Какие мысли фонвизина вам близки кратко

Обновлено: 04.07.2024

В предыдущей публикации о комедии "Недоросль" речь шла о том, что подробно проработанные отрицательные ("злонравные") персонажи пьесы получились обаятельными и узнаваемыми, наделенными отдельными реалистическими чертами. Образы положительных ("благонравных") героев: Стародума, его племянницы Софьи, её жениха офицера Милона и чиновника Правдина, помощника наместника, - напротив, выглядят более схематичными, созданными по законам классицизма. Однако эти персонажи выражают авторские идеи, характерную для эпохи Просвещения веру в достижение общественного блага, общественного идеала. В комедии присутствует важная мысль о том, что как просвещенный монарх, действуя разумно, должен заботиться о государстве и его гражданах, так и от главы семьи многое зависит: он воспитывает детей собственным примером. Обратимся к героям.

Приезд Стародума. Скотинин: "Это я, сестрин брат". Стародум (увидя ещё двух, с нетерпением): "А это кто ещё?" Простаков (обнимая): "Я женин муж". Митрофан (ловя руку): "А я матушкин сынок". (Вместе.) В оформлении публикации использованы кадры из фильма-спектакля "Недоросль" (1987).

Приезд Стародума. Скотинин: "Это я, сестрин брат". Стародум (увидя ещё двух, с нетерпением): "А это кто ещё?" Простаков (обнимая): "Я женин муж". Митрофан (ловя руку): "А я матушкин сынок". (Вместе.) В оформлении публикации использованы кадры из фильма-спектакля "Недоросль" (1987).

Стародум Правдину: "Поверь мне, друг мой, где государь мыслит, где знает он, в чем его истинная слава, там человечеству не могут не возвращаться его права. Там все скоро ощутят, что каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно. и что угнетать рабством себе подобных беззаконно".

Стародум Правдину: "Поверь мне, друг мой, где государь мыслит, где знает он, в чем его истинная слава, там человечеству не могут не возвращаться его права. Там все скоро ощутят, что каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно. и что угнетать рабством себе подобных беззаконно".

Беседуя с чиновником Правдиным, Стародум говорит о важнейшей роли воспитания в жизни человека и общества, высказывает мысль о том, что воспитание – залог благосостояния государства. Просвещенный монарх обязан воспитывать своих подданных, родители – своих детей. Если дворяне-родители перекладывают воспитание ребенка на плечи своих крепостных, то из такого ребенка выходит еще один раб. Случай Митрофана – несчастное следствие такого вот дурного воспитания.

"Поверь мне, где государь мыслит, где знает он, в чем его истинная слава, там человечеству не могут не возвращаться его права. Там все скоро ощутят, что каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно. и что угнетать рабством себе подобных беззаконно".

Воспитание "и должно быть залогом благосостояния государства. Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое, старый дядька да молодой барин".

Наставляя племянницу Софью, Стародум делится с ней своими наблюдениями о том, чего следует избегать, чтобы построить счастливую семейную жизнь, какую роль играет личный пример родителей в воспитании детей. Если отец и мать лишены добродетели, не занимаются детьми, дети растут несчастными и одинокими:

"У каждого свои должности. Посмотрим, как они исполняются, каковы, например, большею частию мужья нынешнего света, не забудем, каковы и жены. (. ) Возьмем в пример несчастный дом, каковых множество, где жена не имеет никакой сердечной дружбы к мужу, ни он к жене доверенности; где каждый с своей стороны своротили с пути добродетели. Вместо искреннего и снисходительного друга, жена видит в муже своем грубого и развращенного тирана. С другой стороны, вместо кротости, чистосердечия, свойств жены добродетельной, муж видит в душе своей жены одну своенравную наглость, а наглость в женщине есть вывеска порочного поведения. Оба стали друг другу в несносную тягость. Оба ни во что уже ставят доброе имя, потому что у обоих оно потеряно. Можно ль быть ужаснее их состояния? Дом брошен. Люди забывают долг повиновения, видя в самом господине своем раба гнусных страстей его. Имение расточается: оно сделалось ничье, когда хозяин его сам не свой. Дети, несчастные их дети, при жизни отца и матери уже осиротели. Отец, не имея почтения к жене своей, едва смеет их обнять, едва смеет отдаться нежнейшим чувствованиям человеческого сердца. Невинные младенцы лишены также и горячности матери. Она, не достойная иметь детей, уклоняется их ласки, видя в них или причины беспокойств своих, или упрек своего развращения. И какого воспитания ожидать детям от матери, потерявшей добродетель? Как ей учить их благонравию, которого в ней нет? В минуты, когда мысль их обращается на их состояние, какому аду должно быть в душах и мужа, и жены!"

Согласно представлениям эпохи Просвещения разум должен был контролировать чувства, подчинять их себе, поэтому идеальные взаимоотношения супругов должны были напоминать, скорее, дружбу, взаимную поддержку, нежели любовь, страсть. За разум полагалось отвечать мужчине. Мужу следовало сдерживать и направлять эмоции жены.

"Только, пожалуй, не имей ты к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее. Тогда после двадцати лет женитьбы найдете в сердцах ваших прежнюю друг к другу привязанность. Муж благоразумный! Жена добродетельная! Что почтеннее быть может! Надобно, мой друг, чтоб муж твой повиновался рассудку, а ты мужу, и будете оба совершенно благополучны. "

Пример такой любви-дружбы показывает, например, Л. Н. Толстой, повествуя о развитии взаимоотношений Пьера Безухова и Наташи Ростовой.

Софья, Милон, Правдин – другие положительные персонажи комедии, изображенные автором схематично.

Софья (от греческого "мудрость") – племянница Стародума, благонравная, добродетельная девушка. После смерти матери героиня остается сиротой, за ее имением начинает надзирать госпожа Простакова, Софья терпит грубое обхождение помещицы. Находящаяся в неведении девушка могла бы стать жертвой преступного произвола Простаковой, сначала решившей выдать ее замуж за Скотинина, затем – за Митрофана. В финале комедии Софья великодушно прощает злонравную героиню, которая за попытку похищения человека могла бы предстать перед судом. Ведь благородный человек не должен быть злопамятным и мстительным.

Милон – жених Софьи (мы видим это по его имени), офицер, отряд которого останавливается в деревне госпожи Простаковой, добродетельный и рассудительный молодой человек. Милон любит Софью. Не зная о судьбе сироты и предполагая, что она попала в руки корыстных людей, он стремится найти девушку и помочь ей. Как благородный и сильный герой, Милон разнимает подравшихся госпожу Простакову и Скотинина, в финале отталкивает Еремеевну от Софьи.

Правдин – чиновник, олицетворяющий правосудие и справедливость, уполномоченное государством лицо, друг Стародума и Милона. Правдин назначен помощником наместника и должен объехать округ с целью выявить помещиков, злоупотребляющих своей властью над крепостными. Он останавливается в доме госпожи Простаковой и, видя всё бесчеловечие и варварство происходящего здесь, уведомляет об этом своего начальника.

Счастливый финал комедии, как и образ Правдина, конечно, являются утопическими (несбыточными, неосуществимыми), искусственными, согласуются с поучительностью написанного по законам классицизма произведения. Хочется добавить: ну и пусть, зато всё прозрачно, понятно и справедливо - не каждая современная книга или пьеса могут похвастаться такой прямотой и бесхитростностью. Проходящая становление русская литература показывает элементарный закон бумеранга в действии: наше благородное или недостойное поведение в отношении других людей может вернуться к нам.

Публикации о комедии

Список статей канала со ссылками облегчит вам работу!

Если статья оказалась полезной, ставьте "Нравится", подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии!

Тема воспитания и образования в комедии Недоросль Фонвизина

Стародум самый старший из всех действующих лиц и наделен большой мудростью. Долгие годы своей жизни он проводил в Сибири, где честным трудом зарабатывал себе состояние. Но деньги не представляют для героя большой ценности сами по себе, ему важнее честность и нравственность. Поэтому он завещает своё состояние Софье, которая является его единственной племянницей. К тому же, он хочет найти для неё мужа, но не столько из богатых, сколько из добропорядочных людей.

Софья прибывает в поместье Простаковых, которые взяли её под опеку на время отсутствия дяди, считая его покойником. И сделали это не от чистого сердца, а из корыстных побуждений. Прибывая в их дом, Стародум сразу различает алчность и корыстные цели в их поведении, в их показушном гостеприимстве. Сам же он, привык в общении с людьми быть честным, говорить прямо, не льстить и не лизоблюдствовать.

Фамилия у него говорящая, как и других персонажей комедии. Она указывает на то, что мужчина привык жить по старым порядкам. Персонаж считает, что умный, но нечестный человек, является чудовищем.

Стародум в прошлом сам из дворянства, а в Сибирь уехал, чтобы не видеть, как люди лгут, предают и зарабатывают деньги воровством. Он ценит честный труд и в разговорах с Софьей признаёт, что достаток способен испортить молодёжь. Герой считает, что детей нужно воспитывать в любви к труду, прививая им чувство долга и справедливости, а также честность.

Стародум ведёт себя скромно и вежливо, даже с недостойными людьми, он считает, что не стоит опускаться до их уровня. По его мнению не стоит тратить время на перевоспитание злых людей, ведь каждый должен воспитать себя сам.

Можно сказать, что Стародум является самым значимым и положительным персонажем в комедии. Именно его устами говорит Фонвизин и через его реплики можно понять мировоззрение автора.

Читая произведения, стоит прислушаться к мнению данного персонажа по политическим, нравственным и педагогическим вопросам. Именно Стародум передаёт основной смысл комедии, всю её мораль, открыто насмехаясь на жадными, корыстными и недостойными людьми. Он бесспорно является важнейшим персонажем всей пьесы на которого следует обратить внимание.

Характеристика и образ Стародума в комедии Недоросль

Стародум является самым старшим и мудрым из всех участников действия. Свое состояние, которое он заработал в Сибири, трудясь там много лет, мужчина отдел племяннице Соне. Мужчина не зациклен на деньгах, ему главное то, какой человек. Он ценит нравственность, честность. Он хотел, чтобы его единственная племянница вышла замуж не по расчету, а по любви и была счастлива. Стародум всегда справедливо относится к людям, старается помогать и рассудить, если надо. За все свои годы жизни, а именно шестьдесят лет, герой набрался множественному жизненному опыту, который потом ему не раз пригождался.

Когда Стародум посещал Простковых, он понял, что они очень двуличные люди и сделают все, чтобы понравится. В их поведении было слишком много фальши и наигранности. Стародум, сам по себе, был честен со всеми и искренен в беседах. Его отличительной чертой было то, что он всегда говорил правду в лицо, какой бы она не была.

У многих персонажей комедии фамилии говорящие, так и у Стародума. Фамилия говорит сама за себя. Стародум был приверженцем старых порядок, он любил петровские времена в России. Одним из главных качеств, которым должен обладать человек, по мнению мужчины, должен был быть ум, но ум совмещен с честностью. Ведь мало быть просто умным.

Стародум всегда приветлив, скромен и доброжилателен. Он старается держаться достойно даже с падшими людьми. В комедии падшими людьми являются Простаковы и Скотинин. Мужчина уверен, что дети с детства должны приучаться к чести и долгу. Родители должны воспитывать детей, чтобы позже они выросли настоящими людьми и патриотами. В Софье Стародум видит свою отраду и гордость, он души не чает в племяннице.

Фонвизин. Недоросль. Спектакль Малого театра

В XVIII веке существовала ещё довольно много необразованных людей. Митрофан и Софья — два абсолютно различных образа, показанных Фонвизиным в комедии для того, чтобы отобразить общество, которое в то время, как и сейчас, делилось на две большие группы: образованных людей и не желающих учиться. Тема воспитания занимает центральное место, так как напрямую связано с главным конфликтом произведения — противостоянием идеи Просвещения и необразованности.

Софья — полная противоположность необразованным Скотининым. Девушка много читает и и прислушивается к советам Стародума; она в раннем возрасте уже понимает то, что воспитывал в себе её дядюшка годами. Софья может рассуждать на тему добродетели, искренне не понимая, почему люди могут завидовать её доброте; она разделяет взгляды Стародума о истинном богатстве в этой жизни; также Софья всерьёз воспринимает тему брака, в отличие от Митрофана, который считает, что женитьба — это развлечение. Воспитание двух молодых людей, Софьи и Митрофана, представленных в этой комедии Фонвизиным для сопоставления и сравнения, напрямую зависит от их опекунов — госпожи Простаковой и Стародума. Различие их состоит в разном жизненном пути, целях, взглядах на мир и, конечно же, отношения к детям. Стародум имеет высокие моральные принципы; читатель может легко узнать, какой тернистый путь прошёл он, чтобы осознать то, что знает сейчас и стремится передать Софьи; к своей племяннице он относится, как к взрослому человеку, уже состоявшейся личности, разговаривая с ней на одном уровне. Госпожа Простакова же, воспитанная на Домострое и старых, устоявшихся принципах, балует Митрофана, относясь к нему, как к малышу. Пригласив учителей только из-за моды, она сама не даёт развиваться сыну : задачи решает по-своему, а из-за необразованности не видит, что Вральман, якобы обучающий Митрофана всем наукам, бесстыдно лжёт, стараясь выжить, как может.

Вариант 3

Одним из главных действующих лиц комедии является Стародум. Его имя говорит о том, что герой приверженец традиций старой эпохи, то есть эпохи правления Петра Ⅰ. Роль Стародума в произведении очень важна, он становится наставником для других лиц комедии. Герою на момент действий произведения 60 лет. Он приходится дядей Софьи. Девушка осталась сиротой, и Стародум взял ее на печении. Долгое время герой служил при дворе, но потом ушел в отставку. По вынужденным обстоятельствам Стародум отправляется в Сибирь и там честным путем наживает состояние. Во время его отъезда девушка находилась у дальних родственников – семьи Простаковых.

В пьесе Стародум появляется в конце первого явления и освобождает Софью от влияния на нее госпожи Простаковой, которая хочет выдать девушку замуж за своего сына Митрофана. Этой необразованной дворянской семье Стародум дает свою оценку и напрямую говорит о плохом воспитании их сына. По мнению героя, воспитание человека начинает с привития ему таких душевных качеств, как уважение, честность и доброта по отношению к окружающим. Именно им Стародум старается научить сою воспитанницу. Герой хорошо относится к Софье, заботясь о ней, находит девушке достойного жениха и завещает свое состояние.

Образ Стародума в комедии противопоставлен образу другого положительного героя – Правдина. Во взглядах этих персонажей много общего: оба героя стремятся жить по законам справедливости и совести. Однако Правдин является приверженцем буквы закона – именно она определяет кто прав и виноват. Поэтому наказание госпожи Простаковой осуществляется только после появления соответствующего приказа. Тогда как Стародум руководствуется, прежде всего, сердцем и умом. Для него не имеет значения степень образованности человека или его звание и чин, намного значимей для умудренного опытом пожилого мужчины становятся такие личностные качества, как внутренние доброта, благонравие, и честность.

Характеристика героя


Стародум является мужчиной в возрасте 60 лет, он офицер в отставке, успел побыть участником военных действий, послужить при императорском дворе. Он имеет свое состояние, но нажил его своим трудом, прожив определенное время в Сибири. Он утверждает, что нажил доход без воровства и обманных действий.

Среди положительных качеств Стародума можно выделить следующее:

  • обладает острым умом;
  • искренность, любит говорить обо всем прямо;
  • понимает людей, старается избегать неприятных личностей;
  • оценивает не по чину;
  • сдержанный, не следует первому порыву;
  • отзывчивый, он переживает о других людях.

Среди отрицательных черт можно выделить:

  • малообразованность, при этом Стародум достаточно умен и сообразителен;
  • простоватость, не умеет изворачиваться.

Стародум ведет себя так, как научил его отец, а именно в духе старой эпохи, он получил достаточное для старых времен образование, но умеет уловить главное в людях. Он положительно настроен по отношению к воспитаннице, хочет ее счастья, потому отыщет ей подходящего жениха, и даже оставит нажитые средства как наследство. Стародум является горячим защитником просвещения, человечности, он оценивает людей по делам, не обращая внимания на остальные нюансы. Он сетует на произвол по отношению к крестьянам и считает защиту родины важнейшей для дворянина задачей.

Психологические особенности

Из Петровской эпохи Стародум вынес свои приоритеты: мудрость, следование традициям, он мудр, и накапливает полученный опыт. При этом персонаж просвещенный и передовой. Большую важность герой придает нравственной стороне личностей, а также благонравию. Он считает, что если человек сам по себе развращен, то наука и обучение сделают его еще более злым и опасным. Стародум не переносит дикости, костности, бесчеловечности и дурного нрава в других.

Сочинение 4

Ему около 60-ти лет. Его фамилия олицетворяет принцип старой эпохи со времен правления Петра Первого. Его фамилия говорит сама за себя, впрочем, как и другие фамилии в комедии Фонвизина. Фамилия олицетворяет два слова: старый и дума. Но это значит, что Стародум старый, это значит, что он привержен ценностям той эпохи, когда жил Пётр Первый. Стародум вспоминает старое время. Он не в восторге от новых нравов настоящего общества. Можно иначе сказать, что Стародум – это сам автор Фонвизин. Он враждует с екатерининскими вельможами, которые получили чин в обществе за лесть и похвалу.

Он считает, что для человека важно оставаться человеком, несмотря на положение в обществе. Он старый дворянин, в прошлом офицер. В свои молодые годы он много раз участвовал в боевых сражениях, где получил ранение. В то время Стародум проходил военную службу при императоре. Дворянин богат, так как проработал много лет в Сибири, нажив свой капитал честным трудом. Он презирал подлость и воровство.

Дядя Софьи умный и простодушный человек, но некоторым людям его качества не нравятся. Многие люди считают его угрюмым и грубым стариком. Стародум превосходно понимает людей, в чем их сущность. Он не терпит грубых и бездушных людей, так как сам простой и не хитрый старик. Его воспитали в старых традициях, без чинов. Он считает, где берет начало чинов – здесь нет искренности. В окружающем мире он ценит лишь сердце и душу, что постоянно твердил его батюшка. Стародум начитан, любит читать книги.

По характеру дядя Софьи сдержан, умеет совладать собой. И, прежде что-то сделать, обязательно подумает. Стародум наделен редкими качествами: добротой, простодушием. Он не гоняется за положением в обществе, не намеревается получить определенное место в жизни, высший чин в обществе. Но он не любит, когда его обманывают, поэтому он нередко вспыльчив и горячий человек, когда видит ложь. Он может простить оплошности другим людям, их гнусные делишки, не злопамятен. Так он простил грубость Простаковой, за её грубое отношение к Софье.

Фонвизин, Недоросль. О каком времени вспоминает Стародум и по­чему? Какие общественно-политические и нравст­венные проблемы обсуждаются в диалогах Старо­дума и Правдина? Уже в явлении I третьего действия, т. е. при первой встрече, Правдин и Стародум обсуждали ряд важных социально-поли­тических и нравственных проблем, диску­тируемых во второй половине XVIII века в среде просвещенного дворянства: служе­ние государству, истинные и мнимые за­слуги перед обществом, образование и воспитание гражданина отечества, честь и достоинство личности,

Как вы думаете, почему Фонвизин называет своего положительного персонажа именем Старо­дум?

Как во многих драматических произве­дениях, Стародум наделен условным име­нем, отражающим сущность его взглядов и пристрастий. Он – человек старого вре­мени, времени петровских преобразова­ний России, откуда он с молодости по­черпнул свои взгляды, убеждения и нрав­ственные правила.

О каком времени вспоминает Стародум и по­чему? Что привлекает его в прошлом?

Характерными признаками того време­ни, по мнению Стародума, было почита­ние человека и его достоинств по заслугам

перед отечеством, прямота и искренность. Он получил от отца, служившего при дво­ре Петра Великого, завет в виде правила: “имей сердце, имей душу, и будешь чело­век во всякое время”. Оттуда же Стародум вынес и еще одно, примыкающее к этому правилу суждение, актуальное и в наши времена: без души “просвещеннейшая ум­ница – жалкая тварь.

Невежда без ду­ши – зверь”.

Как относится Стародум к современному ему обществу?

К современному ему обществу Стародум относится отрицательно, хотя и считает, что погорячился выходить в отставку из-за того, что был обойден чином в поль­зу молодого графа-карьериста. Если бы ранее он умел владеть собой, то “имел бы удовольствие служить долее отечеству”. Отношения при дворе поразили его своей неискренностью, достижение царедворца­ми карьеры он образно сравнил с ездой: по большой прямой дороге никто почти не ездит, а все объезжают крюком, надеясь доехать поскорее. Так же образно он гово­рит о соперничестве, себялюбии.

Морали старого времени Стародум противопостав­ляет искаженные представления о жиз­ненных ценностях в современной ему дей­ствительности.

Сопоставьте мысли Стародума со взглядами, выраженными Ломоносовым и Державиным в из­вестных вам произведениях.

Комедия Фонвизина продолжает просве­тительские традиции русских классицис­тов Ломоносова и Державина. Утвержде­ние роли сильного государства в благополу­чии общества, воспитании и образовании истинного сына отечества, похвала преоб­разованиям Петра I, стремление к беско­рыстному служению постоянно звучат в одах Ломоносова, строгое соблюдение за­конов, резкая критика тирании, мздоим­ства мы находим в переложении Держа­виным псалма “Властителям и судиям”. Все эти взгляды полностью разделяются Стародумом.

Денис Иванович Фонвизин происходил из обрусевшей немецкой семьи, оригинальная фамилия которой была – фон Визен. Современное же написание Фонвизин было предложено А.С. Пушкиным гораздо позже. Первое время Фонвизин занимался у частных учителей, затем поступил в гимназию при МГУ, в котором позже и учился. Но Университет он не закончил, бросил, чтобы начать службу. Еще в гимназии он дебютировал как литератор и переводчик с немецкого: когда Фонвизин учился на первом курсе университета, при дворе потребовался переводчик, и его приняли на службу в Коллегию иностранных дел, где он проработал всю жизнь. В 1763 году Фонвизин переехал в Петербург, где познакомился с литераторами, в т.ч. с Елагиным: он вступает в его кружок и становится поклонником теории склонений.

Фонвизин как драматург

1764 год – дебют Фонвизина как драматурга: он публикует пьесу Корион. Написана она слабо, но в полном соответствии с теорией склонений – это переработка французской комедии. После этой неудачи Фонвизин долго не писал, только в 1769 году он создает комедию Бригадир. По этой пьесе видно, что Фонвизин понял: мало просто дать героям русские имена, нужно еще и ввести в пьесу русские проблемы. В Бригадире такой проблемой является галломания – подражание всему французскому, это было актуально в России середины XVIII века; другая, не менее актуальная проблема, – воспитание молодых дворян. Но также в Бригадире чувствуется и влияние теории склонений, потому что сюжетный ход там заимствован из французской драматургии – это т.н. симметрия в волокитстве (ситуация, когда в двух супружеских парах мужья синхронно ухаживаю за чужими женами). Но поскольку Бригадир все-таки был толково адаптирован для России, его считают первой русской пьесой. Сначала постановка Бригадира в театре была запрещена, т.к. Елагин и Лукин испугались, что Фонвизин отберет у них драматургическую славу. И, чтобы донести пьесу до публики, Фонвизин начал устраивать публичные чтения. На одном из них он познакомился с графом Никитой Паниным, воспитателем наследника престола Павла. Общаясь с ним, Фонвизин начал больше интересоваться политикой, стал смелее.

Проблемы, которые поднимает автор

Анализируя становится ясно, что в каждой из вышеописанных пар персонажей отражается отдельная проблема, которая раскрывается в произведении. Это проблема образования (которая дополняется примером учителей-недоучек типа Кутейкина, а также самозванцев, таких как Вральман), воспитания, отцов и детей, семейной жизни, взаимоотношений между супругами, отношения дворян к слугам. Через призму просветительских идей рассматривается каждая из этих проблем. Фонвизин, свое внимание обостряя на недостатках эпохи путем использования комических приемов, ударение делает на необходимости изменить устаревшие, традиционные, ставшие неактуальными устои. Они затягивают в болото глупости, злонравия, уподобляют людей животным.

Идеалы Фонвизина в комедии Недоросль

Фонвизин умел различать и описывать любые проблемы российского общества, обладал хорошим чувством юмора, мог мыслить по-государственному. Все это проявилось в главном его произведении – комедии Недоросль, написанной в 1781 году. Однако впервые опубликована комедия была лишь в 1830 году, после смерти Фонвизина. Главная проблема, которая поднимается в этой комедии – воспитание молодого российского дворянина, идеи просветительства. Это было очень актуально в 1780-е годы, когда даже сама императрица Екатерина много размышляла об образовании, была противницей домашнего воспитания с гувернерами. В XVIII веке существовало несколько философских теорий о воспитании. Согласно одной из них, изначально ребенок не является полноценной личностью, он лишь копирует поведение взрослых. Поскольку Екатерина разделяла эту теорию, она рекомендовала отрывать детей от родителей, помещать их в учебные заведения. Фонвизин, который тоже был сторонником этой теории, как раз показывает в комедии Недоросль всю пагубность домашнего образования. Фонвизин стремится доказать, что образованность – синоним счастья. Главный герой комедии – молодой дворянин Митрофан, у которого перед глазами множество отрицательных примеров для подражания. Во-первых, его мать, госпожа Простакова – жестокая и своевольная помещица, которая вообще не видит смысла в образовании. Во-вторых, его кормилица Еремеевна – рабыня по духу своему, от которой Митрофан перенимает психологию преклонения перед сильными (равно как и от своего отца). В-третьих, его дядя, Тарас Скотинин – дворянин, не желающий служить отечеству, больше всего он любит своих свиней. Подчеркивается, что от всех них Митрофанушка что-то перенимает. Несмотря на сатиру, изначально пьеса не задумывалась как смешная. Современники, читая ее, ужасались.

Вопросы и наследственности

Недоросль как произведение классицизма

Комедия, бесспорно, является произведением эпохи классицизма, но с некоторыми отступлениями от канонических правил. Например, здесь соблюдается лишь одно правило из триединства – единство места, т.к. все действие происходит в имении Простаковых. Присутствуют герои-маски: Софья – госпожа, Стародум – отец (хотя он не глуп!), он же – герой-резонер, Милон – герой-любовник, Митрофан и Скотинин – отрицательные женихи, Правдин – бог из машины. Нет здесь амплуа субретки. В пьесе, как и положено, пять действий: экспозиция, завязка, развитие конфликта, кульминация и развязка (которая включает в себя неоправданную развязку и катарсис, когда нам становится жаль Простакову). Классицистический конфликт чувства и долга выражается в том, что положительные герои этой пьесы живут, подчиняясь разуму, государству и воле старших. Отрицательные же становятся рабами своих чувств, часто злых и эгоистичных. Конечно, в конечном счете положительные герои вознаграждены счастьем, а отрицательные оказываются в проигрыше. В комедии присутствует множество говорящих фамилий: Скотинин, Цифирькин, Милон и т.д. Пьеса написана низким штилем, легким разговорным языком, в прозе.

Кульминация и развязка

Нужна помощь в учебе?

Текст добавил: FaYnO_TV

Текст добавил: Modigamand

Текст добавил: Тётя Анеме

Срочно!Сочинение на тему положительный идеал Д.И.Фонвизина в комедии “Недоросль” или “Идеальный герой Фонвизина”

Ответы:

Текст добавил: Morludor

Текст добавил: Fanny

8 класс положительный идеал Фонвизина в комедии “Недоросль”

Ответы:

Фонвизин полностью отдавал себе отчет в том, что делал, писал свою комедию сознательно,проводил ею совершенно определенную и весьма злободневную политическую линию.Эта линия отчетливо выражена в положительных персонажах, и в особенности в главном из них – Стародуме , который является голосом самого автора, и в то же время возведен им на высоту образа идеального дворянина.Стародум находится в оппозиции екатерининскому режиму. Он выходит в отставку, ибо не может снести господствовавшего в служебных отношениях “неправосудия”.Стародум разделяет две эпохи (петровскую и екатерининскую), прямо противопоставляя одну другой. В образах Простаковых и Скотининых Фонвизин подверг резкой критике те отсталые массы дворян-крепостников, которые были классовой базой и опорой режима Екатерины – Потемкина.Речами Стародума , направленными против двора, он “уничтожил” самый этот режим.”Злонравным” дворянами неизлечимо больному екатерининскому двору противопоставлены в лице положительных персонажей “Недоросля” – Софьи, Милона, Правдина (младшее поколение) и Стародума (старшее поколение) – представители либерально-дворянского лагеря, носители добродетелей в духе передового просветительства, литературным пропагандистом которого был Фонвизин . Все это придавало “Недорослю” оппозиционный политический накал.Сам Фонвизин считал, что успехом “Недоросля” он был обязан больше всего “особе” Стародума. Но при всей своей исторической характерности и злободневной политической остроте образы Стародума и других положительных героев пьесы были лишены широкой художественной типичности. Наоборот, художественная действенность отрицательных персонажей продолжает сохраняться. Актуальность Стародума для России нисколько не потеряла себя, просто его стараются не замечать:как не было благонравия у дворян прошлых, так нет и у современных. А то, что продолжают смеяться над Простаковыми и Скотиниными, то только потому, что современные Скотинины выражаются нормальным языком, редко выставляют напоказ свою любовь к свиньям, а потому незаметны.

Читайте также: