Какие основные открытия свершились в науке и искусстве в эпоху возрождения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Искусство.

При теоцентризме и аскетизме средневековой картины мира искусство в средние века служило прежде всего религии, передавая мир и человека в их отношении к Богу, в условных формах, было сосредоточено в пространстве храма. Ни видимый мир, ни человек не могли быть самоценными предметами искусства. В 13 в. в средневековой культуре наблюдаются новые тенденции (жизнерадостное учение Св. Франциска, творчество Данте, предтечи гуманизма). На вторую половину 13 в. приходится начало переходной эпохи в развитии итальянского искусства – Проторенессанса (длилась до начала 15 в.), подготовившей Ренессанс. Творчество некоторых художников этого времени (Дж. Фабриано, Чимабуэ, С.Мартини и др.), вполне средневековых по иконографии, проникается более жизнерадостным и светским началом, фигуры приобретают относительный объем. В скульптуре преодолевается готическая бесплотность фигур, снижается готическая эмоциональность (Н.Пизано). Впервые отчетливо разрыв со средневековыми традициями проявился в конце 13 – первой трети 14 в. во фресках Джотто ди Бондоне, который ввел в живопись чувство трехмерного пространства, писал фигуры более объемными, больше внимание уделял обстановке и, главное, проявил особенный, чуждый экзальтированной готике, реализм в изображении человеческих переживаний.

Родоначальником Раннего Возрождения считается флорентийский живописец Мазаччо, подхвативший традицию Джотто, добившийся почти скульптурной осязаемости фигур, использовавший принципы линейной перспективы, ушедший от условности изображения обстановки. Дальнейшее развитие живописи в 15 в. шло в школах Флоренции, Умбрии, Падуи, Венеции (Ф.Липпи, Д.Венециано, П. дела Франческо, А.Паллайоло, А.Мантенья, К.Кривели, С.Боттичелли и многие др.). В 15 в. рождается и развивается ренессансная скульптура (Л.Гиберти, Донателло, Я. делла Кверча, Л. делла Роббиа, Верроккьо и др., Донателло впервые создал самостоятельно стоящую, не связанную с архитектурой круглую статую, первым изобразил обнаженное тело с выражением чувственности) и архитектура (Ф.Брунеллески, Л.Б.Альберти и др.). Мастера 15 в. (прежде всего Л.Б.Альберти, П. делла Франческо) создали теорию изобразительных искусств и архитектуры.

Около 1500 в творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне, Тициана итальянская живопись и скульптура достигли своей наивысшей точки, вступив в пору Высокого Возрождения. Созданные ими образы совершенно воплощали человеческое достоинство, силу, мудрость, красоту. В живописи была достигнута небывалая пластичность и пространственность. Архитектура достигла своей вершины в творчестве Д.Браманте, Рафаэля, Микеланджело. Уже в 1520-е в искусстве Центральной Италии, в искусстве Венеции в 1530-е, происходят перемены, означавшие наступление Позднего Возрождения. Классический идеал Высокого Возрождения, связанный с гуманизмом 15 в., быстро утратил свое значение, не отвечая новой исторической обстановке (потеря Италией своей независимости) и духовному климату (итальянский гуманизм стал более трезв, даже трагичен). Творчество Микеланджело, Тициана обретает драматическую напряженность, трагизм, иногда доходящий до отчаянья, сложность формального выражения. К Позднему Возрождению можно отнести П.Веронезе, А.Палладио, Я.Тинторетто и др. Реакцией на кризис Высокого Возрождения было возникновение нового художественного течения – маньеризма, с его обостренной субъективностью, манерностью (часто доходящей до вычурности и жеманности), порывистой религиозной одухотворенностью и холодным аллегоризмом (Понтормо, Бронзино, Челлини, Пармиджанино и др.).

 © DeA Picture Library/A. De Gregorio ТИНТОРЕТТО. САРНЦО ПРИНОСИТ ПОБЕДУ ВЕНЕЦИАНЦАМ НАД АРДЖЕНТОЙ
 IGDA/G. Dagli Orti ПАОЛО ВЕРОНЕЗЕ. БРАК В КАНЕ. 1562–1563. Лувр, Париж
 IGDA/G. Dagli Orti АНЬОЛО БРОНЗИНО. ПОРТРЕТ ИЗАБЕЛЛЫ МЕДИЧИ. 1542. Галерея Уффици, Флоренция. 1562–1563. Лувр, Париж
 IGDA БЕНВЕНУТО ЧЕЛЛИНИ. ПЕРСЕЙ
 Archivio I.G.D.A. ПАРМИДЖАНИНО. РАБЫНЯ-ТУРЧАНКА

 IGDA ИЕРОНИМУС БОСХ. САД ЗЕМНЫХ НАСЛАЖДЕНИЙ. Левая створка триптиха.
 IGDA/G. Dagli Orti ЖАН ФУКЕ. ПЬЕТА ИЗ НУАНА. Левая створка триптиха.

 IGDA АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР. ПОРТРЕТ ОТЦА
 IGDA/Bulloz ГАНС ГОЛЬБЕЙН МЛАДШИЙ. АННА КЛЕВСКАЯ
 IGDA/G. Dagli Orti МАТТИАС ГРЮНЕВАЛЬД. Правая створка Изенхеймского алтаря с изображением Воскресения Христа. 1511–1516. Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция.

Наука.

Важнейшим условием масштабности и революционности достижений науки Возрождения было гуманистическое мировоззрение, в котором деятельность по освоению мира понималась как составляющая земного предназначения человека. К этому нужно добавить возрождение античной науки. Немалую роль в развитии сыграли нужды мореплавания, применения артиллерии, создания гидросооружений и т.п. Распространение научных знаний, обмен ими между учеными были бы невозможны без изобретения книгопечатания ок. 1445.

Важнейшим научным событием 16 в. стала коперниковская революция в астрономии. Польский астроном Николай Коперник в трактате Об обращении небесных сфер (1543) отверг господствовавшую геоцентрическую птолемеевско-аристотелевскую картину мира и не только постулировал вращение небесных тел вокруг Солнца, а Земли еще вокруг своей оси, но и впервые подробно показал (геоцентризм как догадка родился еще в Древней Греции), как исходя из такой системы можно объяснить – гораздо лучше, чем ранее – все данные астрономических наблюдений. В 16 в. новая система мира, в целом, не получила поддержки в научном сообществе. Убедительные доказательства истинности теории Коперника привел только Галилей.

Опираясь на опыт, некоторые ученые 16 в (среди них Леонардо, Б.Варки) высказывали сомнение относительно законов аристотелевской механики, безраздельно господствовавшей до того времени, но своего решения проблем не предложили (позже это сделает Галилей). Практика применения артиллерии способствовала постановке и решению новых научных проблем: Тарталья в трактате Новая наука рассмотрел вопросы баллистики. Теорией рычагов и весов занимался Кардано. Леонардо да Винчи стал основоположником гидравлики. Его теоретические изыскания были связаны с устройством им гидросооружений, проведением мелиоративных работ, строительством каналов, усовершенствованием шлюзов. Английский врач У.Гилберт положил начало изучению электромагнитных явлений, опубликовав сочинение О магните (1600), где описал его свойства.

Критическое отношение к авторитетам и опора на опыт ярко проявились в медицине и анатомии. Фламандец А.Везалий в своем знаменитом труде О строении человеческого тела (1543) подробнейше описал тело человека, опираясь при этом на свои многочисленные наблюдения при анатомировании трупов, подвергнув критике Галена и других авторитетов. В начале 16 в. наряду с алхимией возникает ятрохимия – врачебная химия, разрабатывавшая новые лечебные препараты. Одним из ее родоначальников был Ф. фон Гогенгейм (Парацельс). Отвергая достижения предшественников, он, по сути, не ушел далеко от них в теории, но как практик ввел ряд новых лекарственных препаратов.

В 16 в. получили развитие минералогия, ботаника, зоология (Георг Бауэр Агрикола, К. Геснер, Чезальпино, Ронделэ, Белона), которые в эпоху Возрождения были на стадии собирания фактов. Большую роль в развитии этих наук играли отчеты исследователей новых стран, содержавшие описания флоры и фауны.

Наука эпохи Возрождения слабо затронула производительные силы, развивавшиеся по пути постепенного совершенствования традиции. В то же время успехи астрономии, географии, картографии послужили важнейшей предпосылкой Великих географических открытий, приведших к коренным изменениям в мировой торговле, к колониальной экспансии и революции цен в Европе. Достижения науки эпохи Возрождения стали необходимым условием для генезиса классической науки Нового времени.

Достижения эпохи Возрождения

Достижения человечества

Характеристика эпохи Возрождения

Огромное значение эпохи Возрождения нельзя недооценивать. Этот период истории сменил Средние века, он ознаменовался интересом к достижениям античности в области культуры и науки, и он отметился особенно заметным прогрессом в области естествознания. Ренессанс совпал с зарождением капитализма и Великими географическими открытиями, и этот процесс облегчался распространением нового мировоззрения, меньше скованного церковными догматами. Весьма специфичной особенностью науки Возрождения была её тесная связь с искусством, и преодоление религиозно-мистических абстракций и догматизма Средневековья протекало в искусстве и науке одновременно.

Достижения эпохи Возрождения кратко

Характеристика эпохи Возрождения кратко

Все достижения эпохи Возрождения стали возможны в первую очередь благодаря глубоким изменениям общественных отношений в Европе, которые привели к возникновению новой культурной парадигмы. Выросло влияние сословий, не задействованных в устаревших феодальных взаимоотношениях – этому поспособствовал рост итальянских городов-республик, отчасти именно поэтому Ренессанс начался именно в Италии. Первые признаки Возрождения там были заметны уже в 13-14 веках, но датой начала этой эпохи считается 1420 год.

Реформа управления Петра I

Реформа государственного управления Петра I. Причины, итоги, значение, таблица, суть кратко.

Этапы русско-японской войны

Этапы русско-японской войны 1905-1907 кратко в таблице. Основные события.

Изобретения и достижения эпохи Возрождения

Культурные достижения эпохи Возрождения

Культурные достижения эпохи Возрождения кратко

План урока:

Что такое Возрождение, отличительные особенности эпохи

Возрождение (Ренессанс) – это особенный период в истории Европы, продолжавшийся с 14 по 17 век, представляющий собой время расцвета культуры, науки, искусства.

Свое название эпоха получила за стремление европейцев к возрождению античных ценностей (в искусстве, философии, науке, политике). Однако творцы эпохи Возрождения не стремились к возврату в прошлое, во времена античности, они старались сотворить нечто новое, вдохновляясь античными идеалами.

Открытие новых земель, образование централизованных монархий, развитие торговли, зарождение капиталистических отношений, рост числа городов – непосредственно воздействовали на духовный мир человека, меняли его мировоззрение, расширяли его кругозор. Вместо традиционного для Средневековья интереса к загробному миру, человек стал интересоваться познанием окружающего пространства и самого себя. Человек эпохи Возрождения жаждал великих открытий и свершений, наслаждался красотой природы, стремился познать возможности человеческого разума.

Отличительные черты эпохи Возрождения:

Произошел отказ от многих средневековых представлений о мире (например, от утверждения, что Земля плоская). Мыслители Ренессанса больше не полагались на фантазии и догадки, принимали за истину только знания проверенные на опыте. Это стало возможно благодаря новым техническим изобретениям (таким как астролябия, телескоп, барометр), развитию науки (географии, медицины, астрономии, механики).

  1. Главным объектом познания становится человек.

В период Средневековья все внимание общества было приковано к загробной жизни, но с 16 века начинается процесс обмирщения сознания–общество утрачивает интерес к религиозной жизни и стремится к достижению счастья здесь и сейчас на этой земле. В центре внимания философов, ученых, художников оказывается человек: его тело и разум, внутренний мир.

  1. Утверждаются принципы гуманизмамировоззрение, признающее человека и его жизнь высшей ценностью в обществе.
  2. Возрождаются идеалы античности: стремление к гармонии материального и духовного, культ красивого человеческого тела, рациональный тип мышления и прочие.
  3. Культура и наука постепенно освобождаются от власти религии.

В Средневековье отвергались любые научные знания, которые противоречили текстам Священных писаний. Даже в эпоху Раннего Возрождения ученых, посмевших перечить авторитету церкви, сжигали на костре (Например, Джордано Бруно). Однако постепенно, с ослаблением всевластия церкви, деятели науки и искусства обретали творческую свободу.

Запоминаем новые слова!

Астролябия – астрономический прибор для определения широты и долготы небесных тел.

Гуманисты эпохи Возрождения

Основными идеями эпохи Возрождения, стали идеи гуманизма:

  • признание человека в качестве высшей ценности;
  • повышенное внимание к развитию человеческого таланта, возможностей его разума;
  • воспевание красоты человеческого тела;
  • внимание к насущным проблемам общества, повседневной жизни человека.

Ученых, мыслителей, философов, разделявших данные идеи стали называть гуманистами.

Наиболее известные гуманисты эпохи Возрождения: Франческо Петрарка, Эразм Роттердамский, Франсуа Рабле, Томас Мор.

Франческо Петрарка – итальянский поэт, живший с 1304 по 1374 год, вошедший в историю как родоначальник гуманизма. Петрарка впервые выразил интерес к человеку, представил его центральным объектом познания философии, истории, литературы. Петрарка считал, что человек непременно должен узнать смысл своей жизни, собственного существования, в чем ему должны помогать философия и наука.

Томас Мор – английский гуманист, юрист и философ, живший с 1478 по 1535 год. Томас получил высшее образование, долгие годы изучал право и стал прекрасным юристом. При дворе короля Томас заслужил высшую должность в государстве- пост лорда-канцлера.

Искусство Возрождения

Ренессанс стал временем расцвета художественного творчества, породил знаменитых гениев Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Альбрехта Дюрера, Рафаэля Санти и многих других. Художественное искусство Ренессанса отличалось от Средневекового следующими особенностями:

  1. Художники научились передавать объем на своих картинах, пейзажи и все объекты на полотнах стали выглядеть объемно, трехмерно.
  2. Помимо религиозных сюжетов живописцы стали изображать сцены природы и обыкновенных людей (раньше изображали в основном только святых). Пейзаж и портрет выделились как самостоятельные виды живописи.
  3. В творчестве большинства художников прослеживались идеалы античности, культ красоты человеческого тела.

Самым сложным и грандиозным проектом, который удалось реализовать гению Возрождения, стала роспись Микеланджело Сикстинской капеллы. Более четырех лет трудился Микеланджело над росписью потолка знаменитой папской часовни в Ватикане. Он писал фрески без перерыва на отдых, спал менее 5 часов в сутки, но выполнил свою работу в рекордно короткие сроки. Микеланджело прожил целых 89 лет, когда средняя продолжительность жизни в Европе едва доходила до 40 лет.

Наука

Изобретение книгопечатания, Великие географические открытия, технические новинки - стимулировали развитие науки в эпоху Возрождения. У людей возрастала любознательность, они стремились узнать больше об окружающем мире, наблюдали за явлениями природы.

Научные открытия эпохи Возрождения:

  1. Николай Коперник, с помощью астрономических приспособлений и вычислений доказал что Земля вертится вокруг своей оси и вокруг Солнца. Учение Николая Коперника опровергло Средневековую научную картину мира, согласно которой Земля являлась неподвижной.
  2. Развил теорию Николая Коперника Джордано Бруно, заявив, что вселенная бесконечна, состоит из множества небесных тел, которые зарождаются и умирают, как и живые существа. За данные идеи церковный суд приговорил Джордано Бруно к казни, в 1600 году он был сожжен на костре.
  3. Галилео Галилей изобрел телескоп, благодаря использованию которого он смог наблюдать спутники Юпитера, пятна на Солнце, горы на Луне. Кроме того, знаменитый ученый сформулировал закон падения тел и движения маятника. Учение Галилео Галилея подтверждало идеи Николая Коперника и Джордано Бруно.

Используя новые идеи и открытия, Исаак Ньютон завершил создание научной картины мира эпохи Ренессанса. Он доказал, что природа подчиняется законам механики, открыл закон всемирного тяготения.

В науке все ещё ведутся споры о том, когда в истории человечества закончились средние века. Однако искусствоведы и культурологи считают, что завершение тысячелетнего периода европейского средневековья произошло на рубеже XIII–XIV веков в Италии, где в это время началась одна из интереснейших эпох в человеческой культуре получившая название Возрожде́ние или Ренесса́нс (от фр. renaissánce).

Почему же этот период назвали Ренессанс , и что способствовало его зарождению на итальянской земле? Дело в том, что Италия, в отличие от других западноевропейских стран имела более древнюю историю – она являлась центром некогда могущественного государства - Древний Рим.

Архитектурные и исторические памятники, сохранившиеся от эпохи расцвета Римской Империи, всё ещё стояли на этой земле, поражая воображение средневековых европейцев своими масштабами, величием, соразмерностью, красотой и гармонией пропорций. То тут, то там, периодически находились римские, а иногда и греческие статуи. А из соседних, граничащих с Италией, стран (сначала Византии, а затем Турецкой Империи) в Европу проникали научные и философские труды античных авторов (часто в виде переводов с арабского языка).

Необходимо отметить, что, разумеется, религия сохраняла свои позиции, и гуманисты Ренессанса не отрицали идею существования и могущества Бога, но, вдохновляясь трудами античных философов, утверждали идею богоравенства человека , его особую роль в мироздании, обусловленную наличием разума и воли .

Так итальянский мыслитель эпохи Возрождения Пи́ка де́лла Мирандо́ла (1463–1494) в одном из своих трудов говорит от лица Господа о возможностях, полученных человеком свыше:

Основные достижения эпохи Возрождения

Благодаря идеям гуманизма, человек начинает освобождаться от церковных запретов и догм, получает моральное право на сотворчество с Богом в преобразовании мира и самого себя. Вместе с тем, он ощущает возрастающую потребность в реализации новых возможностей, в первую очередь - в научном познании мира .

Перечислим лишь некоторые из значительных достижений науки и техники эпохи Ренессанса:

Такое количество открытий, заставляло человека думать, что ему подвластно всё, и что ещё чуть-чуть, и он с помощью собственного разума и воли откроет все тайны земли и неба.

Это внушало мысль о собственной значимости и, буквально, переворачивало в сознании выработанные церковью представления о мире, вселенной и, собственно, человеческих возможностях. Именно поэтому культура и искусство Возрождения, при сохранении важнейших религиозных традиций, тем не менее, приобретают всё более све́тский характер .

Ощущение свободы от контроля церкви, над человеческой личностью и разумом, словно захлестнуло людей, жажда знаний стала характерной чертой эпохи. Выдающиеся умы Ренессанса, в попытках постичь тайны природы и её законов, буквально хотели объять необъятное.

Это породило такую характерную черту Возрождения, как массовое появление разносторонних, универсальных личностей – людей, весьма успешно занимавшихся деятельностью одновременно в нескольких научных и творческих отраслях. Типичным примером человека эпохи Возрождения является Леонардо да Винчи (1452–1519) , прославившийся не только как великий художник, но и как великий ученый-теоретик, и инженер-изобретатель.

Расцвет изобразительных искусств

Эта же тяга к познанию окружающего мира и, собственно, человека, стала причиной того, что Ренессанс становится расцветом живописи , не занимавшей до этого времени сколько-нибудь заметного положения, в соцветии искусств Западной Европы.

Желание познать окружающий мир и отобразить его таким, каков он есть, с присущей ему материальностью и объёмом, привело к отказу от следования средневековым иконографическим канонам, выработанным ещё в Византии ( Византийская иконопись. Как начать её понимать ), и созданию принципиально иного художественного языка.

Главным же достижением новой живописи стало открытие линейной перспекти́вы (её ещё называют геометрической или правильной, в отличие от средневековой – обратной). Впервые её научное обоснование дали итальянские учёные-математики и архитекторы Фили́ппо Брунелле́ски (1377–1446) и Лео́н Батти́ста Альбе́рти (1404–1472) .

Это же открытие, теперь, позволяло живописцам изображать объёмными и тела людей в любых, даже весьма сложных позах, разворотах и положениях, то есть писать в ра́курсе - с перспективными сокращениями частей тел .

Именно попытка запечатлеть мир, где горделиво царствует человек, причём, запечатлеть его объективно и максимально точно, таким, как бы мы увидели его в зеркало, приводит к расцвету живописи и появлению великого множества одарённейших художников.

Исследователей культуры эпохи Возрождения поражает тот факт, что, пожалуй, ни одна художественная эпоха не давала миру, в столь короткий срок, такого количества гениев и талантов, причём, большая часть из которых жили и работали примерно в одно время и в одном месте!

Приведём слова искусствоведа Е. Яйленко:

И неслучайно, практически все, кто пишет и говорит об этом историко-художественном периоде, приводят слова немецкого философа Ф. Энгельса, который абсолютно точно смог выразить то главное, чем так важна и неповторима была эта эпоха в истории человеческой культуры:

Периодизация искусства и культуры Возрождения

Поскольку родиной Ренессанса, его колыбелью и творческой лабораторией была Италия, то в истории искусства получили распространение итальянские названия, обозначающие столетия:

  • Проторенесса́нс, или предвозрождение – конец XIII–XIV века – трече́нто (трехсотые годы);
  • Раннее Возрождение – XV век – кватроче́нто (четырёхсотые годы);
  • Высокое Возрождение – последнее десятилетие XV век – первая треть XVI вева – чинквиче́нто (пятисотые годы);
  • Позднее Возрождение – вторая половина XVI века.

Со временем, идеи гуманизма из Италии проникли и в соседние с ней европейские страны – Германию, Нидерланды, Францию, Англию, что повлияло на развитие их искусства и культуры. Время культурного и творческого подъема, лежащих к северу от Италии государств (конец XV–XVI вв.), принято называть Северным Возрождением.

О том, как началось Возрождение в искусстве Италии, его первых представителях читайте в следующей статье. А сейчас предлагаю посмотреть видео на моем youtube-канале :

Если понравилась статья, то не забудьте поставить ей лайк, и подпишитесь на канал. Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.

Читайте также: