Какие положения должны быть в школе в 2021

Обновлено: 02.07.2024

С 1 января 2021 года в силу вступают новые требования к школам и детским садам от Роспотребнадзора. Постановление главного санитарного врача будет действовать вплоть до 2027 года. Рассмотрим, к каким изменениям приведут новые правила организации образовательного процесса.

👇 Основные требования для школ

Количество и время уроков

Постановление регламентирует нагрузку для школьников:

  • у учеников первых классов уроки должны длиться не более 4 часов в день, но разрешено проводить раз в неделю 5 уроков, включая физкультуру. При этом нагрузка для первоклассников будет увеличиваться постепенно: с 3 уроков по 35 минут в день с сентября до 4 уроков по 45 минут – с января; 2-4 классов разрешается проводить до 5 уроков ежедневно, но раз в неделю разрешено 6 уроков с физкультурой;
  • для учеников 5-6 классов – не более 6 уроков;
  • для учеников 7 классов и старше – до 7 уроков.

Продолжительность урока не может превышать 45 минут, перемены не могут быть короче 10 минут, а после второго или третьего урока должна быть большая перемена в 20-30 минут. В среду или четверг должен быть предусмотрен облегченный учебный день.

Если в школе введено обучение в две смены, то в первую смену будут учиться первые, пятые, девятые-одиннадцатые классы, а также классы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Все остальные могут учиться во вторую смену.

При нахождении детей в школе более 4 часов их необходимо обеспечить горячим питанием.

В документе отмечено, что занятия в школах не могут начинаться ранее 8 утра. Проведение нулевых уроков недопустимо, а вторая смена не может заканчиваться позже 19 часов. Прописана в Постановлении и продолжительность каникул: она составляет от 7 календарных дней.

Профильное обучение в 10-11 классах не должно приводить к увеличению нагрузки.

На физкультуре школьники должны заниматься: на выполнение упражнений должно уходить не менее 70% от урока.

Количество детей в классе

Постановление содержит указания на максимальную численность учебных классов. Она определяется на основании площади кабинета – не учитывая площадь для расстановки шкафов и тумб. На одного ученика должно приходиться не менее 2,5 м при фронтальных занятиях и 3,5 м – при групповых и индивидуальных.

Требования к оборудованию класса

Мебель в учебных заведениях должна быть приспособлена к особенностям психофизического развития, индивидуальным возможностям учеников, состоянию их здоровья.

В Постановлении прописаны требования к расположению парт и столов. Меньшие по размеру парты должны стоять ближе к доске, большие – дальше. Табуретки и скамейки вместо стульев использоваться не могут.

Использование электронных средств обучения

Отдельное внимание в документе уделяется использованию электронных средств обучения, включая интерактивные доски, информпанели, компьютеры и планшеты. Занятия с использованием электронных средств обучения не проводятся в группах до 5 лет.

В образовательных учреждениях разрешено использовать персональные компьютеры и ноутбуки. Диагональ монитора должна быть не менее 39,6 см, планшета – 26,6 см, интерактивной доски – 165,1 см.

Также регламентирована максимальная продолжительность использования электронных средств обучения на уроках – она не должна превышать:

  • для интерактивной доски для детей младше 10 лет – 20 минут, старше 10 лет – 30;
  • для компьютера для 1-2 классов – 20 минут, 2-4 классов – 25, 5-9 классов – 30, 10-11 классов – 35.

Для учеников должны быть предусмотрены физкультминутки, гимнастика для глаз, контроль осанки.

Установлены требования для дистанционного обучения. В этих целях не используются мобильные средства связи, а обучение заканчивается не позднее 18 часов.

Электронное оборудование подлежит ежедневной дезинфекции.

Проведение экзаменов

Отдельные изменения касаются экзаменов – ЕГЭ И ОГЭ:

  • не допускается проведение более одного экзамена в день;
  • если экзамен длится 4 часа и более, то учеников обеспечивают питанием;
  • ожидание экзамена в классе не должно превышать получаса;
  • питьевой режим организуется независимо от длительности экзамена;
  • перерыв между экзаменами не должен быть меньше двух календарных дней.

Расстояние до школ

Постановление регламентирует предельное расстояние от школ до жилых зданий. Оно должно составлять не более 500 м, для стесненной городской застройки – 800 м, для сел – не более 1 км. Если же указанный норматив не соблюдается, то школа обязана организовать транспорт для перемещения учеников. Школьный автобус может доставлять учеников максимально на 30 км.

👩‍🏫 Противоэпидемиологические и профилактические мероприятия в школах и детских садах

В школы не будут пускать детей и учителей с признаками ОРВИ. Если лица с признаками инфекционных заболеваний будут обнаружены в учебном заведении, то будут приняты меры для исключения их контактов с окружающими.

Работникам образовательных заведений необходимо учитывать новые профилактические правила:

  1. Утренний прием проводится воспитателями и медработниками, при котором измеряется температура, а родители опрашиваются о состоянии здоровья детей.
  2. Персонал школ и детских садов обязан вакцинироваться по Национальному календарю прививок, проходить медосмотры и иметь личную медкнижку.
  3. При появлении групповых очагов инфекционных болезней школа или детский сад обязаны срочно (в течение 2 часов) проинформировать об этом исполнительную власть города или региона. В дальнейшем учреждению предстоит выполнять профилактические мероприятия.
  4. Все игрушки в детских садах необходимо мыть в конце дня. Те, которые нельзя мочить, не допускается давать детям в руки, но можно применять, как демонстрационный материал.
  5. В школах запрещено проветривание в присутствии учеников, а также использование инфракрасных обогревателей.

Детей после болезни будут пускать в образовательное учреждение исключительно со справкой.

💫 Обобщаем

Таким образом, с 2021 года школы и детские сады будут организовывать образовательный процесс по новым правилам Роспотребнадзора.

В первую очередь требования направлены на сохранение здоровья учеников и воспитанников: исключаются перегрузки при обучении – для этого перемены станут длиннее, а количество уроков не будет превышать установленных нормативов, проводится профилактика заболеваний ЖКТ через организацию горячего питания.

Вторая группа правил направлена на профилактику инфекционных заболеваний – для этого введены термометрия, осмотр учеников и сотрудников, вакцинация и медосмотры работников, дезинфекция, профмероприятия. Отдельное внимание уделено электронным формам обучения, которые активно внедряются в российские школы.

Пока не до конца понятно, как школы будут организовывать доставку учеников, проживающих дальше установленных нормативов.

Минпросвещения определило новый порядок ведения деятельности по программам начального, основного и среднего общего образования. В частности, закреплены правила реализации программ на случай возникновения ЧС, режима повышенной готовности на всей территории России или ее части. Исключено указание на максимальное количество учеников в одном классе (25 человек). Данный показатель определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

Уточнены особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Приказы Минобрнауки по данному вопросу утратили силу

Учебный план общеобразовательной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы их промежуточной аттестации.

Приказ вступает в силу с 01.01.2021

С 2021 г. устанавливаются новые правила организации и осуществления деятельности по программам дошкольного образования. Они заменят правила 2013 г.

Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую (для детей с ОВЗ), оздоровительную (для детей, нуждающихся в длительном лечении и специальных лечебно-оздоровительных мероприятиях) или комбинированную (совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ) направленность.

Могут быть организованы также группы детей раннего возраста для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы для воспитанников в возрасте от 2 месяцев, семейные дошкольные группы.

Отдельно оговорены особенности организации образовательной деятельности для лиц с ОВЗ

Уточнен перечень специальных разделов сайта

С 2021 г. перестанут применяться постановление Правительства 2013 г. о лицензировании образовательной деятельности и приказ Рособрнадзора 2014 г. об утверждении требований к структуре сайта образовательной организации и формату представления на нем информации

Указанные Требования утверждены Приказом Рособрнадзора от 14 августа 2020 г. N 831, вступают в силу с 1 января 2021 года и действуют по 31 декабря 2026 года.

Информацию о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья необходимо соотносить со сведениями о местах осуществления образовательной деятельности.

Требованиями предусмотрено, что данные сведения размещаются на сайте только при наличии таких договоров или аккредитации. В настоящее время такое такое уточнение отсутствует.

Также, в числе прочего, разъяснено, какая информация должна быть размещена в Специальном разделе в формате электронных документов.

Заново прописаны правила информирования об услугах, процедура заключения договоров, ответственность исполнителя и заказчика

Правительство РФ обновило порядок прохождения целевого обучения по программам среднего профессионального и высшего образования. Пересмотрены правила установления квоты приема на целевое обучение за счет бюджетных средств, а также типовая форма договора об обучении.

Порядок устанавливает требования к заполнению и учету аттестатов и их дубликатов, а также правила их выдачи.

Признается утратившими силу приказ Минобрнауки России от 14 февраля 2014 г. N 115, которым утвержден аналогичный Порядок, с внесенными в него изменениями.

Настоящий Приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года.

Правила направлены на охрану здоровья детей и молодёжи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей, а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодёжи и определяют санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом.

Правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении указанной деятельности.

Правила не распространяются на проведение экскурсионных мероприятий и организованных походов.

Правила действуют до 01.01.2027.

Признаются утратившими силу с 01.01.2021 постановления Главного государственного санитарного врача РФ, регулирующие правоотношения в аналогичной сфере деятельности.

Вносит изменение в:

Скорректирован Закон об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Поправки призваны сократить перечень документов личного хранения.

Так, свидетельства о регистрации актов гражданского состояния нужно будет предоставлять, если они выданы в иностранном государстве. Также согласно поправкам необходим их нотариально удостоверенный перевод на русский язык. Предусмотрена передача свидетельств об усыновлении, выданных органами ЗАГСа или консульскими учреждениями России.

Также упомянуты документы об образовании и (или) о квалификации, об ученых степенях и званиях и те, что связаны с прохождением обучения, выданные на территории иностранного государства, вместе с нотариально удостоверенным переводом на русский язык

На 2021-2026 гг. Минздрав установил новые:

— правила организации оказания медпомощи лицам, занимающимся физкультурой и спортом (в т. ч. при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медосмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физкультурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы ГТО;

— форму медицинского заключения о допуске к участию в физкультурных и спортивных мероприятиях (тренировочных мероприятиях и спортивных соревнованиях), мероприятиях по оценке выполнения нормативов ГТО;

— форму медицинского заключения о допуске спортсменов спортивной команды к участию в спортивном мероприятии.

Вносимые изменения продиктованы правоприменительной практикой, а также отвечают современным тенденциям развития спортивной медицины

На 2021-2026 гг. установлены правила организованной перевозки группы детей автобусами.

Если автобусов 1-2, то о поездке нужно уведомить районное подразделение ГИБДД по месту отправления, а если 3 и более — подать заявку на сопровождение патрульным автомобилем. Если во втором случае поездка будет длиться более 12 часов, то также необходим медработник.

Детей до 7 лет брать в поездки длительностью более 4 часов нельзя.

На автобусе должен быть включен маячок желтого или оранжевого цвета. Также указаны требования к водителям

Предусмотрена возможность получения справок и медзаключений в электронной форме. В этом случае на них проставляется усиленная квалифицированная электронная подпись медработника. Запросить электронную документацию можно будет либо при личном обращении, либо через портал госуслуг

Утверждены изменения, которые вносятся в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся.

Главная картинка статьи Новые ФГОС для школьного образования в 2021 году

В 2020 году Минпросвещения РФ одобрил введение новых ФГОС с 2021 года. За последний год регламенты дорабатывались и сейчас находятся на рассмотрении межведомственных инстанций. Ряд новых ФГОС уже одобрены, а часть начнет действовать во второй половине 2021 года.

Что такое ФГОС?

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — это основные регламенты и сведения, используемые при разработке учебных программ в образовательных учреждениях. Регламент унифицирует систему образования в стране под единый стандарт.

Введение новых ФГОС

Designed by senivpetro/Freepik

Введение новых ФГОС для школ с 2021 года — необходимая мера развития и улучшения качество обучения детей. В школах виды ФГОС разделены на следующие категории образования:

начальное — с 1 по 4 классы;

основное — с 5 по 9 классы;

среднее общее — с 10 по 11 классы;

образования детей с ОВЗ.

Требования, указанные в регламентах, обязательны к исполнению всеми школами вне зависимости от формы собственности — государственные, частные, муниципальные и так далее.

Поколения ФГОС

Система образования регулярно дорабатывается. При этом через определенные периоды времени школьные регламенты претерпевали серьезные изменения, которые разделили ФГОС на три поколения.

Первое поколение

Изначальные стандарты школьного образования в РФ были приняты еще в 2004 году. Тогда понятия ФГОС еще не существовало. Регламенты того года были направлены на предметное обучение школьников, без учета психолого-педагогических аспектов и личностных особенностей учащихся. Из-за отсутствия многих факторов такие стандарты быстро устарели.

В основе регламента были учтены лишь следующие факторы:

обязательные дидактические единицы;

комплекс изучаемой информации по предметам;

компоненты федерального, регионального или школьного образования.

Второе поколение

В 2009 году было принято решение о неэффективности действующих регламентов. Минпросвещения решило разработать новые стандарты образования. На создание регламентов ушло 3 года и в 2012 году появились ФГОС школьного образования, которые действуют до этого момента.

В основе регламентов лежит частичное самообучение школьников. Они должны не только получать одобренный комплекс информации на уроках, но и уметь искать дополнительные сведения. Это условие сместило акцент образования на личностные качества учеников.

Во втором поколении ФГОС учитывались:

только компоненты федерального образования;

требования к развитию универсальных навыков у детей;

ориентированность на улучшение результатов обучение;

необходимость усиления воспитательной функции взамен предметного акцента.

Несмотря на более расширенный объем требований при создании учебных программ и методов обучения школьников, ФГОС образца 2012 года не имели четких условий. Дальнейшая доработка регламентов ситуацию не улучшила.

По этой причине Минпросвещения решило внести кардинальные изменения в ФГОС. На решение также повлияла пандемия 2020 года, которая показала бреши в образовании.

Третье поколение

О планируемых изменениях ФГОС

Планируется ли изменения ФГОС

Designed by gpointstudio/Freepik

По словам Минпросвещения, ФГОС нового поколения 2021 года будут направлены на конкретизацию требований к учащимся — уточнение предыдущих требований с внесением дополнительных условий. Это должно избежать различий в обучении школьников разных образовательных учреждений. В частности установят четкие результаты предметного обучения по каждой дисциплине.

В уже озвученный список изменений, закрепленных в проекте ФГОС 2021 на утверждении, вошли:

подробные обязательства образовательных учреждений перед учениками и их опекунами — не только в школах, а во всех учебных заведениях;

полный список навыков и знаний, которые должен освоить ученик за время обучения по каждой дисциплине;

формат работы с учениками по каждой дисциплине для развития навыков, прописанных в новом ФГОС;

строгие требования к ежегодным результатам учеников (контрольные точки) — например, увеличение словарного запаса на 70 слов в год;

четко прописаны темы, которые должны пройти школьники за год обучения;

подробно учтены психолого-педагогические и возрастные особенности школьников.

Введение новых проектов ФГОС 2021 года направлено на снижение нагрузки с учащихся. В регламентах прописано количество занятий, необходимых для полного освоения учебных программ — указаны максимум и минимум часов. Отдельно были учтены условия работы с детьми с ОВЗ.

Когда будут введены новые ФГОС 2021 года?

Указанные изменения уже были одобрены и на данный момент актуализируются межведомственными инстанциями. Полноценное введение новых ФГОС для школ с 2021 года планируется на начало учебного года — с сентября. Однако на рассмотрении находятся и другие проекты, которые пока остаются на стадии голосования. Среди них можно выделить нововведения из списка ниже.

Увеличение количества школ с обязательной дисциплиной — шахматы

В ряде учебных заведений могут отдать 33–34 академических часа физкультуры на обучение шахматам. Условие рассматривается только для учеников начальных классов. Для преподавания предмета педагогам потребуется получить дополнительное образование.

Второй иностранный язык

Сейчас в школах изучают только один иностранный язык на выбор. Новые проекты ФГОС могут ввести дополнительную дисциплину для учеников с 5 класса. Пока планируется вводить требование поэтапно в разных школах.

Обязательное ЕГЭ по иностранному языку

Проект тоже находится на рассмотрении и может быть принят в этом году. Однако планируется ввести требование с 2022 года в отношении английского языка.

Современные технологии

Из-за быстрого развития техники введение новых предметов в школах было лишь вопросом времени. Сейчас планируется создать к 2022 году свыше 2000 классов с 3D-принтерами, интерактивными панелями, средствами для создания робототехники и так далее. Пока в планах оборудовать школы из 50 регионов, однако в 2024 году число школ должно достигнуть 16000.

Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2014, N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2930; 2015, N 18, ст. 2625; 2016, N 27, ст. 4160, 4238; 2018, N 32, ст. 5110; 2019, N 18, ст. 2209; N 30, ст. 4134; N 49, ст. 6962; N 52, ст. 7796; 2020, N 22, ст. 3379; N 31, ст. 5063; 2021, N 1, ст. 56; Российская газета, 2021, 5 мая) следующие изменения:

а) часть 5 изложить в следующей редакции:

"5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования. Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования разрабатываются по уровням образования либо по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования или укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, а также по областям и видам профессиональной деятельности, утверждаемым в соответствии с трудовым законодательством.";

б) часть 7 признать утратившей силу;

а) часть 7 изложить в следующей редакции:

"7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам (за исключением образовательных программ дошкольного образования) и образовательным программам среднего профессионального образования, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.";

б) дополнить частью 8 1 следующего содержания:

"8 1 . Образовательные программы высшего образования в части профессиональных компетенций разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) и могут включать в себя компетенции, отнесенные к одной или нескольким специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций.";

в) в части 9 слово "образовательные" заменить словом "общеобразовательные", дополнить предложением следующего содержания: "Примерные образовательные программы среднего профессионального образования разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, а в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов (при наличии) и могут включать в себя компетенции, отнесенные к одной или нескольким профессиям и специальностям по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам профессий, специальностей, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций.";

г) в части 9 1 слова ", примерные образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата и программы специалитета)" исключить;

д) в части 11 второе предложение исключить;

3) в части 2 статьи 16 слова "федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования" заменить словами "Правительством Российской Федерации";

а) абзац первый части 4 после слова "программ" дополнить словами "и организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, реализуемым на базе основного общего образования или интегрированным с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, при освоении учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) основного общего образования и (или) среднего общего образования";

б) часть 9 дополнить словами ", с учетом особенностей, предусмотренных частью 4 настоящей статьи";

5) пункт 6 части 1 статьи 34 дополнить словами ", получение одной или нескольких квалификаций";

а) в абзаце первом части 7 слова "по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования" заменить словом "(квалификаций)";

б) часть 8 после слова "квалификация" дополнить словом "(квалификации)";

7) часть 5 статьи 73 после слов "среднего профессионального" дополнить словами "и высшего";

8) часть 4 статьи 87 признать утратившей силу.

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2021 года, за исключением пункта 4 статьи 1 настоящего Федерального закона.

2. Пункт 4 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 сентября 2023 года.

3. Основные профессиональные образовательные программы подлежат приведению в соответствие с положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) не позднее 1 сентября 2022 года.

4. Установить, что учебники, которые используются на день вступления в силу настоящего Федерального закона организациями, осуществляющими образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, реализуемым на базе основного общего образования или интегрированным с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, при освоении учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) основного общего образования и (или) среднего общего образования, допускаются к использованию при реализации указанных программ до 1 сентября 2025 года.

Читайте также: