Какие перемены в повседневной жизни произошли после революции кратко

Обновлено: 03.07.2024

Во второй половине 19 века общество стало делиться на буржуазию и пролетариев. Рабочий день был очень тяжелым, по 14-16 часов в день. Использовался детский и женский труд. В этот период сделано множество важных открытий в мире науки и техники. Появился телеграф, телефон, пароход, радио, кинематограф и др. Среди разных открытий хочется отметить в области химии - периодическую систему, в биологии - клеточную теорию, эволюцию и др. Происходит отделение государства от церкви, развивается образование, проводятся археологические раскопки и др. Мужчины предпочитали носить усы и бороду, а женщины носили веера, вуали, шляпки с перьями страуса. Модно было также играть в теннис, плавать, кататься на велосипедах, лыжах, санках.


Художник Иван Владимиров

Так описывала жизнь после революции в своем дневнике за 1919-1921 гг. выпускница Высших женских курсов, дочь воронежского учителя Зинаида Денисьевская.

Тот же мотив изоляции, внезапной оторванности от привычной жизни звучит и в воспоминаниях Нины Берберовой, отец которой был крупным министерским чиновником из Петербурга:


Нина Берберова


Бездомная вдова

Революция принесла с собой тотальный хаос, в который все больше и больше погружались города. Отключилась телефонная связь, начались проблемы с транспортом: редкие трамваи были переполнены, извозчика можно было достать только за большие деньги. Закрывались или пустовали аптеки, лавки и магазины, заводы и предприятия. Зинаида Гиппиус назвала Петербург могилой, процесс разложения в которой неизбежно идет все дальше и дальше. Многие очевидцы писали о жизнь после революции схожими словами: как о загнивающем, больном потустороннем мире, наполненном людьми-тенями, бесцельно бродящими в холодном аду неизвестности.

Нина Берберова, 1917 г.:

Софья Кларк, родственница Саввы Мамонтова, 1917 г.:

Елена Дулова, дочь князя Г.Н. Дулова, скрипача и профессора Московской консерватории, о феврале 1919 г.:


Разгромленная квартира. 1917 год.

Зинаида Денисьевская, март 1922 г.:

Одной из главных проблем стал холод. Когда запасы дров кончились, каждое полено, каждая щепка стала на вес золота. Температура в квартирах доходила до минусовой. Больницы не отапливались. Прогреть обледеневшие комнаты было крайне сложно: растопить печь или чугунку стоило большого труда. На дрова распиливали мебель, жгли книги. Тепло стало роскошью, доступной немногим.

Поэтесса Вера Инбер вспоминала:


Баррикады у Леонтьевского переулка


Сухаревский рынок в Москве во время гражданской войны

Вот что вспоминает Раиса Монас, происходившая из еврейской купеческой семьи (ее отцу принадлежала гостиница в Минске), о ситуации в послереволюционной Одессе, где она оказалась после бегства из родного города:

К слову, простыня была не самым экзотичным материалом, из которого в то время приходилось шить одежду. Платья мастерили даже из марли для перевязок, белье – из аптечной кальки, на юбки перекраивали отцовские брюки. В тотальной нищете, в ситуации, когда весь гардероб до нитки – в прямом смысле – был продан, на долю женщин оставались лишь обноски и мечты о такой роскоши, как чулки и хорошие туфли.


Последствия боёв в Москве


Зинаида Гиппиус

К тому же, ситуация осложнялась периодическими запретами вольной торговли, облавами, стрельбой и убийствами на рынках. Эти обстоятельства способствовали расцвету нелегальной торговли и спекуляции. Вот как эти события описывает Зинаида Гиппиус:

Кроме того, имущество могли реквизировать, забрать при обыске или просто украсть. Графиня Бобринская В.Н., состоявшая в городской управе г. Пятигорска, так описывает поведение новой власти в январе 1919 г.:

Монас вспоминает реквизицию:


Разгромленная квартира. 1917 год.

Гиппиус же описывает обыски в её доме:


Удар снаряда в квартиру у Никитских ворот. 1917 год.

Революция
По своей социальной сущности октябрьская революция 1917 г. привела к установлению в стране господства аппарата власти и управления, а всех прочих граждан превратила в своего рода служащих государства. Она началась как переворот в сфере высшей власти, но переросла в революцию массовую, народную в самом широком смысле слова, направленную против классовой эксплуатации и деспотизма власти.
Благодаря революции страна совершила беспрецедентный рывок вперёд во всех отношениях - в социальном, хозяйственном, культурном, образовательном и т.д. Успех был настолько ошеломляющим для всей планеты, что Россия стала соблазнительным примером для многих народов. Это напугало Запад.
Главным завоеванием революции явились социальные права и гарантии для подавляющего большинства населения - гарантии работы, образования, обучения, медицинского обслуживания, отдыха, пенсии, т.е. удовлетворения основных жизненных потребностей.
Революция не произошла бы без В.И. Ленина, который определил и её возможность в России, и момент её проведения, и направления её развития.

Период с 1924 г по 1953 г.

Этот период характеризуется созданием нового общества. Процесс этот происходил в непрерывной борьбе многочисленных сил и тенденций.
Одной из заслуг этого периода явилась культурная революция. Новое общество нуждалось в миллионах образованных и профессионально подготовленных людей. Миллионы крестьян переселялись в города, приобщались к образованию и культуре, получали более лёгкие условия труда. Миллионы простых людей из народа становились мастерами, инженерами, начальниками. Дети рабочих и крестьян в огромном числе получали среднее и высшее образование, становились инженерами, врачами, учителями, профессорами, офицерами, чиновниками, учёными, артистами и т.д.
Самым, пожалуй, важным результатом революции было образование коллективов, благодаря которым люди приобщались к публичной социальной жизни и ощутили заботу о себе общества и власти. Членам коллективов гарантирован оплачиваемый отпуск, оплата времени болезней, бесплатное медицинское обслуживание, пенсия по старости и инвалидности, жильё, детские сады, образование, обучение профессиям и другие жизненные потребности.
Сталинская система власти и управления была двойственной. С одной стороны, это была власть с системой вождей, активистами, волюнтаризмом, призывами, репрессиями. А с другой стороны, это была система партийно-государственной власти с её бюрократизмом, рутиной. Характерной чертой сталинской власти было то, что вышедший из народа руководитель обращался в своей руководящей деятельности непосредственно к самому народу, игнорируя официальный государственный аппарат, но, игнорируя его так, что тот служил руководителю и средством власти, и козлом отпущения дефектов власти. Существенным для этой системы власти являются волюнтаристские и жестокие методы управления: высший руководитель мог по своему произволу манипулировать чиновниками нижестоящего аппарата официальной власти, назначать и смещать их, предавать суду, арестовывать, уничтожать. Схематично власть в стране в целом выглядела так. Наверху - высший вождь (Сталин) с ближайшими соратниками. Внизу - широкие народные массы. Между ними - механизм управления страной, рычаги власти. Важнейшим элементом была оргия разоблачений врагов (обычно воображаемых), открытых и тайных доносов, репрессий.
В самой системе власти и управления сложился особый институт номенклатурных работников. Номенклатурой стали называть важные должности вне партийного аппарата, назначение на которые контролировалось и утверждалось партийным аппаратом. В номенклатуру включались особо отобранные и надёжные с точки зрения высшей власти лица, которые руководили большими массами людей в различных районах страны и в различных сферах общества.
Сталинская система массовых репрессий вырастала как мера самозащиты нового общества от рождённой совокупностью обстоятельств эпидемии преступности. Она становилась постоянно действующим фактором нового общества, необходимым элементом его самосохранения.
В сталинские годы практически почти все делалось заново: то, что было построено, по объёму во много раз превосходило то, что было до этого, а по социальному статусу изначально было государственной собственностью.
После революции положение партии в обществе изменилось, изменилась сама партия, изменилась роль того, что называли вопросами теории. Встала задача создания и идейного воспитания новой гигантской правящей партии, воспитания многомиллионных масс населения, управления ими, мобилизации их на строительство нового общества. При этом надо учитывать, что приходилось иметь дело с малограмотным или совсем безграмотным населением, процентов на девяносто - религиозным. Главной проблемой стало приспособление марксизма к интересам именно идеологической работы. Нужно было создать учение, понятное широким слоям населения, а не только узкому кругу профессионалов, свободное от религиозных предрассудков и вместе с тем создающее иллюзию приобщенности к высотам науки, освящённое авторитетом науки.
Чтобы новое общество, рождённое революцией, выжило и укрепилось, оно должно было определённым образом воспитать и перевоспитать многомиллионные массы населения. Оно должно было породить многие миллионы более или менее образованных людей, способных хотя бы на самом минимальном уровне выполнять бесчисленные и разнообразные функции в обществе, начиная от простых рабочих и кончая государственными руководителями всех рангов и профилей. Коммунистическая идеология должна была в этом беспрецедентном в истории социальном, культурном и духовном перевороте сыграть решающую роль.

Период с 1956 г по 1965 г.


Период с 1965 г по 1985 г.


Период с 1985 г по 2000 г

Нынешняя власть (исполнительная и законодательная) на способна провести подобные меры, так как тесно связана с монополиями.
Возможность сохранения России в ее нынешних границах связана, на мой взгляд, только с
отказом от капиталистической системы, может быть, по китайскому образцу. Очевидно, что настроенный западнически средний класс будет бороться против этого всеми силами.

Выход - в обретении самосознания и сплочении той части общества, идеалы и интересы которой несовместимы ни с "оранжевой" революцией от Америки, ни с продолжением курса отечественных демократов. Кризис зашел столь глубоко, что речь уже идет о революционном процессе.
Возможность сохранения России в ее нынешних границах связана, на мой взгляд, только с
отказом от капиталистической системы, может быть, по китайскому образцу. Очевидно, что настроенный западнически средний класс будет бороться против этого всеми силами.

Выход - в обретении самосознания и сплочении той части общества, идеалы и интересы которой несовместимы ни с "оранжевой" революцией от Америки, ни с продолжением курса отечественных демократов. Кризис зашел столь глубоко, что речь уже идет о революционном процессе.

Спустя двадцать семь лет после распада СССР наших современников все больше интересует вопрос жизненного уклада в Советском Союзе. Какими были люди в то время? И как изменил СССР нравы русского народа?

Психологическая наука зародилась в России лишь в конце XIX века. Однако и она еще не совсем представляет собой учение о душе и человеческой индивидуальности: в то время начали работу психофизиологические лаборатории, получили широкое распространение научные труды Бехтерева и прочих физиологов. Поэтому психологическая наука до 1920 года может похвастаться скудным набором данных о личностных и нравственных портретах людей дореволюционной эпохи. Однако до наших дней сохранились биографии, дневники и исторические сводки начала XX века и дореволюционного периода. И современная психология положительно относится к методу работы, основанному на анализе и синтезе исторических источников.

Мораль и общественность

Советский Союз

Одним из постулатов жизни в Советском Союзе стало социальное равенство для всех и каждого. На деле, конечно, все продолжали жить с разным достатком, однако богатством более не кичились, а праздный образ жизни и тунеядство обществом порицались. На авансцену жизни советского гражданина вышли семейные и экзистенциальные ценности. Об этом свидетельствует исследование доктора психологических наук Влады Пищик, начатое ещё в 2010 году. Это означает, что человеческие ценности сдвинулись от чисто гедонистических и эгоистичных желаний удовлетворения собственных прихотей до почитания семейных отношений и поиска смысла жизни. Кроме того, согласно исследованиям, советские граждане были более требовательны к себе и окружающим, уверены в себе, более отзывчивы и в то же время упрямы.

Коллективное сознательное

Закалённые судьбой

Человек 2.0

Современные психологи не устают поражаться силе влияния Советского Союза на психику людей того времени. Можно сказать, в историю вошёл отдельный вид человека — Человек Советский. Он был абсолютно не похож ни на своих предков, ни на потомков. Выросший в суровых условиях кризисов, репрессий, войн, гонок вооружения и научного прогресса, всю жизнь боровшийся за мир и светлое будущие, он стал трудолюбивее, честнее, упрямее и сильнее своего отца, Человека Дореволюционного. Стал сильнее — и обеспечил этим могущество страны на долгие годы.

Великая Октябрьская социалистическая революция стала, конечно, большой трагедией для всей России и её жителей. Она привела к гигантскому количеству жертв, слому жизней и судеб. При этом, с точки зрения истории, Россия получила обновление, модернизацию, которые, безусловно, были необходимы стране. Только вот цена модернизации оказалась крайне высока…

Светлая, футуристическая идея социального преобразования государственного строя спустя семь-восемь десятков лет оказалась нереализуемой… в том виде, в котором она задумывалась изначально.

Сюжет

Читайте также: