Какие образы представлены в сборнике камень мандельштама кратко

Обновлено: 03.07.2024

Осип Эмильевич Мандельштам вошел в русскую литературу, как один из наиболее выдающихся писателей рубежа ХIX-ХХ веков. Яркая индивидуальность, разноплановость, глубина и лексическое богатство его произведений позволяют сравнивать Мандельштама с величайшими поэтами не только нашей страны, но и всего мира. В различных критических статьях, адресованных Мандельштаму, неоднократно проводились параллели между его творчеством, и созданиями таких поэтов и писателей, как Гёте, Достоевский, Данте и даже Петрарка.

Разумеется, на особенности творчества Мандельштама повлияла эпоха, в которую жил поэт. Эпохой Мандельштама стал конец XIX - начало XX века. А потому в его стихотворениях мы можем проследить столкновение, смешение стилей и поколений. В поэзии Мандельштама сталкиваются два противоречащих друг другу течения: символизм, подразумевающий глубокую зашифрованность образов, и акмеизм, требующий предельной ясности изображения, чёткой отчерченности граней. Мандельштам удивительным образом сумел сочетать эти две противоположности, тем самым создав свой неповторимый стиль.

Осип Мандельштам, как и многие его современники, бесспорно относится к декадентам. Его стихотворения полны жизни, реальности, но в то же время в них постоянно проскальзывает тема прошлого, иногда даже мифологического. Основы многих стихотворений часто переплетены с темой смерти, увядания, красоты мгновения ухода от будничной суеты. Но эти обращения к смерти воспринимаются энципиентом легко, как неотъемлемая часть течения жизни. Должное восприятие поэзии Мандельштама требует глубоких исторических и культурных знаний. Стихотворения имеют сложную структуру, изобилуют символами, сравнениями, эпитетами и особенно метафорами.

Где римский судия судил чужой народ,

Стоит базилика, и - радостный и первый –

Как некогда Адам, распластывая нервы,

Играет мышцами крестовый лёгкий свод.

Но выдаёт себя снаружи тайный план:

Здесь позаботилась подпружных арок сила,

Чтоб масса грузная стены не сокрушила, -

И свода дерзкого бездействует таран.

Стихийный лабиринт, непостижимый лес,

Души готической рассудочная пропасть,

Египетская мощь и христианства робость,

С тростинкой рядом дуб - и всюду царь – отвес.

Но - чем внимательней, твердыня Notre Dame,

Я изучал твои чудовищные рёбра –

Тем чаще думал я: из тяжести недоброй

И я, когда-нибудь, прекрасное создам.

Медлительнее снежный улей,

Прозрачнее окна хрусталь,

И бирюзовая вуаль

Небрежно брошена на стуле.

Особую роль в творчестве Осипа Эмильевича Мандельштама играет тема природы. Актуальность и значимость природной тематики заключается в широких возможностях поэта употребить наиболее яркие и живые метафоры. В сборнике множество подобных стихов, например "Смутно-дышащими листьями" 1910 года. Здесь автор рисует картину мира, наполненного жизнью и смертью.

Тихо спорят в сердце ласковом

С догорающим лучом.

И над лесом вечереющим

Встала медная луна.

Отчего так мало музыки

В огромном омуте прозрачно и темно

И томное окно белеет;

А сердце, отчего так медленно оно

И так упорно тяжелеет?

То всею тяжестью оно идёт ко дну,

Соскучившись по милом иле,

То, как соломинка, минуя глубину,

Наверх всплывает без усилий.

С притворной неясностью у изголовья стой

И сам себя всю жизнь баюкай,

Как небылицею, своей томись тоской

И ласков будь с надменной скукой.

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.

Я список кораблей прочту до середины.

Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,

Что над Элладою когда-то поднялся.

И море и Гомер - всё движется любовью.

Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,

И море чёрное, витийствуя, шумит

И с тяжким грохотом подходит к изголовью.

Она ещё не родилась,

Она и музыка и слово,

И потому всего живого

Спокойно дышат моря груди,

Но, как безумный, светел день,

И пены бледная сирень

В черно-лазуревом сосуде.

Да обретут мои уста

Как кристаллическую ноту,

Что от рождения чиста!

Останься пеной, Афродита,

И слово, в музыку вернись,

И сердце сердца устыдись,

С первоосновой жизни слито!

Первоначальная немота уст перекликается с кристаллической нотой, являющуюся таким же символом частички великой силы музыки, как и слово.

Упоминание богини Афродиты вносит мифологический оттенок, символизирует красоту.

Быть может, именно в этом, заключён особый дар Мандельштама - смешивать совершенно разные стили, определения и словосочетания, образуя при этом удивительное переплетение и многообразие метафор, синекдох, метонимий, сотен видов средств художественного оформления. История великих цивилизаций, мифология, символистическая зашифрованность образов, точность и многогранность реальности, проповедуемая акмеизмом, лермонтовская красота и нежность слога, непредсказуемость Брюсова и Блока - всё это находит место в лучших творениях великого поэта Осипа Эмильевича Мандельштама.


Осип. Фото

Мандельштам

Осип Эмильевич Мандельштам является уникальной фигурой в русской литературе. За свою недолгую жизнь и совсем короткий период творческой деятельности Осип успел создать немало стихотворных произведений, активно занимался переводами с нескольких языков, публицистикой. Современники считали Осипа Мандельштама довольно серьезным литературоведом и большим ценителем искусства.

Осип Эмильевич считается одним из самых известных поэтов начала XX века. Он находился в дружеских отношениях с Мариной Цветаевой, Николаем Гумилевым, Анной Ахматовой.

Биография

Осип Мандельштам появился на свет 15 января 1891 года в Варшаве, Польша. Семья будущего литератора принадлежала к влиятельному еврейскому роду Мандельштамов. Отец поэта – Эмилий Вениаминович Мандельштам – имел звание купца первой гильдии, а мать – Флора Овсеевна Вербловская – служила музыкантом в консерватории.

Осип в молодости

В 1897 году, когда Осипу было всего 6 лет, семья переехала в Санкт-Петербург, где и прошел дальнейший период жизни будущего поэта вплоть до самой его ссылки.

Ранние годы

В 1907 году юный Мандельштам стал слушателем лекций при физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета, однако, проучившись некоторое время, не ощутил в себе тяги к естественным и точным наукам, поэтому принял решение забрать документы.

В 1908 году будущее светило русской литературы поступает в университет Сорбонны, попутно слушая курсы в университете Гейдельберга. За годы обучения Осип проявил себя как талантливый литератор и весьма эрудированный человек, что позволило ему войти в элитный круг общения будущих русских литераторов.

Среди друзей и знакомых поэта того времени были Николай Гумилев, Вячеслав Иванов, с которыми он часто собирался, и друзья обсуждали классику французской и английской поэзии.

Портрет Осипа

В 1911 году семья поэта стала испытывать большие финансовые трудности, и Осипу пришлось вернуться на родину и продолжить обучение в университете Санкт-Петербурга.

Сборник стихотворений

Обложка Камня

История написания

Эстетика символизма в ранних произведениях Мандельштама лишь подчеркивает его абстрактное восприятие окружающей действительности, благодаря которому поэт обладал уникальным творческим видением.

Редкие издания

Содержание

Также поэт одним из первых в русской литературе начинает активно использовать монологическую форму изложения мысли, пользуясь формой изложения от первого лица. Это придает его работам оттенок искренности, делая произведения Мандельштама невероятно притягательными для читателя.

Пейзажная лирика занимает довольно большое место в сборнике, так как именно через описание величия природы поэт обычно показывает человеческую натуру, пытаясь понять предназначение человека, смысл его существования.

Часть первая

Мандельштам очень серьезно размышляет о своей поэтической природе и возможной уникальности, относясь к литературному дару скептически.

Часть вторая

Мандельштам в кресле

Публикация

Спустя несколько лет поэт переработал сборник и подготовил к изданию исправленный и дополненный вариант, включивший в себя несколько стихотворений, написанных в 1914-1915 годах.

В конце двадцатых годов поэт предпринял попытку издать третью редакцию сборника, однако по весомым причинам решил отказаться от этой идеи, предпочтя посвятить свободное время деятельности переводчика.

Осип и друзья

Отзывы в обществе

Сборник был моментально раскуплен литературной публикой столицы.

Анализ

Немаловажным для поэта остается и религиозный аспект творчества: несколько стихотворений сборника посвящены христианскому отношению к смерти и вечной жизни.

Философская концепция Мандельштама признана уникальной из-за невероятно органичного сочетания в ней различных литературных стилей и направлений, а также благодаря совокупности материалистических и теологических воззрений автора, сосуществующих в гармонии.

Критика

Камень как образ и символ в поэзии О. Мандельштама.
Пожалуйста. помогите найти информацию на эту тему.
Почему свой первый сборник назвал именно "камень"?
Что это за символ такой и с чем он у него ассоциировался и желательно одно стихотворение, где показан этот символ и образ.
Спасибо большое!

В цикле стихотворений “Камень” проявляется “характерное для молодости ощущение усталости от собственного существования, соединенное с особенным переживанием земного бытия, земного и никакого иного… ”

Центральная тема “Камня” – самосознание художника. Именно самосознание, напряженное и трагическое, делает “Камень” значительным… Поэтом остро ощущается “всего живого нерушимая связь”, “мировая туманная боль” и образ ласточки незримо проявляется в его поэтическом слове:
Будет и мой черед –
Чую размах крыла.
Так – но куда уйдет
Мысли живой стрела?

Звук осторожный и глухой
Плода, сорвавшегося с древа,
Среди немолчного напева
Глубокой тишины лесной.. .

Начало творения (Мира)

Мандельштам уподобляет себя тому Творцу, который строит своё мироздание, только использует свой строительный материал - слово. Для него слово - это камень, из этих камней он возводит свои башни -стихи. Поэт сравнивает падение камня с выпадшим ему жребием судьбы, а булыжники - это всего лишь грубые мечты.

Паденье -- неизменный спутник страха,
И самый страх есть чувство пустоты.
Кто камни нам бросает с высоты,
И камень отрицает иго праха?

И деревянной поступью монаха
Мощеный двор когда-то мерил ты:
Булыжники и грубые мечты --
В них жажда смерти и тоска размаха!

Так проклят будь готический приют,
Где потолком входящий обморочен
И в очаге веселых дров не жгут.

Немногие для вечности живут,
Но если ты мгновенным озабочен -- Твой жребий страшен и твой дом непрочен!

В своем художественном творчестве Мандельштам воспринимает мир не как живую, осязательную и плотную реальность, а как игру теней, как призрачное покрывало, наброшенное на настоящую жизнь. Жизнь не реальна. Это марево, сон, созданный чьим-то творческим воображением; жизнь самого поэта не реальна, а только призрачна, как видение и греза:

Я так же беден, как природа,

И так же прост, как небеса,

И призрачна моя свобода,

Как птиц полночных голоса.

Я вижу месяц бездыханный

И небо мертвенней холста, -

Твой мир, болезненный и странный,

Я принимаю, пустота![19]

Слово у акмеистов, — не в их декларациях, а в их поэтической практике, - берется не из становления идеологической жизни, а непосредственно из литературного же контекста и только из него[22].

В историю русской литературы XX в. акмеизм вошел, прежде всего, как цельная поэтическая система, объединяющая трех стихотворцев – Мандельштама, Ахматову и Гумилева.

О. Мандельштам считал, что акмеизм принес с собой не новизну мировоззрения, а новизну вкусовых ощущений. В кругу акмеистов превыше всего ценились такие элементы формы, как стилистическое совершенство, живописная четкость образов, точно вымеренная композиция, отточенность деталей.

Имя Мандельштама неотрывно от другого имени — акмеизм. Акмеизм в его осмыслении — не школа и не мироощущение. Это существование, выраженное в слове, понятом как субстанция — с ее особой внутренней динамичностью и организованностью.

Лейтмотив невоплощения

Сопутствующими мотивами данного лейтмотива являются:

Поэтому в некоторых стихотворениях возникает образ вина, винограда

Основными сопутствующими мотивами данного лейтмотива являются:

Руки – то, при помощи чего плетется ткань, следовательно, слово зависит от того, кто его носитель. В данном случае на примере стихотворений отмечаем не только наличие полемики между символистами и акмеистами, но и особость поэтики Слова.

В представленных стихотворениях основными мотивами являются:

Заключение. Таким образом, на уровне тематической, мотивно-образной организации сборника мы можем проследить три тенденции, связанные со словесным воплощением и невоплощением. С одной стороны, в ранних стихотворениях происходит утверждение невоплощения, с другой стороны, в более поздних - творческая полемика, с третьей - в завершающих сборник стихотворениях – через архитектурные и природные образы утверждается Слово.

The article is devoted to the study of motivic structure of the collection "Stone" Osip Mandelstam. In the context of symbolism and acmeism researched and categorized the main reasons for the collection. In conclusion, a conclusion about the work of the poet's ambivalent attitude in relation to the philosophical and poetic installations.

1. Десятов В.В. Логос и музыка в диалоге н. Гумилева и о. Мандельштама/ В.В. Десятов //Филология и человек. - 2012. - №3

4. Мандельштам, О. Сочинения: В 2 т. Т.1. Стихотворения. Переводы / О. Мандельштам. – М.: Художественная литература, 1990. – 638 с.

5. Пак Сун Юн. Органическая поэтика Осипа Мандельштама: автореф. дис. канд. фил. наук : 10.01.01 / Пак Сун Юн ; Росс. акад. наук. – Санкт-Петербург, 2007. – 30 с.

6. Пак Сун Юн. Проблема бытия-небытия в раннем творчестве О. Мандельштама: к рецепции философии А. Бергсона Пак Сун Юн // Русская литература. - 2007. - N 3. - С. 181-186.

7. Паперно, И. О природе поэтического слова / И.Паперно // Литературное обозрение. – 1991. – №1. – С. 29-36.

8. Струве, Н. Осип Мандельштам / Н.Струве. – Автоперевод. – М: Русский путь, 2011. – 308 с

Научный руководитель – Т.Е. Автухович, доктор филологических наук, заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы.

Читайте также: