Какие основные изменения произошли в управлении страной после губернской реформы кратко

Обновлено: 04.07.2024

Ликвидация местничества и кормления, позволила выбирать лиц на управление в зависимости не от знатности рода, а от личных качеств. А так же страна была поделена на Губрении - Уезды - Дистрикты.

Несмотря на то, что губернская реформа призвана была упорядочить функции административных и судейских органов, а так же предоставить возможность выборности некоторых должностей - по факту произошло лишь увеличение числа чиновников.

Соответственно - увеличились расходы на взятки, там где раньше давали одному чиновнику - теперь сидело трое-четверо.

Кроме того, губернская реформа проводилась без учета сложившихся национальных и культурных особенностей старых губерний, что вызывало недовольство корренного населения.

Несмотря на заявляемую независимость новой судебной системы, генерал-губернатор имел возможность приостановить исполнение решения суда и лично подписывал приказы о казнях.

Усилила власть губернаторов и, разукрупнив территории, упрочила положение административного аппарата на местах. С той же целью создавались специальные полицейские, карательные органы и преобразовывалась судебная система

1.православие.2.кто хотел достичь в жизни большего 3.численность жителей 4. не хотелось раскола в обществе 5. правил Папа

2. Китай зачастую называют одной из самых древних цивилизаций в мире. Некоторые из исторических достопримечательностей, созданные на заре китайской цивилизации, ученые датируют 6000 годом до н.э.

3. Китайский язык – один из самых древних, до настоящего времени использующихся в мире.

4. Китай – четвертая страна в мире по занимаемой территории (после России, Канады, США). Площадь страны составляет 3 179 275 км2 (эта цифра лишь немногим уступает аналогичному показателю США). Протяженность границ с другими государствами превышает 189 000 км. Вблизи китайского побережья расположено более 5000 островов.

5. Китай – одна из самых густонаселенных стран. Каждый пятый человек в мире – китаец. По состоянию на июль 2009 года, население страны составляло 338 612 968 человек. Это в 4 раза больше, чем количество людей, проживающих в США.

Губернская реформа, проведенная Екатериной Великой, укрепила вертикаль власти и увеличила количество губерний. Во главе территориальных единиц стояли генерал-губернаторы, которые подчинялись непосредственно Сенату и императрице.

Губернская реформа Екатерины II

C 1775 по 1785 год проводилось масштабное преобразование устройства Российской империи. Губернская реформа Екатерины II включала в себя увеличение количества губерний с одновременным образованием генерал-губернаторств, объединявших по несколько губерний. Если сравнить с современными реалиями, то генерал-губернаторство подобно федеральному округу. Проведение губернской реформы включало в себя административные и судебные преобразования.

Причины и предпосылки преобразований

Как принято в России при любом правлении, изменения были направлены на усиление вертикали власти. Но одновременно больше прав давалось местному самоуправлению на уровне городов и уездов.

Реформа проводилась после подавления Крестьянской войны под руководством Пугачева 1773-1775 гг., которая послужила одним из катализаторов преобразований.

Значение новых порядков было в том, что они должны были снизить недовольство правительством на местах, передав часть властных полномочий провинции. С другой стороны, Петербург мог быстрее реагировать в случае угрозы новых восстаний.

В чем заключалась реформа

Губернии разукрупнялись. Критерием их становилось количество податных душ. Сложившиеся исторические границы между народами, географическое разделение, экономические связи с расчет не принимались.

Несколько губерний входили в генерал-губернаторство. Генерал-губернатор назначался Сенатом. Он обладал широкими полномочиями, являясь представителем императрицы. Именно ему подчинялись войска, расположенные в зоне его ответственности.

Каждое сословие получало свою вертикаль управляющих, судебных органов. Отдельно для дворян, мещан, крестьян.

У местных органов власти четко определялись границы их полномочий.

Рис. 1. Схема преобразований

Административные изменения

Образовывалась четкая вертикаль власти. Высшим органом выступало генерал-губернаторство с генерал-губернатором во главе. Ему подчинялись губернаторы, управлявшие губерниями, которые делились на уезды.

Каждая губерния имела населения в 350-400 тысяч податных душ и разделялась на 10-12 уездов.

Уезд населяло 20-30 тысяч душ, его центром служил город. Так как городов было намного меньше, то этот статус получили ряд деревень. Многие из них и через десятки лет остались сельскими поселениями, только формально имеющими городской статус.

Последнее служило темой для шуток даже много позднее. Например, подобной деревней, формально считавшейся городом, являлся Миргород, над чем подшучивал Н. В. Гоголь в своих произведениях.

Рис. 2. Заседание уложенной комиссии в 1767 году

Для улучшения управления на провинциальном уровне появился ряд новых учреждений и должностей.

Новые должности и институты:

  • Городничий. Главное лицо в городе. Отвечал за поддержание общественного порядка, руководил за полицией, вел надзор за другими учреждениями. Избирался местными дворянами.
  • Выделение города как административной единицы. Отныне центр уезда становился самостоятельной единицей. Крупные поселения разделялись на части, которые делились на кварталы. За порядок в каждом квартале отвечали квартальные надзиратели, подчинявшиеся частным приставам.
  • Капитан-исправник. Главное лицо в уезде, выбираемое дворянством. Управлял уездной полицией и был председателем в земском суде.
  • Казенная палата. Отделение министерства финансов. Ведала сбором налогов в уезде, распределением и контролем над финансовыми средствами. Контролировала результат хозяйственных начинаний градоправителя.
  • Приказ общественного призрения. Впервые появившееся образование, которое контролировало школы, богоугодные заведения: приюты, госпитали.

Рис. 3. Визит Екатерины II в Казань

Судебная часть реформы

Самой сложной представляется судебная реформа 366 Екатерины II. Разделение судов по сословному признаку должно было уменьшить количество нарушений, но привело к созданию избыточного судебного аппарата. Но если оценивать беспристрастно, это позволило снизить количество судебных злоупотреблений.

Судебные органы делились на 3 сословные части, каждая из которых имела первый и второй уровень.

Высшей инстанцией являлся сенат. Он разбирал особо важные дела, судил государственных преступников. Сенат состоял из Уголовной и Гражданской палаты. Нижестоящие суда также разделял дела на гражданские и уголовные.

Структура сословных судов

Сословные суды делились на 2 уровня: верхний (губернский) и нижний (уездный, городской). Нижний решал тяжбы на уездном и городском уровне. Верхний рассматривал дела, неподсудные нижним, споры между жителями разных уездов, он служил апелляционной инстанцией для пересмотра решений нижних судов.

Земской суд слушал споры дворян. Нижний суд состоял из капитана-исправника и 2, а иногда 3 заседателей.

Расправа судила государственных крестьян. Магистрат разбирал споры между горожанами.

Для всех судов выбирались должностные лица из подсудного им сословия. Реально же так было только в Земском суде. В дела Расправы, Магистрата часто вмешивались представители дворянства, которое имело большой вес. На подобные случаи власти закрывали глаза.

Для урегулирования разногласий между сословиями пришлось создать дополнительный орган — Совестной суд. Состоял он из 6 человек — по паре от каждого из сословий. Разбирал он только дела, не имевшие большой важности.

Особо важные, опасные дела поступали в ведение Сената, только он мог дать им ход.

Цели и суть реформы

Реформа должна была покончить с административным хаосом, образовавшимся после правления Петра I. Новая структура власти призвана была усилить административный и полицейский контроль в провинциях. Снижалось самовластие губернаторов.

Новое областное деление должно было учитывать расширение границ государства, служить единству населения.

Рис. 4. Образование Таврической губернии

Историческое значение

Проведение преобразований растянулось до конца правления Екатерины 366 . Начались преобразования с Тверской губернии. В 1782 году было упразднено гетманство в Малороссии. Последней датой проведения реформы является 1796 год, когда была образована Виленская губерния.

Как итог, к концу жизни императрицы вместо 23 прежних губерний появились Московская и Санкт-Петербургская губернии, 48 наместничеств, а также Таврическая область. Всего 51 образование.

Был преодолен хаос, вызванный непродуманными реформами Петра I, образована четкая вертикаль власти. Созданная при Екатерине система управления губерниями просуществовала с небольшими изменениями до самого конца императорской России.

Губернская реформа Екатерины 2 в ноябре 1775 года стала ответом власти на крестьянскую войну Пугачева. Эта война/восстание отчетливо показало неэффективность местного управления, когда местные органы власти были наделены достаточной властью, но использовать ее для поддержания порядка в стране не могли. Поэтому главная реформа Екатерины 2 это реформа губернская, или, как ее еще называют, реформа системы местного управления.

Губернии в России появились в период правления Петра 1. Вначале их было 8, но к эпохе Екатерины 2 их насчитывалось уже 20. Губернии делились на провинции, которые делились на уезды. Ими управляли воеводы и канцелярии. Эта система изжила себя, поскольку обладала практически безграничной властью на местах, в результате чего часто были злоупотребления.

Цели и средства реформы

Губернская реформа 1775 года преследовала цели:

  • Укрепление местной власти для борьбы с восстаниями и беспорядками.
  • Выстроить эффективную вертикаль власти, для управления на местах.
  • Упорядочивание процесса сбора налогов.

Для решения этих целей Екатерина 2 выделила дворянство в качестве господствующего класса. Дворяне теперь были лично заинтересованы в порядке на своих землях, в результате чего они должны были сами управлять на местах с большей эффективностью, прежде всего, в вопросах сохранения порядка. Важное изменение в этом плане - лишение казачества части своих привилегий. Так, в 1775 года на Дону была запрещена “Запорожская Сечь” и казацкое управление. На этих землях вводилось управление, сопоставимое с управлением всей страной.

Суть реформы

1 ноября 1775 года императрица Екатерина 2 приняла Указ “Учреждение для управления губерний Всероссийской империи”. Так началось изменение местного управления. Суть губернской реформы (изменения системы местного управления) Екатерины 2 тезисно может быть выражена так:

  • Система Губерния - Провинция - Уезд менялась на Губерния - Уезд. Тем самым убиралось 1 звено управления, что должно было сократить бюрократию.
  • Каждая губерния включала в себя 300-400 тыс человек. Вместо 20 тем самым получилось 50 губерний. Уезды насчитывали 20-30 тыс человек.
  • Подчинение всех воинских частей губернии губернатору.
  • Вся губернская власть делилась по функциям исполнения: судебная, административная и финансовая.
  • Менялась система суда, он становился сословным. Очень хорошо раскрывают суть судебной системы названия органов. Для дворян - суд. Для горожан - магистрат. Для крестьян - расправа.

Реформа создавало губернское правление, состоящее из: губернатор (1 чел), прокурор (1 чел) и сотник (2 чел). Все назначались лично императором. Они подчинялись генерал-губернатору, который курировал несколько соседних губерний, а через него непосредственно императору(рице). Функции губернского правления:

  • Управление и контроль за деятельностью всех государственных учреждений и чиновников.
  • Публикация и исполнение всех законов.

В целом же структура управления после реформы была следующей.

Система губернского управления по реформе 1775 года

Таблица: Система управления губерниями по губернской реформе 1775 года Екатерины 2
Административное деление Управляющий Особенности
Генерал-губернаторство Генерал-губернатор Контролировал несколько губерний. Лично подчинялся царю.
Губерния Губернатор Получал всю полноту власти в конкретной губернии.
Город Городничий Управлял городом. Подчинялся губернатору. Назначался Сенатом.
Уезд Капитан-исправник Управлял уездом и его органами власти. Подчинялся губернатору. Избирался уездными дворянами на 3 года.

Основные органы управления россией по реформе:

  • Казенная палата. Ведала сбором всевозможных налогов и управлением предприятиями.
  • Губернское правление. Это исполнительный орган власти в губернии, которые обеспечивал и контролировал работу всех госучреждений.
  • Приказ общественного призрения. Контролировал работу социальных объектов. В основном ему подчинялись приюты, больницы, школы, богадельни.
  • Управа благочиния. Осуществляла полицейские функции. Во главе стоял полицмейстер, избираемый.
  • Уездное дворянское собрание. Орган исполнительной власти в уезде.

Наместничество

Поскольку Губернатор по новой реформе получал практически безграничную власть, Екатерина 2 систему ограничения - наместничества. Наместником назывался генерал-губернатор, который контролировал работу государственных учреждений, но, прежде всего, управлял губернской армией. Обычно генерал контролировал 2-3 губернии. Он назначался лично императором и подчинялся только ему. Некоторые авторы называют местничество надстройкой, которая реальной власти не имела, но это не так. Генерал-губернатор осуществлял контроль.

В 1775 году было создано всего 2 генерал-губернаторства (наместничества): Смоленское (генерал Глебов) и Тверское (генерал Сиверс). Эксперимент оказался удачным. Начиная с 1777 года начали появляться новые наместничества, а к 1779 году крупнейший из них были: Владимирское, Псковское, Могилёвское, Нижегородское, Полоцкое, Ярославское, Рязанское, Орловское и другие.

Историческое значение

Историческое значение губернской реформы 1775 года заключается в изменении структуры местного управления страной. Эта структура имела как положительные так и отрицательные моменты. Если же рассматривать общие изменения, то изменилось:

Народное восстание Пугачева наглядно продемонстрировало низкую эффективность местного управления в России. Территориальные власти обладали большими полномочиями, но при этом не могли с их помощью поддерживать порядок в стране. Прежняя система полностью изжила себя, так как предоставляла чиновникам на местах практически неограниченную власть, которой они зачастую злоупотребляли. Ответом на это стала губернская реформа Екатерины 2.

Екатерина 2 губернская реформа

Основные предпосылки

Екатерина Вторая продолжила воплощать в жизнь идеи Петра I. Проводимая этими государственными деятелями политика имела много общих черт. Императрица хотела добиться максимального контроля жизни своего государства. Однако это была не единственная причина для внесения изменений, начавшихся в 1775 году. Губернская реформа Екатерины 2 имела несколько предпосылок.

Губернская реформа екатерины 2

Предстоящие нововведения должны были снизить недовольство территориальных властей. Некоторые их полномочия предполагалось отдать провинциям, чтобы ограничить самовластие местных чиновников. Первая административная реформа проводилась Петром I. Императрица не сомневалась, что пришло время снова пересмотреть существующую систему территориального устройства страны.

Кроме этого, в усилении нуждалась и вертикаль власти. Во многом это было связано с проводимой сословной политикой.

Историки считают, что вопрос о внутренних изменениях в первую очередь возник из-за недовольства дворян крестьянами. Народ выражал серьезную обеспокоенность эксплуатационной политикой, что в результате вылилось в восстание Пугачева. Именно крестьянская война показала — время перемен настало.

Суть реформы

Императрица приняла решение увеличить число губерний, объединив их затем в несколько генерал-губернаторств, являвшихся для России нововведением. Суть осуществляемой Екатерины губернской реформы 2 кратко:

Губернская реформа екатерины 2 кратко

  • Главным критерием нового территориального деления является количество податных душ (налогооблагаемого населения). Во время проведения реформы прежние национальные и экономические отношения, сложившиеся в существующих территориальных единицах, не учитывались.
  • Усиливается местная власть, а также контроль над населением. Аппарат управления имел четкую иерархию для всех сословий с собственным механизмом.
  • Административные и судебные обязанности делились между соответствующими учреждениями власти. Каждая территориальная структура наделялась конкретной функцией.

Таким образом, основной целью губернской реформы Екатерины 2 была унификация управления крупными административно-территориальными единицами. Предстоящие изменения предполагали нарушение сложившихся границ между регионами, и националисты с окраин государства были уверены, что власть стремится уничтожить национальное движение. Однако императрица утверждала, что реформа призвана объединить народ. Дата начала масштабных изменений в стране – 1775 год. Оценить их поможет схема:

Губернская реформа екатерины 2 год

Реформа длилась на протяжении десяти лет.

Административные преобразования

После проведения реформы самой крупной административной единицей стало генерал-губернаторство. Возглавлял его генерал-губернатор, за назначение которого отвечал сенат. Эта должность наделялась большим количеством полномочий. Управляющий генерал-губернаторством признавался наместником Екатерины Второй. Под его управление переходили все войска, расположенные на вверенной территории. Кроме этого, он руководил всеми губернаторами, управляющими административными единицами, входившими в состав генерал-губернаторств. Численность населения каждой крупной административной единицы составляла 350-400 тыс. человек.

В состав губернии входило несколько уездов. Именно это территориальное образование являлось минимальным. На территории уезда проживало примерно 20-30 тыс. человек. В центре этой единицы находился город. Так как на территории России больших населенных пунктов насчитывалось сравнительно мало, то часто статуса центра удостаивались некоторые деревни.

Губернская реформа екатерины 2 дата

После проведенных императрицей изменений в России появились новые должности и организации:

  • Городничий. Управлял жизнью города. Выбирался дворянским сословием и контролировал все учреждения своего населенного пункта.
  • Капитан-исправник. Был главой уезда и избирался местными дворянами. Председательствовал в земском суде, а также в его подчинении была полиция всего уезда.
  • Казенная палата. Представляла в каждой административной единице интересы министерства финансов. Кроме участия в процессе распределения денежных средств и сбора налогов, контролировала работу главы города.
  • Приказ общественного призрения. Организации подчинялись социальные учреждения города, например, больницы и школы.

Город признавался самостоятельной административно-территориальной единицей. Все крупные населенные пункты делились на сегменты, а также более мелкую единицу — кварталы. В каждом из них порядок поддерживался благодаря квартальным надзирателям, подчинявшимся частным приставам.

Судебная власть

Императрица решила кардинально изменить и судебную систему в стране. Благодаря этому схема управления соответствующими организациями становилась более понятной. Новые учреждения были призваны решать различные вопросы на собственных территориях, а также рассматривать апелляции инстанций, стоящих в иерархии ниже.

Екатерина 2

Сенат стал высшим судебным органом. Он был разделен на два подразделения — Гражданскую и Уголовную палаты. Ступеньками ниже в новой иерархии находились Верховный и Нижний земский суд соответственно. Первое учреждение наблюдало за выполнением законов на территории губернии, а также рассматривало апелляции инстанций, расположенных ниже в иерархии. Еще одной задачей Верхнего земского суда являлось решение спорных ситуаций между представителями дворянского сословия.

Нижний земский суд выполнял аналогичные функции, но в пределах уезда. Председательствовал в этом учреждении капитан-исправник. Согласно проводимым императрицей реформам были созданы Верхняя и Нижняя расправы. Эти учреждения решали споры между крестьянами на территории губернии и уезда соответственно.

Кроме этого, было сформировано еще несколько судебных организаций:

  • Губернский магистрат. Учреждение рассматривало апелляции из городских магистратов, а также разрешало конфликты между мещанами.
  • Городской магистрат. Рассматривал споры между мещанами.
  • Совестный суд. Организация рассматривала все вопросы несущественной важности. В состав суда входило по 2 представителя от дворян, крестьян и мещан.

Каждая категория судебных организаций была призвана решать вопросы определенных сословий. Однако вышестоящие дворяне нередко вмешивались в работу всех учреждений.

Судебная реформа екатерины второй

Итоги и значение

Реформа длилась 10 лет. Первыми изменения во внутренней жизни ощутили на себе жители Тверской губернии. В 1872 году новый порядок дошел до Малороссии. Благодаря всем изменениям в судебной и административной части, положение в государстве улучшилось, а вертикаль власти укрепилась. В результате контроль со стороны столицы удаленных районов усилился. По сути, реформа продолжалась до конца правления императрицы. При этом созданная ею система функционировала вплоть до 1917 года.

Также стоит сказать о том, сколько губерний было при Екатерине 2. После разукрупнения их число достигло 51. Из 23 прежних территориальных единиц в результате были сформированы 48 наместничеств, а также три крупных губернии — Санкт-Петербургская, Таврическая и Московская.

Императрице удалось создать четкую систему управления губернии, которая практически не изменилась до 1917 года. Впрочем, отрицательные эффекты от реформы также были. В первую очередь речь идет о резком росте уровня коррупции на местах. Очевидцы утверждали, что власть губернаторов была хуже царской. При этом России все же удалось стать одним из самых мощных государств в Европе.

Читайте также: