Какие правила в школе можно отменить и почему

Обновлено: 05.07.2024

На сегодняшний день практически в каждой общественной сфере существуют права и обязанности задействованных в ней лиц. Это касается и обучающихся в российских общеобразовательных учреждениях.

Каждый ребенок, переступивший школьный порог, должен знать свои права и обязанности.

Права школьника регламентируются Уставом школы, в которой он проходит обучение. Тем не менее необходимо перечислить основные права учащегося, которые приняты в каждом российском общеобразовательном учреждении:

Родители не только могут, но и должны следить за тем, как соблюдаются права их детей в школе. В этих целях создаются родительские комитеты.

К тому же каждый родитель или законный представитель ученика имеет право в любое время посетить учебное заведение, чтобы оценить условия образовательного процесса.

У каждого школьника есть свои обязанности, которые регламентируются в Уставе школы. Ученик обязан:

  1. Уважать не только своих преподавателей, но и других сотрудников учебного заведения.
  2. С уважением относиться к результатам чужих трудов.
  3. Добросовестно относиться к учебе.
  4. Соблюдать школьный режим: своевременно посещать уроки (исключение составляет отсутствие на уроках по уважительным причинам), уходить с уроков в строго отведенное время.
  5. После пропуска учебного дня или определенного урока приходить в школу с объяснительным документом, например, со справкой от врача по поводу болезни (с печатями медицинского учреждения) либо запиской от родителей или родственников.
  6. Приходить в школу чистым и опрятным.
  7. Соблюдать правила техники безопасности на уроках. Особенно это касается уроков химии, физики, биологии, физической культуры и технологии.
  8. Подавать учителю дневник по первому требованию.
  9. Внимательно слушать и выполнять задания, которые дает учитель, для получения качественных знаний.

Что запрещено ученикам в школе?

Стоит отметить, что на каждого ученика действуют запреты, установленные Уставом школы.

  1. Приносить с собой в общеобразовательное учреждение опасные предметы: оружие, колющие предметы и так далее.
  2. Становиться зачинщиком ситуаций, которые могут привести к дракам, а также участвовать в разборках других обучающихся.
  3. Пропускать уроки без уважительной причины.
  4. Приносить с собой спиртосодержащую продукцию и употреблять ее в стенах и на территории школы, а также являться на занятия в состоянии алкогольного опьянения.
  5. Курить на территории школы.
  6. Играть в азартные игры.
  7. Красть или брать без разрешения чужие вещи.
  8. Неуважительно и грубо общаться с учителями и администрацией школы.
  9. Игнорировать замечания преподавателей, администрации или сотрудников школы.
  1. Абсолютно каждый школьный учитель вправе управлять школой в соответствии с Уставом.
  2. Преподаватель имеет право на уважение личности, личностных и профессиональных качеств.
  3. Педагог вправе получить защиту со стороны администрации школы в случае вмешательства родителей по вопросам, входящих в спектр его обязанностей.
  4. Учитель вправе на свое усмотрение выбирать учебные программы и учебники, соответствующие Федеральному государственному образовательному стандарту.
  5. Преподаватель вправе получить любую информацию, непосредственно касающуюся учебного процесса, со стороны школьной администрации.
  6. Учитель может выразить свою позицию по любому вопросу, касающемуся профессиональной деятельности.
  7. Педагог вправе принимать участие в школьных организациях, профессиональных конкурсах и так далее.
  8. Школьный учитель может совершенно бесплатно получать повышение квалификации раз в три года.
  9. Преподаватель вправе работать в нормальной обстановке: чистое рабочее место, хорошее освещение, необходимая температура воздуха в помещении и так далее.
  10. Педагог вправе рассчитывать на стопроцентную безопасность, находясь в стенах школы.

Как осуществляется защита прав детей в школе?

Согласно Конституции Российской Федерации, любой ребенок вправе развивать свои физические и интеллектуальные умения, находясь в общеобразовательном учреждении. А любое посягательство на ограничение или прекращение этих прав со стороны школьных учителей или других школьников всегда наказуемо согласно Кодексу об административных правонарушениях.

При нарушении прав школьника необходимо письменно оформить жалобу на имя директора школы. Если данная жалоба будет проигнорирована, обучающийся со своими родителями (законными представителями) может обратиться в департамент образования или в прокуратуру, а затем в суд.

Лайфхакер поговорил с учителями, учениками и родителями и выяснил, что их не устраивает в современной школе.

1. Общеобразовательность

Чему, как и в каком объёме учить детей, диктует Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Большинство разработанных на его основе программ сводятся к тому, что дети изучают сразу и гуманитарные, и точные, и естественные науки. Таким подходом недовольны как родители, так и дети.

На мой взгляд, было бы лучше, если после седьмого-восьмого класса учеников делили бы на группы: физмат, гуманитарий, хим-био, юриспруденция и так далее. Охватить весь материал по всем предметам крайне сложно, а так можно преуспеть в том, к чему у тебя предрасположенность. А страна впоследствии получит много высококлассных работников, в которых нуждается. Такой подход уже есть в некоторых школах, но не в моей.

2. Гонка за показателями

Рейтинги в системе образования всё популярнее. Их составляют как на муниципальных и региональных уровнях, так и в масштабах всей страны. Рейтинг школы зачастую становится решающим фактором для родителей при выборе образовательного учреждения.

Единых критериев оценки качества школы нет. Но обычно смотрят на результаты учащихся по ОГЭ и ЕГЭ (основной и единый государственные экзамены), участвуют ли дети в олимпиадах и спортивных соревнованиях и так далее.

В конкуренции нет ничего плохого. Но в погоне за рейтингом школьная администрация нередко забывает о своей главной миссии — учить.

Мне не нравится, что в школе никому не интересно твоё мнение. Сочинения пишутся по общепринятому шаблону. Если ты не согласен, тебе снизят оценку. Поэтому дети не задают лишних вопросов (зачем, если всё равно не ответят?) и не спорят. По крайней мере, по существу. Если только чтобы повыпендриваться.

3. Система аттестации

ЕГЭ в России скоро отпразднует десятилетний юбилей. Но система до сих пор не отработана. И дело даже не в сливах заданий в интернет и не во внезапных отличниках. Формат ЕГЭ идёт вразрез с текущей учебной деятельностью.

Нас с седьмого класса начали пугать ЕГЭ. Даже чтобы сдать базу, нужно изучать больше, чем дают на уроках. Разве госэкзамен не должен проверять то, чему научили в школе? Старшеклассники штудируют предметы, которые будут сдавать, в том числе с репетиторами, а остальные — лишь бы как-нибудь получить оценку.

В Минобрнауки любят подчёркивать, что КИМ ЕГЭ (контрольно-измерительные материалы, попросту задания) не являются тестами в чистом виде. Ведь там есть часть С. Задания открытого типа, где требуется развёрнутый ответ, по замыслу ФГОС, направлены на выявление творческого потенциала детей. Но практика показывает, что этого мало. Уже сейчас допуском к ЕГЭ по русскому языку является итоговое сочинение. В перспективе — введение предварительных письменных работ по всем предметам.

4. Бумажная волокита и постоянные проверки

Меня раздражают электронные журналы и дневники. Я не могу посмотреть оценку, пока не приду домой и не залезу в интернет. В нашей школе не озвучивают оценку после ответа ученика. И эти электронные оценки не дают потом исправлять.

Программы, календарно-тематические и поурочные планы, планы-графики, отчёты — это лишь часть бумажной работы, которая ложится на плечи обычного учителя-предметника. У классных руководителей и завучей волокиты ещё больше.

Мне бы хотелось детей учить, а по факту я постоянно должна заполнять какие-то бумажки, отчёты. Если вовремя не сдашь, премия в минус, хотя на качество обучения мною детей эти бумажки никак не влияют.

5. Зарплата учителей

По данным Росстата, средняя зарплата учителя в России составляет порядка 33 000 рублей. Но реальные суммы гораздо меньше.

Заработная плата учителей разнится от региона к региону и состоит из базовой части и стимулирующих выплат. К повышающим коэффициентам относится категория, почётное звание или учёная степень, стаж работы, ведение классного руководства, внеурочная работа и так далее. Также доплачивают за преподавание в селе или, к примеру, интернате для сирот.

Молодому специалисту без категории и стажа выжить на школьную зарплату практически нереально. Приходится подрабатывать репетиторством или взваливать на себя колоссальную нагрузку.

Чтобы получать достойную зарплату, учителя ведут всё, что только можно. У них не хватает времени, чтобы готовиться к урокам. В результате детям скучно, они отвлекаются, играют в телефоне, разговаривают, а материал урока переходит в раздутое домашнее задание.

Повышение заработной платы — вопрос не только престижа и уважения социума. Возведение профессии учителя в разряд высокооплачиваемых приведёт к тому, что педагогические вузы будут наполнены лучшими представителями молодёжи, а не теми, кого больше никуда не взяли.

6. Внеурочка

Официально школа сейчас не выполняет воспитательной функции — только образовательную. Поэтому многие учебные заведения даже не пытаются организовать досуг детей.

В нашей школе мне не нравится организация школьных мероприятий. Кроме учёбы дети должны проводить время с одноклассниками и учителями, делать какие-нибудь проекты, конкурсы. У нас этого нет. Разве не маразм — не пустить на торжественную часть вручения аттестатов или на юбилей школы учеников и сидеть в зале, полном учителей? Или, например, полный запрет на школьные дискотеки…

Другие учреждения образования стараются вовлечь учеников во внеурочную жизнь, но без системного подхода тоже получается плохо. Недовольны и учителя, и дети.

В целом ФГОСы мне нравятся. Думаю, они на самом деле более соответствуют современной жизни, чем традиционная система обучения. Не нравится обязательная внеурочная деятельность, из-за неё у некоторых детей вообще ни на что времени не хватает.

Меня убивает добровольно-принудительное посещение дополнительных занятий, кружков, классных часов. У меня свои секции, мне не нужны эти чаепития и концерты!

А какие недостатки системы школьного образования видите вы? Что не устраивает вас как родителя, учащегося или, быть может, педагога? Высказывайте конструктивную критику в комментариях.

Просмотры

1. Больше всего школьники хотели бы, чтобы отменили форму или хотя бы выделили несколько дней, когда можно прийти в джинсах. При этом ребята обещают, что буду выглядеть аккуратно и ходить в выглаженных и чистых рубашках.

2. Два классных руководителя на класс. Один может отвечать за успеваемость по предметам, а второй за творческую составляющую класса, за его досуг. Впрочем, ребята сами пока не понимают, зачем такой учитель нужен, но то, что без него не обойтись – это факт.

3. Музыкальные паузы на переменах. В свободное от учебы время дети хотят танцевать под любимые песни и веселиться. Почему бы не включить им музыку?

5. Перемены по 30 минут. Некоторые из ребят готовы проводить больше времени в школе, но если при этом перемены будут длиться по 30 минут (не все, но несколько). Они и поесть успеют, и обсудить очередную сплетню с друзьями, и сделать домашнюю работу (если по каким-то причинам пришли неподготовленными).

Кроме того, некоторые из опрошенных предложили сделать каждому шкафчик, где можно было бы хранить учебники, продлить изучение предметов музыки и ИЗО до 11 класса, создать зону для отдыха на улице (чтобы обязательно были лавочки, фонтан и деревья) и поставить диваны в классах.



Несмотря на не простую эпидемиологическую обстановку в стране и мире в целом, тысячи школ по всей стране распахнут свои двери для учеников.

В большинстве регионов России учебный год начнется в обычном режиме, но с соблюдением дополнительных мер безопасности. Перед открытием будет проведена генеральная уборка и дезинфекция с применением дезинфицирующих средств по вирусному режиму. Оборудование в классах и спортинвентарь ежедневно будут обрабатываться. На входах в здание школы, в санузлах, будут установлены антисептики и обеззараживающие лампы закрытого типа.

Во многих регионах России, в том числе и в Москве, сотрудники учебных заведений прошли бесплатное тестирование на COVID-19.


При организации учебного процесса главной задачей администрации школы является не допущение заноса и распространения новой коронавирусной инфекции в учебном заведении.

Чтобы добиться этого, первого сентября во многих учебных заведениях отменена традиционная торжественная линейка. Но многие школы приняли решение все же не оставлять без праздника первоклассников. Поскольку время начала дня у них будет свое, с другими учениками они контактировать в этот момент не будут, то для них возможно проведение праздника в локальном режиме.

Будут минимизированы контакты между детьми путем отхода от единого графика начала уроков, с установлением индивидуального начала работы для детей разных классов. Как правило, в первую очередь в школу будут приходить ученики младших классов, ведь до школы их провожают родители, многом из которых надо успеть еще и на работу.

У учеников разных классов будут отличаться время приема пищи и перемен, что снизит риск передачи и распространения коронавируса.

Каждая школа уже разработала алгоритмы и графики в соответствии со своими возможностями, количеством учащихся и прочих нюансов.

Чтобы не допустить скопления школьников возле зданий утром, многие школы откроют дополнительные входы с соблюдением дистанции между учениками и учителями не менее 1,5 метров.

Рекомендуется закрепить за каждым классом свой кабинет, чтобы дети не перемещались по школе. Исключения составят предметы, для которых нужно специальное оборудование, например, физика, химия, технология или физкультура.


В образовательных учреждениях должны быть в наличии маски и перчатки. Школьники могут использовать их по желанию, учителям же рекомендовано находиться в средствах защиты в кабинетах. Снять маску можно во время объяснения нового материала при соблюдении социальной дистанции. Вне класса - в коридорах, столовой, на лестницах педагоги должны быть в масках. Остальные сотрудники, включая административный персонал, пищеблок и охрану, будут носить средства защиты в обязательном порядке. Родители могут находиться на территории школы только в масках.

Дети с подтвержденным коронавирусом или контактировавшие с больными не будут допущены в школу и отправлены на карантин.

Противоэпидемические мероприятия в образовательном учреждении будут проведены в соответствии с предписанием Роспотребнадзора.

Читайте также: