Какие правила гигиены труда необходимо соблюдать при работе в школьных мастерских

Обновлено: 02.07.2024

Для получения удовлетворения от предмета технология, экономного ис­пользования материалов, бережного обращения с оборудованием и предотвращения загрязнения окружающей среды, а также самое важное это предупреждение травматизма, необходимо знать требования безопасности во время работы, а также правила санитарии, личной гигиены и неуклонно их соблюдать.

ВложениеРазмер
ohrana_truda_na_uroke_tehnolog.docx 50.08 КБ

Предварительный просмотр:

ОХРАНА ТРУДА И ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ Л В ШКОЛЬНОЙ МАСТЕРСКОЙ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИЯ.

Для получения удовлетворения от предмета технология, экономного использования материалов, бережного обращения с оборудованием и предотвращения загрязнения окружающей среды, а также самое важное это предупреждение травматизма, необходимо знать требования безопасности во время работы, а также правила личной гигиены и санитарии и неуклонно их соблюдать.

Каждый человек должен знать правила личной гигиены, а которые закладываться ещё с раннего детства. Личная гигиена - это уход за своим телом и содержание его в чистоте. Включает соблюдение рационального суточного режима, уход за кожей и полостью рта, правильное питание, закаливание, физкультуру, отказ от вредных привычек.

Сохранение здоровья требует от каждого человека целенаправленного и постоянного труда. При этом необходимо уяснить, что о сохранении индивидуального здоровья человека никто, кроме него самого, в полной мере не позаботится.

Гигиена — это область медицины, изучающая влияние природной среды, быта и труда на организм человека с целью охраны его здоровья.

Правила личной гигиены определяются возрастом, полом, состоянием здоровья.

Человеческий организм приспособлен к ритмичной работе, человек встаёт и ложимся спать, занимается, трудится, ест и отдыхает приблизительно в одно и то же время, в нервной системе формируется динамический стереотип — система условнорефлекторных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой. Это повышает работоспособность человека, улучшает его самочувствие и способствует полноценному отдыху. Так как в течение дня работоспособность человека меняется, наиболее ответственную и напряженную работу, в том числе и спортивные тренировки, лучше планировать от 10 до 13 и от 16 до 20 ч, когда она наиболее высокая.

Учеба не только дает знания, умения, навыки, но и тренирует физические и умственные способности, совершенствует память, воображение, мышление, волю, чувства, готовит к труду.

Для любой работы, физической и умственной, характерны три периода.

Первый период — врабатывание, когда человек приступает к работе.

Второй — оптимальная работоспособность (адаптация), когда человек работает с полной отдачей сил.

Третий период — истощение: вследствие утомления происходит падение производительности труда. Важно сократить первый и третий периоды и возможно дольше продлить второй.

Поэтому в работу надо включаться постепенно. Советский физиолог А.А. Ухтомский заметил, что мы часто устаем не потому, что много работаем, а потому, что плохо работаем.

Самые трудные задания целесообразно выполнять во время оптимальной работоспособности. При переходе от одних занятий к другим следует делать небольшие перерывы, не более 5—10 мин. Более длительные перерывы нарушают состояние оптимальной работоспособности, а более короткие лишают человека полноценного отдыха.

С наступлением третьего периода (истощение) работу надо прекратить и отдохнуть. Различают отдых активный, связанный с переменой деятельности, прогулки на воздухе, игры, чтение художественной литературы, посещение кино, театра или музея, спорт и пассивный отдых в кресле, на диване, сон. Надо научиться правильно дозировать умственные и физические нагрузки, чередовать труд и отдых, рационально планировать свою работу.

Поскольку к концу учебной четверти и учебного года работоспособность обычно понижается, режим необходимо в это время выдерживать более строго.

Малоподвижный образ жизни приводит к значительным нарушениям физического развития ребёнка. Кроме того, необходимо следить за правильной осанкой ребенка не только в положении стоя, сидя, а также во время ходьбы, но и во время выполнения работы. В школьной мастерской надо следить за точностью рабочих движений, правильной рабочей позой при различных видах обработки древесины и металла, но и за правильным удержанием инструмента.

Во время уроков технологии важно тщательно соблюдать правила техники безопасности. При работе на станках с подвижными частями следует убрать под кепку или косынку волосы, застегнуть пуговицы, надеть предохранительные очки. Опилки не сбрасывать с верстака руками и не сдувать, а пользоваться специальной щеткой. Инструмент надо содержать в исправном состоянии. Это поможет избежать травм.

Предмет технология и мастерская для проведения является помещением повышенной травмоопасности. Исходя из этого, с детьми минимум два раза в год в начале первого и второго полугодия должны проводиться инструктажи по охране труда.

Во время таких занятий школьникам объясняется ряд правил:

1. Приходить на занятие в мастерской нужно за несколько минут до звонка. Заходить в мастерскую следует организованно, с разрешения учителя.

2. Нужно соблюдать порядок и чистоту на рабочем месте.

3. Следует осторожно и бережно обращаться с инструментами и материалами, использовать их только по назначению.

4. Нельзя включать электрические приборы и оборудование без разрешения учителя.

Перед началом работы в мастерской необходимо:

1. Одеть рабочую одежду (халат или куртку, берет) (рис. 1).

Рис. 1. Рабочая одежда учеников

2. Внимательно осмотреть рабочее место. Привести его в порядок, убрать все посторонние предметы.

3. Подобрать необходимый инструмент. Разместить его так, чтобы во время работы избегать лишних движений.

4. Проверить, чтобы все инструменты (напильники, отвертки, шила и т.п.) были оснащены ручками с металлическими кольцами, предотвращающими их раскалывание, и не имели трещин, заусенцев, косых и сбитых бойков, а боковые стороны – острых ребер. Столярные молотки, киянки должны быть надежно закреплены на ручках.

5. Проверить наличие необходимого инструмента и оборудования, а также устройств и средств индивидуальной защиты (защитных очков, рукавиц, защитных экранов и т.п.).

Во время работы в мастерской необходимо:

1. Пользоваться только исправным инструментом.

2. Содержать в чистоте и порядке рабочее место.

3. Для перенесения рабочего инструмента пользоваться укладками. Не переносить инструмент в карманах.

4. Следить, чтобы свет на рабочем месте падал с левой стороны или спереди.

5. Производя работы сидя, следует сидеть прямо, на всей поверхности стула, на расстоянии 10. 15 см от края верстака (рис. 2). Расстояние от глаз до изделия, которое изготавливается, должно быть 30. 35 см. Неправильная рабочая поза портит осанку, вызывает быструю утомляемость и вредит работе органов пищеварения.

Рис. 2. Удобная рабочая поза ученика

6. Не работать вблизи подвижных частей станочного оборудования и механизмов.

7. Проверять надежность закрепления обрабатываемой детали.

8. Не отвлекаться от работы, не мешать работать другим.

9. Соблюдать технологическую дисциплину при выполнении заданий. При этом беречь оборудование и инструменты от повреждений.

10. Строго соблюдать правила безопасного труда.

После окончания работы необходимо:

1. Убрать рабочее место.

2. Инструменты положить в отведенные для них места.

3. Сдать рабочее место дежурному.

4. Обо всех недостатках (неисправностях), обнаруженных в инструментах и оборудовании, сообщить учителю.

5. Сдать учителю на проверку готовые изделия (детали).

6. Вымыть руки. Привести свой внешний вид и одежду в порядок.

Все эти правила и обосновывающие их знания должны войти в сознание детей путем систематического внушения.

Порядок на рабочем месте – это необходимое условие для производительного и плодотворного труда. Для того чтобы приучить ребёнка к порядку и привить ему многие навыки требуется немало усилий и терпения и от родителей и педагогов, чтобы они в итоге стали привычками.

Успеха в воспитании здорового школьника, гораздо легче достичь, если имеется контакт школы и семьи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Программа УД "Охрана труда и техника безопасности"

Программа учебной дисциплины начального профессионального образованияна основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального образования "Охрана труда и техника б.

Охрана труда и техника безопасности работников и воспитанников в АЦДТ

Обучение по охране труда является одним из важнейших моментов в деле обеспечения безопасности и гигиены труда, предупреждения производственного травматизма и профессиональных.


Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04. Охрана труда и техника безопасности

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации, базовой подготовки.

Охрана труда и техника безопасности

В последнее время наблюдается увеличение в учреждениях и предприятиях количества несчастных случаев со взрослыми и детьми, получившими различную степень повреждения здоровья.


Правила внутреннего распорядка и общие правила безопасной работы в школьных мастерских


Презентация к уроку: Охрана труда и техника безопасности

Рассмотрены вопросы по обеспечению безопасности работников при эксплуатации ПЭВМ. .


Учебное пособие "Охрана труда и техника безопасности в сфере компьютерных технологий. Электробезопасность"

Трудовое обучение и воспитание школьников направлено на формирование у детей трудолюбия, определенных навыков, социально-ценных мотивов труда, нравственно-психологических качеств.



Основной формой трудового обучения в школе является урок труда. Число этих уроков определяется учебными планами. Предусматривается также общественно полезный труд. В учебных программах сельских школ наряду с техническим трудом (для мальчиков) и обслуживающими видами труда (для девочек) предусматривается раздел сельскохозяйственного труда.

Трудовое обучение в школе является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и осуществляется в зависимости от возраста. В младших классах (1-4-х) трудовые операции направлены на развитие тонкой координации движений и укрепление мелких мышц кисти (склеивание, лепка, вышивание). Это во многом помогает детям осваивать трудный для этого возраста навык письма. Для учащихся начальной школы, обладающих меньшими физическими возможностями, предусматриваются относительно простые операции с материалами, легко поддающимися обработке (бумага, ткань, картон, пластилин, проволока).

В возрасте 10-12 лет (5-7 классы) учащиеся получают общетрудовую политехническую подготовку. Мальчики приобретают навыки по обработке металла, дерева, знакомятся с основами электротехники, металловедения. Девочки обучаются шитью, домоводству. В этом возрасте они могут изготавливать некоторые несложные изделия для школы.

С 15 лет учащиеся могут применять инструменты для взрослых, так как к этому возрасту заканчиваются рост костей верхних конечностей и формирование кисти.

Используемые в трудовой деятельности оборудование, инструменты, рычаги управления, рабочая мебель по своим параметрам должны соответствовать требованиям с учетом роста и физического развития детей.

Учитель должен контролировать соблюдение учащимися правильной рабочей позы при выполнении определенных видов работ. Правильная рабочая поза обеспечивается в первую очередь соответствием высоты рабочего места росту учеников.

Столярные мастерские, где проводится работа с деревом, оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 45° к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева. Верстаки расставляются на расстоянии не менее 0,8 м в передне-заднем направлении.

В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков – не менее 1,0 м, двухместных – 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой высотой 0,65-0,7 м.

Сверлильные, точильные и другие станки устанавливают на специальном фундаменте, обеспечивают предохранительными сетками, стеклами и местным освещением. Верстаки должны соответствовать росту обучающихся и оснащаться подставками для ног.

На уроках труда учащимся приходится пользоваться чертежами, выполненными или установленными преподавателями на доске. Поэтому необходимо соблюдать определенные расстояния при расстановке оборудования. Так, расстояние от доски до первого ряда рабочих мест должно быть не менее 2,4 м, а от доски до последних рабочих мест – не более 8,6 м.

В мастерских оборудуются умывальные раковины с подводкой холодной и горячей воды, электрополотенцами или бумажными полотенцами, мылом.

Для кабинета домоводства необходимо предусмотреть наличие не менее двух помещений: для обучения навыкам приготовления пищи и для кройки и шитья.

В кабинете домоводства, используемого для обучения навыкам приготовления пищи, предусматривается установка двугнёздных моечных раковин с подводкой холодной и горячей воды со смесителем, не менее 2-х столов с гигиеническим покрытием, холодильника, электроплиты и шкафа для хранения посуды. Около моечных раковин должны быть предусмотрены разрешенные моечные средства для мытья столовой посуды.

Кабинет домоводства, используемый для кройки и шитья, оборудуется столами для черчения выкроек и раскроя, швейными машинами.

Швейные машины устанавливают вдоль окон для обеспечения левостороннего естественного освещения на рабочую поверхность швейной машинки или напротив окна для прямого (спереди) естественного освещения рабочей поверхности.

При наличии одного кабинета домоводства предусматривается отдельное место для размещения электроплиты, разделочных столов, мойки для посуды и умывальника.

Важным моментом является соблюдение режима проветриваний учебных помещений во время перемен. До начала занятий и после их окончаний необходимо проводить сквозное проветривание кабинета в отсутствие детей. Температура воздуха в мастерских должна составлять 17-20 0С, а относительная влажность воздуха – 40-60%.

В мастерских и кабинетах обслуживающего труда обязательно обеспечивается естественное освещение, а уровень искусственного освещения на рабочей поверхности должен составлять 300-500 лк.

Трудовое воспитание школьников может продолжаться и в период каникул. Так, ежегодно, во время каникул подростки могут и отдохнуть, и потрудиться в лагерях труда и отдыха.

Хотелось бы обратить внимание, что ни в школе, ни в лагере труда и отдыха не допускается привлекать детей и подростков к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, работе с растворами дезинфицирующих средств и другим аналогичным работам.

В местах организации трудовой деятельности детей и подростков – будь это в школе, в месте проведения производственной практики, либо в лагере труда и отдыха, в наличии обязательно должна быть аптечка для оказания первой медицинской помощи.

Учебные планы по трудовому обучению в школе будут выполнены, но, важно помнить, что основное воспитание, в том числе и приучение к труду, должно быть в семье. Дома ребенок тоже нуждается в соблюдении режима труда, правильной организации рабочего места и соблюдению требований безопасности при выполнении работ.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

I. Общие положения

Правила по технике безопасности и производственной санитарии для учебных и учебно-производственных мастерских являются обязательными для мастерских, в которых проводится трудовая подготовка учащихся.

Мастера и инструкторы обязаны обучать студентов правильному и безопасному обращению с находящимся в учебных мастерских оборудованием, безопасным методам выполнения работ и следить за соблюдением студентами мер безопасности. Ответственность за выполнение правил техники безопасности, производственной санитарии и за охрану жизни и здоровья студентов во время работы в учебно-производственных мастерских, несут директора колледжей и мастера , которые руководят этой работой, а при прохождении производственной практики на предприятиях, руководители и лица, под руководством которых осуществляется обучение производственной практике.

Режим работы учащихся в учебно-производственных мастерских, а также при прохождении ими практики на производстве должен регламентироваться учебными планами подготовки молодых рабочих, составляемыми в соответствии с действующим законодательством.

На учащихся распространяются все установленные законодательством правила о труде подростков, по технике безопасности и промышленной санитарии и по охране труда несовершеннолетних. Проведение обучения и работы учащихся в помещениях учебных и учебно-производственных мастерских, допускается при выполнении всех требований настоящих Правил.

Разрешение на проведение занятий в мастерских выдается перед началом учебного года директором колледжа и заведующего учебными мастерскими.

Требования к учебно-производственным мастерским

Помещения учебных мастерских должны быть светлыми, теплыми и сухими. Запрещается организация мастерских в подвальных и полуподвальных помещениях.

Полы производственных помещений (деревянные, цементные и др.) должны быть теплыми, гладкими, нескользкими, непылящими и удобными для очистки, а также удовлетворять эксплуатационным требованиям данного помещения. При наличии цементных полов рабочие места учащихся и преподавателей должны быть оборудованы деревянными решетками.

Все санитарно-бытовые помещения и их оборудование должны содержаться в исправности и чистоте.

Полы после каждого учебного занятия убираются влажным или другим способом, не допускающим пыления.

Учебно-производственные мастерские обеспечиваются необходимыми для оказания первой помощи медицинскими и перевязочными материалами (аптечка).

Учебно-производственные мастерские и вспомогательные помещения должны быть оборудованы вентиляцией и отоплением. Вентиляция может быть естественной, механической или смешанной и должна обеспечить воздухообмен, температуру и состояние воздушной среды, предусмотренные санитарными нормами.

Проведение учебных монтажных работ с использованием мягких припоев (в том числе и припоев, содержащих свинец: ПОС-40, ПОС-60) должно строго соответствовать "Основным требованиям к организации учебных работ, содержанию учебно-производственных помещений, организации рабочих мест учащихся и мерам индивидуальной профилактики при пайке мелких изделий сплавами, содержащими свинец" .

Вентиляционные устройства должны быть всегда исправными и находиться под постоянным наблюдением лиц, отвечающих за работу вентиляции.

Каждое рабочее место должно быть оборудовано сидениями которыми учащиеся могут пользоваться для отдыха и производства отдельных операций при выполнении основной работы.

Запрещается загромождение рабочих мест и проходов материалами, заготовками, деталями и отходами производства. Нахождение на рабочем месте предметов, не требующихся для выполнения работы, запрещается.

Руководители учебных заведений, заведующие мастерскими, мастера, инструкторы обязаны: а) обеспечить учащихся исправным инструментом; б) следить за тем, чтобы инструмент был правильно заточен; в) следить за правильным выполнением трудовых приемов.

Инструмент должен находиться в специальных инструментальных ящиках, шкафах, столиках у оборудования, а в тех случаях, где это предусмотрено. Учащиеся, допускаемые к ремонту и затачиванию инструмента, должны быть предварительно проинструктированы. Первоначальные работы проводятся под наблюдением мастера. При работах зубилом для защиты глаз учащегося от отлетающих осколков должны применяться защитные очки. Мастера, обязаны следить за их обязательным применением.

Индивидуальные защитные приспособления

Учащиеся во время прохождения трудового обучения или производственной практики, а также мастера должны быть обеспечены исправной и доброкачественной спецодеждой, предохранительными приспособлениями согласно действующим для данного вида производства нормам.

Учебно-производственные мастерские должны быть полностью обеспечены противопожарным инвентарем, пенными и углекислотными огнетушителями, сигналами и прочим оборудованием. Электронагревательные приборы должны устанавливаться в специально отведенных помещениях.

Учебные мастерские для обучения учащихся по профессиям, связанным с выполнением работ по пайке сплавами, содержащими свинец, должны иметь специализированные рабочие места, оборудованные всем необходимым для выполнения этих работ.

Инструктирование учащихся по технике безопасности

Все мастера, инструкторы должны знать правила, положения и инструкции по технике безопасности и промышленной санитарии которым обучаются учащиеся как в учебных мастерских, так и на предприятиях.

Поручая какую-либо работу учащемуся, мастер, помимо ознакомления учащегося с технологией процесса, устройством машин, станка и другими условиями работы обязан проинструктировать о мерах безопасности при данной работе, рассказать о назначении предохраняющих устройств оборудования, безопасных методах работы, подготовке и уборке рабочего места, правилах личной гигиены. Эти знания периодически проверяются, закрепляются.

Ни один учащийся не может быть допущен к практической работе, а также к самостоятельной работе и обслуживанию любого оборудования без соответствующего обучения работе на станке, должной проверки знаний по технике безопасности в пределах учебной программы, правил и инструкций по технике безопасности, относящихся к его специальности.

Проведение инструктажа учащихся по технике безопасности должно быть соответственно оформлено в журнале, а на предприятии - в журнале инструктажа по технике безопасности.

На производственных участках, в учебных мастерских должны быть вывешены соответствующие плакаты по технике безопасности, предупредительные надписи и инструкции по технике безопасности.

Уроки труда сопряжены с повышенным риском травмирования школьников, особенно если речь идет о работе с дерево- и металлообрабатывающими инструментами. Именно поэтому учителю крайне важно держать на постоянном контроле поведение своих подопечных, не допускать неадекватного и опасного поведения, контролировать работоспособность и безопасность школьного инвентаря. Каждый школьник, перед тем как приступить к выполнению учебных заданий, должен быть ознакомлен с техникой безопасной работы с инструментами.

Техника безопасности на уроках труда в мастерской описывает базовую модель поведения ученика, которая поможет свести к минимуму потенциальные риски.

Общие правила техники безопасности на уроках труда

  • Приступать к обучению и работе с инструментами могут только школьники, которые ознакомились с правилами техники безопасности на уроке труда;
  • Брать инструменты, использовать их, а также пользоваться станками можно только с разрешения учителя;
  • Приступая к уроку труда, школьник должен предварительно надеть все необходимые для каждого конкретного случая средства защиты (халат, головной убор, рукавицы, защитные очки и т.д.);
  • Запрещено выполнять задания сломанным или поврежденным инвентарём;
  • Рабочее место надо держать в чистоте, инструменты класть на место, мусор вовремя убирать;
  • На уроках труда запрещено использовать любой инвентарь не по прямому назначению, запрещено направлять острые части на других школьников или бросать инструменты;
  • Инструменты всегда надо держать так, чтобы самая опасная часть (острая) была направлена от себя;
  • В случае получения травмы немедленно прекратить работу и сообщить об этом учителю;
  • По окончанию урока сдать весь инструмент, спецодежду и средства защиты и привести в порядок рабочие места;
  • После урока труда необходимо тщательно вымыть руки с мылом и умыться.

Инструкция по технике безопасности на уроках труда

Каждый школьник на уроке труда должен неукоснительно соблюдать технику безопасности, а учитель контролировать её выполнение.

Технике безопасности на уроке труда при ручной обработке металла и древесины

  • Перед началом обработки материала нужно правильно надеть спецодежду и средства защиты. Особенно важна безопасность и защита глаз, при выполнении рубки металла всегда надевай защитные очки;
  • Перед тем как приступить к уроку надо проверить полное наличие необходимого инвентаря и удостовериться, что инструменты находятся в безопасном работоспособном состоянии. Их рукоятки должны быть без трещин, и плотно прилегать к основанию;
  • На верстаке все инструменты должны быть положены в указанном учителем порядке и в строго отведенных для этого местах. Ничего лишнего на верстаке быть не должно;
  • Весь обрабатываемый материал должен быть надежно закреплен в соответствующих зажимах (тиски, струбцины и т.д.);
  • При обработке материалов необходимо всегда использовать установленные упорные и подкладные приспособления;
  • Если во время выполнения учебного задания был повреждён или сломан инструмент, то работу надо прекратить, а его заменить у учителя;
  • В процессе обработки и соединения материалов необходимо соблюдать особую осторожность при работе с ударным, режущим инвентарём, клеем, острыми краями металла;
  • Запрещено использовать палец в качестве упора при начальном запиле дерева;
  • При пилении материала надо всегда следить за степенью натяжения полотна лучковой пилы. Не проверяй остроту режущей части пальцами, ты можешь порезаться;
  • При обработке материала напильником, пальцы должны быть на его поверхности, при резке металла придерживай отрезаемую часть рукой защищенной рукавицей или перчаткой;
  • Нельзя сдувать стружку ртом или смахивать её рукой, используй для этого специальный инвентарь.
  • Перед выполнением заданий необходимо соблюсти технику безопасности и надеть спецодежду и средства защиты;
  • Запрещено работать на станках при отсутствующем или поврежденном ограждении, а также, если детали закреплены непрочно в соответствующих пазах;
  • Нельзя выполнять действия на станке при неисправном или затупленном режущем или сверлящем инструменте;
  • Запрещено останавливать движущиеся части станка руками, менять или поправлять сверла, резцы или приводной ремень на включенном оборудовании;
  • Запрещено сильно наклоняться к станку, передавать через работающий станок предметы, измерять или трогать детали при работающем устройстве, класть на него посторонние предметы, ловить рукой отрезаемую деталь, отходить от включенного оборудования, смазывать или охлаждать сверла и резцы тряпкой;
  • Категорически запрещено работать на станке с неисправным электрооборудованием или отсутствием заземления. При возникновении во время работы признаков неисправности (запах дыма, искры электропроводки, сбои двигателя и т.д.) немедленно отключить станок и сообщить учителю;
  • Перед работой на уроке труда по правилам техники безопасности необходимо проверить работоспособность оборудования на холостом ходу;
  • Резец или сверло всегда надо подводить плавно, не делая резких движений или рывков, особенно быть внимательным при выходе сверла из материала;
  • Перед работой с деревообрабатывающим станком необходимо убедиться, что деревянные заготовки не имеют трещин или значительных дефектов;
  • При выполнении задания на уроке труда на токарном станке не допускай значительного увеличения сечения стружки, подводи резец плавно и не спеша;
  • Перед остановкой металло- или деревообрабатывающего оборудования всегда предварительно отводи сверло или резец от детали;
  • Запрещено сдувать со станка стружку ртом или смахивать рукой.

Технике безопасности на уроке труда при обработке металла и древесины на станках

  • Перед выполнением заданий необходимо соблюсти технику безопасности и надеть спецодежду и средства защиты;
  • Запрещено работать на станках при отсутствующем или поврежденном ограждении, а также, если детали закреплены непрочно в соответствующих пазах;
  • Нельзя выполнять действия на станке при неисправном или затупленном режущем или сверлящем инструменте;
  • Запрещено останавливать движущиеся части станка руками, менять или поправлять сверла, резцы или приводной ремень на включенном оборудовании;
  • Запрещено сильно наклоняться к станку, передавать через работающий станок предметы, измерять или трогать детали при работающем устройстве, класть на него посторонние предметы, ловить рукой отрезаемую деталь, отходить от включенного оборудования, смазывать или охлаждать сверла и резцы тряпкой;
  • Категорически запрещено работать на станке с неисправным электрооборудованием или отсутствием заземления. При возникновении во время работы признаков неисправности (запах дыма, искры электропроводки, сбои двигателя и т.д.) немедленно отключить станок и сообщить учителю;
  • Перед работой на уроке труда по правилам техники безопасности необходимо проверить работоспособность оборудования на холостом ходу;
  • Резец или сверло всегда надо подводить плавно, не делая резких движений или рывков, особенно быть внимательным при выходе сверла из материала;
  • Перед работой с деревообрабатывающим станком необходимо убедиться, что деревянные заготовки не имеют трещин или значительных дефектов;
  • При выполнении задания на уроке труда на токарном станке не допускай значительного увеличения сечения стружки, подводи резец плавно и не спеша;
  • Перед остановкой металло- или деревообрабатывающего оборудования всегда предварительно отводи сверло или резец от детали;
  • Запрещено сдувать со станка стружку ртом или смахивать рукой.

Техника безопасности поможет в значительной мере минимизировать вероятность травм на уроках труда. Но в первую очередь безопасность зависит от сознательности каждого отдельно взятого ученика. Задача учителя донести школьникам важность правил техники безопасности.

Техника безопасности и санитарно-гигиенические требования в школьных мастерских.

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Цели урока: Образовательные: • Ознакомить учащихся с содержанием инструкций по охране труда, правилами поведения в мастерской; • Сформировать у учащихся навыки соблюдения правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований; • Сформировать у учащихся навыки по организации рабочего места в соответствии с индивидуальными особенностями. Развивающие: • Развивать умение анализировать, делать выводы; • Развивать умение работать самостоятельно. Воспитательные: • воспи¬тывать у учащихся чувство ответственности; • прививать на¬выки по сохранению собственного здоровья и здоровья окружающих; • прививать навыки культуры труда и аккуратности.Вы мастерите нечто, рукоделием заняв себя, из-под рук выпуская созданное творение. Вы даровали жизнь! И будь то картина, салфетка, кружево или любое иное изделие, плод вашего труда уже начинает самостоятельное движение по жизни. Вы уже не просто труженик, вы - создатель нового, мастер своего дела! Мастера России всегда удивляли мир своими творениями!

Читайте также: