Какие общие принципы объединяют такие философские школы как конфуцианство даосизм и моизм

Обновлено: 04.07.2024

Сяо (сыновья почтительность)

И (долг, справедливость)

Мин (знание судьбы, или Воли Небес)

Даосизм как философское учение в своей классической форме получил оформление и систематизацию в работах Чжуан Цзы (ок. 339— 329 или 369—286 гг. до н.э.), Ле Цзы и Ян Чжу, их учеников и последователей.

На основе философских идей даосизма во II в. до н.э. начинается развитие религиозного даосизма, который в эпоху Средневековья считался одной из трех основных религий Китая (наряду с конфуцианством и буддизмом).

Философские воззрения. Центральное место в даосизме занимают проблема Дао как сущности бытия и Дэ как проявления Дао. Оба эти термина, используемые уже в мифологии, получили широкое распространение в китайской культуре и различную трактовку в философских учениях, в том числе даже внутри даосизма.

Дао первично по отношению к Небу, Небо первично по отношению к Земле, Земля первична по отношению к человеку.

«Человек следует (законам) Земли,

Земля следует (законам) Неба,

Небо следует (законам) Дао,

Предтечей легизма, его первым видным представителем считается Гуань Чжун, с именем которого связывается представление о первых серьезных реформах, направленных на укрепление власти правителей царств. К стану легистов обычно причисляют всех видных министров-реформаторов чжоуского Китая. Культ закона, точнее, административных распоряжений осуществляющего централизованную власть правителя - вот основной тезис легизма.

Основные идеи школы:

Провозглашалось равенство всех перед Законом и Сыном Неба и, как следствие, появление идеи раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра. Шан Ян рекомендовал выдвигать в первую очередь тех, кто доказал свою преданность государю на службе в войске.

Успеха в политике достигает только тот, кто знает обстановку в стране и использует точные расчеты.

Для политики очень важна экономическая ситуация в стране.

Чтобы обеспечить представительство зажиточных слоев в государственном аппарате, предусматривалась продажа чиновничьих должностей.

Шан Ян предъявлял к чиновникам лишь одно требование — слепо повиноваться государю.

Предполагалось ограничить общинное самоуправление, подчинить семейные кланы и патронимии местной администрации.

Предлагалось также установить единые для всего государства законы. Под законом понималась репрессивная политика (уголовный закон) и административные распоряжения правительства.

За малейший проступок следует карать смертной казнью. Эту карательную практику должна была дополнить политика, направленная на искоренение инакомыслия и оглупление народа.

Высшая цель деятельности государя — создание могущественной державы, способной объединить Китай путем захватнических войн.

Легизм разделился на ранний и поздний. Более поздние последователи Шан Яна отказались от наиболее одиозных положений учения и, наполняя легизм моральным содержанием, сближали его с даосизмом и конфуцианством.

Мои́зм (мо цзя) (墨家) — древнекитайская философская школа, разрабатывала программу усовершенствования общества через знание. Основатель философской школы — древнекитайский мыслитель Мо-цзы. После его смерти моизм распался на три течения, представленные Сянли, Сянфу и Дэн Лином, которых обычно называют поздними моистами. С развёрнутой критикой моизма выступил конфуцианец Мэн-цзы.

В V—III вв. до н.э. моизм составлял серьёзную конкуренцию конфуцианству в качестве господствующей идеологии Китая. Мо-цзы считал конфуцианские обряды и церемонии бессмысленной растратой казённых средств и призывал к личной покорности воле небес. Если Конфуций проводил различие между любовью к семье и родителям и любовью к иным ближним, Мо-цзы призывал одинаково любить всех без различия. Образцом верности принципу всеобщей любви моисты считали великого Юя - легендарного правителя древности, который усмирил потоп.

Сяо (сыновья почтительность)

И (долг, справедливость)

Мин (знание судьбы, или Воли Небес)

Даосизм как философское учение в своей классической форме получил оформление и систематизацию в работах Чжуан Цзы (ок. 339— 329 или 369—286 гг. до н.э.), Ле Цзы и Ян Чжу, их учеников и последователей.

На основе философских идей даосизма во II в. до н.э. начинается развитие религиозного даосизма, который в эпоху Средневековья считался одной из трех основных религий Китая (наряду с конфуцианством и буддизмом).

Философские воззрения. Центральное место в даосизме занимают проблема Дао как сущности бытия и Дэ как проявления Дао. Оба эти термина, используемые уже в мифологии, получили широкое распространение в китайской культуре и различную трактовку в философских учениях, в том числе даже внутри даосизма.

Дао первично по отношению к Небу, Небо первично по отношению к Земле, Земля первична по отношению к человеку.

«Человек следует (законам) Земли,

Земля следует (законам) Неба,

Небо следует (законам) Дао,

Предтечей легизма, его первым видным представителем считается Гуань Чжун, с именем которого связывается представление о первых серьезных реформах, направленных на укрепление власти правителей царств. К стану легистов обычно причисляют всех видных министров-реформаторов чжоуского Китая. Культ закона, точнее, административных распоряжений осуществляющего централизованную власть правителя - вот основной тезис легизма.

Основные идеи школы:

Провозглашалось равенство всех перед Законом и Сыном Неба и, как следствие, появление идеи раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра. Шан Ян рекомендовал выдвигать в первую очередь тех, кто доказал свою преданность государю на службе в войске.

Успеха в политике достигает только тот, кто знает обстановку в стране и использует точные расчеты.

Для политики очень важна экономическая ситуация в стране.

Чтобы обеспечить представительство зажиточных слоев в государственном аппарате, предусматривалась продажа чиновничьих должностей.

Шан Ян предъявлял к чиновникам лишь одно требование — слепо повиноваться государю.

Предполагалось ограничить общинное самоуправление, подчинить семейные кланы и патронимии местной администрации.

Предлагалось также установить единые для всего государства законы. Под законом понималась репрессивная политика (уголовный закон) и административные распоряжения правительства.

За малейший проступок следует карать смертной казнью. Эту карательную практику должна была дополнить политика, направленная на искоренение инакомыслия и оглупление народа.

Высшая цель деятельности государя — создание могущественной державы, способной объединить Китай путем захватнических войн.

Легизм разделился на ранний и поздний. Более поздние последователи Шан Яна отказались от наиболее одиозных положений учения и, наполняя легизм моральным содержанием, сближали его с даосизмом и конфуцианством.

Мои́зм (мо цзя) (墨家) — древнекитайская философская школа, разрабатывала программу усовершенствования общества через знание. Основатель философской школы — древнекитайский мыслитель Мо-цзы. После его смерти моизм распался на три течения, представленные Сянли, Сянфу и Дэн Лином, которых обычно называют поздними моистами. С развёрнутой критикой моизма выступил конфуцианец Мэн-цзы.

В V—III вв. до н.э. моизм составлял серьёзную конкуренцию конфуцианству в качестве господствующей идеологии Китая. Мо-цзы считал конфуцианские обряды и церемонии бессмысленной растратой казённых средств и призывал к личной покорности воле небес. Если Конфуций проводил различие между любовью к семье и родителям и любовью к иным ближним, Мо-цзы призывал одинаково любить всех без различия. Образцом верности принципу всеобщей любви моисты считали великого Юя - легендарного правителя древности, который усмирил потоп.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.




Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

• ХХ в. н. э. — современный этап — постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской фи­лософии достижениями европейской и мировой философии.

2, Древнейшими национальными философскими учениямив Китае являлись:

Меньшее распространение получили:

. Конфуцианство— древнейшая философская школа, которая рас­сматривает человека прежде всего как участника социальной жизни. Основоположником конфуцианства является Конфуций(Кун-Фу-Цзы), живший в 551 — 479 гг. до н. э.

Конфуцианское золотое правилоповедения людей в общест­ве гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:

• жить в обществе и для общества;

• уступать друг другу;

• слушаться старших по возрасту и по званию;

Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким дол­жен быть начальник(руководитель).

Руководитель должен обладать следующими качествами:

• подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам;

• обладать необходимыми знаниями;

• делать только добро государству и окружающим;

• заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом.

В свою очередь, подчиненный должен:

• быть лояльным по отношению к руководителю;

• проявлять старание в работе;

• постоянно учиться и самосовершенствоваться.

Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм .

Основной вопрос легизма.(как и конфуцианства): как управ­лять обществом?

Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы.Таким обра­зом, легизм — философия сильной государственной власти.

Основными постулатами легизма являются следующие:

• человек обладает изначально злой природой;

• как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны;

• государство должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся;

• основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием;

• основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы;

• законы должны быть одинаковы для всех, а наказание долж­но применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновни­кам .

• государственный аппарат должен формироваться из профес­сионалов

• государство — главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.

Даосизм.

Центральное понятие учения даосизма – Дао – всеобщая закономерность мира, первооснова и завершение всего существующего. Дао вечно, безымянно, бестелесно и бесформенно, неисчерпаемо и бесконечно в своём движении. Дао присутствует во всех материальных вещах и приводит к изменениям этих вещей, превращая вещи в их противоположности.

Даосизм признаёт самостоятельность действий человека. Причина всех невзгод, считают последователи даосизма, это нарушение действия Дао. Следовательно, чтобы избавиться от невзгод – нужно отказаться от всего достигнутого.

Учение даосизма склоняется к фаталистической точке зрения: люди не должны противодействовать действию Дао, так как их усилия могут привести к обратным, нежелательным результатам.

Разумное поведение, согласно даосизму, это стремление к спокойствию, к умеренности. В основу концепции управления даосизм полагает концепцию недеяния.

Познание для последователей учения Дао не имеет значения, так как они считают, что чем больше человек знает, тем дальше он уходит от истинного Дао.

Моизм.

Основатель философии моизма является Мо Ди (Мо-Цзы), живший в 479-400-ом годах до нашей эры.

Мо-Цзы, как и Кун-Цзы, близки интересы народа. Он утверждал, что правители должны любить народ и заботиться о нём.

Истоки древнекитайской философии восходят к началу первого века до нашей эры. Основными чертами этого способа философствования являются натурализм (т.е. культ природы), обращение к прошлому (традиции), социально-нравственный характер и ориентация на авторитет.

Основное понятие — Дао, введенное Лао-Цзы (VI-V вв. до н.э.), трудно поддается интерпретации. Дао у Лао-цзы так же неконкретно, как понятие Неба во всей китайской философии. Сама концепция Лао-цзы скорее поэтически живописна, чем научно логична. Текст состоит из отдельных абзацев, и логика не всегда просматривается внутри абзаца. Мысли Лао-цзы изложены в нарочито парадоксальной форме, что создает дополнительные трудности при интерпретации текстов.

Конфуцианство — философско-этическое учение древнекитайского мыслителя Конфуция (Кун-цзы) (ок. 551 — 479 гг. до н.э.). Это китайский философ, историк и государственный деятель, основатель китайской государственной религии — конфуцианства, которое представляет собой нравственную философию в религиозной форме. Конфуцианство отличается от других религий отсутствием официального священства, мистических элементов и метафизических спекуляций. По сути, она сводится к строгому соблюдению установленных ритуалов и социально-этических предписаний.

Их основное содержание составляют пять простых и великих добродетелей, которые соответствуют законам природы и являются главными условиями разумного порядка в общей жизни человечества: 1) мудрость, 2) человечность, 3) верность, 4) почитание старших, 5) мужество, которые должны признаваться в определенной степени и в определенных пределах. На практике это означает целостность и глубокое уважение к себе и другим, на что, конечно, по-настоящему способны только избранные и реализованные люди.

Моизм — это учение великого китайского ученого и специалиста по социальной этике Мо-цзы (479-400 гг. до н.э.). Школа моистов, имевшая две фазы — раннюю и позднюю, просуществовала до III века до н.э.

Начало философии в китае: конфуцианство, даосизм, легизм, моизм - Культура отражает глубинные процессы бытия

Культура отражает глубинные процессы бытия

Восточных мыслителей больше волновали проблемы природы и ее высших порядков, которых должен придерживаться человек. Восточные мудрецы считали, что человек, в зависимости от его положения в мире, не свободен. Он должен был быть покорным и чувствовать себя частью единого целого. Поэтому власть понималась как безусловная ценность, наиболее полное выражение тайны бытия. Она возникает независимо от человека как отражение духа Вселенной. Человек должен сознательно подчиниться этой власти и даже не притворяться, что понимает ее смысл.

Когда мы говорим об интерпретации человека в западной и восточной философии, конечно, важно избегать упрощений. Можно предположить, что проблема человека в восточных учениях не ставилась в прямой, непосредственной форме. Но это не значит, что Восток был равнодушен к теме человека. Если стоять на такой точке зрения, то происхождение богатейшей психологической культуры Востока, восточных методов развития духовных и психологических ресурсов человека или разработанных систем его нравственного поведения остается неясным.

Но нас интересует то, что индуизм воплощает в себе глубокий человеческий смысл. Естественные биологические процессы и действия человека взаимосвязаны, причем последние носят регулятивный характер. Традиционная культура вполне резонно говорит, что если вы хотите добра, истины, красоты, гармоничного порядка, вы должны следовать религиозным и этическим предписаниям. Традиционная индийская культура в ее цивилизованном аспекте дает нам пример этических ограничений, которые привели к сохранению величайшего блага из всех — духовной культуры.

Конфуцианство

Основными проблемами учения Конфуция были нравственная природа человека, жизнь государства и семьи, а также принципы управления. Каковы ключевые положения учения древнего мыслителя, которые впоследствии стали краеугольным камнем конфуцианства, идеологической системы, господствовавшей в Китае на протяжении многих веков?

Даосизм

Учение Лао-Цзы пропитано диалектическим мышлением. Для него все движется, возникает и исчезает, взаимосвязано и взаимодействует. В основе всех изменений лежат противоречивые тенденции, а основой изменений всегда является единство, а не борьба противоположностей. Все происходит естественно и не допускает вмешательства извне. Человек не может изменить естественный ход вещей, потому что сам является частью объективного мира и подчиняется его законам.

Моизм и легизм

Отвергая концепцию судьбы, моисты считали, что ее принятие делает бессмысленными все человеческие дела. Люди должны сами стремиться к достижению процветания, к увеличению материальных благ. Поскольку они считали народ высшей ценностью, они отождествляли волю небес и волю народа. Из этого следует, что правители, подражая Небу и следуя его воле, должны любить народ. Правители должны ценить мудрость, выбирать чиновников не за их знатность и умение льстить, а за их деловые качества, уважительно слушать, когда им говорят правду. Мойсты также советовали критически относиться к традициям и выбирать из них только хорошее.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Конфуцианство

На базе этих этических теорий Конфуций развивал свои политические концепции,

После его смерти учение раскололось на восемь школ, важное значение из которых имеют лишь две: идеалистическая школа Мэн-цзы и материалистическая Сюнь-цзы.

Мэн-цзы защищал конфуцианство от его противников – Мо-цзы, Ян Чэжу и др. Нововведение, ставшее основой его философии – это тезис о изначально доброй природе человека. Отсюда – врождённое знание добра и способность творить его, возникновение зла в человеке в результате неследования свей природе, совершения ошибок или неспособности отгородить себя от вредного внешнего влияния; необходимость полного раскрытия исконной природы человека, в т.ч. путём образования, позволяющего прознать небо и служить ему. Как и у Конфуция Небо Мэн-цзы двояко, но прежде всего как высшая направляющая сила, определяющая посредством воздействия на народ и правителя (Сына Неба) судьбы людей и государства.

Конфуцианство – это учение крайнего консерватизма поддержало культ императора и сделало шаг к разделению всего мира на цивилизованный Китай и некультурных варваров. Последние могли черпать знания и культуру из одного источника – из центра Мира, Китая.

Даосизм

Даосизм (кит. Дао цзя – школа Дао), наряду с конфуцианством, одно из двух основных течений китайской философии. Возникло во второй половине 1-ого тыс. до н.э.

Согласно традиции, основателем даосизма считается Лао-цзы , однако важнейшим её мыслителем был Чжуан-цзы. Желая поднять престиж своего учения, сторонники даосизма объявили первооснователем учения легендарного героя Хуан-ди (2697-2598 до н.э.), благодаря чему даосизм получил наименование Хуан-Лао чжи сюе – учение Хуанди и Лао-цзы.

Дао затемняется человеческой односторонностью, само же не имеет никаких

И хотя в даосизме адепты не интересуются моральными и нравственными поисками, здесь существуют определённые правила поведения.

Моизм

Мо-цзы остался единственным выдающимся представителем этой школы. В его времена и позже школа была чётко построенной военизированной организацией (её членами были, по-видимому, выходцы из прослойки бродячих воинов). Несмотря на непродолжительность её существования в её деятельности выделяются два этапа – ранний, когда моизм обладал религиозной окраской, и поздний, когда он почти полностью от неё освободился. Моизм просуществовал до конца 3 века до н.э.

В вопросах познания на первое место ставятся чувства, но чтобы стать методичным чувственное знание должно опираться на наблюдение. Размышление, хотя и не является самостоятельным источником знания, весьма важно в познании: ведь надо ещё отделить истину от лжи, а ложь – от истины. Только размышление даёт понимание существа вещей. При этом ясность и отчётливость – критерий и мерило истины.

Поскольку же знание отлагается в словах и понятиях, то как они соотносятся? Слово есть выражение понятия и является также предметом знания. Т.о. получилось три предмета познания: вещи, слова и понятия. Моисты рассуждали и о суждениях, подходя к открытию закона тождества формальной логики, говоря так; не будем подменять имена, называть тигра собакой. Размышляли они и о причинности в мире и в процессе познания, считая что последнее есть прежде всего процесс выявления причин явлений, вещей и событий.

Легизм

Легизм развивался в борьбе с ранним конфуцианством, вместе с которым стремился к созданию мощного, хорошо управляемого государства, расходясь, однако, в обосновании и методах его построения. Есликонфуцианство выдвигало на первый план нравственность людей, то легизм исходил из законов и доказывал, что политика несовместима с моралью.

Правителю необходимо хорошо разбираться в психологии людей, дабы успешно управлять ими. Основной метод воздействия – награды и наказания, причём вторые должны превалировать над первыми. Укрепление государства связывалось с развитием земледелия, построением сильной армии, способной расширять границы страны, и оглуплением народа.

Легисты создали концепцию деспотического государства, основанную на равенстве всех перед законом. Исключение – это сам император, монарх, правитель. Но государственные должности должны замещаться по способностям, а не по именитости. Отсюда – запрет на наследственность должностей. Законники ввели круговую поруку и практику взаимного доносительства.

Однако методы Шан Яна не привились и после смерти правителя Цинь Шан Ян был казнён. Однако спустя 125 лет эта программа легистов была принята и реализована в империи Цинь. Император Цинь Ши-Хуан ввёл единое для всего Китая законодательство, единые деньги, единую письменность, единый военно-бюрократический аппарат и пр.

Конфуцианство – это этико-философское учение, которое разработал Конфуций. Оно получило широкое распространение в Китае, Корее, Японии и некоторых других странах.

Конфуций привел идеал совершенной личности, рассматривая ее в качестве самоценной. Им была разработана программа по совершенствованию человека с целью достижения им духовно развитого состояния и гармонии с Космосом. Благородный муж выступает источником идеала нравственности для всего окружения. Он один характеризуется чувством гармонии и органическим даром жить в природном ритме. Именно в нем заключено единство внутренней работы сердца и внешнего поведения. Назначением мудреца выступает преобразование социума в соответствии с законами гармонии Космоса, упорядочивания и охраны живого.

  • ритуал;
  • гуманность;
  • долг-справедливость;
  • знание;
  • доверие.

Конфуций как политик осознавал ценность ритуала в любом деле при управлении страной. Приобщение каждого человека к соблюдению меры обеспечило бы сохранение в обществе моральных ценностей, не допустило развития потребительства и нанесения ущерба духовности. Устойчивость китайского государства и социума, питавшаяся жизнеспособностью китайской культуры, во многом обязана ритуалу.

Готовые работы на аналогичную тему

Конфуцианство – это не целое учение. Его отдельные элементы тесно связаны с развитием китайского общества в древности и в средневековье, которое оно помогало образовать и законсервировать, создав таким образом деспотическое централизованное государство. В качестве определенной теории общественной организации, конфуцианство сосредоточено на этических правилах, социальных нормах и регулировании управления.

Внимание Конфуция было сосредоточено на воспитании человека в духе уважения и почтительного отношения к окружающим и обществу. В его социальной этике личность – не просто личность для себя, а для всего общества. Этика Конфуция рассматривает человека в совокупности с его социальными функциями, а воспитание подводит человека к надлежащему исполнению такой функции.

Исполнение функций на основании порядка, вынужденно вызывает проявление человечности. Человечность выступает основным требованием, предъявляемым к человеку. Человеческое существование настолько социально, что не может обходиться без ряда регуляторов:

  • нужно помогать другим людям в достижении того, что бы ты хотел достичь сам;
  • не делай другим того, чего не желаешь сам.

Чтобы соблюдать субординацию и порядок, Конфуций разработал принцип справедливости и исправности. Справедливость и исправность нельзя связывать с онтологическим пониманием истины. Человек должен поступать в соответствии с тем, что велит ему порядок и его социальное положение. Под исправным поведением понимается поведение соблюдения порядка и человечности.

Даосизм

Социальный идеал даосизма – это возврат к естественному первобытному состоянию и внутриобщинному равенству. Приверженцами даосизма порицался социальный гнет, осуждались войны, они были противниками роскоши и богатства, осуждали жестокость правителей и знать.

Центром внимания даосизма выступает природа, человек и космос, но эти начала постигаются не рационально, через констуирование логически последовательных формул, а посредством прямого понятийного проникновения в природу существования.

Дао – это понятие, посредством которого можно дать универсальный и емкий ответ на вопрос о происхождении и способе существования всего сущего. Оно практически безымянно, проявляется во всех сферах жизни, так как есть некий источник вещей, но при этом дао – не самостоятельная единица, или сущность. У самого дао нет источников, начала, оно само – корень всего, без собственной энергетической деятельности.

Дао характеризуется собственной творческой силой дэ, посредством которой дао проявляется в вещах при влиянии инь и янь.

Онтологический принцип одинаковости, когда человек, являясь частью природы, из которой он вышел, должен это единство с природой удерживать, постулирует также и гносеологически. Здесь речь идет о согласии с миром, на котором базируется душевное равновесие человека.

Моиз и легизм

Конфуцианство и даосизм – самые известные и влиятельные древнекитайские школы философии, но они не единственные. Так, в V веке до н.э. достаточно широкую популярность приобрело учение, которое разработал Мо-цзы (впоследствии его назвали моизмом).

Концепция моизма сконцентрирована на вопросах гуманного и мудрого управления Поднебесной империей, а также проблемах взаимоотношений между людьми, базирующихся на любви и взаимопомощи.

Моистами полностью осуждались все войны, они стремились к распространению идеалов гуманизма и взаимной любви на межгосударственные отношения. Современники ценили моизм так же, как и конфуцианство, называя оба этих направления знаменитыми учениями. Просуществовал моизм практически 200 лет.

Еще одно довольно популярное древнекитайское учение – легизм или школа законников. Легизм сформировался в условиях напряженной борьбы с ранним конфуцианством, вместе с которым стремился создать мощное, хорошо управляемое государство, отличаясь лишь методами его построения.

В конфуцианстве на первое место выдвигались нравственные качества людей, а легизм был основан на идее равенства всех перед законом.

Легисты хотели ввести государственное регулирование экономических процессов внутри страны, проведение систематического обновления государственного аппарата, установить личную ответственность чиновников, вместе с введением цензорского надзора за их деятельность и пр.

Читайте также: