Какие новые явления в развитии отечественной культуры изучаемого времени вы можете отметить кратко

Обновлено: 06.07.2024

1. Наука и техника. На развитие науки и внедрение достижений научно-технического прогресса государство направляло огромные средства. Широкое признание в стране получили труды академика М.В. Келдыша по аэрогидродинамике, авиации и космонавтике. В 1975 г. работы математика Л.В. Канторовича по разработке основ линейного программирования были отмечены Нобелевской премией. В 1978 г. звание лауреата Нобелевской премии было присвоено физику П.Л. Капице. Продолжалось освоение космоса, создавались новые образцы военной техники.

Некоторые новейшие технологии, опробованные в гражданских отраслях, не имели зарубежных аналогов. Так, под руководством московского офтальмолога С.Н. Фёдорова был внедрён новый метод операций на сетчатке глаза. Хирург Г.А. Илизаров (г. Курган) разработал аппарат особой конструкции для исправления множественных переломов конечностей. В последующие годы оба метода получили широкое применение в лечебной практике медицинских центров по всей стране.

2. Развитие отечественной литературы. Несмотря на ужесточение партийно-государственной цензуры, духовная жизнь общества в 1960-1980-е гг. стала более насыщенной, чем когда-либо в советской истории. СССР превратился в одну из самых читающих стран мира. Этому в немалой степени содействовала государственная поддержка издательской деятельности, кинематографа и театра. Она обеспечивала доступность цен на книги и литературно-художественные журналы, на билеты в кино, театры, музеи и картинные галереи.

В начале 1980-х гг. в стране ежегодно выходило в свет более 80 тыс. наименований книг и брошюр общим тиражом свыше 2 млрд экземпляров. При этом сохранялся острейший дефицит на художественную литературу, книги по искусству и развлекательные издания, так как спрос намного превышал предложение в этой сфере. Значительно выросла сеть общедоступных публичных библиотек и читален.

В 1970-1980-е гг. многие литераторы искали такие формы выражения своих мыслей, которые не выглядели бы прямым вызовом правящей элите. Отношения между властями и творческой интеллигенцией часто находились на грани конфликта, но редко перерастали в открытое противостояние.

В 1960-1970-е гг. в СССР появилось литературное течение, условно названное деревенской прозой.

Его представляли писатели В.П. Астафьев, В.И. Белов, Ф.А. Абрамов, С.П. Залыгин, Б.А. Можаев, В.Г. Распутин, В.А. Солоухин, В.М. Шукшин и др. Они обращались к проблемам сельского быта, к характерам сельских жителей, усматривая в них те здоровые начала, которые отражают истинную душу народа, сохранившуюся несмотря на бесчеловечные эксперименты советской власти над крестьянством.


В.Г. Распутин

Широкое признание завоевали писатели-фантасты братья А.Н. и Б.Н. Стругацкие.

3. Театр и киноискусство. Эстрада. В стране насчитывалось более 150 тыс. кинотеатров (включая сельские клубы), число их посещений превысило 4 млрд в год. Работало более 600 театров; их посещали около 120 млн зрителей. У более 96% семей были дома телевизор или радио.

Расцвет отечественного театрального искусства совпал с приходом на сцену драматургов нового поколения.


Мировую славу советскому балету принесли Г. С. Уланова, М.М. Плисецкая, М.Э. Лиепа, Е.С. Максимова и В.В. Васильев.

Появились музыкальные коллективы и исполнители, чьё творчество не вписывалось в определяемые цензурой идеологические установки. В песнях под гитару В.С. Высоцкого и Б.Ш. Окуджавы кто-то искал выхода критическим настроениям, кто-то с иронией воспринимал лозунги и призывы официальной пропаганды. Поэтому их творчество приобрело широкое гражданское звучание.

В живописи и скульптуре произошло чёткое размежевание на официальное искусство и на альтернативные художественные направления. Художники, группировавшиеся вокруг Академии художеств СССР, работали в основном в реалистической манере. Уровень развития официального искусства отражали выставки-отчёты в московском Манеже. Преобладали жанры портрета (Т.Т. Салахов), пейзажа (Т.Н. Яблонская, П.П. Оссовский), а также картины на современные темы (Б.С. Угаров, АЛ. Мыльников, В.Е. Попков, Д.Д. Жилинский). Палитру художников отличала сдержанная цветовая гамма, появилась тенденция к монументализации станковой живописи.

Неофициальное искусство находилось на полулегальном положении. Художники показывали произведения на квартирах, иногда — в небольших клубах и научно-исследовательских институтах. Их работы почти не покупали в СССР. Многое из созданного в этот период оказалось в результате за границей. Первой масштабной акцией тех лет стала печально знаменитая выставка на московском пустыре 15 сентября 1974 г. Организованную без санкции властей выставку разогнали с помощью бульдозеров.

В скульптуре неформального направления выделились В.А. Сидур и Э.И. Неизвестный.

Наиболее значительным явлением этого периода стал московский концептуализм, представители которого в своих работах использовали символы, подписи, лозунги, предполагавшие соучастие зрителей в действии. Проводились различные художественные акции для того, чтобы заострить внимание на какой-либо политически актуальной проблеме. Представители этого направления И.И. Кабаков, В.Д. Пивоваров и др. занимались также книжной иллюстрацией, сами изготовляли книги-альбомы. Течение в неформальном искусстве, получившее название соц-арта, в иронической и гротескной форме переосмысливало традиционные для социалистического реализма и официальной пропаганды сюжеты советского образа жизни.

Широкую известность получили работы В.А. Комара и А.Д. Меламида. В качестве художественных средств они использовали различные пропагандистские материалы и бытовые предметы. Не имея возможности свободного творчества, наиболее яркие представители этого направления эмигрировали за границу.

Духовная оппозиция деятелей искусства режиму сыграла большую роль в размывании идеологических основ советского строя. Властителями дум общества постепенно становились скептически относившиеся к правящей партии писатели, художники, театральные и кинодеятели, музыканты.

4. Достижения советского спорта. Для развития спорта была создана мощная материальная база. К середине 1970-х гг. в СССР насчитывалось свыше 3 тыс. стадионов, 60 тыс. спортзалов, 1,2 тыс. плавательных бассейнов.

Наибольшее внимание общества привлекали международные соревнования с участием советских спортсменов. В 1972 г. советская команда успешно выступила на зимней Олимпиаде в Саппоро (Япония). Выдающиеся результаты показали лыжники Г.А. Кулакова и В.П. Веденин, а также наши фигуристы. На летних Играх в Мюнхене героем стал спринтер В.Ф. Борзов, впервые в истории советского спорта ставший олимпийским чемпионом в беге на двух спринтерских дистанциях — на 100 и 200 м. В третий раз высшую олимпийскую награду завоевал А.В. Медведь (вольная борьба). Советские спортсмены победили в соревнованиях по тяжёлой атлетике, гимнастике, в десятиборье и во многих других видах соревнований.

В 1974 г. МОК принял решение о проведении Олимпийских игр 1980 г. в Москве, что свидетельствовало о признании вклада СССР в развитие спорта. Но эти Игры по политическим и идеологическим мотивам (из-за начавшейся войны в Афганистане) бойкотировали олимпийские команды ряда стран, в частности США. Это обстоятельство не помешало Москве стать одной из олимпийских столиц. Но в следующих летних Играх в Лос-Анджелесе не участвовали уже наши спортсмены.

На Олимпиаде в Сеуле (1988) команда СССР завоевала 55 золотых медалей, 220 советских спортсменов стали призёрами. Советские гимнасты выиграли в 11 из 14 видов программы. С.Н. Бубка победил в прыжках с шестом, показав выдающийся результат, футболисты стали олимпийскими чемпионами после 32-летнего перерыва, баскетболисты повторили успех 1972 г. Замечательный пловец В.В. Сальников, герой московских Игр, вновь выиграл заплыв на 1500 м вольным стилем. Он назван в числе трёх самых выдающихся пловцов XX в.

Огромной популярностью пользовалось фигурное катание. Взлёт интереса был связан с блестящими выступлениями советских спортсменов в этом виде спорта. Выдающихся успехов достигли многократные чемпионы мира и Олимпийских игр И.К. Роднина и A. Г. Зайцев (парное катание), Л.А. Пахомова и А.Г. Горшков (танцы на льду) и др.

Яркие победы на мировых первенствах были одержаны советской шахматной школой. Ещё в 1948 г. шахматную корону завоевал ММ. Ботвинник. В последующие годы чемпионами мира становились В.В. Смыслов, М.Н. Таль, Б.В. Спасский. Самыми молодыми в истории шахмат чемпионами мира стали А.Е. Карпов, Г.К. Каспаров, B. Б. Крамник.

1. Какие новые явления в развитии отечественной культуры изучаемого времени вы можете отметить?

2. Чем объясняется рост насыщенности духовной жизни СССР в 1960-1980-е гг.?

3. Какие из приведённых в параграфе имён деятелей культуры, названий их произведений вам известны?

4. Что из достижений культуры СССР 1960-1980-х гг. и сегодня оказывает влияние на нашу духовную жизнь?

5. Расскажите о вкладе народов СССР в сокровищницу мировой культуры.

6. Охарактеризуйте достижения советских спортсменов. Что позволяло им добиваться столь высоких результатов?

Читайте также: