Какие мыслители продолжили реализовать идеи новикова и радищева кратко

Обновлено: 17.05.2024

Преобразования в области просвещения и педагогики второй половины ХVПI в. имеют тесную связь С педагогической деятельностью русского журналиста, книгоиздателя и общественного деятеля - Николая Ивановича Новикова(1744-1818) и русского просветителя, писателя и философа - Александра Николаевича Радищева (1749-1802).

В другой его статье «Об эстетическом воспитанию; впервые рассматривалась задача эстетического воспитания детей, как части широкого процесса, охватывающего все стороны формирования личности ребенка.

- не погашайте любопытство детей;

- упражняйте детей в употреблении чувств, научайте их чувствовать справедливо;

- остерегайтесь подавать детям ложные или не довольно точно определенные понятия о какой-нибудь вещи, сколько бы ин была она маловажна, гораздо лучше вам совсем отрекаться ответствовать им на некоторые их вопросы, нежели давать двусмысленный и недостаточный ответ;

- не учите детей ничему такому, чего они по возрасту своему или по недостатку других предполагаемых при том познаний уразуметь не могут;

- старайтесь не только умножить и распространить их познание, но и сделать его основательным и верным.

Все эти правила получили в статье хорошее обоснование и были подкреплены многими результатами внимательных наблюдении за развитием детей.

Деятельность и взгляды Н.И. Новикова имели большое значение для развития общественной и профессионально-педагогической мысли в России.

Александр Николаевич Радищев является родоначальником русского революционного просветительства, Он защищал интересы крепостного крестьянства. Связывал прогресс в воспитании с переустройством общества на началах справедливости и народного счастья. Он настаивал на гражданском воспитании, требовал покончить с сословностью в образовании и сделать его одинаково доступным и для дворян, и для крестьян.

Радищев в вопросах педагогики исходил из естественнонаучного материализма, утверждал, что природные способности людей различны и во многом зависят от воздействий внешней среды (природной и социальной). В развитии способностей, в первую очередь активного мышления, решающую роль он отводил воспитанию - физическому, умственному и нравственному.

Радищев выступал против слепого подчинения детей воле родителей. Считал, что взаимоотношения родителей с детьми не их частное дело, а глубоко общественное. Отношения родителей и детей должны быть основаны на взаимном уважении, любви, разумной требовательности. В этом одинаково заинтересованы и все общество, и каждый отдельный гражданин.

Правительство Екатерины II приняло все меры к тому, чтобы скрыть от общества произведения Радищева, но они тайно распространялись в рукописях.

А.Н. Радищев занимает значимое место в развитии общественной мысли и педагогической теории в России, в развитии русского революционного движения и передовой педагогики.

Преобразования в области просвещения и педагогики второй половины ХVПI в. имеют тесную связь С педагогической деятельностью русского журналиста, книгоиздателя и общественного деятеля - Николая Ивановича Новикова(1744-1818) и русского просветителя, писателя и философа - Александра Николаевича Радищева (1749-1802).

В другой его статье «Об эстетическом воспитанию; впервые рассматривалась задача эстетического воспитания детей, как части широкого процесса, охватывающего все стороны формирования личности ребенка.

Николай Иванович Новиков - русский журналист, издатель, просветитель, философ - родился 8 мая (27 апреля по ст. ст.) 1744 г. в Московской губернии, родовом имении Тихвинское-Авдотьино, находившемся неподалеку от с. Бронницы, в семье дворянина средней руки. В детские годы он проходил обучение у местного дьяка, на протяжении 1755-1760 гг. получал образование в Московской университетской дворянской гимназии при университете, но его оттуда исключили за отсутствия рвения к учебе.

Поступив на службу в Измайловский полк в начале 1762 г., Новиков вскоре становится унтер-офицером. Уже тогда проявились наклонности к книгоизданию и увлечение словесностью: Новиков опубликовал две переведенные с французского повести и сонет.

В 1779 г. в биографии Новикова начинается новый этап, связанный с его переездом в Москву. Здесь куратор Московского университета Херасков предложил ему арендовать типографию (посодействовало этому то обстоятельство, что оба они были членами масонского ордена). При Новикове типография заметно увеличилась, за три неполных года в ней было напечатано изданий больше, чем за все 24 года существования. Николай Иванович публиковал журналы и книги, учебники, труды Руссо, Лессинга и других авторов в переводе. За счет прибыли в Москве им были открыты читальня, две школы, аптека, он оказывал большую помощь беднейшим горожанам и крестьянам.

С 1784 г. начинаются постоянные преследования Новикова, которые приводят писателя-публициста в 1792 г. к заключению в Шлиссельбургскую крепость (формально за печатание ряда книг, проповедующих раскол). Казнь, к которой его приговорили как государственного преступника, была заменена заточением в Шлиссельбургской крепости сроком на 15 лет.

Просветительская деятельность Новикова как писателя-сатирика, публициста и издателя была высоко оценена не только его современниками, но и последующими поколениями.




Жанровое разнообразие новиковских журналов было вызвано необходимостью критики социальных, общественных недостатков русской действительности.

Многие темы и образы сатирических журналов Новикова были использованы писателями-сатириками: Фонвизиным, Крыловым, Радищевым, Грибоедовым.

Распространение идей Просвещения и влияние Французской революции привели также к зарождению в России радикальной идеологии, наиболее ярким представителем которой был А. Н. Радищев.

А. Н. Радищев хорошо знал немецкий, французский и латинский языки, а также английский и итальянский

Государство.

Происхождение государства. Радищев считал, что причиной образования государства является природная социальность людей. В естественном состоянии все были равны, но с появлением частной собственности это равенство нарушилось. Как и Ж.-Ж. Руссо он связывал происхождение государства с появлением частной собственности. При заключении общественного договора народ оставляет суверенитет за собой, при этом он не мог согласиться на рабство, т.к.рабство - это противоестественное состояние. Государство есть результат молчаливого договора в целях обеспечения всем людям благой жизни, а также защиты слабых и угнетенных.

Форма государства. Монархию Радищев отвергал в любой форме, т.к. любое единоличное правление, по его мнению, есть деспотизм. Он считал, что нет и не может быть просвещенного монарха.

Право. Радищев являлся сторонником теории естественного права. Он разделял естественное право (право на жизнь, собственность, безопасность, вольность, равенство перед законом) и положительное, основанное на естественном праве. В интересах общей пользы естественные права могут быть ограничены, но лишь в случаях, предусмотренных положительным законом, отражающим общие интересы граждан.

Радищев противопоставляет естественное право существующему положительному праву России и делает вывод, что оно противоречит общественному договору, поэтому народ, если его естественные права нарушаются, имеет право на восстание.

43. Социально – политические взгляды Н.Н.Карамзина. Записка о древней и новой России.

Политико-правовая концепция Н. М. Карамзина получила название охранительная идеология,главными составляющими которой являются сильное монархическое правление, опирающееся на законы, мораль и православие.

Николай Иванович Новиков - русский журналист, издатель, просветитель, философ - родился 8 мая (27 апреля по ст. ст.) 1744 г. в Московской губернии, родовом имении Тихвинское-Авдотьино, находившемся неподалеку от с. Бронницы, в семье дворянина средней руки. В детские годы он проходил обучение у местного дьяка, на протяжении 1755-1760 гг. получал образование в Московской университетской дворянской гимназии при университете, но его оттуда исключили за отсутствия рвения к учебе.

Поступив на службу в Измайловский полк в начале 1762 г., Новиков вскоре становится унтер-офицером. Уже тогда проявились наклонности к книгоизданию и увлечение словесностью: Новиков опубликовал две переведенные с французского повести и сонет.

В 1779 г. в биографии Новикова начинается новый этап, связанный с его переездом в Москву. Здесь куратор Московского университета Херасков предложил ему арендовать типографию (посодействовало этому то обстоятельство, что оба они были членами масонского ордена). При Новикове типография заметно увеличилась, за три неполных года в ней было напечатано изданий больше, чем за все 24 года существования. Николай Иванович публиковал журналы и книги, учебники, труды Руссо, Лессинга и других авторов в переводе. За счет прибыли в Москве им были открыты читальня, две школы, аптека, он оказывал большую помощь беднейшим горожанам и крестьянам.

С 1784 г. начинаются постоянные преследования Новикова, которые приводят писателя-публициста в 1792 г. к заключению в Шлиссельбургскую крепость (формально за печатание ряда книг, проповедующих раскол). Казнь, к которой его приговорили как государственного преступника, была заменена заточением в Шлиссельбургской крепости сроком на 15 лет.

Просветительская деятельность Новикова как писателя-сатирика, публициста и издателя была высоко оценена не только его современниками, но и последующими поколениями.

Жанровое разнообразие новиковских журналов было вызвано необходимостью критики социальных, общественных недостатков русской действительности.

Многие темы и образы сатирических журналов Новикова были использованы писателями-сатириками: Фонвизиным, Крыловым, Радищевым, Грибоедовым.

Распространение идей Просвещения и влияние Французской революции привели также к зарождению в России радикальной идеологии, наиболее ярким представителем которой был А. Н. Радищев.

А. Н. Радищев хорошо знал немецкий, французский и латинский языки, а также английский и итальянский

Государство.

Происхождение государства. Радищев считал, что причиной образования государства является природная социальность людей. В естественном состоянии все были равны, но с появлением частной собственности это равенство нарушилось. Как и Ж.-Ж. Руссо он связывал происхождение государства с появлением частной собственности. При заключении общественного договора народ оставляет суверенитет за собой, при этом он не мог согласиться на рабство, т.к.рабство - это противоестественное состояние. Государство есть результат молчаливого договора в целях обеспечения всем людям благой жизни, а также защиты слабых и угнетенных.

Форма государства. Монархию Радищев отвергал в любой форме, т.к. любое единоличное правление, по его мнению, есть деспотизм. Он считал, что нет и не может быть просвещенного монарха.

Право. Радищев являлся сторонником теории естественного права. Он разделял естественное право (право на жизнь, собственность, безопасность, вольность, равенство перед законом) и положительное, основанное на естественном праве. В интересах общей пользы естественные права могут быть ограничены, но лишь в случаях, предусмотренных положительным законом, отражающим общие интересы граждан.

Радищев противопоставляет естественное право существующему положительному праву России и делает вывод, что оно противоречит общественному договору, поэтому народ, если его естественные права нарушаются, имеет право на восстание.

43. Социально – политические взгляды Н.Н.Карамзина. Записка о древней и новой России.

Политико-правовая концепция Н. М. Карамзина получила название охранительная идеология,главными составляющими которой являются сильное монархическое правление, опирающееся на законы, мораль и православие.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Радищев, Новиков, Щербатов Люди, которые перевернули общество в России в XVI.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Радищев, Новиков, Щербатов Люди, которые перевернули общество в России в XVI.

Радищев, Новиков, Щербатов Люди, которые перевернули общество в России в XVIII веке и подготовили изменения в XIX в.

Александр Николаевич Радищев - русский мыслитель, писатель, поэт. В главном.

Александр Николаевич Радищев - русский мыслитель, писатель, поэт. В главном своем произведении, “Путешествие из Петербурга в Москву” (1790 г.), Радищев представил широкий круг идей русского Просвещения. Он дал широкое, правдивое, исполненное сочувствия изображение жизни народа.

“И се чудовище ужасно, Как гидра, сто имея глав, Умильно и в слезах всечасно.

“И се чудовище ужасно, Как гидра, сто имея глав, Умильно и в слезах всечасно, Но полны челюсти отрав, Земные власти попирает, Главою неба досязает, – Его отчизна там, – гласит; Призраки, тьму повсюду сеет, Обманывать и льстить умеет, И слепо верить нам велит.” Ода “Вольность” (1783 г.)

В 1790 г. “Путешествие из Петербурга в Москву” было напечатано в количестве.

В 1790 г. “Путешествие из Петербурга в Москву” было напечатано в количестве 650 экземпляров. Этого оказалось достаточно, чтобы по словам Екатерины II признать его “бунтовщиком, хуже Пугачева”. Радищев был арестован и заключен в Птеропавловскю крепость. Смертную казнь импретарица заменила 10 годами ссылки в сибирский острог Илимск.

На допросах декабристов на вопрос “с какого времени и откуда они заимствовал.

На допросах декабристов на вопрос “с какого времени и откуда они заимствовали первые вольнодумческие мысли многие декабристы называли имя Радищева.

Николай Иванович Новиков (1744-1818) - русский журналист, издатель и обществе.

Николай Иванович Новиков (1744-1818) - русский журналист, издатель и общественный деятель, одна из крупнейших фигур Русского Просвещения. Новиков вошел в историю Росси, прежде всего, как журналист и книгоиздатель

“Рабство аморально, бесчеловечно и ведет к разорению… Оно обрекает крестьян.

“Рабство аморально, бесчеловечно и ведет к разорению… Оно обрекает крестьян на скотское существование, а помещиков ведет к моральному растлению”

Наиболее известны его сатирические журналы “Трутень” и “Живописец”, в которы.

Наиболее известны его сатирические журналы “Трутень” и “Живописец”, в которых он с моральных позиций критиковал крепостнические порядки, а не отдельные человеческие пороки.

Его социальным идеалом становится просвещенная монархия, не допускающая “раб.

Его социальным идеалом становится просвещенная монархия, не допускающая “рабского состояния” людей, заботящаяся о “приращении художеств и наук”

С 1779 г. он получил в аренду типографию Московского университета, где в теч.

С 1779 г. он получил в аренду типографию Московского университета, где в течение десяти лет (“Новиковское десятилетие”) издавал книги и журналы по сем отраслям знания и придал невиданный размах книжной торговле. Как писал А.С. Пушкин, “распространял лучи просвещения в Отечестве”. в 1775 г. стал масоном, кторым сочувствовал Павел, наследник Екатерины II. Гуманистическая просветительская деятельность Новикова оказала большое влияние на русскую культуру XVIII-XIX веков. Его деятельность высоко ценили декабристы и революционные демократы. Однако, несмотря на нереволюционный характер его просветительства, Екатерина II жестоко расправилась с ним, заключив без суда в Шлиссельбургскую крепость сроком на 15 лет.

Князь Михаи́л Миха́йлович Щерба́тов - русский историк, публицист, философ. По.

Князь Михаи́л Миха́йлович Щерба́тов - русский историк, публицист, философ. Почётный член Санкт-Петербургской Академии Наук с 1776 года, член Российской академии (1783).

Взирая на нынешнее состояние отечества моего с таковым оком, каковое может им.

Взирая на нынешнее состояние отечества моего с таковым оком, каковое может иметь человек, воспитанный по строгим древним правилам, у коего страсти уже летами в ослабление пришли, а довольное испытание подало потребное просвещение, дабы судить о вещах, не могу я не удивиться, в коль краткое время повредилиса повсюдно нравы в России. "О повреждении нравов в России"

В 70-х годах XVIII в. Щербатов написал ряд публицистических заметок и статей.

В 70-х годах XVIII в. Щербатов написал ряд публицистических заметок и статей, а в конце 80-х гг. сочинение “О повреждении нравов в России”, где резко критиковал политику правительства и нравы придворной среды.

В 1783 г. он написал утопический роман “Путешествие в землю Офирскую”, в кото.

В 1783 г. он написал утопический роман “Путешествие в землю Офирскую”, в котором изложил свой идеал государства, полицейского, по сути, опирающегося на дворянство, процветающего за счет труда подневольных рабов ". правда, иногда власть, законы преступая, чинит подданных несчастными, но сие зло не толь велико, чтоб приобретенные пользы законами и властью превозмочь могло…”


У современников история Щербатова не пользовалась успехом: ее считали неинтер.

У современников история Щербатова не пользовалась успехом: ее считали неинтересной и неверной, а самого Щербатова - лишенным исторического дарования (императрица Екатерина II). Однако выдающийся историк Карамзин нашел для себя у Щербатова довольно обильную пищу. Щербатов, как публицист, интересен, главным образом, как убежденный защитник дворянства. Его политические и социальные взгляды недалеко ушли от той эпохи.

Радищев вернулся из ссылки по восшествии на престол Павла I, стремившегося вс.

Радищев вернулся из ссылки по восшествии на престол Павла I, стремившегося все делать наперекор своей матери. Привлеченный в Комиссию по составлению свода законов, Александр Николаевич занимался разработкой проектов законодательных реформ, куда включил требование уничтожения крепостного права. Однако вскоре, доведенный д отчаяния угрозами начальства он покончил жизнь самоубийством. Новиков был освобожден из крепости через четыре года. Вышел он оттуда “дряхл, стар, согбен”. Николай Иванович вынужден был отказаться от всякой общественной деятельности До самой своей смерти Щербатов продолжал интересоваться политическими, философскими и экономическими вопросами, излагая свои взгляды в ряде статей

Читайте также: