Какие преимущества дает блок схема кратко

Обновлено: 08.07.2024

В информатике план действий называют алгоритмом.
Алгоритм состоит из отдельных шагов – команд. Ни одну из них нельзя пропустить, чаще всего никакие команды нельзя поменять местами.
Исполнитель – человек, животное или машина, способные понимать и выполнять некоторые команды.
Среда исполнителя – предметы, которые окружают исполнителя и с которыми он работает.
Список Команд Исполнителя (СКИ) – набор команд, понятных исполнителю. Исполнитель может выполнить только те команды, которые входят в его СКИ.

Для решения большинства задач недостаточно отдать одну команду исполнителю, надо составить для него алгоритм – план действий, состоящий из команд, которые ему понятны (входят в его СКИ).
Алгоритм – точно определенный план действий исполнителя, направленный на решение какой-то задачи. В алгоритм можно включать только те команды, которые есть в СКИ.

Какие бывают алгоритмы

Линейный алгоритм
В линейном алгоритме команды выполняются последовательно, одна за другой. Примером линейного алгоритма может служить алгоритм заварки чая.

Разветвляющийся алгоритм

В разветвляющемся алгоритме порядок следования команд может быть разный в зависимости от того, какова окружающая обстановка. Примером разветвляющегося алгоритма может служить алгоритм перехода улицы.

Циклический алгоритм
В циклическом алгоритме некоторые действия повторяются несколько раз (в информатике говорят, что выполняется цикл). Существуют два вида циклических алгоритмов. В одном из них мы знаем заранее, сколько раз надо сделать эти действия, в другом мы должны остановиться лишь тогда, когда выполним работу, то есть наши действия прекращаются при выполнении какого-то условия.
Примером цикла первого типа является наша жизнь в рабочие дни (от понедельника до субботы) – мы выполняем 6 раз почти одни и те же действия.
Пример цикла второго типа – алгоритм распилки бревна: мы не можем заранее сказать, сколько раз нам надо провести пилой от себя и на себя - это зависит от плотности дерева, качества пилы и наших усилий. Однако мы точно знаем, что надо закончить работу, когда очередное отпиленное полено упадет на землю.

Способы записи алгоритмов

Выделяют три наиболее распространенные на практике способа записи алгоритмов:

  • словесный (запись на естественном языке);
  • графический (запись с использованием графических символов);
  • программный (тексты на языках программирования).

Словесный способ записи алгоритмов

Словесный способ – способ записи алгоритма на естественном языке. Данный способ очень удобен, если нужно приближенно описать суть алгоритма. Однако при словесном описании не всегда удается ясно и точно выразить логику действий.

В качестве примера словесного способа записи алгоритма рассмотрим алгоритм нахождения площади прямоугольника

где S – площадь прямоугольника; а, b – длины его сторон.

Очевидно, что a, b должны быть заданы заранее, иначе задачу решить невозможно.

Словестный способ записи алгоритма выглядит так:

  • Начало алгоритма.
  • Задать численное значение стороны a.
  • Задать численное значение стороны b.
  • Вычислить площадь S прямоугольника по формуле S=a*b.
  • Вывести результат вычислений.
  • Конец алгоритма.

Графический способ описания алгоритмов

Для более наглядного представления алгоритма используется графический способ. Существует несколько способов графического описания алгоритмов. Наиболее широко используемым на практике графическим описанием алгоритмов является использование блок-схем. Несомненное достоинство блок схем – наглядность и простота записи алгоритма.

Каждому действию алгоритма соответствует геометрическая фигура (блочный символ). Перечень наиболее часто употребляемых символов приведен в таблице ниже.


Так как в линейном алгоритме команды выполняются последовательно, то блок-схема будет иметь вид:


Так как в разветвляющемся алгоритме порядок следования команд может быть разный в зависимости от того, какова окружающая обстановка, то блок-схема примет вид:


В циклическом алгоритме некоторые действия повторяются несколько раз и для него блок-схема примет вид:


Программный способ записи алгоритмов

Для того, чтобы алгоритм был понятен роботу, компьютеру или другой машине, недостаточно только написать команды, надо еще и оформить алгоритм в таком виде, в котором его понимает машина (написать программу), т.е. записать его с использованием команд из СКИ, соблюдая правила оформления.

Блок-схемы дают возможность визуально изобразить процесс или систему, используя формы или комбинацию форм и слов. Они могут варьироваться от эскизных нарисованных от руки изображений до сложных компьютерных диаграмм, которые разбивают сложные концепции на удобные для восприятия понятные компоненты. Кроме того, технический и нетехнический персонал практически в любой области может использовать блок-схемы.

Они особенно полезны в различных ситуациях, включая:

  • Документирование и анализ процессов
  • Разработка компьютерного программного обеспечения или сетей
  • Коммуникации или стандартизация процессов
  • Выявление дублирования, препятствий и неэффективности процессов
  • Создание плана или структуры для нового проекта, отдела или бизнеса
  • Планирование работы с несколькими участниками
  • Понимание того, как пользователи перемещаются по веб-сайту или магазину
  • Иллюстрация производственного процесса
  • Создание нового продукта или услуги

Преимущества блок-схемы

Наряду со способностью работать при практически любой ситуации, блок-схемы предлагают широкий спектр достоинств, в том числе:

Визуализация информации

Блок-схема может быть панацеей, поскольку она обеспечивает визуальное представление о том, как должен работать продукт или услуга, как должен развиваться проект или как сеть может функционировать до того, как построена. Они позволяют выявлять зависимости, возможности экономии, потребности в персонале и другие факторы, которые могут повлиять на ваш проект позже, поэтому блок-схемы могут помочь вам экономить время и деньги.

Документация

Используя программу для создания блок-схемы вы можете сохранять все ваши файлы в цифровом виде, практически мгновенно пересылать их и даже создавать библиотеку шаблонов блок-схем. Таким образом, ваши файлы всегда будут доступны, ваши группы будут оставаться в курсе событий, ваша компания будет соответствовать нормативным требованиям, и вам не придется изобретать велосипед в следующий раз, когда вам понадобится создать аналогичную диаграмму.

Упрощенные коммуникации

Блок-схемы проясняют каждую деталь, что может помочь командам быстро разобраться в поставленных задачах, когда и кем они должны выполняться. Эта информация может привести к сокращению числа совещаний, уменьшению возникающих вопросов и увеличению времени для выполнения работы. Блок-схемы также полезны для информационных руководств или даже для ориентации новых сотрудников. По сути, блок-схемы добавляют контекст к наборам команд и повышают эффективность решения повторяющихся задач.

Простое выполнение

Онлайн шаблоны блок-схем позволяют быстро начать работу. А благодаря простым настройкам, оптимизированному сотрудничеству и встроенному управлению версиями вы можете создавать именно те схемы, которые нужны вашей организации, искать информацию на каждом этапе и всегда быть в курсе, где находятся самые последние и лучшие файлы.

Типы блок-схем

Хотя блок-схемы могут использоваться для объяснения чего угодно, большинство людей используют их по одной из трех причин: для информирования о решениях, представления процессов или для визуализации данных — вот почему большинство шаблонов блок-схем попадает в одну из этих трех категорий. Итак, давайте посмотрим, что включает каждый тип блок-схем и когда и зачем их использовать.

1. Дерево принятия решений

Подумайте о дереве принятия решений как о блок-схеме типа “если – то”. Позволяя создать карту возможных результатов на основе определенного набора вариантов, дерево принятия решений может помочь вам ясно увидеть путь и оценить варианты.

Деревья принятия решений обычно начинаются с одного узла (вопроса), затем разветвляются на два варианта (решения), затем эти опции приводят к дополнительным узлам (возможные результаты). По своей природе деревья принятия решений особенно хорошо подходят для определения вероятностей и преимуществ, они могут даже использоваться для разработки алгоритмов, которые помогают прогнозировать результаты.

2. Технологические блок-схемы

Предоставляя возможность наметить и проанализировать последовательность действий при производстве продукта или услуги, схема процесса может помочь вам найти пробелы и дублирование в вашем процессе, определить, где необходимы конкретные ресурсы, оборудование или персонал, выявить потенциальные узкие места или проблемные области, и раскрыть возможную экономию.

Наряду с описанием того, как должно функционировать определенное действие или указанием особенностей продукта или услуги, технологические блок-схемы могут также использоваться для обучения новых сотрудников, существующих групп или для помощи сторонним поставщикам или консультантам понять ваш бизнес и свое место в нем.

3. Блок-схемы потока данных

Когда вам нужно глубоко проанализировать ваши данные, блок схема потока данных. Используя символы и короткие текстовые метки для отображения входных данных, выходных данных, мест хранения и путей движения, они могут объединять информацию в графическое представление того, что может быть трудно выразить словами. И поскольку их могут использовать технические группы и нетехнические представители, они являются отличным решением, когда вам необходимо создать презентацию для широкой аудитории.

блок-схема потока данных, отображенная на notepad

Пример: блок-схема потока данных

Рекомендации по блок-схемам

Создание блок-схемы, особенно при использовании шаблона блок-схем, очень просто, но для создания отличной блок-схемы требуется немного больше усилий. Итак, давайте рассмотрим несколько советов по созданию блок-схемы, которая не только информативна, но и впечатляюще выглядит.

  • Облегчите чтение ваших диаграмм. Создание блок-схемы, рассчитанной на конечного пользователя, означает, что ее оформление и содержание помогут вашей аудитории понять, на что обратить внимание в первую очередь, а на что — потом. Корректируя графику по необходимости, всегда используя правильную грамматику, четкие заголовки и избегая специального жаргона, вы можете обеспечить, чтобы ваша диаграмма была удобна для пользователя. (Подсказка: если вы не уверены, покажите блок-схему кому-то, кто не знаком с вашим проектом.)
  • Будьте последовательны. Когда вы последовательно используете одинаковые формы, шрифты, цвета и стандарты названий по всей блок-схеме, вашей аудитории легче следовать за вами.
  • Используйте контрастные цвета. Последовательное использование цветов является основополагающим, но вы нежелательно использовать один и тот же цвет или семейство цветов для каждой формы. Используя разные цвета, вы можете сделать этапы или действия более заметными. А при использовании цветов текста, которые выделяются на общем фоне, ваша диаграмма будет легче читаться.
  • Используйте программу для созданий блок-схемы онлайн. С помощью шаблонов, встроенного контроля версий, удобной совместной работы и возможности редактировать в любое время эти программы могут помочь вам протестировать дизайн, а также создавать и изменять блок-схемы по необходимости.

Интегрируйте свою блок-схему

Если вам необходимо принять решение, объяснить процесс или поделиться данными с руководством, включение блок-схем в другие бизнес-приложения и средства коммуникации может еще больше повысить производительность. С помощью приложения для создания блок-схем и инструментов повышения производительности вы можете извлекать контент для своих диаграмм из всех источников, включая документы, файлы и сайты социальных сетей.

Кроме того, вы можете рассмотреть возможность интеграции своих блок-схем с инструментами бизнес-аналитики (BI), что позволит вам и вашей команде работать напрямую с данными и рассказать более полную историю. Благодаря встроенным блок-схемам и инструментам бизнес-аналитики вы можете превратить данные в привлекательные визуальные элементы, создать интерактивные отчеты, детально изучить данные и получить глубокое представление, позволяющее быстро принимать обоснованные решения.

Существует множество новых способов создания блок-схем и внедрения инноваций в ваш бизнес-процесс. Чтобы узнать больше, просмотрите это пошаговое руководство по автоматизации создания блок-схем на основе структурированных данных в электронных таблицах и изучите современные инструменты создания блок-схем.

Сведения об авторе

Задача команды Центра роста — помочь вам начать собственный бизнес, успешно управлять им и развивать его.

Блок-схема — это графическое отображение процесса, которое четко показывает нам, как протекает процесс. Блок-схема показывает систематическую последовательность этапов выполнения работы и то, какие группы вовлечены в процесс.

Для чего используют блок-схемы?

- документировать и описывать текущий процесс;

- разрабатывать модификации к текущему процессу или исследовать то, где могут возникнуть проблемы;

- разрабатывать совершенно новый процесс;

- определять как, когда и где, измерять текущий процесс, чтобы убедиться, соответствует ли он устойчивым требованиям.

Блок-схема - распространенный тип схем, описывающих алгоритмы или процессы, в которых отдельные шаги изображаются в виде блоков различной формы, соединенных между собой линиями. Графические символы, их размеры, а также правила построения блок-схем определены государственными стандартами.

Цель контрольной работы – изучить, что такое блок-схема программы.

В рамках поставленной цели, в процессе написания работы решались следующие задачи:

1. Рассмотреть разработку алгоритма.

2. Проанализировать средства и правила построения блок-схем.

3. Охарактеризовать редактор блок-схем.

1. Разработка алгоритма

- описание последовательности действий для решения задачи или достижения поставленной цели;

- правила выполнения основных операций обработки данных;

- описание вычислений по математическим формулам.

Перед началом разработки алгоритма необходимо четко уяснить задачу: что требуется получить в качестве результата, какие исходные данные необходимы и какие имеются в наличии, какие существуют ограничения на эти данные. Далее требуется записать, какие действия необходимо предпринять для получения из исходных данных требуемого результата.

На практике наиболее распространены следующие формы представления алгоритмов:

- словесная (записи на естественном языке);

- графическая (изображения из графических символов);

- псевдокоды (полуформализованные описания алгоритмов на условном алгоритмическом языке, включающие в себя как элементы языка программирования, так и фразы естественного языка, общепринятые математические обозначения и др.);

- программная (тексты на языках программирования).

Словесный способ записи алгоритмов представляет собой описание последовательных этапов обработки данных. Алгоритм задается в произвольном изложении на естественном языке.

Пример. Записать алгоритм нахождения наибольшего общего делителя (НОД) двух натуральных чисел.

Алгоритм может быть следующим:

1. задать два числа;

2. если числа равны, то взять любое из них в качестве ответа и остановиться, в противном случае продолжить выполнение алгоритма;

3. определить большее из чисел;

4. заменить большее из чисел разностью большего и меньшего из чисел;

5. повторить алгоритм с шага 2.

Описанный алгоритм применим к любым натуральным числам и должен приводить к решению поставленной задачи.

Словесный способ не имеет широкого распространения по следующим причинам:

- такие описания строго не формализуемы;

- страдают многословностью записей;

- допускают неоднозначность толкования отдельных предписаний.

Графический способ представления алгоритмов является более компактным и наглядным по сравнению со словесным.

При графическом представлении алгоритм изображается в виде последовательности связанных между собой функциональных блоков, каждый из которых соответствует выполнению одного или нескольких действий.

Такое графическое представление называется схемой алгоритма или блок-схемой.

Псевдокод представляет собой систему обозначений и правил, предназначенную для единообразной записи алгоритмов. Он занимает промежуточное место между естественным и формальным языками. С одной стороны, он близок к обычному естественному языку, поэтому алгоритмы могут на нем записываться и читаться как обычный текст. С другой стороны, в псевдокоде используются некоторые формальные конструкции и математическая символика, что приближает запись алгоритма к общепринятой математической записи.

В псевдокоде не приняты строгие синтаксические правила для записи команд, присущие формальным языкам, что облегчает запись алгоритма на стадии его проектирования и дает возможность использовать более широкий набор команд, рассчитанный на абстрактного исполнителя. Однако в псевдокоде обычно имеются некоторые конструкции, присущие формальным языкам, что облегчает переход от записи на псевдокоде к записи алгоритма на формальном языке. В частности, в псевдокоде, так же, как и в формальных языках, есть служебные слова, смысл которых определен раз и навсегда. Единого или формального определения псевдокода не существует, поэтому возможны различные псевдокоды, отличающиеся набором служебных слов и основных (базовых) конструкций.

2. Блок-схема

Блок-схемой называют графическое представление алгоритма, в котором он изображается в виде последовательности связанных между собой функциональных блоков, каждый из которых соответствует выполнению одного или нескольких действий.

В блок-схеме каждому типу действий (вводу исходных данных, вычислению значений выражений, проверке условий, управлению повторением действий, окончанию обработки и т.п.) соответствует геометрическая фигура, представленная в виде блочного символа. Блочные символы соединяются линиями переходов, определяющими очередность выполнения действий.

Приведем наиболее часто употребляемые символы в таблице 1.

Обозначение и пример заполнения

Пример. Составить блок-схему алгоритма определения высот ha, hb, hc треугольника со сторонами a, b, c, если

где p = (a + b + c) / 2.
Решение. Введем обозначение тогда ha = t/a, hb = t/b, hc = t/c. Блок-схема должна содержать начало, ввод a, b, c, вычисление p, t,

3. Средства и правила построения блок-схем

Блок-схема является формой представления алгоритма с помощью графических символов.

Рассмотрим часто употребляемые графические символы (полный список включает 42 символа).

Процесс. Выполнение операции или группы операций, в результате чего изменяется значение, форма представления или расположения данных.

Внутри символа или же в виде комментария на естественном языке или в виде формулы записываются действия, которые производятся при выполнении операции или группы операций.

Решение. Выбор направления выполнения алгоритма или программы в зависимости от некоторых переменных условий.

Символ используется для изображения унифицированных структур:

Модификация. Выполнение операций, меняющих команды или группу команд, изменяющих программу.

Символ используется для изображения унифицированной структуры – цикл с параметром. Внутри символа записывается параметр цикла с указанием начального и конечного значений, а также шаг изменения цикла, если он не равен единице.

Предопределенный процесс. Использование ранее созданных и отдельно описанных алгоритмов или программ (процедур, функций, программных модулей). Символ служит для указания обращения к процедурам, функциям, программным модулям.

Ручной ввод. Ввод данных оператором в процесс обработки при помощи устройства, непосредственно сопряженного с компьютером (например, клавиатура).

Дисплей. Ввод — вывод данных в случае, если непосредственно подключенное к процессору устройство воспроизводит данные и позволяет оператору вносить изменения в процессе их обработки.

Документ. Ввод — вывод данных, носителем которых служит бумага.

Линия потока. Указание последовательности связей между символами.

Перечислим некоторые правила изображения линий потока:

1) линии потока должны быть параллельны линиям внешней рамки блок-схемы (границам листа, на котором изображена блок-схема);

2) направление линии потока сверху вниз и слева направо принимается за основное и стрелками не обозначается, в остальных случаях направление линии потока обозначается стрелками;

3) изменение направления линии потока производится под углом 90 градусов.

Соединитель. Указание связи между прерванными линиями потока, связывающими символы. Если блок-схема состоит из нескольких частей, расположенных на одной странице, то линия потока одной части заканчивается символом соединитель, а линия потока на продолжении блок-схемы начинается с этого же символа. Внутри символов соединитель ставятся одинаковые порядковые номера, соответствующие разорванной линии потока.

Межстраничный соединитель. Указание связи между разъединенными частями схем алгоритмов и программ, расположенных на разных листах.

Данный символ служит для тех же целей, что и соединитель, но при расположении частей блок-схемы на разных страницах.

Пуск — останов. Начало, конец, прерывание процесса обработки данных или выполнения программы.

Комментарий. Связь между элементами схемы и пояснениями.

Позволяет включать в блок-схему пояснения, формулы и другую информацию.

Размеры символов должны удовлетворять соотношению b = 1.5a (a и b указаны на рис. 1). На этом же рисунке показан пример использования символа комментарий.

Блок-схемы — это та часть документации к программе, которая почти всегда имеется в избытке. Между тем многие программы вообще не нуждаются в блок-схемах и лишь очень немногие из них требуют больше одного листа таковых.

Блок-схемы показывают структуру ветвления программы только в одном ее аспекте. Но даже эта структура видна достаточно четко, только если вся блок-схема помещается на одной странице, и о ней очень трудно получить хорошее представление, если блок-схема располагается на нескольких листах, связанных вместе нумерованными стрелками.

Блок-схема, помещающаяся на одной странице, для большой программы по существу превращается в общий план программы, перечень ее основных этапов или блоков, и, как таковая, она очень удобна.

Конечно, такой график и не следует стандартам блок-схем, и не нуждается в них. Все эти правила относительно вида элементов, стрелок, порядка нумерации и т. д. нужны только для того, чтобы можно было понять подробные блок-схемы.

4. Редактор блок-схем

Редактор блок-схем – программа, предназначенная для создания и редактирования блок-схем.

Блок-схемы дают возможность наглядного представления алгоритма, это упрощает понимание его структуры и дает возможность оптимизировать алгоритм на взгляд. Еще одним существенным плюсом блок-схем является то, что, разрабатывая алгоритм, Вы не привязаны к синтаксису определенного языка, Вы можете работать на С, а Ваши друзья на Паскале, Java или Бейсике, но созданные Вами алгоритмы легко переносятся на любой язык программирования.

Редактор также может использоваться для создания диаграмм. Начиная с версии 3.0.0 редактора появилась возможность подключать пользовательские блоки и использовать редактор для отрисивки, к примеру, радиосхем или структур сети.

Редактор блок-схем — специализированная программа, она предоставляет тот набор инструментов, который необходим именно для создания блок-схем, что является существенным аргументом в пользу применения данной программы, а не использования графических редакторов. Набор дополнительных опций позволяет оптимизировать процесс разработки блок-схем и дальнейшего преобразования их в процедуры и функции языка программирования.

Системные требования программы очень скромные и она запускается практически на любом компьютере с любой версией Windows.

Импорт процедур и функций языков программирования. Редактор предоставляет Вам возможность импортировать процедуры и функции, реализованные на каком-нибудь из известных языков программирования. Эта опция полезна для того, чтобы лучше разобраться в структуре алгоритма, написанного на языке программирования, который Вы знаете недостаточно хорошо, или при разборе алгоритмов написанных Вами достаточно давно и уже подзабытых.

Экспорт блок-схем в процедуры и функции языков программирования. Данная опция редактора избавит Вас от утомительного процесса переноса уже созданного в виде блок-схемы алгоритма, на тот язык, на котором Вы собираетесь писать программу.

Экспорт блок-схем в различные графические форматы. Данная возможность позволит Вам использовать созданные блок-схемы при создании документации к программам или для того, чтобы передать блок-схему тому, кто еще не работает с этим редактором.

Заключение

Подробные блок-схемы уже устарели: они только мешают, и в лучшем случае пригодны для обучения новичков, еще не умеющих алгоритмически мыслить.

В свое время предложенные Голдстайном и Нейманом маленькие квадратики на блок-схемах вместе со своим содержанием выступали в качестве языков высокого уровня, объединяя абсолютно непонятные операторы машинного языка в группы, имеющие определенный смысл. Как давно уже указал Айверсон, в систематическом языке высокого уровня такая группировка уже осуществлена, так что каждый квадратик просто соответствует оператору. Тогда сами квадратики превращаются в случайное и ненужное упражнение по рисованию, и от них можно отказаться. Но теперь не остается ничего, кроме стрелок. Стрелки, соединяющие оператор со следующим за ним, не нужны. Остаются только операторы перехода. Но если следовать хорошей практике, а использовать блочные структуры для минимизации числа операторов перехода, то останется совсем немного стрелок, вот они-то очень сильно облегчают понимание. Эти стрелки можно перенести прямо ни распечатку программы и совсем избавиться от блок-схемы.

В действительности блок-схемы гораздо больше превозносятся, чем используются на практике. Опытный программист редко чертит блок-схемы, прежде чем написать программу. Когда стандарты организации требуют блок-схем, то почти неизменно они рисуются после. Многие программистские организации с гордостью пользуются специальными программами для построения блок-схем, т.е редакторами.

В одной из прошлых статей мы поговорили о алгоритмах и в ней же я обещал в скором времени рассказать про блок схемы. Что же, время пришло.

Давайте сначала поймем, что такое блок схемы.

Блок-схема — распространенный тип схем (графических моделей), описывающих алгоритмы или процессы, в которых отдельные шаги изображаются в виде блоков различной формы, соединенных между собой линиями, указывающими направление последовательности

Ага, то есть блок схема, это способ представления нашего алгоритма в картинках. Но зачем? Дело в том, что человеку, как существу, имеющему зрение, проще и удобнее, зачастую, воспринимать информацию, если она продублирована в виде текста или имеет какие-то графические обозначения. Если не вдаваться в подробности, то это называется зрительным восприятием. Согласитесь, если вы видите объект беседы перед собой, вам проще его воспринимать, обсуждать и т.д.

Существует несколько основных блоков. В интернете вы можете найти примерно такое описание для части из них. Цвет фона значения не имеет, и здесь он синий для большей наглядности (наверное)

Процесс - под процессом здесь понимается какое-то действие. Арифметическая или логическая операция. Что то, что приведет вас к финальному результату выполнив один пункт вашего алгоритма. Допустим “a+b” будет помещаться именно в такой блок.

Решение - немного странное название, но думаю, что вы уже догадались, что это условие. С ним мы уже сталкивались в прошлой статье по алгоритмам. Когда нам приходилось РЕШАТЬ, что делать дальше, на основе какого-то результата.

Модификация - забудьте про это слово. Это просто цикл. О циклах мы тоже говорили. Но конкретно этот цикл немного специфичный. Это обозначение цикла For, который является счетным циклом и немного отличатся от остальных. Иные циклы могут быть представлены без специального оператора, это мы с вами попробуем изобразить чуть ниже.

Предопределенный процесс - некая модификация первого блока. Что значит предопределенный? Значит определённый заранее. И тут вообще ступор, но тем не менее он именно так и называется. Говоря простым языком - это ПОДпрограмма, (метод или процедура/функция). Такого мы еще не видели.

Подпрограмма - буквально, программа в программе. То есть это некоторый кусок кода, который выделен в отдельную группу для того, чтобы не писать его каждый раз в разных частях алгоритма/программы. В дальнейшем этот кусок алгоритма/программы может быть запущен, там, где нужно. Сейчас не стоит зацикливаться, подпрограммы мы еще рассмотрим и не раз.

Ввод-вывод , это два блока которые выглядят одинаково, как правило понять, что там происходит можно по тексту внутри блока. Объединены в одну группу, потому что близки по специфике. Получение данных, вывод данных. Мы с вами уже использовали ввод, кстати говоря, когда наш робот читал название колбасы.

Пуск-останов - это те же самые начало и конец, тут думаю пояснения не требуются.

В блок схеме, как правило каждый пункт алгоритма соответствует своему блоку, исключения могут составить блоки, которые реализуют сразу несколько пунктов, допустим цикл For. Или блоки процесса или подпроцесса, которые можно объединять в один, если захочется. Стоит сделать оговорку, что все эти блоки имеют свои размеры, и не стоит растягивать один блок процесса так, чтобы в него все влезло, а вокруг него лепить кучу маленьких.

Между собой блоки соединяются стрелочками, указывающими к какому блоку стоит перейти дальше. В блоках условия/выбора нужно указать какая из стрелочек переведет нас при каком результате. То, что написано внутри блока выбора иногда может быть представлено как вопрос. И если ответ на него да, то идем по стрелочки с надписью да, если нет, то нет. Мы немного расширим наш кругозор вариантов, когда поговорим о “логике”, лжи и истине.

Быть или не быть? Вот в чем блок-схема. Если быть, то да, следовательно, быть. Если нет, значит нет, ну и вы поняли.

А вот так вот должна выглядеть блок-схема для нашего первого алгоритма. Не густо, но там и алгоритм без ветвлений и чего-либо еще.

В конце прошлого века появилась технология визуализации знаний Concept Map (Concept - понятие, знание, общее представление, концепция), что можно перевести как концептуальная карта (концепт-карта) или как карта знаний. Концепт-карты и структурно-логические схемы учебного материала помогают при решении одной из задач учения: организации учебной информации в таком виде, чтобы понятийный аппарат предмета изучения и действий были представлены целостной системой, где каждый элемент и взаимосвязь нескольких элементов даны в наглядном виде.

Близким к понятию concept map является термин mind map (ментальная карта). Ментальная карта — способ изображения процесса мышления с помощью схем. Может рассматриваться как удобная техника записи информации и систематизации знаний.

Анализ результатов учебной работы учащихся с логической схемой позволил выделить следующие её особенности:

2. структурно-логическую схему можно использовать не только в целях контроля за степенью усвоения учебного материала, но и в целях обучения;

3. учебная работа по построению структурно-логической схемы способствует тому, что учащиеся ещё раз, по-новому, осваивают материал рабочего учебника, и такая работа заметно разнообразит освоение текста учебника.

Применение в преподавании схематичной, наглядной формы изложения учебной информации оправдано и тем, что в настоящее время значительно увеличилось число детей “крайнего” визуального типа. Это во многом связано с увлечением школьников всевозможными компьютерными играми, просмотром большого количества телепередач, и, как следствие - у многих детей слуховой канал восприятия и переработки информации развит слабо и компенсируется развитием зрительного канала. Число детей визуального типа резко возросло, поэтому методы обучения в школах должны меняться с речеслуховой подачи материала к комплексному с усилением на “наглядность”.

Надо отметить, что структурно - логические схемы, представляющие собой форму кодирования учебной информации, содержат знаковое (последовательность символов) и рисуночное кодирование (картины - образы). Данный комплекс помогает создать оптимальные психолого - педагогические условия для реализации потенциальных возможностей ребенка: развивать не только левое полушарие (логическое мышление), но и творческое мышление, и интуицию, через развитие правого полушария.

В структурно - логических схемах присутствуют образы - опоры, смысловые связи и закономерности конкретного материала, что обусловливает их применения в обучении, т.к. позволяет успешно работать с учениками всех типов мышления (образного, смешанного, словесно - логического).

Структурно - логические схемы являются одним из наглядных средств обучения. Их влияние на учебный процесс, функции учителя и обучающегося представлены в таблице.

Влияние структурно-логических схем на учебный процесс,

Функции учителя и обучающегося

Назначение структурно-логической схемы · Представление знаний в виде семантической сети; · Облегчает процесс формирования у учащихся понятий; · Систематизация знаний учащихся; · Диагностика уровня подготовки по данной конкретной теме и ликвидация пробелов этих знаний; · Интенсификация учебного труда; · Увеличение объёма самостоятельной работы на уроке; · Реализация индивидуально - творческого подхода; · Развитие у обучающихся логического мышления
Функции педагога · Определение оптимального объёма структурно - логической схемы; · Подготовка схемы; · Выбор оптимальной методики применения схем
Функции ученика · Восприятие; · Осмысление.
Условия успешного применения · Соответствие возрастным особенностям обучающихся; · Обеспечение каждого учащегося раздаточным материалом; · Точная согласованность с содержанием изучаемого материала; · Вовлечение учащихся к нахождению желаемой информации в схеме; · Комбинация с другими методами обучения.

В пользу данной методики говорит и тот факт, что лавинообразный рост информации требует от человека навыков работы с книгой, справочной и другой литературой, с цифровыми информационными источниками, с распределенным информационным ресурсом сети Интернет. Работая над ментальной картой, учащийся обрабатывает большой объем информации, а это способствует развитию мыслительных умений.

Преимущества и недостатки структурно-логических схем

Представление информации в структурно-логической форме имеет ряд преимуществ по сравнению с линейно-текстовым изложением учебного материала.

Среди преимуществ можно выделить следующие:

1. при линейном построении текстовой информации нередко бываетсложно определить структуру изучаемого явления, выделить существенные связи между его компонентами. Это затруднение в значительной мере преодолевается при замене словесного описания таблицами, а лучше - схемами;

2. такое преобразование учебного текста представляет собой эффективный прием, активизирующий мышление учащегося;

3. способ схематической визуализации информации помогает более глубокому овладению дисциплинами, способствует формированию более рациональных приемов работы с учебным материалом вообще;

4. в ряде психологических исследований выявлено, что структурирование (под структурированием понимается установление взаимного расположения частей составляющих целое) и схематизации (под схематизацией понимается изображение или описание чего-либо в основных чертах) текстовой информации являются важнейшими компонентами мнемического действия (действие, целью которого является произвольное запоминание того или иного материала), составляющего основу процесса запоминания;

5. наглядно - образная форма представления информации способствует лучшему ее запоминанию;

6. как показывает опыт, представление учебной информации в системе структурно - логических схем выступает достаточно эффективным средством организации и активизации самостоятельной работы обучающихся;

7. структурирование материала помогает быстрее сформировать у учащегося целостную картину изучаемого предмета, что создает основу для дальнейшей организации процесса усвоения учебного предмета до необходимой глубины.


Структурно - логическая схема форма представления учебной информации имеет ряд недостатков:

1) любой схематизм способствует некоторой упрощенности понимания чего-либо. Это может создать иллюзию у учащихся, что для изучения предмета вполне достаточно изображенного материала;

2) абсолютизация учебных пособий, построенных по принципу логико - структурного моделирования, может негативно повлиять на формирование профессионального мышления и языка;

Из вышеперечисленного следует, что наилучшие результаты в ходе учебного процесса можно получить только при оптимальном сочетании различных способов представления информации: текстовой и структурно - логической. Однако в настоящее время при подготовке учебно - методических пособий превалирует линейно - текстовый способ их изложения. Эти обстоятельства подталкивают многих авторов к логико - структурному способу презентации учебных курсов. Однако, очевидно и то, что публикуемые авторами схемы представляют собой не окончательный, а один из возможных вариантов решения поставленных задач.

Структурно-логические схемы могут использоваться в различных формах обучения:

· изучение нового материала, его закрепление, обобщение;

· написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы;

· подготовка проекта, презентации;

· конспектирование и др.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.006)

Читайте также: