Какие новшества были введены в 1860 гг в системе образования кратко

Обновлено: 07.07.2024

Они были вполне своевременными, так как в этот период времени Россия по уровню доступности образования для населения оставила от всех стран Европы.

Высшее образование

Общая либерализация жизни в обязательном порядке должна была затронуть систему высшего образования Империи. Университеты всегда имели определенную автономию, которую было решено расширить, чтобы создать благоприятные условия для учебной деятельности и научной работы.

Предыстория реформы

Подготовка к университетской реформе началась ещё в середине 50-ых годов XIX века. В феврале 1858 года Г. А. Щербаков и профессор К. Д. Кавелин подготовили первый проект нового Устава для Санкт-Петербургского университета. Этот проект рассматривался и в Москве, и в Казани, но принят не был из-за излишней утопичности.

В 1861 году в Министерство народного просвещения (далее – МНП) был подан ещё один проект реформы. Его автором стал барон М. А. Корф, директор Императорской публичной библиотеки. Он предлагал сделать университеты открытыми просветительскими учебными заведениями, доступными для всех. Проект нашёл поддержку в профессорской среде, но был отвергнут министром просвещения А. В. Головиным.

Важно отметить, что в империи существовало два типа высших учебных заведений: университеты и институты. Университеты стояли не ступень выше и считались элитными образовательными учреждениями.

Разработка и принятие нового Устава

Александр II, ознакомившись с проектами К. Кавелина и М. Корфа, приказал начать подготовку к университетской реформе

была создана специальная Комиссия, занимавшаяся разработкой нового университетского Устава;

был создан проект нового Устава, утверждённый всеми членами Комиссии;

проект обсуждался в университетской среде Империи и был отправлен на рассмотрение зарубежным экспертам;

был отправлен за границу профессор К. Д. Кавелин для того, чтобы изучить устройство лучших университетов Западной Европы, перенять передовой опыт;

с июня 1862-ого по июнь 1863 года проходили заседания особого Комитета, занимавшегося внесением поправок в проект Устава;

18 июня 1863 года император утвердил новый Устав императорских российских университетов.

Основные положения Устава

Согласно новому Уставу, каждый университет Империи

  • находился на попечении императора;
  • имел по четыре факультета;
  • имел самоуправление, представленное Советом, Правлением, Судом и инспектором;
  • возглавлялся ректором, которого избирал университетский Совет;
  • имел попечителя, который представлял Университет в МНП;
  • имел четко организованную и утверждённую систему должностей, научных степеней и почётного членства;
  • имел библиотеку, музей, обсерваторию и ботанический сад;
  • имел право выбирать преподаваемые дисциплины;
  • имел право самостоятельно решать все финансовые вопросы;
  • мог организовывать Учебные общества.

Студентом университета мог стать любой подданный и не подданный Империи, получивший среднее образование. Вся власть над учащимися принадлежала деканам факультетов, ректору и Университетскому суду. Право на корпоративное устройство студенты не получили.

Итоги реформы

Главным итогом реформы стало возвращение университетам широкой автономии. Они смогли учитывать местные условия для своего развития, привлекать для работы необходимые кадры. Меры по дополнительному финансированию высших учебных заведений сделали работу и учебу в них более привлекательной для специалистов и студентов. За годы проведения реформы и последующее за ней десятилетие в Империи открылось большое количество новых университетов и институтов.

С реформы университетов началась модернизация всей образовательной системы государства.

Среднее образование

После высшего было также модернизировано образование среднее образование. Главной задачей, которую ставил перед собой император, было улучшение качества среднего образования и повышение уровня его доступности.

Типы и виды средних учебных заведений

Тип учебного заведения

Возможности для дальнейшего образования

Общий курс предметов (базовое образование)

Выпускники получали возможность продолжить обучение в гимназиях, стать учителями начальной школы

Выпускники получали возможность поступления в высшие технические учебные заведения государства, а также на физико-математические факультеты университетов

Возможность поступления в университет

Все прогимназии и гимназии были двух видов: гражданские и военные. В военных прогимназиях и гимназиях, открытых в 1863 году на базе кадетских корпусов, готовили к службе в армии и поступлению в высшие военные заведения. Срок обучения – 6 лет (с 1873 года – 7 лет).

В 1862 году было разрешено женское среднее публичное образование (хотя фактически оно появилось ещё в 1858 году). С 1864 года все гражданские средние образовательные учреждения стали делиться на мужские и женские. Срок обучения в женских также составлял 4 года и 7 лет соответственно, но программа обучения была более лёгкой.

Выпускницы женских гимназий получали аттестат домашней учительницы, а в дальнейшем, в 1869 году, получали право становиться слушательницами Высших курсов.

В 1866 году в рамках продолжающейся реформы образования произошло

  • введение единых программ обучения для всех учебных заведений Империи;
  • ужесточение экзаменов, повышение роли итоговой оценки за них при поступлении в высшее учебное заведение.

Реформа Д. А. Толстого

В 1866 году МНП возглавил граф Д. А. Толстой. При нём прошел завершающий этап реформы образования. Министр инициировал

введение в образовательные программы реальных гимназий большего объёма математики;

введение в образовательные программы классических гимназий большего объема латинского и греческого языка;

переименование реальных гимназий в реальные училища с запретом их выпускникам поступать в университеты.

Итоги реформы

Введение нового Устава, а также мероприятия Д. А. Толстого привели к следующему:

во-первых, право на среднее образование получали абсолютно все сословия Российской Империи;

во-вторых, сложившаяся система образования гарантированно обеспечивала государство как специалистами узкого профиля (выпускники реальных училищ и военных гимназий: офицеры, торговцы, промышленники, инженеры, квалифицированные рабочие), так и специалистами, которые пополняли ряды государственных служащих, чиновников высшего ранга (выпускники классических гимназий, будущие студенты университетов).

Минусом было только то, что стоимость среднего образования была запредельно высокой. Позволить себе обучать детей в прогимназиях и гимназиях могли только обеспеченные люди.

Реформа начального образования

После 1864 года начальные школы с тремя классами обучения могли открывать как частные лица, так и различные общественные учреждения. В Российской Империи, кроме церковноприходских и государственных, появились земские и частные народных училища.

Плюсы и минусы реформы

Устранена государственная и церковная монополия на образование.

Это касалось лишь начальной школы, среднее и высшее оставалось малодоступным из-за высокой стоимости обучения.

В гимназиях и университетах обучались преимущественно дворяне и представители зарождающейся буржуазии опять же из-за высокой стоимости обучения.

Автономия образовательных учреждений.

Автономией в будущем воспользовались либералы и революционеры, которые вели активную пропаганду в среде студенчества.

Доступность образования для женщин.

Рост уровня доступности базового образования

По этому показателю Империя, несмотря на прогресс по сравнению с первой половиной XIX века, все равно оставила от стран Запада.

Позднее были проведены мероприятия, которые перечеркивали все позитивные результаты реформы. Например,

Аграрная (земельная, крестьянская) реформа – основное преобразование, начавшее период реформ императора Александра II. Процесс изменений в социальной и экономической сферах состоял из цепочки событий, продолжительностью более 100 лет. Итогом преобразований и влияния внешних и внутренних факторов стал Манифест императора об освобождении крестьян от крепостной зависимости от 19 февраля (3 марта по новому стилю).

История крепостного права* в Российской империи

*Крестьянство в XIX веке, как и ранее, составляло основную часть общества. Всех крестьян делили на три группы: помещичьи, посессионные государственные, удельные (в собственности царского рода). Первая группа находилась в наиболее тяжелом положении, поскольку полностью принадлежали хозяину-землевладельцу. По статистике, более половины мужского населения – помещичьи крестьяне (около 55%), такой отметки достигли к периоду правления Петра I. К середине XIX века доля упала до 37%.

Крепостное право – система правовых отношений между крестьянином и землевладельцем, которые предполагают полную зависимость первого от второго. Существовало не на всей территории страны – свободными были земли Сибири, губернии на Дальнем Востоке и в Азии, на Кавказе, Финляндии, на Аляске, казачьих землях.

Предпосылки и причины

Огораживание – процесс ликвидации и захвата общинных земель, форма первоначального накопления капитала в странах Западной Европы, в классическом виде существовала в Англии. (в ЕГЭ не попадается, я бы удалил)

Причины проведения реформы можно поделить на внешние и внутренние:

  • Внешняя: неудачи во внешней политике, в частности – поражение в Крымской войне.
  • Внутренняя – острый кризис крепостнической системы, который осознавали представители власти.

Важным фактором стала Отечественная война 1812-1815 гг. – после нее молодое служилое дворянство желало провести в России преобразования по увиденным в Европе моделям (восстание декабристов 1825 года явилось наиболее ярким выступлением). Вторая активная волна поднялась после Крымской войны.

Хронология действий правителей в сторону реформирования крепостной системы:

  • Екатерина Великая впервые подняла тему в Вольном экономическом обществе относительно права собственности землевладельца на крепостных.
  • Первым ограничил барщину тремя днями император Павел I.
  • Александр I отменил практику передачи государственных крестьян в собственность помещиков. Главное последствие такого решения – остановился рост количества крепостных. Император разрабатывал проект земельной реформы. Также его указ о вольных хлебопашцах 1803 года юридически дал помещикам возможность освобождать крестьян и наделять землёй.
  • Николай I ограничил систему наказаний, которую применяли помещики, относительно крестьян. Была собрана комиссия, которая готовила проект реформы.

Как готовили проект реформы?

Процесс социальных и аграрных преобразований не был простым и однозначным процессом. В комиссию по подготовке реформы входили представители класса помещиков – заинтересованные, не нейтральные лица.

1857 г. - собрана новая группа для рассмотрения вопроса, летом представлен к рассмотрению первый проект:

  • Ликвидация личной зависимости крестьян по истечении переходного периода в 10 лет;
  • Земля продолжала принадлежать помещикам;
  • Земельный надел предоставлялся крестьянину только за плату или при условии отработки барщины;
  • Крестьяне со временем могли выкупить жилой дом, хозяйственные постройки.

1858 г. - новая программа реформы, более радикальная, в связи с крестьянскими волнениями:

  • Крестьяне могли создать собственные органы самоуправления;
  • Освобожденные крестьяне могли выкупить надел, который им сразу давали в постоянное пользование;
  • Бывшие крепостные получали полную личную свободу;
  • Устанавливалось переходное состояние.

1859-1860 гг. – попытки приостановить процесс реформаторства. Председателем комиссии стал граф В.Н.Панин – под его влиянием были увеличены повинности после освобождения, уменьшены наделы в пользу интересов дворян-землевладельцев.

Основные идеи:

Результаты:

Земская реформа: особенности проведения

Земство – орган местного самоуправления, работа которого основывалась на принципах самофинансирования, выборности членов, всесословности.

В январе 1864 года император Александр II утвердил Положение о губернских и уездных земских учреждениях (разработка началась параллельно с проектом аграрной реформы). Изначально планировалось сделать земства частью системы административного управления, затем решили придать им функции органов самоуправления.

Реформа создала такую систему:

  • Исполнительные органы: земские управы;
  • Распорядительные органы: губернские и уездные земские собрания.

3 курии избирателей земских управ и собраний:

  1. Уездные землевладельцы;
  2. Городские жители;
  3. Выборные от сельских обществ.
  • Ремонт дорог;
  • Содержание тюрем;
  • Организация разъездов для чиновников;
  • Народное образование, строительство школ;
  • Ведение статистики;
  • Медицина на местном уровне, набор на работу врачей;
  • Попечение местной торговли;
  • Взимание налогов на местном уровне;
  • Обеспечение продовольствием.

Первые три позиции считались обязательными, остальные – рекомендательные, не относились к обязательным задачам земств. Решения земств утверждал губернатор или министр внутренних дел.

Земства не могли вмешиваться в дела других органов самоуправления. Тут была проблема: нечеткость полномочий создавало проблемы и конфликты в отношениях между органами самоуправления.

В 1890 году, во время контрреформ, полномочия земств были существенно урезаны.

  1. Формирование земской медицины: до реформы медицина находилась, в основном, на уровне знахарства (если речь идет о провинции, деревнях). Создавались Общества врачей. Медицина стала обязательной частью социальной службы.
  2. Развитие земской школы – создание учебных заведений с 3-летним курсом, где все дети могли обучиться чтению, письму, арифметике. Также изучался Закон Божий, церковнославянский язык.

Судебная реформа

Результат:

  • Судебная система стала эффективной, независимой;
  • Искоренялась коррупция;
  • Повышалась профессиональность лиц, имевших отношение к судебной системе;
  • Появились Уставы: гражданского судопроизводства, о наказаниях, уголовного права и другие.

Реформа образовательной системы

В 1864 году началась реформа образования Российской империи. Целью были изменения в начальном, среднем и высшем образовании. В период 1863-1864 гг. приняты Уставы об университетах, гимназиях и прогимназиях, Положение о народных училищах.

Реформы начальной школы:

  • Отказ от монополии церкви и государства на образовательную систему;
  • Разрешено основание частных учебных заведений;
  • Начальные школы представлены: частными и государственными заведениями, земскими, приходскими и воскресными школами.

Реформирование средней школы:

  • Базовый элемент среднего образование – гимназии (реальные и классические). Первые готовили поступлению в технические учебные заведения, вторые – в ВУЗы гуманитарного профиля.
  • Поступить в гимназию мог кто угодно, независимо от сословия.
  • Срок обучения – 7 лет, позже – 8 лет.
  • Появились женские гимназии.

Реформа высшего образования:

  • Университеты получили автономию;
  • За программу и другие моменты функционирования ВУЗа отвечали декан и совет профессоров;
  • Женщины получили право получать высшее образование.

Результаты реформы:

  • Образование стало доступным;
  • Устранена монополия государства и церкви на систему образования;
  • Упорядочена образовательная система.

Финансовая реформа

Комплекс мероприятий проводится на протяжении 60-х годов под руководством В.А. Татаринова. Цель – модернизация финансовой системы, приведение ее к капиталистическому типу.

  • Создан Государственный банк и Главное выкупное учреждение;
  • Введен принцип гласности – государственный бюджет публиковался;
  • Созданы казначейства для администрирования доходов государства;
  • На местах с 1865 года сформированы контрольные палаты;
  • Введены акцизные марки по алкогольной и табачной продукции.

Результат:

  • Борьба с коррупцией дала результаты;
  • Повышение эффективности функционирования финансовой системы;
  • Запланированная денежная реформа не была проведена до 90-х годов.

Военная реформа

Проводилась в 60-70-е годы с целью повышения эффективности армии. Длительность процесса преобразований вызвана зависимостью военной сферы от промышленности и транспортной системы.

Не бойся незнания, бойся ложного знания. От него все зло.

Л.Н. Толстой

Реформа образования 1864 года проходила в несколько этапов, которые в конечном итоге реформировали все системы образования в России. Реформировано было начальное, обще и среднее образование. Основные даты этих реформ:

Из-за Университетского устава реформу образования часто называют реформами Александра 2 1863-1864 годов. В любом случае речь идет об изменении системы образования Российской Империи, и ниже мы рассмотрим, что именно менялось, а также происходило функционирование системы образования в стране.

Реформа образования 1864 годапри Александре 2

Реформирование начальной школы

Начальные школы теперь были следующих типов:

  • Воскресные.
  • Церковноприходские.
  • Земские.
  • Частные.
  • Государственные.

Реформирование средней школы

Особенности и виды гимназий в России после реформы 1864 года
Тип гимназии Что преподавали Что давало окончание
Реальные Естественные науки. Обучение в технических ВУЗах
Классические Гуманитарные науки. Поступление в университеты.

Во всех гимназиях срок обучения составлял 7 лет. После 1871 года срок обучения в классических гимназиях составлял 8 лет. Фактически реформа образования 1864 года делила людей на сословия по типу полученного образования: классические гимназии – люди с высшим образованием, реальные гимназии – промышленники и торговцы.

Важная особенность реформы – в гимназию мог поступить абсолютно любой человек Российской Империи. Правда фактически образование все равно оставалось доступным только дворянам, поскольку стоимость обучения в гимназиях была очень высокой, и большая часть населения не могла себе этого позволить.

В 1862 году в России впервые появились женские гимназии. Тем самым впервые за всю историю страны женщины получили право на среднее образование. Правда нужно сделать оговорку – программа обучения в женских гимназиях сильно уступала гимназиям мужским.

Реформирование высшего образования

  • Принимали решение о приеме и увольнении преподавателей.
  • Утверждали программу обучения.
  • Утверждали и редактировали учебные планы и дисциплины.
  • Решали все финансовые вопросы.

Одновременно в России появилась возможность получения высшего образования у женщин. Женские гимназии, конечно, не давали права на поступление в обычный университет, поэтому в стране были созданы высшие женские курсы. Обучиться им можно было в Москве, Петербург, Киеве и Казани. Дальнейшие реформы открыли дорогу женщинам и в обычные университеты, но даже при этом они принимались туда под особым статусом – вольнослушатели. Этому реформа в области просвящения от 1864 года послужила толчком.

Первая в России женская гимназия (Екатеринбург)

Значение для страны

Реформа образования Александра 2 преследовала две главные цели:

  1. Сделать образование доступным для всех.
  2. Устранить монополию на образование.
  3. Навести порядок в системе гимназий и прогимназий.

Образовательная реформа 1864 года проходит в несколько этапов, которые сумели вывести развитие Российской империи на новый уровень. Изменения касались не только начального, но также среднего и высшего образования.


Изменения в начальных школах

В июле 1864 года принимается Положение о народных образовательных учреждениях. Главной особенностью считается отмена государственной и церковной монополии на образовательные учреждения. По завершении реформирования, частные лица могут приступать к открытию школ на коммерческом основании.

К сведению: срок обучения в начальном образовательном учреждении не превышает 3 года.

Преобразование средней школы

В ноябре 1864 года принимается Устав для гимназий и прогимназий. Перечисленные заведения являются главным звеном средне-образовательных учреждений. Имеющиеся гимназии разделяются на несколько категорий:

  • стандартные – занимаются подготовкой к последующему поступлению в институты;
  • реальные – подразумевает выпуск учеников для последующего получения технических специальностей.

Стандартный срок обучения, вне зависимости от типа гимназии – 7 лет. После 1871 года, классические образовательные заведения увеличивают период получения образования на 1 год.

По факту, проведенная реформа разделяет население на несколько категорий:

  • с наличием высшего образования;
  • непосредственно сотрудники промышленной сферы и торговли.

Главной особенностью внедряемой реформы принято считать возможность зачисления в гимназию каждым. На практике, только представители дворянства могут позволить обучение в гимназиях, что обусловлено повышенной стоимостью.

В 1862 году принимается решение открыть женские гимназии. В результате каждая женщина Российской империи впервые может рассчитывать на персональное образование.


Реформа высшего образования

В июне 1863 года принимается решение разработать Университетский устав. С указанного периода считается официальное начало образовательной реформы. Главным положение в уставе принято считать предоставление университетам первой автономии. В результате, появляется совет профессоров, который избран и утвержден деканом с ректором. Официальные представители принимают решение по многочисленным направлениям:

  • принятие на работу либо увольнение преподавательского состава;
  • разработка программы обучения на предстоящий год;
  • внесение изменений, утверждение, разработка учебных планов;
  • финансовые вопросы.

Впервые в Российской империи появляется возможность получения высшего образования женщинами. При этом гимназии не дают право им на поступление в ВУЗ. Поэтому выходом из ситуации становится посещение специализированных дополнительных подготовительных курсов. Проводятся на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и Казани. Поэтому далеко не все могли приехать в интересующий город для прохождения курсов и последующего зачисления.

Результаты и значение

Реформирование системы образования Александром 2 влечет за собой несколько главных задач:

  • создание образования доступным для каждого жителя;
  • уничтожение ярко-выраженной монополии на получение образования;
  • проведение в порядок деятельность гимназии и прогимназии.

Имеющиеся положительные и отрицательные стороны внедряемых реформ рекомендуется трактовать непосредственно из выраженных конечных достижений. При этом второй пункт не является основополагающим.

В результате наблюдается строительство частных образовательных учреждений, а также снижение стоимости образования. Однако нововведения затрагивали в большей части начальную школу. Последующее обучение оставалось недоступным для большей части населения, что обусловлено недостатком средних и высших учебных заведений. Но благодаря стремительным темпам строительства, уже через несколько лет ситуация стала улучшаться. В результате даже женщины могли получить знания.

Читайте также: