Какие отношения сложились между государством и церковью в 10 11 веках на руси кратко

Обновлено: 04.07.2024

Расцвет Древней (Киевской) Руси пришёлся на 10—11 века. В 907 году в результате успешного похода на Царьград русы смогли заключить выгодный торговый договор с Византией, с которой начался также культурный обмен. Во второй половине 10 века киевский князь Святослав Игоревич разгромил Хазарский каганат и кратковременно завоевал Болгарское царство. В 988 году его сын князь Владимир Святославич крестил Русь по византийскому обряду. В связи с принятием христианства началось строительство каменных храмов, распространилась письменность.

Во второй половине 10-го в. продолжали укреплять свои позиции киевские князья, сумевшие в годы правления Святослава Игоревича (964-972) подчинить себе все восточнославянские племена.

Переход к одной религии сопровождался становлением нового типа государственности на Руси. Православие задавало общий нормативный порядок для интеграции Древнерусского государства. Церковь оказывала большое влияние на политику киевских князей и государственное управление, на формирование древнерусского права.

Особенность геополитического положения Древней Руси была в том, что она граничила как с западно-христианской цивилизацией, так и с исламским миром, иудейским Хазарским каганатом и степными кочевниками – язычниками.

Объединяющими для всего русского пространства культурными характеристиками стали после крещения Руси христианство византийского обряда (православие), использование кириллицы. Многочисленные образцы духовной культуры были заимствованы из греческого и южнославянского культурного ареала.

Изменение религиозного кода было вызвано и политическими причинами. Новая религия должна была духовно упрочить государство, дать законные и священные основания княжеской власти. Язычество с его многобожием в этом смысле уступало христианскому единобожию. Единый бог на небе и единый правитель на земле, объединение людей по религиозному, а не племенному, этническому признаку-все это содействовало политическому укреплению державы.

Человек средневековья в своих духовных и нравственных исканиях испытывал потребность в религии, которая бы наиболее полно и сокровенно отвечала на жизненные вопросы. Столь сложные задачи язычеству были не по силам. Оно было лишено глубины и универсализма, неотъемлемых черт христианства и других мировых религий.

Наконец, невозможно было оставаться языческой страной в соседстве со странами христианскими. Международный статус правителей Древней Руси оказался в прямой зависимости от религиозного выбора, который им предстояло сделать.

Важно подчеркнуть, что в начале своего правления князь Владимир пытался упрочить духовное единство в рамках язычества. Так называемая церковная реформа Владимира (980 год) должна была придать язычеству боле широкий общественно-политический смысл. В Киеве перед княжеским теремом было создано капище, которое представляло официальный языческий пантеон (вместо множества местных богов) с верховным божеством в лице Перуна. Однако скоро Владимир отказался от реформы, признав несовместимость старой религии с поставленными целями: простое выдвижение на первый план языческих богов, которых князь считал главными, не могло повлечь за собой пересмотра всей системы верований и обрядов. Язычество по природе своей оказалось неспособным стать регулятором общественных отношений.




Едва ли это повествование во всем достоверно. На самом деле раннее проникновение на Русь в качестве альтернативы язычеству именно христианства достаточно жёстко обусловило выбор новой религии. Несмотря на то, что населявшие державу Рюриковичей племена были знакомы с другими верами, позиции православия оказались предпочтительнее. В 10 веке Византийская империя была ведущей державой в мире, а просветительская деятельность Кирилла и Мефодия давала заметное преимущество православию.

Толчком к принятию христианства послужили события, происшедшие в Византии. В конце 90 годов 10 века империя переживала трудные времена. Центральная власть была ослаблена мятежами, которые поднимали военачальники и правители провинций, стремившиеся силой утвердиться на константинопольском престоле. Император Василий II обратился за помощью к киевскому князю. Владимир согласился прислать войско на условиях заключения брака с принцессой анной, сестрой императора. Высокомерные греки, с пренебрежением смотревшие не только на языческую Русь, но и на христианскую Европу, принуждены были ответить согласием. Однако непременным условием стало крещение Владимира.

Русское войско подавило мятеж, но греки не спешили выполнять свои обязательства. Принцесса оставалась в Константинополе. Вероломство греков побудило Владимира двинуться в Крым и захватить византийский город Херсонес (Корсунь).

По преданию, В Херсонесе Владимир и его дружина приняли христианство, после чего князь пошел с Анной к венцу. Вернувшись в Киев, Владимир разрушил языческий пантеон и призвал киевлян принять крещение. Произошло это в 988 год, который и считается годом принятия христианства на Руси.

Утверждение христианства на Руси в качестве государственной религии-событие исторического значения. Киевская Русь стала христианской державой, интегрируемой в семью христианских народов и государств.

Ещё большее значение христианство имело для утверждения новой общественной системы. Постепенно изживались местные, племенные различия, что способствовало этнической консолидации. Христианские вероучение и его догмы оправдывали и защищали новый общественный строй с князем во главе, придавали власти характер сакральности. Страна оказалась приобщена к христианским ценностям, на основе которых формировались принципиально новые отношения, развивалась культурная и духовная жизнь.

988 – крещение Руси:

1. Способствовало укреплению политической власти

2. Расцвет культуры древнего государства (храмовое строительство, иконопись, мазайка, фрески)

3. Появление письменности

4. Укрепление связи с Византией

5. Создание условий для полнокровного сотрудничества племен Восточно-европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями.

6. Русь была признана как христианское государство, что определило более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.

Таким образом, в языческом обществе княжеская власть не имела той силы и значения, какое имеет государственная власть теперь. Общество делилось на самостоятельные союзы, которые одни лишь своими силами охраняли и защищали своих членов. Под влиянием христианства языческие порядки на Руси начали заметно смягчаться. Церковь затем влияла на улучшение семейных отношений и вообще нравственности в русском обществе. Рядом с воздействием церкви на гражданский быт Руси мы видим и просветительную деятельность церкви. Она была многообразна. Прежде всего, просветительное значение имели те практические примеры новой христианской жизни, которые давали русским людям отдельные подвижники и целые общины подвижников - монастыри. Затем просветительное влияние оказывала письменность, как переводная греческая, так и оригинальная русская. Наконец, просветительное значение имели те предметы и памятники искусства, которые церковь создала на Руси с помощью греческих художников. Для русского народа, сравнительно поздно вступившего на путь исторического развития, принятие христианства означало приобщение к многовековой и высокой культуре Византии, но необходимо чётко отделять культуру (сложившуюся ещё в языческий период) от религиозной идеологии.




Двоевластие это: 1) ситуация в России после падения самодержавия, когда наряду с Временным правительством по некоторым вопросам общественной жизни общегосударственные решения выносил и осуществлял Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов,

Ответьте На Вопросы Письменно: 1. Когда Начался И Когда Закончился Поход Александра Македонского На Восток? Почему Александр Расправился С Жителями Тира? Почему Египет Сдался Без Боя? После Какой Битвы Персидское Царство Перестало Существовать?

Читайте также: