием на пути к успешной карьере или личной жизни.

Видео

Конфликт — это естественное явление в межличностных отношениях. Противоречия возникают на работе, в семье, личной жизни и даже внутри одного человека. Они помогают людям понимать друг друга, самих себя. Результат разногласий — развитие отношений или распад, прогресс или регресс личности.

Определение и признаки

Определение и признаки

  • противоречивость мнений, идей, потребностей;
  • активность участников (осознание проблемы, начало борьбы).

Социология рассматривает конфликт как способ разрешения противоречий, процесс противостояния участников. Психология определяет сущность социального противоречия как отсутствие согласия между сторонами.

Любой тип противоречия сопровождает конфликтность одного или обоих участников. Она сочетается с такими качествами, как ригидность, демонстративность, сверхточность, чрезмерная рациональность, агрессивность, максимализм, лживость. Они могут проявляться вместе или по отдельности.

Структура

  • относительность (субъекты по-разному воспринимают проблему);
  • ограниченность (борьба за деньги, власть, статус, внимание);
  • связь со временем.

Кроме того, в структуре противоречия психология выделяет конфликтную ситуацию, инцидент и образ конфликтной ситуации. Ситуация — совокупность объективных условий и причин. Инцидент — конкретные действия одной из сторон, которые возмутили другую. Образ ситуации — субъективное видение проблемы.

Типология и классификация

  • по природе возникновения (национальные, этнические, межгосударственные, социальные, организационные, внутриличностные, семейные);
  • по направленности и условиям (участники находятся на одном уровне в какой-либо иерархии или на разных, принадлежат к одной группе или разным);
  • по последствия (разрушающие и укрепляющие);
  • по количеству участников (внутригрупповые, межгрупповые, межличностные, внутриличностные, между личностью и группой).

Подтипы могут относиться сразу к нескольким типам. Например, семейный конфликт может быть одновременно укрепляющим и межличностным.

Структура

  1. Локальный тип. Это военное противоречие, которое без урегулирования превратится в полноценную войну.
  2. Межличностный конфликт. Это противоречие характеров, взглядов, желаний, интересов двух людей. Возникает как на фоне объективных причин (ограниченность ресурсов), так и на фоне субъективного непринятия.
  3. Конфликт между личностью и группой. Возникает при несоответствии поведения человека нормам группы. Пример: непринятие ученика одноклассниками.
  4. Межгрупповой конфликт. Чаще возникает в подростковой, молодежной среде. Пример: противоречие неформальных групп, субкультур, футбольных фанатов.
  5. Конфликт интересов. Это такое противоречие людей, которое не затрагивает знания, точки зрения.
  6. Внутренний конфликт. Это противоречие между мотивами, интересами, чувствами, ценностями одной личности. Чаще причина кроется в противоречии социальных ролей. Например, когда роль семьянина требует находиться вечером с семьей, а роль руководителя принуждается задержаться на работе.

Ролевой конфликт можно назвать конфликтом принадлежности. Это противоречие, вызванное двойной принадлежностью (к разным группам). Среди ролевых разногласий встречаются такие виды: межролевое, внутриролевое, ситуационно-ролевое.

Типология и классификация

Отдельного рассмотрения заслуживает двуединый конфликт. Это противоречие в искусстве, которое предполагает два связанных между собой типа: локальный и глобальный. Например, конфликт двух героев и конфликт поколений. По форме конфликты бывают скрытыми, открытыми, активными и пассивными. При скрытом типе стороны подавляют свои чувства, испытывают внутреннее напряжение и неудовлетворенность, которая выливается в плохое выполнение обязанностей, равнодушие. Открытый тип бывает активным и пассивным. В первом случае человек прямо говорит о своем недовольстве, что выливается в ссоры, скандалы, драки. Во втором случае человек уходит от проблемы в мир фантазий или зависимостей.

Выделяемые функции

  • улучшает взаимопонимание между партнерами, снимает напряжение;
  • способствует самопознанию сторон и развитию отношений;
  • помогает проверить отношения на прочность;
  • способствует саморазвитию участников за счет поиска аргументов и откровенности, признания истинных мотивов поведения, желаний и целей.

Деструктивный конфликт опасен. Он делает психологический климат неблагоприятным, подрывает самоуважение и уважение участников, негативно отражается на самооценке, работоспособности, доверии. Деструктивный тип приводит к разрушению отношений и личности, эмоциональному выгоранию участников.

Причины и стадии

Причина возникновения конфликта — неудовлетворенные потребности личности или группы, оскорбление личных или групповых интересов, ограничение деятельности, активности, развития субъекта. Основные причины конфликта:

Типология и классификация

  1. Субъективные, или психологические особенности мышления и мировоззрения участников.
  2. Объективные: недостаток информации, ограниченный объем ресурсов, изъяны в законах.
  3. Организационно-управленческие: проблемы, связанные со структурой, составом, функциональностью группы.
  4. Социально-психологические: разное понимание социальных ролей, неадекватное представление о себе и оппоненте, о ситуации, неблагоприятный психологический климат, барьеры в общении.

Согласно теории конфликта в социологии, он развивается в четыре стадии. Начинается с конфликтной ситуации, притом она не всегда осознается участниками. Позже противоречие осознается, субъекты выбирают тактику поведения, которая поможет им выиграть. И последняя стадия — разрешение.

Способы разрешения

Причины и стадии

Разрешение бывает полным и частичным. При полном устраняются внутренние и внешние факторы, при частичном убираются внешние причины, но сохраняется внутреннее напряжение субъектов. По способам разрешения конфликты бывают компромиссными и насильственными. Для первого типа характерно несколько вариантов разрешения, в каждом из которых обе стороны меняют цели, условия, сроки и иные составляющие противоречия. Насильственный тип предполагает разрушение субъектов или отказ одного из них от борьбы. Пути решения конфликта:

Причины возникновения конфликтов

  1. Избегание. Участник старается достичь своей цели путем игнорирования проблемы, избегания конфликтных ситуаций.
  2. Принуждение. Один из участников занимает жесткую позицию, настаивает на своем, не воспринимает доводы оппонента, принуждает подчиниться.
  3. Сглаживание. Субъект идет на уступки ради сохранения хороших отношений, достижения более важной и глобальной общей цели.
  4. Компромисс. Это взаимные уступки сторон.
  5. Конфронтация. Обе стороны придерживаются своего мнения, урегулировать разногласия сможет только третья сторона.
  6. Сотрудничество. Поиск альтернативного решения, которое устроит обе стороны.

Для урегулирования конфликта нужно определить его вид, причину и особенности, понять мнения сторон, устранить объективный раздражитель (если возможно). Нужно вывести из ситуации конфликтных людей и конфликтное общение. Если проблема в разногласиях мнений, то необходимо превратить общение в деловые переговоры. Если проблема в неправильном восприятии ситуации, то нужно изменить отношение к ней, взглянуть под другим углом. В этом помогут новые факты и данные, которыми оппонент поделится во время обсуждений.

Конфликты в организации

Рабочие конфликты заслуживают особого внимания. Основанием возникновения спора на рабочем месте является:

Классификация конфликтов

  • ограниченность ресурсов;
  • взаимозависимость задач;
  • различия в целях, взглядах, представлениях;
  • дефицит информации или ее искажение;
  • невыполнение заявленных обещаний;
  • психологическая несовместимость.
  1. Признать наличие проблемы. Необходимо составить описание предмета, объекта, момента возникновения разногласий.
  2. Сгруппировать причины конфликтов. В организации они отличаются тем, что обычно базируются на сплаве объективных и субъективных факторов.
  3. Детально изучить позиции сторон.
  4. Определить стратегию разрешения.

Для разрешения противостояния на работе иногда достаточно перевести конфликтующих сотрудников в разные отделы. Или изменить корпоративную культуру, стиль руководства.

Читайте также: