Какие представления о мире были в древности и античности кратко

Обновлено: 05.07.2024

От слонов и черепахи до теории относительности: эволюция взглядов на место, где мы живём, с древних времён до наших дней.

Как только человек обзавёлся разумом, он стал интересоваться тем, как всё устроено. Почему вода не переливается за край мира? Вращается ли Солнце вокруг Земли? Что находится внутри чёрных дыр?

Миф — первый способ, с помощью которого люди объясняли происхождение и устройство всего окружающего и своё собственное существование. Космогонические мифы рассказывают о том, как из хаоса или небытия появился мир. Сотворением вселенной в мифе занимаются божества. В зависимости от конкретной культуры получившаяся космология (представление об устройстве мира) различается. Например, небесная твердь могла казаться крышкой, скорлупой мирового яйца, створкой гигантской раковины или черепом великана.

Как правило, во всех этих историях присутствует разделение первоначального хаоса на небо и землю (верх и низ), создание оси (стержня мироздания), сотворение природных объектов и живых существ. Общие для разных народов базовые понятия называются архетипами.


Мир как тело

Это может быть интересно :

Древний человек познавал мир с помощью своего тела, измерял расстояния шагами и локтями, много работал руками. Это нашло отражение в олицетворении природы (гром — результат ударов божьего молота, ветер — божество дует). Мир тоже ассоциировался с большим телом.

Например, в скандинавской мифологии мир был создан из тела великана Имира, глаза которого стали водоёмами, а волосы — лесами. В индуистской мифологии эту функцию взял на себя Пуруша, в китайской — Паньгу. Во всех случаях устройство видимого мира связывается с телом антропоморфного существа, великого предка или божества, приносящего себя в жертву, чтобы мир появился. Сам человек при этом — микрокосм, вселенная в миниатюре.

Великое древо

Ещё один архетипический сюжет, который часто появляется у разных народов — ось мира, мировая гора или же мировое древо. Например, ясень Иггдрасиль у скандинавов. Изображения дерева, в центре которого находится фигурка человека, встречались также у майя и ацтеков. В индуистских Ведах священное древо называлось Ашваттха, в тюркской мифологии — Байтерек. Мировое древо связывает нижний, средний и верхний миры, его корни находятся в подземных областях, а крона уходит в небеса.


Покатай меня, большая черепаха!


Греческие философы заложили астрономические представления, которыми мы пользуемся и сегодня. Разные философы их школы имели свою точку зрения на модель мироздания. В большинстве своём они придерживались геоцентрической системы мира.

Геоцентризм — это убеждение, что неподвижная Земля находится в центре мироздания, а Солнце, Луна и звёзды вращаются вокруг неё.

Некоторые представители пифагорейской школы полагали, что и, Солнце, и Луна и планеты вращаются вокруг Центрального Огня, Гестии. Такую модель называют пироцентрической.

Аристарх Самосский предложил гелиоцентрическую систему мира, согласно которой Солнце — центральное небесное тело, а также предположил, что Земля меньше Солнца. Однако идея о том, что центр космоса — Земля, была популярна ещё долго.


В своих представлениях мыслители европейского средневековья опирались на работы античных философов, принимали системы Птолемея и Аристотеля. Главной концепцией мира оставался геоцентризм, средневековыми философами дополнялось и расширялось представление о небесных сферах. При этом античная мудрость дополнялась христианскими воззрениями.

Мир на средневековых изображениях — это мир глазами Бога. Все существующие вещи имеют глубокий духовный смысл. Большое развитие получает учение Платона о вещах и идеях, согласно которому все явления и объекты земного мира — это частные проявления божественных идей из горнего мира.

Для европейской средневековой миниатюры и скульптуры не важны пропорции и перспектива — важны символы и значения. Здесь могут одновременно происходить события из прошлого и будущего, а христианская символика пронизывает всё вокруг.


Евангелист Лука держит в руках одиннадцать небесных сфер с ангелами и святыми, а над ним находится Господь со свитком. Евангеларий Оттона III, ок. 1000 года.

На протяжении сотен лет средневековая живопись оставалась плоской. И вдруг за очень краткий период Ренессанса стала объёмной. Это тесно связано с мировоззренческим подходом: мир стали изображать так, как он видится человеку, появилось учение о перспективе. Методы наблюдения за природой развивались и создавали всё более полную картину мира.


Гелиоцентрический переворот Коперника

Ещё по этой теме :

На протяжении долгого времени в европейской астрономии не сдавал позиций геоцентризм. Однако в XVI веке Николай Коперник поместил в центр мира Солнце, вокруг которого вращались планеты, включая Землю, и указал на то, что Земля вращается вокруг своей оси.


Гео-гелиоцентрическая система

У Коперника появилось множество оппонентов. Датский астроном Тихо Браге, не соглашаясь поместить Солнце в центр Вселенной, предложил гео-гелиоцентрическую систему мира (впервые она была описана ещё Гераклидом Понтийским).


Иоганн Кеплер и орбиты небесных тел


Открытия Галилео Галилея

Галилей защищал коперниканство, придерживаясь гелиоцентрической системы мира, а также настаивал на том, что Земля обладает суточным вращением (крутится вокруг своей оси). Это привело его к знаменитым разногласиям с Римской церковью, которая теорию Коперника не поддерживала.

Галилей построил собственный телескоп, обнаружил спутники Юпитера и объяснил свечение Луны отражённым Землёй солнечным светом.


Исаак Ньютон открыл закон всемирного тяготения, разработал единую систему земной и небесной механики и сформулировал законы динамики — эти открытия легли в основу классической физики. Ньютон доказал законы Кеплера с позиции гравитации, заявил, что Вселенная бесконечна и сформулировал свои представления о материи и плотности.

Ещё по этой теме :

Качественным прорывом в представлении человека о мире в ХХ веке стали положения общей теории относительности (ОТО), которые вывел в 1916 году Альберт Эйнштейн. Согласно теории Эйнштейна, пространство не является чем-то неизменным, время имеет начало и конец и может течь по-разному в разных условиях.

ОТО до сих пор наиболее влиятельная теория пространства, времени, движения и гравитации — то есть, всего, что составляет физическую реальность и принципы мира. Теория относительности утверждает, что пространство должно либо расширяться, либо сужаться. Так оказалось, что Вселенная динамична, а не стационарна.

Американский астроном Эдвин Хаббл доказал, что наша галактика Млечный Путь, в которой находится Солнечная система — лишь одна из сотен миллиардов других галактик Вселенной. Исследуя дальние галактики, он сделал вывод о том, что они разбегаются, удаляясь друг от друга, и предположил, что Вселенная расширяется.

Если исходить из концепции постоянного расширения Вселенной, выходит, когда-то она находилась в сжатом состоянии. Событие, которое обусловило переход от очень плотного состояния материи к расширению, получило название Большого Взрыва.



Это может быть интересно :

Мы осознали свою неуникальность — ведь вокруг столько звёзд и планет. Поэтому вопрос возникновения жизни на Земле современными учёными рассматривается в контексте того, почему вообще возникла Вселенная, где такое стало возможным.

Галактики, звёзды и вращающиеся вокруг них планеты, да и сами атомы существуют только потому, что толчок тёмной энергии в момент Большого взрыва оказался достаточным, чтобы Вселенная не свернулась снова, и в то же время таким, чтобы пространство не разлеталось слишком сильно. Вероятность такого очень мала, поэтому некоторые современные физики-теоретики предполагают, что существует множество параллельных Вселенных.

Физики-теоретики верят, что одни вселенные могут иметь 17 измерений, в других могут быть звёзды и планеты, подобные нашим, а некоторые могут состоять всего лишь из аморфного поля.

Впрочем, опровергнуть это с помощью эксперимента невозможно, поэтому другие учёные полагают, что концепцию Мультивселенной следует считать скорее философской.


Сегодняшние представления о Вселенной во многом связаны с нерешёнными проблемами современной физики. Квантовая механика, построения которой существенно отличаются от того, что говорит классическая механика, физические парадоксы и новые теории уверяют нас, что мир куда многообразнее, чем кажется, а результаты наблюдений во многом зависят от наблюдающего.

Земля в древние времена

Тысячелетиями люди наблюдали за движением небесных тел и природными явлениями. И всегда задавались вопросом: как же устроена Вселенная. В древние времена картина устройства мироздания была сильно упрощена. Люди просто делили мир на две части — Небо и Землю. О том, как устроена твердь, каждый народ строил свои представления.

Древние представления о Вселенной

Земля в представлении народов античности была большим плоским диском, поверхность которого населяют люди и все что их окружает. Солнце, Луна и 5 планет (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн), по мнению древних людей, — это небольшие светящиеся небесные тела, прикреплённые к сфере, которые непрерывно вращаются вокруг диска, делая полный оборот в течение суток.

Это интересно: красивые названия звёзд — история их появлений, названия звезд и созвездий.

Считалось, что земная твердь неподвижна и находится в центре Вселенной, то есть каждый древний народ так или иначе, приходил к мысли: наша планета — это средоточие мира.

Вселенная и как она устроена

Такой геоцентрический (от греческого слова Гео — земля) взгляд присутствовал практически у всех народов древнего мира — греков, египтян, славян, индусов…

Почти все теории о мироустройстве, происхождении неба и земли, которые появлялись в то время, были идеалистическими, поскольку имели божественное начало.

Но отличия в представлении устройства вселенной были, так как основывались они на мифах, преданиях и легендах, присущих разным цивилизациям.

Главными теориями были четыре: различные, но в чем-то сходные представления о строении вселенной древними народами.

Легенды Индии

Древние народы Индии представляли землю как полусферу, опирающуюся на спины четырёх громадных слонов, стоящих, в свою очередь, на черепахе, а все околоземное пространство замыкала чёрная змея Шешу.

Представление об устройстве мира в Греции

Древняя Греция

Древние греки утверждали, что Земля имеет форму выпуклого диска, напоминающего по форме щит воина. Вокруг сушу окружало бескрайнее море, из которого каждую ночь выходили звёзды. Они каждое утро тонули в его глубине. Солнце в лице бога Гелиоса на золотой колеснице поднималось ранним утром из восточного моря, совершало круг по небу и опять возвращалось на своё место поздним вечером. А небесный свод держал на своих плечах могучий Атлант.

Древнегреческий философ Фалес Милетский представлял Вселенную в виде жидкой массы, внутри которой находится большая полусфера. Изогнутая поверхность полусферы — небесный свод, а нижняя, плоская поверхность, свободно плавающая в море, — Земля.

Однако эта устаревшая гипотеза была опровергнута древнегреческими учёными материалистами, которые привели убедительные доказательства об округлости суши. В этом убедился Аристотель, наблюдая за природой, за тем, как звёзды меняют высоту за горизонтом, а корабли исчезают за выпуклостью земли.

Земля глазами древних египтян

Совсем по-иному представлял себе нашу планету народ Египта. Планета казалась египтянам плоской, а небо в виде огромного купола опиралось на четыре высокие горы, расположенные по четырём краям света. Египет был расположен в центре Земли.

Древние египтяне использовали образы своих богов для олицетворения пространств, поверхностей и стихий. Земля — богиня Геба — лежала внизу, над ней, изгибаясь, стояла богиня Нут (звёздное небо), а находящийся между ними бог воздуха Шу не давал ей упасть на Землю. Считалось, что богиня Нут каждый день проглатывала звёзды и рождала их вновь. Солнце ежедневно проходило свой путь по небосводу на золотой лодке, которой правил бог Ра.

Картина мира у славян

Древние славяне тоже имели своё представление об устройстве мира. Свет, по их мнению, был разделен на три части:

Точка зрения славян

  • Земля — средний мир, на ней жили люди и все, что их окружает;
  • под ней находился нижний мир (пекло), там пылал неугасимый огонь;
  • верхний мир у славян представлен небесами в виде купола усыпанного звёздами и накрывающего средний и нижний миры.

Между собой все три мира соединяются, как осью, Мировым древом. В ветвях священного древа живут звёзды, Солнце и Месяц, а у корней — Змей. Священное дерево считалось опорой, без которой рухнет мир, если его уничтожить.

Ответ на вопрос о том, как в древности люди представляли нашу планету, помогают найти древние артефакты, которые сохранились до наших дней.

Учёные находят первые прообразы географических карт в разных странах, они известны нам в виде изображений на стенах храмов, фресках, рисунках в первых астрономических книгах. В древности человек стремился передать информацию об устройстве мира последующим поколениям. Представление человека о Земле во многом зависело от рельефа, природы и климата тех мест, где он проживал.

Людей с давних времён мучил вопрос: что такое мир и как он устроен. Для древнего человека окружающий мир являлся живым, огромным и загадочным. Понимание и представление Вселенной были основаны на наблюдениях за природой и небом.


Разумеется, взгляд на устройство мира был намного проще, чем сейчас. Причем каждый народ смотрел на него по-разному. Главным образом, потому что у всех были свои легенды и мифы. Но все они были, в основном, построены на религиозных верованиях. Считалось, что начало положил Бог.

Также важную роль в мировоззрении древних народов играло то, где они проживали, во что верили и что обожествляли.

Представление Вселенной в Древнем Египете

Для его жителей река Нил являлась сосредоточием жизни. Под землёй, по их мнению, располагалось царство мёртвых. Центральным был бог солнца Ра. Он мог путешествовать по всем мирам.

Египетские божества

Египетские божества

Представление Вселенной в Древней Индии

В давние времена индийцы верили, что Земля это полусфера, расположенная на трёх слонах. Они, в свою очередь, стояли на панцире черепахи, котораянаходилась в змеином кольце.

Представление Земли древними народами Индии

Представление Земли древними народами Индии

Древние народы Индии считали, что опорой всему было множество голов змеи Шеши. По преданию, она покоилась на поверхности Мирового океана. К тому же, на ней жил Вишну. Верили, что именно он был хранителем жизни.

Вишну - хранитель мироздания

Вишну — хранитель мироздания

Интересно, что все эти животные символизируют природные явления. По легенде, слон олицетворял природную мощь. Он был, и есть, символом спокойствия, мудрости и благоразумия. Черепаха, например, объединяет земной и небесный мир. А змея представляет собой неизменное движение.

Славянская картина мира

По их представлению, Вселенная делилась на нижний и верхний миры. А между ними находилась Земля. Все области соединялись священным Мировым древом. В его ветках лежали звёзды, планеты, Солнце и Месяц. А в корнях жил Змей.

Также, как и другие народы, взгляды славян были основаны на религии. У них главное место занимал бог неба и бог-кузнец Сварог. По их мнению, он создал Солнце и все остальное.

 бог-кузнец Сварог

бог-кузнец Сварог

Славяне считали, что существовал край Вселенной. Им было безбрежное море, которое упоминалось во многих мотивах. А сама Вселенная находилась в его центре.

Стоит отметить, что славянские представления о мире была более развитой, чем у других. К сожалению, многие знания были утеряны. Поэтому проследить за развитием мировоззрения этой народности непростая задача.

Определённо, они точно знали, где и как расположены небесные тела. Откуда были взяты и получены космологические познания неизвестно. Но исследование славянской культуры очень интересный процесс.

Представления древнегреческих учёных

В Древней Греции Землю представляли в виде диска. В то время верили, что поверхность неподвижна. И она является центром Вселенной. Небесные тела, считали древние греки, были прикреплены к некой сфере. Они находились в постоянном движении и совершали оборот вокруг диска Земли за сутки.

По их легендам, Солнце это великое божество. Его представляли в колеснице, катающимся по небу. И в этом процессе, оно освещало светом Землю. Более того, верили, что небесный свод держался на плечах Атланта.

Атлант

Атлант

В то время, наука в Древней Греции развивалась быстрее, чем у других народов. На самом деле, ведь именно древнегреческие учёные, Птолемей и Аристотель, разработали и даже доказали своё представление о мире.

Система мира по Птолемею

Говоря об изучении Вселенной, нельзя не вспомнить деятельность выдающегося учёного Птолемея. Он, бесспорно, внёс огромный вклад в науку. Не только в астрономию, а также в математику, физику и географию.

Он утверждал, что Земля неподвижна. А всё движется вокруг неё. В свою очередь, наша планета является центром мироздания.
Представление Вселенной Птолемея заключалось в геоцентрической модели. Кстати, также выглядит схема вселенной Аристотеля.

Как известно, такой взгляд на карту космоса возник в Древней Греции. На геоцентризме основана античная и средневековая наука.

Птолемей в своих трудах доказывал, что Земля расположена в середине космического пространства. Также он отмечал её малые размеры, относительно других тел.

Птолемей

Птолемей

К такому выводу учёный пришёл, потому что все звёзды с Земли мы видим одинаково. А значит, расстояние до этих звёзд огромны по сравнению с размерами Земли.

Неподвижность Земли Птолемей объяснял тем, что если бы движение существовало, то происходило бы смещение. А так как оно отсутствует, следует что движения нет.

Вдобавок, он указывал на вертикальное падение тел относительно Земли. Таким образом, наша планета есть центр всего.

Кстати, на правиле свободного падения учёный вывел понятие верха и низа. Верх это направление от центра Земли. А низ, наоборот, к центру.

Птолемей, так же как и Аристотель, считал, что всё состоит из материи и движения. Которые не могут существовать друг без друга.
Он выделял круговые орбиты Земли. Их он разделил на эпициклы, то есть малые круги. Которые, в свою очередь, движутся в другом большем кругу. Его он назвал деферентом.

Современный взгляд

Система мира Птолемея просуществовала до 17 века. Действительно, на её правилах многие ученые выводили свои формулы вселенной.
Конечно, в дальнейшем её вытеснила гелиоцентрическая модель. Которая, как известно, положила начало для современного представления о вселенной. Гелиоцентрическая модель подразумевает, что Солнце это центр вселенной. А вокруг него вращается Земля и другие тела.

Разумеется, со временем человечество отошло от древнейших взглядов на мир. Но, безусловно, представления Птолемея помогли в изучении и исследовании вселенной.

Без сомнения, формирование современных взглядов на Вселенную прошло значительный и интересный путь. К тому же, древние люди каким-то непостижимым образом многое знали об устройстве мироздания. Эти знания, несомненно, помогли понять, как и что происходит в мире. Конечно, древняя карта вселенной примитивна и поверхностна. Но согласитесь, окунуться в прошлое всегда интересно.

В древности знание было единым, синкретическим[1], т.е. нерасчлененным. Постепенно в недрах философии стали вызревать отдельные науки. Великий греческий философ Аристотель (384 – 322 до н.э.) первым осознал, чем философия отличается от частных наук. Философия изучает бытие как таковое, науки исследуют отдельные фрагменты бытия.

Аристотель был первым философом, который интересовался не только общими принципами бытия, но и его частными законами. Он явился основателем некоторых наук. Он описал около 500 видов животных и растений, и поэтому его считают отцом биологии. В аристотелевских работах зарождается логика – наука о правильном мышлении. Поэтому рассказ о развитии античных представлений о строении Вселенной мы начнем с учения Аристотеля.

По учению Аристотеля, все тела представляют собой соединение неразложимых первоэлементов. Каждый из них занимает особое место во Вселенной. В центре мира находится элемент земля. Она неподвижна, имеет сферическую форму. Ее окружают элементы вода, воздух и, наконец, огонь, который простирается до орбиты Луны. Выше Луны располагается надлунный, Божественный мир, в котором все тела состоят из пятого элемента ‒ эфира. В каждом мире царствуют свои законы.

Все механическое движение Аристотель разделил на два вида: движение планет в надлунном мире и движение тел в подлунном, земном мире. Движение небесных тел – совершенное. Оно представляет собой равномерное движение по окружности или движение, которое к нему сводится. Оно не имеет ни начала, ни конца, ни причины. Планеты прикреплены к сферам, сотворенным из эфира. Это сферы Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна и сфера неподвижных звезд. А в центре этих сфер находится Земля. Перводвигатель, иными словами, Бог, будучи неподвижным, придает движение всем сферам. Космос ограничен в пространстве, но не имеет начала во времени.

Движение в пределах Земли делится на естественное и насильственное. Естественным является движение тяжелых тел вниз и легких вверх. Оно происходит само собой и не требует действия силы. Насильственное – движение под действием силы, например, повозки, которую тянет лошадь.

Аристотель разделял представления о движении планет греческого ученого Евдокса Книдского (ок. 408 – ок. 365 до н.э.).

Видимое движение планет, наблюдаемое с Земли, весьма сложное. Планета перемещается по небесной сфере, затем возвращается назад, описывает петлю и продолжает перемещение вперед. Для объяснения этого сложного движения Евдокс разработал метод гомоцентрических сфер. В его основе лежит представление о том, что в Космосе находятся несколько вращающихся сфер. У них общий центр, совпадающий с центром Земли. Самая дальняя – сфера неподвижных звезд.

Вокруг Солнца и Луны находятся по три сферы, вокруг каждой планеты ‒ по четыре. Системы сфер, связанные с каждым небесным телом, друг от друга не зависят. Ось внутренней сферы прикреплена к объемлющей ее сфере, ось которой также крепится к еще большей сфере. Направления осей и скорости вращения разных сфер различны. Поэтому сферы при своем движении увлекают внутренние сферы и сами увлекаются внешними. Каждое небесное тело прикреплено к экватору самой внутренней сферы данной системы и поэтому совершает сложное движение.

Античные астрономы заметили, что яркость планет меняется. Это явление они правильно объяснили тем, что расстояние от Земли до планет меняется. Но в модели гомоцентрических сфер оно постоянно и равно радиусу внутренней сферы. Поэтому эту модель астрономы отвергли. Более авторитетной оказалась система Птолемея.

1. Земля шарообразна.

2. Земля неподвижна.

3. Земля занимает центральное положение во Вселенной.

4. Небесные тела совершают равномерное круговое движение.

5. Сфера звезд находится на колоссальном расстоянии от Земли[3].

Птолемей предположил, что вокруг Земли находятся окружности, центры которых смещены относительно центра Земли. Они получили название деферентов. По деферентам движутся центры меньших окружностей, которые называются эпициклами. Их центры движутся с постоянными угловыми скоростями по отношению к точке, расположенной симметрично центру деферента относительно Земли. Эта точка получила название эквант. Солнце, Луна и планеты совершают движение по своим эпициклам. Совокупность деферентов и эпициклов вместе с небесными телами получила название геоцентрической системы мира. Она завершила построение первой естественнонаучной картины мира.

2. ГЕЛИОЦЕНТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МИРА

Методы астрономических наблюдений уточнялись, и когда происходили расхождения с расчетами, астрономам приходилось в геоцентрическую систему добавлять новые деференты и эпициклы. К XVI веку их число возросло до 80. Кроме того, геоцентрическая теория позволяла вычислять лишь направления на небесные тела, но не могла ответить на вопрос, как они в действительности расположены в пространстве. Эту задачу Птолемей считал неразрешимой.


Геоцентрическая система мира Птолемея[4]

Согласно учению Птолемея, в центре Вселенной находится Земля. Вокруг нее обращаются Солнце и Луна. Планеты совершают движение по эпициклам и деферентам. Деференты – окружности, центры которых несколько смещены от центра Земли. По деферентам движутся центры окружностей ‒ эпициклов, по которым обращаются планеты.

Теория Коперника объяснила видимое движение планет и суточное вращение небосвода. Движение планет кажется петлеобразным из-за вращения Земли вокруг Солнца. Стало понятно, почему происходит смена времен года. При движении Земли вокруг Солнца ось ее вращения сохраняет положение в пространстве. Коперник впервые в истории астрономии поставил проблему определения действительных расстояний планет от Солнца.

В теории Коперника сохранялись античные и средневековые традиции:

1) круговые равномерные движения небесных тел;

2) центральное положения Солнца во Вселенной;

3) конечность Вселенной;

4) единственность планетной системы Солнца[6].


Гелиоцентрическая система мира Коперника[7]

Согласно учению Коперника, в центре Вселенной находится Солнце. Вокруг него обращаются пять планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер и Сатурн. Луна движется вокруг Земли. Самой дальней является сфера неподвижных звезд.

Поскольку Коперник допускал лишь круговые равномерные движения планет по окружности, ему пришлось сохранить деференты и эпициклы. Правда, их оставалось только 34. Поэтому расчеты по теории Коперника долгое время оказывались не намного более простыми и не более точными, чем по теории Птолемея.

Теория Коперника сыграла выдающуюся роль в истории астрономии.

1. Теория Коперника заменила геоцентрическую систему мира – основание первой научной картины миры.

2. Теория Коперника стала основой нового научного мировоззрения – механистической картины мира.

3. Теория Коперника явилась важнейшей предпосылкой создания классической механики.

4. Теория Коперника определила новую научную методологию. Философы, представители схоластики, считали, что сущность можно непосредственно постигать разумом. Коперник впервые показал, что сущность может быть понята только после тщательного изучения явления[8].

Идеи Коперника развил Джордано Бруно (1548 ‒ 1600), монах неаполитанского монастыря. Он пришел к пониманию того, что Солнце – такая же звезда, как и множество других звезд на небосводе, и оно не занимает центрального положения во Вселенной. В бесконечной Вселенной существует бесконечное количество планетных систем наподобие Солнечной, и среди них есть обитаемые.

К середине XVII века научный мир окончательно признал гелиоцентрическую теорию. Возникла проблема ее физического обоснования. Астрономическая революция трансформировалась в физическую революцию.

ОТКРЫТИЕ ЗАКОНОВ ДВИЖЕНИЯ ПЛАНЕТ

В конце XVI века в Дании была построена самая грандиозная по тем временам астрономическая обсерватория. Инициатором ее создания был датский дворянин Тихо Браге (1546 ‒ 1601). Она получила название Ураниенборг ‒ Небесный замок.

Более двадцати лет Тихо Браге определял положение небесных тел. Он разработал модель, промежуточную между геоцентрической и гелиоцентрической. В этой системе Солнце движется по окружности около неподвижной Земли, а уже вокруг него обращаются планеты.

На смертном одре Тихо Браге завещал все свои рукописи, которые содержали результаты многолетних астрономических наблюдений, немецкому математику Иоганну Кеплеру (1571 ‒ 1630), желая, чтобы тот доказал справедливость его гипотезы о строении планетной системы.

Первый закон Кеплера. Каждая планета движется по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце.

Второй закон Кеплера. Радиус-вектор, соединяющий планету и Солнце, за равные промежутки времени описывает равные площади.

До Кеплера астрономы строили кинематические модели мира. Иными словами, они стремились лишь описать движение планет, не выясняя причины этого движения. Кеплер понял, что вращение планет вызывает единая физическая сила и тем самым поставил проблему – определение ее природы.

Кеплер обратил внимание на то, что по мере удаления от Солнца уменьшается скорость движения планет. Возможны два объяснения. Первое заключается в том, что сила, которая движет планету, находится в ней самой. Второе объяснение движущей силой наделяет Солнце, которое на более близкие планеты действует сильнее, чем на более далекие. Кеплер предпочел второе, поскольку оно лучше объясняло законы движения планет.

Второй закон Кеплера

На иллюстрации изображен эллипс – сплюснутая окружность. У окружности один центр, а у эллипса – два, и они называются фокусами. Точка S изображает фокус, в котором находится Солнце. Планета движется по эллипсу. Отрезки SA, SB и другие – это радиус-векторы, т.е. линии, соединяющие Солнце и планету. За равные промежутки времени данная планета проходит дуги: AB, CD и EF. Соответственно заштрихованные секторы SAB, SCD и SEF – это площади, которые радиус-вектор, соединяющий Солнце и планету, проходит за равные промежутки времени. Согласно второму закону Кеплера, эти площади равны[9].

Кеплер[10] полагал, что сила, приводящая планеты в движение, имеет магнитную природу. Это вихрь, возникающий в эфире из-за вращения магнитного Солнца. Планеты – тоже большие магниты. Поскольку они вращаются, то и обращаются друг к другу и к Солнцу разными полюсами. Поэтому их орбиты имеют форму не круга, а эллипса.

Понадобился гений Ньютона, что возвестить миру – сила, которая удерживает планеты вокруг Солнца, имеет гравитационную природу.


У древнего земледельца, привязанного к своему клочку земли, круг наблюдения и опыта не мог быть большим. О мире он судил только на основе того, что непосредственно ощущал, видел своими глазами. Он считал, что мир разделен на две совершенно различные части — это Земля и небо.

Это примитивное воззрение на строение всего мира не подвергалось в Вавилоне никакому изменению, несмотря на продолжавшееся развитие науки о небе. Но это нас не удивит, если мы вспомним, что вавилонская (как и египетская и пр.) астрономия являлась наукой жрецов. Она была лишь вспомогательным средством для составления календаря и выработки культового ритуала и всецело оставалась в плену религиозных идей, неразрывно связанных с антропогеоцентрическим мировоззрением.

Представление об исключительном положении Земли в мире лежало в основе не только всякой религии, но и астрологии, считавшей, что по движению планет и их положению среди зодиакальных созвездий можно предсказывать будущее народов, судьбу отдельных личностей и т. д.

Громадное, всеобъемлющее влияние Солнца на все происходящие на Земле процессы, на жизнь растений и животных очень рано было замечено людьми. Так же давно было найдено, что по положению звезд на небе можно определить время года, и поэтому казалось, что от звезд, а не только от Солнца, зависит, например, урожай. Все это в конце концов привело к мысли, что все земные события зависят от наступления тех или иных небесных явлений и что, следовательно, по небесным светилам можно предсказывать все события человеческой жизни. Поэтому в древнем Египте, в Вавилоне, Ассирии и других древних странах астрология была очень популярна. Астрологи-жрецы производили наблюдения небесных светил не только для календаря, но и для астрологических гаданий.

Это наивное представление вполне удовлетворяло потребности древнего земледелия, охоты, промыслов и мореплавания, пока опыт людей был ограничен.

После того как весь мир стал представляться сферой, был сделан дальнейший шаг: появились идеи о том, что и Земля не плоский диск и не цилиндр, а шар. Ведь если Земля плоская, то горизонт должен быть во всех местах один и тот же, а вследствие этого вид звездного неба всюду должен быть одинаковым, земные же предметы с любой точки должны быть видны целиком сверху и донизу. А между тем греческие мореплаватели заметили, что звезды, поднимающиеся над южной частью горизонта у берегов Африки, совсем не видны у берегов Черного моря, т. е. в более северных странах; это указывало на то, что Земля имеет изогнутую поверхность, что положение горизонта в разных местах различно. Вместе с тем греки, проживающие на островах и плававшие по морям, не могли не обратить внимания на то, что при приближении к берегу сначала видны верхушки высоких предметов (гор, кораблей, зданий и т. д.), затем средние и наконец нижние; это вело к мысли, что у Земли должна существовать некоторая выпуклость, заслоняющая от нас нижние части предметов.

Основоположником учения о том, что Земля есть шар, свободно висящий в мировом пространстве, считается Пифагор — философ и математик VI века до хр. эры. По своему значению и смелости это представление может быть поставлено в ряд с учением о движении Земли или с открытием закона всемирного притяжения. Во всяком случае оно является одним из величайших достижений научной мысли древности вообще.

Далее возник вопрос и о размерах шарообразной Земли. Этот вопрос впервые был решен, и притом поразительно просто, греческим ученым Эратосфеном (276—196 до хр. эры). Эратосфен установил, что в день летнего солнцестояния в Александрии, в полдень, Солнце отстояло от зенита (от высшей точки небосвода) на 7,2°, т. е. на одну пятидесятую долю окружности. В тот же день, южнее, в Сиене (теперь здесь город Ассуан), лежащем на одном меридиане с Александрией, Солнце освещало дно колодцев, т. е. там Солнце находилось как раз в зените, прямо над головой. Эти два города отстоят друг от друга на 5 000 стадий. Поэтому Эратосфен считал, что если это расстояние составляет одну пятидесятую часть окружности земного шара, то вся окружность его составляет 250 000 стадий.

Греческий философ Демокрит.

Анаксагор, далее, утверждал, что по своей величине Солнце во много раз больше, чем весь Пелопонес, а Луна приблизительно равна Пелопонесу. Луна настолько велика, что на ней умещаются горы и долины, причем — подобно Земле — она является местопребыванием живых существ; свой свет это темное тело получает от Солнца; оно затмевается, когда попадает в тень, отбрасываемую Землей. Характерно при этом, что на вопрос: если небесные тела подобно земным телам тяжелы, то почему они не падают на Землю? — Анаксагор отвечал, что причина этого заключается в их круговом движении около Земли. Значит, с точки зрения этого мыслителя, небесные тела не падают на Землю потому, что их круговое движение имеет перевес над силой падения, влекущей тела вниз. В связи с этим он сравнивал движение Луны вокруг Земли с движением камня в праще, быстрое вращение которой уничтожает стремление камня упасть на Землю (это, вероятно, древнейшее дошедшее до нас понятие о центробежной силе).

Определение окружности Земли по Эратосфену. В момент наблюдения, произведенного Эратосфеном, лучи Солнца в точке S — Сиене направлены к центру Земли, вследствие чего вертикально поставленный стержень не отбрасывает тени. В это же время в точке А — Александрии, находящейся на том же меридиане, солнечные лучи образуют с направлением к центру Земли АО угол а, равный 7,2°, т. е. соответствующий 1 /50 окружности. Ввиду параллельности солнечных лучей угол а равен углу b, а последний соответствует AS, равной расстоянию между обоими городами и составляющей 1 /50 окружности Земли.

Как видно из сказанного, Анаксагор еще в те далекие времена высказал в основном правильные взгляды о Земле, Солнце, звездах, метеоритах, центробежной силе и т д. Особенно важно следующее.

Это представление о материи несомненно оказало влияние на великого древнегреческого материалиста Демокрита (460—370 или 360 г. до хр. эры), который разработал атомистическую теорию мира, сыгравшую колоссальную роль в развитии естествознания и философии.

Согласно этой теории Демокрита, вселенная безначальна и никогда и никем не была создана; всё, что было, есть и будет, обусловлено необходимостью, зависит от определенных причин, а не от прихоти каких-то сверхъестественных, божественных существ. Вселенная состоит из неделимых, качественно-тождественных мельчайших частиц — атомов, которые извечно находятся в непрерывном движении. Атомы, различаясь по форме, меняют свое взаимное положение, а для того, чтобы это было возможно, пространство должно быть вообще пусто. Переменой взаимного положения атомов вызвано всякое видоизменение, так что многообразие вещей зависит от числа, формы и соединения атомов. Число атомов бесконечно велико и формы их бесконечно различны, но качественно эти частички совершенно тождественны. При движении в бесконечном пространстве они сталкиваются, и это вызывает вихри, из которых образуются небесные тела, различные миры. Демокрит учил, что в бесконечном пространстве бесконечное число сочетаний, соединений атомов может образовать бесчисленное количество миров.

В общем, Демокрит рисовал себе такую картину вселенной: вселенная бесконечна, ее материя вечна, а количество миров бесчисленно, некоторые из миров похожи друг на друга, другие — совершенно отличны. Эти тела не есть постоянное; они возникают и исчезают, мы их видим в различных стадиях развития. Белесоватую мерцающую полосу на небе, издревле называемую Млечным Путем, Демокрит принимал за скопление колоссального количества весьма тесно расположенных звезд. Звезды он называл очень далекими солнцами; о Луне говорил, что она похожа на Землю, имеет горы, долины и т. д.

Таким образом, Демокрит не видел существенной разницы между нашим миром и другими мирами. Земля для него — лишь одни из бесконечного числа миров, т. е. — лишь одно из космических тел. Демокрит пытался объяснить, что Земля возникла от сгущения атомов в центре мирового вихря, образовавшегося вследствие постоянных столкновений атомов. Он полагал, что вначале Земля была мала и легка и поэтому находилась в движении; с течением времени она стала больше и тяжелее — отчего перешла в неподвижное состояние и только стала вращаться вокруг своей оси.

Хотя по Демокриту Земля находится в центре вселенной, — все его учение о природе звезд, образовании миров и т. п. ]]> 2 ]]> совершенно непримиримо с существом геоцентрического мировоззрения.

Эти идеи были использованы и развиты выдающимся мыслителем Эпикуром (341—270 до хр. эры) — одним из столпов античного материализма. Этот философ отстаивал учение о бесчисленности миров и ясно показал, что из этого учения необходимо вытекает представление о пространственной бесконечности вселенной.

С точки зрения прогресса естественно-научного миропонимания древнегреческая идеалистическая философия, достигшая наивысшего развития в учении Аристотеля, несомненно являлась шагом назад по сравнению с учением Демокрита. Эта философия по самому существу своему служила оправданием религиозного мировоззрения. Она была облечена густой оболочкой анимизма, крайнего антропоморфизма, наивной телеологии и прочих атрибутов поповщины (почему и была использована христианскими богословами).

Читайте также: