Девушка пела в церковном хоре анализ кратко

Обновлено: 04.07.2024

Стихотворение “Девушка пела в церковном хоре”, как и другие произведения Блока, полностью соответствует устоям символизма. В то же время оно проникнуто горьким чувством утраты – это строки, посвященные революционным выступлениям и расстрелам. Краткий анализ “Девушка пела в церковном хоре” по плану, использованный на уроке литературы, поможет учащимся 11 класса лучше понять поэта и настроение его эпохи.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Девушка пела в церковном хоре.
История создания – стихотворение написано в 1905 году и тесно связано с кровавыми событиями – подавлением революционных восстаний в стране. Также на поэта повлияли и рассказы о Цусимском сражении, поскольку именно в это время завершилась поражением русско-японская война.

Тема стихотворения – вера в светлое будущее, воплощенная в молитве невинной девушке, и заведомая обреченность этой молитвы.

Композиция – двухчастная. В первой части Блок показывает надежду на светлое и чистое будущее, воплощенуню в образе чистой душой девушки. Вторая часть полностью ей противоположна: в ней поэт демонстрирует жестокость бренной жизни, которая стоит на крови и страданиях.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – дольник.

Эпитеты – “чужой край”, “белое платье”, “тихая заводь”.

Метафоры – “пел ее голос”, “корабли, ушедшие в море”, “платье пело в луче”.

Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, О всех, забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол, И луч сиял на белом плече, И каждый из мрака смотрел и слушал, Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет, Что в тихой заводи все корабли, Что на чужбине усталые люди Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок, И только высоко, у Царских Врат, Причастный Тайнам,- плакал ребенок О том, что никто не придет назад.

Филологический анализ стихотворения

И всем казалось, что радость будет, Что в тихой гавани все корабли, Что на чужбине усталые люди Светлую жизнь себе обрели.

История создания

Ранняя поэзия Блока проникнута революционными идеями и мятежным духом. Стихотворение “Девушка пела в церковном хоре”, написанное в 1905 году, исключением не стало. Оно основано на эмоциях, которые поэт испытывал в связи с кровавой расправой над революционно настроенными рабочими.

В то же время история создания этого произведения несколько сложнее: автор также завуалированно рассказывает о Цусимском сражении, в котором русская эскадра потерпела сокрушительное поражение. Будучи патриотом, Блок тяжело переживал не просто поражение флота, но и гибель огромного количества русских солдат.

Художественные приемы

В своей работе автор использовал разные тропы, которые позволили передать особую атмосферу стихотворения. Это лирическая работа, так как поэт делится личными чувствами и переживаниями. По его мнению, люди могли бы перестать вести бессмысленные столкновения, но они не хотят от этого отказываться.

Стихотворение “Девушка пела в церковном хоре…”, как и многие другие произведения Блока, нёсет в себе черты символизма. В то же время оно проникнуто горьким чувством утраты: это строки, посвящённые революционным событиям и расстрелу мирного выступления рабочих. Краткий анализ “Девушка пела в церковном хоре…”, использованный на уроке литературы, поможет учащимся 11 класса лучше понять строки поэта и настроение его эпохи.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Девушка пела в церковном хоре.

История создания – стихотворение написано в 1905 году и тесно связано с кровавыми событиями – подавлением революционных выступлений в стране. Также на поэта повлияли и события Цусимского сражения, поскольку именно в это время поражением России завершилась русско-японская война.

Тема стихотворения – вера в светлое будущее, воплощённая в молитве невинной девушки, и заведомая обречённость тех, за кого она молится.

Композиция – двухчастная. В первой части Блок показывает надежду на светлое будущее, воплощённую в образе чистой душой девушки. Вторая часть ей противоположна: в ней поэт демонстрирует жестокость реальной жизни, которая основана на страдании.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – дольник.

Эпитеты – “чужой край”, “белое платье”, “тихая заводь”.

Метафоры – “пел её голос”, “корабли, ушедшие в море”, “луч сиял”, “голос сладок”.

История создания

Для творчества Блока 1904–1907 гг. характерно обращение к теме “страшного мира”, столкновению идеального и реального, жёстокого. Стихотворение “Девушка пела в церковном хоре…”, написанное в 1905 году, исключением не стало. Оно основано на чувствах, которые поэт испытывал в связи с кровавой расправой над революционно настроенными рабочими.

В то же время история создания этого произведения несколько сложнее: автор также завуалированно рассказывает о Цусимском сражении, в котором русская эскадра потерпела поражение. Блок тяжело переживал разгром русского флота и гибель огромного количества русских солдат.

Основная тема стихотворения – столкновение мира идеального и реального, надежда и её тщетность. Первая выражается в образе невинной девушки, которая молится так искренне, что все, кто её слушает, начинают верить в благодать и в благополучный исход даже заведомо трагических ситуаций. Идею тщетности выражает младенец, который находится близко к Богу, так что ему точно известно, что кровавая жертва уже принесена и никто из тех, о ком молятся, назад не вернётся.

Композиция

Стихотворение легко разделить на две части, определив основную тематику и настроение каждой. Так, первая (три строфы) проникнута светом надежды. В ней изображена похожая на ангела девушка, поющая о надежде и мире. Искренность и чистота молящейся заставляют людей, находящихся в церкви, верить в лучшее.

Но в последней, четвёртой, строфе Блок указывает на тщетность их веры, завершая стихотворение словами “ никто не придёт назад “. Использованный им образ ребёнка – это такой же символ, как и образ прекрасной девушки. Дети – создания, наиболее близкие к Богу, так что его слезами как бы выражает сожаление сам Господь. Кроме того, для автора это ребёнок-пророк, который заранее плачет над печальным для России исходом войны и её тяжёлым будущим.

Это лирическое стихотворение, в котором поэт выражает собственные эмоции, связанные с жестокостью жизни и людей, что ведут бессмысленные войны, хотя могли бы быть свободными и жить в мире. Стихотворный размер – дольник.

Средства выразительности

Блок подчёркивает эмоциональное содержание с помощью таких выразительных средств, как:

  • Эпитеты – “чужой край”, “белое платье”, “тихая заводь”.
  • Метафоры – “пел её голос”, “корабли, ушедшие в море”, “луч сиял”, “голос сладок” .

Но автор использует и другие приёмы, например звукопись. Анафоры придают тексту благозвучие и повышают его эмоциональность, а многосоюзие только усиливает эмоциональное напряжение благодаря созданному эффекту нанизывания.

Нежный образ девушки, чья чистота неоднократно подчёркивается эпитетом “белый” , оставляет сильное впечатление.

Все средства выразительности работают на идею, выражая противоречивость мира, которую остро ощущал сам Блок: в мире есть светлая нежная надежда с одной стороны и безжалостность, жестокость – с другой.

Анализ Девушка пела в церковном хоре

Александр Блок

Девушка пела в церковном хоре

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол,

И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал,

Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой заводи все корабли,

Что на чужбине усталые люди

Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,

И только высоко, у царских врат,

Причастный тайнам, — плакал ребенок

О том, что никто не придет назад.

Краткий анализ произведения

  • История создания – стихотворение написано в 1905 году и тесно связано с кровавыми событиями – подавлением революционных выступлений в стране. Также на поэта повлияли и события Цусимского сражения, поскольку именно в это время поражением России завершилась русско-японская война.
  • Тема стихотворения – вера в светлое будущее, воплощённая в молитве невинной девушки, и заведомая обречённость тех, за кого она молится.
  • Композиция – двухчастная. В первой части Блок показывает надежду на светлое будущее, воплощённую в образе чистой душой девушки. Вторая часть ей противоположна: в ней поэт демонстрирует жестокость реальной жизни, которая основана на страдании.
  • Жанр – лирическое стихотворение.
  • Стихотворный размер – дольник.
  • Эпитеты – “чужой край”, “белое платье”, “тихая заводь”.
  • Метафоры – “пел её голос”, “корабли, ушедшие в море”, “луч сиял”, “голос сладок”.

Мне нравится 98

О каких кораблях идет речь в этом стихотворении? Речь идет о гибели русской эскадры в Цусимском сражении. Сражение это произошло 14–15 мая того же 1905 года, и это было незадолго до окончательного поражения России в Русско-японской войне.

Но как об этом пишет Блок? Стихотворение написано дольником , стихотвор­ным размером, который стал популярен в XX веке, в XIX веке мало кто рисковал к нему прибегать (можно его найти у Фета, например).

Дольник — это стихо­творный размер, в котором на один слог нарушено правильное чередование ударных и безударных слогов. И он создает совершенно особый, индивидуальный ритм.

Причем очень важно направление света — сверху, и это стремление вверх, к небу, к младенцу над Царскими вратами — это и есть молитвенное состояние, которое в этом стихотворении, безусловно, передается.

А в четных уже своя перекличка. И если в нечетных главное пространство — это даль и горизонт, то в четных это вертикаль и устремленность к небу. И это важно.

Таким образом, мы оказываемся перед вопросом, как реальный факт осмыслен у Блока в его поэзии — поэзии, которую совершенно основательно называют симвоистской. И дело не в том, что Блок как-то подписывал договор о своем участии в литературном направлении или литературном течении. Конечно, нет.

Для Блока символ — это всегда земной знак иного, неземного мира. И это всегда знак какой-то высокой ценности, которую мы на Земле можем только угадать — а можем и не угадать, не заметить.

Таким образом, для Блока символом может, в принципе, стать многое из того, что встречается нашему взору. Это может быть корабль как знак путешествия в незнакомую, в дальнюю страну. У него есть совершенно потрясающее стихотворение:

Ты помнишь? В нашей бухте сонной

Спала зеленая вода,

Когда кильватерной колонной

Вошли военные суда.

Символом может стать луч. Это понятно, это общий поэтический символ: свет и высота — так же, как символом может стать звезда. Символом может стать буря. Символом может стать снежная метель.

Все может стать символом — и все таким образом приобретает уже не только конкретный, а обобщенный, глубокий, историософский смысл (историософия — это философия истории).

Раскинулась необозримо

Уже кровавая заря,

Грозя Артуром и Цусимой,

Грозя Девятым января…

То есть 1905 год как предчувствие катастрофы — это кровавая заря, обеща­ющая 9 января, расстрел мирной демонстрации, обещающая Порт-Артур и Цусиму — крупнейшие поражения русской армии и русского флота в Русско-японской войне. И именно художник, поэт прозревает эту связь между конкретным фактом и его символическим значением.

Подробный анализ стихотворения

В молодости А. Блок придерживался самых передовых и революционных взглядов. Юношеский максимализм подогревался многочисленными движениями, которые заявляли о необходимости насильственного переворота.

Вместо торжества свободы и справедливости в стране воцарился хаос. Его идеальные представления столкнулись с потоками крови и невероятной жестокостью. Эти события серьезно поколебали прежние убеждения поэта. Он понял, что цена за мнимое счастье слишком высока.

История создания

Для творчества Блока 1904–1907 гг. характерно обращение к теме “страшного мира”, столкновению идеального и реального, жёстокого. Стихотворение “Девушка пела в церковном хоре…”, написанное в 1905 году, исключением не стало. Оно основано на чувствах, которые поэт испытывал в связи с кровавой расправой над революционно настроенными рабочими.

В то же время история создания этого произведения несколько сложнее: автор также завуалированно рассказывает о Цусимском сражении, в котором русская эскадра потерпела поражение. Блок тяжело переживал разгром русского флота и гибель огромного количества русских солдат.

Тема

Основная тема стихотворения – столкновение мира идеального и реального, надежда и её тщетность. Первая выражается в образе невинной девушки, которая молится так искренне, что все, кто её слушает, начинают верить в благодать и в благополучный исход даже заведомо трагических ситуаций.

Идею тщетности выражает младенец, который находится близко к Богу, так что ему точно известно, что кровавая жертва уже принесена и никто из тех, о ком молятся, назад не вернётся.

Композиция

Стихотворение легко разделить на две части, определив основную тематику и настроение каждой. Так, первая (три строфы) проникнута светом надежды. В ней изображена похожая на ангела девушка, поющая о надежде и мире. Искренность и чистота молящейся заставляют людей, находящихся в церкви, верить в лучшее.

Но в последней, четвёртой, строфе Блок указывает на тщетность их веры, завершая стихотворение словами “никто не придёт назад“. Использованный им образ ребёнка – это такой же символ, как и образ прекрасной девушки.

Дети – создания, наиболее близкие к Богу, так что его слезами как бы выражает сожаление сам Господь. Кроме того, для автора это ребёнок-пророк, который заранее плачет над печальным для России исходом войны и её тяжёлым будущим.

Жанр

Это лирическое стихотворение, в котором поэт выражает собственные эмоции, связанные с жестокостью жизни и людей, что ведут бессмысленные войны, хотя могли бы быть свободными и жить в мире. Стихотворный размер – дольник.

Средства выразительности

Блок подчёркивает эмоциональное содержание с помощью таких выразительных средств, как:

  • Эпитеты – “чужой край”, “белое платье”, “тихая заводь”.
  • Метафоры – “пел её голос”, “корабли, ушедшие в море”, “луч сиял”, “голос сладок”.

Но автор использует и другие приёмы, например, звукопись. Анафоры придают тексту благозвучие и повышают его эмоциональность, а многосоюзие только усиливает эмоциональное напряжение благодаря созданному эффекту нанизывания.

Нежный образ девушки, чья чистота неоднократно подчёркивается эпитетом “белый”, оставляет сильное впечатление.

Все средства выразительности работают на идею, выражая противоречивость мира, которую остро ощущал сам Блок: в мире есть светлая нежная надежда с одной стороны и безжалостность, жестокость – с другой.

Основная идея

Смысл его — показать приоритет человеческой жизни над глобальными процессами и идеями. Все это происходит для и ради людей, значит, именно они являются главной ценностью, которую нужно беречь. Это стихотворение является одним из самых печальных произведений автора.

Мне нравится 33

Сочинение о стихотворении Девушка пела в церковном хоре

В первых строках стихотворения так и происходит. Перед нами открывается образ прекрасной девушки, которая молится в церковном храме. Она одета в белое платье, на ее плече виднеется луч солнца. Она, словно ангел, спустилась с небес и проговаривает свою молитву за тех, кто ушел на войну.

Она молится, что есть силы и передает свою веру людям, находящимся рядом. Ведь практически все они погрузились в мрачный сон, который никак не закончится. В их душах погас огонек, ведь они отправили родных, дорогих людей на войну и с ужасом ждут вестей с фронта.

Именно эта прекрасная девушка позволяет каждому из присутствующих, хоть на мгновение, почувствовать дух надежды. Сам читатель наполняет душу светлыми чувствами о том, что все будет хорошо.

Но, А. Блок, в конце стихотворения, показывает нам суровую реальность жизни. Он пишет о том, что никто уже не вернется. Всех воинов тайно ожидает страдания и смерть. После таких строк на душе становится не по себе.

А. Блок пытается донести до читателя мысль о том, что всякое чувство имеет свою противоположность. В их числе и надежда, которая в один миг, окрыляет человека, а в другой, рушит все его возродившиеся мечты. Иногда надежда является абсолютно бессмысленной. Но, человек не должен отрекаться от нее и всегда идти к свету.

Александр Блок в своем творчестве придерживался традиций символизма, однако его ранние стихи носили ярко выраженные революционный и патриотический характер. Поэт вырос в интеллигентной семье с передовыми взглядами и с самого детства понимал, что мир устроен несправедливо.

Идея равенства людей стала заветной мечтой Блока, и с присущим юности максимализмом поэт культивировал ее в своих произведениях, еще не осознавая того простого факта, что смена власти – это смерть, страдания и боль десятков тысяч людей, ценой жизни которых и достигается революция.

Первое отрезвление пришло к поэту в 1905 году, когда по всей России прокатилась волна восстаний рабочих и крестьян, жестоких, кровавых и беспощадных. Именно тогда Александр Блок стал задаваться вопросом о том, стоит ли даже самая благая и здравая идея того, чтобы жертвовать ради нее человеческими жизнями.

Следует отметить, что летом 1905 года Россия была охвачена самой настоящей революционной агонией. Фактически назревала гражданская война, когда люди озверели уже настолько, что готовы были убивать своих соотечественников только за то, что те придерживаются иных политических взглядов.

В российских храмах непрерывно шли службы во спасение Отечества, и на одной из них, судя по всему, побывал Александр Блок.

За этими расплывчатыми и завуалированными определениями явно угадываются образы простых русских крестьян и рабочих, которые вынуждены отстаивать свои интересы с оружием в руках. О том, какое будущее ждет страну, в тот момент не знал никто.

Однако массовые митинги и демонстрации, которые нещадно подавлялись властью, вселяли в простых обывателей неподдельный ужас. Мир, такой привычный, обустроенный и надежный, готовы был рухнуть в одно мгновение, погребя под своими обломками тысячи ни в чем не повинных людей.

Именно после неудавшейся революции 1905 года, сопровождавшейся еврейскими погромами, во время которых погибли десятки тысяч человек, Александр Блок отказался от своих идей о смене власти насильственным путем.

Поэт хорошо представлял себе, во что выльется подобный переворот, и пытался предостеречь от него общество. Но эти литературные попытки не увенчались успехом, и тогда Блок полностью отказался от революционных стихов, посвятив себя символизму.



Стихотворение “Девушка пела в церковном хоре”, как и другие произведения Блока, полностью соответствует устоям символизма. В то же время оно проникнуто горьким чувством утраты – это строки, посвященные революционным выступлениям и расстрелам. Краткий анализ “Девушка пела в церковном хоре” по плану, использованный на уроке литературы, поможет учащимся 11 класса лучше понять поэта и настроение его эпохи.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Девушка пела в церковном хоре.
История создания – стихотворение написано в 1905 году и тесно связано с кровавыми событиями – подавлением революционных восстаний в стране. Также на поэта повлияли и рассказы о Цусимском сражении, поскольку именно в это время завершилась поражением русско-японская война.

Тема стихотворения – вера в светлое будущее, воплощенная в молитве невинной девушке, и заведомая обреченность этой молитвы.

Композиция – двухчастная. В первой части Блок показывает надежду на светлое и чистое будущее, воплощенуню в образе чистой душой девушки. Вторая часть полностью ей противоположна: в ней поэт демонстрирует жестокость бренной жизни, которая стоит на крови и страданиях.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – дольник.

Эпитеты – “чужой край”, “белое платье”, “тихая заводь”.

Метафоры – “пел ее голос”, “корабли, ушедшие в море”, “платье пело в луче”.

Александр Блок в своем творчестве придерживался традиций символизма, однако его ранние стихи носили ярко выраженные революционный и патриотический характер. Поэт вырос в интеллигентной семье с передовыми взглядами и с самого детства понимал, что мир устроен несправедливо. Идея равенства людей стала заветной мечтой Блока, и с присущим юности максимализмом поэт культивировал ее в своих произведениях, еще не осознавая того простого факта, что смена власти – это смерть, страдания и боль десятков тысяч людей, ценой жизни которых и достигается революция.

Следует отметить, что летом 1905 года Россия была охвачена самой настоящей революционной агонией. Фактически назревала гражданская война, когда люди озверели уже настолько, что готовы были убивать своих соотечественников только за то, что те придерживаются иных политических взглядов. В российских храмах непрерывно шли службы во спасение Отечества, и на одной из них, судя по всему, побывал Александр Блок.

Именно после неудавшейся революции 1905 года, сопровождавшейся еврейскими погромами, во время которых погибли десятки тысяч человек, Александр Блок отказался от своих идей о смене власти насильственным путем. Поэт хорошо представлял себе, во что выльется подобный переворот, и пытался предостеречь от него общество. Но эти литературные попытки не увенчались успехом, и тогда Блок полностью отказался от революционных стихов, посвятив себя символизму.

Блок А.А. в своем творческом процессе всегда сохранял устои символизма, впрочем его первые стихи несли в себе сильно демонстративный, мятежный, патриотичный, коммунистический, мятежный характер.

История создания

Ранняя поэзия Блока проникнута революционными идеями и мятежным духом. Стихотворение “Девушка пела в церковном хоре”, написанное в 1905 году, исключением не стало. Оно основано на эмоциях, которые поэт испытывал в связи с кровавой расправой над революционно настроенными рабочими.

В то же время история создания этого произведения несколько сложнее: автор также завуалированно рассказывает о Цусимском сражении, в котором русская эскадра потерпела сокрушительное поражение. Будучи патриотом, Блок тяжело переживал не просто поражение флота, но и гибель огромного количества русских солдат.

Композиция

Стих легко разделить на две части, определив основную тематику и настроение каждой. Так, первая проникнута светом надежды. В ней чувствуется противопоставление похожей на ангела девушки, поющей о надежде и мире, жестокой реальности с ее кровавыми и беспощадными событиями. Искренность и чистота певицы заставляют находящихся в церкви людей верить в лучшее.

Но уже во второй части Блок указывает на тщетность их веры, завершая стихотворение словами “никто не придет назад“. Использованный им образ ребенка – это такой же символ, как и прекрасная девушка. Дети – создания, наиболее близкие к Богу, так что его слезами как бы выражает сожаление сам Господь. Кроме того, для автора это ребенок-пророк, который заранее плачет над печальным для России исходом войны и ее тяжелым будущим.

Основная идея стихотворения – надежда и ее тщетность. Первая выражается в образе невинной девушки, которая молитва так искренне, что все, кто ее слушает, начинают верить в благодать и в благополучный исход даже заведомо трагических ситуаций. Идею тщетности выражает младенец, который находится близко к Богу, так что ему точно известно, что кровавая жертва уже принесена и никто из тех, о ком молятся, назад уже не вернется.

Средства выразительности

Блок подчеркивает эмоциональное содержание с помощью таких выразительных средств, как:

  • Эпитеты – “чужой край”, “белое платье”, “тихая заводь”.
  • Метафоры – “пел ее голос”, “корабли, ушедшие в море”, “платье пело в луче”.

Но он также использует и другие приемы, например, звукопись. Анафоры придают тексту благозвучие и повышают его эмоциональность, а многосоюзие только усиливает эмоциональное напряжение благодаря созданному им эффекту нанизывания.

Нежный образ девушки, чья чистота неоднократно подчеркивается эпитетом “белый”, оставляет сильное впечатление.

Все средства выразительности работают на идею, выражая противоречивость мира, которую остро ощущал сам Блок: в нем есть светлая нежная надежда с одной стороны и безжалостная жестокость – с другой.

Читайте также: