Какие особые потребности есть у людей с ограниченными возможностями кратко

Обновлено: 04.07.2024

Как мы помним, потребность – это ощущение недостаточности чего-либо, то, в чём ты нуждаешься. Желание же – это стремление получить что-то конкретное, то, что человеку возможно и не нужно, но очень хочется.

  • необходимость питаться — это потребность
  • мысль о том, что хорошо бы сейчас съесть кусок хорошо прожаренного мяса или мороженное — это желание.

Или другой пример:

  • любой человек нуждается в своем жилье — это потребность
  • мечта о квартире с видом, например, на море или на Красную площадь – это уже желание.

Обсудим вместе

Как можно помочь людям с ограниченными возможностями здоровья? Какие особые потребности бывают у этих людей?

Основные потребности у людей с ограниченными возможностями точно такие же, как и у остальных людей. Им тоже нужно жильё, еда, сон, забота их близких, образование и работа. Но из-за физических ограничений, например из-за отсутствие зрения, слуха, невозможности самостоятельно передвигаться и т.д., им требуется дополнительная помощь и приспособления, расширяющие их возможности.

Помочь людям с ограниченными возможностями может как любой отдельно взятый человек, так и всё общество и государство, которые могут создать все необходимые условия для облегчения жизни людей с ограниченными возможностями. Например:

Такая помощь нужна для того, чтобы люди с ограниченными возможностями могли самостоятельно (или с минимальной помощью посторонних) удовлетворить возникающие у них потребности.

Вопросы в тексте параграфа

Осмотрись и подумай: ты тоже можешь помочь кому-то из людей с особыми потребностями. Тоже можешь сделать чью-то жизнь счастливее и радостнее. И тот человек, которого поддержал ты, тоже сможет сделать счастливее и радостнее жизнь других людей.

В моём окружении нет людей, которых официально принято считать людьми с ограниченными возможностями. Но особые потребности могут возникнуть у самых разных людей. Например, моя бабушка часто болеет. Она уже пожилая и ей тяжело ходить на дальние расстояния, особенно зимой.

Я стараюсь почаще помогать ей: ходить за продуктами в магазин, выполнять работу по дому, которую она уже не может сделать сама (повесить занавески или помыть окна). Бабушка всегда радуется моей помощи и тоже старается меня чем-то порадовать: угостить меня пирожками или сходить со мной кинотеатр на новый фильм.

Проверим себя

1. Объясни, что такое возможности. Приведи примеры различных возможностей разных людей.

Возможности – это конкретные обстоятельства или особенности человека, которые могут помочь ему реализовать желаемое.

  • Физически выносливый от природы и натренированный человек имеет возможность участвовать в беговом марафоне для профессиональных спортсменов. А физически слабый человек такой возможности не имеет. Он может участвовать только в любительских соревнованиях в соответствии со своими физическими возможностями.
  • Богатый человек имеет возможность в любой момент купить себе дом или квартиру. А человек с обычным доходом такой возможности не имеет. Чтобы получить возможность купить жильё ему надо накопить средства на первый взнос и взять кредит в банке (ипотеку), а потом долгие годы выплачивать часть своей зарплаты в счёт долга.

2. Что необычного в театре, о котором говорится в параграфе. Постарайся указать несколько его необычных сторон.

В учебнике рассказывается о Московском театре мимики и жестов, большинство зрителей которого не слышат звуков. Все актеры этого театра также глухие. Они играют свои роли с помощью мимики и жестов и таким образом передают не только содержание театральной пьесы, но также чувства и эмоции. Для слышащих зрителей все происходящее на сцене переводят специальные актеры-дикторы.

3. Как люди могут расширить границы своих возможностей?

Свои возможности люди могут расширить путем приобретения:

  • физической силы (если она нужна для достижения цели);
  • знаний в определенной области;
  • опыта в какой-либо деятельности;
  • умений (навыков);
  • силы воли (путем ее тренировки);
  • необходимых средств (деньги, специальные материалы и вещества и т.д.).

Но любое расширение границ возможностей обязательно требует от человека сильного желания и проявления силы воли.

Это выражение означает то, что некоторые люди, из-за их физических или психических недостатков, не могут (или не в полной мере могут) самостоятельно удовлетворять свои потребности также, как это делают другие люди. Например, люди с ослабленным зрением не могут увидеть рассвет, а люди с ампутированными ногами не могут передвигаться без специальных приспособлений.

Какие особые потребности есть у людей с ограниченными возможностями?

В первую очередь таким людям обязательно требуется внимание и помощь их близких, общества и государства. Это необходимо для того, чтобы и они могли нормально жить и развиваться наравне с другими людьми.

Кроме того, людям с ограниченными возможностями требуются:

  • Различные приспособления, помогающие им расширить свои возможности. Так, научные центры разрабатывают новые виды удобных в использовании протезов, заменяющих различные конечности человека. Промышленность выпускает специальные автоматические коляски для передвижения, слуховые аппараты, ортопедические приспособления и книги для слепых.
  • Финансовая помощь, чтобы обеспечить достойный уровень жизни людей с ограниченными возможностями. Например, в России установлены специальные пенсии по инвалидности – выплаты для людей с ограниченными возможностями, которые не могут сами заработать себе на проживание. Также созданы программы по трудоустройству людей с ограниченными возможностями, которые могут и хотят зарабатывать самостоятельно.
  • Врачебная помощь, необходимая для поддержания здоровья людей с ограниченными возможностями. Такие люди проходят профилактические осмотры, лечатся в санаториях и профилакториях, посещают физиопроцедуры и получают необходимые лекарства, например инсулин при сахарном диабете.
  • Социальная помощь, позволяющая людям с ограниченными способностями стать полноценными членами общества. Специальные социальные службы организовывают встречи, кружки по интересам, помогают инвалидам, оказавшимся в сложной ситуации. В городах создаётся доступная для людей с ограниченными возможностями среда: устанавливаются пандусы, закупаются низкопольные автобусы, в которые можно заехать на коляске, прокладываются рельефные тротуары, чтобы слепые люди могли безопасно передвигаться.

6. Какую роль в жизни людей с особыми потребностями играют близкие и друзья?

Близкие и друзья людей с ограниченными возможностями играют огромную, возможно, самую важную, роль в их жизни. Именно от их помощи и стараний, от их доброты, терпения и понимания зависит то, насколько комфортно будет себя чувствовать человек с особыми потребностями. Ведь зачастую только близкие и друзья таких людей являются той самой единственной нитью, соединяющей людей с ограниченными возможностями и остальной мир.

7. Что в жизни людей с ограниченными возможностями заслуживает уважения?

Люди с ограниченными возможностями заслуживают уважения потому, что многие из них, несмотря на свои недостатки, не отчаиваются и продолжают жить. Чтобы жить нормальной жизнью, такие люди должны быть в разы трудолюбивее и упорнее обычных людей, они всю жизнь преодолевают свои недостатки.

В наши дни этот шрифт активно используется в учреждениях для реабилитации инвалидов по зрению. Так что Луи Брайль помог не только себе, но и другим слепым людям.

8. В современном обществе возрастает внимание к потребностям людей с ограниченными возможностями. Как ты думаешь, почему?

В обществе, в котором заботятся о людях с ограниченными возможностями, каждый человек чувствует себя защищённым, ведь трагедия, например авария или несчастный случай может произойти с любым. Кроме того, такая забота позволяет обществу достичь значительно большего прогресса, поскольку среди инвалидов, так же, как и среди остальных людей, встречается много талантливых и одарённых людей.

В классе и дома

Писатель говорил о том, что для человека нет ничего невозможного. Чаще всего препятствия человек создает себе сам. В качестве примера можно привести историю Элен Келлер, которая в полтора года из-за болезни ослепла и лишилась слуха.

Несмотря на свою болезнь, Элен сильно хотела жить нормальной жизнью. И благодаря своей невероятной силе воли и упорному труду, она научилась читать книги, улавливать движения губ людей и даже правильно говорить. А позже она смогла закончить университет и стать искусствоведом.

Элен не остановилась на этом достижении. Она создала Фонд помощи глухим и слепым детям, чтобы активно помогать таким детям преодолеть эти физические недостатки. Я считаю, что прав был Марк Твен, который назвал Элен Келлер по-настоящему великим человеком 19 века (наряду с Наполеоном).

2. 3 декабря — Международный день людей с ограниченными возможностями, провозглашённый Генеральной Ассамблеей ООН в 1992 году по предложению России. Он отмечается во многих школах и многих семьях. Внеси свои предложения о проведении этого дня в твоей школе или семье.

Хорошим способом отметить этот день, на мой взгляд, является проведение в школе специального урока. Урок этот должен быть посвящен проблемам людей с ограниченными возможностями и способам решений этих проблем с участием каждого из нас, общества и государства.

На этом уроке можно было бы показывать учебные, документальные или художественные фильмы. Также не лишним было бы участие в подобном уроке конкретного человека с ограниченными возможностями, чтобы ученики смогли бы лично пообщаться с ним, задать интересующие вопросы, понять его лучше и открыть для себя что-то новое.

Также можно провести экспериментальные игры, чтобы на себе испытать особые условия жизни людей с ограниченными возможностями:

  • завязать участникам игры глаза плотной тканью и выполнить простейшие действия;
  • одеть беруши или наушники и попробовать общаться между собой;
  • поиграть в объяснялки, не произнося ни звука.

Возможно, такие уроки смогли бы положительно повлиять на многих учеников и сделать их хотя бы чуть-чуть добрее к окружающим, особенно к людям, кто нуждается в посторонней помощи и заботе.

3. Узнай с помощью родителей о государственной и общественной работе российских политиков Валерия Селезнёва, Михаила Терентьева, Александра Ломакина-Румянцева, Олега Смолина. Как их жизнь и работа связаны с темой этого урока?

Валерий Сергеевич Селезнёв в юные годы лишился правой руки, но это не помешало ему получить высшее экономическое образование, трудиться наравне с другими, заниматься бизнесом и, в конце концов, попасть в Государственную Думу в 2007 году. Валерий Сергеевич является членом специального совета, занимающегося делами инвалидов при Правительстве Московской области, членом других организаций по работе с инвалидами.

Михаил Борисович Терентьев – тоже является депутатом Думы. Но до этого момента он прошел достаточно сложный жизненный путь. Михаил Борисович в юности был спортсменом, но в 1986 году, на соревнованиях по лыжному двоеборье, он получил тяжелый перелом грудного отдела позвоночника и остался парализованным ниже пояса.

Александр Вадимович Ломакин-Румянцев изначально по профессии был кинооператором, но получил травму позвоночника во время киносъемки и инвалидность 1-й группы. После этого он поменял род деятельности (стал преподавателем в институте искусств). Александр активно работал над созданием Всероссийского общества инвалидов в 1988 году, поэтому стал членом Президиума Центрального правления этой организации.

Также Александр занимал ряд должностей, так или иначе связанных с помощью людям с ограниченными возможностями: заместитель председателя по делам инвалидов при Президенте РФ, член Общественной палаты и глава комитета по делам инвалидов и детей-инвалидов и т.д. Александр – тоже депутат Государственной Думы.

Олег Николаевич Смолин – слепой от рождения. Но это не помешало ему закончить с золотой медалью омскую специальную школу-интернат № 95 для слепых и слабовидящих детей, а также музыкальную школу по классу баяна с отличием. И на этом он не остановился.

4. Новая сцена Мариинского театра в Санкт-Петербурге оснащена удобным входом, пандусами, лифтами. Как в связи с этим изменится состав зрителей Мариинского театра?

Благодаря таким нововведениям больше людей с ограниченными возможностями смогут посещать спектакли знаменитого на всю страну и мир театра.

Такие фестивали должны проходить во всех населенных пунктах страны потому, что люди с ограниченными возможностями не должны чувствовать себя брошенными и никому не нужными. Подобные фестивали помогают таким людям обрести уверенность, что у них могут осуществляться мечты и получаться задуманное благодаря помощи других людей и их вере в свои силы и способности.

В сети Интернет размещена информация о том, что сегодня ребята с ограниченными возможностями могут учиться в обычных классах наравне с другими детьми. И для этого в 2019-2020 годах уже более девяти тысяч российских школ создали все материально-технические условия. Но до этого такое особое образование (инклюзивное) было успешно опробовано в Нижневартовске (2011 год), Санкт-Петербурге (2014 год) и других городах.

Суть этого метода обучения заключается не только в создании условий для удобства передвижения и нахождения в школе детей с ограниченными возможностями, но и в создании равных условий для обучения таких детей вместе с обычными детьми.

Важна также работа с учениками и их родителями для того, чтобы они спокойно воспринимали детей с ограниченными возможностями и были готовы прийти на помощь таким детям в нужный момент.

7. Подготовь с помощью Интернета рассказ об известном человеке с ограниченными возможностями. Для этого можешь познакомиться с описаниями жизни и деятельности людей из разных стран мира, имена которых приведены в таблице. В ней также указан род занятий, в которых преуспели эти люди. Ты можешь выбрать то занятие, которое тебе наиболее интересно.

§ 5. Когда возможности ограничены. Боголюбов 6 класс. Учебник (2019 г)

Алексей Петрович Маресьев — человек с неограниченной волей

Алексей Петрович Маресьев родился 20 мая 1916 года. Маресьев – знаменитый военный лётчик, Герой Советского Союза, которому удалось поучаствовать в 86 воздушных боях и сбить 10 вражеских самолетов во время Великой Отечественной Войны. Знаменит он тем, что на самолете он летал после ампутации ему обеих ног.

Так вышло, что Алексей, встретивший Великую Отечественную Войну на территории Украины, в 1942 году оказался на грани жизни и смерти. Его самолет был подбит. Алексей смог его посадить, но самолет упал в тыл врага.

В результате ранения ног, Алексей не мог идти. Поэтому полз к своим целых 18 суток, питаясь ягодами, корой деревьев и шишками. Он дополз до деревни Плав под Валдаем, но там не было никого, кто мог бы оказать ему медицинскую помощь. В госпиталь Алексей попал только через 10 суток.

Жизнь уже полуживого Маресьева спас врач, профессор Теребинский. Однако ноги Алексею пришлось ампутировать из-за гангрены и заражения крови. Позже вместо ног ему были установлены протезы.

Но уже в 1943 году, Алексей Маресьев добивается возвращения в действующую армию и продолжает совершать новые боевые вылеты. Без ног Герой Советского Союза сбивает даже больше самолетов (7 шт.), чем до ранения (3 шт.). В 1945 году Алексей становится инструктором, заводит семью и дважды становится отцом.

Умер Алексей Маресьев 18 мая 2001 года от инфаркта, буквально за час до праздничного концерта, посвященного его 85-летию.

Картинная галерея

Как изобразил художник девушку, приехавшую к отцу? Что переживают отец и дочь во время встречи? Какими средствами художнику удалось запечатлеть их чувства?

§ 5. Когда возможности ограничены. Боголюбов 6 класс. Учебник (2019 г)

В.Г. Перов. Приезд институтки к слепому отцу. 1870 г. ГТГ

Девушка, изображенная на картине, судя по всему, давно не была дома, так как обучалась и проживала в институте. Девушка плачет, стоя на коленях в объятиях отца, поскольку соскучилась по нему. Слепой отец также взволнован и одновременно рад встрече.

С нежностью прикасаясь к дочери, он пытается восстановить в своей памяти родные черты её лица. Считаю, что художнику удалось красками на холсте передать чувства и эмоции двух любящих друг друга людей. Потому что происходящее на картине понятно без лишних слов.

Словарик

Возможность – это наличие конкретных обстоятельств окружающего мира или индивидуальных свойств человека, которые могут позволить ему реализовать задуманное, если он приложит к этому усилия.

Желание – это стремление к удовлетворению конкретных потребности.

Ограниченные возможности – это неспособность человека совершить определенные действия или заниматься определенной деятельностью ввиду физических и (или) психических недостатков человека.

Инклюзивное образование – это один из процессов изменения общего образования, в котором с помощью специальных методик обеспечивается участие детей с ограниченными возможностями в образовательном процессе совместно с обычными детьми на условиях равного отношения ко всем детям.

Инвалид — лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Инвалидность — социальная недостаточность вследствие на­рушения здоровья со стойкими расстройствами функций организ­ма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимос­ти социальной защиты.

Социальная недостаточность — социальные последствия нару­шения здоровья, приводящие к нарушению жизнедеятельности человека и необходимости его социальной защиты.

Основные категории жизнедеятельности:

· способность к самообслуживанию;

· способность к самостоятельному передвижению;

· способность к обучению;

· способность к трудовой деятельности;

· способность к ориентации во времени и в пространстве;

· способность к общению (установление контактов между людь­ми, переработка и передача информации);

· способность контролировать свое поведение.

Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия при­знания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российс­кой Федерации.

Инвалидность — социальный феномен, от которого не свобод­но ни одно общество. От нарушения трудоспособности, как говорится, не застрахован никто. Цивилизованное общество должно делать все возможное, чтобы люди с тяжелыми нарушениями здо­ровья могли участвовать в экономической и общественной жизни. Это вопрос основных прав человека, обеспечить которые — обя­занность общества, государства и законодательства. Весь вопрос в том, достаточно ли для этого наличных экономических ресурсов.

В немалой степени эффективность соответствующей политики зависит и от масштабов инвалидности в стране, которые обуслов­лены множеством факторов. Это состояние здоровья нации, уро­вень здравоохранения, социально-экономическое развитие, каче­ство экологической среды, историческое наследие, участие в вой­нах и вооруженных конфликтах и т. д. В России все перечисленные выше факторы имеют ярко выраженный негативный вектор, что и предопределяет высокие показатели инвалидности в обществе. В настоящее время численность инвалидов приближается к 10 млн чел. (около 7% населения) и продолжает расти.

Социальная уязвимость инвалидов как специфической группы населения отчетливо прослеживается по всем социальным показа­телям. В сравнении с остальным населением (неинвалидами) их до­ход в возрасте 20 лет и старше ниже в 1,7 раза, занятость в рабо­чих возрастах ниже в 5,5 раза, значительно ниже уровень образо­вания, больше доля одиночек (проживающих отдельно), вдовых, разведенных (разошедшихся) и никогда не состоявших в браке.

Степень социальной ущемленности инвалида во многом зави­сит от возраста. Общая закономерность, зафиксированная после­дней переписью населения, социальное неравенство между инва­лидами и остальным населением проявляется особенно отчетливо в 20—40 лет, затем постепенно ослабевает и в старших возрастах исчезает, а иной раз даже оборачивается некоторым преимуще­ством инвалидов.

Инвалидность — один из опосредующих механизмов социаль­ной дифференциации смертности. Многочисленные исследования социального неравенства в смертности показывают, что уровень дожития социально уязвимых групп населения существенно ниже, особенно в допенсионных возрастах. Из исследований смертности хорошо известна "защитная" функция высокого образовательного ценза и состояния в браке.

С точки зрения брачного статуса, различия между инвалида­ми и остальным населением наиболее велики в молодых бракоспособных возрастах, а к старости исчезают. Не менее контрастны различия между инвалидами и неинвалидами по уровню образова­ния. В возрасте от 20 до 40 лет доля лиц без образования — более чем в 200 раз, а доля лиц с начальным и неполным средним образо­ванием среди инвалидов в 2 раза выше, чем среди неинвалидов. Неграмотные, как показывают материалы переписи, почти состоят из инвалидов. Тенденция к нивелированию различий с воз­растом проявляется в образовании еще более четко, чем в брачном статусе. Разрыв в уровне доходов также максимален в трудоспо­собном возрасте (особенно в 20—39 лет), а начиная с 65 лет он уменьшается.




Постепенное ослабление социальной дифференциации инва­лидности с возрастом может объясняться "селективным" эффектом и изменением гетерогенности населения. Раннюю инвалидность можно рассматривать и как причину, и как признак социального неблаго­получия. В конкретных условиях России 1990-х гг. инвалидность в старших возрастах можно в какой-то степени рассматривать как адаптивное поведение.

Особенность российской селективности проявляется в доступ­ности статуса инвалида, включая информированность о возможно­сти получения инвалидности и выгодах, с этим связанных, доступ­ности медучреждений.

Понятие инвалидности

Инвалид — лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Инвалидность — социальная недостаточность вследствие на­рушения здоровья со стойкими расстройствами функций организ­ма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимос­ти социальной защиты.

Социальная недостаточность — социальные последствия нару­шения здоровья, приводящие к нарушению жизнедеятельности человека и необходимости его социальной защиты.

Основные категории жизнедеятельности:

· способность к самообслуживанию;

· способность к самостоятельному передвижению;

· способность к обучению;

· способность к трудовой деятельности;

· способность к ориентации во времени и в пространстве;

· способность к общению (установление контактов между людь­ми, переработка и передача информации);

· способность контролировать свое поведение.

Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия при­знания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российс­кой Федерации.

Инвалидность — социальный феномен, от которого не свобод­но ни одно общество. От нарушения трудоспособности, как говорится, не застрахован никто. Цивилизованное общество должно делать все возможное, чтобы люди с тяжелыми нарушениями здо­ровья могли участвовать в экономической и общественной жизни. Это вопрос основных прав человека, обеспечить которые — обя­занность общества, государства и законодательства. Весь вопрос в том, достаточно ли для этого наличных экономических ресурсов.

В немалой степени эффективность соответствующей политики зависит и от масштабов инвалидности в стране, которые обуслов­лены множеством факторов. Это состояние здоровья нации, уро­вень здравоохранения, социально-экономическое развитие, каче­ство экологической среды, историческое наследие, участие в вой­нах и вооруженных конфликтах и т. д. В России все перечисленные выше факторы имеют ярко выраженный негативный вектор, что и предопределяет высокие показатели инвалидности в обществе. В настоящее время численность инвалидов приближается к 10 млн чел. (около 7% населения) и продолжает расти.

Социальная уязвимость инвалидов как специфической группы населения отчетливо прослеживается по всем социальным показа­телям. В сравнении с остальным населением (неинвалидами) их до­ход в возрасте 20 лет и старше ниже в 1,7 раза, занятость в рабо­чих возрастах ниже в 5,5 раза, значительно ниже уровень образо­вания, больше доля одиночек (проживающих отдельно), вдовых, разведенных (разошедшихся) и никогда не состоявших в браке.

Степень социальной ущемленности инвалида во многом зави­сит от возраста. Общая закономерность, зафиксированная после­дней переписью населения, социальное неравенство между инва­лидами и остальным населением проявляется особенно отчетливо в 20—40 лет, затем постепенно ослабевает и в старших возрастах исчезает, а иной раз даже оборачивается некоторым преимуще­ством инвалидов.

Инвалидность — один из опосредующих механизмов социаль­ной дифференциации смертности. Многочисленные исследования социального неравенства в смертности показывают, что уровень дожития социально уязвимых групп населения существенно ниже, особенно в допенсионных возрастах. Из исследований смертности хорошо известна "защитная" функция высокого образовательного ценза и состояния в браке.

С точки зрения брачного статуса, различия между инвалида­ми и остальным населением наиболее велики в молодых бракоспособных возрастах, а к старости исчезают. Не менее контрастны различия между инвалидами и неинвалидами по уровню образова­ния. В возрасте от 20 до 40 лет доля лиц без образования — более чем в 200 раз, а доля лиц с начальным и неполным средним образо­ванием среди инвалидов в 2 раза выше, чем среди неинвалидов. Неграмотные, как показывают материалы переписи, почти состоят из инвалидов. Тенденция к нивелированию различий с воз­растом проявляется в образовании еще более четко, чем в брачном статусе. Разрыв в уровне доходов также максимален в трудоспо­собном возрасте (особенно в 20—39 лет), а начиная с 65 лет он уменьшается.

Постепенное ослабление социальной дифференциации инва­лидности с возрастом может объясняться "селективным" эффектом и изменением гетерогенности населения. Раннюю инвалидность можно рассматривать и как причину, и как признак социального неблаго­получия. В конкретных условиях России 1990-х гг. инвалидность в старших возрастах можно в какой-то степени рассматривать как адаптивное поведение.

Особенность российской селективности проявляется в доступ­ности статуса инвалида, включая информированность о возможно­сти получения инвалидности и выгодах, с этим связанных, доступ­ности медучреждений.


В процессе урока учащиеся узнают о том, что инвалидность – это не всегда наследственная и врождённая черта. Причиной инвалидности могут стать повседневные действия и трудовая деятельность человека. Очень важно в нашей жизни каждодневно быть внимательными к проблемам людей с ограниченными возможностями – ведь каждый из нас может оказаться на их месте.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями"

В 2005 году в Лондоне, на Трафальгарской площади, установили памятник женщине, которая ждёт ребёнка. У скульптуры отсутствуют руки и ноги, и это не прихоть скульптора.


Прообразом скульптуры послужила английская художница Элисон Лаппер, родившаяся без рук.

Элисон стала символом человеческой красоты и невероятной жизненной силы.


Данная скульптура свидетельствует об уважительном отношении общества к людям, которые отличаются от нас с вами, о том внимании, которое должно уделять общество людям с ограниченными возможностями.

По оценкам Организации Объединённых Наций, чуть ли не каждый десятый человек на планете земля является инвалидом.

Инвалид – это человек с ограниченными возможностями.

Ежегодно 3 декабря и 5 мая отмечаются Международный день инвалидов и Международный день борьбы за права инвалидов.

Эти даты призваны обратить внимание людей на проблемы, связанные с защитой прав людей с ограниченными возможностями, ведь очевидно, что их право на трудоустройство, доступную инфраструктуру, доступное образование очень часто не соблюдается даже в экономически развитых странах, не говоря уже о странах развивающихся.

В современном мире под инвалидностью принято понимать любое ограничение или отсутствие способности осуществлять какую-либо деятельность в таких рамках, которые считаются нормальными для человека.

Инвалидность не всегда бывает врождённой. Очень часто причиной инвалидности бывает случайность: несоблюдение техники безопасности на рабочем месте, бывает так, что люди падают, ломают ноги, руки. Не следует забывать и о таких случаях, когда в период новогодних праздников вы часто взрываете хлопушки, фейерверки, которые тоже могут привести к печальным последствиям и стать причиной инвалидности.

Согласно данным Министерства труда и социальной защиты, сегодня в нашей стране проживает более двенадцати миллионов людей с ограниченными возможностями.


Легко ли быть инвалидом?

А вы попробуйте налить себе чай с завязанными глазами, обратиться к кому-нибудь только при помощи жестов или подмести пол, поджав одну ногу и крепко прижав одну руку к туловищу.

Запомните эти ощущения, вы их испытывали всего мгновение, а люди с ограниченными возможностями сталкиваются с этим на протяжении всей жизни.

Следует понимать, что потребности людей с ограниченными возможностями мало чем отличаются от потребностей здорового человека.

Они занимаются спортом, ходят по магазинам, получают образование, управляют автомобилем, танцуют, путешествуют и так далее.

Для человека, который попал в подобную ситуацию, главное – не приговорить себя самого, ведь инвалидность – это не приговор.

Сегодня существует множество возможностей для инвалидов. Ведь мир настолько велик, что для каждого в нём предусмотрено место. И даже человек с инвалидностью может жить в нём, не испытывая проблем, и не ощущать себя брошенным на произвол судьбы.

А для таких людей, пожалуй, это намного важнее, чем деньги или слава.

Практически во всех странах мира инвалиды пользуются поддержкой со стороны государства.

Важной задачей любого государства и всех граждан является оказание помощи таким людям в реализации своих ежедневных потребностей.

Важнейшим условием и средством обеспечения инвалидам равных возможностей для участия в жизни общества является формирование безбарьерной, доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.


В ходе реализации данной программы предполагается обеспечить людям с ограниченными возможностями:

· беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры;

· беспрепятственное пользование транспортом и транспортными коммуникациями;

· беспрепятственный доступ к средствам связи и информации;

· беспрепятственное получение инвалидами социальных услуг;

Государство прикладывает немало усилий для создания такой среды. Взять, например, обычные деньги: каждая купюра помечена специальными символами, которые можно пощупать. Благодаря этому инвалиды по зрению могут различать номиналы денежных купюр.

Многие административные здания, больницы, магазины, банки оборудованы пандусами для инвалидов-колясочников, а подземные переходы и станции метро – специальными лифтами-подъёмниками. Подобные устройства должны устанавливаться во всех местах, которые посещают люди с ограниченными возможностями, например, в бассейнах.

Во многих регионах есть специальный транспорт для перевозки людей с ограниченными возможностями.

Для людей с инвалидностью разрабатываются специальные программы для их обеспечения и трудоустройства. На многих предприятиях создаются специальные рабочие места для людей с разными группами инвалидности.

Конечно, это всё не работает так безупречно, но ещё пару лет назад помощь государства ограничивалась выплатой социальных пособий и курсами реабилитации, и многое из этого было просто недоступно.

Людей с ограниченными возможностями по праву можно назвать людьми с сильным характером, сильными личностями. Ведь несмотря на то, что их возможности ограничены, сломать их не так легко.

Можно привести множество примеров того, как инвалиды достигали выдающихся результатов, на которые не были способны полноценные граждане.

Например, серб Ник Вуйчич. Он родился с редким наследственным заболеванием, в результате чего у него нет ни рук, ни ног.


Переживая по поводу своей инвалидности в детстве, он научился жить с этим, делясь своим опытом с окружающими и став всемирно известным мотивационным спикером. Ник женат и имеет двоих детей.

Его выступления обращены к детям и молодёжи (в том числе и с ограниченными возможностями). Ник призывает искать смысл жизни и развивать свои способности.

Ещё одним примером может быть английский физик-теоретик и популяризатор науки – Стивен Хокинг.


Несмотря на полный паралич, Стивен Хокинг активно занимается наукой, пишет научные статьи, участвует в конференциях и съёмках научно- популярных передач, где является не только ведущим, но и автором сценариев. Многие его открытия заставили учёных пересмотреть свои взгляды.

В две тысячи седьмом году на специальном самолёте он совершил полёт в невесомости.

Согласитесь, что многим из нас, людям с неограниченными возможностями, остаётся только мечтать об этом.

Наверное, самым выдающимся примером стойкости и силы воли для нас с вами является российская параолимпийская сборная, которая неизменно занимает первые места и выступает не хуже, чем главная олимпийская команда.


На зимних и летних параолимпийских играх российскими спортсменами была выиграна 421 медаль, из которых 145 – золотые.

Инвалидность – это не всегда наследственность и врождённая черта. Причиной инвалидности могут стать повседневные действия и трудовая деятельность человека. Очень важно в нашей повседневной жизни быть внимательными к проблемам людей с ограниченными возможностями, ведь каждый из нас может оказаться на их месте.


Ответ : Человек с ограниченными возможностями имеет такие же человеческие потребности.

Но для удовлетворения обычных потребностей в передвижении, в признании, в самоутверждении, и элементарном удовлетворении голода и наличии жилья нужны определенные условия.

Объяснение : ООН приводит такие цифры : каждый 10ый человек на планете является человеком с ограниченными возможностями.

Несмотря на то, что это число довольно большое, условия для нормальной жизни людей с ограниченными возможностями есть далеко не везде.

Дружелюбная среда – это не только понимающие окружающие, которые помогают во всем, это также создание таких условий со стороны государства, который позволят человеку с ограниченными возможностями получать ту же услугу, которая предусмотрена для остальных граждан.

Для людей с ограниченными возможностями должны быть преспособлены все улицы во всем городах, все жилые и нежилые здания, транспорт, и все, что только есть в населенных пунктах.

Доступна должна быть и информация, книги через субтитры, штрифты и прочее.

Театры, спортивные залы, выставки и рестораны – все должно быть доступно для людей с ограниченными возможностями, потому что у них есть такие же потребности, как и у остальных людей.

У пожилой женщины было два кувшина, с которыми она каждый день ходила по воду. Набирая два полных кувшина, она вешала их на коромысло, но приносила домой всегда лишь полтора. В одном кувшине была небольшая трещина, и половина воды по дороге домой из него выливалась.

Целый кувшин был очень доволен собой, а кувшин с трещиной постоянно стыдился своего недостатка. Ему было очень жаль женщину, поэтому, однажды он сказал ей:

- Прости, что из меня вытекает половина воды, пока ты идешь домой. Я ничего не могу с этим поделать.

Но мудрая женщина только улыбнулась:

- А заметил ли ты, что с твоей стороны дороги я засеяла прекрасные цветы, а с другой стороны – нет? С твоей помощью я поливаю их каждый день. А они каждый день радуют мои глаза и душу. Если бы не ты, всей этой красоты просто не было бы. У каждого из нас есть свои странности и недостатки. Но есть особенности и трещины, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нем хорошее.

О чем эта притча, как вы думаете?

В настоящее время образование детей с ОВЗ – одна из актуальных проблем современного образования. В России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей, из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ОВЗ, отмечается и тенденция комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.

Кто такие дети с ОВЗ? Прочитайте слова синонимы (раздать листочки)

(Дети с ОВЗ - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети - инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.)

Дети с ОВЗ: дети с нарушением слуха; зрения; речи; с нарушением опорно-двигательного аппарата; с ЗПР; с нарушением поведения и общения; с УО; дети с комплексными нарушениями психофизического развития ( сложными дефектами: слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Какие потребности этих детей?

Во первых, основные потребности, связанные с организацией образовательного процесса.

• Для этого требуется компетентность специалистов; (Уч. - логопед, педагог психолог, физ. инстр., муз. рук.)

• индивидуализация образовательного маршрута, комплексное психолого-педагогическое сопровождение;

доступная образовательная мотивирующая среда: эмоциональный контакт с педагогом; толерантное, доброжелательное отношение со стороны всех участников образовательного процесса; использование в процессе обучения дидактических и учебных материалов, видов деятельности, к которым ребенок испытывает интерес; дополнительное поощрение и подкрепление.

Во вторых, основные потребности, связанные с адаптацией содержания программы:

а) это индивидуализация содержания. Для этого я провожу индивидуальные занятия, на комбинированной (логопедической) группе, 2-3 раза в неделю; фронтальные 4 раза в неделю; индивидуальные консультации с родителями 2-3 раза в месяц;

б) потребность детей в коммуникативном общении, социальном взаимодействии, социально-бытовых навыков, усвоение социальных норм поведения и т. д.)

В третьих ОП, связанные с адаптацией способов подачи материалов:

а) доступность подачи способов материала (трудность в переработке слухоречевой информации, понимания абстрактных понятий).

Поэтому мне необходимо адаптировать способы объяснения: использовать упрощенную речь и наглядные средства, упрощённые инструкции без двойных требований (например, слушай или аккуратно рисуй, т. к. длинные могут вызвать трудности у этих детей.

( Способы упрощения инструкции: наглядная демонстрация действия; разбивка на части.)

В четвертых ОП, связанные с преодолением трудностей в развитии, социализации и адаптации:

- формирование навыков самообслуживания;

- выработка поведения; социального взаимодействия и развития коммуникации;

- формирование представлений об эмоциях.

Чтобы обеспечить эти все потребности необходимо сопровождение и коррекционная работа специалистов.

Какие специальные условия необходимы для детей с ОВЗ?

Специальные условия : технологии, способы, методы, программы, учебники, пособия, мотивирующая среда и другие средства.

Чтобы реализовать потребности необходимы условия воспитания и обучения детей с ОВЗ : Я считаю, что первым необходимым условием является

• Создание охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие всех видов детской деятельности (в детском саду есть кабинеты специалистов, соблюдение режима, созданы и реализуются АООП для ЗПР, ТНР).

• Мы используем разные формы организации коррекционно – развивающей работы: групповые, подгрупповые, индивидуальные.

• Оснащение детского сада специальным оборудованием по классификации детей с ОВЗ.

В своей работе использую доступные методы: наглядные, словесные, практические.

• Включаю в работу инновационные технологии, (квет, песочная терапия, ИКТ, проектная деятельность.

• Чтобы все потребности решать, необходимо повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с ОВЗ. В нашем детском саду команда состоит из: педагога, педагога-психолога, учителя - логопеда, старшего воспитателя, муз. руководителя, физ. инстр. проходят курсы повышения квалификации и делятся опытом.

В нашем детском саду разработана так же нормативная база регламентирующая деятельность образовательной организации в части обучения и воспитания детей с ОВЗ

положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) с приложением (приказ о создании ПМПк, приказ о составе ПМПк на начало нового учебного года, должностные обязанности членов ПМПк и др.);

договор с родителями детей с ОВЗ;

положение о разработке и реализации индивидуального учебного плана, который обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

положение о разработке и реализации адаптированной образовательной программы и т. д.

Заключение: Именно комплекс всех условий позволяет сделать образовательный процесс для каждого ребенка не только эффективным, но и комфортным - адаптированным под его личные возможности и потребности.

Читательский дневник как средство формирования духовной потребности к книге

Читательский дневник как средство формирования духовной потребности к книге Читательский дневник - как средство формирования духовной потребности к книге. Книга-верный, Книга-первый, Книга-лучший друг ребят. Нам.

Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни во время летней оздоровительной кампании

Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни во время летней оздоровительной кампании Цель: Организовать во время летней оздоровительной компании укрепление здоровья детей средствами физической культуры. Развивать навыки направленной.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Сотрудничество с родителями детей, имеющих особые потребности

Сотрудничество с родителями детей, имеющих особые потребности Среди множества проблем, касающихся детей с ограниченными возможностями здоровья, проблема работы с семьями таких детей занимает основное.

Условия организации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях ДОУ Дошкольное детство-пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Дети стремятся к общению с искусством музыки, находя.

Читайте также: