Что изучает фонетика графика и орфоэпия 6 класс кратко
Обновлено: 02.07.2024
Фонетика – раздел науки о языке, который изучает звуки речи.
Графика – совокупность знаков, используемых в данной системе письма вместе с правилами, устанавливающими соответствие между знаками (графемами) и звуками (фонемами).
Орфоэпия – раздел языкознания, который занимается изучением нормативного литературного произношения.
Орфография – это система правил, предписывающих выбор одного из вариантов написания, предусмотренных графикой данного языка, а также раздел науки о языке, занимающийся нормами правописания.
План фонетического разбора.
- Орфографическая запись слова.
- Деление слова на слоги и место ударения.
- Возможность переноса.
- Фонетическая транскрипция слова.
- Характеристика всех звуков по порядку:
- согласный: звонкий – глухой (парный – непарный), твёрдый – мягкий (парный – непарный), какой буквой обозначен;
- гласный: ударный – безударный.
- согласный – звонкий – глухой (парный – непарный), твёрдый – мягкий (парный – непарный), какой буквой обозначен;
- гласный: ударный – безударный.
Похлёбку
- Слоги: по-хлёб-ку (3 слога; ударение падает на 2-й слог).
- Перенос: по-хлёб-ку.
- [пахл’о́пку]
п [п] – согласный, глухой парный, твёрдый парный;
о [а] – гласный, безударный;
х [х] – согласный, глухой непарный, твёрдый парный;
л [л’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный;
ё [о́] – гласный, ударный;
б [п] – согласный, глухой парный, твёрдый парный;
[к] – согласный, глухой парный, твёрдый парный;
[у] – гласный, безударный.
- 8 букв, 8 звуков.
- Буква б обозначает глухой звук [п].
Фонетическая транскрипция – особый вид записи речи, который используется для фиксации на письме особенностей её звучания. Знаком того, что читатель имеет дело с транскрипционной записью звучащ ей речи, служат квадратные скобки: [ ].
Русское письмо устроено так, что в нём одна буква может передавать два звука (ёж) или, наоборот, две буквы – один зву к (грузчик). В транскрипции же каждому звуку всегда соответствует свой особый знак: [й'ош], [гр`ущ'ик].
В письменной речи после мягких согласных звуков вместо а, о, у, э пишутся буквы Я, Ё, Ю, И, Е, мягкость согласного на конце слова обозначается специальной буквой – Ь, называемой мягким знаком.
В графике буква, подчиняясь правилам правописания (орфографии), часто не передает тот звук, который произносится в слов е (боковой, ёж). Д ля транскрипционного знака существует только одно правило – как можно точнее зафиксировать произносимый звук с учетом его отличия от всех других звуков: [бакав`ой'], [й'ош].
Перечень букв в определенном порядке
Слова, расположенные в алфавитном порядке
Раздел науки о языке, занимающийся нормами произношения, их обоснованием и установлением
Одна буква пропущена в слове
Укажите слово с приставкой ПРЕ-.
Укажите слово с ударением на втором слоге.
Укажите слово с пропущенной буквой Е.
Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв.
Укажите слово с пропущенной О после шипящих.
Вставьте соединительную гласную О.
Укажите слово с Ь.
Укажите слово с пропущенной буквой О.
Укажите слово, в котором больше звуков, чем букв.
Раздел науки о языке, в котором изучается правописание слов и их значимых частей
Раздел грамматики, тесно связанный с орфографией, в котором изучаются орфографические правила
Укажите слова, в которых после буквы Ц пишется Ы.
Укажите слова, в которых после Ж, Ч, Ш, Щ пишется буква О.
Укажите слова, в которых пишется буква э.
Укажите слово (слова), в котором (которых) пишется твердый знак.
Определите правильный перенос слов.
Укажите, в каких случаях пишется приставка ПРЕ-.
Ослабленное, менее отчетливое произношение гласного звука в безударном положении, а согласного – при стечении других согласных или на конце слова. О каком понятии идет речь?
1. Повторение знаний о фонетике, орфоэпии, орфографии.
2. Повторение фонетического и орфографического разборов.
3. Повторение правописания ъ и ь.
Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуки речи.
Орфоэпия – раздел языкознания, изучающий нормы произношения слов.
Орфография – раздел языкознания, изучающий правила написания слов.
Орфограмма – правильное написание по соответствующему правилу или по традиции. Является одной из основных единиц орфографии.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Ладыженская Т. А., Русский язык. Учебник.6 класс. В 2-х ч. Ч. 1. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – с. 12 – 19; 191.с.
Дополнительная литература:
1. Рыбченкова Л.М., Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Загоровская О. В., Нарушевич А. Г. – М. Просвещение, 2014. – с. 19 – 25; 159 с.
2. Граник Г. Г., Секреты орфографии: Кн. для учащихся // Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.: ил.
3. Купалова А. Ю. Дидактические материалы по русскому языку: 5 кл. // Купалова А. Ю., Костяева Т. А., Леденева В. В. и др. – М.: Просвещение, 1997. – с. 77-78; 207 с
Открытые электронные ресурсы:
2. Информационно-образовательный портал Грамота.ру
3. Сайт Словари.ру
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Кругом пестреет лес зелёный;
Уже румянит осень клёны,
А ельник зелен и тенист…
Прислушаемся к звучанию первой строчки. Сравним произношение и написание каждого слова. Выпишем сначала слова, в которых все буквы соответствуют звукам, а затем не соответствующие звукам.
Совпадают: кругом [кругом].
Не совпадают: пестреет [п’истр’эй’ит], лес [л’эс], зелёный [з’ил’оный].
Сделаем вывод: в русском языке есть слова, которые пишутся так, как слышатся. Но в большинстве слов встречаются буквы, которые не соответствуют звукам.
Большинство ошибок делается по причине расхождения звукового и буквенного анализа слова. Чтобы не ошибиться, надо сначала понять, к какой части речи относится слово, каково его лексическое значение, в какой части слова орфограмма.
Причинами орфографических ошибок может быть следующее:
– не можете выделить корень слова или любую другую морфему;
– не можете подобрать проверочное слово;
– не отличаете предлог и приставку;
– не задумываетесь о том, как пишете;
– пытаетесь вспомнить правило, но не можете, так как правило знаете неточно.
Орфограммы в словах можно найти по особым признакам. Для гласных букв – это безударная позиция; гласные после шипящих и ц. Для согласных – стечение согласных, конец слова. Например, слово пестреет (становится пёстрым) – глагол, в котором две безударные гласные: одна в корне, другая в окончании. Правильно написать безударную гласной в корне поможет проверочное слово (однокоренное) или изменение формы слова так, чтобы на эту гласную падало ударение. П_стреть – пёстрый. В корне пишем е. Глагол пестреть относится к 1-му спряжению, стоит в 3-ем лице единственного числа, следовательно, окончание -ет: пестреет.
Вспомним, что звуки речи изучает фонетика, правила письма (орфография), правила произношения (орфоэпия). Правила письма и правила произношения различаются. Например, в словах шапка, шубка третьи буквы (п, б) перед глухим твёрдым [к] произносятся как глухой твёрдый звук [п]: ша[п]ка, шу[п]ка.
Повторим: при фонетическом разборе используют 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы], (в отличие от 10 букв: а, я, о, ё, е, э, и, ы, у, ю). В безударной позиции такие звуки: [а], [у], [и], [ы].
Порядок фонетического разбора.
1. Слоги, ударение.
2. Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.
3. Согласные звуки: звонкие (в том числе и сонорные), глухие (парные и непарные), твёрдые и мягкие (парные и непарные); какими буквами обозначены.
4. Подсчитать, сколько в слове букв и звуков.
Рассмотрим фонетический разбор слова ковёр:
В слове ковёр два слога. Ударение падает на второй слог: ко-вёр.
Гласные звуки: первый безударный, близкий к [а]; обозначен буквой о, второй – ударный [о]; обозначен буквой ё.
Согласные звуки: [к] – глухой парный, твёрдый парный; обозначен буквой к;
[в’] – звонкий парный, мягкий парный; обозначен буквой в;
[р] – сонорный, твёрдый парный; обозначен буквой р.
В слове ковёр 5 букв, 5 звуков.
Запомните произношения некоторых слов:
прибыть – прибыл – прибыла;
баловать – балую;
облегчить – облегчит;
повторить – повторишь – повторите
скворе[шн]ик, яи[шн]ица, му[з’]ей.
В скороговорке Коля колья колет, Поля поле полет возникают трудности с произношением слов Коля и колья. Сравним слова Коля и колья. В первом слове [КОЛ’А] – 4 звука и 4 буквы. Во втором [КОЛ’Й’А] – 5 звуков и 5 букв. Мягкий знак никогда не обозначает звука, здесь он разделяет буквы л и а в слоге -лья.
Повторим: разделительный мягкий знак пишется в корне слова перед буквами е, ё, я, ю, и (платье, жильё, колья, пью, воробьи); разделительный твёрдый знак пишется после приставок на согласные перед буквами е, ё, ю, я (подъезд, съёмка, предъюбилейный, объявление).
Мягкий знак ещё показатель мягкости согласных: пеньки, пень. Мягкость [л’] перед согласным обозначается мягким знаком: болельщик; В магазине продавалась сельдь.
В сочетаниях чк, чн, чт, щн, нщ, нч, рщ мягкий знак не пишется: точно, овощной, девочка, почта, помощник, пончик, фонарщик. В конце предложения ставится точка.
Мягкий знак после шипящих ставится:
– на конце существительных 3-го склонения: ложь (врач – не 3-е склонение; дач – не 3-е склонение); После дождя много луж.
– в неопределённой форме глаголов и во 2-м лице единственного числа:
Бабушка будет печь блины.
– в неопределённой форме глаголов и во 2-м лице единственного числа:
беречься, поёшь. Тише едешь – дальше будешь.
Следует различать неопределённую форму глагола и 3-е лицо. В неопределённой форме ставится мягкий знак: надо (что делать?) заниматься; он (что делает?) занимается.
Я Водяной, я Водяной,
Ну что с таким водиться. (Ю. Энтин)
Произнесём: водица [вад’ица] и водиться [вад’ица]. Произнесение слов одинаковое. Необходимо запомнить: звук [ц] слышится у глаголов и у существительных, но в глаголах пишем -тся/ться, а у имён существительных -ца: заботиться, заботится, готовится, готовиться, волшебница, курица, медведица.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
В предложенном списке слов подчеркните слова, у которых все буквы соответствуют звукам.
Дом, сад, коридор, звук, буква, клад, горох.
Разбор задания: вспоминаем, что всего 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы], (в отличие от 10 букв: а, я, о, ё, е, э, и, ы, у, ю). В безударной позиции такие звуки: [а], [у], [и], [ы]. Запишем слова в транскрипции: дом [дом] – все звуки соответствуют буквам; сад [сат] – на конце слова звучит [т]; коридор [кар’идор] – в безударной позиции [а]; звук [звук] – все звуки соответствуют буквам; буква [буква] – все звуки соответствуют буквам; клад [клат] – на конце слова звучит [т]; горох [гарох] – в безударной позиции [а].
Ответ: Дом, сад, коридор, звук, буква, клад, горох.
Выбор элемента из выпадающего списка
К слову голосок подбери подходящие проверочные слова из предложенного списка.
А) голос, голосочек;
Б) отголосок, голос;
В) голосование, голосистый.
Разбор задания:
В слове голосок две проверяемые безударные гласные в корне. Вспоминаем: чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, надо подобрать такое проверочное слово (однокоренное) или изменить форму слова так, чтобы на эту гласную падало ударение. Голосок – голос, отголосок.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Урок 4 . Фонетика. Орфоэпия и графика.
Дата проведения: 5.09.2018
Учитель: Шишкина Н.И.
Цель: закреплять знания о фонетике и орфоэпии русского языка, понятие о соотношении фонетики и орфографии, произношения и правописания.
Планируемые результаты: владение навыками фонетического анализа слова; знание порядка фонетического разбора; умения выразительно читать, объяснять языковые процессы и явления, работать в группах.
Проверка домашнего задания
Упр. 10, 13 - чтение и анализ творческих работ.
Выступления (ситуации общения) и их обсуждение.
III . Самоопределение к деятельности
Чем звук отличается от буквы? Можно ли произносить буквы? (Звуки мы слышим и произносим. Буквы произносить нельзя, они являются лишь графическим изображением звуков.) Что вы можете рассказать о звуках в русском языке?
Какая наука изучает звуки? (Фонетика.)
Какая наука тесно связана с фонетикой? Что она изучает? (Орфоэпия — раздел науки о языке, в котором изучаются правила, законы, нормы правильного произношения.)
Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить изученное по фонетике и орфоэпии, потренироваться в фонетическом разборе слов.)
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Сколько букв в русском алфавите? (33.)
Сколько звуков в русском языке? (Количество звуков подсчитать практически невозможно. Мы группируем сходные звуки и обозначаем их определёнными буквами.)
Назовите все буквы русского алфавита.
(Несколько учеников рассказывают. Необходимо следить за тем, чтобы все буквы были названы правильно.)
Какие буквы не обозначают звуков? (Буквы ъ и ь.)
Какие буквы могут обозначать два звука? (Буквы е, ё, ю, я.)
Произношение каких гласных и согласных звуков не совпадает с написанием? (Безударных гласных, а также согласных на конце слова и перед противоположными по звонкости согласными: звонкие становятся глухими, а глухие — звонкими.)
Что называется транскрипцией? (Запись слов, соответствующая звучанию.)
2. Фонетический разбор слов
(Чтение теоретического материала учебника (с. 12). Далее разбор слов на доске и в тетрадях: вариант 1 — частота, вариант 2 — чистота.)
Что вы заметили? (Фонетический облик этих слов одинаков: [ч'истата], значит, правильно написать слово поможет только контекст, проясняющий его значение.)
Составьте и запишите словосочетания с обоими словами. (Частота пульса, душевная чистота.)
3. Работа по учебнику
Упр. 14, 16 — выразительное чтение стихотворений заранее подготовленными учениками, обсуждение вопросов.
Упр. 17 — отработка произношения скороговорок, обсуждение вопросов, самостоятельные наблюдения
4. Упр. 18 — отработка правильного произношения: алфавит,
му[з']ёй, сантиметр, скворё[ш]ник, яй[ш]ница.— Запишите слова в алфавитном порядке.
5. Упр. 20 — письменное выполнение на доске и в тетрадях.
V. Закрепление изученного материала
1. Фонетический анализ слов
— Определите, в каком слове букв меньше, чем звуков. Чувство, стоять, поют, тёплый. (Поют - )
2. Работа по учебнику
(Упр. 22 — комментированное письмо.)
3. Выполнение задания в рабочей тетради
(Задание I - самостоятельное выполнение.)
— Какие слова состоят из ста одинаковых букв? (Стог, сток, стол, стон, стоп, стой, стою, стоя.)
Звук – это наименьшая единица языка, участвующая в создании внешней оболочки слов и помогающая отличать слова друг от друга.
Звуки русского языка делятся на гласные и согласные. Гласный звук состоит только из голоса. Согласный звук состоит из голоса и шума или только из шума.
В русском языке 6 гласных звуков ([а], [о], [э], [у], [и], [ы]) и 36 согласных ([б], [б'], [п], [п'], [в], [в'], [ф], [ф'], [г], [г'], [к], [к'], [д], [д'], [т], [т'], [з], [з'], [с], [с'], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р', [х], [х'], [ж], [ш], [ц], [ч'], [й'], [щ']).
Согласные звуки могут быть: 1) звонкими и глухими, 2) твёрдыми и мягкими. Могут образовывать пары по звонкости-глухости и твёрдости мягкости.
Непарные согласные по звонкости-глухости: [й'], [л]-[л'], [м]-[м'], [н]-[н'], [р]-[р'], [х]-[х'], [ц], [ч'], [щ'].
- в начале слова: ест-[й' эст];
- после Ъ и Ь: вьюга -[в' й' уга];
- после гласного звука: приехал -[п р' и й' эхал].
Акцентологические нормы
Гласный звук или гласный звук в сочетании с согласным, образуют слог, если произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха. В слове выделяется столько слогов, сколько в нём гласных: ка-ре-та (3 слога), во-да (2 слога), пар (1 слог).
Один из слогов русского слова обычно произносится с большей силой. Это явление называется ударением .
Особенности постановки и функцию ударения в словах изучает раздел языкознания, который называется акцентологией .
Ударение в русском языке является разноместным, или свободным, то есть может стоять на любом слоге слова, например: пОлночь, полУчка, полукрУг. Кроме того ударение может перемещаться при изменении форм слова, т.е. является подвижным, например: волнА – вОлны, рЕдкий – редчАйший.
Ударение в русском языке может различать формы одного и того же слова (сестрЫ – сЁстры) и разные слова (Атлас – атлАс).
Нормы ударения Правила и приёмы, помогающие избежать ошибки Примеры Имя существительное 1. Установите аналогию с однокоренным словом. а) дОговор или договОр?
Дог…в…р – приговОр, поговОрка, наговОр, уговОр и т.д. (искл. зАговор). Следовательно, договОр.
б) нефтепрОвод или нефтепровОд?
Нефтепр…в…д – водопровОд, провОдит, (воду, нефть, газ, бензин), газопровОд, воздухопровОд и т.д. Значит, нефтепровОд.
в) ПротокОл или прОтокол?
(ОрехокОл, дырокОл; значит, протокОл).2. Правильно склоняйте существительное. Нет (чего?) простЫнь (не простыней!), грАбель (не граблЕй!) и т.д. 3. В одно- или двусложных словах во всех падежах ударение ставится на окончании. БинтА, блинА, жезлА, ломтЯ, фитилЯ, и т.д. 4. В большинстве заимствованных слов ударение на последнем слоге. КвартАл, коклЮш, экспЕрт, жалюзИ, партЕр. Краткие формы имени прилагательного 5. Многие краткие формы прилагательных (без суффиксов или с суффиксами -К-, -Л-, -Н-, -ОК-) имеют ударение на первом слоге основы (кроме формы единственного числа женского рода, в которой ударение на окончании). ПрАв, правА, прАво, прАвы; врЕден, вреднА, врЕдно, врЕдны и т.д. 6. Если в форме краткого прилагательного ударение падает на окончание, то в сравнительной степени ударение падает на суффикс -ЕЕ. Если же ударение в краткой форме женского рода сохраняется на основе, то и в сравнительной степени оно тоже падает на основу. НежнА – нежнЕе, светлА – светлЕе, но красИва – КрасИвее, питАтельна – питАтельнее. Глаголы в форме прошедшего времени и краткие причастия 7. Имеют ударения на основе во всех формах (кроме формы единственного числа женского рода, в которой ударение на окончании). Дал, далА, дАло, дАли; пОнял, понялА, пОняло, пОняли; нАчат, начатА, нАчато, нАчаты;прОдан, проданА, прОдано, прОданы. 8. У значительной части глаголов на -ИРОВАТЬ ударение падает на гласный звук А в суффиксе. ГравировАть, гримировАть, пломбировАть, премировАть. Обратите внимание! 9. Иногда предлог (чаще всего НА, ЗА, ПОД, ПО, ИЗ, БЕЗ) принимает на себя ударение, и тогда следующее за ним существительное оказывается безударным. ПО морю, ИЗ дому, БЕЗ толку, ДО ночи и т.п. 10. В словах с частью – лОгия ударным всегда является корень. КардиолОгия, метеоролОгия. 11. В словах с частью -ГРАФИЯ ударным всегда является корень -ГРАФ. ДемогрАфия, картогрАфия. Орфоэпические нормы (произносительные)
В процессе речи гласные и согласные звуки подвергаются определённым изменениям. К основным фонетическим процессам, происходящим в слове, относятся: 1) редукция; 2) оглушение; 3) озвончение; 4) смягчение; 5)уподобление; 6) упрощение.
Оглушение – процесс, при котором звонкие согласные перед глухими согласными и на конце слова произносятся как глухие: книжка – кни[ш]ка, дуб – ду[п].
Озвончение – процесс, при котором глухие согласные в положении перед звонкими произносятся как звонкие: сделать – [з]делать, отбор – о[д]бор.
Смягчение – процесс, при котором твёрдые согласные становятся мягкими под влиянием последующих мягких: зави[с']ть, ка[з']нь, ле[с']ть.
Уподоблени е – процесс, при котором сочетание нескольких разнородных согласных произносится как один долгий звук (например, сочетания СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЗДЧ, СТЧ произносится как один долгий звук [щ'], а сочетания тся, ться произносятся как один долгий звук [ц]: объе[щ']ик, весну[щ']атый, му[щ']ина, [щ']астье, учи[ц]а).
Упрощение групп согласных – процесс, при котором в сочетаниях согласных стн, здн, вст,дц, лнц и других происходит выпадение звука, хотя на письме употребляется буква, обозначающая этот звук: сердце – [с'Эрцъ], солнце – [cОнцъ].
Для точной передачи звучащей речи используется фонетическая транскрипция – особый вид письма, содержащий как буквы, так и специальные значки.
Упражнение № 1
Агрономия, асимметрия, балованный, блокировать, вогнутый, гравированный, гофрированный, заворожен¬ный, жалюзи, затопленный, индустрия, каталог, кормопровод, медикаменты, погнутый, прожитый, свекла, терминология, углубленный, цементный, щавель, элек¬тропровод, эпиграф, юродивый.
Упражнение № 2
АристокрАтия – аристократИя, договОр – дОговор,кАучук – каучУк, Эксперт – экспЕрт, брАла – бралА, создАн – сОздан, звонЯт – звОнят, столЯр – стОляр, ворОта – воротА, оптОвый – Оптовый, цЕмент – це-мЕнт, дЕфис – дефИс.
Упражнение № 3
Упражнение № 4
Автограф, алиби, аргумент, значимость, баржа, ат¬лет, астроном, диагноз, договор, добыча, верба, дремота, инструмент, столяр, валовый, предложить.
Упражнение № 5
Фонетика. Орфография
О – Е (Ё) в корнях после шипящих
Ё (под ударением) шёлк – шелка
зачёт – вычет
щёголь – щеголять
шёпот – шептатьО (без ударения) в заимствованных словах жокей, жолнер, жонглёр, шовинизм, шоколад, шоссе, шофёр, Шотландия Исключения: крыжовник, изжога, шорох, зажор, жом, трущоба, трещотка, шов, шомпол Упражнение № 6
Б. ч. вка, веч. рка, деш. вый, ж. ваный, ж. лоб, ж. лтый, ж. лудь, ж. рнов, ж. сткий, зач. т, кош. лка, печ. нка, пощ. чина, прич. ска, пч. лка, пш. нка, расч. ска, реш. тка, сч..т, уч. ба, уч. т, ч. лка, ч. рточка, ш. пот, щ. голь, щ. лка, щ. тка.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Дата: Класс: 6 3 урок
Тема: Фонетика.Орфоэпия.Графика
повторить пройденный материал, в оспитывать интерес к урокам русского языка через разнообразные виды работы. Совершенствовать умения применять правила на практике, расширять свой словарный запас знакомиться с новыми словами и их лексическим значением, развивать речь, мышление, познавательный интерес, интеллект, формировать навык самоконтроля; ; оценивать свою работу и работу одноклассника.
Ожидаемый результат
Знать правила и уметь их примеять на практике, расширять свой словарный запас знакомиться с новыми словами и их лексическим значением, развивать речь, мышление, познавательный интерес, интеллект, формировать навык самоконтроля; ; оценивать свою работу и работу одноклассника.
Уметь с облюдать на практике орфографические и пунктуационные нормы совр еменно го русского языка; находить в тексте однокоренные слова и определять корень .
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
наглядности
I. Организационный момент . Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха.
Ученики осмысливают поставленную цель. Делятся на группы.
. Есть ли в русском алфавите такие буквы, которые не обозначают никаких звуков?
Можно ли говорить, что в слове конь мягкий знак смягчает букву н ?
Ученики демонстрируют свои знания. Составляют ассоциативную карту.
III. Осмысление новой информации
1 группа: -Что изучает фонетика ? (Фонетика- раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи,ударение,слог.)
Человек может издавать нескольео сот различных звуков,но в своей речи он использует немногим более пятидесяти звуков.
В письменной речи русского языка для обозначения этих звуков имеется всего 31 буква и 2 знака (ъ,ь)
Важно разграничивать звуки и буквы нашей речи. Звук- это наименьшая звуковая единица слога; то, что мы слышим и произносим. Буквы – это знаки , которыми на письме обозначаются звуки; то, что мы видим и слышим.
Ударением называется произнесение одного изислогов с большой силой. Это- звуковое ударение. Обычно в слове бывает одно звуковое ударение, но в сложных словах их может быть и два (землетрясение,торгово-промышленный). Ударение в русском языке может стоять на любом слоге- на первом, на втором, на третьем и т.д. Поэтому оно называется свободным(кни,га, бума,га) В казахском языке ударение в основном падает на последний слог.
2 группа: – Что изучает орфоэпия? Орфоэпия- это раздел науки о языке, который изучает правила произношения звуков и звукосочетаний и постановки ударения. – Что изучает орфография? Орфография –раздел науки о языке, занимающийся нормами правописания.Эти нормы необходимы для достижения единообразия при написании слов.Функции орфографии заключается в обеспечении единообразия написания слов,что в свою очередь обеспечивает понимание письменной речи всеми членами общества вне зависимости от того, на каких диалектах языка они говорят. В основе орфографии русского языка лежит морфологический принцип, при котором наблюдается единство написания морфем (приставок, корней, суффиксов, окончаний, части) независимо от произношения. Орфограмма-примение правила орфографии по написанию буквы или последовательности нескольких букв.
3группа: - Что изучает морфемика? Морфемика- изучает строение слова, его значимые части- морфемы. Морфема- это значимая часть слова: корень, приставка, суффикс, окончание. Все морфемы делятся на корневые и некорневые.Некорневые морфемы делятся на словообразующие (приставка и словообразующий суффикс) и формообразующие (окончание и формообразующий суффикс).
Морфемный разбор (разбор слова по составу):
Определить,какой частью речи является слово; указать его основу и окончание.
Установить лексическое значение слова и определить,как оно образовано (от какого слова и с помощью каких морфем); указать приставки, суффиксы и корень слова)
- Что изучает словообразование? Словообразованте - это раздел науки о языке, который изучает строение слов и способы их образования.
Решите орфографические задачи.
- Перед вами карточки с текстом. Выберите одно задание приступайте к работе.
1 группа.
- Из данных слов составьте предложения.
Хлоп…я, на, снежные, л…гли, землю
одел, в, пуш…стые, сне…, рукавиц…, кусты
над, нав…сают, м…хнатые, д…ревьев, ветки, тр…пинкой
-Найдите в каждом предложении грамматическую основу и подчеркните.
Сделайте письменный словообразовательный разбор слов: добежать, десантник,школьник, землетрясение, лесовоз, бездорожье, заоблачный перелесок, выросли, надпись, неловкий.
- Из данных слов составьте предложения. Решите орфографические задачи.
Хлоп…я, на, снежные, л…гли, землю
одел, в, пуш…стые, сне…, рукавиц…, кусты
над, нав…сают, м…хнатые, д…ревьев, ветки, тр…пинкой
-Найдите в каждом предложении грамматическую основу и подчеркните. Определите ,какой частью речи является подлежащее и сказуемое. Над подлежащем указать падеж, а над сказуемым – время.
Подул ветер. Лес зашумел. Небо потемнело. Начался дождь. Птицы умолкли.
(Проверка и выбор лучшего текста)
Работа в парах/
- Задайте друг другу вопросы на повторение пройденного материала и ответьте на них. Каждый поочерёдно выступает и в роли учителя, и в роли ученика.
- Работу 2-х пар (на выбор) проверяем, заслушивая и вопросы, и ответы.Задание для группы
– Сейчас я буду называть слова. Ваша задача – один согласный заменить другим, отличающимся от первого по глухости / звонкости, чтобы получилось новое слова. Молча запишите на листочках пары слов и подчеркните различия. Например: к од – г од.
Удочка, тужить, визит, сиять, молотить.
После того как учащиеся сдадут листочки, проводится устная проверка.
Задание 2 .
– На основании рифм установите, как произносили поэты отдельные сочетания звуков. При чтении не разрушайте стиха!
Так няня в лес ребенка заведет
И спрячется сама за куст высокий:
Встревоженный, он ищет, и зовет,
И мечется в тоске жестокой.
Н. А. Некрасов
Густой зеленый ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега.
В них шел олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжкие рога.
Лишь вступил на двор широкий,
Что ж? Под елкою высокой,
Видит, белочка при всех
Золотой грызет орех.
– Наука, изучающая произношение звуков, называется. А впрочем, прочитайте сами ее название:
– Произнесите правильно слова из упражнения 5.
Задание 3 .
– Сейчас от некоторых людей, преимущественно пожилого возраста, можно услышать [с’эм] вместо [с’эм’]. Наличие какой буквы указывает на то, что [м] в этом слове нужно произносить мягко?
– Что значит разделительный ь ?
– Когда употребляется разделительный ь ?
– Когда употребляется разделительный ъ ?
Что такое фонетика?
Какие звуки называются гласными?
Какие звуки называются согласными?
В каких случаях буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?
Что такое графика?
Сколько букв в русском алфавите?
Что такое орфоэпическая норма?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Выписывают только глаголы. Подбирают подходящие глаголы к имени существительному.
V. Итог урока . Вы сегодня многое узнали о глаголе. Каждый воспринял новую информацию по-своему. Напишем синквейн .
VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения д/работы.
Записывают домашнюю работу в дневниках.
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся
оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?
межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
были ли цели обучения реалистичными?
Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?
Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?
Какие изменения из данного плана я реализовал и почему?
Проводит рефлексию.
-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?
-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?
Итоговая оценка
Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?
Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?
Читайте также: