Какие потребности во взаимодействии удовлетворяет школа

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Кабисова Светлана Шаликоевна

Зам.директора по воспитательной работе

МБОУ СОШ с. Виноградное

Доклад на тему:

Считанные дни остаются до 1 сентября – дня, когда прозвенит первый в новом учебном году школьный звонок. Для каждого из нас он станет точкой отсчета нового этапа, обогатит опытом, принесет радости, и, наверное, не обойдется без трудностей. Ш кола была и есть основа основ, где закладывается будущее не только детей, но и нашей страны. Вдвойне актуально это в наше время.

Система образования нашей республики неизменно находится в центре внимания, и мы с удовлетворением отмечаем, что ее стратегия и тактика не выпадают из общего контекста, а находятся в тесной связи с федеральной концепцией развития. Мне приятно отметить, что свою лепту в общие показатели системы образования РСО-А вносит и наш Моздокский район.

Образование перестает быть просто социальной сферой. Сегодня образование – это инвестиции в будущее. Вот почему его модернизация, как не должна и не может реализовываться как ведомственный проект. Это общенациональная задача, в решении которой должно участвовать не только государство, но и все общество.

Качество образования – это в первую очередь степень соответствия системы образования потребностям детей и их семей, общества, государства. Потребности всех этих трёх групп одинаково важны, и нельзя реализовать одни, не учитывая других.

Достоверное знание динамики запросов личности, общества и государства создаст возможность для разработки эффективной системы их согласования, без которой Стандарт рискует оказаться изолированным от нужд субъектов образовательного процесса.

Анализ потребностей всех субъектов образовательного процесса является неотъемлемой его частью, социальные запросы непосредственным или опосредованным образом влияют на его функционирование.

Рассмотрим потребности участников образовательного процесса в системе:

Потребности семей (родителей как представителей детей).

- Индикаторы качества образования как основа потребностного запроса родителей . ( Родители чрезвычайно заинтересованы в качестве образования, получаемого их детьми, но они, как правило, весьма плохо подготовлены к обучению детей в школе, что является основной проблемой для учителей и причиной конфликтов. Также родители признают приоритет знаний над оценками).

- Потребностные запросы, актуализированные в действиях родителей учащихся при выборе школы. Процесс выбора школы выявляет существенную разницу в актуализации потребностных запросов жителей городов и сел: первые настроены на получение возможно более качественного образования, тогда как вторые чаще ориентируются на прохождение через систему образования с минимальными потерями.

- Воспитательная функция школы : запросы и ожидания. Б ольшинство родителей склонны делегировать воспитательные функции школе, причем не абстрактной идеальной школе, а конкретной школе, в которой учатся их дети.

2. Выражение потребностей общества в образовании.

Как показывают исследования, на сегодняшний день выражение собственно общественных потребностей в образовании находится на стадии формирования вместе со становлением институтов гражданского общества: советов образовательных учреждений, общественных организаций, фондов, попечительских советов.

Чем более плотным является их взаимодействие с органами власти, семьями, школьными администрациями, тем более определены и внятно очерчены потребности общества.

Зачастую органы управления выступают в роли посредников, регулирующих запросы общественных групп, семей и образовательных институтов, но каким бы ни было содержание потребностного запроса, вероятность его удовлетворения напрямую зависит от позиции выражающего его субъекта и сложившейся ситуации.

3. Государственные аспекты потребностей в образовании

Запросы государства выражены в принятых программных документах (от посланий президента до конкретных административных решений). Выразителями же государственных потребностей на региональном уровне являются региональные и муниципальные органы управления образованием. Эти субъекты образовательного процесса транслируют государственные нормативно-регулирующие положения в области образования в региональной (муниципальной) системе образования.

Следует признать, что разрыв между образованием и потребностями государства, общества и личности не сокращается, а увеличивается. Причины нарастающей рассогласованности заключаются в том, что в сложном дифференцированном обществе не может быть полного единообразия интересов в отношении образования.

Для успешного удовлетворения потребностей в образовании необходимо существование эффективных форм согласования потребностей во всех сегментах образовательного пространства.

Расширять условия, формы взаимодействия субъектов образовательного процесса (советы, собрания, семинары, мастер-классы, просветительские мероприятия, лекции, дискуссии, диспуты, выступления в СМИ, обмен опытом, проведение социологических, психолого-педагогических исследований, мониторинг), открыто обсуждать формирующиеся потребности, ожидаемые результаты и возможные риски.

Таким образом, образовательные потребности, со всеми их индивидуальными, общественными и государственными аспектами, являются социальными потребностями.

На августовской конференции работников образования нашей республики проходившей 22 августа министр образования и науки РФ Ливанов Дмитрий Викторович в своем докладе обратил внимание и на проблему оказания образовательных услуг. В частности, министр отметил, что в новом законе об образовании оговаривается, что при финансировании будет учитываться набор образовательных услуг, которые оказывает учреждение, независимо от его типа и специфики.

Школа – сущность разумная, поэтому её заинтересованность в учёте потребностей семьи, общества - очевидна. У различных семей, детей потребности очень разные, кто-то хочет стать литератором, а кто-то - врачом, кому-то интересен спорт, а кому-то – работа в мастерских художника, кто-то хочет, чтобы его ребенок попал в класс к конкретной учительнице… Речь идёт о многомерном спектре образовательных интересов, которому должен соответствовать не менее многомерный комплекс предоставляемых образовательных предложений, услуг. Здесь тоже возникают некоторые затруднения. Например, в сельской местности говорить о многомерных комплексах предложений довольно сложно, хотя такие попытки необходимо делать, находить оптимальные способы решения данной проблемы, работать с семьями, общественностью.

Важным аспектом рассматриваемого нами вопроса является готовность субъекта образования стать потребителем образовательных услуг.

В целях наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей обучающихся и их родителей, населения в школах Моздокского района предоставляются различные виды дополнительных образовательных услуг.

На примере нашей школы могу сказать, что предоставляются следующие бесплатные образовательные услуги

- обучение по программам следующих направленностей: техническое, физкультурно-спортивное, художественное;

- подготовка к ЕГЭ в группах и индивидуально по предметам;

- несмотря на небольшую численность учащихся нашей школы на третьей ступени, мы смогли организовать обучение по трем профилям химико – биологический, физико-математический и социально – гуманитарный, перечень которых был определен с учетом пожеланий учащихся и их родителей;

-развивающие услуги через кружки, секции, студии;

- оздоровительные мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья обучающихся (комплекс оздоровительных услуг, создание различных секций, групп по укреплению здоровья: гимнастики, аэробики, ритмики, различных спортивных игр, общефизической подготовки и т.д.).

В соответствии с интересами населения нашего района возможно предоставление и таких услуг:

- информационно-методические услуги (семинары, лектории, творческие мастерские);

- психологические и логопедические услуги;

- услуги по оказанию консультационной помощи при работе в Интернете (навигация по Интернету, поиск и получение информации с сайтов, услуги электронной почты, дистанционное образование), по вопросам эксплуатации современных информационно-коммуникативных технических средств и программного обеспечения;

- оказание услуг по организации досуга (дискотеки, клубы и группы по

интересам, творческие мастерские, театры, концертная деятельность, организация экскурсий, туристических походов, спортивно-зрелищных мероприятий, выдача напрокат культинвентаря и спортинвентаря).

Конечно же, не все вопросы решены, мы далеки от таких иллюзий. К примеру, далеко неоднозначную реакцию, как педагогов, так и родителей вызвал новый образовательный стандарт, продолжается полемика вокруг единого государственного экзамена.

Еще одну сложность я как психолог вижу и в том, что меняется сейчас сама ученическая, семейная среда, ценности, интересы, мировоззренческие взгляды. Проблемы духовно-нравственного воспитания, с которыми мы сталкиваемся в своей каждодневной практике, в работе не только с учащимися, но и их родителями (особенно с детьми и родителями из неблагополучных семей и группы риска).

Нам, как педагогам, родительскому сообществу, общественности есть еще над чем работать, чтобы достичь единства взглядов на пути развития современной школы, обеспечить взаимодействие государственного, школьного и семейного образования и воспитания наших детей.

Абрахам Маслоу – американский психолог, один из основателей гуманистического направления в психологии, в 20м веке президент Американской психиатрической ассоциации, изучил потребности и выстроил их в пирамиду.

Надо сразу отметить, что если один из начальных пунктов потребностей не будет удовлетворен, человек будет испытывать фрустрацию, что приведет его к поиску удовлетворения данной потребности, но чаще всего, как правило, более высшие потребности остаются неудовлетворенными.

  1. Физиологические потребности - удовлетворение базовых потребностей в школе и на уроке. Организация питания, работающие туалеты.
  2. Потребность в безопасности - удовлетворение этой потребности, является одной из важнейших задач на сегодня. Так как, к сожалению, случаи жестокого обращения с детьми дома, в школе, физическое и психологическое насилие, буллинг со стороны сверстников. Все это приводит к сильнейшей травматизации и подавлению желания учиться. Так как появляется сильнейшая потребность в поиске способов для выживания как физического, так и психологического. В связи с необходимостью в удовлетворении этой потребности я призываю к остановке тирании и буллинга! Также в эту группу входит такие задачи, как избавиться от страха и неудач. А это означает, во-первых это возможно, а во вторых это необходимо для дальнейшего роста личности. Учитель может стимулировать и создавать такие гибкие системы в обучении, где каждый ученик сможет добывать для себя успешность. Потребность в принадлежности и любви - принадлежность к социуму . Каждому человеку важно быть включенным в какую-либо социальную группу. Школа, класс. Этому помогают коллективные игры, сборы. Уроки по адаптации и сплочению коллектива. Это одна из главных задач так называемых субкультур. Если в этой субкультуре не пропагандируется не здоровый образ жизни. То я полагаю, что необходимо развивать их и поддерживать. Так как для некоторых детей это единственный способ быть принятым и значимым. (субкультура рэпа и хип хопа, танцевальная среда, анимэ, скейтеры, граффитисты и т.д.). К сожалению, наше общество не всегда идет верно в этом направлении и известны случаи когда возможность быть признанным и быть в социальной группе запрещается по причинам якобы аморальным и несоответствующим российским, христианским, российским традициям. В этой связи я бы хотел призвать Вас к без оценочному суждению и более широкому взгляду на некоторые вещи.
  3. Потребность в уважении . В эту группу входят такие понятия как компетентность, успех, одобрение, признание. Я думаю о том, что каждый человек индивидуален и если дать возможность раскрыться этой индивидуальности, то тогда окажется что каждый из нас компетентен в своей области, так как никто другой, поэтому важно давать признание и поддержку любых успехов человека.
  4. Познавательные потребности . Как Вы видите, что эта потребность существует и при удовлетворении предыдущих потребностей, эта возникает сама собой. Отсюда происходит стремление человека к познанию и к пониманию. Именно эта потребность заставляет нас расти в компетентности, науке, образовании. Не стоит давить на человека и заставлять его учиться, стоит задуматься, какая из предыдущих потребностей может быть неудовлетворенна, если у человека нет тяги к знаниям.
  5. Эстетические потребности . Гармония, порядок, красота. Это естественная потребность человека, желающего быть в гармонии с миром, окружать себя красивыми вещами, видеть и наслаждаться упорядоченностью и естественным ходом вещей.
  6. Самоактуализация. Реализация своих целей, способностей, развитие своей собственной личности. Духовный рост, духовное самосовершенствование, личностное углубление и формирование своего мироощущение и миропонимания.

При удовлетворении этих потребностей мы можем говорить о возникновении здоровой личности. Однако стоит сказать, что искусственное удовлетворение их (мамами, бабушками, папами, учителями) в каком то возрасте полезно, однако затем ведет к инфантилизмами человека. Поэтому, необходима не только помощь в их удовлетворении, но и научение как самостоятельно делать это.

Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на “хороших” и “плохих”, “умных” и “глупых”. Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в его силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация разработки. "Моя "пирамида" качества образования"

Презентация. "Моя "пирамида" качества образования".


Разработка. "Моя "пирамида" качества образования"

Методическая разработка. "Моя "пирамида" качества образования".


Презентация демонстрирует материал, который дети изучают на занятиях курса дополнительного образования "Компьютерная графика", творческие работы учащихся.


Целостность и взаимосвязь общего и дополнительного образования в условиях перехода на новые образовательные стандарты.

Целостность и взаимосвязь общего и дополнительного образования в условиях перехода на новые образовательные стандарты. «…дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая с.


Образовательная программа дополнительного образования детей Пирамида

Математика, давно став языком науки и техники, в настоящее время все шире проникает в повседневную жизнь и обиходный язык. Компьютеризаци.


Аспекты инклюзивного образования как реализации права детей с особыми образовательными потребностями на образование

Данная работа представляет интерес для учителей и логопедов, осуществляющих инклюзивное образование детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях. Работа дает представление об инклюзии как.


Особенности педагогического взаимодействия с детьми с особыми образовательными потребностями в учреждении дополнительного образования.

Дети особыми образовательными потребностями. Особенности реализации дополнительной образовательной программы.Понятие "особые образовательные потребности".Принцыпы специального образования.Со.

- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

2.3. Задачи, стоящие перед Школой при реализации основных общеобразовательных программ общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья:

· формирование приемов самостоятельной деятельности, адекватной современному уровню развития общества и доступной детям данной категории;

· коррекция отклонений в развитии обучающихся средствами воспитания, образования и первоначальной трудовой подготовки, а также социально-психологическая реабилитация для последующей интеграции в общество.

2.4. Задачи дополнительного образования детей:

· обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;

· адаптация их к жизни в обществе;

· формирование общей культуры;

· организация содержательного досуга;

· формирования здорового образа жизни;

· удовлетворение потребности обучающихся в занятиях физической культурой и спортом;

· развитие индивидуальных интересов детей в процессе сотворчества обучающегося и педагога, а также самостоятельного творчества ребенка;

· социализация и психолого-педагогическая реабилитация детей инвалидов, оказание им помощи.

2.5. Предметом деятельности Школы является:

- реализация основных общеобразовательных программ и дополнительных образовательных программ;

- профориентационная работа по подготовке выпускников к поступлению в образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования;

- создание условий для личного развития, профессионального самоопределения обучающихся, наиболее полного удовлетворения их потребностей и интересов;

- организация содержательного досуга обучающихся;

- организация индивидуальной работы с обучающимися.

Потребности ученика, удовлетворяемые с помощью школы:
1. Овладение необходимыми для самостоятельной жизни начальными знаниями
2. Формирование необходимых навыков
3.Воспитание
4. Социализация
5. Удовлетворение интереса к науки
6. Повышение кругозора и общей эрудиции
7. Поиск друзей, контактов для общения
8. Совершенствование личности.

Как часто на уроках учителя сталкиваются с тем, что кто-то из учеников пытается привлечь к себе внимание класса и учителя. Некоторые педагоги относятся к подобному крайне негативно и наказывают за нежелательное поведение, другие стараются скорректировать поведение ученика, позитивно реагируя только на правильные поступки. Однако не всегда педагоги задумываются о причинах подобного поведения. Почему ученики отчаянно ищут внимания, “Тихие яблони” расскажут сегодня.


Для начала несколько слов о пирамиде потребностей Маслоу. Теория потребностей была подробно изложена в книге американского психолога Абрахама Маслоу “Мотивация и личность” в 1954 году. Психолог распределил потребности по мере убывания важности так:

  • Физиологические потребности: утоление голода, жажды, сон, кров и т.д.
  • Потребность в безопасности: личная безопасность, здоровье, стабильность.
  • Потребность в принадлежности: любовь, дружба, общение.
  • Потребность в признании: уважение окружающих,одобрение, самооценка .
  • Потребность в самовыражении: совершенствование, персональное развитие.

На первых четырех ступенях человек не чувствует ничего, если данные потребности закрыты, но ощущает сильную тревожность, если это не так. Такие потребности Маслоу определил как потребности дефицита. Когда человек лишен возможности удовлетворить любую из потребностей первых четырех ступеней, он испытывает фрустрацию, что имеет негативный эффект.

Верхнюю ступень занимает потребность в самоактуализации. Это единственный мотиватор, триггером которого выступают не негативные, а позитивные эмоции. Если потребности первых четырех ступеней закрыты, человек тратит энергию не на тревожность, а на действия, направленные на саморазвитие.

Все виды потребностей так или иначе могут быть связаны с обучением .

Например, от самых важных физиологических потребностей будет зависеть то, насколько хорошо ученик готов к урокам. Голодный и сонный школьник не покажет высоких академических результатов, ведь его мозг и тело просто не способны функционировать эффективно.

Потребности в безопасности проявляется во многих вещах: это и защита от огня и воды, физическая безопасность, закон и порядок, стабильность, свобода от страха. Человеку нужна определенная предсказуемость, контроль над своей жизнью, эмоциональная безопасность, социальная стабильность. Семья и школа — два главных института, обеспечивающих все это ребенку. Если обучение не является последовательным, предсказуемым и рутинным процессом, у обучающихся может возникнуть чувство неудовлетворения. Например, когда школам пришлось в срочном порядке перейти с очного обучения на дистанционное, это существенно отразилось на комфорте обучающихся, который давал устоявшийся школьный режим. Сложившиеся школьные или классные порядки играют не последнюю роль в чувстве безопасности у детей.

Что касается потребности в принадлежности, то в школе она проявляется в нежелании быть исключенным из коллектива, стремлении избежать изоляции. Помимо семьи, чувство принадлежности дети испытывают именно в школе. Дружный класс, друзья, кружки по интересам, спортивные команды — все это формирует у ребенка чувство принадлежности к группе. Те, кому не хватает любви в семье, часто пытаются закрыть эту потребность в школьном или социальном окружении.

Четвертая ступень является, пожалуй, самой интересной с точки зрения связи с обучением. Те, кто относят уважение к верхней ступени пирамиды потребностей (к самоактуализации), заблуждаются. Потребность в самовыражении действительно побуждает человека становиться лучше, а вот потребность в признании, уважении — это потребность дефицита. Триггером мотивации в данном случае выступают негативные чувства, которые провоцирует отсутствие признания, одобрения, уважения.

В 1987 году Маслоу выделил две категории внутри четвертой ступени: самоуважение и уважение, одобрение признание со стороны других. Второй тип, к которому относится репутация, по мнению Маслоу, является наиболее важным для детей и подростков. Желание, чтобы тебя признали и уважали другие, формируется у ребенка/подростка до развития самоуважения.

Наверняка многие учителя замечали, что зачастую для обучающихся гораздо более важно то, что о них подумают другие, чем их собственный успех. Потребность в уважении со стороны других играет непосредственную роль в поведении обучающихся, когда они, рискуя получить наказание, совершают какие-то демонстративные поступки. Если статус ученика среди сверстников является уязвимым, такой ученик, вполне вероятно, может совершить поступок, который удовлетворит его потребность в признании. Напротив, те школьники, у которых уже сложилась репутация, будут избегать поступков, которые понизят их статус.

Взрослые часто пытаются убедить детей, что не так важно быть уважаемым другими, как быть довольным собой. Однако результаты таких бесед, как правило, не особенно эффективны, поскольку желание быть принятыми сверстниками пересиливает имеющуюся у детей уверенность в себе.

Важно отметить, что фальшивая похвала не поможет ни повысить самооценку обучающихся, ни улучшить их репутацию среди сверстников. Приз не за победу, а за участие не удовлетворит ученика, поскольку внутри он будет чувствовать, что награда получена незаслуженно. Таким образом, позитивное внимание к обучающимся, конечно, приветствуется, однако оно не всегда положительно повлияет на уверенность детей в себе.

Хотя уважение — это внутреннее качество, оно строится на внешнем опыте. Уверенность в себе — черта, близкая к уважению, — вырабатывается путем преодоления трудностей. Например, уверенность в себе можно приобрести, не сдаваясь при неудачах, извлекая из них уроки и преодолевая новые вызовы. Если же, в конце концов, успеха не удается добиться, несмотря на все попытки, или удается, но нечестным путем, нетрудно догадаться, как это отразится на уверенности в себе и самоуважении.

Конни Гамильтон прошла долгий путь в своей педагогической карьере, от учителя до лидера одного из школьных округов США. Она предлагает 3 стратегии для повышения у обучающихся уверенности в себе и самоуважения:

  • Предложить использовать в классе несколько фраз, которые позволят сохранить лицо, если ученик не знает правильного ответа, когда его спрашивают, например, “Возможно, впоследствии я изменю свое мнение, но сейчас я думаю, что…”, “Я на 80% уверен, что…” и т.д.
  • Не упускать возможности повысить статус обучающихся. Если педагог интуитивно пытается удовлетворить потребность детей в признании, но не видит для этого возможностей, их можно создать. Например, привлечь внимание класса к положительному вкладу, который ученики вносят в жизнь класса или школы.
  • Учитель может и должен поддерживать позитивное взаимодействие между одноклассниками. Школьная и классная культура, основанная на взаимном уважении, способствует удовлетворению потребности в признании.

Когда все потребности первых четырех ступеней у школьников закрыты, дети сами будут искать возможности для самоактуализации. Источник, питающий самоактуализацию, находится внутри каждого человека. Ребенок, желающий удовлетворить потребность в самоактуализации, будет искать возможности проявить себя, реализовать творческий потенциал, ставить личные цели.

Удовлетворение потребностей школьников поможет создать безопасную и здоровую учебную среду. Внимание к потребности в признании создаст обстановку, в которой школьники не будут бояться потерять свой статус, где им не нужно будет постоянно защищать свою самооценку. Конни Гамильтон полагает, что следует не бороться с плохим поведением, а искать способы удовлетворить потребности учеников в одобрении и признании, и тогда случаи плохого поведения сами собой сойдут на нет.

Читайте также: