Какие образования бывают в школе

Обновлено: 02.07.2024


Общее образование состоит из четырех уровней:

Дошкольное образование реализуется лицензированными учреждениями для детей до 6 - 7 лет, то есть, прежде чем они официально пойдут в школу.

Начальное общее образование для детей в возрасте от 7 до 10 лет включает 1-4 классы.

Основное общее (неполное среднее) образование для детей в возрасте от 11 до 15 лет занимает 5 лет и включает 5-9 классы.

Среднее общее (полное среднее) образование учащиеся получают в старших классах средней школы в течение 2 лет обучения – 10-11 классы – и завершают его в возрасте 17-18 лет.

Содержание обучения каждого уровня общего образования определяется соответствующими образовательными программами, которые разрабатываются самостоятельно образовательными организациями на основе федеральных государственных стандартов и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Программа среднего общего образования является обязательной и считается освоенной после завершения обучения в 11-ти классах и прохождения каждым учеником государственной итоговой аттестации. Аттестация проводится в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку и математике (обязательные экзамены), а также по дополнительным предметам из установленного законодательством перечня (от 1 и более) по выбору выпускника. Результаты сдачи принимаются в качестве вступительных испытаний при поступлении в ВУЗ. Выпускники, успешно сдавшие ЕГЭ, получают аттестат о среднем общем образовании, причем для получения аттестата достаточно сдачи ЕГЭ по русскому языку и математике. Это дает обладателю право продолжения обучения на уровне среднего профессионального образования. Доступ к высшему образованию предоставляется по результатам ЕГЭ с экзаменами по выбору – количество и предметы определяются поступающим в зависимости от требований ВУЗа по выбранному направлению.

Профессиональное образование включает 5 уровней:

Среднее профессиональное образование может быть получено по двум типам программ:

- программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих;

- программы подготовки специалистов среднего звена.

Выпускники средних профессиональных образовательных организаций после окончания обучения получают диплом о среднем профессиональном образовании.

После завершения образовательной программы первого типа выпускникам предоставляется доступ на рынок труда, а также право на продолжение обучения по программам второго типа и высшего образования (при условии получения среднего общего образования).

Образовательные организации, реализующие программы второго типа, могут быть как самостоятельными образовательными организациями, так и структурными подразделениями ВУЗа. Как правило, в этом случае программы хорошо скоординированы с программами университетов по соответствующим направлениям.

В настоящее время в России существует многоступенчатая система высшего образования, как подвида профессионального образования, состоящая из следующих уровней:

Высшее образование – бакалавриат (240 зачетных единиц). Степень бакалавра присуждается после прохождения 4-х летней программы обучения. Программы бакалавриата разработаны по различным направлениям. Степень бакалавра обеспечивает прикладное образование, поскольку обладатель получает достаточный объем профессиональных знаний, навыков и умений для трудоустройства на должности, требующие наличия высшего образования (без уточнения уровня). Вместе с тем, наличие степени бакалавра является условием для допуска к программам магистратуры. Государственная итоговая аттестация включает в себя защиту дипломной работы и сдачу государственных выпускных экзаменов. После успешного прохождения аттестации выдается диплом бакалавра.

Высшее образование – специалитет (300-360 зачетных единиц). Квалификация специалиста в России является наследием прежней одноступенчатой системы высшего образования и по своей сути соответствует степени магистра. Обладатели получают возможность профессиональной деятельности, требующей более высокого уровня высшего образования, чем бакалавриат. А также им предоставляется доступ к программам магистратуры по направлениям, отличным от уже полученных по специалитету, и к программам подготовки кадров высшей квалификации (последипломного образования). Срок обучения для получения квалификации специалиста составляет не менее 5-ти лет. Государственная итоговая аттестация для получения квалификации специалиста включает в себя защиту проекта или дипломной работы и сдачу государственных выпускных экзаменов. Получение квалификации специалиста подтверждается дипломом специалиста. Уровень высшего образования - специалитет равнозначен уровню высшего образования - магистратура.

Высшее образование – магистратура (120 зачетных единиц) представляет собой двухлетний курс обучения, ориентированный большей частью на исследовательскую деятельность (до 50% учебной нагрузки студента) по сравнению с программами специалитета. Но, прежде всего, магистратура – это углубленное обучение аналитической и профессионально-практической деятельности в конкретной области, включая освоение элементов научной и педагогической работы. Государственный образовательный стандарт определяет только общие требования для образовательных программ магистратуры, не устанавливая требований относительно содержания образования. ВУЗы имеют право самостоятельно принимать решения по содержанию магистерских программ в зависимости от специальности, а также самостоятельно устанавливают процедуру приема для заявителей (проведение экзаменов, интервью и т.д.). Доступ к программам магистратуры имеют обладатели степени бакалавра, а также квалификации специалиста. Обладатели степеней высшего образования, желающие поступить в магистратуру на другую специальность, должны сдать дополнительные экзамены, которые отражают требования для прохождения выбранной магистерской программы. Государственная итоговая аттестация для получения степени магистра включает в себя защиту магистерской диссертации и сдачу государственных выпускных экзаменов, по результатам которых выдается диплом магистра.

Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации (последипломное образование) осуществляется по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки. Продолжительность обучения определяется соответствующей программой и составляет 3-4 года. Обучения завершается сдачей кандидатских экзаменов и подготовкой кандидатской диссертации. Обладатели получают соответствующий диплом. Получение этого уровня образования не ведет автоматически к присвоению ученой степени кандидата наук, а лишь повышает уровень знаний, навыков и умений обладателя и дает возможность более глубокого и квалифицированного подхода к созданию научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук. Также освоение этого уровня высшего образования предоставляет возможность трудовой деятельности на должностях, для которых российским законодательством определены обязательные требования (преподаватель высшей школы, научный сотрудник и др.).

Ученые степени

Традиционно в России существуют ученые степени двух уровней: кандидата наук и доктора наук. Ученая степень присваивается лицам, защитившим научно-квалификационную работу (диссертацию). По результатам успешной защиты диссертации выдается диплом о присвоении ученой степени кандидата наук или доктора наук.

Для получения ученой степени кандидата наук обычно требуется прохождение обучения в течение 3-4 лет в аспирантуре (адъюнктуре и др.) после получения степени специалиста или магистра, подготовка диссертации, а затем ее защита и присвоение ученой степени. Однако получение ученой степени кандидата наук возможно без прохождения обучения в аспирантуре. Для этого обладатель высшего образования (специалитет или магистратура) может быть переведен на соответствующие научные должности и в течение не более 3 лет должен подготовить диссертацию. После защиты диссертации ему присваивается ученая степень кандидата наук.

Ученая степень доктора наук присуждается после получения степени кандидата наук и может быть получена двумя способами, так же как ученая степень кандидата наук – при продолжении обучения в докторантуре сроком до 3 лет и подготовке докторской диссертации, а затем ее защита и присвоение ученой степени, или без прохождения обучения при условии трудоустройства на соответствующие научные должности для подготовки докторской диссертации в течение не более 2 лет, последующей ее защиты и присвоения ученой степени доктора наук.


Законодательная база

  1. Общее . Под этим понятием скрываются дошкольное (детский сад), начальное общее (с 1 по 4 класс), основное общее (до 9 класса) и среднее общее (до 11 класса) образование.
  2. Профессиональное . Оно подразделяется на среднее профессиональное и высшее профессиональное.
  3. Дополнительное . Сюда относят и общеразвивающее (для детей и взрослых) и дополнительное профессиональное (для взрослых, имеющих диплом).

Отдельно в законе рассматривается профессиональное обучение — получение знаний и навыков, не предполагающее изменения уровня образования. Так можно овладеть одной из профессий или должностей, приведенных в Приказе Минобрнауки России от 02.07.2013 №513 .

Какие бывают уровни профессионального образования

Уровни образования — это завершенные циклы в рамках одного вида образования. Как понять, что цикл обучения завершился? Это событие всегда подтверждается выдачей документа – свидетельства, аттестата или диплома.

Теперь рассмотрим сами уровни. Для общего мы уже их раскрыли вкратце. Но в данной статье мы сосредоточимся на уровнях профессионального образования:

  1. СПО.
  2. ВО – бакалавриат.
  3. ВО – специалитет, магистратура.
  4. ВО – подготовка кадров высшей квалификации.

Согласно Болонской декларации , принятой 19 июня 1999 года, европейским странам надлежит соблюдать единый принцип построения системы высшего образования. Она должна состоять из двух независимых друг от друга циклов. Отсюда и пошло деление на бакалавриат и магистратуру.

Какие степени бывают

Если взглянуть на дипломы бакалавров и магистров, можно заметить, что их формулировки отличаются от тех, что обнаруживаются у специалистов. Последним присуждалась квалификация XXX по специальности YYY.

Студентам, попавшим в двухуровневую систему, присуждают квалификацию (степень) бакалавра или магистра по направлению подготовки ZZZ.

Для наглядности представим иерархии степеней и сопоставим их.

Европа и США Россия
Доктор наук
Ph.D. (дословно — доктор философии, по сути — доктор наук) Кандидат наук
M.S. (дословно — магистр наук)
B.S. (дословно — бакалавр наук)

Таким образом, где в России наука только начинается, в странах Болонской декларации она уже достигает потолка.

Положение СПО в структуре системы образования (СО)

Что предшествует : Среднее профессиональное — самый нижний уровень профессионального образования, на который можно ступить, имея на руках аттестат об окончании 9 или 11 классов. В этих двух случаях обучение будет проходить по разным программам.

Сколько учиться : Вчерашним девятиклассникам еще предстоит получить те знания, которые дают их сверстникам в 10-11 классах, только вдвое быстрее. Поэтому ФГОС предполагает, что четырехлетняя программа для них разрабатывается с учетом школьных стандартов. Соответственно, выпускники 11 классов учатся на год меньше – три года вместо четырех.

Куда поступать : Получить СПО можно в техникумах и колледжах. Редко программы профессионального (а не начального) образования реализуют в училищах.

Куда дальше : Имея на руках диплом, выпускник имеет право поступить в вуз и продолжить учебу по программам бакалавриата или специалитета, в том числе и в ускоренном формате. Но стоит заранее выяснить, практикует ли интересующий вуз перезачет дисциплин. Допускается выпускник и к прохождению курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Положение бакалавриата в структуре СО

Что предшествует : Это первый уровень высшего образования. К нему допускаются абитуриенты, либо закончившие полный курс школы (11 классов), либо колледж или техникум. Первые представляют результаты сдачи ЕГЭ. Вторые сдают вступительные испытания по программе вуза.

Сколько учиться : В общем порядке обучение длится 4 года. Это распространяется на студентов, пришедших сразу после школы или получивших СПО по другому направлению. Если есть возможность зачесть часть дисциплин, освоенных в техникуме или колледже, длительность учебы сокращается на полгода или год (в зависимости от числа таких дисциплин).

Куда поступать : Подходит любой вуз, реализующий программы бакалавриата. При этом не важно, университет это, академия или институт.

Куда дальше : Бакалавр имеет право продолжить обучение и поступать в магистратуру. При этом можно выбрать как то же направление подготовки и углубить знания (получить узкую специализацию), так и другое. В аспирантуру бакалавру ход закрыт. При необходимости он может окончить курсы повышения квалификации или профпереподготовки.

Положение специалитета в структуре СО

Что предшествует : То же самое, что бакалавриату.

Сколько учиться : Стандартный срок обучения — 5 лет. Это меньше, чем проходить два уровня по Болонской системе (4 + 2 года), зато результат — практически такой же. Возможен перезачет дисциплин и сокращение срока обучения на 1-2 курса.

Куда поступать : Хотя с 2007 года большинство вузов перешло на двухуровневую систему, специалитет по-прежнему существует. В одних вузах он остается как альтернатива, ведь бытует мнение, что бакалавриат не дает достаточный уровень знаний, хотя и считается законченным высшим образованием. В других (например, медицинских) других вариантов просто нет.

Куда дальше : Специалист имеет право поступать в аспирантуру и начать научную карьеру. Не возбраняется и обучение в магистратуре. Обычно специалисты выбирают такой вариант для получения второй профессии, если профпереподготовки недостаточно. ДПО доступно в полном объеме.

Положение магистратуры в структуре СО

Что предшествует : Для поступления необходим диплом о законченном высшем образовании. Бакалавром является абитуриент или специалистом — неважно. Магистру, если он пожелает получить еще одну узкую специализацию, в приеме тоже не откажут.

Сколько учиться : Желающие продолжить обучение на этом уровне садятся за парту еще на 2-2,5 года. За это время нужно не только освоить предлагаемую программу, но и написать диссертацию. Перезачет дисциплин и сокращение срока обучения не предусмотрены.

Куда поступать : Желающие поступить в магистратуру ограничены в выборе вуза по сравнению с абитуриентами-бакалаврами. Аккредитацию на магистерские программы получают далеко не все вузы.

Куда дальше : Магистру открывается путь в науку, и он имеет право поступать в аспирантуру. Примут его и на обучение по программам ДПО.

Подготовка кадров высшей квалификации

С 2013 года, а именно с момента вступления в силу ныне действующего Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ, аспирантура стала уровнем высшего образования. До этого ее относили к послевузовской подготовке.

Выпускники прочувствовали изменения, выразившиеся:

  • в необходимости подготовки выпускной квалификационной работы (не путать с кандидатской диссертацией!);
  • в получении диплома об окончании аспирантуры (не кандидата наук!);
  • в присвоении квалификации исследователя и/или преподавателя-исследователя.

ВКР писать обязательно, тогда как защиту диссертации можно отложить на неопределенный срок.

Подготовкой кадров высшей квалификации занимаются также:

  1. Адъюнктура – та же аспирантура, но для военных, полицейских и спасателей.
  2. Ординатура – уровень медицинского образования, предполагающий получение врачебной специальности. Внимание: это не то же самое, что аспирантура, к научной деятельности ординатура отношения не имеет.
  3. Ассистентура-стажировка – аспирантура для представителей творческих профессий.

Соискательство сюда не входит. Это не обучение как таковое, а предоставление возможности сдать кандидатские минимумы и подготовить диссертацию с помощью научного руководителя. Соответственно, никакого диплома соискатель не получает.

Положение аспирантуры в структуре СО

Что предшествует : Для допуска необходимо законченное высшее образование — магистратура или специалитет. Направление подготовки необязательно должно совпадать.

Сколько учиться : Нормативный срок обучения — 3 или 4 года. Даже если на последнем курсе никакие дисциплины не изучаются, а ВКР и диссертация уже готовы к защите, стать выпускником раньше не получится.

Куда поступать : У выбранного вуза должна быть аккредитация по программам аспирантуры. Ее наличие не зависит от того, готовит ли учреждение магистров или нет.

Куда дальше : После получения диплома преподавателя-исследователя комплекс высшего образования можно считать пройденным. Но если выпускник подготовил диссертационное исследование, опубликовал не менее трех статей в журналах, рекомендованных ВАК, следует двигаться дальше — к защите. А для этого нужно найти диссертационный совет по своему направлению подготовки, который есть далеко не в каждом вузе. Их число стабильно сокращается, и, возможно, придется не просто обращаться в другое учебное заведение, но и ехать в другой город.

Докторантура

Раньше докторантура вместе с аспирантурой образовывала пласт послевузовского профессионального образования. Теперь аспирантура выведена в структуру высшего образования, а докторантура сохранила свой прежний статус.

В Законе об образовании докторантура не упоминается вовсе. Никакого диплома по ее окончании не выдают. Поэтому можно сделать вывод, что в структуру СО на данный момент она не входит.

Что предшествует : Докторантом может стать только кандидат наук. При этом неважно, заканчивал ли он аспирантуру или был соискателем. Ну а поскольку кандидатом наук без высшего образования не стать, оно подразумевается по умолчанию.

Сколько учиться : На законодательном уровне утвержден максимальный срок — 3 года. Если для подготовки докторской диссертации достаточно меньшего времени, учиться все 3 года необязательно. Главное — прописать необходимый период в договоре с принимающей организацией.

Куда поступать : Поскольку докторантура — не уровень образования, аккредитация для реализации соответствующих программ не предусмотрена. Однако при вузе, обучающем докторантов, должен быть действующий диссертационный совет по аналогичным направлениям подготовки.

Куда дальше : Защита докторской диссертации — это логическое завершение длительного образовательного процесса.

Сколько лет учится современный россиянин

В завершение предлагаем посчитать, сколько же лет тратит житель нашей страны на получение образования .

Для удобства выше и здесь мы использовали сроки, предусмотренные для очной формы обучения. Соответственно, заочники в каждом цикле задерживаются еще на год. Сокращенное обучение с перезачетом дисциплин также принимать во внимание не будем, так как оно доступно не во всех вузах.

Итак, какие варианты возможны:

Таблица 1. Для окончивших 9 классов

Школа 9 лет СПО 4 года ВО Б 4 года ВО С 5 лет ВО М 2 года ВО А 3 года Итого
13 лет
17 лет
18 лет
19 лет
20 лет
22 года
23 года

Таблица 2. Для окончивших 11 классов и поступивших в колледж или техникум

Школа 11 лет СПО 3 года ВО Б 4 года ВО С 5 лет ВО М 2 года ВО А 3 года Итого
14 лет
18 лет
19 лет
20 лет
21 год
23 года
24 года

Таблица 3. Для окончивших 11 классов и поступивших в вуз

Школа 11 лет ВО Б 4 года ВО С 5 лет ВО М 2 года ВО А 3 года Итого
11 лет
15 лет
16 лет
17 лет
18 год
20 лет
21 год

Получение среднего общего образования позволяет сэкономить два-три года и при этом не лишает возможности получить несколько профессий. Главное — правильно комбинировать предложенные уровни образования.

Также рекомендуем прочитать

​Отчет о работе преподавателя: варианты содержания

Преподаватель вуза в течение года проделывает значительный объем работы. Она не ограничивается чтением лекций и проведением семинаров, продолжительность которых можно оценить в часах. Все остальное учитывается и анализируется в иной форме. Для сведения результатов учебного года воедино и заполняют отчеты о работе.

Налоговые вычеты за учебу: основные сведения

Российское законодательство разрешает возвращать часть уплаченного налога на доходы физических лиц в ряде ситуаций. Одной из них является получение образования на коммерческой основе. Кто и как может вернуть деньги – рассмотрим в этой статье.

Как студенту сделать отличную презентацию

В этой статье мы расскажем, как сделать презентацию действительно крутой: какие правила помогут при подготовке презентации, при чем тут сторителлинг и, так и быть, как создавать классные слайды (но никаких горячих клавиш и описания функций). В заключении мы собрали несколько лайфхаков о том, как вести себя во время выступления (и куда прятать дрожащие руки).

Российские школы дают детям общее образование начального, основного и среднего уровня. Полное школьное среднее образование (общее) - это 11 классов, неполное (основное) - 9. Учреждения, реализующие стандартные учебные программы, называются средними школами. Организации, дополняющие базовый курс специальными дисциплинами, имеют статусы лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением предметов.

Структура

Ученики начальной школы на уроке

До 1986 года учеба в российских школах длилась 10 лет, из них 3 года – в начальной, 5 лет - в основной и 2 года - в старшей школе. В 1987 году в качестве эксперимента было введено четырехлетнее обучение в младших классах, но дети и родители имели право выбрать трехлетний курс начальной школы. С 2001 года все занимаются по одиннадцатилетней программе, а нормативы ее освоения предусматривают следующие ступени и сроки обучения:

  • первая - 4 года начального образования;
  • вторая - 5 лет основного обучения;
  • третья - 2 года среднего, или полного, образования.

Больше того, если ученику исполнилось 15 лет, он может не продолжать учебу в школе для того, чтобы получить аттестат. Это уточнение делается в ст. 66 (п. 6) закона об образовании. Уйти из школы, не закончив девятый класс, ученик может, но без неприятностей не обойтись. Комиссия по делам несовершеннолетних совместно с органами исполнительной власти "не позднее чем в месячный срок принимает меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству" - это цитата из 6-го пункта 66 статьи закона об образовании.

Так же неоднозначно обстоят дела и с обязательностью общего среднего (полного) образования. Если исполнилось 18 лет, то учеба становится делом исключительно добровольным и 11 классов принудительно никто не должен заканчивать - такая поправка содержится в 5 пункте всё той же 66 статьи ФЗ об образовании.

Начальная школа

В первый класс идут дети в возрасте 6,5-8 лет. Учеба в начальной школе длится четыре года. Задача педагогов сводится к предоставлению детям базового объема знаний, необходимых для повседневной жизни. Его дает изучение следующих предметов:

  • чтение;
  • азы математики (арифметика);
  • письмо;
  • труд;
  • физкультура;
  • музыка;
  • окружающий мир;
  • искусство и хореография;
  • хотя бы один иностранный язык.

С учениками занимается постоянный педагог, ответственный за коллектив и преподающий большинство предметов, кроме музыки, физической культуры, хореографии, иностранного языка. Дети учатся в одном классе, покидают его только для занятий по специальным дисциплинам (музыке, труду и т. д.). Количество академических часов редко превышает 4 в день.

Основная школа

Школьники средних классов на уроке физкультуры

Современная система школьного образования в России основному курсу отводит 5 лет обучения - до 9 класса включительно. За это время ученики приобретают базисные знания по программным дисциплинам. Почти во всех школах учебный процесс примерно одинаков и проводится по предметно-кабинетной методике: урок за уроком дети перемещаются из одной аудитории в другую.

У каждого класса есть свой классный руководитель. Это преподаватель, освобожденный от педагогической практики или ведущий свой предмет, но по совместительству отвечающий за вверенный ему коллектив и способный оперативно решать организационные и административные вопросы.

По окончании этапа обучения в основной школе ученики проходят государственную итоговую аттестацию (ГИА) в форме основного государственного экзамена - ОГЭ. В случае удовлетворительной сдачи выпускники получают аттестат об основном общем образовании.

После окончания основной школы ученики могут перейти в старшие классы или продолжить обучение в ссузах (средних специальных учебных заведениях).

Старшие классы

Старшеклассники на презентации, посвященной теме будущего образования

В двухлетней старшей школе учащиеся усиленно готовятся к поступлению в вузы. Учебный курс предполагает дальнейшее изучение основных предметов и знакомство с новыми дисциплинами. Ежедневно у старших школьников может быть по 7 уроков.

В последние годы предпринимаются попытки сделать обучение в старших классах профильным, чтобы ученик мог выбирать направление учебы, исходя из собственных наклонностей или специализации вуза, намеченного для поступления после окончания школы.

Завершается обучение Единым госэкзаменом (ЕГЭ). Математика и русский язык обязательны, остальные предметы сдаются добровольно в качестве вступительных экзаменов в вузы. По окончании последней ступени обучения каждый успешный выпускник получает документ о полном (среднем) общем обучении - аттестат, который подтверждает, что знания освоены в полном объеме, и содержит список отметок по всем изученным предметам.

Российское школьное дополнительное образование

Система дополнительно образования в школе направлена на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, воспитание устойчивого интереса к познавательному процессу, достижение высокого уровня саморегуляции и развитие творческих навыков. Дополнительное образование выступает как средство непрерывного познания нового и формирования цельной личности. В процессе воспитания детей мотивируют к образовательной деятельности и помогают определиться с будущей профессией.

В школе система дополнительного образования решает ряд специфических задач:

Виды и формы образования: краткий ликбез

За последнее столетие образование стало важной частью общественной системы каждого государства. Процесс обучения предусмотрен государством, церковью и любой просветительной институцией вообще; он гарантирует условия формирования чувства единения, общности культурной, духовной и интеллектуальной.

В современном мире хорошая система образования равна стабильному развитию общества. Именно поэтому в систему обучения развитые страны с каждым годом вкладывают все больше денег. Программа развития ООН с 1980 года проводит Рейтинг стран по уровню образования (Education Index). В 2018 году этот список возглавляла Германия, которой совсем немного уступали Австралия, Дания, Ирландия и Новая Зеландия. В основе этого исследования лежали критерии индекса грамотности взрослого населения и индекс получивших образование [Рейтинг стран мира по уровню образования, 2018].

С другой стороны, Рейтинг национальных систем высшего образования (U21 Ranking of National Higher Education Systems) в 2019 году проводил свое исследование по таким показателям как инвестиции частного и государственного сектора в высшее образование, результаты научных исследований университета, открытость университетской системы образования и его международные связи, а также государственная политика в области регулирования получения высшего образования. Список из 50 стран в этом году возглавляли Соединенные Штаты, которым уступали Швейцария, Великобритания, Швеция и Дания [Рейтинг национальных систем высшего образования, 2019].

Сегодня разные организации для измерения уровня образования в мире используют разные критерии, подходы и данные. Одна статистика может учитывать одни показатели, а для другой будет важно что-то иное. Самые распространённые показатели качественного образования включают такие аспекты как профессионализм учителей, вовлечение правительства в развитие системы образования, наличие творческой и развлекательной активности после уроков, условия школ и их инвентаризация, вовлечение родителей в процесс обучения и т.д.

Помимо развитых стран, где на постоянной основе система образования развивается соответственно новым технологиям, самой продвинутой организацией в мире, которая занимается популяризацией образования в бедных странах, является детский международный фонд UNICEF. Главной его стратегией на период 2019-2030 годов является увеличение доступа и повышение качества образования среди детей в 144 странах, которые не могут посещать школы из-за физических осложнений, отсутствия школ поблизости, культурных ограничений, отсутствия учителей и базового инвентаря для обучения. Согласно их статистики, сегодня количество детей, которые не имеют доступа к системе образования, самое высокое за всю историю человечества.

Сегодня примерно 617 млн детей в мире не получают базового среднего школьного образования даже в таких предметах как чтение и математика. Поэтому цель Образовательной стратегии 2019-2030 Every child learns – это обеспечить возможность детям посещать школы, чтобы в будущем они смогли проявить свой потенциал [UNICEF. Education. Every child has the right to learn].

Глобальные цели фонда UNICEF основываются на убеждении, что система обучения должна соответствовать потребностям общества, поэтому дети, заканчивая школу и получая качественное образование, могут найти свое место в жизни, быть полезными обществу и способствовать его развитию.

В этой статье мы раскроем главные аспекты развития системы образования в России, а также расскажем, какими способами можно дополнительно обучаться, чтобы углублять свои знания, стать лучшим специалистом в любимом деле или же найти новые жизненные увлечения.

Уровни и виды образования

И хотя психологи все чаще говорят о процессе образования как о неотъемлемой стадии взросления ребенка с первых дней его жизни, четкое разграничение уровней образования начинается только с детского сада – первого социального опыта ребенка вне семьи. Согласно законодательству, в России установлены такие уровни образования:

  1. Общее образование и его уровни: дошкольное, начальное общее, основное и среднее общее образование.
  2. Уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование, бакалавриат, магистратура и подготовка кадров высшей квалификации.

Общее образование (дошкольные и школьные учреждения) предусматривает базовое формирование мировоззрения человека, знакомство с разными предметными областями науки – естествоведением, биологией, химией, физикой, литературой, языками и т.д. Этот уровень образования должен помочь развить базовые личностные навыки учеников и определить последующее профессиональное развитие компетенций каждого человека.

Хотя основой всего образования у нас принято считать школу, не менее важную социальную функцию выполняют домашнее образование, ясли и детские сады. Также существует система дополнительного образования, которая включает обучение в разных кружках, секциях, музыкальных, художественных и спортивных школах – все эти активности помогают раскрыть способности ребенка.

Профессиональное образование – это специальная подготовка по определенному направлению. К системе этого уровня образования сегодня можно отнести школы с углубленным изучением чего-либо, лицеи, колледжи, институты, кружки, семинары и секции.

За процесс образования отвечают министерства и местные ведомства государственного, федерального, городского уровней. Учебная система государственного образования является стандартизированной и делится на такие ступени:

  • дошкольные учреждения;
  • общеобразовательные учреждения (школы, лицеи и гимназии);
  • учреждения среднего профессионального образования (училища, техникумы, колледжи);
  • высшие учебные заведения (университеты, академии, институты, консерватории и высшие военные училища).

Согласно конституции РФ, каждый гражданин должен получить полное общее образование, т.е. освоить учебную программу 11 классов школьной системы, которая состоит из трехуровневой системы образования – начального, основного и полного высшего образования. В том случае, если ученик переходит после 9 класса в спецучилище, кроме профессиональной подготовки он также должен освоить необходимые знания полного общего образования 10 и 11 классов.

Таким образом, образование не только формирует основу для будущей социализации человека в обществе, но и выполняет часть духовных и ценностных функций наравне с наукой и искусством.

Образование, наука и искусство – это важные институты, которые тесно взаимосвязаны между собой, но в то же время имеют разные социальные функции. Образование – это передача знаний от поколения к поколению, формирование общего понимания мира и ценностей. Это своеобразная парадигма, которая создает общность. Система образования не создает нового знания, ее главная цель – формирование систематического и специфического знания о мире, обществе и человеке.

В отличие от образования, цель науки – это как раз и есть создание нового знания, идей, концепций. Если в основании образования лежит систематическая передача знаний с целью формирования общей картины мира, то в основании науки лежит творчество, познание мира и новые открытия. Главные функции науки:

  • познавательная;
  • прогностическая;
  • мировоззренческая;
  • изобретательная.

Не менее важную роль в формировании личности занимает и развитие творчества, креативности. За эту часть способностей человека отвечает современное знание об искусстве и эстетике. Начиная с раннего детства, очень важно развивать у ребенка его творческие наклонности, которые в будущем помогут ему не бояться проявлять себя и вносить вклад в развитие общества.

Все эти стороны общественной жизни предусмотрены и регулируются законодательством, которое гарантирует доступ к образованию каждому гражданину страны.

Законодательство и основные формы обучения

Право на образование стало базовым совсем недавно – еще в 19 столетии к системе образования ни государство, ни интеллектуалы не относились так основательно, как сейчас. Но модерный период истории и геополитические изменения начала 20 века поменяли социокультурную картину мира, в которой образованию была отведена отдельная и важная роль в формировании общества, социализации личности и экономическом развитии государства.

На основании формирования образовательного процесса государством предусмотрены федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и среднего общего образования. Также государством предусмотрено на основе конкурсной системы предоставить бесплатное первое высшее образование. При этом в Конституции РФ указано, что получение основного общего образования является обязательным для всех.

Кроме регулирования порядка получения общего образования, законом предусмотрено право на профессиональное и дополнительное образование.

Этот Закон об образовании реализует конституционное право каждого гражданина (статья 43) [Конституция РФ] на получение образования и регулирует процесс реализации обучения всеми образовательными организациями, которые осуществляют процесс просвещения, как государственными, так и частными.

Несмотря на неизменность конституционных норм, система образования в РФ модернизируется соответственно с потребностями времени, что предусматривает развитие других форм обучения помимо школьной и университетской систем образования. Сюда относятся разнообразные курсы, семинары, вебинары и программы, которые своевременно получили государственную лицензию.

Таким образом, в зависимости от потребностей и возможностей каждой личности, согласно закону, образовательные программы можно освоить несколькими способами в зависимости от формы:

  • очная, очно-заочная (вечерняя) и заочная формы обучения;
  • семейное обучение;
  • экстернат (форма обучения, которая позволяет учиться самостоятельно, сдавать государственные экзамены);
  • дистанционное и электронное обучение;
  • сетевое обучение;
  • сочетание разных форм обучения.

Все эти формы обучения должны соответствовать единому федеральному государственному стандарту и требованиям. Каждая из этих форм обучения дает право прохождения итоговой аттестации и сдачи экзаменов. Однако, помимо такого многообразия форм, образование имеет еще и разные форматы, о которых тоже важно знать.

Форматы образования

Очевидно, что большинство людей получает образование в формате уроков в школе и пар в университете. Но главная тенденция современного процесса обучения состоит в том, чтобы получать более специфическую, детальную и новую информацию о чем-либо. И поскольку новые знания всегда актуальны и востребованы, получать их можно в формате курсов, семинаров, вебинаров, лекций (как онлайн, так и офлайн).

И хотя обучение вне школы и университета является очень важным для повышения людьми своей квалификации и компетентности, по большей части оно служит дополнением к уже имеющемуся образованию.

Такие форматы являются менее стандартизированными по программе, и в отличии от университетской системы они нацелены на изложение практического аспекта информации и демонстрацию путей ее внедрения вместо акцентирования на теории и методологии.

Самыми популярными форматами дополнительного образования являются:

Современные технологии и возможности изменили представление об образовании, которое было свойственно прошлому столетию. Сейчас процесс обучения стал чем-то большим, чем просто школьной или университетской программой – появляются альтернативные источники, позволяющее узнать что-то новое, углубить свои знания и компетенцию как в рамках одной профессии, так и в освоении совершенно другой сферы деятельности.

Главные отличия между онлайн- и офлайн-образованием

Современное обучение – это массовое обучение миллионного населения, которое с развитием технологий приобрело онлайн- и офлайн-формы. В отличие от очного образования, главное преимущество онлайн-образования – это нацеленность на человека. Благодаря технологическим инновациям оно позволяет не только генерировать множество информации и достаточно быстро обновлять актуальную базу знаний, но и выстраивать систему обучения с учетом индивидуальных предпочтений каждого человека, включая такие особенности как:

  • интерес;
  • наличие личного опыта;
  • целенаправленность;
  • использование разных способов восприятия;
  • временные ограничения.

Главные приоритеты и преимущества онлайн-образования над офлайн следующие:

  • можно подстраивать процесс образования под ученика;
  • можно быстро обновлять систему знаний, следя за актуальностью;
  • можно интегрировать разные практические подходы и развивать творчество;
  • можно превратить обучение в привычку .

Таким образом, можно понять, что хотя образование и является четко стандартизированной системой передачи знаний с целью социализации человека, оно также является очень динамичным процессом. Поэтому главная проблема большинства образовательных систем заключается в том, что они не учитывают такого важного аспекта в процессе обучения как индивидуальность каждого ученика в соответствии с его когнитивными и интеллектуальными способностями.

Поэтому в результате обучения могут возникнуть проблемы в том, что если вам знания дали, это еще не факт, что вы сможете их использовать. Хотя в современной системе образования существуют несколько методик оценки усвоения знаний, все они очень условны, ибо, как показывает опыт, никто не отвечает за результат и компетенцию ученика по окончании процесса обучения.

Актуальность самообразования

Читайте также: