Какие миротворческие принципы лежат в основе деятельности оон кратко

Обновлено: 04.07.2024

Организация Объединенных Наций (ООН) – это общемировая международная организация, чьи главные интересы лежат в области обеспечения мирного урегулирования конфликтов, предотвращения войн, создания прочных отношений и гармоничного развития государств.

Общая характеристика и направления миротворческой деятельности ООН

ООН созданная в 1945 году, пришла на смене Лиге Наций и преследует те же основные цели, что и предыдущая международная организация – предотвращение нового мирового конфликта, а также осуществление попыток мирного урегулирования локальных конфликтов и противоречий между странами.

Миротворческая деятельность ООН осуществляется по различным направлениям. В качестве основных из них можно назвать:

  • проведение конференций по ограничению и запрету вооружений, и поддержка исполнения их решений государствами мира;
  • борьба с незаконной торговлей и распространением оружия;
  • функционирование ООН в качестве переговорной площадки для поиска мирных решений межнациональных конфликтов и противоречий;
  • проведение операций по обеспечению мира и безопасности в зоне конфликта;
  • содействие миротворческих сил ООН нормальному протеканию политических и гражданских процессов в странах с нестабильностью, организации и развитию полицейских сил.

Дипломатическая деятельность ООН носит профилактический характер, она ориентирована на общее снижение напряженности в мире, а также на противодействие таким факторам возбуждения насилия и вооруженных действий как активность преступных группировок и легкодоступность оружия. Однако несмотря на высокое значение данной работы, вооруженные конфликты в мире продолжают происходить, что требует привлечения миротворческого контингента ООН.

ООН не имеет собственных вооруженных сил, организацией используется воинский контингент, предоставляемый странами-участниками для привлечения к той или иной миссии организации, что негативно сказывается на оперативности его развертывания. Решение о создании миротворческой миссии и использовании воинского контингента принимается соответствующей резолюцией Совета Безопасности ООН, что требует согласия всех ее постоянных членов. Ни Генеральный Секретарь, ни Генеральная Ассамблея не имеют подобного права, что делает действия ООН, отчасти зависимым от политических интересов постоянных членов СБ.

Готовые работы на аналогичную тему

До 1970 года миротворческий контингент ООН преимущественно комплектовался из военных западных стран, в следствии чего возникали закономерные сомнения в их беспристрастности в текущих конфликтах, однако после 70-х годов ООН все чаще начинает привлекать воинские силы социалистического блока.

Миротворческие миссии ООН

Миротворческие миссии ООН могут протекать в двух форматах – это миссия наблюдения, в которой участвуют безоружные международные наблюдатели ООН, главная задача которых это наблюдение за выполнение сторонами условий соблюденных договоренностей о режиме прекращения огня, а также миссии по разведению огня.

Миротворческий контингент ООН использует только легкое вооружение, он не ведет активных боевых действий, а разделяет противоборствующие стороны и применяет силу исключительно в целях самообороны. Миротворцы ООН используют форму своих национальных армий их объединяющим элементов служит использование голубых беретов или касок с эмблемой ООН.

Более чем за 70 лет миротворческой деятельности ООН было осуществлена 71 миротворческая операция 13 из которых действуют по настоящее время:

  • ОНВУП на Ближнем Востоке (арабо-израильский конфликт) с 1948 года;
  • ГВНООНИП на границе Индии и Пакистана с 1949 года;
  • ВСООНК на Кипре с 1964 года;
  • СООННР на границе Израиля и Сирии с 1974 года;
  • ВСООНЛ на границе Израиля и Ливии с 1978 года;
  • МООНРЗС в Западной Сахаре с 1991 года;
  • МООНК в Косово с 1999 года;
  • ЮНАМИД в Дарфуфе с 2007 года;
  • МООНСДРК в Конго с 2010 года;
  • ЮНИСФА в Абьее с 2011 года;
  • МООНЮС в Южном Судане с 2011 года;
  • МИНУСМА в Мали с 2013 года;
  • МИНУСКА в Центрально Африканской Республике с 2014 года.

В связи с неэффективностью принимаемых ООН мер на фоне таких шокирующих событий как гражданская война в Югославии, геноцид тутси в Бурунди и т. д. организацией был предпринят ряд мер по расширению финансирования ее миротворческого контингента, увеличению оперативности его развертывания, а также усилило свое взаимодействие в региональными организациями.

Критика миротворческой деятельности ООН

Несмотря на определенные успехи, миротворческая деятельность ООН подвергается достаточно серьезной критике с различных позиций. Одним из основных параметров является неэффективность ООН, ее неспособность осуществлять действенные меры по достижению мира и урегулированию конфликтов между странами, о чем свидетельствуют такие продолжающиеся на протяжении всей истории ООН миссии как на Ближнем Востоке и индо-пакистанской границе.

Несмотря на большое количество конференций, переговоров и инициатив, действительное урегулирование конфликта так и не было достигнуто, а его замораживание как красноречиво свидетельствует арабо-израильский конфликт, отнюдь не гарантирует сдерживание эскалации конфликта в будущем и возникновения новых жертв.

Серьезной проблемой является претензия в предвзятости действий миротворцев и наблюдателей ООН, на примере Косовского конфликта, когда запрет на приобретение вооружения соблюдался лишь одной из сторон, в то время как вторая получала снабжение от стран-членов НАТО.

Значительные проблемы связаны с оперативность развёртывания миротворческих сил ООН, что не только приводит к потерям среди гражданского населения, но также дает повод для вмешательства в обход и даже вопреки решений ООН военным контингентам отдельных стран и военных блоков.

Миротворческая деятельность ООН постоянно совершенствуется. Масштабы и сложность мероприятий, проводимых в рамках многопрофильных операций, и необходимость эффективного использования ресурсов требуют применения профессионального подхода к управлению операциями.

Стратегия и руководящие принципы деятельности ООН по поддержанию мира представляют собой совокупность знаний, помогающих миротворческому персоналу выполнять стоящие перед ним задачи. Они обеспечивают ориентиры и помогают оптимизировать рабочие процессы. Все материалы в отношении стратегии и руководящих принципов основаны на передовой практике и уроках, извлеченных при проведении полевых операций, и регулярно пересматриваются.

Здесь вы можете ознакомиться с основными материалами о стратегии и руководящих принципах миротворческой деятельности.

Операции по поддержанию мира

Руководство по планированию: данное руководство призвано оказать помощь специалистам на местах в проведении оценки и планировании операций, осуществляемых под руководством ДОПМ. В нем представлены методические указания, эталонные схемы, контрольные перечни и списки примеров надлежащей практики, способные помочь в разработке широкого спектра планов — от Комплексной стратегической рамочной программы ООН до ориентированных на конкретные результаты бюджетов и планов миссии.

Защита гражданского населения

Стратегия защиты гражданского населения: в данной стратегии сформулированы концептуальная основа, руководящие принципы и основные соображения, касающиеся выполнения мандатов по защите гражданского населения в рамках операций ООН по поддержанию мира.

Защита гражданского населения при проведении операций ООН по поддержанию мира: в этом пособии представлено описание подразделения военной полиции Организации Объединенных Наций (ООН) с акцентом на поддержке военной полицией штаб-квартиры миссии и сил ООН. Размер и состав подразделения военной полиции ООН, во всех случаях предусматривающие возможность изменения, функционирование по модульному принципу и адаптацию к конкретной миссии, зависят от размера, состава и потребностей миссии ООН, которую оно поддерживает, и физических характеристик района ее проведения.

Гендерные вопросы

Перспективная гендерная стратегия ДОПМ — ДПП: в данной стратегии отмечается связь между миротворческой деятельностью и обязательствами ДОПМ/ДПП в отношении эффективного поощрения и достижения гендерного равенства в рамках операций по поддержанию мира.

Военные вопросы

Руководство для пехотных батальонов ООН (том I) (том II): данное руководство представляет собой справочник для командиров пехотных батальонов, участвующих в операциях по поддержанию мира, подотчетного им личного состава, ротных командиров и командиров подразделений, предназначенное для оказания помощи в планировании и проведении операций для выполнения мандата ООН.

Верховенство права

Справочник для сотрудников по судебным вопросам, служащих в миротворческих операциях ООН: данный справочник предназначен для использования в качестве учебного пособия для сотрудников ООН по судебным вопросам, работающих в условиях постконфликтных ситуаций, и справочного руководства, которое должно применяться до и во время их развертывания на местах.

Справочник по порядку действий в случае происшествий в тюрьмах: данный справочник призван служить руководством для сотрудников ООН по вопросам функционирования исправительных учреждений и других партнеров, помогающих администрации национальных пенитенциарных учреждений в решении многих проблем безопасности в тюрьмах.

Участие полиции ООН в миссиях по поддержанию мира и специальных политических миссиях: в данной стратегии излагаются ключевые функции деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира силами полиции и основополагающие принципы ее осуществления. Определяя ключевые функции и основополагающие принципы, данная стратегия служит ориентиром для организации процессов оценки и планирования и обеспечивает другие компоненты миссий информацией о подходе полиции Организации Объединенных Наций к выполнению порученных ей задач.

Пособие для подразделения военной полиции ООН, участвующего в миссиях по поддержанию мира: в этом пособии представлено описание подразделения военной полиции Организации Объединенных Наций (ООН) с акцентом на поддержке военной полицией штаб-квартиры миссии и сил ООН. Размер и состав подразделения военной полиции ООН, во всех случаях предусматривающие возможность изменения, функционирование по модульному принципу и адаптацию к конкретной миссии, зависят от размера, состава и потребностей миссии ООН, которую оно поддерживает, и физических характеристик района ее проведения.

Создание и укрепление потенциала полиции: в руководящих указаниях в отношении создания и укрепления потенциала полиции разъясняются основополагающие принципы и подходы к созданию и укреплению потенциала полиции в странах, переживших конфликт, и в условиях других кризисных ситуаций.

Поддержка пенитенциарных учреждений в рамках миротворческих операций ООН: эта стратегия определяет основные функции и принципы деятельности пенитенциарных компонентов миротворческих операций Организации Объединенных Наций. В ней кратко охарактеризованы цель, роли и масштабы деятельности пенитенциарных компонентов, а также основные механизмы управления и поддержки и другие институциональные связи с ключевыми партнерами в этой области.

Роль полицейского командования в операциях по поддержанию мира и специальных политических миссиях ООН: эти рекомендации помогают командному составу полиции Организации Объединенных Наций осуществлять его функции и руководить полицейским компонентом при выполнении поставленных задач, которые могут включать создание и укрепление потенциала и/или оказание оперативной поддержки полиции и другим правоохранительным органам принимающего государства, а также временное ведение полицейской деятельности и выполнение иных обязанностей по охране правопорядка во всех случаях предоставления исполнительных полномочий.

Полицейские операции в рамках операций по поддержанию мира и специальных политических миссий ООН: эти рекомендации предназначены для оказания помощи полицейским компонентам в осуществлении порученных им функций, включая предоставление оперативной поддержки полиции и другим правоохранительным органам принимающего государства, а также выполнение временных и иных обязанностей по охране правопорядка во всех случаях, когда это предусмотрено их мандатом.

Управление деятельностью полиции в рамках операций по поддержанию мира и специальных политических миссий ООН: в этих рекомендациях указаны основные области, которые относятся к сфере ответственности административной составляющей полицейского компонента. Они разработаны с тем, чтобы главы полицейских компонентов, начальники штабов полиции, командиры контингентов и другие старшие сотрудники получили четкое представление о том, что включает в себя управление полицейским контингентом, как оно организовано и каким образом оно вписывается в повседневное функционирование полевой миссии Организации Объединенных Наций.

Опыт борьбы с безнаказанностью в Демократической Республике Конго: в данном докладе рассматриваются усилия, предпринятые Миссией ООН в Демократической Республике Конго (МООНСДРК) в соответствии с резолюцией 1925 (2010) Совета Безопасности в целях создания групп по поддержке судебного преследования для содействия органам военной юстиции ВСДРК в обеспечении судебного преследования лиц, арестованных ВСДРК.

Политика по оказанию поддержки в области правосудия в рамках миротворческих операций ООН: эта политика определяет подход и принципы, которые служат ориентиром для судебных компонентов операций ООН по поддержанию мира, возглавляемых Департаментом миротворческих операций, и специальных политических миссий, осуществляемых под руководством Департамента по политическим вопросам и вопросам миростроительства.

Гражданские вопросы

Справочное руководство по гражданским вопросам: первое издание документа, в котором представлены подробные рекомендации для сотрудников по гражданским вопросам в отношении порядка выполнения их задач. Это справочное руководство может служить полезным ориентиром для всех, кто заинтересован в получении более подробной информации о деятельности по гражданским вопросам, осуществляемой в рамках миротворческих операций ООН.

Окружающая среда

Стратегия охраны окружающей среды: данная стратегия осуществляется с 2016 года и определяет условия рационального использования природных ресурсов при проведении международных миротворческих операций, устанавливая показатели деятельности, к достижению которых ДПП будет стремиться в течение следующих шести с половиной лет. С обновленной информацией о прогрессе, достигнутом в первый год реализации данной стратегии (2017 год), можно ознакомиться здесь.

Миротворческая деятельность ООН в широком смысле слова включает в себя все виды и методы, применяемые ООН, все действия и усилия этой организации по:

1. сохранению мира,

2. предупреждению его нарушений,

3. по поддержанию мира,

4. по восстановлению нарушенного мира,

5. по принуждению к миру и

6. закреплению его миростроительными операциями.

Существуют три основных принципа, которые позволяют рассматривать операции ООН по поддержанию мира в качестве самостоятельного инструмента по обеспечению международного мира и безопасности.

  • согласие сторон;
  • беспристрастность;
  • неприменение силы за исключением случаев самообороны и защиты мандата.

Согласие сторон

Развертывание операций ООН по поддержанию мира осуществляется с согласия основных сторон — участников конфликта. Это требует приверженности сторон политическому процессу. Согласие на проведение операции по поддержанию мира предоставляет ООН необходимую свободу действий в политическом и физическом плане для осуществления предусмотренных мандатом задач.

В отсутствие такого согласия персонал операции по поддержанию мира рискует стать одной из сторон конфликта, что может побудить его к принятию принудительных мер и помешать выполнению основных функций по поддержанию мира.

Беспристрастность

Беспристрастность имеет важнейшее значение для обеспечения согласия и сотрудничества основных сторон, однако беспристрастность — это не нейтральность и не бездействие. Миротворцы Организации Объединенных Наций должны сохранять беспристрастность в отношениях со сторонами конфликта, но не должны занимать нейтральную позицию в том, что касается выполнения их мандата.

Подобно объективному судье, назначающему наказание за нарушение правил, персонал операций по поддержанию мира должен пресекать любые действия сторон, которые нарушают обязательства по обеспечению мирного процесса или международные нормы и принципы, лежащие в основе операций Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

Несмотря на важность установления и поддержания хороших отношений с участниками конфликта, миротворцам следует избегать совершения любых действий, которые могли бы поставить под сомнение объективность персонала операций по поддержанию мира. Миссия должна неукоснительно соблюдать принцип беспристрастности, не опасаясь ошибочных оценок или ответных мер.

Неспособность выполнить эти требования может нанести ущерб авторитету и легитимности операции и привести к отзыву согласия на присутствие миротворцев со стороны одного или нескольких участников.

Неприменение силы за исключением случаев самообороны и защиты мандата

Операции ООН по поддержанию мира не являются инструментом принуждения. Однако с санкции Совета Безопасности применение силы на тактическом уровне возможно в случаях самообороны и защиты мандата.

Хотя на местах данные виды миротворчества иногда представляются схожими, необходимо проводить различие между активными операциями по поддержанию мира и принуждением к миру в соответствии с положениями главы VII Устава Организации Объединенных Наций.

  • Активное миротворчество предусматривает применение силы на тактическом уровне с санкции Совета Безопасности и согласия принимающей страны и/или основных сторон конфликта.
  • Принуждение к миру, напротив, не требует согласия основных сторон и допускает применение вооруженных сил без санкций Совета Безопасности.

Применение силы в ходе операции ООН по поддержанию мира допустимо только в качестве крайней меры. Осуществление таких мер должно предусматривать точный расчет, выверенные масштабы, своевременность и соблюдение принципа достижения желаемых результатов минимальными средствами, а также обеспечение согласия на продолжение деятельности миссии и выполнение ее мандата. Применение силы со стороны операции ООН по поддержанию мира всегда сопряжено с политическими последствиями и зачастую приводит к непредвиденным результатам.

Типология миротворческих операций. Типы, виды операций. Примеры.

Миротворческие операции учреждаются Советом Безопасности, а руководство ими осуществляет Генеральный секретарь, часто через своего специального представителя.

Существуют два вида миротворческих операций:

· миссии наблюдателей и

· операции с участием миротворческих сил.

Наблюдатели безоружны, а военнослужащие миротворческих сил ООН вооружены легким вооружением, которое они могут применять исключительно в целях самообороны. Миротворцев ООН легко узнать по эмблеме ООН и голубым беретам, которые они носят, находясь на службе. Голубые каски, ставшие символом миротворцев ООН, надеваются во время любых операций, когда существует опасность. Миротворцы носят свою национальную форму. Правительства, предоставляющие войска, сохраняют полный контроль за своими воинскими контингентами, несущими службу под флагом ООН.

Примеры:

· Ирак, Кувейт (1991-2003, война в Персидском заливе)

· Таджикистан (1994-2000, гражданская война)

· Ангола (1997-1999 гражданская война)

· Сирия (апрель-август 2012-гражданская война)

Участие миротворческих сил (принуждение к миру)

· Миссия ООН в Либерии (2003, Вторая гражданская война в Либерии)

· Миссия ООН по стабилизации восстания в Гаити (2004)

· Миссия ООН в Афганистане (2002-н.в.)

Конфликт в Южной Осетии/Грузии и миротворческая операция в конфликтном регионе Южной Осетии/Грузии

Их там было 2, про какой надо не понятно (но скорее про 2008), поэтому на всякий случай напишу про оба

1. 1992-1993

активная фаза грузино-южноосетинского конфликта, вылившиеся в вооружённое противостояние (1991-1992), начавшаяся на волне самоопределения национальных окраин СССР и завершившаяся Дагомысскими соглашениями.

Причина: В последние годы существования СССР обострились отношения между центральной грузинской властью и осетинским населением Южной Осетии. 10 ноября 1989 года Совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области принял решение о преобразовании Юго-Осетинской АО в автономную республику в составеГрузинской ССР, что вызвало негативную реакцию со стороны Президиума Верховного Совета Грузинской ССР, который признал это решение незаконным. При попытке проведения в Цхинвале митинга произошло вооружённое столкновение участников акции, местных властей, милиции и осетинского населения, приведшее к гибели людей. Отношения между республикой и её автономией накалялись всё сильнее, причиной которой было стремление Грузии обрести независимость и желание Юго-Осетинской АО остаться в составе Советского Союза.

Боевые действия, сошедшие, были прекращены после подписания Дагомысских соглашений между Россией и Грузией. 14 июля1992 в зону конфликта были введены миротворческие силы в составе трёх батальонов (российского, грузинского и осетинского).

2. 2008

Вооружённый конфликт в Южной Осетии, Пятидневная война — вооружённый конфликт, произошедший в августе 2008 года между Грузией, с одной стороны, и Южной Осетией и Абхазией, а также Россией, с другой.

Республика Босния и Герцеговина (БиГ)

История конфликта

Основная статья: История Косова

· 28 марта 1989 сербский парламент, отменив югославскую конституцию 1974 года, восстановил суверенитет Сербии над краем. В этом же году Слободан Милошевич участвует в праздновании 600-летия Косовской битвы 28 июня. Милошевич провёл крупнейший митинг, на котором собралось около миллиона человек.

· В 1992 албанцы Косова избрали писателя Ибрагима Ругову в президенты Республики Косово. Был избран также парламент, так и не приступивший к работе. Назначенное Руговой правительство работало из-за границы.

· Мирное сопротивление в Косове албанцам казалось безрезультатным, и Армия Освобождения Косова перешла к вооружённой борьбе.

Инцидент в Рачаке

Основная статья: Инцидент в Рачаке

В период с 24 марта по 10 июня 1999 года была проведена военная операция НАТО против Союзной Республики Югославия.

Причиной интервенции войск НАТО была названа волна этнических чисток в регионе (впоследствии Международный трибунал по бывшей Югославии подтвердил ответственность югославских служб безопасности за преступления против человечности в отношении албанского населения Косово, однако уже после начала операции НАТО).

Результатом операции было завершение Косовской войны. Контроль над регионом перешёл к силам НАТО и албанской администрации. Прошли этнические чисткисреди сербского населения Косово и Метохии.



Сергей Вадимович, что такое миротворчество сегодня, в чем оно выражается и какие у него особенности?

К сожалению, у нас в стране не все представляют себе, что такое миротворчество. Это не мудрено, потому что и СМИ уделяют этому вопросу мало внимания. Вообще в мире нет единого определения миротворчества. Его нет даже в Уставе ООН. Но есть понимание миротворчества — это объединенные усилия человечества по устранению военных конфликтов.

Миротворческая деятельность имеет три фазы: доконфликтное миротворчество, миротворчество в процессе конфликтной ситуации и постконфликтное миростроительство. Первая фаза включает в себя превентивные меры, то есть весь набор средств, кроме военных, — дипломатию, политику, экономические меры. Затем проходит вторая, наиболее активная фаза — примирение двух сторон. После того как достигнуты соглашения, проводится миротворческая операция: либо операция по поддержанию мира, либо, если сторонам не удалось договориться, операция по принуждению к миру. После вооруженного конфликта наступает третья фаза — постконфликтное миростроительство. В рамках этой фазы принимаются меры по восстановлению государственного порядка, работы полиции и государственных органов. Операция по поддержанию мира может проводиться с согласия двух или хотя бы одной из сторон, а операция по принуждению к миру — это уже силовая акция, которая проводится только по решению Совета Безопасности ООН и подразумевает использование тяжелого вооружения.



Если раньше миротворческие операции проводились только под эгидой ООН, то сейчас существуют две модели: под эгидой ООН и под эгидой региональных организаций. Ни одна страна не может провести миротворческую операцию в одностороннем порядке. Еще одна особенность заключается в том, что все миссии отличаются друг от друга и мандаты каждой миссии разные. В одной миссии может быть наблюдение за соблюдением условий перемирия, в другой — введение войск в буферную зону для предотвращения столкновения. В этой связи дать определение миротворчеству сложно.

В то время, когда не было мобильных телефонов, связь велась исключительно по рации. Самым тяжелым курсом при подготовке был и остается радиообмен. Нужно выучить сотни аббревиатур на английском языке и научиться их понимать, поскольку в эфире идут помехи, звук нечеткий, и понять эти сокращения очень сложно. Нужно уметь водить все виды автомобилей, причем одной рукой, потому что вторая рука используется для того, чтобы разговаривать по рации.

Как Вы оцениваете участие России в миротворческих операциях ООН? В каких горячих точках сейчас служат российские миротворцы?



Представители Межрегиональной общественной организации ветеранов миротворческих миссий ООН (МООВММООН) считают, что миротворчество — это важный инструмент решения многих внешнеполитических проблем, стоящих перед Россией. Оно влияет на имидж России за рубежом, позволяет участвовать в разрешении кризисных ситуаций в горячих точках и в целом увеличивает наше влияние в ООН. Если Россия не будет посылать миротворческие силы и занимать ключевые должности в миссиях ООН, то к ней никто не будет прислушиваться.

В чем заключаются основные проблемы, препятствующие взаимодействию России с другими странами в сфере миротворчества?

Зачастую миротворчество используется как фактор двойных стандартов, то есть под личиной проведения миротворческих операций то или иное государство нередко преследует свои собственные цели. Естественно, что стран много, и цели и задачи каждой страны могут расходиться. Возьмем последний пример с Украиной. Петр Порошенко хочет, чтобы на границе между Россией и Украиной была развернута миротворческая миссия. Москва говорит, что надо выполнять Минские соглашения, и никакой речи о миротворческой операции на Украине не ведется.

Почему еще возникают разногласия между странами? ООН строилась на нескольких основных принципах, включая принцип суверенитета, подразумевающий территориальную целостность, и принцип права наций на самоопределение. Эти два принципа постоянно входят противоречие друг с другом. Если следовать принципу о праве наций на самоопределение, первый принцип теряет силу и наоборот. Пока существуют противоречия между странами, единого мнения, конечно, не будет. Чтобы развернуть миротворческую миссию, необходимо решение Совета Безопасности, для чего нужно одобрение всех пяти постоянных членов Совбеза. Если Россия, США или, скажем, Франция против — они могут наложить вето и операция не состоится.

Беседовал Николай Маркоткин, менеджер по связям с прессой и правительственными структурами РСМД.

Читайте также: