Какие методы обучения входят в цифровую трансформацию образования взаимное обучение в школе

Обновлено: 05.07.2024

Материал будет полезен административным работникам ОО, учителям - прредметникам,начинающим и реализующим процессы цифровизации в своих школах.

ВложениеРазмер
statya.docx 34.03 КБ

Предварительный просмотр:

учитель немецкого языка,

МБОУ «СШ№10 с углубленным

городской округ г. Елец, РФ

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК НОВАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья будет полезна административным работникам образовательных организаций, учителям – предметникам, начинающим и реализующим процессы цифровизации в своих школах.

Новые возможности развития образования, цифровизация, цифровая образовательная среда, персонализированная модель обучения, школьная цифровая платформа

В апреле - мае 2020 года все образовательные учреждения страны во избежание распространения коронавирусной инфекции реализовывали учебные программы в дистанционном формате. Каждое учреждение, каждый учитель по окончании учебного года подвел итоги работы/ обучения в данном формате, который стал вынужденным и неожиданным.

  • выбор формата проведения уроков - нужно было определить, все ли ученики класса могут перейти на дистанционную форму обучения и готовы ли родители оставить детей наедине с цифровым образовательным пространством;
  • отсутствие у многих учителей опыта и наработок общения с детьми именно в таком формате - каждый выбирал собственные площадки для обучения и мессенджеры для контактов с детьми и родителями - единообразия не было;

С другой стороны, это была возможность для учителя продумать новые сценарии работы и попробовать разные инструменты.

  • затрудненное планирование работы – у редкого учителя рабочий день получался нормированным;
  • возможность проверки и оценивания выполненных учениками заданий - в более выигрышном положении оказались преподаватели, которые организовали работу на учебных платформах, где есть автоматическая проверка заданий и аналитика;
  • получение обратной связь от родителей - данная связь и подразумевается как двусторонняя, но, по возможности, не круглосуточная как оказалось в реальности;
  • получение обратной связь от коллег – сотрудничество учителей – предметников, классных руководителей, администрации также проходило в режиме онлайн – марафона.

Но, не смотря на проблемы, с которыми столкнулись все участники образовательного процесса во время дистанционного обучения, мы, несомненно, приобрели хороший опыт и знания по работе в заданных условиях. А эти условия заставили нас пересмотреть возможности развития традиционного образования в иных направлениях, коими на текущий момент и является направление цифровой трансформации образования.

Т.е., цифровизация является самым важным ресурсом развития образования в нашей стране.

Цифровая трансформация образования является одним из трендов ведущих образовательных систем мира (Сингапур, Финляндия, Корея).

Таблица 1. Национальные проекты

Федеральный проект “Цифровая образовательная среда”

Федеральный проект “Учитель будущего”

Национальный проект «Цифровая

Федеральный проект “Кадры для цифровой экономики”

Федеральный проект “Нормативное регулирование

Федеральный проект “Информационная инфраструктура”

На региональном уровне поставлена задача реализовать целевую модель цифровой образовательной среды (ЦОС).

Цель достаточно объёмная и в ней прописано то, что будет появляться в ближайшем будущем.

Первое важное условие реализации данной цели – условие безопасности. В настоящее время этому удаляется большое внимание, поскольку зачастую в нефильтрованном Интернет – пространстве дети пребывают без контроля взрослых. Проведение различных акций в сети Интернет в рамках и внеучебной деятельности тоже способствуют навыку ответственного поведения и самоконтроля.

Следующий параметр на который обращается серьезное внимание в поставленной цели – саморазвитие и самообразование . Дистанционное обучение напрямую связано с самообразованием и саморазвитием. Причем коренным образом меняется роль учителя в таком формате образования. Учитель не является сейчас носителем уникальной информации – всё уже создано. Главная задача учителя - отбирать нужный материал, помогать детям грамотно ориентироваться в цифровом пространстве, направлять их в достижении образовательных целей. И если учитель в этом компетентен, то сможет легко реализовать электронное обучение, используя различные цифровые платформфы.

Немаловажное условие реализации проекта – подготовка кадров. Сейчас предлагается огромное количество курсов, связанных с цифровой образовательной средой.

И ещё один компонент достижения цели – создание федеральной цифровой платформы. В рамках дистанционного обучения было перепробовано много различных, а разработчики проекта будут добиваться создания единой платформы.

Мы видим, что цифровизация образования – неизбежный этап развития образования. Этапы копьютеризации и информатизации пройдены, цифровизация – следующий этап, предполагающий новые модели образования, управления, новые роли учеников и учителей.

Нормативная база цифровизации опирается на основные документа:

  • Приказ Минпросвещения России от 02.12.2019 N 649 "Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды"
  • Концепция развития цифровой образовательной среды дополнительного профессионального образования на 2019-2021гг.
  • Методические рекомендации по вопросам внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в субъектах Российской Федерации от 14 января 2020 г. N МР-5/02

Исходя из данных нормативных документов, для внедрения целевой модели ЦОС в субъекте Российской Федерации создаётся Центр цифровой трансформации образования, который помогает школам реализовывать мероприятия, направленные на информатизацию:

  • электронный документооборот;
  • планирование финансово -хозяйственной деятельности;
  • электронный дневник и журнал;
  • электронная библиотека;
  • учет освоения общеобразовательных и дополнительных образовательных программ;
  • учет достижений обучающихся и др.

ПРОСТРАНСТВЕННО-ПРЕДМЕТНЫЙ КОМПОНЕНТ ЦОС

161 единица ПК и ноутбуков

53 мультимедийных проектора

19 комплектов ( интерактивная доска+ экран+ проектор)

2 компьютерных класса

2 мобильных компьютерных класса

Более 40 единиц множительной техники

Лаборатории по физике, химии, биологии с мобильным презентационным оборудованием

Музыкально – компьютерный центр и видеомонтажная мастерская

Хорошее состояние здания школы и школьных помещений

Инфозона в холе на первом этаже (жк. телевизор 55” с возможностью выхода в сеть Интернет)

ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ЦОС

Сайт ОО размещенный на хостинге ucoz, ответственный за размещение информации Князев В.А.

Персональные сайты учителей

Школьная цифровая платформа 5-8 классы

Лицензионное программное обеспечение

Контент для инфозоны - текстовые объявления, изображения, видеоролики, презентации

СОЦИАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ЦОС

Общение учащихся, учителей, родителей в группах в социальных сетях и мессенджерах

Профессиональные сообщества учителей (школьные и городские методические объединения учителей – предметников, объединения классных руководителей)

Система совместного доступа при работе с документами

Отношения в рамках социального партнёрства (ЕГУ им. И.А.Бунина, Елецкий медицинский колледж, ЕПЭТ, ГУНПО "ПУ № 30", ГУНПО "ПУ № 25",ОАО "Елецгидроагрегат" и др.)

Таким образом, цифровая трансформация представляет собой переосмысление деятельности, обусловленное уникальными возможностями цифровых технологий, где трансформируемая деятельность (образование) является неотъемлемой частью.

Являясь членом рабочей группы по организации и изучению работы на данной платформе и учителем немецкого языка, можно подвести промежуточные результаты проведенной подготовительной работы по осваиванию школьной цифровой платформы.

В противовес имеющимся различным цифровым платформам, школьная цифровая платформа даёт возможность самостоятельно разрабатывать учебные модули, внося весь необходимый для изучения предмета и дополнительный учебный материал.

Среди достоинств функционала школьной цифровой платформы следует также отметить:

Таким образом, цифровая платформа выполняет роль организатора учебного процесса, является площадкой совместной деятельности учителя, ученика, школьного и классного сообществ в работе по реализации учебных целей и задач.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Актуальные направления цифровой трансформации образования: перспективы и новые возможности развития традиционного образования
МКОУ Бутырская ООШ
Учитель Бартенева Е.С.

Внедрение новых методов и инструментов преподавания и обучения повлекло за собой социальные преобразования, а они, в свою очередь, повсеместное проникновение цифровых технологий во все сферы жизни, в том числе и в образование.
Именно система образования – это мост, который должен обеспечить уверенный переход в цифровую эпоху, связанную с новыми типами труда и резким ростом созидательных возможностей человека.

ОпределениЕ
Цифровая трансформация образования (ЦТО) – это взаимосвязанное (системное) обновление:
• целей и содержания обучения
• инструментов, методов и организационных форм учебной работы
• в цифровой образовательной среде для всестороннего развития КАЖДОГО ОБУЧАЕМОГО, формирования у него компетенций, необходимых для жизни в цифровой экономике.

Цифровизация образования предполагает:
- применение обучающимися мобильных и интернет-технологий, расширяя горизонты их познания, делая их безграничными,
- продуктивное применение цифровых технологий,
- включение обучающихся в самостоятельный поиск,
- отбор информации,
- участие в проектной деятельности,
- формирование у обучающихся компетенций XXI века.

Задачи цифровизации :
1) обучение и повышение квалификации самих педагогических работников по использованию цифровых технологий в образовательной деятельности;
2) реализация цифровых технологий в образовательном процессе;
3) предоставление для коллективного пользования цифровых ресурсов и доступа к ним в облачных ресурсах;
4) обеспечение повышения уровня мотивации к профессиональному использованию цифровых технологий обучающимися;
5) создание инновационных условий развития через внедрение цифровых технологий.
6) оказание информационных и консультационных услуг по использованию цифровых и облачных технологий с неограниченными ресурсами;
7) накопление, систематизация и распространение информации по использованию цифровых и облачных технологий в школе.

Что дает информатизация образованию:
Использование компьютерной техники на общеобразовательных уроках дает возможность:
- повысить у учащихся интерес к предмету,
- облегчить формирование у учащихся основных понятий по изучаемой теме,
- выявить и развить способности,
- овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности,
интеллектуально развивать учащихся.

Плюсы цифровизации:
Приучение к самостоятельности
Отсутствие бумажной волокиты
Экономия.
Упрощение работы педагогов
Шаг в будущее

Минусы цифровизации:
Риск отрицательного результата
Отсутствие творчества
Снижение умственной активности
Плохая социализация
Проблемы с физическим развитием
Полный контроль

Проект включает следующие мероприятия:
- обновление материально-технической базы для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков;
- поддержка образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- создание новых мест в общеобразовательных организациях Воронежской области.

 автоматизирован ряд оценочных процедур для обучающихся, педагогических работников и образовательных организаций. Анализ полученных данных оценочных процедур начинает использоваться при принятии управленческих решений;

 в пилотном режиме 406 образовательных организаций отказались от ведения бумажного журнала и перешли на предоставление информации о текущей успеваемости учащегося в электронном виде, что позволило получить опыт достижения наибольшей открытости образовательного процесса для родителей (законных представителей) и оптимизировать объём отчетности от образовательных организаций.

На сегодняшний день мы имеем фрагменты цифровой трансформации образовательных и управленческих процессов, которые не могут обеспечить кардинальное улучшение качества образовательной системы Воронежского региона, что в свою очередь, ставит на первый план задачу синхронизации всех процессов, обеспечивающих достижение результатов.

Цифровая трансформация образования – что именно она трансформирует?
Цифровая трансформация — не просто насыщение образовательных организаций цифровыми средствами, компьютерами, современными гаджетами.
В первую очередь, цифровая трансформация — развитие и внедрение в образовательный и управленческий процесс принципиально новых технологии (искусственный интеллект, блокчейн, анализ данных и интернет вещей), и как следствие – глубокое преобразование образовательных услуг, структуры школы, стратегии её развития, работы с обучающимися и родителями. Сегодня по сути цифровая трансформация – это трансформация модели организации образовательного процесса.

Зачем нужна трансформация?
Такие изменения трансформируют образовательный процесс в максимально персонифицированный, адаптированный под конкретного обучающегося, его индивидуальные потребности, запросы и дефициты. Учитель сегодня перестал быть основным источником знаний. Классно-урочная система уступит место более гибкой, свободной и индивидуализированной форме, где учебный процесс базируется на умении находить информацию и работать с ней, развитии компетенций, формированию компетентного паспорта обучающегося, педагога.
Главное, что очевидно происходит, – меняется процесс.
В 2021 году муниципальный этап Всероссийской олимпиады впервые организовали в онлайн режиме. Санитарно-эпидемиологическая обстановка в регионе внесла свои корректировки. Очное проведение олимпиады в школах заменили решением олимпиадных заданий через цифровую платформу. В результате в олимпиаде смогли принять большее количество участников. Безусловно для многих педагогов – такая форма проведения непривычна.

Информационные системы и их возможности

Здесь первостепенная цель не массовое внедрение цифровых образовательных платформ и информационных систем, а создание целостной экосистемы, в которую цифровые платформы, безусловно, войдут как часть. И если дети, как сейчас принято говорить, уже рождаются с гаджетами в руках, то их родителям и учителям придётся приложить некоторые усилия для освоения электронных сервисов. Но здесь самое сложное не столько освоение, сколько осознание того, что это надо делать, что это единственно правильный путь. Для этого необходимо переосмыслить сам процесс.

Пример: Внедрение электронного журнала, традиционные уроки на интерактивной доске и т.д. – это не цифровизация, это просто смена инструмента на более удобный, современный, совершенный. При этом нет принципиально разницы оценка в электронном журнале или в бумажном. Нет изменения процесса, а цифровая трансформация – это про изменение процесса, в частности когда та же оценка становится формирующей и получается исходя из анализа множества условий, а не только исходя из того правильный ответ или нет.
Словом, автоматизация – это не цифровизация.

Заменит ли компьютер и цифровые платформы педагога?
Меняется роль учителя, т.к. он перестает быть единственным источником знаний, его роль трансформируется, т.к. меняется процесс. Если учитель это понимает, что есть новые инструменты, которые дают новые возможности в плане повышения качества образования – то никакая платформа не сможет заменить такого учителя. Совсем не давно нам было тяжело представить, что учителя так массово будут проводить уроки в zoome и других мessenger. А сегодня это реальность. Детям нужны учителя, ровно как и учителям нужны дети. Но нужны учителя, которые понимают, как использовать все современные технологии, чтобы повысить качество образования ребенка.

В процессе дистанционного обучения, как части цифровизации, учителя освоили работу с цифровыми инструментами и сервисами:
Сервисы для организации общения (чаты)
Сервисы для организации видеоконференцсвязи
Сервисы для совместной работы над документами, обмена большими объемами данных
Программные продукты для удаленного доступа к ПК

ментальные карты
Сервисы для создания интерактивных упражнений, игр, кроссвордов и викторин
Инструменты для создания графики и инфографики
Онлайн-доски
Интерактивные карты и ленты времени
Сервисы для создания презентаций

Цифровые инструменты и сервисы
Mindmeister
Для коллективной работы по созданию интеллект-карт. Обмен интеллект-картами с неограниченным количеством пользователей. Взаимодействие в режиме реального времени, визуализация идеи в презентацию, экспорт в различные форматы.

Цифровые инструменты и сервисы
iBrainstorm
Инструмент для совместной работы с несколькими устройствами. Совместная работа класса. Доска для рисования. (только для устройств Apple)

Цифровые инструменты и сервисы
Timetoast
Инструмент для совместной работы над созданием временных школ в онлайн. Можно делиться графиками с группами или отдельными пользователями.

Цифровые инструменты и сервисы
Padlet
Виртуальная интерактивная доска для командного взаимодействия и размещения различного контента. Можно комментировать размещенную информацию, задавать вопросы аудитории в режиме реального времени.

Цифровые инструменты и сервисы
Scrumlr
Виртуальная доска со стикерами, инструмент для совместной работы с возможностью внесения изменений каждым участником в реальном времени

Цифровые инструменты и сервисы
Рисование, видео, мультимедиа
WeVideo – онлайн видео редактор
BookCreator – инструмент для создания цифровых книг
Explain Everything – инструмент для проектирования, создания скриншотов и интерактивной доски, который позволяет комментировать, анимировать любые файлы
Infinite Painter – инструмент для рисования на планшетах

Цифровые инструменты и сервисы
Canva
Canva – инструмент для создания уникального контента: открытки, рабочие листы, инфографика и пр.

Сервисы для организации общения:
ВКонтакте
WhatsApp
Telegram

Сервисы для организации видеоконференцсвязи

Сервисы для совместной работы над документами, обмена данными

Как цифровое обучение изменит школы и образование

Сегодня поговорим о цифровом образовании будущего. Каким оно будет уже совсем скоро, чего боятся родители и учителя, какие меры по цифровизации образования государство принимает уже сейчас и что школьников России ждет в ближайшие 10 лет.

Что такое цифровое обучение

Под цифровым обучением обычно понимается целая когорта явлений. Иногда, говоря о цифровизации образования, подразумевается переход учеников на дистанционное обучение с использованием современных средств связи типа Zoom или Discord. А иногда речь идет об использовании IT-технологий в качестве дополнения к уже существующим образовательным практикам. Туда же относится и подготовка будущих специалистов, которые смогут обрести необходимые навыки, чтобы соответствовать реалиям цифровой экономики и помочь сократить дефицит кадров в сфере информационных технологий.

Работники за ноутбуками

В общем, это комплексная система модернизации процесса обучения, так или иначе затрагивающая все ключевые аспекты образовательного процесса.

Обновленный формат школ

Формат школ постепенно меняется, организуется так называемая цифровая среда. Даже в России задействуются облачные системы (электронные дневники), электронные доски с интерактивным контентом, компьютеры и планшеты. В школах появляется доступ к высокоскоростному интернету. Все чаще план урока включает в себя интерактив на базе информационных технологий и прочие прелести цифровой эпохи.

Цифровое образование не ограничивает школы классическими методами и средствами обучения. Сам процесс обучения становится гораздо шире, вовлекает учеников эффективнее, чем когда-либо и предлагает все необходимое для благополучного усвоения знаний.

Учебники будущего

Знания постепенно кочуют в интернет. И студенты вузов, и школьники задействуют в процессе обучения интернет-ресурсы, черпая оттуда необходимую информацию. Стандартные школьные пособия еще в ходу, но постепенно отходят на второй план, так как ученики сами предпочитают электронные варианты учебников и методичек.

Поэтому в школах будущего важную роль играют цифровые библиотеки. Такие уже много лет существуют на базах высших учебных заведений. А с 2015 года по закону все школьные учебники должны иметь электронную копию. Но что еще важнее, цифровые технологии позволяют сделать образовательный контент интерактивным, внедряя в обычные школьные уроки AR- и VR-технологии.

По крайней мере, разработчикам есть что предложить на базе новейших технологий. Но повсеместное внедрение подобных новшеств потребует куда больше времени.

Преподаватели как медиаторы

Сейчас знаний хватает в интернете, и учитель не является эксклюзивным источником информации. Но при этом он все еще необходим, чтобы сориентировать учеников и не дать им потеряться в огромном количестве доступной информации.

Цифровой аттестат

Правовая база в разных странах мира также постепенно адаптируется под новые реалии. В частности, в РФ планируется до конца 2025 года создать более 3500 онлайн-курсов. Впоследствии обучение на этих курсах будет сопровождаться выдачей соответствующих документов.

Уже сейчас можно получить диплом государственного образца, пройдя обучение на платформе Skillbox, то есть это неиллюзорная возможность получить полноценное высшее образование в сети. Со временем эта тенденция будет только ускоряться в своем развитии и проникновении в различные сферы жизни.

Цель цифрового обучения

Цифровизация образования – это не альтруистическое движение по развитию общества и стремление к киберпанк-будущему. У государства свои выгоды – ему не хватает специалистов, работающих в IT-сфере. Нужны люди, которые могут сделать вклад в цифровую экономику. А таких регулярно не хватает.

Ребенок обучается за планшетом

Правительство наконец сообразило, что нужно что-то срочно менять и поэтому активнее продвигает госпрограммы, направленные на цифровизацию образования. Иначе бизнес так и не сможет на равных конкурировать с представителями стран Европы и США.

Какие элементы технологий и какую роль играют в образовании

Финский журнал Phenomenal Education поддерживает точку зрения, что всеобщая цифровизация должна непосредственно коснуться образовательного процесса. Более того, в этом журнале был опубликован материал, описывающий значимость различных видов контента в образовательном процессе 21 века.

Медиа

Медиаконтент в сети, а также интерактивные цифровые учебники постепенно заменяют классические источники знаний.

Сейчас проще усвоить что-то, взглянув на красочный ролик, пройдя тест на компьютере или ознакомившись с объектам изучения в виртуальной реальности. Именно контент в разных его формациях станет основой для обучения.

Главное, чтобы преподаватель был достаточно компетентен в использовании современных технологий для построения эффективного учебного процесса в эпоху цифровизации образования.

Коммуникационные ресурсы

Возможность коммуницировать по сети в образовательном процессе становится краеугольным камнем в цифровизации всего образования. Все онлайн-курсы построены на общении по сети, и в школах будущего такой метод взаимодействия определенно будет необходим.

Конференция в Zoom

Важную роль играют сервисы в духе Discord, на которых происходит общение между студентами, а также хранятся ссылки на важные учебные материалы.

Информационные ресурсы

Это к вопросу о хранении данных. Интернет – это бесконечное пространство для добычи знаний, но эта бесконечность может стать проблемой. Важно, чтобы в мире существовали доверенные образовательные ресурсы, доступные студентам по всему миру.

Да, есть Википедия, на которой хранится большой стек знаний со ссылками на источники, которые несложно проверить. Кроме нее, есть специализированные онлайн-библиотеки и вебинары от специалистов в разных областях науки.

Но хватает и низкосортных ресурсов с некорректными данными. Поэтому нужны верифицированные сайты, проверенные профессионалами.

Программы для создания контента

Стандартные средства будут отходить на второй план. Дети будут набирать тексты на компьютерах. Этот навык им будет нужнее, чем навык письма от руки. Рисовать будут на Айпэдах, используя различные программы и стилусы, а музыку сочинять в Logic Pro и его аналогах. На практике же творчество целиком и полностью оцифровано не будет. Люди не откажутся от масляных красок и акустических гитар, но решать примеры, писать сочинения и делать чертежи с большей долей вероятности будут в основном на компьютерах.

Программы для создания новых сценариев мышления

IT-технологии позволяют не только быстро находить нужную информацию, но и использовать ее по-новому: организовывать в различных форматах, интерпретировать, визуализировать, делать доступнее для восприятия и популярнее.

Компьютер может выступать в роли бесконечного полотна для категоризации полученных из сети данных и их демонстрации в максимально удобном для восприятия виде. Это как дополнительный мозг с продвинутым набором инструментов для работы с информацией.

Доверив хранение и распределение данных компьютеру, ученики смогут посвятить себя более значимым видам деятельности.

Платформы для кооперативной работы

Программа для монтажа видео

Clubhouse – это отличный пример того, как мог бы выглядеть идеальный цифровой учебный класс. В группу по клику присоединяется весь класс, слушает, при необходимости делает запрос и получает право голоса. Никто друг другу не мешает.

Подобные сервисы станут ключевым ПО для организации цифрового обучения.

Плюсы цифрового образования

Студенты начнут больше работать самостоятельно. Им больше не будут разжевывать информацию в школе. Они будут сами ее искать, учиться применять и распространять.

Больше не придется тратить бумагу, таскать учебники, заводить тетради. Во-первых, все это носить нецелесообразно и неудобно. Во-вторых, планета скажет спасибо.

Родителям не придется сдавать деньги на шторы, новые парты, бассейн (то есть на машину директору). Даже за учебники вряд ли придется платить, если только государство и школы не захотят продавать электронные учебные материалы по подписке через App Store или Госуслуги.

Учебная программа будет развиваться стремительнее. Больше не будет ограничений в виде изданных книг и пособий. Самая актуальная информация будет всегда под рукой, а IT-технологии будущего помогут создавать уроки все более разнообразными и захватывающими.

Зумеры и их дети погружены в мир технологий, и новые преподаватели будут подкованы в той сфере, где учащиеся уже чуть ли не с рождения спецы.

Минусы цифрового образования

Некоторые преподаватели считают, что технологии будут отвлекать детей от обучения. Исследования подтверждают, что даже взрослых уведомление в смартфоне может сбить с толку. На учителей кладется обязательство сделать уроки интереснее ленты в Тик Токе. И это будет трудно.

Умственное и физическое развитие замедлятся. Меньше активности как для мозга (чаще можно обратиться за информацией в сети), так и для тела (меньше прогулок и занятий физкультурой в школе) может негативно сказаться на людях будущего.

Мифы о цифровом обучении (в РФ и не только)

Такая благодатная тема, как цифровизация образования, не могла не обрасти десятками мифов от озабоченных родителей и чересчур активных граждан. Причем мифы тут на уровне самых безумных антипривочников.

Существует документ, утверждающий, что дистанционный формат обучения станет основным

Такого нет. Минпросвещения это подтверждает. Никто в одночасье не уничтожит все существующие в РФ школы.

Развитие технологий приведет к полному переходу на онлайн-обучение

Все проекты, связанные с дистанционным обучением, нацелены на тех детей, что не могут посещать школу. Остальных не станут насильно переводить в онлайн. Это станет выбором родителей.

Ребенок сидит за ноутбуком

Проекты в духе ЦОС нужны, чтобы сократить количество учителей и школ

Никто не исключает школу и действующих преподавателей из образовательной деятельности. Роботов-педагогов у нас пока нет.

Цифровизация сделает детей глупее

Цифровизация стоит слишком дорого. Где-то есть подвох

Нет. Просто необходимое оборудование стоит больших денег. Сэкономить тут не получится, ведь в стране больше 40 000 школ, нуждающихся в обновленной технике.

Цифровизация не нужна, потому что раньше нормально учились без гаджетов и интернета

А еще раньше женщин на костре жгли и ездили на гужевых повозках. Никто же не отказывается от авто и не проводит безумные ритуалы?

В интернете хватает онлайн-курсов. Нет надобности в госпрограммах

Нужна централизованная платформа для государственных школ с единой программой, чтобы та могла стать безукоризненной альтернативой для текущей.

Как происходит цифровизация образования в России

Россия предпринимает меры по цифровизации образования. Появляется все больше госпрограмм, грантов и льгот для тех, кто все это дело двигает в массы.

Как я уже отметил выше, страна нуждается в специалистах нового поколения, подкованных в области IT и способных повлиять на развитие различных сфер бизнеса в пределах РФ.

Программа цифровизации образования из отчетов EdCrunch

EdCrunch – это крупная конференция, организованная силами Минобрнауки, Минпросвещения и десятком других организаций. На конференции обсуждаются вопросы цифрового образования. Спикеры рассказывают о том, как можно усовершенствовать процесс обучения с применением современных технологий, сделав его эффективнее.

Да, уже есть стандарты школы будущего, и звучат они крайне футуристично. К примеру, у каждого преподавателя должен быть планшетный компьютер на базе отечественной операционной системы. В школах наконец появится система видеонаблюдения, нормально работающий WiFi и телевизоры со Smart TV.

Прогрессивная школа с современным оборудованием

Документ получился весьма подробным. В нем детально описано необходимое программное и аппаратное оснащение, прописаны необходимые стандарты, а также указаны цели внедрения тех или иных технологий и устройств в образовательный процесс. Ознакомьтесь ради интереса!

Проект ВШЭ и ЦСР

Разработка и апробация новых цифровых учебно-методических комплексов, замещающих традиционных учебники. В их проектировании даже искусственный интеллект применяется, чтобы тот подстраивались под нужды конкретного ученика.

Создание систем автоматической объективной оценки знаний.

Создание систем-фильтров для поисковых служб, чтобы обучающиеся могли пользоваться только качественными и безопасными источниками информации в сети.

Включение в образовательную программу обучающих игр и цифровых симуляторов, чтобы сильнее вовлечь учеников в процесс обучения.

Внедрение в образовательную систему программного обеспечения, которое упростит ведение отчетности и сведет к минимум все бюрократические помехи.

Вместо заключения

Избежать цифровизации образования не получится, как и не удалось это провернуть с любой другой сферой деятельности человека. Технологии всех повлекут за собой в будущее, а людям нужно подготовиться к этому и вовремя адаптироваться.

Насколько гладко пройдет процесс и насколько полезен окажется переход в новую эру, зависит от технических средств и компетенции учителей. Нужно проделать большую работу, чтобы уровень образования не пострадал. И эффективные меры в этом направлении уже принимаются.


Почти в каждом классе современной школы можно найти интерактивную доску, многие учителя используют социальные сети и мессенджеры, чтобы оставаться на связи с учениками и задавать им домашку. Как ещё использовать технологии в образовании? Наш блогер Олеся Дворак перевела статью о том, как устроено цифровое образование.

Наше общество и деловая жизнь в высшей степени цифровизованы, но образовательные организации только делают первые шаги, чтобы стать цифровыми. При этом оцифровка преподавания и обучения не может быть достигнута путём покупки компьютеров, планшетов или интерактивных досок. Каким бы нелогичным это ни казалось, бездумно приобретённое технологическое оборудование часто оказывается препятствием, замедляющим цифровизацию.

Цифровизация школы всегда должна включать в себя создание новых, более эффективных процессов обучения и преподавания в области информационных технологий, которые делают возможными новые процессы, а не просто заменяют ручки или доски электронной версией. Технология всегда должна приносить пользу педагогике.

Информационные технологии могут использоваться, чтобы обогатить преподавание и увеличить его методическое разнообразие, тем самым предоставляя студентам предпосылки для изучения нового материала. Использование информационных технологий в преподавании и обучении должно осуществляться систематически, исходя из стратегических целей учебной программы и учебного заведения.

Основное внимание при использовании технологий в образовании стоит уделять не обучению техническим навыкам, а использованию педагогических информационных и коммуникационных технологий в различных предметах и темах. На самом деле, наибольшее преимущество от использования технологий получают, когда пользуются ими систематически в процессе обучения.

Роль цифровых инструментов в обучении и преподавании

1. Медиа

Информационные технологии действуют как средство обучения, например для распространения учебного материала, который может быть создан учителем или доступен в интернете. В настоящее время в интернете доступно большое количество готовых материалов, таких как учебные объекты, видеоклипы и онлайн-журналы.

2. Информационный ресурс

3. Связь

4. Инструмент для создания контента

Информационно-коммуникационные технологии наиболее полезны, когда учащиеся используют их для создания собственного контента. Учащиеся могут создавать свои собственные тексты, изображения, звук, музыку и так далее на компьютерах или мобильных устройствах. Более продвинутая форма использования информационных технологий подразумевает, что учащиеся создают интерактивный контент и используют программы и алгоритмы в своих выходных данных.

5. Канал публикации

6. Инструмент для разработки собственных концептуальных артефактов

Используя информационные технологии, учащиеся могут разрабатывать свои собственные концептуальные артефакты: концептуальные карты, диаграммы или графики. В этом случае ИТ выступают в качестве важного инструмента мышления. Важным является не сам результат, а процесс, когда учащиеся разрабатывают свои собственные информационные структуры и способы мышления.

7. Платформа для совместного создания знаний

Среда онлайн-обучения предлагает инструменты для совместного обучения. Например, дискуссионные форумы. Принцип совместного создания знаний заключается в том, что совместное формирование информации — создание знаний — способствует лучшему обучению и лучшему конечному результату, чем работа в одиночку. Совместное построение знаний онлайн важно для обучения, потому что этапы процесса формирования знаний документируются и остаются видимыми. Впоследствии их можно просмотреть повторно, вернуться к представленным мыслям и развить их позже.

8. Думающий спутник

В современном информационном обществе роль компьютера или информационно-коммуникационных технологий приближается к роли мыслящего партнёра. Хотя компьютеры ещё не способны думать самостоятельно, они могут поддержать мыслительные процессы учащихся, например задавая аналитические вопросы и размышления (или отражая мысли).

Цифровое обучение

Основная цель цифрового обучения не в технологии, а в том, что информационные технологии как метод делают возможным новое в обучении и преподавании. Информационно-коммуникационные технологии позволяют использовать методы, способствующие обучению, которые не могут быть реализованы на практике иначе. Цифровое обучение вводит несколько педагогически значимых методов работы для контактного и дистанционного обучения. В центре внимания цифрового обучения находятся совместные формы работы, как в контактных, так и в дистанционных ситуациях.

Цифровое обучение может состоять, например, из онлайн-обучения и систематической работы с учебными заданиями

Задачи обучения определяют, как учащиеся наблюдают и обрабатывают информацию, как они учатся. Поэтому цель учебных заданий всегда состоит в том, чтобы узнать что-то новое, а не проверить то, что уже изучено. Ещё одним ключевым элементом цифрового обучения является создание знаний. Учащиеся объединяют и конструируют новые для себя знания, используя разные источники: веб-страницы, книги, журналы или личный опыт и наблюдения. Обучение — деятельность, в которой учащиеся создают новую информацию.


Создание знаний также может быть совместным. Цифровое обучение позволяет легко обсуждать и развивать идеи вместе с учителем и другими учениками. Поэтому важно публиковать идеи и результаты, находящиеся в процессе разработки, получать отзывы о них в ходе процесса и развивать их вместе. Если учащиеся получают обратную связь только в конце учебного процесса, они не смогут использовать её в процессе обучения.

Как разработать эффективный процесс цифрового обучения?

Преподаватели влияют на обучение в режиме онлайн с помощью техник, которые отличаются от тех, которые используются в контактном обучении. Поэтому цифровое обучение должно быть изучено и разработано в большей степени.

Разработка традиционного контактного обучения основывалась на деятельности учителя и учебного процесса, в то время как при разработке цифрового обучения отправной точкой должно быть проектирование процесса обучения учащегося. Чтобы понять, какие действия учителя и руководства, какие задачи будут способствовать процессу обучения, необходимо сначала разработать сам процесс обучения или понять, какая познавательная деятельность нужна ученику для изучения вопроса. Это можно считать сменой парадигмы в учебном дизайне.

Отправной точкой для разработки процесса цифрового обучения является определение цели обучения, а также предыдущие знания и компетенции учащихся. Понимание компетенции, знаний и навыков, приобретаемых в результате процесса обучения на основе предыдущей компетенции учащихся, даёт чёткую основу для построения процесса обучения. Ключевой проблемой при проектировании является признание того, что разные учащиеся учатся и достигают компетентности в соответствии с целями по-разному.

Как люди учатся? Обучение основано на процессе преподавания. Его различные элементы: учебная ситуация, учебные задачи, само преподавание, а также тьюторство и обратная связь — тесно связаны друг с другом и формируют единый временной континуум. В цифровом обучении учебные ситуации, как контактные, так и дистанционные, равномерно распределены. Процесс цифрового обучения определяется инструкциями и обратной связью в течение всего учебного процесса, на основе которого учащиеся развивают свою собственную компетентность.

Читайте также: